Содержание
Франц Йозеф Гайдн | |
---|---|
Исходная информация | |
Имя при рождении | Франц Йозеф Гайдн |
Родился | 31 марта 1732 г., Рорау, Австрия. |
Умер | 31 мая 1809 г., Вена, Австрия. |
Род занятий | Оперный композитор, скрипач, пианист |
Известный инструмент (ы) | |
Оперный композиторСкрипкаПианиноТруба |
Франц Йозеф Гайдн (31 марта или 1 апреля 1732 г. — 31 мая 1809 г.) был одним из самых выдающихся композиторов эпохи классической музыки, которого называли «отцом симфонии» и «отцом струнного квартета».
Пожилой житель Австрии, Гайдн провел большую часть своей карьеры в качестве дворянского придворного музыканта для богатой семьи Эстерхази в их удаленном имении. Будучи изолированным от других композиторов и направлений в музыке до конца своей долгой жизни, он был, как он выразился, «вынужден стать оригинальным».
Йозеф Гайдн был братом Михаэля Гайдна, самого уважаемого композитора, и Иоганна Евангелиста Гайдна, тенора.
Сеттинги Гайдна католической мессы остаются одними из его самых исполняемых работ. Эмоции, выраженные в этих мастерски реализованных произведениях, варьируются от глубоко религиозных и торжественных, через страдальческие и жалобные до славных и торжествующих, и также являются образцами структурной проницательности. Было высказано предположение, что его поздние мессы являются продолжением его симфонического овра, настоящими симфониями с голосами, провозглашающими славу Бога и свидетельствующими о творческой жизни, посвященной высшим идеалам человечества.
Музыкант или слуга?
Длительный период службы в имении Эстерхази стал временем рождения множества новых произведений Гайдна. По заказу своего хозяина он пишет крупные произведения в разных жанрах. Из-под его пера выходят и оперы, и квартеты, и сонаты, и другие сочинения. Но особенно любит Йозеф Гайдн симфонию. Это крупное, обычно четырехчастное произведение для симфонического оркестра.
Именно под пером Гайдна появляется классическая симфония, то есть такой образец этого жанра, на который впоследствии будут опираться другие композиторы. За свою жизнь Гайдн написал около ста четырех симфоний (точная цифра неизвестна). И, разумеется, их большая часть была создана именно капельмейстером князя Эстерхази.
Со временем положение Гайдна достигло парадокса (к сожалению, то же самое впоследствии случится и с Моцартом): его знают, его музыку слушают, о нем говорят в разных европейских странах, а сам он не может даже поехать куда-нибудь без разрешения своего хозяина. Унижение, которое испытывает Гайдн от подобного отношения к нему князя, порой проскальзывает в письмах к друзьям: «Капельмейстер я или капельдинер?» (капельдинер — слуга).
Другие биографии:
-
Князь Святослав Игоревич
Великий полководец и человек с неимоверной силой характера князь Святослав Игоревич. Святослав Храбрый. Всего 30 лет, если верить древним летописям, с 942 года по 972
-
Борис Николаевич Ельцин
Борис Ельцин – первый президент Российской Федерации, который руководил страной с 1991 по 1999 гг. Борис Николаевич Ельцин появился на свет 1 февраля 1931 года в селе Бутка
-
Габдулла Тукай
Габудалла Тукай это советский, татарский народный писатель. Его считают основателем современного татарского языка. Он внес огромный вклад в развитие татарской литературы. За свою короткую жизнь он смог изменить многих писателе, в том числе и русских.
-
Брюсов Валерий Яковлевич
Брюсов считается, если не создателем русского символизма, то одним из наиболее заметных деятелей этого направления. На стыке веков, когда пришелся период творческого акме поэта многие люди создавали невероятные произведения
-
Франц Йозеф Гайдн
Йозеф Гайдн известен как австрийский композитор 18-го века. Всемирное признание получил благодаря открытию таких музыкальных жанров как симфония и струнный квартет, а также благодаря созданию мелодии
Творческое наследие
Так подписывал свои партитуры композитор Йозеф Гайдн: di me giuseppe Haydn, он пишет на итальянском языке: «мною, Йозефом Гайдном».
Партитура «Боже, храни императора Франца», написанная рукой Йозефа Гайдна
Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения.
Список произведений содержится в Каталоге Хобокена.
Камерная музыка
- 12 сонат для скрипки и фортепиано
- 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
- 7 дуэтов для скрипки и альта
- 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
- 21 трио для 2 скрипок и виолончели
- 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели
- 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов
Концерты
36 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:
- 4 концерта для скрипки с оркестром (один утрачен)
- 3 концерта для виолончели с оркестром
- 3 концерта для кларнета с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)
- 4 концерта для валторны с оркестром (два утрачены)
- концерт для 2 валторн с оркестром (утрачен)
- концерт для гобоя с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)
- 11 концертов для фортепиано с оркестром
- 6 органных концертов
- 5 концертов для двух колёсных лир
- 4 концерта для баритона с оркестром
- концерт для контрабаса с оркестром (утрачен)
- концерт для флейты с оркестром (утрачен)
- концерт для трубы с оркестром
- 13 дивертисментов с клавиром
Вокальные произведения
Всего 24 оперы, в том числе:
|
14 ораторий, в том числе:
|
14 месс, среди которых :
|
Симфоническая музыка
См.
104 симфонии, в том числе:
- «Прощальная симфония»
- «Оксфордская симфония»
- «Траурная симфония»
- 6 Парижских симфоний (1785—1786)
- 12 Лондонских симфоний (1791—1792, 1794—1795), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
- 66 дивертисментов и кассаций
Музыка
1761 год стал переломным в жизни композитора: 1 мая он заключил контракт с князем Эстергази и на протяжении тридцати лет оставался придворным капельмейстером этого аристократического венгерского семейства.
Композитор Йозеф Гайдн
Семейство Эстергази жило в Вене только в зимнее время, а главные их резиденции находились в маленьком городке Айзенштадте, поэтому неудивительно, что Гайдну на шесть лет пришлось сменить пребывание в столице на монотонное существование в имении.
В контракте, заключенным между Францом и графом Эстергази, говорилось, что композитор обязан сочинять пьесы, которые потребуются его светлости. Ранние симфонии Гайдна написаны для сравнительно небольшого состава музыкантов, находившегося в его распоряжении. Через пару лет безукоризненной службы композитору позволили включать в оркестр новые инструменты на свое усмотрение.
Основным жанром творчества создателя музыкального произведения «Осень» всегда оставалась симфония. На рубеже 60—70-х годов одна за другой появилась композиции: № 49 (1768) — «Страсти», № 44, «Траурная», и № 45.
Нотный стан Йозефа Гайдна
В них отразился эмоциональный отклик на зарождающееся в немецкой литературе новое стилевое течение, получившее название «Буря и натиск». Стоит отметить и то, что в этот период в репертуаре творца появились и детские симфонии.
После того как слава Йозефа вышла за границы Австрии, по заказу концертного общества Парижа композитор написал шесть симфоний, а после выполнения заказов, полученных из столицы Испании, его произведения стали издаваться в Неаполе и Лондоне.
В это же время жизнь гения была озарена дружбой с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Нужно отметить, что отношения деятелей искусства никогда не омрачались соперничеством или завистью. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как создавать струнные квартеты, поэтому посвятил наставнику пару произведений. Сам же Франц считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.
Йозеф Гайдн за сочинением симфонии
После 50-ти лет привычный уклад жизни Гайдна резко поменялся. Творец получил свободу, хотя и продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками знатного рода, и композитор уехал в Вену.
В 1791 году Франца пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати произведений в довесок. Известно, что тогда Гайдну предоставили в распоряжение оркестр, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными, а английские гастроли прошли с не меньшим успехом. За период гастролей композитор сочинил 280 произведений и даже стал доктором музыки Оксфордского университета.
Творческое наследие
Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения.
Список произведений содержится в Каталоге Хобокена.
Камерная музыка
- 12 сонат для скрипки и фортепиано
- 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
- 7 дуэтов для скрипки и альта
- 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
- 21 трио для 2 скрипок и виолончели
- 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели
- 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов
Концерты
36 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:
- 4 концерта для скрипки с оркестром (один утрачен)
- 3 концерта для виолончели с оркестром
- 3 концерта для кларнета с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)
- 4 концерта для валторны с оркестром (два утрачены)
- концерт для 2 валторн с оркестром (утрачен)
- концерт для гобоя с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)
- 11 концертов для фортепиано с оркестром
- 6 органных концертов
- 5 концертов для двух колёсных лир
- 4 концерта для баритона с оркестром
- концерт для контрабаса с оркестром (утрачен)
- концерт для флейты с оркестром (утрачен)
- концерт для трубы с оркестром
- 13 дивертисментов с клавиром
Вокальные произведения
Всего 24 оперы, в том числе:
- «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 (утрачена)
- «Истинное постоянство»
- «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791
- «Асмодей, или Новый хромой бес»
- «Аптекарь»
- «Ацис и Галатея», 1762
- «Необитаемый остров» (L’lsola disabitata)
- «Армида», 1783
- «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769
- «Обманутая неверность» (L’Infedelt delusa)
- «Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775
- «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777
- «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776
- «Вознаграждённая верность» (La Fedelt premiata)
- «Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд»
14 ораторий, в том числе:
- «Сотворение мира»
- «Времена года»
- «Семь слов Спасителя на кресте»
- «Возвращение Товия»
- Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
- ораториальный гимн Stabat Mater
14 месс, среди которых :
- малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750)
- большая органная месса Es-dur (1766)
- месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772)
- месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773)
- малая органная месса (В-dur, 1778)
- Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782)
- месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796)
- месса Heiligmesse (B-dur, 1796)
- Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798)
- месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799)
- месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801)
- месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802)
Симфоническая музыка
См. Список симфоний Гайдна
104 симфонии, в том числе:
- «Прощальная симфония»
- «Оксфордская симфония»
- «Траурная симфония»
- 6 Парижских симфоний (1785—1786)
- 12 Лондонских симфоний (1791—1792, 1794—1795), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
- 66 дивертисментов и кассаций
Написание симфоний и ораторий
Йозеф Гайдн был одним из величайших композиторов периода Венской классики. Его творчество охватывает огромное количество жанров, включая симфонии и оратории.
Симфонии Гайдна являются одним из его наиболее значимых достижений. Он написал более 100 симфоний, которые отличаются своим разнообразием и инновационными подходами к композиции. Симфонии Гайдна отличаются яркой и насыщенной инструментацией, энергичными темпами и характерными мелодическими образами.
Оратории – еще один важный жанр в творчестве Гайдна. Он написал несколько ораторий, включая знаменитую “Сотворение”. Оратории Гайдна отличаются глубоким содержанием, религиозной символикой и мощным выразительным потенциалом. Они написаны для больших оркестров и хоров, а также для солистов, которые исполняют роли различных героев.
Гайдн использовал различные тематические идей, стилистические приемы и формы, чтобы создать свой неповторимый музыкальный язык в симфониях и ораториях. Его творчество сыграло решающую роль в развитии музыкального искусства и оказало огромное влияние на последующие поколения композиторов.
Симфонии и оратории Гайдна до сих пор исполняются и пользуются большой популярностью. Они повествуют о жизни, страстях и вере, и оживляют непреходящее наследие великого композитора в музыкальном мире.
Биография подробнее
Детство и юность
Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Австрии, в деревушке Рорау. Семья жила небогато, так как отец Франца был мастером по колесам, а мать кухаркой. Любовь к музыке юному Гайдну привил отец, увлекавшийся вокалом. В молодости отец Франца самостоятельно обучился игре на арфе. В 6 лет отец замечает у мальчика абсолютный слух и способности к музыке и отправляет Йозефа в близ лежащий город Гайнбург к родственнику, ректору школы. Там юный Гайдн обучается точным наукам и языку, но и к тому же игре на музыкальных инструментах, вокалу, поёт в хоре при церкви.
Трудолюбие и от природы мелодичный голос помогли ему стать известным в местных районах. Однажды в родную деревню Гайдна приехал композитор из Вены – Георг фон Рейтер, чтобы найти новые голоса для своей капеллы. Восьмилетний Гайдн произвел огромное впечатление на композитора, и тот взял его в хор одного из самых крупных соборов Вены. Там Йозеф обучался тонкостям пения, мастерству композиции, сочинял церковные произведения.
В 1749 году начинается трудный этап в жизни Гайдна. В возрасте 17 лет его выгоняют из хора из-за его трудного характера. В этот же период у него начинается ломаться голос. В это время Гайдн остается без средств к существованию. Ему приходится браться за любую работу. Йозеф дает уроки музыки, играет в различных ансамблях на струнных инструментах. Ему пришлось быть слугой у Николая Порпоры, учителя пения из Вены. Но несмотря на это Гайдн не забывает про музыку. Он очень хотел брать уроки у Николая Порпоры, но его занятия стоили огромных денег. Благодаря своей любви к музыке Йозеф Гайдн нашёл выход. Он договорился с преподавателем, что будет тихо сидеть за занавеской во время его уроков. Франц Гайдн старался восстановлять знания, которые были им упущены. Он с интересом занимался теорией музыки и композиции.
Личная жизнь и дальнейшая служба.
С 1754 по 1756 Йозеф Гайдн служил при дворе в Вене в качестве творческого музыканта. В 1759 он стал руководить музыкой при дворе графа Карла фон Морцина. Гайдну предоставили маленький оркестр под собственное руководство и написал первые классические произведения для оркестра. Но в скором времени у графа появились проблемы с деньгами и он прекратил существование оркестра.
В 1760 году Йозеф Гайдн сыграл свадьбу с Марией-Анне Келлер. Она не уважала его профессию и всячески насмехалась над его творчеством, используя его ноты в качестве подставок для паштета.
Служба при дворе Эстерхази
После распада оркестра Карла фон Морцина Йозефу была предложена похожая должность, но у очень богатой семьи Эстерхази. Йозеф сразу получил доступ к управлению музыкальными учреждениями этого семейства. За длительное время, проведенное при дворе Эстерхази Гайдн сочиняет большое количество произведений: квартеты, оперы, симфонии.
В 1781 году Йозеф Гайдн встречается с Вольфгангом Амадеем Моцартом, который начинает входить в круг его близких друзей. В 1792 знакомится с юным Бетховеном, который становится его учеником.
Последние годы жизни.
В Вене Йозеф сочиняет свои знаменитые произведения: «Сотворение мира» и «Времена года».
Жизнь Франца Йозефа Гайдна проходила слишком сложно и напряженно. Свои последние дни композитор проводит в небольшом доме в Вене.
Йозеф Гайдн скончался 31 мая 1809 года.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Краткая биография
- Первые свои крупные произведения молодой композитор сочинил ещё во времена работы в капелле Собора Святого Стефана. Это были 2 мессы, написанные в 1749 г.
- В 1752 г. в Вене и других австрийских городах был поставлен зингшпиль (пьеса с музыкальными номерами) Гайдна под названием «Хромой бес». Это произведение не сохранилось до нашего времени. Также в начале 50-х гг. Йозеф сочинил целый ряд произведений (серенады, квартеты и пр.), благодаря которым он стал известен в Вене.
- В 1754-1756 гг. композитор работал при дворе как свободный художник.
- В 1757 г. австрийский аристократ граф Фюрнберг пригласил Йозефа на лето в своё поместье Вейнцирль. Там композитор создал 12 струнных квартетов.
- В 1759 г. Гайдну предложили должность капельмейстера в чешском замке графа Фердинанда Максимилиана Морцина. Для небольшого оркестра, которым он руководил в замке, Йозеф написал свою Первую симфонию ре мажор, а также несколько дивертисментов для духовых.
- В 1761 г. у графа Морцина начались финансовые трудности, и он распустил свой оркестр. Гайдн перешёл на службу к одному из самых влиятельных и богатых венгерских князей – Паулю Антону Эстерхази. Сначала композитор занимал должность вице-капельмейстера.
- В 1762 г. умер Пауль Антон, его преемником стал брат Миклош Иосиф, прозванный «Великолепным» за покровительство искусствам и художникам.
- В 1766 г. скончался старый капельмейстер семейства Эстерхази, Грегор Вернер, и освободившуюся должность занял Гайдн. Миклош выстроил новую роскошную резиденцию (Эстерхазу) с настоящим оперным театром и театром марионеток. Гайдн при дворе князя сочинял музыку, руководил оркестром, ставил оперы. Каждый вечер в резиденции в присутствии Миклоша давалось музыкальное или театральное представление.
- В 1772 г. композитор сочинил знаменитую Прощальную симфонию (симфония №45), в финале которой музыканты, заканчивая свои партии, гасили свечи перед собой и покидали сцену. В конце оставались лишь 2 ведущие скрипки.
- В 1779 г. контракт Гайдна с Эстерхази был пересмотрен. Мастер получил право сочинять музыку для других и продавать свои композиции издателям.
- Зимой 1781 г. в Вене Йозеф Гайдн познакомился с Моцартом. Между двумя композиторами завязалась крепкая дружба и плодотворное творческое сотрудничество.
- В этом же году 2 гайдновские симфонии были исполнены в Нью-Йорке, что принесло ему известность в Америке.
- Также зимой 1781 г. композитор написал 6 квартетов для гостившего в Вене будущего российского императора Павла I. Они получили название «русских квартетов».
- В феврале 1785 г. Гайдна посвятили в масонскую ложу.
- В 1790 г. умирает Миклош Иосиф. Вскоре его сын, Антал Эстерхази, будучи равнодушным к музыке, распускает оркестр. Гайдн к этому времени становится одним из самых популярных композиторов в Европе.
- В 1790 г. импресарио Иоганн Петер Саломон, занимающийся организацией концертов в Англии, заключил с Йозефом Гайдном контракт. Для цикла английских концертов композитор подготовил несколько новых композиций. В Англии Гайдн провёл 2 триумфальных концертных сезона 1791 и 1792 гг.
- В 1792 г. в Бонне Гайдн познакомился с Бетховеном и взял одарённого молодого человека в ученики.
- Летом 1795 г. композитор вновь отправился в Англию. В это время он создал свои лучшие 6 симфоний и 6 квартетов.
- Вернувшись в Австрию, композитор вновь занял своё прежнее место в семье Эстерхази, где правил уже Миклош II. Там мастер сочинил свои последние мессы.
- В 1798 г. он пишет ораторию «Сотворение мира», а в 1801 г. – «Времена года». Работа над этими эпическими произведениями серьёзно подорвала силы мастера.
- С 1802 г. Гайдн уже физически ничего не мог писать, чувствовал себя плохо и тихо жил в своём доме в Гумпендорфе, на окраине Вены.
- 31 мая 1809 г. в возрасте 77 лет Йозеф Гайдн умер.
Франц Йозеф Гайдн дирижирует
Литература
- Новак Л. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение = Joseph Haydn. Leben, Bedeutung und Werk / Перевод с немецкого Д. Каравкина и Вс. Розанова. — М.: «Музыка», 1973. — 448 с. — 10 000 экз.
- Альшванг А. А. Иосиф Гайдн. — М.—Л., 1947.
- Альшванг А. И. Гайдн, в кн.: Избр. соч. — М.., т. 2, 1965.
- Кремлев Ю. А. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. — М., 1972.
- Рабинович А. С. Гайдн, в кн.: Избр. статьи и материалы. — М., 1959.
- Вольман Б. Наследие Гайдна в России. // «Советская музыка», 1959, № 6.
- Баттерворт Н. Гайдн. — Челябинск, 1999.
- Й. Гайдн — І. Котляревський: мистецтво оптимізму. Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти: Збірник наукових праць / Ред.‑упорядн. — Л. В. Русакова. Вип. 27. — Харків, 2009. — 298 с. — ISBN 978-966-8661-55-6. (укр.)
- Arnold Werner-Jensen. Joseph Haydn. — München: Verlag C. H. Beck, 2009. — ISBN 978-3-406-56268-6. (нем.)
- Botstiber Н. Haydn. — Bd 3. — Lpz., 1927.
- Dies. Haydn’s Biographie. — Вена, 1810. (нем.)
- Geiringer К. Haydn. A creative life in music. — N. Y., 1963. (англ.)
- Haydn Jahrbuch, hrsg. von H. C. R. Landon. — Bd 1—6. — W., 1962—69. (англ.)
- Hoboken A. van, Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis. — Bd I. — Mainz, 1957.
- H. C. Robbins Landon. The Symphonies of Joseph Haydn. — Universal Edition and Rockliff, 1955. (англ.)
- Koch L. J. Haydn, . — Bdpst., 1932.
- Landon, H. C. Robbins; Jones, David Wyn. Haydn: His Life and Music. — Indiana University Press, 1988. — ISBN 978-0-253-37265-9. (англ.)
- Landon H. C. R. The symphonies of J. Haydn. — L., 1955. (англ.)
- Ludwig. Joseph Haydn. Ein Lebensbild. — Нордг., 1867. (нем.)
- Lutz Görner Joseph Haydn. Sein Leben, seine Musik. 3 CDs mit viel Musik nach der Biographie von Hans-Josef Irmen. KKM Weimar 2008. — ISBN 978-3-89816-285-2.
- Nowak L. J. Haydn. — W.—Lpz.—Z., 1951.
- Pohl. Mozart und Haydn in London. — Вена, 1867. (нем.)
- Pohl. Joseph Haydn. — Берлин, 1875. (нем.)
- Pohi С. F. Joseph Haydn, Bd l—2. — Lpz., 1875—82. (нем.)
- Webster, James; Feder, Georg (2001). «Joseph Haydn». The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Published separately as a book: (2002) The New Grove Haydn. — N. Y.: Macmillan. 2002. — ISBN 0-19-516904-2