О творчестве и вдохновении
Творчество — это не профессия, это образ жизни
Хаяо Миядзаки уверен, что творчество — это не просто профессия, а образ жизни. Он верит, что успешное творчество — это результат вынесенных тысяч ошибках, и только так можно дойти до истинной гармонии в творчестве.
Важно постоянно экспериментировать и открывать новые грани своего творчества
Вдохновение приходит в любой момент
Для режиссера Миядзаки вдохновение может прийти в любой момент и в любой форме. Он считает, что удивительные вещи могут произойти в любой обстановке, не обязательно во время работы в студии.
Лучшее вдохновение может возникнуть в непредсказуемых моментах и в неожиданных местах.
Всегда быть открытым для новых идей
По мнению Миядзаки, творец должен быть готов открыться для всех новых идей и не бояться экспериментировать
Важно искренне любить свое дело и не останавливаться на достигнутом, а развиваться и совершенствоваться каждый день
- Не бойтесь эмоций, они могут стать источником вдохновения;
- Используйте свой жизненный опыт для создания историй и персонажей;
- Внимательно наблюдайте за окружающим миром и черпайте из него новые идеи.
Каждый проект — это новое приключение
Для Миядзаки каждый проект — это новое приключение, новый вызов, который требует полного погружения в сюжет и его персонажей.
Только с головой погружаясь в историю, можно создать что-то действительно удивительное и неповторимое.
Хозяин леса и демоны-мононокэ
1 / 5
Духи-кодама в фильме «Принцесса мононокэ» (1997)Studio Ghibli
2 / 5
Хозяин леса в фильме «Принцесса мононокэ» (1997)Studio Ghibli
3 / 5
Цилинь (кирин). Гравюра Шэнь Цюаня. 1730-е годыNagasaki Museum of History and Culture
4 / 5
Байцзэ (хакутаку). Япония, XVIII векMiho Museum
5 / 5
Дайдарабочи. Иллюстрация Кацукавы Сюнъэя к сборнику рассказов о привидениях «Теперь, давным-давно…». 1790 год The Trustees of the British Museum
Миядзаки практически в каждом своем фильме поднимает проблему двойственного восприятия человеком высших сил. Наиболее полно эта тема раскрывается в фильме «Принцесса мононокэ». В нем Миядзаки изображает противостояние людей, пытающихся покорить первозданный лес «во благо цивилизации», и тех, кто населяет этот лес — мифических существ, животных-полубожеств и девушки, выросшей среди волков.
Само слово мононокэ обозначает демона, фантом. В отличие от ками, с которыми можно иметь дело (хотя и они могут быть источниками опасности), мононокэ всегда враждебная по отношению к человеку сила. В древней и средневековой японской литературе это слово употребляли, чтобы описать необычные и нездоровые состояния, от болезни до ревности: «В меня вселился мононокэ». Соответственно, в зависимости от того, как персонажи мультфильма называют существ из леса — «ками» или «мононокэ», — мы понимаем, как они относятся к этим высшим силам — с уважением и благоговением или со страхом и отвращением.
Одна из главных таких амбивалентных фигур в «Принцессе мононокэ» — Хозяин леса, удивительное существо с чертами оленя и дракона и мордой, похожей на человеческое лицо, при каждом шаге которого вырастают и тут же погибают цветы и трава. В полночь Хозяин леса превращается в полупрозрачного великана. В основе этого образа несколько мифологических существ: два положительных и одно отрицательное. Во-первых, это цилинь (кит.), или кирин (яп.), — чудесное химерическое животное, олицетворяющее мир и процветание. Этот образ родился в китайских текстах, но постепенно распространился по всему Дальнему Востоку В Средние века кирином считали жирафа, и с тех пор в современном японском языке жираф по-прежнему называется кирин.. Во-вторых, байцзэ (кит.), или хакутаку (яп.), — бык с человеческим лицом и глазами на боках, защитник путников. Наконец, третий прототип — дайдарабочи, существо из японского фольклора, чья главная характеристика — огромный, больше гор, рост. Дайдарабочи с людьми не считается и может ими даже питаться.
Хотя Хозяин леса некоторыми персонажами и воспринимается отрицательно, в целом это скорее образ ками, божества. Настоящим мононокэ, однозначно отрицательной силой, в этом аниме является страшное и странное состояние — черные червяки, кишащие на теле тех, кто поддается всепоглощающей ярости.
Аниме Хаяо Миядзаки: о чем оно?
В списке аниме от Хаяо Миядзаки немало картин, а какие же темы волнуют режиссера?
«Мой сосед Тоторо». Лента рассказывает о дружбе девочке и доброго духа леса. Тоторо защищает сестричек и открывает им секреты города. Вот только взрослые никак не могут увидеть этого лесного зверя. Доброе аниме понравится и взрослым, и детям.
«Ходячий замок Хаула». София находится в мире, где люди живут рядом с магами. Однажды она становится жертвой колдуньи, превратившей юную девушку в сгорбленную старуху. Чтобы избавиться от проклятия, София отправляется в лесную чащу – на встречу с очаровательным волшебником и его блуждающим замком.
Унесенные призраками. Где-то рядом с нами есть параллельный мир, где живут сказочные духи. Чтобы очутиться здесь, необходимо просто вернуть на нужную лесную тропку. Здесь обитают духи, чернушки, колдунья Юбаба и всякие мистические сущности. Главная героиня и ее родители попадают в такой мир. Злая ведьма превращает маму и папу в животных, а девочка становится ее служанкой.
Рыбка Поньо на утесе. Яркое произведение, затрагивающее проблемы природы
Своим мультфильмом режиссер показывает нам, что для дружбы абсолютно не важно кто ты и как выглядишь. Сюжет показывает нам одинокого мальчика и маленькую рыбку, которым так хорошо вместе.
Хаяо Миядзаки любит рассказывать истории, которые появляются из его убеждений и жизненного опыта. Он делает анимационное кино столь же эмоциональным, как и игровые киноленты. С той лишь разницей, что ему нравится рисовать своих героев, а не снимать реальных актеров.
РАННИЕ ГОДЫ ХАЯО МИЯДЗАКИ
Миядзаки родился 5 января 1941 года в Токио. Он был одним из четырех сыновей Кацудзи Миядзаки, которые работали в семейном бизнесе Miyazaki Airplanes, который производил детали для военных самолетов. Позже Миядзаки показал, что чувствовал себя виноватым за то, что его семья извлекла выгоду из усилий Японии во Второй мировой войне. Его неприязнь к милитаризму нашла отражение в таких фильмах, как « Навсикая в долине ветров» и « Порко Россо».
Отчасти для того, чтобы избежать бомбардировок в Токио американцами, а отчасти для того, чтобы быть ближе к фабрике Miyazaki Airplanes в городе Канума, Кацудзи Миядзаки перевез свою семью в город Уцуномия, где они жили с 1944 по 1946 год. В этот период молодой Хаяо, возможно, познакомился с лесом, который будет занимать видное место в « Моем соседе Тоторо» . Его мать болела туберкулезом позвоночника с 1947 по 1955 год, три из них пролежала в больнице. Такое положение дел послужило прообразом семейной ситуации, представленной в « Мой сосед Тоторо» .
В 1958 году Миядзаки заинтересовался анимационными фильмами, его воображение разбудил фильм « Хакуджаден» («Легенда о белой змее»), снятый компанией Toei Animation и ставший первым в Японии цветным полнометражным аниме. Однако в то время Миядзаки хотел быть не аниматором, а художником комиксов. Он специализировался на экономике и политологии в Университете Гакусюин. Окончил в 1963 году, но его сердце жаждало искусства. Особенно в тех направлениях, которые нравились детям. Он проявлял интерес к комиксам как член университетского детского литературного клуба.
НАЧАЛО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
В апреле 1963 года Миядзаки стал аниматором компании Toei Animation. Компания занималась выпуском театральных фильмов и телесериалов. Там его обучали основам анимации. Он начинал с самого низа художественной иерархии, кропотливого заполнения поэтапного движения персонажей и объектов. Он находил эту работу приятной и, вероятно, научился точно рисовать персонажей. Будущий мастер поразил многих своих коллег своим богатым воображением и предложил студии множество сюжетных идей; он быстро стал лидером союза аниматоров. А так же в 1964 году он познакомился с аниматором Акеми Ота. Спустя 4 года в 1968 году она стала его женой . В том же году был выпущен первый фильм, в котором он сыграл главную роль: « Принц Солнца». , в сотрудничестве с главным аниматором Ясуо Оцука и режиссером Исао Такахата. Позднее Такахата будет продюсером некоторых собственных фильмов Миядзаки.
Lupin The 3rd Castle of Cagliostro [1979]
И хотя эта работа была создана еще до основания Ghibli, она считается режиссерским дебютом Миядзаки. Молодому аниматору легло на плечи создание полнометражного фильма о приключениях Люпэна Третьего, внука одноименного вора Арсена Люпэна из рассказов Мориса Леблана. До этого на экранах выходил сериал, основанный на манге Манки Панча, который и является создателем Люпэна. Именно в этой работе появились мотивы европейской культуры, которые потом в будущем станут одной из отличительных черт работ Хаяо.
Миядзаки: «На самом деле, я тогда не очень хорошо разбирался в европейских пейзажах и архитектуре. Поэтому внутри замка я установил себе правило: всегда стараться, чтобы одно и то же место появлялось дважды. Если персонаж пойдет куда-то один раз, он снова вернется в то же место. Как в играх. Так и я и писал сценарий: «Вот два озера, замок, римский акведук …» И тогда я подумал: «Да, теперь я могу снять фильм!» И я просто хотел сделать все наилучшим образом».
Hayao Miyazaki quotes that explain his beliefs
31. “I believe that fantasy in the meaning of imagination is very important. We shouldn’t stick too close to everyday reality but give room to the reality of the heart, of the mind, and of the imagination.” ― Hayao Miyazaki
32. “People who design machines and airplanes {or buildings}, no matter how much they believe that what they do is good, the winds of time eventually turn them into tools of industrial civilization. They’re cursed dreams. Animation, too. Beautiful yet cursed dreams.” ― Hayao Miyazaki
33. “Is someone different at age 18 or 60? I believe one stays the same.” ― Hayao Miyazaki
Everyday Application: For many of us, we do stay the same at our cores. We grow and mature, but do not change our inherent natures. However, there are people who examine their beliefs, create change, and work on increasing their self-awareness. Check out this article about writing your future self a letter and why you should do it!
34. “Always believe in yourself. Do this, and no matter where you are, you will have nothing to fear.” ― Hayao Miyazaki
Everyday Application: Believing in yourself is essential to living your best life and be happier. The only limits that exist are the ones we set for ourselves. When we believe in ourselves we are able to increase our focus and achieve the things we set out to. We are also able to inspire others with our ability to persevere and conquer our demons.
35. “I do believe in the power of a story. I believe that stories have an important role to play in the formation of human beings, that they can stimulate, amaze and inspire their listeners.” ― Hayao Miyazaki
Everyday Application: Stories are powerful and humans have been sharing them with each other since the beginning. We all have a story to tell, and you never know how your story may inspire someone else. Don’t be afraid to share your story with the world. Your insight matters.
«Ведьмина служба доставки» (1989)
У российского зрителя знакомство с Миядзаки редко начинается с «Ведьминой службы доставки». Может быть даже и зря. Ведь из всех произведений легенды японской анимации именно история Кики близка каждому человеку, независимо от его культурной среды.
Приключения маленькой ведьмочки, проходящей ритуальную сепарацию от родного города, основаны на книге «Служба доставки Кики» Эйко Кадоно. Хотя от слащеватого (на мой взгляд) оригинала мультфильм ушел достаточно далеко, выставив на первый план неоднозначные конфликты и сложные эмоции, которые проживает главная героиня.
Когда смотришь это произведение Миядзаки в подростковом возрасте, для тебя история Кики про взросление — знакомый неизбежный этап жизни. Когда пересматриваешь мультфильм в 30 лет в эмиграции в Лиссабоне (своего рода в городе у моря), ощущаешь, что затронутые темы, скорее всего, будут актуальны всю оставшуюся жизнь. Никогда не знаешь, когда снова придется влюбляться в свою работу, искать новый общий язык с уже близкими людьми или просто мечтать о красивой одежде.
Думаю, это одна из главных составляющих гения Хаяо Миядзаки: рассказать такую историю и таким образом, чтобы она была близка и интересна для зрителя при любом его жизненном контексте.
И, конечно, как всегда, легкая фантазийность добавляет глубины и символизма. Каждый сам себе ответит, почему он больше не понимает Зизи.
«Мой сосед Тоторо» (1988)
«Мой сосед Тоторо» вышел в 1988 году в один день с «Могилой светлячков» Исао Такахаты, поэтому поначалу мало кто его заметил
Фестивали и критики прежде всего обращали внимание на сильную антивоенную драму, а не на довольно детскую, практически бесконфликтную, историю о двух девочках, перемещающихся в мир фантазий. Но позже работу Миядзаки показали по телевизору, и вот тогда произошёл настоящий Тотобум, сделавший персонажа культовым настолько, что его даже поместили на логотип студии Ghibli
Мэтр целых десять лет хотел перенести эту добрую, медитативную и умиротворяющую историю на экран, но никак не мог найти финансирование. В итоге милое существо нашло свой дом, а лента стала своего рода визиткой Ghibli на долгие годы. Хаяо Миядзаки показал, что в картине не обязательно должен быть физический антагонист. Можно сделать злом болезнь близкого человека и тем самым поднять немало важных тем. «Мой сосед Тоторо» говорит со зрителем о страхе потери любимых, об одиночестве, о расставании, но делает это на детской территории, граничащей с миром магии и фантазии, что делает его более мягким для восприятия, но не менее трогательным. Ну и как после просмотра не полюбить Миядзаки?
Кстати, если вам будет мало «Тоторо», то можно на просторах интернетов посмотреть ещё короткометражку «Мэй и Кот-автобус», вышедшую в 2002 году и показанную в музее студии Ghibli. К сожалению, доступна к просмотру только съёмка экрана, но это не такое большое препятствие, чтобы лишний раз погрузиться в чудесный мир Хаяо Миядзаки.
Он внимателен к деталям
Одна из особенностей, которая отличает работы Миядзаки,заключается в том, что в них нет «плоских» и однозначных персонажей. Они не бывают полностью положительными или отрицательными. Кальцифер из «Ходячего замка», несмотря на свою демоническую сущность и взрывной характер, довольно трогателен и заботлив. Злая ведьма Пустоши из этого же мультфильма вдруг превращается в дремлющую в кресле милую старенькую тетушку. А робкий и беспомощный Безликий призрак внезапно становится пожирающим все вокруг кровожадным хищником, а потом удивительным образом трансформируется обратно.
Посмотрев в детстве первый мультфильм, Миядзаки понял, что нельзя делать красивыми и детально прорисованными только главных героев. Поэтому ни один человек, появляющийся в его картинах, не появляется здесь для массовки. То же самое относится и к предметам, окружающим людей. Каждый из этих предметов находится именно там, где ему положено быть с точки зрения героев.
Режиссер уделяет очень много внимания незначительным, казалось бы, мелочам. Обыденным деталям и повседневным, машинальным движениям персонажей. Он тщательно прорисовывает каждую колышущуюся под ветром травинку, рассеивающийся дым от сигареты, щетинки на щетке, которой героиня моет пол. Именно благодаря этим мелочам мультфильмы Миядзаки так интересно пересматривать снова и снова. Все дело в том, что каждый отдельный кадр режиссер превращает в завершенную картину.
Хаяо Миядзаки не только сам рисует уже более полувека, но и вдохновляет других художников. По мотивам его образов делают татуировки и ремейки — например, в стиле Альфонса Мухи (фанарт пользователя marlboro с сайта pixiv):
главная иллюстрация: фанарт пользователя C3nmt с сайта Deviant Art с портретом Хаяо Миядзаки, собранным из персонажей его мультфильмов.
Четыре главные темы аниме Миядзаки
По мнению известного кинокритика Антона Долина, Миядзаки еще в восьмидесятых и девяностых годах прошлого века предугадал многие современные общественные темы, о которых мы сегодня говорим: проблемы экологии, феминизм, антимилитаризм и неприятие “черно-белого” взгляда на мир.
1. Проблемы экологии
Вспомните “Навсикаю из Долины ветров”: постапокалиптическому миру грозит экологическая катастрофа по вине людей. В “Принцессе Мононоке” люди с ружьями уничтожают лес и вступают в схватку с духами леса.
Миядзаки вообще не особо любит прогресс, он не пользуется смартфонами и не смотрит телевидение. По его собственным словам, режиссер был бы не против, если бы Япония обеднела, застройщики стали банкротами, а “из земли проросла дикая трава”.
Хаяо пожертвовал три миллиона долларов организация National Trust of Totoro, которая в городе Токородзава организовала природный заповедник. В этом городе когда-то жил режиссер, и именно там происходит действия фильма “Мой сосед Тоторо”. Сейчас Токородзава — это “спальный район” Токио, а активисты пытаются спасти его от застройки. Миядзаки отдал “National Trust of Totoro” и акварели с Тоторо: теперь кроликоподобная белкомышь — официальный символ этого места.
2. Феминизм
Подавляющее большинство героинь Миядзаки — сильные, отважные девочки, и так повелось еще с первой работы студии Ghibli — “Навсикая из Долины ветров”. Там юная княжна стремится помирить враждующие народы и спасти весь мир.
Эта традиция продолжается и в других его работах.
Дух леса из “Моего соседа Тоторо” появляется на глаза только двум маленьким девочкам; в “Небесном замке Лапута” девочке по имени Сита предстоит найти таинственный летающий остров и тоже спасти мир.
Сита из «Небесного замка Лапута»
В “Унесенных призраками” главная героиня должна спасти не только себя, но и своих родителей, а также молодого волшебника. В “Ходячем замке Хала” неуверенная в себе девушка превращается в сильную героиню и спасает всех — казавшихся могущественными колдунов и ведьм, демона огня и даже мир.
Сам Миядзаки об этом говорит так: “Во многих моих фильмах есть сильные героини — отважные, самодостаточные девушки, которые борются за то, во что верят всем сердцем. Им необходим друг или помощник, но точно не спаситель. Я считаю, что каждая женщина способна быть героем в той же степени, что и мужчина”.
3. Антимилитаризм
К войне у Миядзаки неоднозначное отношение. С одной стороны, он ее всячески осуждает и показывает, к каким ужасным последствиям она приводит. Это мы видим в “Навсикае из Долины ветров”, где человечество чуть не уничтожило себя в войнах.
С другой стороны, он всегда старается посмотреть на проблему с разных сторон. Именно поэтому он посвятил “Ветер крепчает” авиаконструктору Дзиро Хорикоси, который проектировал военные самолеты накануне Второй мировой войны. А в интервью Антону Долину режиссер отмечает, что в Италии авиаконструктора барона Капрони считают фашистом, а для него он — только “фантазер и изобретатель”.
Дзиро Хорикоси
Вообще любовь к самолетам у Миядзаки с детства: его отец был директором фабрики по изготовлению авиадеталей. Поэтому Миядзаки сложно изобразить тех, кто летает, злодеями. При этом среди его работ есть “Порко Россо”, в котором один из менее симпатичных персонажей режиссера нарисован в виде свиньи-летчика.
4. Отсутствие абсолютного зла
Еще одна важная особенность фильмов Хаяо Миядзаки — у него нет однозначно отрицательных героев. Даже ведьмы, злые духи и монстры обнаруживают в себе способность к привязанности или могут вызвать сочувствие. Так, страшная Ведьма Пустоши из “Ходячего замка” впоследствии предстает безобидной старушкой, заслуживающей любви и заботы. А обаятельный волшебник Хаул может обнаружить скрытого внутри демона.
Ведьма Пустоши
Режиссер как бы призывает зрителей (особенно детей, для которых, по собственному признанию, и снимает свои картины) не делить мир на черное и белое, стараться находить хорошее даже в плохом. И, главное, понимать, что все мы сложносочиненные.
***
Сейчас великий японский режиссер работает над новым мультфильмом — “Как поживаете?” по мотивам одноименной книги писателя Гэндзабуро Ёсино. Ожидается, что мультфильм выйдет в 2021 году и расскажет нам историю необычного подростка, который очень любил одну книгу. Деталей сюжета нет, поэтому нам остается только ждать.
Обложка книги, по которой Миядзаки снимает новый мультфильм
А чтобы скрасить ожидание, пока можно пересмотреть прошлые работы автора, чем и советуем вам заняться!
И можно еще почитать у нас обстоятельный материал про историю аниме, его особенностях, разных жанрах и почему его любит даже Илон Маск.
Princess Mononoke [1997]
«Принцесса Мононоке» была самым дорогим фильмом Гибли, а затем стала самой крупной за всю историю Японии картиной. Следуя за молодым воином, проклятым демоническим кабаном, история уносит нас в противостояние между людьми и лесом. И снова в картине был неподходящий для младшей аудитории Ghibli сюжет. Аниме показывает жестокие сцены битвы и мутации, переплетая темы ненависти и экологические проблемы.
Миядзаки: «Это был огромный риск, полностью отличающийся от того, что я делал раньше. У меня был такой опыт, как я уже говорил, с Porco Rosso. Произошла война в бывшей Югославии, и я узнал, что человечество не учится. После этого мы не могли оправиться и снять какой-нибудь фильм, такой как «Служба доставки Кики». Мне казалось, что дети рождаются в этом мире без счастья и благословения. Как мы можем избежать подобной проблемы?
Я думаю, что изрядно измотал этим фильмом аниматоров. Я знал, что это произойдет, но чувствовал, что мы должны это сделать. И вот когда мы закончили, я снова осознал уже знакомое чувство: «Что я сделал ?!». Сначала я подумал: «Это то, что дети не должны видеть!», но, в конце концов, осознал: «Нет, это то, что они наоборот должны посмотреть», потому что взрослые не поняли уроков истории, а дети поймут. Они снова были в восторге, и я опять смог снять следующий фильм!»
Роль мультфильмов в жизни детей: учебная функция
Многие родители считают, что мультфильмы — это просто способ увлечь ребенка на время, чтобы они успокоились и не мешали взрослым заниматься своими делами. Однако, мультфильмы имеют не только развлекательную функцию, но и учебную.
Просмотр мультфильмов помогает развивать кругозор ребенка. Они могут познакомиться с новыми языками, культурами, историческими периодами, научными фактами и т.д. Возможность увидеть события на экране, а не только читать о них в книгах, позволяет детям лучше запомнить информацию.
Мультфильмы могут также помочь детям в восприятии добрых манер и моральных ценностей. Вместо того, чтобы просто занудно повторять «как нужно делать», дети узнают об этих вещах через героев в мультфильмах. В результате, они лучше понимают, как правильно поступать в различных ситуациях и как быть добрыми и уважительными в отношении других людей.
- Наблюдение: мультфильмы могут помочь детям развивать свои навыки наблюдения и концентрации внимания. При просмотре мультфильмов, таких как «Винни-Пух», «Микки Маус», дети вынуждены следить за деталями в картинках и за ходом сюжета.
- Развлечение: напротив, мультфильмы позволяют детям отдохнуть и расслабиться после напряженного дня. Расслабленный и довольный, ребенок готов начать новый день.
Таким образом, мультфильмы не только развивают навыки и знания, но также помогают детям учиться эффективнее и с удовольствием. Как говорил Хаяо Миядзаки: «Мультфильм это не игрушка, это растение, подобное книге. Детям не нужны только игры. Именно творчество является ключом к умению думать и чувствовать свободно».
ХАЯО МИЯДЗАКИ И СТУДИЯ GHIBLI
В то время как Studio Ghibli производила фильмы не только Миядзаки, но и других людей. Репутация студии всецело не зависела от его достижений. Он поставил « Лапута: Замок в небе» , который был выпущен в 1986 году (позже он был выпущен Диснеем, слово « Лапута» было опущено из-за оскорбительных коннотаций для испаноязычных.) Фильм продемонстрировал любовь Миядзаки ко всему, что летает, — включая воздушный замок. В картины он включил две повторяющиеся заботы: заботу о природе и недоверие к военным организациям.
В 1988 году был выпущен один из величайших детских фильмов, когда-либо созданных. Мой сосед Тоторо , который по иронии судьбы чуть не стал причиной смерти Studio Ghibli. Картина была выпущена вместе с « Могилой светлячков» Такахаты , рассказом о страданиях, безнадежности и длительных мучительных смертях. Несоответствием двух картин было катастрофичным , и японские зрители держались подальше от обоих фильмов. Миядзаки спас моего соседа Тоторо с помощью хитроумной маркетинговой кампании мягких игрушек, основанной на фигурах из фильма. Этот фильм, в котором изображен настоящий лес недалеко от того места, где Миядзаки жил в детстве, вдохновил экологическое движение в Японии. Персонажи из фильма стали частью логотипа Studio Ghibli, а также символами кинокартин студии.
Затем в 1989 году появилась Witch’s Delivery Service (переименованная в Kiki’s Delivery Service в Америке), завоевавшая международное признание. Миядзаки заметил, что он создал картину мира, в котором не было Второй мировой войны; приморский город, где обосновался Кики, кажется французским, но он населен самыми разными этническими группами. Фильм стал кассовым хитом, установив рекорды в Японии.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ УСПЕХА В СТУДИИ
В 1992 году Porco Rosso (иногда называемый «Багровая свинья») ), в котором Миядзаки показал свою истинную страсть к самолетам, изображая странные и чудесные летающие аппараты, основанные на реальных самолетах 1920-х годов. Хаяо Миядзаки в своих рисунках иногда изображал себя в виде большой свиньи. В Porco Rosso был изображен ас времен Первой мировой войны, которого превратили в свинью. «Шепот сердца» 1995 года был заклинателем, который больше нравился девочкам-подросткам, чем мальчикам; фильм представил Барона, кота, который снова появится в 2002 году.
Затем Миядзаки написал сценарий, нарисовал всю раскадровку (как обычно) и направил принцессу Мононоке . В японской прессе он подвергся критике за то, что он предпринял то, чего, по-видимому, не мог достичь ни один анимационный фильм: повествование о грандиозном эпосе в массовом масштабе. Когда принцесса Мононоке была выпущена в Японии в 1997 году, она стала настоящим хитом, превзойдя все предыдущие успехи. И установив кассовый рекорд получив более 150 миллионов долларов. Этот фильм стал крупным достижением художника и лидера, находившегося на пике своих возможностей, но при создании фильма Миядзаки, возможно, уже терял зрение; он широко использовал компьютерную анимацию при создании фильма, хотя он очень предпочитал рисовать каждую клетку от руки. Принцесса Мононоке был первым фильмом Миядзаки, который привлек большую американскую аудиторию.
В 2001 году Хаяо Миядзаки возглавил фильм « Унесенные призраками». Возможно, лучший анимационный фильм из когда-либо созданных. К тому же он является широко признанным во всем мире. В нем Миядзаки соединил блестящие рисованные фоны с убедительным сюжетом. Все это, в конечном счете, заставило фантастический мир казаться более реальным, чем сам реальный мир. В фильме показана любовь Миядзаки к детям, а также его забота об окружающей среде. Но, прежде всего, это прекрасное повествование. Унесенные призраками побили все рекорды японских кассовых сборов и пользовались популярностью во всем мире.
Миядзаки — страстный поклонник авиации
Хаяо Миядзаки во время работы над мультфильмом «Ветер крепчает». Кадр из документального фильма «Царство грез и безумия».
Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 года в Токио в разгар Второй Мировой войны. С раннего детства маленький Хаяо грезил небом. Его отец был директором фабрики Miyazaki Airplane, которая производила детали для самолетов. Тема полетов, порой на самых фантастических летательных аппаратах, красной нитью прошла сквозь все творчество Миядзаки — от «Небесного замка Лапута» через «Порко Россо» и «Ходячий замок», чтобы достигнуть кульминации в последней на сегодня работе режиссера «Ветер крепчает».
Прототипами героев этого анимационного фильма — Дзиро и Наоко — в некоторой степени стали родители Миядзаки(главный герой по большей части списан с реального авиаконструктора Дзиро Хорикоси). Его мать страдала от туберкулеза позвоночника и большую часть детства Хаяо была прикована к постели. Повествование в мультфильме Миядзаки заканчивает в 1939 году — в самом начале войны и за два года до своего рождения.
Кадр из мультфильма «Небесный замок Лапута».
Кадры из мультфильмов: «Небесный замок Лапута», «Порко Россо», «Ходячий замок», «Ветер крепчает»:
«Порко Россо» (1992)
«Порко Россо» можно считать самым непримечательно приметным мультфильмом Хаяо Миядзаки, поскольку он — не столько выражение творчества режиссёра, сколько отражение его самого. Сюжет сконцентрирован на теме авиации, и, несмотря на то, что логотипом студии является Тоторо, Ghibli — укороченное название итальянского самолета Caproni Ca.309 Ghibli. Именно поэтому «Порко Россо» можно считать отчасти данью уважения отцу, интерес к авиации у которого Хаяо и перенял.
Эта искренняя любовь передается на экране, поскольку в небе разворачиваются изумительно нарисованные баталии, а главного героя, чье имя дословно переводится как «Красный Свин», кажется, невозможно представить без его алого самолёта. Миядзаки настолько погрузился в милую сердцу тему, что отошел от стандартных лекал своих произведений, сделав главным героем взрослого мужчину, которого довольно сложно полюбить зрителю. Он совершенно не вписывается в рамки обаятельных персонажей, каковыми Миядзаки обычно прописывает мужчин в других работах, но тем интереснее читать психологический портрет Порко Россо, с внешностью которого режиссёр отождествляет и внешнее, и внутреннее.
Да и сам мультфильм (при наличии магического начала и метафоричных моментов) гораздо более приземленный, чем любая другая работа мастера. Тема войны и даже любви в мультфильме утяжеляются грузом обыденности и реализма, что не может не делать произведение куда более личным как для самого Миядзаки, так и для зрителя, которому проще вносить в оценочное суждение ассоциации с окружающей действительностью.
Цитаты Хаяо Миядзаки из фильмов
Хаяо Миядзаки известен миру своими фильмами. Все его фильмы несут убедительный посыл, универсальный по своей привлекательности. Эти цитаты Хаяо Миядзаки из его фильмов также вызовут у вас трепет перед этим человеком.
26. «Вы не можете изменить свою судьбу. Однако вы можете встать, чтобы встретить его ».
— Принцесса Мононоке, «Принцесса Мононоке», 1997.
27. «Однажды встретив кого-то, вы никогда не забудете его. Просто нужно время, чтобы твои воспоминания вернулись «.
— Зениба, «Унесенные призраками», 2001.
28. «Великолепное дерево. Он существует очень давно, еще в те времена, когда люди и деревья дружили ».
— Тацуо, «Мой сосед Тоторо», 1988.
29. «Одна вещь, на которую вы всегда можете рассчитывать, — это то, что сердца меняются».
— Неназванный принц, «Ходячий замок», 2004.
30. «Мы можем летать своим духом».
— «Служба доставки Кики», 1989.
31
«Неважно, сколько у вас оружия, какими бы замечательными ни были ваши технологии, мир не может жить без любви!». — Шита, «Небесный замок», 1986. — Шита, «Небесный замок», 1986
— Шита, «Небесный замок», 1986.
32. «Всегда верь в себя. Сделай это, и где бы ты ни находился, тебе нечего будет бояться «.
— Барон, «Кот возвращается», 2002.
33. «Вдохновение открывает будущее. Технологии наверстают упущенное ».
— «Ветер поднимается», 2013.
34. «Все, попробуйте смеяться. Тогда все, что вас пугает, уйдет «.
— «Мой сосед Тоторо», 1988.
35. «Земля говорит со всеми нами, и если мы послушаем, мы сможем понять».
— Дядя Помм, «Небесный замок», 1986.
36. «Нет будущего для людей, которые поклоняются будущему и забывают прошлое».
— ‘Up On Poppy Hill’, 2011.
37. «Жизнь страдает. Это трудно. Мир проклят, но, тем не менее, вы находите причины продолжать жить ».
— Оса, ‘Принцесса Мононоке’, 1997.
38. «Просто следуй своему сердцу и продолжай улыбаться».
— «Служба доставки Кики», 1989.
39. «В жизни, как говорится, есть взлеты и падения. Иногда волны могут дразнить вас, бросая вас в свои волны. Но мужайтесь. Трудно придерживаться этого и делать это самостоятельно. Но даже пара неудачников может пережить большинство вещей, если они будут вместе ».
— «Мои соседи Ямады», 1999.
40. «Говорят, что лучший огонь горит ярче всего, когда обстоятельства складываются в худшую сторону».
— Софи, «Ходячий замок воет», 2004.
41. «Каждый раз, когда кто-то творит что-то от всего сердца, этому творению дается душа».
— Барон, «Кот возвращается», 2002.
42. «Никогда не следует судить других по их внешнему виду».
— Лиза, «Понё», 2008 г.
43. «Жизнь загадочна и удивительна».
— Лиза, «Понё», 2008 г.