Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Cognomen Cato
- 1.2 Выводы Дата рождения Катона
- 1.3 Молодежь
- 1.3.1 О Пунических войнах
- 1.3.2 Между войнами
- 1.3. 3 Последователь древнеримской строгости
- 1.3.4 Путь к магистратуре
- 1.4 Начало военной карьеры
- 1.4.1 Квестор
- 1.4.2 Эдил и претор
- 1.5 Консул
- 1.5.1 Введение в действие Порциан
- 1.5.2 Отмена законапиан
- 1.5.3 Почта в Hispania Citerior
- 1.5.4 Римский триумф
- 1.5.5 Конец консульства
- 1.6 Поздняя военная карьера
- 1.6.1 Битва при Фермопилах
- 1.6.2 Сомнительный визит в Афины
- 1,7 Влияние в Риме
- 1,8 Общественные работы
- 1,9 Поздние годы
- 2 Писания
- 3 Наследие
- 4 См. также
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
- 6.1 Цитаты
- 6.2 Библиография
- 7 Дополнительная литература
- 8 Внешние ссылки
использованная литература
- Конант, Джозеф Майкл. Младший Катон: критическая жизнь с особым упором на биографию Плутарха. Нью-Йорк: Конант, 1953.
- Хьюз-Халлетт, Люси. Герои: история поклонения героям. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2004. ISBN 1400043999.
- Плутарх, Джон Драйден и Артур Хью Клаф. Жития знатных греков и римлян. Чикаго: Британская энциклопедия, 1955.
- Плутарх. Катон Младший. ЛАКТОР, нет. 14. : Лондонская ассоциация учителей классической школы, 1984. ISBN 0903625180 ISBN 9780903625180
- Тейлор, Лили Росс. Партийная политика в эпоху Цезаря. Калифорнийский университет Press, Беркли, Калифорния, 1971. ISBN 0520012577.
- Уордман, Алан. Жизни Плутарха. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1974. ISBN 0520026632 ISBN 9780520026636
Начало политической карьеры
В 202 году до н. э. закончилась В многолетнем конфликте все-таки победила Карфаген и стала гегемоном на западе Средиземного моря. Африканский соперник сохранил независимость, но значительно ослаб. С наступлением мира Марк Катон Старший перебрался в столицу. Вскоре он начал публичную политическую карьеру. В 199 году до н. э. выходец из плебейского рода получил должность эдила, а еще через год — претора.
В новом для себя статусе Катон Старший перебрался в Сардинию, где в качестве наместника занялся устройством новой администрации. На острове претор прославился тем, что очистил его от ростовщиков. Чиновник удивил простых жителей, отказавшись от полагавшейся ему свиты и повозки. Своим нетипичным для магистратуры поведением он демонстрировал собственную бережливость в тратах государственных денег (эту привычку Катон сохранил до самой смерти).
Часто задаваемые вопросы
5.1 Вопрос 1: Как долго может продолжаться нерешительность?
Нерешительность может продолжаться различное время в зависимости от ситуации и причин колебаний. Некоторые люди могут испытывать нерешительность в течение нескольких минут или дней, в то время как другие могут мучиться этим состоянием годами
Важно найти причины и найти способы преодолеть нерешительность
5.2 Вопрос 2: Какие советы можно дать тем, кто страдает от нерешительности?
Если вы страдаете от нерешительности, важно помнить, что это состояние можно преодолеть. Попробуйте анализировать причины колебаний и развивать навыки принятия решений
Запросите помощь близких или обратитесь к профессионалам, которые могут помочь вам преодолеть нерешительность.
5.3 Вопрос 3: Какие плюсы может иметь нерешительность?
Хотя нерешительность обычно рассматривается как отрицательное состояние, оно также имеет свои плюсы. Некоторые люди считают, что нерешительность помогает им избегать ошибок или принимать более взвешенные решения. Однако, в целом, нерешительность может быть негативной и препятствовать нашему личностному и профессиональному развитию.
Личная жизнь
Семья
Катону не везло в личной жизни. В молодости он обручился с Эмилией Лепидой, но её прежний обручённый Квинт Цецилий Метелл Пий Сципион Назика, узнав о готовящейся свадьбе с Катоном, вернул себе Лепиду, хотя ранее отказался от обязательств. По свидетельству Плутарха, Катон пребывал в ярости из-за расстроившейся свадьбы и даже намеревался подать на Сципиона в суд, но в конце концов ограничился словесным выражением своего гнева: «он осы?пал Сципиона бранью, употребив для этого всю едкость Архилоха, но не позволяя себе его разнузданных и мальчишеских выходок». Впоследствии Метелл Сципион стал политическим противником Катона, хотя в африканской кампании они участвовали на одной стороне. В конце концов его первой женой стала Атилия. Около 63 года Катон дал Атилии развод. По сведениям Плутарха, не сохранившего детали, причиной развода стало некое некорректное поведение Атилии. Второй его женой стала Марция, внучка Луция Марция Филиппа.
Выступая как pater familias — глава семейства Порциев Катонов — Марк в значительной степени влиял на заключение браков своими родственниками. Так, Помпей хотел породниться с Катоном с помощью брака с одной его племянницей и женитьбой своего сына на другой его племяннице. Родственники Катона всячески склоняли его к тому, чтобы дать согласие на брак с крайне влиятельным полководцем и его сыном, однако он отказался, как считали древние, из-за недостойного поведения Помпея. По мнению некоторых исследователей, Катоном часто манипулировала его сестра Сервилия Старшая.
Известно о нескольких случаях заключения браков родственниками Марка по откровенно политическим соображениям. Так, один из лидеров оппозиции Помпею Луций Лициний Лукулл женился на Сервилии Младшей после развода с первой женой из-за неприемлемого для римской матроны поведения последней. И хотя его новая жена вела себя не менее распущенно, чем первая, Луций остался с ней в браке именно ради связей с Катоном.
Кроме того, в середине 50-х годов известный оратор и политический союзник Марка Квинт Гортензий Гортал упорно добивался заключения брака с целью скрепления политического союза общими детьми. Первоначально Гортензий пытался склонить Марка отдать ему в жёны дочь Порцию, которая уже была замужем за Марком Кальпурнием Бибулом. После его отказа Гортензий попросил себе в жёны Марцию, которая тогда была женой Катона и родила ему трёх детей. Катон согласился, и после согласования с отцом Марции состоялись развод с Марком и брак с Квинтом. В 49 году, вскоре после смерти Гортензия, Катон вновь женился на Марции.
Взгляды
Катон запомнился современникам как сторонник строгих нравов, которые в среде римской элиты середины I века до н. э. считались анахронизмом. На фоне своих современников он вёл очень скромный образ жизни, хотя ему досталось крупное наследство в 120 талантов. Катон стал также известен как знаток государственных финансов и был известен скрупулёзным отношением к вопросам расходов казны.
Его философские взгляды, обычно определяемые как стоические, сформировались на основе бесед с философом-стоиком Антипатром Тирским. При этом он всячески стремился к практическому применению стоической философии.
Катон также был видным оратором. Он начал активно упражняться в ораторском мастерстве, когда стал жрецом Аполлона. При этом он не был активным участником политических и судебных дискуссий. Это поведение он характеризовал так: «Я начну говорить лишь тогда, когда буду уверен, что мне не лучше было бы промолчать». Современные исследователи вслед за Цицероном признают за Катоном статус первого «красноречивого стоика», имея в виду синтез характерной для ораторов-стоиков логической аргументации с традиционными представлениями о красноречии.
Из написанного Катоном сохранилось только одно письмо к Цицерону; также сохранились три письма Цицерона к Катону, относящиеся к 50 году.
Катон участвует в аннексии Кипра
В 58 г. до н. э. с помощью триумвиров народным трибуном стал ловкий демагог Публий Клодий. Он сумел заручиться поддержкой римского плебса и создать хорошо организованные банды для контроля над народным собранием. Публий Клодий провёл закон о лишении власти кипрского царя Птолемея (якобы за поддержку пиратов), конфискации его имущества и превращении Кипра в римского провинцию. В соответствии с этим законом Катон, как главный авторитет в финансовых делах и политик, известный своим бескорыстием, должен был отправиться на Кипр, устроить распродажу конфискованных ценностей, а вырученные деньги доставить в казначейство. Катон считал низложение Птолемея и аннексию его царства несправедливым, бесчестным делом. Однако он вынужден был подчиниться закону. Иначе ему пришлось бы уйти в изгнание и навсегда отказаться от политической борьбы и служения государству.
В апреле 58 г до н. э. Катон в сопровождении нескольких друзей и роде пенников, в число которых входил его любимый племянник Марк Юний Брут, отправился на Кипр. В распоряжении Катона не было ни одного воина, но Птолемей и не думал о сопротивлении. Вместо этого он предпочёл самоубийство. Катон занялся распродажей по максимально высоким ценам всего царского имущества, и в том числе множества предметов искусства. Устроенная Катоном распродажа благодаря его неусыпной бдительности и финансовым талантам обогатила римскую казну на громадную сумму в 7 тыс. талантов. Но она не принесла никакой прибыли его друзьям и приближённым, обвинившим его в недостойной столь великого человека мелочности и скаредности.
Когда весной 56 г. до н. э. корабли с привезёнными богатствами вошли в Тибр и причалили в самом центре Рима, сенат, магистраты и громадная масса рядовых граждан устроили Катону небывало торжественную и почётную встречу. Вскоре он был избран претором на 54 г. до н. э.
Служба в армии
Катон мог бы всю жизнь заниматься сельским хозяйством, если бы не начавшаяся в 218 году до н. э. Вторая Пуническая война. В то время Рим на равных соперничал с Карфагеном, чей полководец Ганнибал в ходе смелой кампании вторгся в Италию. Из-за тяжелого положения республики в армию был призван даже еще совсем юный Катон Старший. Он необычайно быстро сделался военным трибуном. Несколько лет молодой человек служил на Сицилии. Его непосредственным руководителем был известный полководец Марк Клавдий Марцелл.
В 209 году до н. э. Катон Старший перешел на службу к военачальнику Квинту Фабию Максиму Кунктатору. Затем он оказался в армии Гая Клавдия Нерона и в ее рядах принял участие в битву при Метавре в Северной Италии. В этом сражении римляне наголову разгромили войско младшего брата Ганнибала Гадрубала. Долгая кампания против Карфагена позволила талантливому Марку Катону добиться признания вопреки своему худородному происхождению. В Древнем Риме таких самородков называли «новыми людьми».
В период Второй Катон завел много полезных для будущей карьеры знакомств. Например, он подружился с Луцием Валерием Флакком, позже ставшим претором республики. Другим фактором возвышения Марка стала гибель большого числа римских аристократов во время войны. Особенно много жизней представителей нобилитета забрала в которой Катон принять участие, на свое счастье, не успел.
204 год до н. э. стал для Марка поворотным. В свой 30-летний юбилей он был назначен квестором полководца Публия Сципиона, взявшегося за организацию римского вторжения в Северную Африку, где находилось сердце Карфагенской державы, и за это прозванного Африканским. Армия должна была переправиться через Средиземное море из Сицилии. Во время подготовки сложной операции Сципион поссорился со своим помощником. По одной версии античных историков, Катон Старший обвинил начальника в легкомысленном отношении к организации десанта. Якобы полководец праздно тратил свое время в театрах и разбрасывался выделенными казной деньгами. По другой версии причины ссоры были глубже и заключались в конфликте между Сципионом и покровителями Катона Флакками. Так или иначе, но весь конец Второй Пунической войны квестор провел в Сардинии. В точности неизвестно, побывал ли он все-таки в Африке и принял ли участие в решающем сражении при Заме. Мнения античных авторов по этому поводу расходятся.
Консервативный оратор
В качестве известного борца за чистоту нравов Катон несколько раз отправлялся в Грецию, где он боролся с местными еретическими культами. В самой такой известной общине были последователи Вакха, которые поощряли оргии, разврат и пьянство. Катон беспощадно преследовал подобные течения. Вместе с тем, находясь в Греции, он не забывал и о своей политической карьере. Так военный принял участие в дипломатических переговорах с неуступчивыми этолийцами.
И все же политические и экономические взгляды Катона Старшего все сильнее блекли перед его консервативным идеологическим лоббированием. Удобнее всего влиять на общество в этом ключе можно было в статусе цензора. Катон попытался избраться на высокую должность в 189 году до н. э., однако первый блин вышел комом. В отличие от остальных магистратур цензоры менялись не раз в год, а раз в пять лет. Поэтому следующий шанс политик получил только в 184 году до н. э. Катон Старший уже давно зарекомендовал себя в качестве радикального консерватора. Другие претенденты на должность отличались более мягкой риторикой. Однако Катон упорствовал: он настаивал на том, что римское общество нуждалось в серьезной внутренней перетряске.
Главным конкурентом бывшего консула был брат Луций. Марк решил атаковать оппонента, напав на более знаменитого родственника. Накануне выборов он уговорил Квинта Невия, занимавшего должность трибуна, обвинить Сципиона в государственной измене. Суть претензий заключалась в том, что полководец якобы из-за взятки согласился заключить мягкий мирный договор с Антиохом Сирийским, что навредило международным интересам республики.
Героическая смерть Катона
Последний вечер своей жизни Катон провёл, пируя как всегда, с самыми близкими ему людьми и наслаждаясь приятной учёной беседой. Под конец он теплее, чем обычно, простился со своими друзьями и сыном и запретил тому заниматься общественными делами в таком государстве, в котором ему отныне придётся жить. У себя в спальне он внимательно перечитал трактат Платона о бессмертии души, а затем крепко заснул. Проснувшись, спросил, все ли беглецы сумели благополучно отплыть, а когда ему ответили утвердительно, он вернулся к себе в комнату и бросился на меч.
Узнав печальную весть, жители Утики вместо того, чтобы встречать подходившего к городу Цезаря, собрались у дома Катона, «и все в один голос взывали к умершему, именуя его благодетелем и спасителем, единственно свободным и единственно неодолимым». Они похоронили Катона на берегу моря, а позднее поставили над могилой его статую с мечом в руках. После смерти Катон получил почётное прозвище Утический. Такие прозвища в Риме давали только победоносным полководцам в память об одержанной ими победе.
Услышав о смерти Катона, Цезарь, как сообщают, сказал: «Ох, Катон, ненавистна мне твоя смерть, потому что и тебе ненавистно было принять от меня спасение». Он помиловал сына Катона и оставил ему наследственное достояние.
Друг Катона Цицерон и его племянник Брут написали хвалебные сочинения, посвящённые памяти погибшего. Так как их все читали и перечитывали, Цезарь и один из его полководцев в ответ издали памфлеты под названием «Анти-Катон». В них Катон изображался как скопище всех пороков. Однако ожидаемого воздействия они не оказали — у читателей они не вызывали ничего, кроме безудержного смеха. В этом состязании победа осталась за Катоном.
Принципы и моральные учения Катона
Катон Старший славился своими принципиальными убеждениями и суровыми моральными учениями. В своих произведениях и выступлениях он призывал к простоте жизни, добросовестному исполнению обязанностей и суровой дисциплине.
Один из основных принципов, которым руководствовался Катон, – бытие в общей службе. Он считал, что каждый гражданин обязан вносить свой вклад в развитие общества и делать все возможное для его процветания. Катон призывал к труду и трудолюбию, придавая большое значение трудолюбивости и настойчивости в достижении поставленных целей.
- Простота жизни – одно из ключевых моральных учений Катона. Он проповедовал отказ от излишеств, лакомства и всеобщую скромность. Катон считал, что излишне роскошный образ жизни ослабляет моральные принципы и деградирует общество.
- Честность и справедливость – другие основные принципы, на которых строилась философия Катона. Он призывал быть честными во всех сферах жизни, включая деловые и политические отношения. Катон считал, что справедливость является основой морального развития общества.
- Дисциплина и порядок – важные составляющие жизни по мнению Катона. Он выступал за строгое соблюдение законов и порядков, а также за подчинение своим обязанностям и обязательное соблюдение моральных норм.
- Умеренность – еще один принцип, который Катон считал важным. Он призывал не поддаваться праздности и пристрастиям, а оставаться умеренным во всем – от еды и питья до чувств и эмоций.
Такие учения Катона нашли отклик в сердцах и умыслах римских граждан того времени и оказали огромное влияние на дальнейшее развитие общества. Своими моральными принципами и учениями Катон внес неоценимый вклад в формирование римской культуры и нравственности.
Катон Утический добровольно идет в армию
Как римлянин, достойный своих предков, и философ, достойный своего учения, Катон видел собственное предназначение в служении отечеству. Во время восстания Спартака он добровольно вступил в армию, подавлявшую это выступление, заслужил репутацию образцового солдата. А как же неприятие деспотизма? С точки зрения современного человека, налицо противоречие, но для римлянина его не было. Рабы находились за пределами общества. Между умерщвлением раба и умерщвлением быка не было принципиальной разницы. А разве может быть деспотизм по отношению к быкам?
Спустя пять лет Катон в качестве военного трибуна командовал легионом в Македонии и показал себя прекрасным офицером, воздействовавшим на подчинённых не столько приказами и наставлениями, сколько личным примером. Однако Катон, в отличие от своего прадеда, не стал полководцем. Ему была суждена не военная, а гражданская карьера: битвы, в которых он участвовал, разворачивались не на полях сражений, а на форуме и в римской курии.
Марк Порций Катон вступает на государственную службу
По возвращении из Македонии Катон был избран на пост квестора — низшая магистратура, которая служила первой ступенью политической карьеры. Квесторы заведовали государственным казначейством. Собственные обязанности они часто перекладывали на канцелярских служащих — писцов казначейства. А те заботились больше о собственных интересах, чем о пользе государства. Финансовая отчётность в то время была запутана и запущена. Многие должники казначейства годами не выплачивали долгов, а кредиторы, наоборот, не могли получить того, что им причиталось по закону.
Покинув казначейство, Катон не оставил ведомство без присмотра: его рабы ежедневно переписывали там ведомости прихода и расхода, а сам он купил копии приходно-расходных книг со времени Суллы и держал их под рукой. Он следил за принимаемыми законами, чтобы не допустить незаконных выплат и разбазаривания государственных средств.
С помощью книг и бесед со сведущими людьми Катон заранее изучил обязанности квестора и смело взялся за расчистку авгиевых конюшен. Против него тотчас же ополчились писцы казначейства, не заинтересованные в наведении порядка. Но он изобличил нескольких из них в злоупотреблениях и привлёк к суду, а ещё нескольких уволил за пренебрежение своими обязанностями. Сломив их сопротивление, он взял управление казначейством в свои руки и навёл там порядок. С должников казначейства Катон строго и неумолимо взыскал причитающиеся суммы, а кредиторам, отчаявшимся получить свои средства, быстро и неукоснительно выплатил всё, что причиталось.
Катон очистил казначейство от жуликов и наполнил его деньгами. Все говорили, что он придал квестуре консульское достоинство.
Катон: его роль и влияние в древнем Риме
Катон Младший был одним из наиболее выдающихся политиков и писателей древнего Рима. Его разностороннее влияние оказало огромное влияние на политическую, культурную и философскую жизнь римского общества.
Катон Младший был известен своими принципиальностью и стремлением к нравственному совершенствованию. Он был одним из последних представителей старой римской землевладельческой аристократии, преданной республике, и противником Юлия Цезаря и либеральных реформ.
Катон Младший выступал за жесткую оборону республиканских институтов и правил. Он яростно боролся с коррупцией и был ярым сторонником законности в правительстве. Он неоднократно выступал в сенате с речами, призывающими к сохранению конституционного строя и сопротивлению тирании. Его речи славились своей остротой и пламенностью, и он был уважаем всеми политическими фракциями.
Важное место в его влиянии занимала его литературная деятельность. Катон Младший был автором ряда известных трудов, в том числе «О северном ветре» и «О земледелии», которые считались образцом риторики и мудрости
Его произведения широко распространялись и изучались в древнем Риме, оказывая значительное влияние на современников и будущие поколения.
Катон Младший также был знаменит своими принципиальными исками против коррупции и преступности. Он прославился своими настойчивыми запросами к правительству и судебной системе, требуя расследования обвинений взяточничества и неправильного поведения государственных деятелей.
Катон Младший оказал значительное влияние на мышление и идеологию древнего Рима. Его пример честности, неприкосновенности и справедливости стал моральным ориентиром для многих поколений римлян. Его идеи и позиции остались важными в политической и философской жизни Рима, отражая идеалы республиканской формы правления и борьбы за свободу.
Марк Брут: убийца Цезаря, оратор и философ
…равно как уступим, право же, Брута его возлюбленной философии; ведь речи менее всего доставили ему славу, и это признают даже его поклонники. (Тацит, «Диалог об ораторах»)
Марк Юний Брут прожил недолгую, но богатую событиями жизнь, самым знаменитым событием которой стало убийство Цезаря. Хотя современники и римляне I века нашей эры помнили его не только как политика, но и как интеллектуала.
По свидетельству Плутарха, Брут досконально изучил эллинскую философию, и особо его впечатлила философия Платона и Древней Академии. Марк Юний был мастером судебных и торжественных речей, образцы его мастерства цитировали еще авторы эпохи империи.
Он находил время для ученых занятий в перерывах между боевыми действиями. Во время гражданской войны Брут присоединился к Помпею. Все время, которое не находился при полководце, посвящал научным занятиям. Накануне битвы при Фарсале Брут до глубокой ночи делал извлечения из «Всеобщей истории» Полибия.
Начиная с I века до н. э. в римской литературе стал популярным жанр эпитом — извлечений и кратких конспектов исторических трудов. В виде эпитом до нас дошла «Всеобщая история» Помпея Трога, о большей части римской истории Тита Ливия мы тоже судим только по конспектам, составленным Флором. Подобные эпитомы делал и Марк Юний Брут.
Кроме Полибия он сделал извлечения из исторического труда Целия Антипатра, автора, написавшего во II веке до н. э. историю войны с Карфагеном. Сведения об этой эпитоме сохранил для нас Цицерон в переписке с другом Аттиком.
Нерешительность: определение и причины
Прежде чем обсуждать взгляды Катона Младшего на нерешительность, важно понять, что означает это понятие и какие могут быть причины колебаний. Рассмотрим определение нерешительности и различные факторы, которые могут привести к ней
2.1 Определение нерешительности
Нерешительность – это состояние, когда человек не может принять решение или действовать из-за неуверенности или колебаний. Разберем более подробно это определение и рассмотрим различные аспекты нерешительности.
2.2 Причины нерешительности
Нерешительность может иметь разные причины. Отсутствие информации, страх перед последствиями, недостаток уверенности – все это может привести к колебаниям в принятии решений. Разберем основные причины нерешительности и их влияние на нашу жизнь.
Репутация Катона
Катона помнят как философа-стоика и одного из самых активных паладинов Римской республики. Его высокие моральные стандарты и неподкупная добродетель заслужили похвалу даже у его политических врагов, таких как Саллюстий. После смерти Катона Цицерон написал манифест, восхваляющий его качества, на что Цезарь (который никогда не прощал ему его возражений) ответил своим Антикато речь. Брошюра Цицерона не сохранилась, но ее содержание можно понять из книги Плутарха «Жизнь Катона», Который также повторяет многие из историй, которые Цезарь рассказал в своей Антикато.
У Данте Божественная комедияКатон изображается как страж морского приближения к острову чистилища. В Песни I Данте пишет о Катоне:
-
- Я увидел рядом с собой одинокого старика, достойного, по
- его внешний вид, столь почитаемый, что никогда
- сын был должен отцу больше.
- У него была длинная борода и седые волосы,
- похожи на волосы его головы, которые упали на его
- грудь в две пряди.
- Лучи четырех святых огней так украшали его
- лицо с яркостью, что я видел его, как будто солнце
- был до него.
Жизнь Катона увековечена в пьесе Джозефа Аддисона «Катон, трагедия», которую Джордж Вашингтон часто цитировал и которую играл зимой в Вэлли-Фордж, несмотря на запрет Конгресса на такие представления.
Комментарии
Скоч Андрей Владимирович
депутат Государственной думы РФ
Усатый Ренато Георгиевич
политический деятель и борец против коррупции в Молдове
Алиев Нурали Рахатович
казахстанский предприниматель и политик, внук Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева
Арутюн Арменакович Сурмалян
депутат Заксобрания Ростовской области
Слепцов Владимир
мэр г. Ярославля
Андрей Робертович Иванов
российский политик, предприниматель общественный деятель.
Жирков Евгений Иванович
подмосковный политик и предприниматель, глава городского округа Железнодорожный Московской области
Владимир Вольфович Жириновский
российский политик, основатель ЛДПР