Происхождение и семья[править | править код]
Родился 15 августа 1958 года в Москве в семье инженера Анатолия Семёновича Шендеровича (1930—2017) и педагога Инессы Евсеевны Дозорцевой (1929—2011).
- Дед по отцовской линии, Семён Маркович (Шлёма Мордухович) Шендерович (1903—1984), инженер-химик, работал на заводе ЗИЛ, дважды подвергался политическим репрессиям в 1929 и 1948 годах. Родом из Городища под Мозырем. По словам Виктора Анатольевича, в 1948 году Семён Маркович был осуждён на 8 лет тюрьмы после того, как НКГБ обнаружило его «троцкистское» письмо 1927 года, в котором тот неодобрительно отзывался о Сталине. Бабушка по отцовской линии — Лидия Абрамовна (при рождении получила имя Эйдля); в шутку называла своего мужа «троцкистом». Позже оригинальное письмо попало в текст романа Василия Белова «Кануны».
- Дед по материнской линии Евсей Самуилович Дозорцев (уроженец города Чаусы в Могилёвской области), был начальником отдела ПВО Наркомата угольной промышленности. Старший лейтенант Евсей Дозорцев, командир роты 477-го стрелкового полка161-й стрелковой дивизии (1-го формирования) — будущей 4-й гвардейской стрелковой Апостоловско-Венской Краснознамённой дивизии, погиб на фронте 7 октября 1941 года под Ленинградом. Похоронен в д. Гонтовая Липка Мгинского (ныне Кировского) района Ленинградской области. Согласно книге «Изюм из булки», Евсей Самуилович отправился на фронт после того, как его стали укорять в том, что он занимал высокий государственный пост и не ехал на передовую. Бабушка по материнской линии — Ревекка Абрамовна.
Женат на Людмиле Чубаровой, дочь Валентина носит фамилию матери, живёт в Польше.
Оценки[править | править код]
Филолог Р. Ю. Шебалов в своей научной работе 2013 года отмечает, что Виктор Шендерович занимает ведущее место в современной российской публицистике. По мнению Шебалова, «он является одним из немногих наследников традиций остросатирической журналистики 90-х годов XX века, с другой — писателем, ориентированным на классические образцы русской сатиры (в первую очередь, произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина)». Исследователь считает, что «сложное переплетение указанных стилевых установок в сочетании с авторской системой оценки „проклятых вопросов“ текущей российской действительности придает его творчеству уникальный для нынешней журналистики характер». Анализируя творчество Шендеровича, Р. Ю. Шебалов выделяет такие применяемые им приёмы как оценка внутрироссийской ситуации с мнимой позиции взгляда из-за границы, а также использование культурно-исторической аналогии, которая позволяет расширять контекст описываемой проблемы до масштаба страны. В то же время исследователь констатирует, что избранный Шендеровичем жанр и применяемое им противопоставление российского и зарубежного ведёт к «идеализации образа Зарубежья и, соответственно, демонизации образа современной России».
Исследователь-лингвист О. И. Северская констатирует, что Шендерович — профессиональный писатель-сатирик и публицист, который наиболее ярко проявил себя в новом жанре сатирических информационных программ.
Лингвисты Н. Д. Голев и О. А. Носкова на основе проведённого ими анализа доказывают, что для Шендеровича как журналиста «свойственны ассоциативное, парадоксальное выстраивание текста, новаторство и эксперименты в области формы текста», а с другой стороны — структурная «свернутость» и афористичность.
Высокие оценки со стороны писателя и литературного критика Самуила Лурье получила книга В. Шендеровича «Соло на флейте». Медиалингвист Элеонора Лассан в своей научной работе доказывает, что в данной книге Шендеровича «слились воедино содержательные особенности политической сатиры и трагедии, фарса и фэнтези, с одной стороны, а с другой некоторые черты музыкальных произведений, в частности фуги».
Детство
Виктор Шендерович появился на свет в сердце СССР – в городе Москва. Его родители были уважаемыми людьми: мать – заслуженный музыкальный педагог, отец – инженер, оба яркие представители советской интеллигенции. У Виктора еврейские корни, как по материнской, так и по отцовской линии.
Проживала семья Шендерович в большой, уютной квартире на Чистых Прудах, воспитывая двух детей – Виктора и старшего Сергея. Как и полагается мальчику из приличной семьи, Виктор рос «золотым ребенком» — в школе учился хорошо, с xyлиганами не связывался, играл на фортепиано и просто обожал музыку.
В детстве Витя мечтал, как ни странно, ни о литературных наградах, а об актерской карьере. Будучи учеником театральной студии при Бауманском дворце пионеров, он с нескрываемым удовольствием играл в постановках и принимал активное участие в жизни режиссерской группы. В студии, руководил которой сам Олег Табаков, преподавали такие знаменитые в будущем актеры как Аркадий Райкин, Валерий Фокин и другие. Тогда же он стал потихоньку писать, однако его ранние произведения были не слишком актуальными — не хватало опыта, и жизненного и профессионального.
Шендерович на телевидении
Виктор Шендерович: трансформация анекдотов про Путина
Особенно известной стала его работа над серией юмористических передач «Куклы». Данный проект стал очень популярен среди зрителей, а также принес своему автору премию «Золотой Остап» и ТЭФИ в номинации «Событие года».
В 1997-м году Виктор Шендерович решил попробовать себя также и в качестве ведущего.
Продолжая работать над новыми публикациями, а также писать сценарии для передачи «Куклы», наш сегодняшний герой стал работать ведущим на программах «Итого», «Бесплатный сыр» и «Помехи в эфире». Как правило, большинство из его передач носило сатирический характер.
В начале 2000-х годов после прихода к власти Владимира Путина , в творчестве сатирика начинает появляться заметный оппозиционный крен. По одной из распространенных версий личная неприязнь между Шендеровичем и Путиным возникла после того, как президент России был представлен в программе «Куклы» в виде уродливого карлика. После этого программа надолго пропала из эфира, а впоследствии стала выходить лишь по ночам.
Куклы — успешный проект Шендеровича
В последующие годы Виктор Шендерович стал часто появляться в эфире радиостанции «Эхо Москвы», а также «Радио Свобода». Впоследствии на обоих из этих радиоканалов Шендерович стал вести собственные передачи («Плавленый сырок» и «Все свободны»).
Первые годы «Кукол»
Будучи знакомым с востребованным драматургом Григорием Гориным, Виктор Шендерович в 1994 году был приглашен для написания сценария в новое шоу под названием «Куклы». По замыслу создателей в передаче должны были высмеиваться насущные проблемы нового российского общества, а главными героями сюжетов являлись фигурки политиков, созданные из папье-маше.
«Куклы» быстро стали одним из самых популярных шоу российского телевидения. Выпуски, написанные по сценарию Шендеровича, были настолько острыми и злободневными, что телеканал «НТВ» постоянно подвергался нападкам со стороны обиженных критиков. Так, в 1995 году генеральный прокурор Ильюшенко инициировал иск против руководства компании за сцену «На дне», представленную в очередном выпуске шоу. В ней с легкой руки Шендеровича изобличалась нищета общества, а политики были представлены в образе бомжей. Руководство «НТВ» собрало пресс-конференцию по этому поводу. Роль защитника телепрограммы досталась Виктору Шендеровичу. Именно с этого момента он стал восприниматься российским обществом как создатель самой популярной телепрограммы. Год спустя иск против «НТВ» был закрыт за отсутствием состава преступления.
Взгляды
Со времён работы на НТВ критиковал Владимира Путина на посту президента России (как в составе «команды Киселёва», так и единолично). 10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти» (подпись № 9). 24 декабря 2015 года в программе «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы», будучи гостем программы, Шендерович утверждал, что Владимир Путин работал на «Тамбовскую ОПГ». Радио «Эхо Москвы» удалило со своего сайта данную программу и упоминание о ней. Текст программы был опубликован на одном из интернет-ресурсов иноагентом Олегом Кашиным.
В и 2003 годах входил в число деятелей, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу.
В марте 2014 года, в свете присоединения Крыма к России, вместе с рядом других публицистов и иноагентов выразил своё несогласие с политикой российской власти в Крыму. Свою позицию он изложил в открытом письме, опубликованном в «Новой газете». В сентябре того же года подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины».
В 2019 году в интервью сайту «Крым. Реалии», дочернему проекту Радио «Свобода», заявил, что не отказался от убеждений по поводу Крыма, однако считает, что «нужно сделать так, чтобы то, что будет дальше, было законно», руководствуясь интересами именно крымчан.
Заблаговременное сообщение Шендеровича в январе 2022 года о его намерениях уехать в Израиль прокомментировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков:
«Если я правильно понял сообщения СМИ на эту тему, то там речь идет о том, что в свое время он совершил какие-то или высказывания, или публикации с некими утверждениями, которые сейчас оспариваются в суде. По всей видимости, попытка скрыться в данном случае от рассмотрения в суде претензий его оппонентов, это ни к каким статусам никакого отношения не имеет»
Однако, препятствий к отъезду Виктора Шендеровича в Израиль проездом через Варшаву не чинили, а причиной отъезда стал свежий судебный иск от Евгения Пригожина.
Оппозиционная деятельность
Поначалу, после опалы, предпринял попытку возврата к театральной деятельности писатель Виктор Шендерович. Он создал пьесу «Два ангела, четыре человека», которую принял в свою программу театр «Табакерка» Олега Табакова. Однако обида на недемократический шаг власти взяла верх в нем. Последующая деятельность писателя приобрела ярко выраженный оппозиционный хаpaктер по отношению к действующему президенту России Владимиру Путину.
Власть признала, что у нее появился непростой критик. Прекрасное аналитическое мышление и великолепная подача текста делали свое дело. Выступления Виктора Шендеровича, а позже и его программы, стали рейтинговыми на «Радио Москвы» (передача «Плавленный сырок»), «Радио Свобода» (передача «Все свободны»).
С 2005 года Виктор Шендерович еще более плотно вошел в политику. Он выдвинул свою кандидатуру на выборы в Государственную Думу РФ. Однако набранных голосов (19%) не хватило, и депутатом таки не стал Виктор Шендерович. Книги его, впрочем, после этого эпизода пополнились еще одной: «Недоумец, или Как я победил Марка Твена». Это была констатация жизненного опыта.
Заметим, что общая библиография писателя насчитывает 27 книг. Большинство из сочинений автора есть основой для сценариев телепрограмм. Они известны и уважаемы сатириками. Неизменно пользуются популярностью и разбираются читателями на цитаты его следуюшие более поздние книги: «Схевенинген», «Хромой стих», «Операция «Остров»», «Случай с йеху», «Блокада мозга», «Рептилион», «Проклятие Пелопа», «Соло на флейте».
Виктор Шендерович как автор силен тем, что никогда не заигрывает со своим читателем, а приглашает его осознать парадоксальность окружающего и самому отличить светлое и темное. К тому же писатель всегда общается со своими почитателями языком иронии: «Народу не дано создать «Божественную комедию». Зато ему вполне по силам изгнать из страны ее автора и впоследствии столетиями гордиться им».
[править] Бурная деятельность
1. Шендерович — это ого. Ботулин, цианистый калий и Шендерович — это самые сильные яды, о которых я слышал. Шендерович — лечебный яд. Назначенный им самим нашему перманентно больному обществу. Лично я принимаю этот яд с удовольствием. Но редко. Потому что все-таки это яд. Хоть и выделяемый из самых добрых к нам побуждений. |
/283973 |
Куклы
Первое детище Шендеровича. Винрарная, хотя и скатившаяся ближе к концу (после ухода Шендеровича и выпиливания НТВ) в уныние, передача, выходившая на старом НТВ и раскрывавшая тему политики девяностых посредством сюжетов с участием кукол тогдашних политиков — Ельцина, Зюганова, Жириновского и прочих. Идея, как водится в этой стране, честно съединороссена с аналогичного французского зомботелешоу.
Стандартная серия «Кукол» выглядела так: брался какой-то известный сюжет (от «Дон Кихота» до фильмов Тарантино), роли распределялись между куклами-политиками, и проводилась аналогия с какой-нибудь актуальной новостью. Пример: правительство выпускает закон о прожиточном минимуме, после чего выходит эпизод по мотивам «На дне» Горького, где показывается, как Ельцин и компания пытаются прожить на эти деньги. В результате, Шендеровича вызывают на беседу в прокуратуру, что можно считать вином.
Роли быдла в передаче исполняли куклы Свиньи и Козла, что доставляло. Первый выпуск «Кукол» появился в январе 1995 года. Озвучивал голоса героев в то далекое для школоты время ныне воцерковленный Сергей Безруков, говоривший голосами многих политиков, включая первого Президента России. Закрыта программа была в 2002 году, когда в ней появился царь Владимир IV Краб.
Итого с Виктором Шендеровичем
Авторская программа Шендеровича, местами доставлявшая как минимум не меньше «Кукол». Название, видимо, было придумано по аналогии с «Итогами» Евгения Киселева. Выходила с 1997 по 2002 год.
Помимо самого Шендеровича, в программе принимали участие Андрей Бильжо, автор популярных в то время мемов «врач-мозговед» и «маленькая психиатрическая больница», и поэт-правдоруб Игорь Иртеньев.
Архив передач
Помехи в эфире
Дебют Шендеровича на канале ТВС. Эта программа мало кому известна, но имела свои особенности. Теперь ведущий находился в «новостной» студии, а передача заканчивалась одинаково — в конце выпуска Шендерович всегда говорил: «Счастья вам!».
Программа просуществовала недолго — с 1 июня 2002 по 27 июля 2002.
Архив передач
Бесплатный сыр
Клон «Итого» по форме и содержанию. Стартовала в сентябре 2002, когда телеканал ТВС обновил сетку вещания. Последний выпуск был показан по телевизору 21 июня 2003 года — за день до отключения канала.
Архив передач
Плавленый сырок
После того как Шендеровича окончательно выпилили из рашкинского зомбоящика, он подался на «Эхо Москвы», где стал выпускать по сути радиоверсию «Итого» и «Бесплатного сыра». Выходила с 2003 по 2008 год. Где-то в середине цикла лулзы из его выступлений ушли и с тех пор возвращаться не торопятся. С позиции некоторых обиженных товарищей, в передаче пропагандировалась мысль «народ = быдло», но это так, только если между народом и властью ставить знак равенства. Шендерович, будучи не дурак, не хотел быть наказанным за клевету, поэтому составлял передачу из цитат «слуг народа» и ироничных комментариев к ним, которые оспаривать в суде — себе дороже. Недаром за пять лет существования передачи официально-обиженным оказался один лишь Абельцев, да и то с закономерным результатом.
Сейчас Виктор устал и сырки больше не плавит. Лишь даёт интервью каждую неделю по четвергам в программе «Особое мнение».
Ежедневный Журнал
Виктор Шендерович сейчас
Писатель и телеведущий по-прежнему занимается общественной и телевизионной деятельностью. Виктор также не отказывается от своего оппозиционного отношения к правительству и, в частности, к президенту страны.
Помимо организации под названием «Комитет 2008», он активно ведет политические передачи. На общественном телевидении их две: «Изюм булки» и «Короче».
Шендерович длительное время сотрудничает с журналом «The New Times»
Писатель пишет статьи в собственном блоге в интернете, где в ежедневном режиме комментирует ситуацию в стране, а также выходит в эфир на телевизионном канале «Дождь».
Творчество и позиция телеведущего привлекает многих зрителей, его суждения большинству кажутся простыми, логичными и остроумными. Но все это опасно для Шендеровича, он понимает это сам, но перестать заниматься любимым делом и отказаться от собственного мнения просто не может.
Книги[править | править код]
- 1991 — Цветы для профессора Плейшнера
- 1993 — … В деревне Гадюкино — дожди
- 1995 — Семечки (М.: Текст)
- 1997 — Театр одного Шендеровича
- 1998 — Куклы
- 1999 — Московский пейзаж
- 2000 — Куклиада
- 2000 — Антология
- 2000 — 208 избранных страниц
- 2004 — Здесь было НТВ и другие истории
- 2004 — Здесь было НТВ, ТВ-6, ТВС
- 2005 — Монолог с властью
- 2005 — Кинотеатр повторного фильма
- 2005 — Изюм из булки, ISBN 978-5-8159-0826-0
- 2006 — Недодумец, или как я победил Марк Твена, ISBN 5-8159-0590-9
- 2006 — Изюм из булки. Издание второе. Исправленное и дополненное
- 2007 — Плавленые сырки и другая пища для ума
- 2007 — Хромой стих (М.: Время)
- 2009 — Схевенинген (М.: Время), ISBN 978-5-9691-0456-3
- 2009 — Случай с йеху и другие истории нашего зоопарка. Мои встречи с правосудием (М.: Новая газета), ISBN 978-5-91147-008-1
- 2010 — Операция «Остров» (М.: Астрель, Corpus), ISBN 978-5-271-27466-4
- 2012 — Евроремонт: рассказы (М.: Астрель, CORPUS), ISBN 978-5-271-43135-7
- 2014 — Блокада мозга 2014 (М.: Захаров), ISBN 978-5-8159-1330-1
- 2015 — Проклятие Пелопа (М.: Пробел-2000), ISBN 978-5-98604-495-8
- 2015 — Рептилион и другие истории о любви (М.: Время), ISBN 978-5-9691-1399-2
- 2015 — Соло на флейте (М. : Время), ISBN 978-5-9691-1274-2
Образование и дальнейшее развитие
Молодой человек с раннего детства знал, что его жизнь непременно будет связанна с искусством, а потому по окончанию школы, не задумываясь, выбрал для поступления столичный Институт культуры и искусства. Закончив ВУЗ по специальности «режиссура самодеятельных театральных коллективов» в 1980 году, Шендервич отдал долг Родине – в течение двух лет он служил в советской армии. Служба его проходила в Забайкальском венном круге в престижной мотострелковой дивизии. Армия, в какой-то степени, способствовала становлению Шендеровича как писателя-сатирика – солдатские будни во многом открыли ему глаза на реальность.
Вернувшись на «гражданку» Виктор вновь вернулся к театральной деятельности, только уже не на сцене, а за кулисами московского Дворца пионеров. Здесь он стал руководителем театрального кружка, а среди его учеников в свое время был немало «звездных» детей, например, Ольга Кабо и Виктория Толстоганова. Тогда же он выступил в роли автора и постановщика пьесы, написанной по мотивам сказки «До свидания, овраг». Представление был отмечено на районном, городском и даже на всесоюзном уровне во время смотра детских коллективов. В послужном списке Шендеровича немало написанных сценариев, а один из них (в честь юбилея Октябрьской революции) даже был использован для постановки театрального действия в концертном зале «Россия».
Программа «Куклы»
1992 год стал знаменательным для него. В этом году его приняли в Союз Писателей, а также началось его сотрудничество с ОРТ. С легкой руки Григория Горина пришел в программу Виктор Шендерович «Куклы» от телекомпании НТВ. Продюссировал ее Василий Григорьев (купивший у французской стороны право на аналогичную съемку в России), а сюжеты соответствовали злободневным вопросам российской политики.
Благодаря стараниям Шендеровича для съемок сериала был создан замечательный творческий коллектив. Программа пользовалась неизменным успехом у зрителей с 1994 по 2002 год. Каждая ее серия представляла собой мини-пьесу, которую ставил Виктор Шендерович. Биография писателя свидетельствует, что период работы над «Куклами» совпал с его наивысшей популярностью в России. Его яркий талант бил ключом. Параллельно упомянутой суперпрограмме Виктор был ведущим и в других телешоу: «Бесплатный сыр», «Итого», «Помехи в эфире».
К сожалению, острые политические оценки и хаpaктеристики, данные выпусками «Кукол» президенту России Путину, вызвали ответную реакцию – закрытие суперпрограммы. Либеральное демократическое мировоззрение Шендеровича вошло в неминуемый конфликт с официальной проимперской политикой.
Личная жизнь Виктора Шендеровича
В 1985 году Виктор женился на журналистке Людмиле Чубаровой, которая длительное время успешно работала в газете «СПИД-инфо». Через год у супружеской пары родилась дочь Валентина. Долгое время личная жизнь Шендеровича не изобиловала интригами и скандалами, но в 2010 году сатирик был замешен в неприятном секс-скандале. В интернет попала видеозапись, на которой запечатлена интимная близость сатирика с девушкой легкого поведения Екатериной Герасимовой. Появление этого ролика в интернете прежде всего связывают с политической деятельностью Шендеровича, который выступает в оппозиции к действующей власти. Супруга Людмила Чубарова видела этот ролик, но решила сгоряча не рвать брачные узы. В итоге пара продолжает совместную семейную жизнь в столице России.
Писатель сатирик, автор телевизионных программ; родился 15 августа 1958 г. в г. Москве; окончил Московский государственный институт культуры по специальности «режиссер самодеятельных театральных коллективов» в 1980 г., ассисентуру… … Большая биографическая энциклопедия
Шендерович, Виктор
— Писатель сатирик, журналист, общественный деятель Писатель сатирик, публицист, драматург и общественный деятель. Сценарист телепрограммы Куклы (НТВ, 1994 2002), автор и ведущий телепрограмм Итого (НТВ, 1997 2002), Помехи в эфире (ТВС, 2002),… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Советский и российский писатель сатирик, теле и радиоведущий, публицист Дата рождения: 15 августа 1958 … Википедия
Виктор Анатольевич Шендерович советский и российский писатель сатирик, теле и радиоведущий, публицист Дата рождения: 15 августа 1958 … Википедия
Виктор Анатольевич Шендерович советский и российский писатель сатирик, теле и радиоведущий, публицист Дата рождения: 15 августа 1958 … Википедия
Шендерович Виктор Анатольевич (р. 1958) Шендерович В.А. Биография Родился 15 августа 1958 в Москве. В детском саду узнал цену коллективизму. В 1975 году окончил без сожаления среднюю школу. По первому диплому культпросветработник высшей… …
Шендерович В.А. Шендерович Виктор Анатольевич (р. 1958) Писатель, телеведущий. Афоризмы, цитаты Шендерович В.А. биография Индивид в принципе способен на восхождение. У народных масс эта самая масса слишком велика для восхождения наверх. Зато… … Сводная энциклопедия афоризмов
Еврейская фамилия, образованная от личного имени Шендер (диалектная форма имени Сендер в северном диалекте идиша). Шендерович, Виктор Анатольевич (род. 1958) российский писатель сатирик. Ревич, Александр Михайлович (настоящее имя Рафаэль… … Википедия
Виктор Анатольевич Шендерович советский и российский писатель сатирик, теле и радиоведущий, публицист Дата рождения: 15 августа 1958 … Википедия
Книги
- Савельев , Шендерович Виктор Анатольевич , Новая повесть Виктора Шендеровича «Савельев» читается на одном дыхании, хотя тема ее вполне традиционна для русской, да и не только русской литературы: выгорание, нравственное самоуничтожение… Категория:
Серия: Самое время!
Издатель: Время
, - Недодумец, или Как я победил Марка Твена , Шендерович Виктор Анатольевич , В этой книжке писатель Виктор Шендерович рассказывает о том, как он пошел в депутаты Государственной Думы и что узнал о себе и о стране, пока шел. Острая, саркастичная и грустная, книжка не… Категория: Современная отечественная проза
Издатель: Захаров
,