Гинкас, кама миронович

Гинкас, кама миронович

Биография[править | править код]

Родился в семье врача, выпускника Каунасского медицинского института Мони Гинка (1912—1983, впоследствии главврача станции скорой помощи в Вильнюсе). В шестинедельном возрасте вместе с родителями был заключён в Каунасское гетто, где погибли родственники. Через полтора года семье Камы Гинкаса удалось бежать из гетто, скрываясь у знакомой литовской семьи до освобождения города. Первым языком был идиш.

Учился в Вильнюсской консерватории (актёрский факультет, 1959—1962), затем в ЛГИТМиКе (курс Г. А. Товстоногова; выпуск 1967 года). С 1970 по 1972 год — главный режиссёр Красноярского ТЮЗа. Работает в Московском Театре юного зрителя. В соавторстве с Джоном Фридманом написал книгу Provoking Theater.

Профессор кафедры актёрского мастерства и режиссуры Высшей школы сценических искусств Константина Райкина.

Ссылки

  • Биография К. М. Гинкаса на сайте Московского ТЮЗа
  • Гинкас, Кама Миронович // Энциклопедия «Кругосвет».
  • Кама Гинкас в программе «„Ночь“ на Пятом» (недоступная ссылка), 24 октября
  • Неизвестный Кама Гинкас — видеоотрывки спектаклей, поставленных в Финляндии («Театр сторожа Никиты», «Преступление и наказание», «Идиот», «Макбет»)
  •  Кама Гинкас / Белая студия / Телеканал Культура
  • Кама Гинкас. «Дайте дышать!». Культура. «Новая газета», № 24 (4 марта 2013). — о форточках, которые захлопываются, и дечеловекизации искусства. Дата обращения: 22 июля 2013.
  • «Леди Макбет нашего уезда» Камы Гинкаса: нарочитый эротизм, истерики и новая Боярская

Постановки

  • 1965 — «Ночной разговор с человеком, которого презираешь» Ф. Дюрренматта. Художник К. М. Гинкас. Ленинградский Дворец искусств.
  • 1967 — «Традиционный сбор» В. С. Розова. Художник Ю. Феоктистов. Рижский театр русской драмы. — Дипломный спектакль.
  • 1968 — «Последние» М. Горького. Художник Э. С. Кочергин. Театр на Литейном, Ленинград.
  • 1968 — «Насмешливое мое счастье» Л. А. Малюгина (совместно Р. Агамирзяном). Художник Э. С. Кочергин. Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
  • 1970 — «451 градус по Фаренгейту» по Р. Брэдбери. Художник В. Жуйко. Красноярский ТЮЗ.
  • 1971 — «Кража» В. Астафьева (совместно с Л. Стукаловым). Художник В. Жуйко. Красноярский ТЮЗ.
  • 1971 — «Гамлет» У. Шекспира. Художник Э. С. Кочергин. Красноярский ТЮЗ.
  • 1972 — «Судьба барабанщика» по А. П. Гайдару (совместно с Г. Н. Яновской). Художник А. Поздеев. Красноярский ТЮЗ.
  • 1973 — «Монолог о браке» Э. С. Радзинского. Художник Э. С. Кочергии, Ленинградский театр Комедии.
  • 1974 — «Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова. Художник Э. С. Кочергин. Театр на Литейном, Ленинград.
  • 1975 — «Драма из-за лирики» Г. И. Полонского. Художник Э. С. Кочергин. Ленинградский театр им. Ленинского комсомола.
  • 1976 — «Эй, кто-нибудь!» по одноактным пьесам У. Сарояна, И. Ханера и А. Мальца. Художник М. Ф. Китаев. Ленинградский театр им. Ленинского комсомола.
  • 1977 — «Святая святых» И. П. Друцэ. Художник М. Френкель. Рижский театр русской драмы.
  • 1978 — «Царствие земное» Т. Уильямса. Художник Э. С. Кочергин. Театр на Литейном, Ленинград.
  • 1979 — «Пушкин и Натали» К. М. Гинкаса. Художник К. М. Гинкас.
  • 1980 — «Необычное приключение Т. С. и Г. Ф.» Г. Н. Яновской по М. Твену. Художник Н. Бахвалова. Владивостокский драматический театр.
  • 1981 — «Пять углов» С. Коковкина. Художник А. В. Коженкова. Театр им. Моссовета.
  • 1982 — «Вагончик» Нины Павловой. Художник Э. С. Кочергин. МХАТ им. М. Горького.
  • 1983 — «Гедда Габлер» Генрика Ибсена. Художник С. М. Бархин. Театр им. Моссовета.
  • 1984 — «Блондинка» А. М. Володина. Художник К. М. Гинкас. ГИТИС.
  • 1985 — «Блондинка» А. М. Володина. Художники К. М. Гинкас, А. Лисянский. Театр им. Вл. Маяковского.
  • 1986 — «Тамада» А. Галина. Художник Д. Б. Боровский. МХАТ им. М. Горького.
  • 1988 — «Театр сторожа Никиты» К. М. Гинкаса по «Палате № 6» А. П. Чехова. Художник Д. Боровский. Лилла-театр (Театр Пикку-Лиллак), Хельсинки.
  • 1988 — «Записки из подполья» К. М. Гинкаса по Ф. М. Достоевскому. Художник А. Яцовскис. Московский ТЮЗ.
  • 1990 — «Преступление и наказание» К. М. Гинкаса по Ф. М. Достоевскому. Художник Д. Боровский. Лилла-театр, Хельсинки.
  • 1991 — «Играем „Преступление“» К. М. Гинкаса по Ф. М. Достоевскому. Художник К. М. Гинкас. Московский ТЮЗ.
  • 1993 — «Жизнь прекрасна» по рассказу «Дама с собачкой» А. П. Чехова. Художник С. М. Бархин. Стамбул, Турция.
  • 1993 — «Идиот» К. М. Гинкаса по Ф. М. Достоевскому. Художник С. М. Бархин. Шведская театральная академия, Хельсинки.
  • 1994 — «К. И. из „Преступления“» по Ф. М. Достоевскому. Художник К. М. Гинкас. Московский ТЮЗ.
  • 1994 — «Жизнь прекрасна» по рассказу «Дама с собачкой» А. П. Чехова. Художник С. М. Бархин. Лилла-театр, Хельсинки.
  • 1995 — «Казнь декабристов» К. М. Гинкаса. Художник К. М. Гинкас. Московский ТЮЗ.
  • 1995 — «Н. Ф. Б.» Опера В. Кобекина по роману Ф. М. Достоевского «Идиот». Художник С. М. Бархин. Локум, Германия.
  • 1996 — «Чайка» А. П. Чехова. Художник С. М. Бархин. Шведская театральная академия, Хельсинки.
  • 1997 — «Макбет» У. Шекспира. Художник С. М. Бархин. Муниципальный театр, Хельсинки.
  • 1998 — «Золотой петушок» по А. С. Пушкину. Художники А. Глебова, С. Архипова. Московский ТЮЗ.
  • 1998 — «Комната смеха» О. А. Богаева. Художник С. М. Бархин. Театр-студия п/р О. Табакова.
  • 1999 — «Пушкин. Дуэль. Смерть»
  • 1999 — «Чёрный монах» по А. П. Чехову.
  • 2000 — «Счастливый принц» по О. Уайльду.
  • 2004 — «Скрипка Ротшильда» по А. П. Чехову.
  • 2006 — «Нелепая поэмка» по Ф. М. Достоевскому.
  • 2007 — «Роберто Зукко» Бернар-Мари Кольтеса.
  • 2009 — «Медея» по текстам Сенеки, Ж. Ануя, И. А. Бродского. Художник С. М. Бархин. Московский ТЮЗ. В ролях: Ясон — И. Гордин, Креонт — Игорь Ясулович, Медея — Е. Карпушина.
  • 2010 — «Записки сумасшедшего» по Н. В. Гоголю. Московский ТЮЗ.

Знакомство с театром

Еще в пятилетнем возрасте маленький Кама твердо знал: артист — самая замечательная профессия. Артист потрясает публику! И Кама хотел «потрясать». Он решил, что непременно станет артистом. У Камы был свой кукольный театр, он делал какие-то домашние постановки. А когда ему исполнилось пятнадцать, он впервые оказался в тогдашнем Ленинграде — поехал в гости к тете Соне, папиной сестре. Помимо хождений по улицам и музеям города на Неве довелось юному Каме побывать и на одном из спектаклей легендарного Георгия Товстоногова. Подросток был потрясен и еще больше укрепился в желании стать актером.

Рождение

По национальности Кама Гинкас — об этом можно догадаться уже только по имени — еврей. Нация как нация, не лучше и не хуже других. Однако всем известно, как к евреям относились в середине минувшего столетия, особенно в годы Великой Отечественной Войны. А именно перед войной Каме и выпало появиться на свет, уже крохотным малышом познав гонения и беды.

Счастливое событие в жизни его семьи случилось седьмого мая сорок первого года. Родным городом будущего режиссера стал литовский Каунас. Отец маленького Камы, Моня (другой вариант — Мирон), был врачом. В свое время он закончил Каунасский медицинский институт. Сам Кама Гинкас впоследствии в своих воспоминаниях о детстве и отце говорил, что частично пошел по стопам отца – тот был начальником, и Кама стал начальником. Правда, в разных областях – Кама в театре, а его отец – на скорой помощи. Впрочем, это случилось уже несколько позже – после войны. А тогда, в сорок первом, шестинедельного Каму, совсем малыша, вместе с родителями загнали в каунасское гетто. Там они пробыли долгих полтора года. Об этом времени Кама, разумеется, ничего не помнит. То, что знает – знает лишь по рассказам родителей.

Через полтора года семье Гинкасов удалось сбежать. Кама Гинкас не знает, когда точно это случилось, известно ему лишь, что побег совершился тринадцатого числа — его мама всю жизнь любила число тринадцать именно по этой причине. В конце марта 1944 года в гетто Каунаса произошло жестокое изъятие (и, разумеется, убийство) детей. Гинкасы сбежали незадолго до этого.

Некоторое время они скрывались у литовских знакомых, которые согласились приютить их. Обычно литовцы предавали евреев, но той семье можно было доверять. Кама вспоминал, что очень ему запала в душу серебряная ложечка, которую он увидел в этом доме. Видимо, для малыша это было настоящим потрясением — после ужасов гетто держать в руках серебряную ложку.

Попытка номер три

Кама собирался поступать исключительно к Товстоногову, а потому впереди было долгих три года подготовки. Отец, желавший, чтобы сын пошел по его стопам, настаивал на поступлении Камы в медицинский, однако Кама проявил строптивость. Это вызвало некоторое обострение в отношениях с отцом, усугубившееся в дальнейшем – ведь Кама все-таки поступил на актерский факультет. Сам режиссер вспоминал в одном из интервью, что отец тогда уязвил его словами о поступлении его одноклассников в престижный архитектурный институт, и назло отцу Кама, у которого с чертежами всегда было «очень не очень», тоже решил, что в архитектурный поступит. Он готовился, работал копировальщиком чертежей, несмотря на то, что архитектурой никогда не увлекался. Так и поступил в архитектурку, но одновременно с этим прошел и на актерский. Разумеется, последний он и выбрал. Там и учился те три года, что оставались до поступления к Товстоногову. А отец все это время с сыном не разговаривал.

По прошествии трех лет Кама Миронович Гинкас вновь появился на пороге дома своей тетушки в Ленинграде. С таким настроением, которого, по его собственным словам, у него больше никогда не было – на подъеме, что называется. С этим настроением он поехал в институт, прошел все конкурсные туры и был зачислен на режиссерский факультет к Георгию Товстоногову – туда, куда и стремился. Именно там, кстати, на экзаменах, и состоялась его судьбоносная встреча с будущей супругой, Генриеттой Яновской. Однако об этом подробнее мы расскажем далее.

После института

После окончания учебы – а произошло это в 1967 году – Кама Миронович Гинкас (на фото), по его же собственному признанию, некоторое время был безработным. Как, впрочем, и его супруга. Жили бедно, но дружно. А в том же шестьдесят седьмом году Каме улыбнулась удача. Он поставил спектакль по одной из пьес Виктора Розова в Рижском театре драмы. После этого у молодого режиссера началась полоса активной творческой деятельности.

В течение трех лет он работал в Ленинграде, а в семидесятом году уехал в далекую Сибирь, в Красноярск. В течение двух следующих сезонов Кама являлся главным режиссером тамошнего Театра юного зрителя и его спектакли неизменно пользовались у горожан большим успехом. С самого начала карьеры спектакли Камы Гинкаса и его самого стали называть острыми. Подобной манеры режиссуры мэтр – а сейчас Гинкаса можно назвать именно таким образом – придерживается до сих пор.

Попытка номер раз

После окончания школы в Каунасе Кама Гинкас отправился прямиком в приемную комиссию актерского факультета в консерватории Вильнюса. Он был уверен в себе — тем большим ударом стали для него слова о том, что его внешние данные не соответствуют внутренним. Иными словами, Каму не взяли. Тогда он посчитал, что дело во внешности, не догадываясь, что по природе своей он попросту не актер.

В таких расстроенных чувствах Кама Гинкас буквально в те же самые дни и встретил свою школьную учительницу, с которой когда-то ставил сценки в самодеятельности. Выслушав обиду бывшего ученика, педагог посоветовала ему поступать на режиссерский факультет в Ленинграде. Подобный вариант Каме никогда не приходил в голову, но — отчего бы не попробовать? И он, недолго думая, поехал в северную столицу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: