Технические характеристики и история создания т-90: основного российского боевого танка

Танки россии: армата т-14, т-90 и другие современные танки на вооружении

Модификации основного боевого танка Т-90 “Владимир”

Т-90 — первая серийная модификация.

Т-90К — командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).

Т-90А — модификация Т-90 выпускается с 2004 года, установлен двигатель В-92С2 мощностью 1000 л. с., улучшено тепловизионное оборудование, установлена сварная башня вместо литой, новая система ППО.

Т-90АК — командирский вариант Т-90А, с дополнительным связным и навигационным оборудованием, а также системой тактического управления боем.

Т-90А (2006 год) — модернизация Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения «Эсса», улучшен автомат заряжания, увеличен на 100 литров забронированный объёмом и улучшена защита топливных баков. Находится на вооружении ВС России с 2006 года.

Т-90С — экспортный вариант Т-90. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены доп. блоки ВДЗ .

Т-90СК — командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.

Т-90СА — экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения, установлена новая система ППО. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены доп. блоки ВДЗ .

Т-90СКА — командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием и системой тактического управления боем “T-BMS”.

Т-90АМ — новейшая модификация Т-90А, работа над которой была начата по инициативе УКБТМ в 2004 году по теме ОКР «Прорыв». Впервые экспортная версия этой модификации танка под наименованием Т-90МС была представлена публике 9 сентября 2011 года на полигоне «Старатель» в Нижнем Тагиле в рамках VIII международной выставки вооружений REA-2011. Основными особенностями модернизации танка стала замена старой башни на новый боевой модуль, который оснащается усовершенствованной СУО «Калина» с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка «УДП Т05БВ-1»

Установлена ДЗ «Реликт» вместо «Контакт-V».Особое внимание было уделено улучшению возможностей командира по поиску целей и управлению огнём вооружения одинаково эффективно днём и ночью. Впервые в российском основном танке применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. Боекомплект размещается в 2 группах укладки: 1 внутри танка и 1 снаружи, 22 выстрела находятся в АЗ, в нижней части корпуса, остальные выстрелы и заряды к ним расположены в бронированном коробе, размещённым на корме башни

Для улучшения подвижности и маневренности на модернизированном танке установлен новый комбинированный ночной прибор видения водителя и телекамера заднего обзора. Масса новой версии, по сравнению с базовой моделью, увеличилась на полторы тонны и составляет 48 т, что по-прежнему значительно меньше, чем, например, масса американских и немецких аналогов. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-93 мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2Ф2. Убран антинейтронный надбой и заменён на огнестойкий противоосколочный материал типа кевлар, а также улучшена система пожаротушения. Огневая мощь, защищённость и подвижность танка заметно улучшились, габариты танка не увеличились и по массе он продолжает оставаться в классе до 50 т

Боекомплект размещается в 2 группах укладки: 1 внутри танка и 1 снаружи, 22 выстрела находятся в АЗ, в нижней части корпуса, остальные выстрелы и заряды к ним расположены в бронированном коробе, размещённым на корме башни. Для улучшения подвижности и маневренности на модернизированном танке установлен новый комбинированный ночной прибор видения водителя и телекамера заднего обзора. Масса новой версии, по сравнению с базовой моделью, увеличилась на полторы тонны и составляет 48 т, что по-прежнему значительно меньше, чем, например, масса американских и немецких аналогов. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-93 мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2Ф2. Убран антинейтронный надбой и заменён на огнестойкий противоосколочный материал типа кевлар, а также улучшена система пожаротушения. Огневая мощь, защищённость и подвижность танка заметно улучшились, габариты танка не увеличились и по массе он продолжает оставаться в классе до 50 т.

Т-90СМ — экспортный вариант танка Т-90АМ.

Это интересно

Танк отечественного производства Т-72Б3, характеристики которого указаны выше, создавался как бюджетный, но модернизированный вариант машины Т-72Б. Неудивительно, что у них много общего. Стоимость усовершенствования предшественника составила около пятидесяти двух миллионов рублей на одну единицу. Примерно половина из них идет на капитальную переделку машины, а вторая часть – на закупку и монтаж нового оборудования.

В ходе капитального ремонта и модернизации серийный танк модели Т-72Б получает ряд новых приборов. К основным из них относится:

  1. Многоуровневый прицел с оптическим и тепловизорным наведением «Сосна-У».
  2. Возможность использования лазерного дальномера и системы управления бронебойными ракетами.
  3. Многофункциональность операций наводчика.
  4. Улучшенный силовой агрегат.

К сожалению, при внедрении в жизнь проекта Т-72Б3, танкостроители применили неоднозначное техническое решение. Наружные части прицела «Сосна-У» расположены внутри легкобронированного кожуха, предохраняющего их от пуль и осколков. В походном положении переднее окно кожуха закрывается крышкой и фиксируется болтами, что предусматривает перед боем выход механика из кабины и отвинчивание крепления вручную. Стоит отметить, что существует несколько вариаций, позволяющих отбрасывать крышку, не покидая рабочего отсека. Они активно применяются как во всем мире, так и в России. Почему разработчики выбрали непрактичный вариант – остается только догадываться.

Т-90М: танк поколения 3++

При своей высокой боевой эффективности, неприхотливости в эксплуатации и других выдающихся качествах основной российский танк Т-90 – детище 1980-х годов, и за это время и танкостроение, и военная наука продвинулись вперед. Чтобы соответствовать современным тенденциям, российским танковым войскам нужна была новая, более совершенная машина. Для экономии времени и средств было решено провести модернизацию проверенного Т-90.

Опытно-конструкторская работа шла под шифром «Прорыв», и это название закрепилось за серийной машиной. Первое соглашение о поставках Т-90М «Прорыв» военным было подписано на форуме «Армия-2017». Новая машина разработки УКБТМ с апреля 2020 года поступает в танковые войска российской армии. Согласно заключенным договоренностям Уралвагонзавод проводит капитальный ремонт танков семейства Т-90 выпуска 1990-х и 2000-х годов с модернизацией их до уровня Т-90М, а также создает полностью новые машины этой модификации. В июне 2020 года танк впервые прошел по Красной площади на параде Победы. 

Т-90М получил принципиально новый башенный модуль, отличающийся от серийных в прошлых версиях. Мощная 125-миллиметровая танковая пушка обеспечивает применение новых боеприпасов высокой эффективности. Например, для поражения тяжелобронированных целей новый «девяностый» может стрелять бронебойными подкалиберными боеприпасами. А управляемая ракета 9М119М разработки тульского КБ приборостроения способна поражать не только танки с современной динамической защитой, но и низколетящие цели, в том числе вертолеты. Для борьбы с живой силой, например с противотанковыми гранатометчиками, в арсенале «Прорыва» есть осколочно-фугасные снаряды дистанционного подрыва. Атаковать противника танк способен на дистанции до 5 км, в том числе и на ходу.

«Глазами» Т-90М служит многоканальный прицел с тепловизионным, телевизионным, визирным и дальномерным каналами, а также каналом управления ракетой. Новейшие электронные устройства обеспечивают всесуточное применение. На месте командира есть восемь триплексов и система видеонаблюдения, обеспечивающие полный обзор.

Не только средства нападения, но и средства защиты были обновлены в новом танке. Кроме обычной брони, Т-90М окружен толстым слоем динамической защиты. Корма и башня защищены от ручных гранатометов противокумулятивными решетчатыми экранами. Комплекс активной защиты готов автоматически выбросить аэрозольные гранаты, спрятав танк от систем наведения противника за облаком плотного дыма.

За маневренность и «прорывную» скорость танка отвечает дизельный двигатель мощностью 1130 л.с. Он достаточно экономичен и обеспечивает боевой машине хороший запас хода.

В «Прорыве» появилось множество маленьких новшеств: камера заднего вида, кондиционер, кресла с регулировкой, броня с антискользящим покрытием. Все это по уровню комфорта роднит Т-90М с российским танком последнего поколения Т-14 «Армата». Одна из важных особенностей модернизированного танка – возможность обмениваться данными с другими машинами в режиме реального времени. То есть и здесь Т-90М приближается к новому поколению танков, готовых для участия в сетецентрических войнах. До принятия на вооружение и старта массовых поставок «Арматы» именно Т-90М будет оставаться самым современным танком российской армии. 

Служба и боевое применение

На вооружение основной боевой танка был принят 5 декабря 1992 года. Было выпущено 13 единиц техники первоначальной модификации. В дальнейшем производство танков Т-90 количественно и качественно увеличивалось и на сегодняшний день не превышает 600 штук. Несмотря на огромный боевой потенциал, заложенный в конструкции танка Т-90, их применение носило локальный характер. Впервые, реальную проверку в условиях боя он прошёл в 2015 году в Сирии, где показал себя не только как тактический элемент огневой поддержки, но и средство эффективной защиты воинского подразделения, в том числе экипажа бронетехники.

Экспорт, современные операторы

Будучи самым востребованным, танк Т-90 нашёл множество почитателей на мировом рынке вооружения:

  • Россия, как производитель имеет 350 единиц в строю и 200 на хранении.
  • Индия — крупнейший экспортёр, закупила около 1000 Т-90С.
  • Алжир — 367 Т-90СА.
  • Азербайджан, порядка 200 единиц Т-90С.
  • Уганда — 44 танка Т-90С.
  • Ирак — 73 единицы Т-90С.
  • Сирия — более 30 Т-90 С и СА

Модификации

  • Т-90МС —  в защитном комплекте «Накидка»
  •  Т-90 — первая серийная модификация
  • Т-90С — вариант Т-90 на экспорт. Эта модификация лишена прожекторов ОТШУ Штора, их место заняли дополнительные блоки встроенной динамической защиты
  • Т-90К — командирский вариант Т-90. Установлено навигационное (THA-4-3) и связное оборудование (радиостанция Р-163-50К)
  • Т-90СК — командирский вариант Т-90С. Установлено дополнительное навигационное и связное оборудование.
  • Т-90А – модифицированный Т-90. Усовершенствовано тепловизионное оборудование, установлен двигатель В-92С2, литую башню заменила сварная, новая система  ППО
  • Т-90АК- командирский вариант Т-90А. Установлено дополнительное навигационное и связное оборудование, система тактического управления боем и модернизирована защита топливных баков.
  • Т-90СА — вариант Т-90А на экспорт. Доработана система обнаружения лазерного излучения, оборудована система охлаждения аппаратуры ночного видения. Новая система ППО. На данной модификации не имеются прожекторы ОТШУ Штора, их место заняли дополнительные блоки встроенной динамической защиты
  • Т-90СКА — командирский вариант Т-90СА. Установлено дополнительное навигационное и связное оборудование, оборудована система тактического управления боем «T-BMS»
  • Т-90А – модернизированный Т-90А. Усовершенствован автомат заряжания, оборудован тепловизионный прицел второго поколения «Эсса», увеличен объем бака на 100 литров
  • Т-90АМ – модифицированный Т-90А. Оборудованы дистанционно управляемая зенитная установка «УДП Т05БВ-1», модернизированная пушка 2А46М-5 и новый автомат заряжания. Устаревшую башню заменил боевой модуль с системой управления огнём «Калина» с встроенной боевой информационно-управляющей системой тактического звена. Установлена динамическая защита «Реликт». Установлена моноблочная силовая установка В-92С2Ф и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. Управление осуществляется с помощью штурвала
  • Т-90СМ — вариант Т-90АМ на экспорт.

«Прорывное» решение

За индийским последовали и другие международные контракты на российский танк. В 2000-е годы Т-90 стал самым коммерчески успешным танком в мире. Кроме Индии, которая оставалась самым крупным импортером, танк поступил на вооружение в Азербайджан, Алжир, Туркмению, Уганду, Вьетнам, Ирак и другие страны. Заказчиков привлекали и продолжают привлекать исключительная надежность, безотказность, ремонтопригодность и долговечность машины при оптимальном соотношении цены и качества.

Мировой успех Т-90, можно сказать, возродил интерес к проекту и у российских военных – именно экспортная версия стала основой для нового гособоронзаказа. Танк в модификации Т-90А был принят на вооружение в 2005 году. Владимир Поткин и его коллеги заложили в свое детище большой модернизационный потенциал. «Девяностый» стал основой для множества модификаций и платформой для создания боевых и обеспечивающих машин, таких как артиллерийский комплекс «Коалиция-СВ», РСЗО «Солнцепек», БМПТ «Терминатор» и других.

 

В 2020 году в войска начал поступать танк Т-90М «Прорыв-3», который эксперты считают новой машиной: на нем была заменена башня,  внедрен комплекс всеракурсной защиты от современных противотанковых средств поражения, значительно повышены поисково-наблюдательные возможности командира на месте, в движении, днем и ночью, установлен более мощный двигатель. Значительно повышена пожаро- и взрывобезопасность топливных баков и боекомплекта, а также живучесть экипажа за счет оптимизации размещения боекомплекта, в том числе благодаря  выносу части боекомплекта из боевого отделения в бронированный отсек, установленный в кормовой части башни.

Такие новшества, как модернизированная пушка, высокоавтоматизированная цифровая система управления огнем, комплекс управляемого вооружения, автомат сопровождения цели, реализация режима «охотник-стрелок», оптимизированное отражение средств информации на рабочих местах членов экипажа, системы кондиционирования и наружного видеонаблюдения, современные средства связи, а также возможность подключения к системам централизованного управления боевыми действиями, максимально приближают Т-90М «Прорыв-3» к танкам последнего поколения типа Т-14 «Армата».   

Защита

Если ранее защита танка заключалась исключительно в его бронировании, то теперь её дополняют различные довольно продвинутые системы, которые чаще более эффективны чем, собственно, броня. Но начнём всё же с брони.

Т-90 М Прорыв имеет сварной корпус и такую же башню сделанные из броневой стали средней твёрдости. При этом лобовые детали корпуса и башня целиком сделаны из многослойной брони ещё более стойкие к попаданиям кумулятивных и бронебойных боеприпасов.

Данных по толщинам брони мне найти не удалось. В источниках приводятся данные что лобовая броня равноценна 800-830 мм катаной броневой стали. Естественно, динамическая защите увеличивает этот показатель. Указывается что с ней его броня эквивалентна 1150-1350 мм обычной брони. Из всего этого можно сделать вывод что реальная толщина композитной брони на Т-90 несколько тоньше.

Что касается динамической защите, то на машине установлена самая последняя версия этой системы – «Контакт-5». Внешне она отличается от своего аналога, скажем на Т-72, очень плотной подгонкой блоков динамической защиты друг к другу, практически исключающей незащищённые ею площади.

Другой важной и очень эффективной защитной системой является система активной защиты «Арена-М». Принцип ее работы заключается в том, что, обнаружив локатором атакующую машину объект, управляемую ракету или гранатометный выстрел, а также, например, «неперехватываемый ничем» бронебойный танковый снаряд, система выстреливает в направлении цели сноп поражающих элементов

То есть атаку американского переносного противотанкового ракетного комплекса Javelin или от РПГ-7, который наиболее часто используется в военных конфликтах, она остановит точно. Что касается подкалиберного танкового «лома», то вряд ли, она его остановит, но скорость его полета замедлит точно, а вместе с ним и его пробивные возможности.

Ну и последним, важным элементом, влияющим на живучесть машины и выживаемость экипажа, является автомат заряжания (АЗ) Т-90. У танка он не карусельный, как у всех других танков родом из СССР, расположенный в корпусе под башней, из-за которого очень часто происходит подрыв боекомплекта, сопровождающийся «красивым» полётом башни и гибелью всего экипажа. На Т-90 Прорыв, АЗ расположен в задней части башни и отделён от остальной башни довольно толстым листом брони. По замыслу конструкторов, попадание в боекомплект не должно убить экипаж, хотя танк, судя по всему, из строя он выведет. При этом боекомплект должен детонировать по сути вне танка и не повредить его основным системам и экипажу.

Индийский транзит

Основной интерес к машине проявили военные Индии, где велись поиски основного танка для армии. Индийцы выставили требование по замене двигателя на более мощный, который был разработан в кратчайшие сроки. Было подготовлено три машины, которые в 1999 году отправились в Индию на испытания. Напряженная работа тех дней сказалась на главном конструкторе – Владимир Поткин скоропостижно умирает на рабочем месте. В день похорон танкостроителя Т-90 улетели на индийский полигон.


Т-90 проезжает через Раджпатх во время парада в честь 65-го Дня Республики, Индия, Нью-Дели

История не знала подобных танковых испытаний, которым подвергались в течение двух месяцев российские танки в Индии. Т-90 преодолевали бездорожье пустыни в условиях сильной запыленности и при жаре до 53 °С. Поломки устранялись российскими специалистами на месте. «Девяностые» выдержали все проверки, результатом чего стал рекордный договор на 1 млрд долларов.

По воспоминаниям генерального директора УВЗ Александра Потапова, индийский контракт не только вдохнул новую жизнь в УВЗ, но и дал мощный импульс всей танкостроительной отрасли. Благодаря российским поставкам вооруженные силы Индии значительно обновили свой бронетанковый парк, создав современные бронетанковые войска. Генерал Д. Сингх считал Т-90С вторым после ядерного оружия фактором сдерживания, а локализованную версию танка индийцы назвали «Бишма», что значит «грозный», в честь героя индийского эпоса.
 

Для «Прорыва» на Украине достойного противника нет

Владимир Путин на встрече с военкорами, перечисляя достоинства Т-90М «Прорыв», отметил, что этот танк стреляет дальше всех, точнее всех, и защищенность у него лучше, чем у других танков: «Он (Т-90М) как только на позицию выходит, всё — там никому нечего делать».

Действительно, тактико-технические характеристики «Прорыва» даже превышают требования, предъявляемые к бронетехнике на украинском поле боя. Возможно, поэтому упоминания о современном российском танке редко увидишь в сводках новостей с фронта, особенно в украинских СМИ. Видимо, украинским войскам, вооруженным американскими противотанковыми ракетами, особо нечем похвастать.

Потом Т-90 надолго пропали из украинского информационного пространства. В феврале прошлого года танк Т-90М «Прорыв» привидился десантникам 79-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВСУ. И вновь о нем забыли до весны 2023 года. В конце апреля украинская разведка обнаружила три Т-90 неизвестной модификации, перевозимых на тягачах через Мариуполь в поселок Мангуш. Индекс машин не уточнялся.

В мае, по данным пресс-службы оперативного командования «Восток» ВСУ, некое подразделение К2 из состава 54-й отдельной механизированной бригады ВСУ на направлении Соледар — Северск в Донецкой области полночи вело бой с одним Т-90М «Прорыв». Вот, пожалуй, и всё, что знают украинские военные о Т-90М и его предыдущих модификациях.

Надо признать, что сведения у ВСУ более чем скудные. Объясняется это тем, что для нашего «Прорыва» на украинском фронте не оказалось достойного противника. Высокотехнологичное вооружение новейшего танка чаще всего оказывалось избыточным в тех простейших ситуациях, с которыми справляются даже такие «дедушки», как Т-55.

Украинские военные, по свидетельству британских СМИ, неоднократно жаловались на то, как трудно поразить российские танки, особенно Т-90М. Для этого надо, чтобы снаряд попал в точку между башней и передним гласисом — наклоненной бронеплитой. Но таежных охотников, стреляющих белку в глаз, среди укронацистов, к счастью, нет, как нет и соответствующего вооружения.

В остальных же местах поверхность танка надежно защищена модульным комплексом динамической защиты «Реликт». В СВО он доказал свою высокую эффективность, не позволяя большинству противотанковых систем пробить броню танка.

Некоторые украинские операторы противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) сообщали о многократных попаданиях ракет в танк без нанесения ему видимого ущерба, отмечается в отчете британского Королевского объединенного института оборонных исследований (The Royal United Services Institute, RUSI).

Компоновка боевого танка, схема конструкции

При разработке конструкции Т-90, производители придерживались технологией проверенной временем, взяв за основу элементы советского танкостроения. Его схема представлена следующим образом:

  • В лобовом отсеке располагаются элементы управления, находящиеся под контролем механика-водителя, сидение которого размещено там же.
  • В центральном секторе находится башня, хранящийся боекомплект и боевое отделение с местами для наводчика и командира экипажа.
  • В задней части корпуса размещаются мотор, трансмиссия, гидромеханическая коробка передач.

Повышенная плотность компоновки обеспечена за счёт сварного корпуса и уменьшения внутреннего пространства танка. Штампованный слой стали, закрывающий днище в сочетании с динамической многослойной бронёй верхней фронтальной части и тремя стальными экранами по бокам обеспечивают хорошие защитные свойства. Встроенный люк в верхней части крыши над сидением водителя служит эвакуационным выходом в случае подрыва танка на мине.

Бронирование, активная защита

В качестве основного материала для корпуса танка Т-90 использовалась особая высокопрочная сталь. Литая башня, фронтальная часть и крыша оснащены динамической защитой. У более поздних моделей башня сварная. Кроме того, подбой водородосодержащего полимера, содержащий литий, свинец и бор в элементах конструкции корпуса предоставляет дополнительную безопасность от воздействия радиации на экипаж. Слой брони распределён неравномерно, утолщён в местах наиболее вероятного попадания противника, но немного тоньше по бокам и на крыше. Динамическая защита присутствует на верхней оконечности башни, лобовой бронеплите и бортовых экранах. Её функции помогают предотвратить повреждение танка кумулятивными выстрелами гранатомётов, управляемых противотанковых ракет и бронебойных снарядов. Такая защита равноценна использованию брони толщиной 1150-1350 мм. Однако у танка Т-90 имеются зоны уязвимости — на башне возле орудийной амбразуры и площадка смотрового прибора механика.

Двигатель и трансмиссия

Более ранние модификации танка Т-90 были оснащены дизельным двенадцатицилиндровым V-образным 4-хтактным силовым агрегатом В-84МС, имеющим систему жидкого охлаждения и непосредственный механизм впрыска. Этот двигатель выдавал мощность до 840 лошадиных сил при 2000 оборотов в минуту. Последующие модели серии А, С оборудованы мотором марки В-92С2 с турбокомпрессором и более совершенной конструкцией, что увеличило его эффективность мощности до 1000 л.с. при тех же количествах оборотов. Современный танк Т-90М обладает форсированным движком В-92С2Ф с мощностью 1130 лошадиных сил.

Ходовая часть осталась такой же, как у старых танков Т-72Б. Гидромеханическая коробка передач позволяет использовать 7 положений переключения передач вперёд и одну реверсивную. Механический привод тормозной системы не сказывается негативно на эффективности торможения, позволяя удерживать машину на крутых спусках и подъёмах. Возможности включения пониженной передачи реализуются посредством воздействия на отстающую гусеницу, помогая осуществить поворот корпуса танка. Торсионная индивидуальная подвеска служит для обеспечения плавности хода независимо от сложности местности.

Средства наблюдения, связи и навигации

В качестве органа визуального осмотра внешнего пространства выступает прицельно наблюдательный комплекс Т01-К04, являющийся неотъемлемой частью системы управления огнём. Его расположение подразумевает использование командиром экипажа. Механик-водитель также оснащён прибором ТНПО-168, благодаря которому он имеет широкий угол обзора для эффективного управление танком. Иногда вместо этого средства наблюдения может находиться ТВН-5, ориентированный на работу в тёмное время суток за счёт функции ночного видения. Новейшие модификации Т-90 обладают телесистемой, демонстрирующей обзор со стороны задних полусфер, которые помогают в маневрировании задним ходом.

Коммуникационные возможности танка достигаются за счёт ультракоротковолновой радиостанции Р-163-50У с максимальным радиусом действия в 20 километров. Командирские модификации с более совершенными средствами связи — «Арбалет-50К» имеют радиус сигнала в 50 км.

Слабые места танка

Минус в том, что у Т-90 плохой задний ход

Когда работают танки, очень важно выкатываться и откатываться: то есть выкатились на позицию, сделали несколько выстрелов, и надо дать задний ход и быстро уйти с позиции, чтобы избежать ответного поражения. В этом плане у Т-80 хороший задний ход, он быстро откатывается, а у Т-90 короткая задняя передача, из-за этого танкисты вынуждены разворачивать боевую машину, чтобы максимально быстро уходить с позиции

То есть они подъезжают, разворачиваются в обратную сторону кормой вперед, стреляют и тут же уходят с позиции;
Как и у всех танков, уязвимое место Т-90 — верхняя проекция башни. Там броня минимальной толщины, там расположены люки, сложные механические приборы (в том числе наведения и целеуказания). И с появлением FPV-дронов достаточно высокой мощности эта верхняя проекция стала максимально уязвимой.

Основные узлы

  • Ходовая. Танк Т-90 ввёл такое понятие «Летающий танк», прыгая с 2 м. трамплина, он опускается днищем почти на всю высоту клиренса 49 см и делает второй прыжок не останавливаясь, продолжает движение. Гребёнку проходит на полном ходу. Такую нагрузку на гидравлику и торсионную подвеску, кроме нижнетагильской машины никто не выдержит. В пустыне он легко проходил по слоям пыли 20 см. Преодолевает вертикальную стену высотой 1 м. и легко поднимается вверх под углом 300.
  • Корпус. Конструкция корпуса Т-72, габариты по стволу*длина*ширина (9530х6860х3795 мм), высота по уровню башни 2280мм. Предшественник прославился живучестью и передал её на Т-90. Конструкция защищена несколькими ступенями: встроенная динамическая защита (35 лет назад эффективно применялась и навесная, но трагедия в Чеченской войне 1994 г. в том, что солдат отправили в бой без неё). Танк может выдержать десятки попаданий от всех типов иностранных танков, РПГ и ПТУРов и вернуться в строй. Неудачное расположение ствола башни над люком механика-водителя не приносит практического вреда. В случае повреждения гидропривода вертикального наведения (ствол ложится на люк) казённик упрётся в люк башни и освободит место, чтобы водитель быстро покинул танк. Пожар, возникший в башне, воспламенит заряды за 30 секунд (худший вариант, а вообще 15 – 20 мин.), из Т-90 легко выбраться. Это всё из практики боевого Т-72.
  • Двигатель. Двигатель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. – это последняя модификация выносливого мотора работающего на дизельном топливе, керосине, бензине (а также подсолнечное масло, спирт и т.д.). Мощности для машины весом 48 т предостаточно, есть резервный запас для утяжеления, если потребуется.

Применение в боях и след в истории танкостроения

Есть заявления о Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. А вот его участие в сирийском конфликте — факт. В Сирии применяются танки Т-90 российской армии.

За более чем два года были потеряны лишь 2 танка, и еще 2 выведены из строя.

Получило известность видео, запечатлевшее Т-90, оставшийся целым после попадания в его башню ракеты TOW. А вот опубликованное фото Т-90 с оторванной башней доказывает, что боеукладка остается его уязвимой зоной.

Пожалуй, правильно будет сказать, что Т-90 сам является “следом в истории танкостроения”. Следом, который оставили идеи, впервые материализованные в Т-64. Т-90 вобрал в себя все лучшее от предшественников — безотказность Т-72, техническую “продвинутость” Т-80.

Танк Т-90 стал лучшей и наиболее мощной машиной в этой лестнице развития. И одновременно ознаменовал ее завершение, когда был разработан полностью новый танк Т-14. При этом по своим боевым качествам Т-90 продолжает удерживаться на высоком уровне, и скорое снятие с вооружения ему не грозит.

Ирония: если бы за танком сохранилось обозначение Т-72БУ, никто бы и не заявлял, что старую машину выдают за новую.

Конечно, для контрпартизанских войн Т-90 не предназначался, но, во-первых, ни один из его конкурентов (за исключением, разве что, танк “Меркава”) тоже для этих целей не задумывался. Во-вторых, в Сирии Т-90 показывает себя достойно. А преемственность конструкции и обеспечила возможность выпуска танка в тяжелые для страны годы. На сегодняшний день он среди лучших образцов танков, и это бесспорно.

Очередь за танками пока не занимать

С 2001-го по 2010 год Т-90 в экспортном варианте был самым продаваемым на мировом рынке танком. В разные годы их приобрели девять стран. В Азербайджан, Вьетнам, Ирак и Уганду осуществлялись поставки Т-90С, в Алжир и Сирию — Т-90А. Самый крупный парк Т-90С и Т-90СМ сейчас в Индии. Причем большая часть их собрана по лицензии из российских машинокомплектов на заводе тяжелых транспортных средств Heavy Vehicles Factory (HVF) в Авади — пригороде Ченнаи, столицы штата Тамилнад. Танк индийской сборки получил название Bhishma («Грозный»).

Индийцы заявили, что в их стране новейший российский танк является вторым по значимости фактором сдерживания после ядерного оружия.

«Заказ на 464 единицы «Бхишмы», используемого армией, предназначен для усиления ударных возможностей вооруженных сил вдоль западного сектора индийско-пакистанской границы», — сообщило издание.

«10 новых полков танков Т-90МС усилят огневую мощь армии вдоль сухопутной границы с Пакистаном от Джамму на севере до Гуджарата в западной части страны», — уточнило издание Mail Online India.

Список желающих покупать или производить у себя по лицензии танки Т-90С и Т-90МС пополняется новыми странами. В июне 2020 года издание «Оборона Израиля» сообщило, что правительство Египта подписало соглашение о производстве в стране 500 российских танков Т-90МС. В публикации, со ссылкой на источники в российской оборонной промышленности, указывалось, что российский производитель танков построит завод по сборке танков по лицензии, причем многие детали будут импортированы из России.

Например, танки Т-90МС/МСК планировал купить Кувейт, но контракт, по словам главы Управления вооружений и техники кувейтской армии Анвар аль-Мазиди, пришлось отложить, сообщило китайское информагентство Синьхуа. То, что контракт готовился к подписанию, подтвердил в свое время и помощник президента России по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин в интервью ТАСС в сентябре 2019 года.

После успешного завершения специальной военной операции на Украине всем заказчикам мы скажем: «Добро пожаловать!» Желающих приобрести или наладить у себя производство Т-90С и Т-90МС из российских машинокомлектов, несомненно, станет еще больше. Ведь российские танки — лучшие в мире, просто об этом мало кто знал до начала СВО и проверки их в реальном бою с применением современных натовских вооружений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: