Сочинения
- Ванслов В., Григорович Ю. Большой балет. — М.: Планета, 1981. — 272 с. — 20 000 экз.
- Григорович Ю. Об авторе этой книги // Ю. И. Слонимский. Семь балетных историй. — Л., 1967. — С. 256. — 10 000 экз.
- Григорович Ю. Дебют балерины/Правда.—1968.—1 февраля
- Григорович Ю. Фёдор Лопухов/Театр.—1968.—№ 7
- Григорович Ю. Служение балету // Советская культура : газета. — М., 1972. — № 16 декабря.
- Григорович Ю. Новые горизонты балетоведения/Театр.—1973.—№ 7
- Григорович Ю. Владимир Васильев/Советский артист.—1973.—12 октября
- Григорович Ю. Традиции и новаторство // Музыка и хореография современного балета. — Л.: Музыка, 1974. — С. 7—15. — 293 с. — 8675 экз.
- Григорович Ю. Наследовать и развивать/Советская культура.—1976.—26 мая
- Григорович Ю. Театр Вирсаладзе/Советский балет.—1982.—№ 4
- Григорович Ю. Мир яркий и праздничный/Искусство.—1984.—31 января
- Ю. И. Слонимский. Слово о Слонимском // Чудесное было рядом с нами. Заметки о петроградском балете 20-х гг. — Л.: Советский композитор, 1984. — 264 с. — 10 000 экз.
- Слово к читателям // Николай Зубковский. Антология. — СПб.: Андреев и сыновья, 1993. — 192 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-87452-034-1
Три сестры (2020)
Детектив, Мелодрама, Русский сериал
tagЗавершён
Режиссер:Роман Барабаш
В ролях:Екатерина Астахова, Натали Старынкевич, Ирина Новак
Праздник в семейном особняке Кравченко оборачивается страшной трагедией – вспыхивает пожар, в котором погибает ребенок. Официальное следствие придерживается версии несчастного случая. Этот вывод устраивает всех родственников Марии, но не её саму. Она уверена, что некий злоумышленник, угрожавший их семье, специально поджег их красивый дом во время дня рождения сына Марии Лёни. В тот день, по настоянию Марии, все родственники собрались под одной крышей. Чем дальше она погружается в расследование, тем больше убеждается, что в пожаре могли быть заинтересованы не только враги, но и её родственники
Награды и звания
- 1957 — Заслуженный артист РСФСР
- 1957 — Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
- 1959 — Орден науки и искусства Республики Египет
- 1966 — Народный артист РСФСР
- 1969 — Премия имени Сергея Дягилева Парижской академии танца
- 1970 — Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- 1970 — Ленинская премия
- 1972 — Почетный приз Парижской академии танца
- 1973 — Народный артист СССР
- 1976 — Орден Ленина
- 1977 — Орден «Кирилл и Мефодий» 1-ой степени (Болгария)
- 1977 — Государственная премия СССР
- 1977 — Медаль «100 лет Освобождения Болгарии от османского рабства»
- 1980 — Почётный гражданин Варны
- 1981 — Орден Октябрьской революции
- 1981 — Народный артист Узбекской ССР
- 1983 — Государственная премия Узбекской ССР
- 1985 — Государственная премия СССР — за создание художественно-спортивных программ XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Лужниках, Москва
- 1986 — Герой Социалистического Труда
- 1986 — Орден Ленина
- 1987 — Орден Народной Республики Болгария 1-ой степени
- 1995 — Заслуженный деятель искусств Казахстана
- 1996 — Народный артист Республики Башкортостан
- 1997 — Медаль Вацлава Нижинского Министерства культуры Польши
- 2001 — Орден искусств «Янтарный крест», высшая награда Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства
- 2001 — Приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Маг танца»)
- 2002 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
- 2002 — Орден «Знак пошани» (Знак Почёта), высшая награда мэра города Киева
- 2002 — Знак отличия «370 лет Якутия с Россией»
- 2002 — Премия имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации
- 2003 — Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство»
- 2003 — Знак отличия «Гражданская доблесть» Республики Саха (Якутия)
- 2003 — Почётный гражданин Кубани.
- 2003 — Медаль «Герой труда Кубани» (Краснодарский край)
- 2004 — Орден «За заслуги» (Украина) ІІІ степени
- 2004 — Медаль Национальной оперы Украины к 100-летию Сержа Лифаря
- 2004 — Почётный знак Министерства культуры и искусства Украины «За личный вклад в развитие искусства»
- 2005 — Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»
- 2005 — Орден Достык
- 2005 — Премия имени Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
- 2006 — Премия «Российский национальный Олимп» в номинации «Человек-эпоха», медаль «За честь и доблесть»
- 2006 — Премия и медаль имени Людвига Нобеля
- 2007 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
- 2007 — Орден Франциска Скорины
- 2007 — Национальная премия «Россиянин года»
- 2008 — Премия «Овация»
- 2009 — Орден Почёта (Армения)
- 2011 — Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
Режиссерские работы в Театре «Около дома Станиславского» (Театре на Красноватой Пресне)
- 1987 — «Отчего застрелился Константин» по «Чайке» А. П. Чехова
- 1988 — «Я играю на танцах и похоронах» по «Старшему сыну» А. Вампилову
- 1988 — «Сторож» Г. Пинтера. В соавторстве с Г. Залкинд и Л. Загорской.
- 1989 — «Нужна трагическая актриса» по пьесе А. Н. Островского «Лес»
- 1990 — «Вчера пришло в один момент, Винни-Пух либо Прощай, Битлз» по А. Милну — приз столичной критики «Лучший спектакль сезона 1989/90»
- 1991 — «Три сестры» А. П. Чехова
- 1992 — «Когда я творил, я лицезрел впереди себя только Пушкина…» по «Женитьбе» Н. В. Гоголя
- 1993 — «Вот для тебя и театр… и далее пустое пространство» по «Чайке» А. П. Чехова (новенькая редакция)
- 1994 — «Три мушкетера» А. Дюма.
- 1996 — «Трагедия о Гамлете, царевиче Датском» У. Шекспира
- 1997 — «Вишневый сад» по А. П. Чехову
- 1997 — «Русская тоска (Ностальгическое кабаре)» — главный приз «Fringe First» Интернационального театрального фестиваля в Эдинбурге
- 1998 — «Портрет Мадонны» Т. Уильямса
- «Молитва клоунов» по пьесам А. Чехова
- 2000 — «Советская пьеса» по одноактным пьесам Семечки Злотникова «Бегун и йогиня» и «Два пуделя»
- «Дорогой Семен Исаакович. ..» по С. Злотникову
- «Нужна драматическая актриса» по А. Островскому
- «Мужчина и женщина»
- «Где здесь про воскресение Лазаря?..» по Ф. Достоевскому и А. Володину
- «Перед киносеансом (Три музыканта и моя Марусечка)».
- 2002 — «Странники и гусары» по «Старшему сыну» А. Вампилова и «Трем сестрам» А. Чехова — приз театральной критики на фестивале «Золотая маска» за наилучший спектакль фестиваля
- 2003 — «Предпоследний концерт Алисы в Стране Чудес» по Л. Кэрроллу
- 2005 — «Лестничная клетка» Л. Петрушевской — премия «Гвоздь сезона»
- 2005 — «Сцены из деревенской жизни (Дядя Ваня)» по А. Чехову
- «Старший отпрыск (3-я версия)» А. Вампилова
- 2006 — «Старый, позабытый…»
- 2008 — «Ля Эстрада» по пьесе Жан-Люка Лагарса «Мюзик-холл» — «Золотая маска» (за наилучшую работу режиссера)
- 2009 — «Три мушкетера» по А. Дюма (возобновление)
- 2011 — «Забыть либо больше не жить» (Молитва клоунов)
Биография, родители, семейные традиции
Биография Юрия Григоровича с самого рождения была связана с искусством балета. Его мама Клавдия Альфредовна (в девичестве — Розай) была из балетной семьи. Она училась танцевать, но рано вышла замуж за отца нашего героя – Николая Евгеньевича Григоровича. Он был служащим в одной из административных структур, но любил балет, к тому принадлежал роду известного писателя Антона Григоровича. Залогом их счастливой семейной жизни стал отказ супруги от карьеры балерины. Она не спорила, хотя такое решение немного противоречило традициям ее семьи.
Отец Клавдии Альфредовны Торквато Альфредо Фортунато Розай был родом из Флоренции, где появился на свет в 1857 году. Его родители – цирковые артисты, в свою очередь, переехали в Россию еще во времена правления Петра I, но часто навещали историческую родину. Своим детям дед прививал любовь к искусству. Кроме дочери, у него был сын Георгий Розай. Он стал известным танцовщиком Императорского Мариинского театра, выступал в «Русских балетах» Сергея Дягилева, но в возрасте 30 лет скончался от туберкулеза.
Мама не стала нарушать семейные традиции и отвела сына в балетное училище (нынче хореографическое училище им. Вагановой), когда тому исполнилось 8 лет. Мальчик попал в класс к педагогам Борису Шаврову и Алексею Писареву. Учеба была прервана войной. Юрий Григорович закончил училище в 1946 году и был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (в 1992 года ему вернули прежнее название – Мариинский театр).
Интересный факт! У Григоровича за всю жизнь было всего 2 официальных места работы – Кировский театр в Ленинграде, в котором он честно отслужил 18 лет, и Московский Большой театр, где в течение 33 лет занимался постановкой балетных спектаклей.
Танцевальная практика стала основой его работы с артистами
На ленинградской сцене он солировал до 1957 года. В возрасте 30 лет занялся постановкой спектаклей. Уже тогда его привлекал симбиоз двух видов искусств – опера и балет. Он поставил цикл «Танцев в опере», а также заявил о себе двумя крупными работами – «Каменный цветок» Прокофьева (1957 г.) и «Легенда о любви» Меликова (1961 г.). После премьер этих спектаклей его тут же пригласили продублировать постановки в Новосибирском театре оперы и балета. С труппой сибирских артистов Григорович сотрудничал до 1977 года. Вместе с ними он поставил «Лебединое озеро» Чайковского (1962 г.) и «Спартак» Хачатуряна в 1977 г. (этот спектакль был восстановлен в 2011 году и вернулся в репертуарный график).
Григорович на ходу придумывал мизансцены и хореографию
Главная ценность — люди
Григорович с восхищением говорит о выдающихся личностях, с которыми его сводила судьба. «Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Марк Шагал, Симон Вирсаладзе, Федор Лопухов, Галина Уланова, Григорий Козинцев, Валерий Дорер, Валентина Ходасевич, Леонард Бернстайн, Сол Юрок, Бронислава Нижинская, Серж Лифарь, Леонид Мясин», — перечисляет Юрий Николаевич. «Встречи с яркими людьми — вот что остается навсегда», — признается он.
И вновь переключается на балетную тему. «В Большом театре труппа всегда была на высоте, — говорит Григорович. — Я помню ее, начиная с конца 1950-х годов, когда впервые приехал из Ленинграда ставить «Каменный цветок», а вскоре «Легенду о любви» и «Спящую красавицу». И потом все годы моей работы главным балетмейстером Большого я стремился сохранить эту ценность, труппу Большого, и привлекать сюда тех, кто мог украсить ее индивидуальными чертами».
Легендарными «шестидесятниками» называет Григорович Плисецкую, Стручкову, Кондратьеву, Тимофееву, Максимову и Васильева, Бессмертнову и Лавровского, Адырхаеву и Лиепу, Владимирова и Сорокину. «Вслед за ними сложилось новое поколение артистов — Надежда Павлова, Нина Семизорова, Татьяна Голикова, Мария Былова, Вячеслав Гордеев, Александр Годунов, Александр Богатырев, Ирек Мухамедов, Юрий Васюченко, Александр Ветров», — продолжает хореограф.
«За ними шли следующие и следующие, для раскрытия мастерства которых был нужен репертуар, новые постановки, этим мы и занимались все годы. При мне в Большом театре также поставили свои балеты свыше 30 хореографов — наших и иностранцев», — рассказал Григорович.
Биография
Родился 2 января 1927 года, (по другим источникам — 1 января ), в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве — Розай) . Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.
Ставить танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты — «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году — «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961—1964 — балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).
В 1964—1995 — главный балетмейстер Большого театра — период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991—1994 также руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.
В 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре — сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.
В феврале 2001 года Григорович вернулся в Большой театр и с 2008 года — постоянный штатный хореограф балетной труппы.
Профессиональная и общественная деятельность
Юрий Григорович — балетмейстер-постановщик Церемоний Открытия и Закрытия Летних Олимпийских игр 1980 года
Бессменный руководитель жюри:
- Международного конкурса артистов балета в Москве
- Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве
- Международного юношеского конкурса классического танца «Молодой балет России»
Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии
В 1974—1988 — Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории
В 1975—1989 — Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 — его почетный президент
С 1988 — Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии
С 1989 — Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии
С 1990 — Президент фонда «Русский балет»
C 1992 — Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО
C 1997 — действительный член Академии Гуманитарных наук (академик)
C 2004 — Почётный член Российской академии художеств
Почётный член Австрийского музыкального общества
Гений и тиран Большого театра
Вскоре талантливого балетмейстера заметили и пригласили в Москву. Вместе с ним в столицу уехал его соратник и единомышленник – грузинский художник-постановщик Симон Багратович Вирсаладзе (1908-1989 гг). Вместе они не только поставили величайшие спектакли столетия, но и полностью изменили эстетику Большого театра. Григорович не стеснялся в выборе средств для достижения цели. Он творил, устанавливал жесткую дисциплину, увольнял тех, кто не с ним, помогал талантливым танцовщикам, которые не мешали ему выводить советский балет на мировой уровень. При нем Большой театр стал эталоном стиля, мастерства и изящества.
Интересный факт! Свой первый балет «Аистенок» Григорович поставил на сцене Дворца культуры им. Горького (Ленинград) в 21 год, когда был еще танцовщиком.
В Кировском театре он устроил настоящую революцию. Его балетные не показывали общепринятую хореодраму (это когда не танцуют, а изображают действие с небольшими хореографическими движениями), а начали танцевать. Это была его политика – вернуть танцу главенствующее положение в балете.
Первым спектаклем, поставленным в Москве, стал «Щелкунчик» Чайковского. Он полностью обновил хореографию, а на исполнение детских сцен поставил артистов кордебалета. Раньше к массовкам привлекались студенты хореографического училища. Заменив детей взрослыми артистами, постановщик добился более осмысленного и глубокого исполнения.
90-летие мэтра было от праздновано именно этим революционны балетом («Щелкунчик», 2017 г.)
Следующим его шедевром стал «Спартак» Хачатуряна. Декорации и костюмы для постановки придумал Симон Вирсаладзе. Он активно помогал Григоровичу в творческом поиске и всегда находил нужное решение в плане оформления. Разница в возрасте позволяла Юрию Николаевичу называть партнера своим учителем.
Со временем власть Григоровича в Большом театре стала практически неограниченной. Он увольнял танцовщиков, достигших пенсионного возраста, не взирая на их заслуги и награды. Под маховик постоянного обновления труппы в свое время попали Майя Плисецкая, Владимир Васильев и даже собственная жена Григоровича Наталья Бессмертнова. Юрий Николаевич преследовал великую цель – возродить былую славу русского балета, которая к этому времени слегка поблекла. Последней из мировых сенсаций были гастроли «Русских балетов» Сергея Дягилева.
Интересный факт! В 1995 году Юрий Григорович сам положил заявление об уходе на стол министру культуры. Он заявил, что лучше он сам покинет пост художественного руководителя Большого театра, чем его «уйдут» с помощью интриг и злопыхательства.
После увольнения балетмейстер продолжил консультировать молодых постановщиков, стал преподавать в Вагановском училище и стал профессором этого прославленного учебного заведения. Одной из последних сцен в его карьере постановщика стал Краснодарский театр оперы и балета. Он вложил в труппу массу сил, энергии, научил своему мастерству. Сегодня артисты Краснодара успешно конкурируют с коллегами из Москвы и Санкт-Петербурга. Григорович сумел вывести провинциальный театр на мировой уровень.
Он также не оставлял без внимания артистов балета Мариинского театра, частая приезжая к ним и давая мастер-классы
Внезапно очнулась Москва и его вновь пригласили в Большой театр. К этому времени его жена умерла, Симона Вирсаладзе тоже рядом уже не было. Григорович вернулся в столицу. В 2022 году ему исполнилось 95 лет. Он до сих пор ведет трудовую деятельность, не так активно, как раньше, но никогда не отказывает в консультациях и проведении практических занятий.
Другая жизнь Анны (2019)
Зарубежный сериал, Мелодрама
tagЗавершён
Режиссер:Сергей Терещук
В ролях:Павел Текучев, Ольга Павловец, Виктор Логинов
Жизнь Анны смело можно назвать успешной — у нее счастливый, крепкий брак и прекрасный сын, а еще любимая работа в юридической конторе. Казалоcь бы, такой жизни можно только позавидовать, но вся ее сказка рушится в один день. Сначала Анну увольняют, затем она случайно узнает, что муж ей изменяет, к тому же его любовница беременна. Такие крутые жизненные повороты могли бы сломить кого угодно, но Анна оказывается сильнее обстоятельств и, несмотря на боль и отчаяние, начинает строить новую жизнь.
Новый этап
Расставание с Большим театром после 30 лет работы далось Григоровичу нелегко. Но он чувствовал, что с каждым годом работать становится все тяжелее, а потому решил первым написать заявление об уходе. Наталия Игоревна сама отвезла соответствующую бумагу в Министерство культуры.
Конечно, после увольнения у хореографа началась совсем другая, но не менее насыщенная жизнь. Будучи главным балетмейстером, он отказывался от многих предложений по работе, однако когда в истории с Большим театром была поставлена жирная точка, Григорович стал отзываться на приглашения. Он ставил в Риме, Сеуле, Праге, Париже и других городах мира, а также создал балет в Краснодаре.
Благодаря хореографу юг России увидел легендарные постановки «Золотой век», «Иван Грозный», «Спартак» и многие другие
Для Юрия Николаевича было не важно, где он работает — в Париже или Краснодаре. Главное кредо маэстро — «никакой халтуры!». Юрий Григорович и Наталия Бессмертнова во время репетиции, 1977 год
Юрий Григорович и Наталия Бессмертнова во время репетиции, 1977 год
В 2008 году в жизни балетмейстера произошла трагедия. Когда он был на гастролях в Корее, после продолжительной болезни скончалась его муза — Наталия Игоревна. Пережить очередной удар судьбы Григоровичу помогла работа. В этом же году, после длительного перерыва, он вернулся на сцену ГАБТ в качестве штатного хореографа балетной труппы. Тогда об этом «большом» возвращении писали все газеты.
2017 год главный театр страны встретит масштабным фестивалем в честь 90-летия Юрия Николаевича.
В течение двух месяцев на сцене Большого можно будет увидеть легендарные работы мастера: «Щелкунчик», «Спартак», «Жизель», «Легенда о любви», «Золотой век», «Раймонда», «Ромео и Джульетта» и многие другие постановки.
Время идет, но созданные Юрием Николаевичем балеты до сих пор смотрятся на одном дыхании, хотя когда-то его недоброжелатели в один голос утверждали, что хореография Григоровича якобы устарела.
Кстати:
Большой театр намерен провести реставрацию к 2026 году
В Москве обсудили грядущее 250-летие Большого театра
Большой театр отменил показы балета «Герой нашего времени»
Ушел из жизни пианист Владимир Пушечников
Владимир Урин заявил о «фантастической нехватке» театральных продюсеров в России
В Большой театр вернется балет Посохова/Серебренникова
Семейный портрет (2020)
Мелодрама
tagHD 1080
Режиссер: Николай Михайлов
В ролях: Елена Фесуненко, Артур Логай, Пётр Рыков
Родные братья Артём и Фёдор Быковы выбрали разные жизненные пути. Артём сделал карьеру в столице, став правой рукой крупного бизнесмена Степана Крылова. Фёдор остался в родном городе и скромно работал с отцом в местном автосервисе. Братья знали: что бы ни случилось, они могут прийти в родительский дом и здесь найти помощь и утешение. Однажды с отцом братьев случается несчастье. Фёдор просит помощи у более успешного Артёма. Артём предлагает брату заработать: похитить внучку своего босса Крылова и получить за неё выкуп. План даёт сбой, изменив судьбы многих людей. С этого момента братьев связывает криминальная тайна. Спустя семнадцать лет, в течение которых братья не виделись, всё тайное становится явным. Артём и Фёдор встречаются в родном доме — каждый со своей правдой и своей болью. Здесь и происходит развязка истории, которая снова изменит судьбы многих людей.
Любимица
Маленькая Наташа появилась на свет практически в самом начале Великой Отечественной войны. Несмотря на все ужасы того времени семье удалось выжить. День победы Бессмертновы в полном составе встречали в Москве: мама с дочкой приехали из эвакуации, отец — с фронта. Два года спустя у супругов родился второй ребенок — Татьяна. По решению матери обе девочки поступили в Московское хореографическое училище и стали балеринами. Однако Наталия добилась на этом поприще больших успехов, чем ее сестра.
Наталия Игоревна Бессмертнова, 1968 г. Фото: РИА Новости/ Лев Носов
Первым педагогом Бессмертновой стала петербурженка Мария Кожухова. Строгая, дисциплинированная, она еще помнила легендарную Спесивцеву. Наташа была ее любимицей. Однако в 1959 году на 62-ом году жизни Мария Алексеевна умерла, и начинающая танцовщица попала в класс к Софье Николаевне Головкиной. На выпускном экзамене ученица блестяще выполнила 48 фуэте, и получила высшую оценку по классическому танцу.
В Большой театр балерина попала в 1961 году. За 27 лет пребывания на сцене она исполнила весь его репертуар. Долгое время основным партнером артистки был Михаил Лавровский, творческий дуэт с которым сложился еще во время учебы. Вместе с Лавровским Бессмертнова начала осваивать одну из самых главных ролей в своей жизни — Жизель. Первоначально работать над образом ей помогала Галина Уланова, считавшаяся лучшей исполнительницей этой партии. Но ученица то и дело спорила с педагогом. Узнав об этом, главный балетмейстер Большого — Леонид Лавровский, который обожал Наташу, решил, что сам будет заниматься с ней. 20 ноября 1963 года «Жизель» в исполнении молодой балерины покорила московскую публику. За свою жизнь Наталия Игоревна станцевала эту партию почти 200 раз, и ей же закончила свою блестящую карьеру.
Наталья Бессмертнова в роли Жизель. Фото: РИА Новости/ Максимов
Режиссерские работы
- 1966 — «Приключения Витторио» А. Г. Зака и И. К. Кузнецова. Столичный театр молодого зрителя.
- 1970 — «Старший сын» А. Вампилова. Новокузнецкий драматический театр им. С. Орджоникидзе.
- 1970 — «Мышеловка» А. Кристи. Новокузнецкий драматический театр им. С. Орджоникидзе.
- 1970 — «Три мушкетера» А. Дюма. Новокузнецкий драматический театр им. С. Орджоникидзе.
- 1972 — «Три мушкетера» А. Дюма. Красноярский краевой театр молодого зрителя им. Ленинского комсомола.
- 1973 — «Обезумевшие средства» А. Н. Островского. Брянский областной драматический театр — диплом II степени на Всесоюзном фестивале А. Н. Островского
- «Прощание в июне» А. Вампилова во Владимире
- «Мышеловка» А. Кристи в Брянске
- «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Новокузнецкий драматический театр им. С. Орджоникидзе.
- 1977 — «Не сошлись характерами» А. Н. Островского. Литературно-драматический театр ВТО.
- 1978 — «Прощание в июне» А. Вампилова. Владимирский областной драматический театр им. А. В. Луначарского.
- 1981 — «Три сестры» А. П. Чехова. Столичный театр драмы и комедии на Таганке. В соавторстве с Ю. П. Любимовым.
- 1982 — «Старший сын» А. Вампилова. Столичный театр драмы и комедии на Таганке.
- 1985 — «Старший сын» А. Вампилова. Камчатский областной драматический театр (Петропавловск-Камчатский).
- 1987 — «Лес» А. Н. Островского. Камчатский областной драматический театр (Петропавловск-Камчатский) — диплом II степени на Всесоюзном фестивале А. Н. Островского
- 1996 — «Трагедия о Гамлете, царевиче Датском» У. Шекспира. Театр Грютли (Женева, Швейцария).
- посреди 1980-х годов — «Закон вечности» Н. Думбадзе и «Манон Леско» по А. Прево в Киевском академическом театре драмы и комедии на левом берегу Днепра.
- 1996 — «Голубчики мои!..» по пьесе «С возлюбленными на расставайтесь» А. Володина и роману «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в Киевском академическом театре драмы и комедии на левом берегу Днепра.
У нас есть миссия
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Юрий Николаевич, сегодня многие ностальгируют: в советское время была общая идея — страна дружно шла «к светлому коммунистическому будущему», и это сплачивало нацию…
Юрий Григорович:У меня никакой ностальгии по советским годам нет. Я знаю, что надо просто трудиться в том времени, в котором ты живёшь. И понимать — независимо от строя, политической и экономической ситуации: если каждый из нас будет хорошо делать своё дело, улучшится и жизнь. Любовь к стране должна быть деятельной. А если говорить о национальной идее… «От нас ничего не зависит» — это неправда.
Я ставлю спектакли в России, недавно вот был в Якутске. Вижу разные театры. Даже при одинаковом бюджете труппы находятся на разном уровне профессионализма. Одни явно слабые, другие, наоборот, делают успехи. Если у руля настоящие патриоты своего дела — театр (завод, фабрика — что угодно возьмите) будет развиваться. От людей зависит. Делом доказывать преданность своей стране надо, а не словами.
— А с воспитанием молодого поколения что делать? Мэтры культуры с горечью говорят: нынешнюю молодёжь только деньги и интересуют.
— Новейшая история государ-ства учит нас всех новому отношению к деньгам, они формируют образ жизни. Понятно, люди должны наконец жить хорошо в настоящем времени. Но ставить это во главу угла, делать жизненной целью, сносить рамки морали в погоне за рейтингом, денежным довольствием?.. Нет и нет! Как привить молодому поколению духовность, нрав-ственные идеалы? Думаю, сегодня — как, впрочем, и раньше — только серьёзное искусство способно кого-то воспитать
В советское время культуре уделялось большое внимание. И сегодня уделяется. Но как-то по-другому… Пропагандировать нужно именно серьёзное искусство, а попса и сама себе дорогу пробьёт
Но как-то по-другому… Пропагандировать нужно именно серьёзное искусство, а попса и сама себе дорогу пробьёт.
Министр культуры РФ Владимир Мединский, супруга председателя правительства РФ Д.Медведева Светлана и балетмейстер Юрий Григорович во время церемонии награждения победителей конкурса молодых исполнителей «Русский балет» на Новой сцене Большого театра. Фото: РИА Новости / Сергей Пятаков
— Кстати, насчёт серьёзного искусства… Сейчас нам объявлены санкции, обструкция многими странами. Обстановка очень напоминает холодную войну. Политически сложнейшая ситуация ударила по культуре?
— В культуре никаких санкций по отношению к России вроде бы быть не может. Большое искусство нельзя запретить, это то, что уже связывает нас всех — людей, даже живущих по разные стороны границы. По крайней мере, так было всегда. Посмотрите, из каких стран приезжают в Большой театр на наши балетные конкурсы — московский и сочинский «Молодой балет мира»: Италия, Франция, Германия, Великобритания, Норвегия… Долго перечислять. (Юрий Григорович много лет является председателем жюри международных конкурсов в разных странах, в том числе престижного «Benois de la dance». — Ред.) И мы своих воспитанников отправляем по всему миру. Большой театр имел успех на Западе, на Востоке, за океаном везде и всегда — и в разгар холодной войны, и сейчас. Так было, есть и, хочется думать, будет. Наши артисты — большие профессионалы, приезжающие не просто по запросу публики повеселить её, — у нас всегда была Миссия. В России очень сильная школа балета. Тот класс исполнения, который мы показываем в спектаклях классического репертуара, мало кто в мире может повторить. Во многих других странах школа утеряна.
— А как вы относитесь к тому, что министр культуры предлагает снова ввести худсоветы?
— Он действительно так считает? Скажу одно: я против.
— Благодаря вам у труппы Большого более 30 лет было звёзд-ное время, ваши спектакли гремели во всём мире — «Спартак», «Щелкунчик», «Жизель»… А что вы считаете основной проблемой сегодняшнего театра?
— Очень важно, чтобы в искусстве не было мешанины. Классический балет и современный балет не надо показывать в одном театре! Это разные пути в искусстве и вообще культура разная. Симфонический оркестр не должен играть блюзы, а джазовый — симфоническую музыку
Я за определённость. Был МХАТ Станислав-ского и Немировича-Данченко
, а рядом театры Вахтангова, Таирова, Мейерхольда, потом Товстоногова.
Они стояли на разных эстетических платформах, но у каждого было своё лицо. Сейчас не у каждого театра лицо разглядишь…
Симфонический оркестр не должен играть блюзы, а джазовый — симфоническую музыку. Я за определённость. Был МХАТ Станислав-ского и Немировича-Данченко
, а рядом театры Вахтангова, Таирова, Мейерхольда, потом Товстоногова.
Они стояли на разных эстетических платформах, но у каждого было своё лицо. Сейчас не у каждого театра лицо разглядишь…
↑ Творчество
Известность хореографа разнеслась по всей стране. Кстати, Мариинка была первой большой сценой Григоровича. На его глазах менялась страна, политика и, естественно, музыка. В настоящее время он занимается преподавательской работой. Ошеломляющий успех пришел к маэстро после «Каменного цветка» на сцене театра им. Кирова. Немного позже балет переместили на сцену Большого театра.
С 1961 года Юрий Николаевич работал в театре им. Кирова. Добавим, что в самом лучшем театре в Москве он поставил еще 12 интересных спектаклей. Первым был балет – сказка »Щелкунчик», где солистом стал Николай Цискаридзе. Григорович придумал хореографию на базе партитуры Петра Ильича Чайковского. Очень популярен во всем мире и балет «Спартак». Его создал гений балетного искусства в 1968 году.
Здесь были следующие постановки под редакцией хореографа:
- Лебединое озеро (1969)
- Дон Кихот (1994)
- Спящая красавица (1963)
С 1989 года балетмейстер работал президентом Ассоциации Деятелей хореографии. Также много лет он заседает в жюри известного конкурса артистов балета в столице России. Он получил множество званий и наград. Так, в 2006 человек — легенда получил медаль « За честь и доблесть». В 2017 был награжден Президентом Владимиром Путиным медалью »За чистоту помыслов и благородство дел».