Наследие
Хотя испано-американская война закончилась примерно через три года после смерти Марти, многие историки и политические писатели говорили, что он сделал для освобождения Кубы больше, чем любой другой кубинец, который когда-либо жил. По всей Кубе и в общинах кубинских изгнанников в Соединенных Штатах есть статуи и дани его жизни и труда. Он всегда будет в сердцах, умах и душах кубинского народа как его величайший герой.
Уважение к Марти превосходит пропасть между сторонниками Кастро и кубинцами против Кастро. Правительство Кастро поддерживает главный памятник в его честь на Пласа-де-ла-Революсьон в районе Ведадо в Гаване, воздвигнутый в последние дни режима Батисты. Международный аэропорт Хосе Марти в Гаване и город Марти были названы его именем, а во многих городах Кубы его именем названы улицы.
В то же время в парке Хосе Марти в Ибор-Сити, Тампа, Флорида, находится статуя Марти в натуральную величину. Парк и статуя Марти стоят дальше в квартале от гигантского комплекса сигарной фабрики Ибор, где с богато украшенного крыльца из кованого железа Марти призвал производителей сигар присоединиться к борьбе против испанского господства на Кубе. Есть также бюст Марти в городе Ибор, расположенный перед Кубинским клубом.
В северо-восточном углу Бэйвью-парка в Ки-Уэст, штат Флорида, есть памятник и бюст Марти с надписью: «КУБИНСКИЙ АПОСТОЛ СВОБОДЫ ПРЕДЛАГАЕТ НАРОДУ КЛЮЧЕВОГО ЗАПАДА, ЧТО БЫЛО ОСТАЛОСЬ ОТ ЕГО СЕРДЦА. УДАЛЯЕТ ЕГО ЖЕЛАНИЕ «. Соединенные Штаты спонсируют антикоммунистическую радиовещательную службу, нацеленную на Кубу, под названием Radio Martí, в честь Марти.
Early years
Statue of José Martí on horseback in New York’s Central Park—Anna Hyatt Huntington, 1959
José Martí was born on January 28, 1853, in Havana, to a Spanish father, Mariano Martí Navarro, and Leonor Pérez Cabrera, a native of the Canary islands. Martí’s father was a sergeant in the Spanish Army who was transferred to Cuba in 1850. However, once in Cuba, José’s father changed jobs often. José was the oldest brother to seven sisters, two of which died when José was young. His family was poor, so his sisters would sew to make money and José would help his father with his paperwork for his job.
Martí was enrolled at St. Paul’s School, which was a branch of the Municipal School for Boys in Havana, a local public school. Here, he met Rafael María de Mendive, an influential person in Martí’s political thoughts. Mendive was a well known poet, teacher, editor, and patriot who firmly believed in Cuban independence. He taught Martí to appreciate poetry and literature, and urged him to become aware of the political and social situation in Cuba.
When Martí was still young, he witnessed a slave being hung from a tree when he was riding his horse in the countryside. Thus, he came to resent Spanish rule of his homeland at a young age; likewise, he developed a hatred of slavery, which was still practiced in Cuba.
When it came time for Martí to attend high school, Mendive offered to pay for his classes, as Martí’s family could not afford the tuition. He attended the Instituto de Havana (1866-69), where Mendive encouraged Martí to write and engage in the literary activities at school. Martí became Mendive’s helper and was allowed to borrow books from his library. In the afternoons, he would attend discussions of Mendive’s older students and listen to them talk about things such as poetry, farming, the news and politics.
In 1869, he published his first political writings in the only edition of the newspaper El Diablo Cojuelo. That same year he published «Abdala,» a patriotic drama in verse form, in the one-volume La Patria Libre. His famous sonnet, «10 de Octubre,» was also written during that year, and was published later in his school newspaper.
The Isla De Pinos (today called Isla de la Juventud) where Marti was sent before being repatriated to Spain.
In October 1869, Martí and his best friend, Fermín Valdés Domíngez, were laughing in Valdés’ house when Spanish volunteers (police force) overheard the two boys and thought they were laughing at them. The volunteers searched Valdés’ house and found a letter written by the two boys that criticized a fellow student of Mendive, who had joined the Spanish Army. Martí was arrested, then incarcerated in the national jail following an accusation of treason. Martí assumed responsibility and was condemned to six years in prison. His mother tried arduously to free her son, who was still a minor at the time, at 16, by writing letters to the government; his father went to a lawyer friend for legal support, but all efforts failed. Eventually Martí fell ill; his legs were severely lacerated due to the chains in which he was bound. He was therefore transferred to the Isla de Pinos instead for further imprisonment. Following that, the government decided to repatriate him to Spain.
Крутой поворот
После удачного наступления в Сьерра-Маэстре партизаны решили наконец двигаться в центральную часть страны. Переход, начавшийся 30 августа 1958 года, вместо запланированных 4 дней занял 45, потому что отрядам Че Гевары и Камило Сьенфуэгоса приходилось пробираться топким берегом. Дорог там с тех пор так и не проложили — поросшее манграми южное побережье острова с редкими пляжами совершенно непригодно для хозяйственной деятельности. Поэтому мы вынужденно отклоняемся от маршрута барбудос, чтобы вновь выйти на революционный след в невысоких (высшая точка — 931 метр) горах Эскамбрай.
На горизонте появляется громадная бронзовая фигура Че Гевары с автоматом в руке. Это Санта-Клара. Здесь отряд легендарного команданте нанес правительственным войскам решающий удар: пустил под откос бронепоезд — последнюю надежду Батисты — и с боем взял город. Санта-Клара за 200 лет своей истории не знала таких потрясений. Аргентинца Эрнесто Че Гевару встречали как освободителя. Когда в 1997 году, через 30 лет после гибели самого популярного в мире революционера, его останки были найдены в братской могиле в Боливии, никто не оспаривал у этого кубинского города права захоронить их на своей земле. В мавзолее горит вечный огонь. Из динамиков несется вечная песня о команданте.
Жизнь Хосе Марти в Америке
В период с 1880 по 1890 год Марти стал известен в Америке своими статьями и хрониками. Он отправлял их из Нью-Йорка в газеты: «Национальное мнение Каракаса», «Нация Буэнос-Айреса» и «Либеральная партия Мексики». В 1891 Хосе Марти опубликовал поэму Versos Sencillos. Первые строки этого произведения стали текстом одной из самых известных кубинских песен — Гуантанамера.
Затем 20 января 1881 года он приехал в Венесуэлу. Он основал венесуэльский журнал, из которого смог отредактировать только два номера. После конфликта с властями он вернулся в Нью-Йорк.
В середине 1882 года Марти вернулся к реорганизации революционеров. Он сообщил об этом письмами Максимо Гомесу и Антонио Масео.
2 октября 1884 года на встрече с ними он принял участие в разработке повстанческого плана Гомеса-Масео. Позднее Хосе Марти отказался от этой работы из-за несогласия с методами руководства.
30 ноября 1887 года он основал исполнительную комиссию, председателем которой был избран. Она служила для руководства действиями революционеров. В январе 1892 года он разработал основы и Устав кубинской революционной партии. 14 марта он основал газету «Родина» — официальный орган партии.
8 апреля 1892 года Хосе Марти избрали делегатом этой организации. 10 апреля 1892 года была провозглашена конституция Кубинской революционной партии.
В 1893 и 1894 годах он посетил несколько стран Америки и городов США, объединив главных вождей войны 1868-го года и собрав ресурсы для новой борьбы. С середины 1894 года он ускорил подготовку плана Фернандины. Он думал о непродолжительной войне, без больших потерь и разрушений для кубинцев. 8 декабря 1894 года Хосе Марти совместно с полковниками Майей Родригесом, представляющим Максимо Гомеса, и Энрике Колласо, представляющим патриотов острова, разработал и подписал план восстания на Кубе — план «Фернандина». План «Фернандина» был раскрыт. Но Марти решил продолжить выполнение плана вооруженных выступлений на острове, в чем его поддержали главные вожди.
Начало войны за независимость Кубы
29 января 1895 года вместе с Майей и Коллазо Хосе Марти подписал приказ о восстании и отправил его Хуану Гуальберто Гомесу для исполнения. Он немедленно отправился из Нью-Йорка в Монтекристи в Доминиканской Республике. Там его ждал Гомес, с которым он 25 марта 1895 года подписал программу новой войны — «манифест Монтекристи». Оба лидера прибыли на Кубу 11 апреля 1895 года.
Через несколько дней после высадки они вступили в контакт с войсками командующего Феликса Рунеса. 15 апреля 1895 года Хосе Марти присвоили звание генерал-майора.
28 апреля 1895 года Марти подписал циркуляр «Политика Войны». Он направил послания руководителям. Он писал, что нужно направить представителя на собрание делегатов для скорейшего избрания правительства. 5 мая 1895 года состоялась его встреча с Гомесом и Масео. На ней обсуждалась стратегия действий.
14 мая 1895 года он подписал последний из организационных документов войны: «Циркуляр начальникам и офицерам освободительной армии». Циркуляр был разработан совместно с Максимом Гомесом.
Следуя на запад восточной провинции, они достигли ранчо «Дос Риос», недалеко от Пальмы Сориано. 19 мая 1895 года в этом районе находилась колонна испанских войск. Кубинцы пошли навстречу им. Отряд Марти находился между отрядами Гомеса и генерал-майора Бартоломе Масо.
После прибытия на место боя Гомес приказал Марти остановиться в условленном месте. Во время боя Марти отделился от основной части кубинских войск. Его сопровождал только помощник из гвардии. Марти наткнулся на засаду испанцев, спрятанных в подлеске, и был смертельно ранен тремя выстрелами. Его труп был захвачен испанцами и захоронен. Позднее Хосе Марти перезахоронили на кладбище Санта-Ифигения в Сантьяго-де-Куба.
памятник Хосе Марти
Хосе Марти прожил 42 года. Марти остался в истории как революционер, философ, поэт, издатель, ученый, журналист. Он боролся за независимость Кубы — как от испанцев, так и американцев. После своей смерти Хосе Марти стал символом свободы для всего американского континента.
Литературное творчество Хосе Марти
Несмотря на политическую суету, которая характеризовала его жизнь, Хосе Марти всегда находил время, чтобы писать. Помимо очерков, в его творчество входят стихи, рассказы, театр и даже роман. Первые являются наиболее известными, так как многие из них при публикации вызывали истины из-за стиля написанного сочинения.
Наши Америка
Одна из самых известных публикаций Хосе Марти — это Наша америка. Это название появилось в январе 1891 г. New York Illustrated Magazine и в Газета Либеральной партии Мексики. Этот текст представляет собой модель «модернистского эссе».
Иными словами, стиль Наша америка идеальное сочетание глубоких экзистенциалистских размышлений («Земное», но не духовное в «классическом» смысле этого слова). В сочетании с прозой, столь же изысканной, как и пояснительной, что не только не «подслащивает» содержание, но придает ему подавляющую силу.
Наследие о двух концах
Наша америка в значительной степени он суммирует совокупность «мартинианских» мнений (явно антиимпериалистических). Поэтому он ставит под сомнение американцев, которые пользуются исключительным правом называть себя «американцами». В равной степени, выступает за объединение всех латиноамериканских стран как единственный способ справиться с тем, что он считает новой угрозой (США) для региона.
Соответственно, У Марти оказалось довольно точное видение, способное предвидеть многие грядущие события. когда-то был преодолен испанский колониализм. Логично предположить, что эта «анти-янки» доктрина была «захвачена» многими лидерами латиноамериканских левых, чтобы оправдать свое постоянство у власти до сегодняшнего дня.
Я думал о тебе, о твоих волосах
Я думал о тебе, о твоих волосах
что мир теней позавидовал бы,
и я вкладываю в них смысл своей жизни
и я хотел мечтать, что ты был моим.
Я иду по земле глазами
поднял — о, мое рвение! — до такой высоты
что в надменном гневе или жалком покраснении
человеческое существо осветило их.
Жить: -Уметь как умереть; вот как это беспокоит меня
этот неудачный поиск, это жестокое добро,
и все Существо в моей душе отражается,
и ища без веры, веры я умираю.
Выращивайте белую розу
Выращивайте белую розу
в июне как в январе
Для честного друга
который искренне протягивает мне руку.
И за жестокое, что меня отрывает
сердце, которым я живу,
Выращивание чертополоха или крапивы;
Я выращиваю белую розу.
Years of exile
Bust of José Martí in Ybor City, Tampa, Florida
In Spain, Martí studied at the Central University in Madrid (1873) and later transferred to the University of Saragosa, receiving a degree in law in 1874, and a later a degree in liberal arts. During his studies, he found a job as a tutor, attended the theater, concert halls and art galleries, and became acquainted with other Cuban exiles in Spain. Martí then turned to writing for the cause of Cuban Independence. He wrote articles on the wrongs of Spanish rule in Cuba. In 1871, wrote «El presidio político en Cuba» (The political prison in Cuba), which informed the Spanish people of injustices he suffered in Cuba because of the Spanish government and pleaded for the liberation of Cuba.
Upon graduating from the University of Saragossa, Martí moved to Mexico to join his family. However, when he arrived, he learned that his sister Ana had past away. He published his first poem in her memory. Martí established himself in Mexico City, where he began his literary career and worked as a journalist. He was hired by Mexico City’s La Revista Universal (The Universal Review), a weekly newspaper that covered literary and artistic affairs as well as national news. Martí published poems and articles on Mexico City’s cultural life and issued bulletins detailing Mexico’s progress under its liberal government, using the pen name «Orestes.» Under his own name, he wrote articles on Spanish and Cuban politics. Martí became one of the most important members of the newspaper staff and a respected public figure in Mexico.
His opposition to the military regime in Mexico led Martí to leave Mexico for Guatemala. He went to Guatemala City in March 1877, where he was appointed to the faculty of the Central School teaching history and literature. He edited the university newspaper, lectured, and founded and took part in several literary and artistic clubs. Martí became a well-known figure in the city’s social and political life. However, his opposition to the governmental abuses in Guatemala eventually led him to leave that country as well.
Martí statue in Cienfuegos, Cuba
He then traveled to France, where he spent some time before secretly returning to Cuba under the assumed name Julián Pérez in 1877. He learned that the rebel situation in Cuba was not good, as the war had caused widespread unemployment. As there was not much Martí could do, he returned to Guatemala. Then, in the end of 1878 The Ten Year War in Cuba ended, and Martí was allowed to return to Cuba legally. He attempted to practice law, but was not allowed to do so, due to his past prison record. Martí began writing pamphlets to promote the cause of a free Cuba.
In 1877 he married Carmen Zayas Bazán, and in 1878, his son, Jose Francisco, was born in Cuba. In August 1879, La Guerra Chiquita (The Little War) began and the Cuban government asked Martí to renounce his revolutionary views and support Spanish colonial government; he refused and was once again deported to Spain. His wife and son remained in Cuba.
In 1880, Martí moved to New York City and immediately got in touch with the Cuban community of rebels and exiles. After a year in New York, he was offered a teaching position on March 21, 1881, in Venezuela. He left New York for Carcaras to work as a literature professor. He founded the magazine La Revista Venezolana (The Venezuelan Review), but it only lasted two issues. He offended authorities by writing an article in praise of a writer who was considered a political outcast in Venezuela. Thus, he returned to New York City, where he lived from 1881 to 1895.
Детство, отрочество
Хосе Франсиско де Сан-Мартин и Маторрас родился 25 февраля 1778 г. в городке Япеуи (исп. Yapeui) на северо-востоке Аргентины, нынешняя провинция Корриентес (исп. Corrientes). Отец, испанец дон Хуан де Сан-Мартин (исп. Juan de San Martín), профессиональный военный, был главой департамента Япеуи; мать, донья Грегория Маторрас (исп. Gregoria Matorras), занималась воспитанием детей, которых в семье с рождением Хосе Франсиско стало пятеро.
В 1784 г., когда мальчику было 6 лет, семья переехала в Испанию, где родители определили его в престижную мадридскую семинарию. Однако, Хосе не закончил семинарию: в свои неполные 12 лет подросток решил посвятить себя военному делу.
Начало военной карьеры
Вопреки воле родителей, в 1789 г. Хосе Франсиско завербовался в Мурсийский полк испанской королевской армии (исп. Regimiento de Murcia) и сразу отправился в свой первый поход — в Африку, усмирять свободолюбивых мавров. После он участвовал в войне против Голландии (1791 г.), на войне с Французской Республикой (1793 г.) юноша храбро сражался в войсках генерала Рикардсона, не раз проявлял героизм. Отвага и боевые заслуги 15-летнего солдата были замечены командованием, и он был произведен в младшие лейтенанты. Во время войны с Британией (1798 г.) Сан-Мартин попал в плен, где провел более года.
В период оккупации Испании войсками Наполеона (1808—1812 гг.) Сан-Мартин возглавлял один из партизанских отрядов на юге страны. Проявив себя как блестящий военачальник, он был произведен в капитаны, а 19 июля 1808 г., после победы в сражении при Байлене (исп. Batalla de Bailen), он был возведен в чин подполковника.
В 1811 г. в Испанию стали приходить вести о революционных событиях в Ла-Плате. Освободительное движение стремительно охватывало все испанские колонии в Новом Свете.
Сан-Мартин решил уйти из испанской армии и отплыл в Англию, чтобы оттуда отправиться на родину. К тому времени он был уже знаком с членами тайной патриотической организации «Общество Лаутаро» (исп. «Lautaro»; имя вождя индейцев-Мапуче, в середине XVI в. возглавившего восстание против испанского господства), основанной в Лондоне венесуэльцем Франсиско де Миранда (исп. Sebastian Francisco de Miranda). После встречи в Лондоне с революционно настроенными соотечественниками, бывший подполковник испанской армии решил впредь «обнажать свою шпагу только против врагов свободы Южной Америки».
Возвращение на родину
В 1812 г. Хосе де Сан-Мартин вернулся в Аргентину, где уже разгорелась антииспанская Майская национально-освободительная революция. Вместе с соотечественником, генералом Карлосом Мария де Альвеаром (исп. Carlos María de Alvear; 1789 – 1852), он основал в Ла-Плата тайное отделение ложи «Лаутаро», поставившей своей целью создание независимых республик в Латинской Америке. Эта организация превратилась в молодом государстве в очень влиятельную политическую силу.
По прибытии на родину, Сан-Мартин был сразу взят на службу революционным режимом и присоединился к освободительной борьбе. Его военный опыт оказался как нельзя более кстати, через неделю ему присвоили чин полковника, а в марте 1812 г. он получил задание создать ВС, способные бороться с испанскими войсками в Перу, которые угрожали новообразованному аргентинскому государству. Сан-Мартин принял 300 новобранцев и стал формировать эскадрон конной гвардии, который в скором времени вырос в кавалерийский полк республиканской армии. Полководец лично занимался обучением бойцов и офицеров военному мастерству, воспитывал их в духе патриотизма и свободолюбия. В полку по его инициативе был создан так наз. «трибунал надзора», состоящий из полковых офицеров, который вершил суд, руководствуясь кодексом мужества и чести.
12 сентября того же года Хосе женился на Марие де Лос Ремедиос Эскалада (исп. María de los Remedios de Escalada; 1797 — 1823), девушке из зажиточного аристократического семейства, которой было чуть больше 15 лет. Ее братья записались в полк Сан-Мартина. В 1816 г. у супругов родилась единственная дочь Мерседес.
3 февраля 1813 г. полковник одержал свою первую победу в Южной Америке: при монастыре San Lorenzo эскадрон из 125 человек под его командованием смог отразить наступление морских десантников, патрулировавших реки Парана (исп. Río Parana) и Уругвай (исп. Río Uruguay). Испанцы, значительно превышавшие по численности конных гренадеров, потеряли в бою 40 человек, а аргентинцы – 15. Эта победа укрепила веру местных жителей в республиканскую армию.
В 1814 г. Сан-Мартин стал командующим аргентинской Северной армии (исп. Ejercito del Norte).
Годы ссылки
В Испании Марти учился в Центральном университете в Мадриде (1873 г.), а затем перешел в Университет Сарагосы, получив степень в области права в 1874 г., а позднее — в области гуманитарных наук. Во время учебы он нашел работу репетитора, посещал театр, концертные залы и художественные галереи, а также познакомился с другими кубинскими эмигрантами в Испании. Затем Марти обратился к писательскому делу о независимости Кубы. Он писал статьи о пороках испанского правления на Кубе. В 1871 году написал «El presidio político en Cuba» (Политическая тюрьма на Кубе), в котором информировал испанский народ о несправедливостях, которые он перенес на Кубе из-за испанского правительства, и призывал к освобождению Кубы.
После окончания Университета Сарагосы Марти переехал в Мексику, чтобы присоединиться к своей семье. Однако когда он прибыл, он узнал, что его сестра Ана скончалась. Он опубликовал свое первое стихотворение в ее память. Марти обосновался в Мехико, где он начал свою литературную карьеру и работал журналистом. Он был нанят в Мехико La Revista Universal (The Universal Review), еженедельная газета, освещавшая литературные и художественные события, а также национальные новости. Марти публиковал стихи и статьи о культурной жизни Мехико и выпускал бюллетени, подробно описывающие успехи Мексики при ее либеральном правительстве, используя псевдоним «Орест». Под своим именем он писал статьи об испанской и кубинской политике. Марти стал одним из самых важных сотрудников газеты и уважаемым общественным деятелем в Мексике.
Его оппозиция военному режиму в Мексике вынудила Марти покинуть Мексику и отправиться в Гватемалу. В марте 1877 года он отправился в Гватемала-Сити, где был назначен преподавателем истории и литературы Центральной школы. Он редактировал университетскую газету, читал лекции, основал и принимал участие в нескольких литературных и художественных клубах. Марти стал известной фигурой в общественной и политической жизни города. Однако его противодействие правительственным злоупотреблениям в Гватемале в конечном итоге вынудило его покинуть и эту страну.
Затем он отправился во Францию, где провел некоторое время, прежде чем тайно вернуться на Кубу под вымышленным именем Хулиан Перес в 1877 году. Он узнал, что положение повстанцев на Кубе не очень хорошее, поскольку война вызвала повсеместную безработицу. Поскольку Марти мало что мог сделать, он вернулся в Гватемалу. Затем, в конце 1878 года, Десятилетняя война на Кубе закончилась, и Марти было разрешено вернуться на Кубу на законных основаниях. Он пытался заниматься юридической практикой, но ему не разрешили это сделать из-за его прошлого тюремного заключения. Марти начал писать брошюры, чтобы продвигать идею свободной Кубы.
В 1877 году он женился на Кармен Заяс Базан, а в 1878 году на Кубе родился его сын Хосе Франсиско. В августе 1879 года началась La Guerra Chiquita (Маленькая война), и кубинское правительство попросило Марти отказаться от своих революционных взглядов и поддержать испанское колониальное правительство; он отказался и снова был депортирован в Испанию. Его жена и сын остались на Кубе.
В 1880 году Марти переехал в Нью-Йорк и сразу же связался с кубинским сообществом повстанцев и изгнанников. После года, проведенного в Нью-Йорке, 21 марта 1881 года ему предложили должность преподавателя в Венесуэле. Он уехал из Нью-Йорка в Каркарас, чтобы работать профессором литературы. Он основал журнал La Revista Venezolana(Венесуэльский обзор), но хватило всего на два выпуска. Он оскорбил власти, написав статью, восхваляющую писателя, которого в Венесуэле считали политическим изгоем. Таким образом, он вернулся в Нью-Йорк, где жил с 1881 по 1895 год.
В ссылке
4 марта 1870 года Марти приговорили к шести годам лишения свободы. Приговор заменили ссылкой на остров Пинос, куда он прибыл 13 октября. 18 декабря он отправился в Гавану. 15 января 1871 года по инициативе родителей его депортировали в Испанию. Там он начал учебу в университетах Мадрида и Сарагосы, где получил степень бакалавра гражданского права, философии и литературы.
Из Испании он переехал на короткое время в Париж. Затем 8 февраля 1875 года через Нью-Йорк прибыл в Веракрус (Мексика). В Мексике он воссоединился со своей семьей. Марти познакомился с политиком и юристом Мануэлем Меркадо. Там встретил кубинку Кармен Заяс Базан, которая станет его женой.
Хосе Марти с сыном
Кармен Заяс Базан
Со 2 января по 24 февраля 1877 года он инкогнито находился в Гаване в качестве Хулиана Переса. По прибытии в Гватемалу Марти работал в Национальном университете профессором литературы и истории философии. 20 декабря 1877 года он вернулся в Мексику, чтобы жениться на Кармен . В начале 1878 года он возвращается в Гватемалу.
биография
Он родился 28 января 1853 г.в Гаване , испанские родители, Мариано Марти из Валенсии и Леонор Перес Карбрера из Тенерифе . Его отец, офицер полиции, изо всех сил пытается свести концы с концами, и семья живет в опасном положении, которое не позволяет их сыну посещать школу. Только когда Рафаэль Мария де Мендив (ы) , директор колледжа Сан-Пабло, замечает его, он видит, как его образование берется в свои руки, а его революционное сознание пробуждается в контакте с ним, и до тех пор, пока это не прекратится. В 1869 году в возрасте 16 лет Хосе Марти был арестован и депортирован в Испанию . Отряд добровольцев обыскивает его место жительства, услышав смех, который считается провокационным. Он обнаруживает письмо Хосе Марти Карлосу де Кастро, в котором он квалифицирует последнего как отступника за то, что он вступил в испанскую армию против сепаратистов. Четыре года в Испании позволили ему получить степень в области литературы и философии, а также в области гражданского и канонического права в Сарагосе. Во время этого вынужденного пребывания в Испании он вступил в контакт с социалистическими и анархистскими рабочими движениями, которые возникли после революции 1868 года и Парижской Коммуны .
Попав под амнистию, он проехал через Париж , Лондон, где читал лекции перед отъездом в Мексику, а затем в Гватемалу ; две страны, где он прожил четыре года и где писал революционные произведения, которые достигли Кубы и сделали его популярным. В Мексике он участвует в нескольких журналах социалистического или прогрессивного направления, таких как La Reforma , La Revista Universal и El Socialista . В Гватемале он знакомится с Марией Гарсиа Гранадос, когда был женат на Кармен Заяс Базан всего шесть месяцев. Он описывает неоднозначность этой ситуации в стихотворении «La niña de Guatemala».
Ближе к концу Десятилетней войны он вернулся на Кубу в 1878 году, все еще остававшуюся колонией испанской короны, и положил начало своей революционной борьбе пламенной речью у могилы поэта Торчеллы . Сговорившись, он был снова депортирован в Испанию в 1879 году, откуда он сбежал. Хосе Марти переехал в Нью-Йорк и решил обосноваться в Венесуэле, где опубликовал обзор La Revista Venezolana . Именно в этот период с 1880 по 1890 год, продолжая свою политическую деятельность, он написал свое главное поэтическое произведение, из которого, кроме того, извлечена известная песня Guajira Guantanamera , Versos Sencillos, в которой он подвергает критике высокопарного романтика. На этом литературном пути он первым в Латинской Америке сочиняет вольные стихи.
Затем он вернулся в Нью-Йорк, где проживал большой контингент кубинских политических эмигрантов, и опубликовал 3 апреля 1892 г.устав Революционной партии. В своей газете Patria , призывая к революции, он разоблачает свои авангардные идеи: равенство народов, мужчин, рас и полов. Анализируя внешнюю политику Соединенных Штатов, он предупреждает Латинскую Америку о любых политических и экономических компромиссах с этой страной и осуждает ее зарождающийся империализм в эссе Nuestra América .
В Январь 1895Хосе Марти присоединился к генералу Максимо Гомесу в Санто-Доминго, где, готовясь к вооруженному возвращению на Кубу, он написал и опубликовал Манифест Монтекристи , призыв к восстанию для построения свободной и демократической страны. Они приземляются вместе на Кубе вФевраль 1895 г.и к ним присоединяется черный генерал Антонио Масео, чтобы сформировать армию Мамбизе . В19 мая 1895 г.Хосе Марти , 42 года , убит в битве при Дос-Риосе . Сейчас он похоронен на кладбище Санта-Ифигения в Сантьяго-де-Куба . С конца 2016 года его захоронение находится всего в нескольких метрах от захоронения Фиделя Кастро .
Испания побеждена, Куба покинет Июль 1898 г. будет заменен Соединенными Штатами.
Политические, экономические и социальные идеи
5 золотых песо с изображением Хосе Марти
Несмотря на признание на Кубе, важно отметить, что политическая мысль Марти независима, как утверждает историк Поль Эстрад :
Сначала он находился под влиянием господствующего либерализма и выступал за крах колониальных структур, что, по его словам, препятствовало прогрессу. Рассматривая промышленность как ближайшее будущее, он сосредотачивается на сельском хозяйстве, которое он хочет разделить на несколько отдельных владений, в отличие от крупных колониальных латифундий и монокультур. Таким образом, он отходит от либеральной англосаксонской модели, опасаясь промышленности и делая землю единственным реальным богатством страны.
Именно его продолжительное пребывание в Нью-Йорке оказало решающее влияние на его политическое мышление. Находясь в Бруклине , он стал свидетелем несправедливости, спровоцированной североамериканским капитализмом: обнищания и нищеты рабочих перед лицом обогащения эксплуататоров. Затем Марти проницательно смотрит на прогресс и занимает критическую позицию по отношению к англосаксонскому либерализму, не отрицая либерализма, подобного тому, который он проповедовал в Мексике и Гватемале. Как это ни парадоксально, он осуждает капитализм, который оставляет рабочих в стороне, но продолжает отстаивать, что либерализм может установить эту социальную справедливость.
Постепенно Хосе Марти становится все более и более революционным, когда замечает, что капитализм применим и к сельскому хозяйству, где латифундии поглощают мелких фермеров и, следовательно, поддерживают национализацию земли. Земля принадлежит народу, и нация должна разделить ее на отдельные и справедливые участки. Таким образом, больше нет никакой частной собственности, кроме как «ссуды» народу. Эта национализация как защита от капитализма и североамериканского империализма распространяется на другие сектора, такие как железные дороги и телеграф. Социалист и приверженец расового равенства, он также одним из первых осудил гегемонистские амбиции Вашингтона, объяснив, что «из Конгресса не может выйти ничего практического, что не отвечало бы интересам Северной Америки, которые, конечно, не являются нашими». »
Среди первых социальных причин, защищаемых поэтом, — призыв к независимости Кубы и отмене рабства под названием La República española ante la Revolución cubana , который позже объявляет о его дружбе с афроамериканским сообществом. Он также будет выступать за реабилитацию индейцев, отмеченных их статусом в Мексике и Гватемале. Эти позиции демонстрируют антирасизм, проявленный Марти.
Хосе Марти приобрел свои социалистические идеи частично в Мексике и частично в Нью-Йорке. Он не анархист и не марксист и отказывается импортировать европейский социализм в Латинскую Америку. Он является сторонником необходимости классовой борьбы и выступает за солидарность, образование и организацию рабочего класса, к которому следует относиться наравне с другими участниками общества. Однако он не хочет, чтобы эксплуатируемый класс стал эксплуататором, а стремится к достижению баланса антагонистических сил.
В своих произведениях, в том числе в таких стихах, как Árabe и Seamos moros !, он выражает свою солидарность с восстаниями арабов против колонизации в Марокко и Египте в конце 19 века.