Тюремная жизнь, любовь к Валентине Токарской
В Воркуте Алексей обустроился достаточно благополучно. Начальник тюрьмы с симпатией относился к известному кинематографисту и позволил ему покидать пределы городской колонии. Алексей Яковлевич Каплер трудился в местной фотолаборатории, а в свободное время много писал и размышлял о жизни. В Воркуте он познакомился с известной советской актрисой Валентиной Токарской, которая отбывала наказание за то, что в начале войны попала в плен к немцам и, чтобы выжить, согласилась сотрудничать с ними. Находясь в ссылке, сценарист предложил ей выйти за него замуж и получил в ответ согласие. Токарская скрасила тюремные будни Алексея Яковлевича и даже вытащила его из петли, когда в момент наибольшего отчаяния он пытался наложить на себя руки.
В 1948 г. закончился срок заключения Каплера. Ему настоятельно рекомендовали не возвращаться в Москву и держаться подальше от Аллилуевой. Алексей Яковлевич и не думал искать встреч с дочкой Сталина, однако в столицу решил поехать, чтобы из неё отправиться в Киев навестить родителей. Как только он оказался в Москве, его снова арестовали и по очередному сфабрикованному делу отправили в лагерь, расположенный в посёлке Инта. В этот раз Каплеру не было никаких поблажек. Вместе с остальными заключёнными он тяжело работал в шахте. И только любовь к оставшейся в Воркуте Валентине Токарской помогла ему выжить в то нелёгкое время. Переписываясь с любимой женщиной, он верил, что наступит день, когда они смогут навсегда воссоединиться.
Рождение и семья
Алексей Яковлевич Каплер появился на свет 28 сентября 1903 г. (по другим данным — 1904 г.) в Киеве, в богатой еврейской семье. При рождении ему было дано имя Лазарь, однако впоследствии он сменил его. Отцом мальчика был знаменитый киевский портной Каплер Яков Нафталиевич. В его ателье, расположенном на Пассаже, одевалось всё высшее общество украинской столицы. Каплер виртуозно шил наряды любой сложности. Его модели получали главные призы на международных выставках. Кроме ателье, Яков Нафталиевич владел одним из лучших в Киеве банным заведением, где можно было не только попариться, но и поплавать в бассейне или принять душ Шарко. В собственности предприимчивого портного также были торговые помещения, которые он сдавал в аренду, отель «»Сион»» и даже небольшая синагога.
Примечания[править | править код]
- ↑
- ↑ Каплер Алексей Яковлевич // Большая советская энциклопедия:
- ↑ Дата обращения: 12 октября 2019.
- . Дата обращения: 3 января 2015.
- Каплер // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Так в записи о рождении Лазаря Каплера в метрической книге Киевского раввината за 1903 год.
- ↑
- . Дата обращения: 3 января 2015.
- Режиссёр, опасаясь реакции местных антисемитов, предложил молодому актёру и его партнёрше взять псевдонимы:
- Дата обращения: 12 октября 2019.
- Дата обращения: 13 апреля 2013.
- Дата обращения: 12 октября 2019.
- Дата обращения: 12 октября 2019.
- Дата обращения: 12 октября 2019.
- ↑ Дата обращения: 3 января 2015.
- ↑
- . Дата обращения: 3 января 2015.
- . Дата обращения: 3 января 2015.
- . Дата обращения: 19 января 2013.
- Каплер А. Я. «Я» и «мы». Взлёты и падения рыцаря искусства. — М.: Книга, 1989. — С. 12. — 287 с. — ISBN 5-212-00361-X.
- Дата обращения: 4 декабря 2012.
- , с. 227,291.
- , с. 216,280.
Личная жизнь
Личная жизнь артиста отличается несказанной насыщенностью. Первый официальный брак мужчина оформил с Татьяной Тарновской, актрисой советского кино. Их брак, для которого Каплеру пришлось креститься, продлился немногим более 8 лет. Кроме сына Анатолия от этого союза, у Каплера больше не было детей.
После развода Алексей жил в фактическом браке со сценаристкой и врачом Татьяной Златогоровой. Расставшись с ней, позже сожительствовал с актрисой Галиной Сергеевой.
Татьяна Тарновская, первая жена Алексея Каплера
Переломным моментом в жизни артиста стало знакомство со Светланой Аллилуевой – дочерью Иосифа Сталина. В момент встречи на вечеринке по случаю празднования годовщины Октябрьской революции Каплеру было около 40 лет, а девушке – 16.
Мужчина пригласил Светлану на танец, сделав несколько галантных комплиментов. И тогда почувствовал, что его сердце тает. С того дня именитый режиссёр, писатель и сценарист не мог думать ни о ком другом, кроме скромной девушки. Ухаживания за дочерью Сталина проходили непросто: Аллилуева выходила на улицу только в сопровождении охранников, но мужчина не отступал.
Алексей Каплер и Светлана Аллилуева
Каплер водил девушку на культурные мероприятия, показывал шедевры мирового кинематографа. Встречи проходили целомудренно, но Сталину всё равно донесли. Режиссёр отправился в окружённый Сталинград и писал оттуда репортажи, в текстах которых проглядывались прямые намёки на роман со Светланой.
Влюблённым пришлось расстаться: прощались, тесно прижавшись и едва дыша, а из соседней комнаты с них не сводил глаз сопровождающий. Накануне Алексею позвонили и настойчиво порекомендовали отправиться на фронт для сбора информации к готовящемуся кинофильму. Но мужчина, ослеплённый любовью, ответил резким отказом. На следующий день Каплера арестовали за антисоветскую агитацию, приговорили к 5 годам и отправили в Воркуту. Мужчина устроился работать фотографом, поскольку ему разрешали покидать территорию, огороженную колючей проволокой.
Алексей Каплер с лисенком
Тут он познакомился с актрисой Валентиной Токарской, которая умела замечательно петь и танцевать. Несмотря на заключение, женщина чувствовала себя вполне комфортно, а её любовь к жизни и очарование покорили Каплера. По слухам, одно время режиссёр находился в глубочайшей депрессии, а Токарская буквально вынула его из петли.
По окончании срока Алексей вернулся в Москву, несмотря на запрет появления в столице и свиданий с Аллилуевой. Но Каплер и не искал с ней встреч: воспоминания о ссылке тяжелым камнем легло на его душу, вытравив чувства к дочери «вождя народов». Мужчина хотел отправиться в Киев и встретиться с родителями, но, едва войдя в поезд, был арестован и снова получил срок.
Алексей Каплер и его вторая жена Валентина Токарская
В этот раз Алексея отправили в поселок Инта, где уже не было никаких поблажек. Режиссёр наравне с остальными работал в шахте. Мужчина пробыл в заключении немногим меньше 10 лет: к концу второго срока Алексею посчастливилось. Вождь отправился к праотцам, а Каплер с Токарской попали под амнистию.
Вернувшись в Москву, пара расписалась, и жизнь стала постепенно налаживаться. Но тут на горизонте появилась Светлана Аллилуева, которая к тому времени уже дважды побывала замужем. Женщина призналась, что думала только о нем, но Каплер ответил отказом.
Алексей Каплер и Юлия Друнина
Благородство недолго удерживало Каплера возле Валентины. В 1954 году мужчина познакомился с замужней поэтессой Юлией Друниной, когда та поступила на курсы сценаристов, где Каплер преподавал. Женщина 6 лет сопротивлялась захлестнувшим чувствам, стараясь сохранить союз с Николаем Старшиновым: у них росла дочь Елена.
Когда девушка не смогла больше противиться любви, она развелась с мужем, а Алексей расстался с женой. Мужчине на момент свадьбы было 50 лет, а его возлюбленной – всего 30. О любви пары говорила вся столица: они будто были созданы друг для друга. Влюблённые ни на минуту не расставались, а их история любви напоминала сказку.
Берию арестовали, Каплера отпустили
В 1953 году умер Сталин, и Каплеру пришло время освобождаться. Но его, ко всеобщему удивлению, отправили «вагонзаком» в Москву, на Лубянку, в следственную тюрьму. Правда, на допросы не вызывали, и он терялся в догадках по поводу своей участи…
Когда Каплер вышел из тюрьмы, то на уличном стенде он прочитал газетное сообщение об аресте Берии. Сел на скамейку в маленьком сквере возле памятника Воровскому и… заплакал.
Умер он в 1979-м после тяжелой болезни.
Две женщины, которых Каплер по-настоящему любил, покончили с собой. Златогорская повесилась в лагере, а Юлия Друнина свела счеты с жизнью за месяц до развала Союза, в ноябре 91-го. Похоронена рядом с Каплером.
Людмила КУДРЯШОВА.
О нем
Этого талантливого человека знали и любили как сценариста и режиссера известных фильмов, бессменного ведущего «Кинопанорамы». Лазарь, позднее ставший Алексеем, Каплер родился осенью 1903 в Киеве в состоятельном еврейском семействе. В этом же городе учился в гимназии, выступал в эстрадном театре. В конце 1930-х стал известным сценаристом, одним из творцов фильма «Ленин в Октябре», впечатлившего И. Сталина. За эту работу вместе режиссером М. Роммом, исполнителем главной роли Б. Щукиным получил государственную награду – орден Ленина, а впоследствии и Сталинскую премию. Представительницы прекрасного пола буквально очаровывались Каплером практически после первых минут знакомства. Про любовные подвиги кинематографиста ходили легенды. Его первой любовью стала актриса Вера Холодная. А потом было еще много женщин, которых любвеобильный Каплер умел понимать. В 1942 у 40-летнего Алексея Яковлевича завязался роман с юной дочерью Сталина Светланой Аллилуевой, что вызвало гнев ее отца. Такая дерзость и опрометчивость в выборе возлюбленной стоила Каплеру вычеркнутых 10 лет жизни, которые он провел в заключении. Свободу мастер получил летом 1953, после смерти «вождя всех времен и народов», а спустя год был реабилитирован. Несмотря на тяжелые испытания, Алексей не утратил тяги к романтике. Он сумел восстановить старые связи, включиться в творческий процесс. Каплер запретил себе переживать о том, что осталось в прошлом, и заставил себя верить в будущее. А грядущее предстало пред ним в виде прошедшей тяжкие испытания войной молодой поэтессы Юлии Друниной, неисправимо романтичной, как и сам Алексей.
Начало войны, знакомство со Светланой Аллилуевой
В 30-е годы от сталинских репрессий пострадало огромное количество представителей советской интеллигенции, однако Каплера они не коснулись. Получив престижную правительственную награду, он стал одним из немногих, кого можно было назвать баловнем судьбы. Но так продолжалось недолго. В начале Великой Отечественной войны Алексей Яковлевич отправился на фронт в качестве военного корреспондента. В ноябре 1942 г. он вернулся в Москву и был приглашён сыном Сталина Василием на вечеринку, приуроченную к годовщине Октябрьской революции. На торжестве присутствовала 16-летняя дочь вождя всех народов Светлана Аллилуева. Сценарист, которому к тому времени уже исполнилось 39 лет, без памяти влюбился в девушку, и она ответила ему взаимностью. Однако встречаться с дочерью столь высокопоставленного человека было непросто. Света никогда не выходила из дома без сопровождения, и сценарист вынужден был водить её на выставки, в кино и музеи под присмотром охранников.
Для юной Аллилуевой роман с Каплером стал первым серьёзным чувством, ради которого она готова была пожертвовать всем, что у неё есть. У Алексея Яковлевича до встречи со Светланой за плечами был один официальный и два гражданских брака. В 1921—1930 годах он был женат на актрисе Татьяне Тарновской. От этого брака у него рос сын Анатолий. После развода он жил некоторое время со своей коллегой по цеху Татьяной Златогоровой, затем состоял в отношениях с актрисой Галиной Сергеевой. Но хоть за Каплером и тянулась слава героя-любовника, он по-настоящему полюбил дочку Сталина. Ему безумно нравилась эта скромная и образованная девушка, и он не мог ничего поделать со своими чувствами.
«Вредный элемент»
Воркутинское начальство отнеслось к новому зэку уважительно — Каплера тогда знали все. В первые же дни его сделали бесконвойным и предложили написать о горняках Заполярья. Но Алексей Яковлевич, собравшись с духом, отказался. Писать о Воркуте так, как писали о Комсомольске-на-Амуре, который якобы строили добровольцы, ему совесть не позволяла. А рассказывать правду было нельзя. О чем он и заявил начальству, которое, как ни странно, не стало его за это наказывать.
В Воркуте Каплер работал, можно сказать, по специальности — писал для лагерного театра, был фотографом. В 1948 году закончился его 5-летний срок. Однако, как и многим бывшим зэкам, ему запрещалось проживать в столице.
Но Каплер не выдержал и заехал в Москву, где его опять арестовали и как «социально вредному элементу» дали еще пять лет. На сей раз он попал в Инту, в Минлаг, где находились «особо опасные» заключенные.
История любви, похожая на сказку с грустным концом
Скитания по лабиринтам жизни, свидания и расставания, страсти благодаря каким-то удивительным стечениям обстоятельств привели к судьбоносной встрече двух людей с солидной разницей в возрасте. Каплер в момент их знакомства в 1954 был женат на актрисе Валентине Токарской, с которой его свела лагерная жизнь. Друнина тоже была замужем, имела дочь. Однако любовь, поразившая их, словно удар молнии, была так сильна, что пара не могла ей сопротивляться. Даже брачные узы не сдержали взаимное и мощное притяжение Алексея и Юлии. В 1960 они окончательно решили быть вместе, разорвав отношения с законными супругами. Пара оказалась настолько гармонична, словно люди, ее создавшие, были созданы друг для друга. Те, кто близко знал Друнину и Каплера, говорили, что муж надел на жену хрустальные туфельки вместо солдатских сапог. Действительно Алексей Яковлевич очень трогательно относился к своей молодой супруге, взяв все бытовые заботы на себя, максимально оградив от житейских трудностей. Каплер урегулировал отношения поэтессы с Симоновым и Антокольским, помог выйти в свет многим ее произведениям. Когда появлялись ее книги, Алексей Яковлевич, по словам работников магазина «Поэзия», приходил и договаривался о больших заказах и даже обещал их выкупить, если сборники будут залеживаться. А Юлия Владимировна много и упорно трудилась. Из-под ее пера выходили не только искренние, проникновенные стихи о том единственном, который подарил ей великое счастье любви, но и прозаические, публицистические произведения. Супруги практически не расставались, проводя вместе все свободное время. Особенно любили проводить отпуск в Доме творчества писателей в п. Планерское (Коктебель) с обязательными пешими походами в Старый Крым, подъемами на Кара-Даг. Они были счастливы в своей большой любви. Девятнадцать лет абсолютно счастливой жизни удивительной, редкой по взаимопониманию пары промелькнули, словно один день. Ими восхищались, а некоторые – завидовали. Известен такой случай. Поэтесса возвращалась домой из зарубежной командировки. Уже пожилой Каплер так соскучился по любимой так, что, не выдержав, отправился из Москвы встречать ее в Брест, где жена должна была пересекать границу. Над ним иронично посмеивались, но и преклонялись перед его великим чувством. В марте 1979 Алексей Яковлевич стал слабеть, его положили в больницу в Филях. Юлия Владимировна практически круглосуточно была рядом. Каплер уходил мужественно. Окружающие его люди говорили о его доброжелательности. Ни единой гримасы боли, только улыбки и сожаления о том, как же Юленька будет жить без него. Его не стало 11 сентября 1979. Урну с прахом мужа Юлия Владимировна привезла в Старый Крым, где завещал похоронить себя Каплер. На его могиле – черный холодный камень, с холма – вид на ту дорогу, по которой супруги не раз ходили вместе. Тогда Друнина сказала, что хочет покоиться в одной могиле с Алексеем, и побеспокоилась, чтобы на надгробии оставили место и для ее имени. День похорон мужа стал началом погружения поэтессы во тьму отчаяния и депрессии. Она чувствовала безмерную тоску об оборвавшейся нити их совместной жизни, скорбь о возлюбленном и о себе, оставшейся без любви, а значит и без будущего. Дальше было лишь существование, наполненное воспоминаниями о минувших счастливых днях. Жизнь стала для нее настоящим кошмаром во второй половине 1980-х, после грянувшей перестройки. Она чувствовала крушение того святого, во что верила и за что воевала, мечтала быстрее воссоединиться в вечности с любимым мужем. Какое-то время Юлия Владимировна боролась за свои идеалы, была в 1990 даже депутатом Верховного Совета Российской Федерации, желая защитить армию, права участников Великой Отечественной войны и афганских событий. Вскоре она вышла из депутатского корпуса, поняв свою наивность и невозможность пробить стену непонимания. Поэтесса восторженно, с романтическим подъемом встретила события августа 1991. Однако эйфория долго не продержалась. Ей стало «безумно страшно за Россию». Как следствие – самоубийство, последний мужественный поступок для сохранения чувства собственного достоинства, случившееся холодным ноябрьским днем 1991. Желание Друниной лежать в одной могиле с супругом исполнилось. Прах двух талантливых людей, связанных большой любовью, покоится в Старом Крыму. Приглашаем на наш Телеграм-канал.
Почтовая служба
В Инте он подружился с поэтом Ярославом Смеляковым и будущими сценаристами Юлием Дунским и Валерием Фридом. Кстати, именно Фрид, написавший впоследствии книгу «58 1/2: Записки лагерного придурка», оставил, пожалуй, самые интересные воспоминания о самом Каплере.
Сначала Каплер трудился на общих работах. Потом его как человека грамотного и не склонного к воровству сделали заведующим посылочной на третьем ОЛПе в Сангородке. (В Инте это место по-прежнему так и называется). Именно он придумал систему «уведомлений»: в присутствии надзирателя вскрывал посылку и выдавал ее адресату. А тот расписывался на специальном бланке — «посылку получил». Посылать из Минлага письма разрешалось только два раза в год, поэтому подпись на бланке превращалась в своего рода весточку для родных, означавшую, что заключенный все еще жив. За это изобретение Каплер снискал всеобщее уважение зэков.
Увы, «теплого места» в посылочной Каплер вскоре лишился. И снова — из-за женщины. Он погорел на романе с вольнонаемной — женой одного из минлаговских начальников. За это его перевели на шахту 11/12.
Детство и юность
Биография Лазаря Яковлевича Каплера началась в Российской империи, в городе Киеве, 28 сентября (11 октября) 1904 года официально, а согласно архивам – 1903-го. Мальчик рос в еврейской семье: его отец был предпринимателем, а мама занималась домашним хозяйством.
Алексей Каплер в молодости
Родители надеялись, что сын пойдет по стопам отца и продолжит дело семьи. Но занятие бизнесом мало волновало мальчика: ещё в гимназии Лазаря заинтересовало театральное искусство, и он решил стать актёром. Примерно в это время юноша, находясь в возрасте около 15 лет, меняет имя и становится Алексеем Каплером. Впервые он вышел на театральные подмостки собственного маленького театра под названием «Арлекин».
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 12 октября 2019.
- . Дата обращения: 3 января 2015.
- Каплер // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 января 2015.
- Режиссёр, опасаясь реакции местных антисемитов, предложил молодому актёру и его партнёрше взять псевдонимы:
- . Дата обращения: 12 октября 2019.
- . Дата обращения: 13 апреля 2013.
- . Дата обращения: 12 октября 2019.
- . Дата обращения: 12 октября 2019.
- . Дата обращения: 12 октября 2019.
- ↑ . Дата обращения: 3 января 2015.
- ↑
- . Дата обращения: 3 января 2015.
- . Дата обращения: 3 января 2015.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 января 2013.
- Каплер А. Я. «Я» и «мы». Взлёты и падения рыцаря искусства. — М.: Книга, 1989. — С. 12. — 287 с. — ISBN 5-212-00361-X.
- . Дата обращения: 4 декабря 2012.
- , с. 227,291.
- , с. 216,280.
Творчество
В начале творческого пути Алексей испробовал себя в различных ипостасях. Окончив гимназию, будущий режиссёр и сценарист устроился играть в Киевский эстрадный театр. Также он состоял в творческой компании «Чипыстан», а в молодости был известен среди товарищей как «Люся Каплер».
Режиссер Сергей Юткевич и сценарист Алексей Каплер
Однажды Алексей с друзьями поняли, что провинциальный Киев не подходит для них, настало время новых высот. Так Каплер отправился в Петроград, где и появляется «Фабрика эксцентрического актера».
Привычные виды искусства постепенно сходили с корабля современности, а новому человеку традиционные постановки уже не были интересны. Поэтому киевская команда амбициозных юношей пришлась кстати. Произведение Гоголя «Женитьба», которое раньше ставилось серьёзно, превратилось в карнавал с эстрадными номерами и трюками.
Драматург Алексей Каплер
На счету Алексея несколько ролей в кино, но в скорости юноша разочаровался в актёрском ремесле. Он хотел говорить свое слово, не излагать чужие мысли. В возрасте 23 лет Алексей переехал в Одессу, а позже стал ассистентом А. П. Довженко в фильме «Арсенал». Засиживаться в помощниках ему не хотелось, но тут парня постигло первое разочарование: его постановки запретили.
Он не остановился и выиграл конкурс на лучший сценарий к фильму под рабочим названием «Ленин в Октябре». Картина Сталину понравилась, что неудивительно, ведь он там – ближайший товарищ и соратник Владимира Ильича, с которым тот обсуждает каждый шаг.
Алексей Каплер (в центре) в годы войны
С 1939 года Каплер преподавал во ВГИКе, а в годы ВОВ работал военным корреспондентом. После возвращения из ссылок друг Алексея – Михаил Ромм, получавший гонорары за совместные кинофильмы, передал ему хорошую по тем временам сумму денег. Это и позволило режиссёру начать обеспеченную жизнь.
Одно время Каплер вёл мастерскую во ВГИКе, а на первом собрании Союза кинематографистов СССР его выбрали секретарём правления. В возрасте 63 лет Каплера пригласили телеведущим в передачу «Кинопанорама», которую мужчина вёл около 6 лет, пока программа выходила в прямом эфире. Живой и остроумный Алексей кардинально отличался от других ведущих, он отказывался читать по бумажке и делать серьезное лицо.
О ней
«Светлокосого солдата Зинку» знало несколько поколений школьниц СССР. Трогательные стихотворения Друниной переписывались, заучивались наизусть. Автор проникновенных строк родилась в Москве в мае 1924. С детства увлекалась чтением, поэтическим творчеством. С одиннадцатилетнего возраста начала писать стихи, а в конце 1930-х выиграла конкурс на лучшее стихотворение, которое было опубликовано в «Учительской газете». А после в ее мирную жизнь, полную творческих планов, ворвалась война. Юная Юлия ушла на фронт, несколько раз была ранена. В 1944 после сильной контузии старшину медицинской службы Друнину демобилизовали. Она была удивительным человеком: сильным, ответственным, отважным, о чем свидетельствуют боевые награды. Впоследствии военные переживания стали ключевыми в ее поэтическом мировосприятии, принизав все творчество талантливой поэтессы. После войны стихи автора печатались в журнале «Знамя», затем выходили отдельными сборниками. Во время учебы в Литературном институте вышла замуж за поэта-фронтовика Николая Старшинова, родила дочку Елену. В 1954 на сценарных курсах при Союзе кинематографистов встретила человека, которого полюбила искренне и навсегда. Любовь к Алексею Каплеру охватила ее душу практически мгновенно, но еще в течение шести лет она делала попытки сберечь семью и верность мужу. В одном из своих поэтических творений Друнина написала: «От первой любви до последней у каждого целая жизнь». Свое первое возвышенное и романтическое девичье чувство она испытала к молодому Комбату (вот так, с прописной буквы, без имени он фигурировал в ее стихах), с бойцами которого выходила из окружения летом 1941. А вот последним был Алексей Каплер.
Фильмография
Сценарии
- 1931 — Шахта 12—28 («Донбасс»)
- 1935 — Три товарища — совм. с Т. Златогоровой
- 1937 — Ленин в Октябре
- 1937 — Шахтёры
- 1939 — Ленин в 1918 году — в соавторстве с Татьяной Златогоровой
- 1941 — Боевой киносборник №5 (Наша Москва)
- 1942 — Котовский
- 1942 — Железный ангел
- 1942 — День войны
- 1943 — Она защищает Родину
- 1943 — Новгородцы
- 1955 — За витриной универмага
- 1956 — Первые радости
- 1957 — Необыкновенное лето
- 1961 — Две жизни
- 1961 — Полосатый рейс — в соавторстве с Виктором Конецким
- 1962 — Человек-амфибия — совместно с Акибой Гольбуртом и Александром Ксенофонтовым
- 1963 — Принимаю бой
- 1976 — Синяя птица
- 1984 — Герой его романа
- 1986 — Сошедшие с небес — сценарий В. Кунина по повести Каплера «Двое из двадцати миллионов»
- 1996 — Возвращение «Броненосца»
Режиссёр
1931 — Шахта 12—28 («Донбасс»)
Актёрские работы
- 1926 — Чёртово колесо — эпизод
- 1926 — Шинель — «незначительное лицо» / «значительное лицо»
Награды и премии