Биография
Иван Фёдорович Крузенштерн происходит из обрусевшего остзейского дворянского рода Крузенштернов. В семье судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна и Христины Фредерики фон Толь седьмой ребёнок. До 12 лет воспитывался дома, затем учился в городской школе при Домском соборе в Ревеле.
В 1785 году поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте, откуда выпущен в 1788 году гардемарином досрочно из-за нехватки офицерского состава в период русско-шведской войны (—). На корабле «Мстислав» участвовал в Гогландском сражении (). За успехи произведён в мичманы (). Сражался в Эландском морском бою (), в морских боях при Ревеле, Красной Горке, в Выборгской бухте (). В возрасте 19 лет за отличия в сражениях произведен в лейтенанты. Для совершенствования в морском деле в составе группы волонтёров отправлен в Великобританию. Плавал в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, посетил города Галифакс и Нью-Йорк, Бермудские острова, остров Барбадос. В 1798 году прибыл в Калькутту и остался в Индии на год, в это же время посетил Китай.
В 1799 году вернулся в Россию, продолжил исследовательскую деятельность. В 1802 году разработал и предложил план первой российской кругосветной экспедиции (1803—1806), в состав которой входили корабли «Надежда» (капитан — Иван Крузенштерн) и «Нева» (капитан — Юрий Лисянский). Под руководством Крузенштерна во время экспедиции впервые проведены океанографические и метеорологические работы в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Иван Фёдорович описал часть Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, нескольких островов Японии. Результаты исследований Иван Фёдорович изложил в труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», изданном в Санкт-Петербурге и Берлине (—). К этому труду приложен атлас карт и рисунки исследованных территорий, а также зарисовки облика жителей, рисунки животных, рыб. В честь окончания плавания выбита медаль с изображением Крузенштерна.
В 1811 году Иван Фёдорович Крузенштерн занял должность инспектора классов Морского кадетского корпуса. Крузенштерн внёс значительный вклад в подготовку последующих кругосветных экспедиций О. Е. Коцебу (—), Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (—) и М. Н. Станюковича и Ф. П. Литке (—). В 1818 году ушёл в бессрочный отпуск для подготовки фундаментального «Атласа Южного моря» (—), с трёхтомным исследованием и дополнением (—) . Удостоен за это исследование Демидовской премии (1836). В 1827 году стал директором Морского кадетского корпуса и руководил им 16 лет. Вместе с кадетами и гардемаринами корпуса совершал учебные плавания между Петербургом и Кронштадтом. Ввёл новые учебные предметы, пополнил библиотеку и музей пособиями, учредил офицерский класс, устроил обсерваторию. В 1842 году по состоянию здоровья подал в отставку.
Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн, выйдя в отставку, продолжал работать. Весте с другими известными исследователями стал учредителем Русского географического общества. Умер Иван Фёдорович Крузенштерн 12 августа 1846 года, похоронен в Домском соборе в Ревеле.
Открытие Крузенштерном отражателей
Одним из значимых открытий, совершенных Иваном Крузенштерном во время его путешествия, было открытие отражателей. Во время экспедиции вокруг света на корабле «Надежда» (1803-1806 годы), Крузенштерн установил на борту судна специальные отражатели. Это были металлические пластины, которые, обращаясь к солнцу, отражали свет и служили маяками для других судов.
Открытие отражателей сделало навигацию по морю более безопасной и удобной. Благодаря этому новшеству суда могли сигнализировать друг другу о своем местоположении и избегать столкновений. Отражатели стали неотъемлемой частью морской навигации и до сих пор используются на современных судах.
Иван Крузенштерн сделал важный вклад в морскую географию и навигацию, открыв множество новых проливов, островов и морских путей. Открытие отражателей было только одним из множества его достижений, но оно значительно улучшило безопасность и эффективность судоходства.
Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский: основной вклад в открытие новых земель
Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский были первыми русскими мореплавателями, совершившими кругосветное путешествие в 1803—1806 годах. Они внесли значительный вклад в изучение и картографирование новых земель, особенно в Тихом океане. Вот некоторые из их открытий и достижений:
- Они обогнули мыс Горн и впервые посетили острова Маркизские, Гавайские, Алеутские и Курильские.
- Они изучили побережье Северной Америки от Калифорнии до Аляски, а также побережье Японии и Камчатки.
- Они установили дипломатические и торговые связи с Японией, Китаем и другими странами.
- Они собрали богатую коллекцию растений, животных, минералов и этнографических предметов, которые позже были переданы в Академию наук.
- Они опубликовали подробные описания своих путешествий, которые содержали ценную информацию о географии, климате, флоре, фауне и культуре разных народов.
- Они способствовали развитию русского флота и морского образования, а также повысили престиж России на международной арене.
Первое кругосветное плавание
Государь, сильно воодушевившись проектом, утвердил его и предоставил Крузенштерну возможность личного его осуществления. В путешествие назначили два небольших парусных шлюпа: «Надежду» весом в 450 тонн и чуть более легкое судно «Нева». Командовать экспедицией и основным кораблем должен был Крузенштерн Иван Федорович, открытия которого впоследствии войдут в историю российского мореплавания как одни из самых значимых. А командование шлюпом «Нева» поручили его близкому товарищу капитан-лейтенанту Ю. Лисянскому.
Славное путешествие стартовало в начале августа 1803 года. Оба судна одновременно вышли из кронштадтского порта, чтобы отправиться в долгий и очень нелегкий путь. Основная задача, которая была поставлена перед экспедицией, – это исследование устья реки Амур для обнаружения новых маршрутов. Это всегда было заветной целью Тихоокеанского русского флота, воплотить в жизнь которую доверили давним друзьям и однокашникам – Крузенштерну и Лисянскому. Им впоследствии пришлось пережить много трудностей. Суда должны были носить военный флаг. Помимо торговых целей, шлюп «Надежда» должен был перевезти в Японию российского посла – камергера Резанова, который обязан был организовать торговые отношения с Японией. А с целью проведения научных исследований от Российской академии наук в экспедицию были откомандированы естествоиспытатели Лангсдорф с Тилезиусом, а также астроном Горнер.
«Крузенштерн» сегодня
Сегодня российский четырехмачтовый парусник «Крузенштерн» используется как учебное парусное судно. Он ежегодно совершает, как правило, три учебных рейса по разным маршрутам. В зависимости от участия барка в общественно-значимых мероприятиях или регатах в различных акваториях и портах, меняется и план-график.
Навигация начинается обычно в марте-апреле, а осенью судно возвращается в Калининград, чтобы в течение осени-зимы пройти необходимые ремонты или докование. В каждом учебном рейсе, который длится не менее двух и не более четырех месяцев, на борту находится 120 практикантов. Это курсанты морских специальностей учебных заведений Росрыболовства: судоводители, судомеханики, радисты. Они проходят свою первую плавательную практику по программам своих колледжей или академии.
Кроме того, совместно с Клубом путешествий Михаила Кожухова организовывались экспедиции под парусами легендарного барка «Крузенштерн», в которых могли принять участие все желающие старше 13 лет. Первый поход «Крузенштерна» в 2017 году с Клубом путешествий стартовал 6 мая.
Первая кругосветная экспедиция
В 1803 году на борту фрегата «Надежда» началась первая кругосветная экспедиция под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна. Главной целью экспедиции было изучение и освоение Тихого океана, на тот момент малоисследованной части мира.
Экспедиция продолжалась более трех лет и включала в себя пролетание Центральной Америки, остановку на Гавайях, а также плавание вдоль побережья Америки. Открытием экспедиции стала демонстрация возможности плавания наружными морскими путями вокруг Африки из Европы в Азию. Таким образом, было доказано, что плавание вокруг света по «широкому пути» возможно.
За время путешествия участники экспедиции собрали обширный материал о странах, населяющих Тихий океан, о местных народах, флоре и фауне, географии и климате. Результатом экспедиции стало составление подробных морских карт, описание побережья Америки и островов Тихого океана.
Первая кругосветная экспедиция Крузенштерна сыграла важную роль в развитии географической науки и освоении Тихого океана.
Подготовка и путешествие на «Надежде»
После неудачного путешествия на корабле «Джеммепе» в 1770 году, Крузенштерн решил собрать новую экспедицию, чтобы заново обогнуть земной шар и исследовать Тихий океан.
В 1798 году Иван Федорович Крузенштерн получил поддержку от российского правительства и стал командиром новой экспедиции на специально построенном корабле «Надежда». Под его руководством были наемлены опытные моряки и ученые, включая Василия Юзупова, Ивана Лисянского и других исследователей.
Перед отплытием на «Надежде» проводилась долгая и тщательная подготовка. Крузенштерн собрал и изучил множество карт и географических описаний, чтобы определить маршрут экспедиции. Кроме того, были загружены запасы пресной воды, продовольствия, лекарств и необходимого оборудования.
23 июля 1803 года «Надежда» покинула порт Кронштадт и отправилась в своё первое путешествие. Экспедиция планировала достичь Японии, Камчатки, Аляски, стать первыми европейцами, совершившими путешествие вокруг всей Азии.
Во время путешествия на «Надежде», Крузенштерн и его команда столкнулись с различными трудностями, включая сильные штормы, нехватку пресной воды и еды, заболевания экипажа. Однако благодаря навыкам и умению Крузенштерна вести корабль, экспедиция смогла преодолеть эти препятствия и успешно достигла своей цели.
В результате экспедиции на «Надежде», Крузенштерн собрал множество ценных научных данных и сделал значительные открытия, которые внесли существенный вклад в географию и океанографию. Его достижения были признаны и оценены как в России, так и за её пределами.
Опыт и открытия во время путешествия
Во время своего знаменитого путешествия, капитан Крузенштерн и его команда сделали множество важных открытий и наблюдений. Одним из главных достижений было первое кругосветное плавание российского флота.
Крузенштерн и его команда исследовали множество регионов и территорий, включая Австралию, Тихий океан, Китай, Японию, Калифорнию и многие другие. В ходе путешествия были собраны ценные научные данные о географии, биологии и этнографии этих регионов.
Капитан и его команда также совершили важные открытия в области метеорологии и океанографии. Было сделано множество наблюдений о погодных условиях и ветровых течениях, что позволило более точно предсказывать погоду в морских регионах. Крузенштерн также внес вклад в развитие океанографической науки и исследования по гидрологии океанов.
В ходе путешествия было также открыто несколько новых островов и побережий. Капитан и его команда проводили геодезические работы, создавали карты и подробно описывали регионы, в которых они побывали. Благодаря этому исследованию, значительно увеличилось знание о размерах и форме Земли.
Путешествие Крузенштерна имело важное значение не только с научной точки зрения, но и с политической. Оно позволило России укрепить свою позицию в мировой геополитике и стать одной из ведущих морских держав своего времени
Все эти достижения Крузенштерна и его команды сделали выдающийся вклад в исследование и понимание мира и его географии. Их опыт и открытия оказались бесценными для науки и военно-морской силы России.
Кругосветные путешествия и экспедиции
Первое кругосветное плавание 1995-1996 гг. посвятили 300-летию Российского флота, 225-летию со дня рождения И. Ф. Крузенштерна и 190-летию со дня окончания первой российской кругосветной экспедиции. В это время был пересечен Атлантический океан, взят мыс Горн, барк заходил в порты Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Таити, Чили, Токио, Владивостока, Сингапура, Австралии, Кейптауна. За 5389 ходовых часов (224,5 ходовых суток) кругосветного плавания пройдено 42 433 морские мили. Флаг России был пронесен через три океана и 15 зарубежных портов тринадцати стран Европы, Южной Америки, Азии, Австралии, Океании, Африки. Четыре раза был пересечён экватор.
Второе кругосветное плавание было совершено в 2005-2006 гг. и было посвящено 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием И. Ф. Крузенштерна. Барк принял участие в регате Tall Ships Race-2005, заходил в порты Санкт-Петербург, Ирландии, Англии, Испании, Португалии, Канарских островов, Уругвая, Аргентины, Мексики, Гавайских островов.
Международная трансатлантическая экспедиция 2009-2010 гг. Её посвятили 65-летию победы в Великой Отечественной войне, 90-летию образования рыбной отрасли в России и 60-летию первой российской сельдяной экспедиции. Во время неё судно участвовало в регате Atlantic Challenge – 2009, заходило в порты Испании, Бермудских островов, США, Канады, Исландии, Голландии, Германии, Бельгии, Панамы, Мексики, Венесуэлы и Кубы. В день 65-й годовщины Победы, 9 мая 2010 года, судно вернулось в родной Калининград.
В СССР барк «Крузенштерн» под командованием капитанов П. В. Власова и Н. Т. Шульги совершал плавания из Балтийского моря в Чёрное море. В январе 1972 года сменился капитан судна: П.В. Власов передал свои полномочия старшему помощнику Г.Г. Савченко-Осмоловскому. В 1977-1983 годах на «Крузенштерне» каждые 2-3 рейса менялись капитаны. Шнейдер вышел на пенсию, его заменил бывший сослуживец по военной службе на ЭОС «Крузенштерн» Владимир Трофимович Роев. После командиром стал Владимир Александрович Толмасов. — моряк-парусник из Мурманска. В 1978 году капитаном судна был назначен Ян Ануфриевич Смелтерис, бывший военный моряк, который несколько лет прослужил на ЭОС «Крузенштерн» в одно время с И.Г. Шнейдером. После его сменил Алексей Борисович Перевозчиков.
Что еще можно сказать?
Существует несколько достаточно интересных фактов об Иване Федоровиче Крузенштерне. Их нельзя не отметить.
- Имя мореплавателя упоминает кот Матроскин — литературный и мультипликационный персонаж. По словам вымышленного персонажа, на корабле, названном в честь Ивана Федоровича, “проходила службу” его бабушка.
- В путешествии адмирала участвовал Федор Толстой и Николай Рязанов.
- Иван Федорович отличался богатырским телосложением. Он очень сильно выделялся на фоне матросов, превосходя практически всех членов экспедиции. Кроме того, с собой он всегда возил гири, с которыми занимался каждый день. Любимое упражнение мореплавателя — швунг жимовой.
- В честь адмирала были названы барк, пролив и риф.
- В 1993 году Российским банком были выпущены памятные монеты в честь первого кругосветного русского путешествия.
- Адмирал обожал своих домашних питомцев. В путешествия вместе с ним отправлялся спаниель. Со временем он стал любимцем матросов, которые перед отплытием трепали бедного пса за уши, что стало своего рода традицией. Это, конечно, может вызвать улыбку, однако плавания Ивана Федоровича проходили без особых проблем. Помимо всего прочего, спаниель был грозным оружием против аборигенов с экзотических островов, которые в ужасе разбегались, увидев неизвестное животное с висячими ушами.
- При рождении Крузенштерна звали Адамом. Однако непривычное имя резало ухо, поэтому в кадетском корпусе ему пришлось стать Иваном Федоровичем. Отчество им было позаимствовано у верного друга Лисянского, который тоже был Иваном Федоровичем.
- Великий мореплаватель посещал Филадельфию, где произошла встреча с Джорджем Вашингтоном.
- В библиотеке Института восточных рукописей хранится список памятника малайской словесности “Династия султанов”. Его привез из своего путешествия Иван Федорович.
Популярные темы сообщений
-
Скакалка (история скакалки)
Все в детстве обожают прыгать на скакалке. С этим удивительным шнурком можно играть в различные игры. И мало кто задумывался от куда вообще появилась этот шнурок. А ведь у скакалки есть история. В происхождении скакалки мнения людей разделились.
-
Семейный бюджет
После образования семьи возникает вопрос о совместном бюджете. Некоторые семьи считаю, что доход каждого – это его личные средства. Под доходом подразумевается: заработная плата, вознаграждения, выплаты со стороны государства или других лиц.
-
Кутузов
Всем известно по просмотренным фильмам время 1812 года, когда император Наполеон вторгся во владения России со своей армией. Так как мощь врага была сильна, то и наступление разворачивалось быстро.
-
История и изобретения паровых машин
Самый первый паровой двигатель описал греческий ученый Герон Александрийский. Модель описал как пневматику. Конструкция представляла собой котел из бронзы внутри с водой. Котел стоял на опорах, закрытый сверху крышкой. Над крышкой крепятся две
-
Дятел
Дятлы встречаются во всех местах, где есть лес. У них ярко выражены приспособления к древесному образу жизни. Часто встречаются в городских садах и парках. Некоторые формы привычного нам большого пёстрого дятла живут даже в зарослях саксаула
Смерть
Иван Крузенштерн скончался в августе 1846 года, находясь в своем имении. Причина смерти оказалась вполне естественной: адмирал был в преклонном возрасте – 75 лет. По указу государя его похоронили в Ревеле, в таллинской Домской церкви.
Оставленное им научное наследие служит основой для изучения морского дела в современных профильных вузах. Портреты путешественника сегодня можно найти в учебниках.
Его сын Павел и внук Павел Павлович пошли по стопам знаменитого родственника и также стали мореплавателями. Их заслугой оказалось исследование азиатского побережья, обского Севера, островов Печерского края и Каролинских островов.
Сегодня ледокол, названный в честь Ивана Крузенштерна, курсирует по водным путям между Санкт-Петербургом и Балтийским морем, очищая проход для судов.
Популярные сегодня темы
-
Киноискусство
Киноискусство является одним из наиболее молодых искусств в этом мире. Тем не менее, на данный период именно кино является одним из наиболее массовых искусств и наиболее денежных.
-
Значение Пушкина для русской литературы
Первое имя, которое приходит на ум, как только мы начинаем говорить о русской литературе, будет имя Александра Сергеевича Пушкина. И это, я считаю, совершенно справедливо
-
Первые книги на Руси
Развитие письменности на Руси началось после изобретения славянской азбуки в 863 году двумя братьями: Кириллом и Мефодием. Оба великих просветителя были уроженцы города Салоники.
-
Шляпочные грибы
Грибы – это удивительные существа, которые по своим свойствам не похожи ни на растения, ни на животных. В современном мире грибами принято называть их плодовую часть, которая возвышается над
-
Голосеменные растения
Голосеменные— самые древние представители растений, которые произошли от папоротников. Органы голосеменных: стебель, корень, листья.
-
Дружба в жизни Пушкина
Тема дружбы была актуальна и популярна в литературе и искусстве в целом с самого начала творческой деятельности человека на нашей планете. Это связано с тем, что друзья оказывают существенно
Военная служба и иностранная стажировка
В 1787 году Иван Фёдорович получил чин гардемарина и поступил во флот, служил на корабле «Мстислав», которым командовал Г. И. Муловский. В 1789 году Крузенштерн стал мичманом, поучаствовав в Гогландском сражении, которое состоялось в 1788 году, во время войны между Россией со Швецией в 1788-1790 годах. Продолжая службу на «Мстиславе» Крузенштерн получил свой следующий, лейтенантский чин участвуя в Выборгском сражении и взятие шведского корабля. При отступлении шведского флота «Мстиславом» была сбита мачта на шведском корабле «София Магдалина», корабль сдался, а Иван Фёдорович был отправлен на него для перевозки адмирала Лайонанкера.В 1793 году лейтенанта военно-морского флота Ивана Фёдоровича Крузенштерна среди прочих офицеров отправили в Англию, в командировку сроком на шесть лет. В составе английской эскадры Крузенштерн плавал к берегам Северной Америки, был вместе с другими офицерами с визитом у президента США Джорджа Вашингтона.
В 1796 году фрегат «Клеопатра» на котором служил Крузенштерн возвращаясь в Англию, чуть борт о борт не встретился с французским кораблём «Кастор», в условиях тумана они поздно заметили друг друга. «Кастор» в числе прочих фрегатов вёз в Ирландию французские войска. Как только растерянная команда пришла в себя, на «Клеопатре» были готовы к бою пушки, люди были готовы к смерти, они готовы были сжечь свой фрегат, чтобы не отдать его в плен, так как силы были не равны. «Кастор» значительно превосходил «Клеопатру» в артиллерии. Как позже говорил сам Иван Фёдорович, французам хватило бы и пятнадцати минут для сражения. Вместо этого «Кастор» просто шёл параллельно «Клеопатре» на протяжении четырёх часов, пока не пропал из виду. Команда «Клеопатры» ещё долгое время не могла прийти в себя от того, что чудом избежала смерти или плена.
В 1796 году Иван Фёдорович отправился в Индию, где провёл год. Откуда отправился в Кантон. Будучи в Каттоне он увидел английское торговое судно, которое везло меха из Америки. Узнав, что плавание в обе стороны у них занимает пять месяцев Крузенштерн был ошеломлён. Дело в том, что Россия продавала мех в Китай. Добывая его на Амуре, мех отправлялся морем в Охотск, а далее по суше. Часто такая транспортировка занимала более двух лет. Он так загорелся идеей перевозки напрямую в Кантон из России, что был намерен оказавшись в России сразу же сообщить об этом правительству.
Вернувшись в Англию в 1796 году, Крузенштерн узнал, что Павел первый призывает всех командированных в Англию морских офицеров вернуться в Россию. По возвращении он отправил почтой свои соображения, изложенные в записке адмиралу Г. Г. Кушелеву, но тот отказал Крузенштерну в такой форме, что по словам самого Ивана Фёдоровича, лишил его всякой надежды. Не смотря на это он пробовал найти единомышленников среди частных лиц, что ему, к сожалению, не удалось.
Находясь в России, Крузенштерн собирал ценные сведения, по интересующим его вопросам и дополнял ими свои записки, отрывки из которых были помещены в «Путешествие вокруг света». Книгу, оригинал которой был найден сравнительно недавно в эстонском историческом архиве, подписан он рукой капитан-лейтенанта Крузенштерна.
В 1802 году новый управляющий русским флотом Н. С. Мордвинов заинтересовался проектом Крузенштерна, но отметил, что из-за своей резкости его в некоторых местах, императору нельзя предоставить его целиком. Зато Мордвинов показал проект министру коммерции, которым тогда являлся Н. П. Румянцев. Ознакомившись с проектом, он тут же вызвал его автора в столицу, с этого момента пути министра и морского офицера связались на 23 года.
Биография
Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода Крузенштернов, праправнук основоположника рода в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724—1791).
Три года (с двенадцати лет) учился в церковной школе в Ревеле, а затем в Морском кадетском корпусе в Кронштадте.
В мае 1788 года в связи с войной со Швецией досрочно выпущен из корпуса, произведён в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав». Сразу после этого отличился в Гогландском сражении (1788), в 1789 году участвовал в Эландском, а в — в морских боях при Ревеле, Красной Горке и в Выборгской бухте, после чего был произведён в лейтенанты. В 1793 году послан для изучения морского искусства в Англию; с английским флотом отплыл к северным берегам Америки, где участвовал в сражениях с французскими судами; посетил Барбадос, Суринам, Бермудские острова; ходил в Бенгальском заливе, с целью исследовать ост-индские воды и открыть русской торговле маршрут в Ост-Индию. Кавалер ордена Святого Георгия IV класса. Заинтересованный русской меховой торговлей с Китаем, которая шла из Охотска сухим маршрутом на Кяхту, Крузенштерн пришёл к мысли о том, что она более выгодно могла идти прямо морем, он имел также в виду установить прямые отношения метрополии с русскими владениями в Америке.
В Петербурге Крузенштерн представил в властям свои соображения, но проект его был отвергнут. Однако в 1802 году с аналогичным предложением выступило главное правление РАК, император Александр I утвердил проект, для исполнения которого решено снарядить первую русскую кругосветную экспедицию. Тогда и вспомнили об Иване Федоровиче.
Экспедиция, состоявшая из двух кораблей («Надежда» и «Нева») под командой Крузенштерна, с помощником, капитан-лейтенантом Лисянским, 26 июля (7 августа) 1803 года отплыла из Кронштадта
Экспедиция направилась через Атлантический океан и 20 февраля (3 марта) 1804 года обогнула мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана она обратила особенное внимание на Камчатку, Курильские острова и Сахалин. В Кронштадт экспедиция вернулась 7 (19) августа 1806 года
В своих записках об этом путешествии (СПб. 1809 — 13) Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками. Лисянский правил вторым кораблём экспедиции и шёл иногда отдельно от первого; в его книге о том же путешествии (СПб. 1812) есть подробное описание берегов Ситки и Кодиака.
В 1811 году Крузенштерн определён инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 году, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815—1818 гг. под начальством Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания , Крузенштерн посетил Англию для заказа необходимых для экспедиции инструментов. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» (СПб., 1823 и 1826; франц. перевод: «Recueil. des memoires hydrographiques…», СПб., 1824—1827; дополнение СПб., 1835—36; сочинение это увенчано полной Демидовской премией).
В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением библиотеки и музеев его многими учебными пособиями, учреждением офицерского класса и другими улучшениями.
Крузенштерн был очень хорошо развит физически. По словам современников, он сильно выделялся среди окружающих, отличался атлетическим телосложением, по внушительности плечевого пояса и богатырской груди превосходил сильнейших матросов возглавляемой им экспедиции. Доподлинно известно, что он в этом путешествии, несмотря на недоумение коллег, возил с собой две двухпудовые гири и ежедневно занимался с ними по 30-40 минут, выполняя своё любимое упражнение — швунг жимовой.
Крузенштерн был большим любителем домашних животных. В путешествиях его сопровождал спаниель, любимец всей команды. Перед каждым отплытием вошло в добрую традицию каждому члену экспедиции потрепать спаниеля за длинные висячие уши, и действительно, путешествия проходили на удивление гладко. Известны буквально анекдотические ситуации, когда дикари, в жизни не видевшие животных с настолько длинными висячими ушами, в ужасе разбегались.
Иван Фёдорович Крузенштерн похоронен в Домском соборе Таллина.