Лучшие вестерны всех времен

Омерзительная восьмерка

Лучший вестерн культового актера и режиссера Тарантино вышел в 2015 году и сразу же поднялся в хит-парады лучших фильмов года. Гражданская война закончилась. Это принесло людям много несчастий и боли, поэтому все в этом районе стали озлобленными и подозрительными. В одном из заброшенных городов восемь мужчин оказываются в трактире. Их вынудила собраться в одном месте метель, которая происходила в этом районе. Все друг друга не знают и не доверяют друг другу. Главный герой Джон пытается выдать пойманного в столице преступника, чтобы добиться справедливости, но его брат пытается помешать этому. Среди гостей есть один, о котором нужно заботиться.

10.Достоинство

Открывает список лучших фильмов вестернов всех времен «Достоинство». Кинолента держит в напряжении зрителя до самого конца. Двое родных братьев направились к Аляске в поисках золота. Но не только поиск наживы и легких денег гонит их в заснеженный край. Ребята осиротели в юном возрасте, их отец ушел в неизвестном направлении. Братья твердо решили его найти, иначе в своей деревне их будут называть подлыми и ничтожными людьми. Братья были уверены, что путешествие на Аляску будет сложным, но предположить не могли, насколько станет опасным и сумасбродным. Вначале пути их поджидала опасность только от природы, жесткого и сурового климата. Но появилась более серьезная угроза – это бандиты. В те года побережье Аляски захлебывалось в преступлениях. Бандитов было, наверное, больше чем мирных жителей. Многих привлекал золотой песок, а многие скрывались от закона. Смогут ли братья добраться до места назначения и отыскать отца?

Пуля для генерала / Золотая пуля (1967) Италия 7.65

Завершает первую часть нашего расширенного топ-100 лучших вестернов всех времен и народов очередной фильм о мексиканских революционерах, которые на поверку оказываются самым настоящим сбродом, которому только дай на халяву побеспредельничать и пограбить. А что? Революция – превосходное прикрытие.

Сюжет закручен вокруг неместного с виду парня, лощеного и ухоженного, который, между тем, помогает главе беспредельщиков – Чунчо ограбить поезд, а, если быть точнее, поубивать его охрану, чтобы после реквизировать ее оружие на благо революции.

После этого Чунчо принимает лощеного парня, которого назвал «Малышом», в свои ряды даже и не подозревая о том, кого пригрел на своем плече.

Малыш является наемником, который за денежку взялся уложить для руководства Мексики мятежного генерала. И вывести его на «мишень» предстоит самому Чунчо, который в Малыше души не чает.

Ход конем, если можно так сказать. Интересно будет узнать, чем ответит на такое подлое предательство Чунчо, и оставят ли ему шанс обстоятельства ответить на него в принципе.

Дикий, дикий Вест

Практически всё, что нужно знать о самой атмосфере, духе и прокуренном голосе вестерна, узнается из великого рассказа О. Генри «Дороги, которые мы выбираем».

Он был написан в 1910 году. Но первый фильм-вестерн появился даже раньше.

Это было двенадцатиминутное «Большое ограбление поезда» (1903) Эдвина Портера, поставленное по реальным событиям нашумевшего ограбления поезда «Юнион Пасифик». Фильм потрясал зрителя не только динамичным сюжетом, но и финальной ломкой «четвертой стены», когда один из бандитов палил с экрана прямо в зрителя.

В последующие годы экраны заполонили драки, погони и перестрелки. А также (напомним, 93% населения Дикого Запада составляли мужчины) — геи.

Первый женственный гей на экране появился в вестерне.

Это случилось в фильме «Алджи-золотоискатель» (1912), в котором городской парень с манерами оперной примы отправляется в прерии, чтобы в течение года доказать отцу невесты свою мужественность. Там ему встречается крепкий усатый ковбой, и это становится началом прекрасной дружбы. Алджи, впрочем, перековывается в «настоящего мужика», и то, что начинается как «Песня дровосека» Монти Пайтона, завершается как «Дикий мужчина» группы «Ленинград» в исполнении Бориса Моисеева.

Благодаря Дэвиду Гриффиту в вестерне появились индейцы в ролях вечных врагов (со временем возникнет типаж «благородного индейца», который становится помощником главного героя). «Отец вестерна» Томас Инс открыл тему переселенцев. В 1920-х самый высокооплачиваемый голливудский режиссер Дэвид Крюзе снимал ковбойские фильмы, масштабные даже по современным меркам.

Злодеи были коварны и грязны, герои отважны и чистоплотны, женщины добродетельны и прекрасны. Закон побеждал хаос, прогресс одолевал дикость, победные паровозные гудки неслись над прериями, где кучковались жалкие остатки недобитых краснокожих. История повторялась сотни раз. Обросший стереотипами и клише, забронзовевший жанр имел все шансы выйти из моды. Его иконография превращалась в набор лубочных картинок. Но вестерну повезло — за него взялся великий режиссер, внесший в этот черно-белый мир пятьдесят оттенков серого.

В 1939 году Джон Форд снимает «Дилижанс» — первый вестерн «на полутонах». В числе его героев были проститутка, пьяница и каторжник, причем каждый оказывался не тем, кем виделся поначалу. Так родился психологический вестерн, персонажами которого были не стереотипные «индейцы» и «ковбои», а обычные люди, как и в любом жанре кинематографа.

Золотой век американского вестерна пришелся на один из самых нервных периодов политической истории страны — время «охоты на ведьм» при маккартизме.

Жанр политизировался, отражая раскол умов в Голливуде.

С одной стороны, появились милитаризированные вестерны, такие как «Винчестер-73» Энтони Манна с его простой, доступной массам и коммерчески успешной идеей взять и наподдать врагам. С другой, снимались намного более тонкие и умные картины, в числе которых один из величайших фильмов в истории — «Ровно в полдень» Фреда Циннемана по сценарию Карла Формана, попавшего во время съемок в «Черный список» Голливуда. Продюсировавший фильм мастер остросоциального кино Стэнли Крамер был вынужден убрать имя сценариста из титров, хотя это не помешало номинировать его на «Оскар».

Звезда классических вестернов Джон Уэйн, поддерживавший маккартизм, назвал картину «самой неамериканской вещью, которую я видел», и снялся в ответном «правом» вестерне «Рио Браво» Говарда Хоукса. Редкий случай, когда идеологическое противостояние породило культурное достояние — но оно принадлежало уже прошедшему времени. Депрессивный «Ровно в полдень» протоптал дорогу ревизионистскому вестерну.

Мэверик (1994) США 8.09

Далее в нашем списке лучших вестернов идет история о заядлом картежнике Брэте Мэверике, мечтающем попасть на знаменитый покерный турнир «Всех рек» с призовым фондом в миллион долларов.

https://youtube.com/watch?v=HLP62u9ijUw

Для участия необходимо иметь при себе 25 тыс. долларов и Мэверик уже почти всю сумму собрал. Остались всего пара-тройка тысяч, которые он надеется стрясти со своих должников по пути к месту проведения чемпионата.

Но судьба-злодейка всеми силами пытается воспрепятствовать попаданию картежника на турнир, вставляя ему палки в колеса в виде бандита по кличке «Ангел», воровки-карманницы Анабель Бернсфорд и прочих непредвиденных людей, событий и ситуаций, выхода из которых, казалось бы, не существует.

Но с Мэвериком не может тягаться даже его собственная карма. Поскольку вертлявей его может быть только веретено на вечном двигателе.

Танцующий с волками (1990) США 8.11

Над героем Кевина Костнера, раненным в бою лейтенантом Данбаром, нависла угроза потери конечности. Полковой хирург, решив не заморачиваться с ним поскольку и так проблем полно, принимает решение оттяпать ему ногу.

https://youtube.com/watch?v=DUHevygtIcc

Но Данбар, подслушав слова врача, чуть ли не ползком сваливает из лагеря на передовую, где решает покончить с жизнью, вместо этого совершив подвиг и своим смертоубийственным но бравым поведением (он специально разъезжал на коне перед позициями противника чтобы нарваться на пулю) подняв залегший в траве полк в атаку.

После этого бравого поступка лейтенанту, конечно же, сохранили ногу. И по его же просьбе перевели служить на границу. Прибыв в самый отдаленный порт, он обнаруживает, что солдаты, его охранявшие, куда-то свалили. Но одиночество его устраивает и он долгое время «караулит» границу один, пока к нему не начинают наведываться местные индейцы Сиу.

Человек – тварь социальная, а потому ему природой предписано тянуться к обществу. А в «обществе» индейцев нашлась и молодая, красивая и слегка одичавшая европейская дама, с которой он вскорости не прочь стал замутить. А после – и вовсе переехать из забытого богом и людьми форта в индейское племя на постоянное место жительства.

Только как к этому отнесутся военные, которые рано или поздно все-таки доберутся до «заброшенной заставы»? По всему сдается, что не очень хорошо. Хотя, в этом конкретном случае лучше подходит фраза «резко отрицательно».

Танцующий с волками

Кевин Костнер снялся в главной роли и снял вестерн. Приключенческая драма вышла на экраны в 1990 году. Действия солдата происходят во время Гражданской войны в США. Получив травму, Джон просит начальство отправить его на новое место службы. Итак, он попадает в дальний форт на западном краю Америки. На границе он служит с товарищем, но погибает в драке с индейцем. Джон остается один в далеком форте. Приручите маленького волчонка и попробуйте подружиться с индейским племенем. Он постепенно соприкасается с ними и проникается образом жизни кочевого племени, гармонирующим с природой, их мудростью в общении с живым миром и образом мышления. Однажды вождь видит солдата, играющего с ручным волчонком, и называет его «Танцами с волками.

Однажды на Диком Западе (1968) Италия 8.02

Следующим в нашем списке лучших вестернов идет очередная история на излюбленную постановщиками фильмов о Диком западе тему незаконного «отчуждения» земли у законных ее владельцев в пользу пытающихся построить на этом месте железную дорогу дельцов.

Джилл приезжает в поместье своего мужчины, за которого не так давно вышла замуж в Новом Орлеане, и обнаруживает, что ее супруг Макбейн и его дети от первого брака мертвы. Таким образом здесь производится отбор земли у несогласных ее продать по-хорошему. Только у Мортона, заказавшего Макбейна, и в мыслях не было, что тот успел жениться. Досадно, но теперь права на собственность земли перешли к его еще пока живой новоиспеченной женушке.

Уладить проблему можно бы было так же, как и в прошлый раз, да только в здешних краях появляется любитель поиграть на губной гармошке, который походя разбирается с любым, кто на него косо посмотрит.

Нетрудно догадаться на чью сторону встал таинственный мистер «Гармоника». Еще бы. Ведь у него, как и у новоиспеченой вдовы, с убийцей Макбейна свои старые счеты.

Мертвец

Драматический вестерн «Мертвец» снимался в трех странах: Америке, Японии и Германии. Премьера фильма состоялась в мае 1995 года. Уильям — молодой бухгалтер. Его родители умерли, и, надеясь найти работу, он переехал. Но по совпадению за его поимку дается награда. В результате стрельбы Уильям серьезно ранен. Индиец пытается его вылечить. Он решил, что раненый молодой человек в очках был известным поэтом, чьи стихи очень нравились индийцам. А Уильям, после лечения индийскими травами, снимает очки и начинает стрелять намного лучше, чем любой меткий стрелок на Диком Западе. Позади него появляется значительный след из трупов охотников, решивших, что голова Уильяма — легкая награда.

Бледный всадник (1985)

Pale Rider завершает этот список в классической моде Клинта Иствуда. Как режиссер и ведущий актер Иствуд здесь в полной мере владеет артистизмом и в то время был самым представительным лицом жанра вестерн. В этом фильме рассказывается о городе, полном головорезов, стреляющих оружием, нанятых по приказу местной горнодобывающей компании.Загадочный проповедник, как повсюду называют Иствуда, пугающе и героически появляется именно тогда, когда он нужен, смешивая псевдоготический стиль с этим классическим, праведным, безупречным с моральной точки зрения архетипом американского альтруиста. Бледный всадник есть одни из лучших боевых сцен в любом вестерне на сегодняшний день, которые часто полагаются на характерную выдержку Иствуда в моменты высокого напряжения.

Назад в будущее 3 (1990) 8.16

Заключительный фильм трилогии о приключениях дока Эмметта Брауна и Марти Макфлая является именно вестерном, поскольку первого ударом молнии занесло в Хилл-Вэлли времен Дикого запада.

https://youtube.com/watch?v=bwZAIElSryQ

Марти и док образца 1955 года решают отправиться (вернее, отправить самого Марти) в 1885 год на выручку доку образца 1985 года, когда обнаруживают на кладбище могильную плиту, на которой сказано, что под ней похоронен Эммет Браун, застреленный «Бешенным Псом» Таннетом за какие-то 80 баксов. Причем, застрелен спустя непродолжительное время после своего прибытия в 1885 год.

Оказавшись по месту, а, точнее, по времени назначения, Марти сталкивается со всеми сложностями Дикого запада, какие только можно себе представить. Включая и конечную дуэль с самим местным негодяем «Бешенным Псом».

Придется сильно поднапрячься, чтобы не посрамить имя Клинта Иствуда, которым он нарек себя по прибытии в здешние края.

Омерзительная восьмёрка

Рейтинг IMDb: 7,8

Год выхода: 2015

Продолжительность: 2 часа 48 минут

Страна: США

Режиссёр: Квентин Тарантино

В ролях: Курт Рассел, Сэмюэл Л. Джексон, Дженнифер Джейсон Ли, Уолтон Гоггинс, Тим Рот, Майкл Мэдсен

Прошла всего пара лет после окончания Гражданской войны в США. Опытный охотник за головами Джон Рут по прозвищу Вешатель лично доставляет опасную преступницу к месту казни. По пути их настигает мощная снежная буря. Вместе со случайными попутчиками Рут вынужден укрыться на постоялом дворе, где уже пережидает вьюгу подозрительная разношёрстная компания.

Действие восьмого фильма Квентина Тарантино, как и события многих его предыдущих картин, происходит в одной вселенной. Герои разных фильмов зачастую оказываются связаны родственными узами, а бренды вроде сигарет Red Apple кочуют из одной ленты в другую. Спагетти-вестерн «Джанго освобождённый» — из этой же вселенной.

Открытый простор

  • Оценка
    7,2 / 7,4 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    боевик, драма, мелодрама
  • Страна
    США
  • В главных ролях
    Роберт Дювалл, Кевин Костнер, Аннетт Бенинг, Майкл Гэмбон
  • Режиссёр
    Кевин Костнер
  • Длительность
    2:19
  • Студия
    Touchstone Pictures
  • Дата премьеры
    11 августа 2003
  • Сценарий
    Лоран Пэйн, Крэйг Сторпер

Кевин Костнер долгое время, кажется, метил в когорту таких постановщиков, как Иствуд, выбившихся в люди через участие в жанровом кино. И его режиссерская карьера началась смело и ярко. Самый первый фильм «Танцующий с волками» был трехчасовым эпосом и получил аж семь «Оскаров», включая «Лучший фильм» и «Лучшего режиссера». К вестерну режиссер обратился через тринадцать лет в третьей своей работе.

«Босс» Спирмен (Роберт Дюваль) вместе со своими помощниками Чарли (Кевин Костнер), Мойсом (Абрахам Бенруби) и юным Габриэлем (Диего Луна) перегоняет стадо через всю страну. Спирмен – один из свободных ковбоев, которые всегда имели право пасти скот на ничейных пастбищах. Но в восьмидесятых годах девятнадцатого века начались так называемые «огораживания» территорий, и компаньонам не посчастливилось забрести на земли, которые кто-то уже объявил своими.

Костнер накрутил трехэтажную историю про беззаконие, любовь и бизнес-стратегии нового света, да и вообще об эпохе. Ему бы хронометраж «Унесенных ветром», он бы наверное развернул историю на поколения.

Трейлер:

Лучшие вестерны 40 годов

Красная река

Производство: США

В ролях: Джон Уэйн, Монтгомери Клифт, Джоэнн Дрю, Уолтер Бреннан, Колин Грэй, Гарри Кэри, Джон Айрленд, Ной Бири мл., Гарри Кэри мл., Чиф Йоулачи

Режиссер: Ховард Хоукс, Артур Россон

Сюжет: Том Дансон ведет длинный караван на Запад. Лошади почти что валятся без сил, нагруженные множеством различных сумок и другим багажом. Том считает, что на Западе его ждет по-настоящему новая жизнь, хоть и спокойная. Однако, он вспоминает, что на Юге жизнь менее продолжительна, но можно сорвать большой куш, и он решает отправится туда, в поисках адреналина.

Рейтинг Кинопоиска 7.3 / IMDB 7.8

Моя дорогая Клементина

Производство: США

В ролях: Генри Фонда, Линда Дарнелл, Виктор Мэтьюр, Кэти Даунс, Уолтер Бреннан, Тим Холт, Уорд Бонд, Алан Маубрэй, Джон Айрленд, Рой Робертс

Режиссер: Джон Форд

Сюжет: Уайтт всю жизнь занимается перегоном скота. Когда он со своими братьями сделал привал, чтобы отдохнуть, взявшиеся словно из ниоткуда бандиты начинают перестрелку. Один из братьев в этой битве погибает. Уайтт создает план мести, для этого он начинает работать шерифом, чтобы выследить мерзавцев и наказать по всей строгости закона.

Рейтинг Кинопоиска 7.1 / IMDB 7.8

Возвращение Фрэнка Джеймса

Производство: США

В ролях: Генри Фонда, Джин Тирни, Джекки Купер, Генри Халл, Джон Кэрредин, Дж. Эдвард Бромберг, Дональд Мик, Эдди Коллинз, Джордж Барбье, Расселл Хикс.

Режиссер: Фриц Ланг

Сюжет: У Фрэнка погиб любимый брат, который его всячески поддерживал всю жизнь. Он решает наказать убийц и сделать с ними то же самое, что они сделали с его близким человеком. Но вначале, Фрэнку нужны деньги на подготовку, а для этого он решает ограбить одно место, где уж точно водятся деньги. В это время в город приезжает журналистка Элинор и оказывается в гуще событий.

Рейтинг Кинопоиска 6.4 / IMDB 6.6

Она носила желтую ленту

Производство: США

В ролях:  Джон Уэйн, Джоэнн Дрю, Джон Агар, Бен Джонсон, Гарри Кэри мл., Виктор МакЛаглен, Милдред Нэтвик, Джордж О’Брайен, Артур Шилдс, Майкл Дуган.

Режиссер: Джон Форд

Сюжет: Капитан Нэйтан уже достаточно послужил родине, заработав множество наград и поощрений, и ему пора на заслуженный отдых. Перед выходом на пенсию, ему поручено переправить Оливию и Эбби в городок Садроу Уоллс, чтобы они добрались туда живыми. В ходе этого путешествия на Нэйтана выходят индейцы и всеми своими намерениями показывают, что война между ними и бледнолицыми только началась.

Рейтинг Кинопоиска 6.7 / IMDB 7.3

Случай в Окс-Боу

Производство: США

В ролях: Генри Фонда, Дэна Эндрюс, Мэри Бет Хьюз, Энтони Куинн, Уильям Эйт, Гарри Морган, Джейн Дарвелл, Мэтт Бриггс, Гарри Девенпорт, Фрэнк Конрой.

Режиссер: Уильям А. Уэллмен

Сюжет: Гил и Арт приезжают в тихий городок и прямо на их глазах происходит жестокое убийство. Бандиты расстреляли фермера, не сделавшему никому плохо, он просто работал. Его стадо животных было украдено. Живущие в этом городке люди не хотят терпеть такой жести и хотят выследить этих бандитов и устроить самосуд, без шерифа. Они хотят наказать бандитов, как они заслужили.

Рейтинг Кинопоиска 7.5 / IMDB 8

Сокровища Сьерра Мадре

Производство: США, Мексика

В ролях: Хамфри Богарт, Уолтер Хьюстон, Тим Холт, Брюс Беннетт, Бартон МакЛэйн, Альфонсо Бедойа, Артуро Сото Рангель, Мануэль Донде, Хосе Тровей, Маргарито Луна

Режиссер: Джон Хьюстон

Сюжет: В Тампико ходят слухи о месте, в котором лежат залежи золота. Двое парней покупают у одного старика правдивую информацию. Вложив в это путешествие все свои сбережения, они отправляются на поиски сокровищ. Но оттуда еще никто не возвращался живым, поскольку это место затуманивает разум и человек сходит с ума.

Рейтинг Кинопоиска 8 / IMDB 8.2

Человек с Запада

Производство: США

В ролях: Гэри Купер, Уолтер Бреннан, Дорис Девенпорт, Фред Стоун, Форрест Такер, Пол Херст, Чилл Уиллс, Лилиан Бонд, Дэна Эндрюс, Чарльз Хэлтон

Режиссер: Уильям Уайлер

Сюжет: Обычным фермерам тяжело жить. Их постоянно атакуют жители Техаса, чтобы забрать у них скот для своего выживания. Гражданская война давно закончилась, а вот голод существует всегда. Фермерам нужно объединиться в коалицию, чтобы дать отпор наглецам и спасти своих животных.

Рейтинг Кинопоиска 7 / IMDB 7.3

Великолепная семерка (1960) США 7.74

Этот вестерн повествует о разношерстной команде вольных стрелков, которых нанимают местные для того, чтобы те защитили их от банды Кальверы.

Шайка регулярно наведывается в селение для того, чтобы обобрать здешних жителей до нитки, из-за чего некоторые семьи оказались на грани голодной смерти. И это не говоря об издевательствах и убийствах, а также регулярных изнасилованиях местных представительниц слабого пола.

Но стрелки, конечно же, покажут негодяям. Они, как это ни странно, оказывабтся добрыми и чистыми душой. Такое для Дикого запада мало характерно. Но для фильма 60-х вполне сойдет.

При всей своей наивности вестерн так и остался лучшим в своем роде. По рейтингам его не смогла переплюнуть даже высокобюджетная перепевка образца 2016 года, в которой снялись такие именитые звезды современности, как Дэнзел Вашингтон, Итан Хоук, Винсент Д’Онофрио, Крис Пратт и пр.

Видимо, нахождение темнокожего в рядах вольных стрелков того времени смотрелось еще более наивно, чем чернокожий в роли Роланда из Гилеада в кинговской «Темной башне». Оттого и рейтинг просел донельзя.

Народ ведь не весь повально глуп как пробка. Ни для кого не секрет, что «толерастия» процветает лишь в возвышенных кругах светского бомонда. Обычные же американские граждане всегда останутся при своем мнении, хоть и промолчат об этом, стиснув зубы.

Железная хватка

Вестерн-адвенчура по одноименному роману 2010 г. События разворачиваются вокруг девушки Мэтти, которая живет в небольшом городке. Ее цель в жизни — найти убийцу своего отца Тома и отомстить ему. Он сбежал от полиции и, судя по всему, его никто не будет искать. Девушке рассказали, что преступник ушел на территорию индейцев, где действует безжалостная банда Пеппер. Чтобы поймать его, Мэтти продает свою собственность, нанимает упрямого и вспыльчивого маршала в отставке Рубена. Но девушка не до конца доверяет маршалу и ставит условие, что перевод денег за работу происходит только в том случае, если она станет свидетелем убийства преступника. Путешествуя по землям индейцев, к ним присоединяется отчаявшийся ковбой Биф, который тоже гонится за Томом. Все трое отправляются в опасные приключения.

И пришел Спаситель

Расцвет звукового кино в США пришелся на эпоху социальных потрясений: Великая депрессия в начале тридцатых и подходящий к своему исходу «сухой закон» пересеклись с подписанием «кодекса Хейса» – нормативного документа, утвердившего высокие нравственные стандарты кинопроизводства. Время, нареченное Золотой эрой Голливуда, можно характеризовать как период «двуликого застоя», когда технические нововведения далеко не всегда соседствовали с эволюцией драматургического аппарата. Даже в стане вестернов затесались легкие музыкальные комедии по типу «Луны Монтаны» или «В старом Санта-Фе» – оптимистичные, но заурядные ленты, которые не могли похвастаться чем-то, кроме заедающих кантри-композиций.

В большое кино вернулся уже знакомый нам Джон Форд, набивший руку на съемках военных фильмов о сражениях времен Гражданской войны. В 1939 году он представил общественности «Дилижанс» – стилеобразующий фильм, не только превративший актера Джона Уйэна в звезду первого класса, но и определивший облик киношного Дикого Запада на долгие годы вперед. Аскетичное роуд-муви о группе друзей-поневоле, что колесят по опасным прериям штата Аризона, выделялось на фоне прочих вестернов тем, что предпринимало, пускай и робкие, но все-таки значимые попытки по борьбе с романтизацией иконических образов старого-доброго Дикого Запада.

«Дилижанс» – это территория противостояния цивилизации и первобытного хаоса, беспощадного естественного отбора, где правота определяется не аргументированными доводами, а свинцом и кулаками. Кроме того, «Дилижанс» есть самая что ни на есть содержательная квинтэссенция всех приемов и идей, что жанр успел наработать к началу сороковых.

Послевоенные вестерны не смогли далеко уйти от постепенно приедающихся канонов, однако первые шажочки на пути к неминуемой ревизии жанра осуществлялись повсеместно. Воистину блокбастерная «Красная река» Говарда Хоукса, остросюжетный боевик «Сокровище Сьерра-Мадре» от Джона Хьюстона и «Три крестных отца» все того же Форда продолжали держать планку, однако переменами запахло с наступлением пятидесятых, когда на сцену вышел дуэт режиссера Энтони Манна и актера Джеймса Стюарта.

Их самой образцово-показательной работой является «Винчестер 73», добравшийся до кинотеатров в 1950. Кладезь «всех самых типичных для вестерна ситуаций» с одной стороны, и драма человека, что борется с призраками собственного прошлого, с другой. От фордовской отрешенности Манн перешел на игру с «полутонами» – его вестерн был куда циничнее большинства предшественников.

Сюжет – хроника странствий обозначенной в названии фильма популярной на Западе рычажной винтовки из рук в руки, из штата в штат, не только подчеркивали пессимистичную атмосферу, но и аристотелевскими перипетиями приводит зрителя к самой что ни на есть шекспировской драме: с братоубийством, местью и терпким запахом табака в прокуренном помещении задрипанного салуна. Вместе со Стюартом, впоследствии одним из любимчиков Альфреда Хичкока, режиссер смог сконструировать портрет антигероя, одержимого насилием и кровью. Похожие приемы данный тандем использовал при создании «Излучины реки», «Обнаженной шпоры» и «Человека с Запада».

Неожиданно для всех в вестерн стали закрадываться мотивы нуара – мрачных сюжетов о детективах и роковых женщинах, утопающих в океане беззакония посреди послевоенной депрессии урбанистической Америки. Общенациональное упадничество сильно отразилось на восприятии вестернов той декады. Взглянуть хотя бы на «Ровно в полдень» Фреда Циннемана: два параллельных развивающихся рассказа, которые вынужденно пересекаются аккурат к развязке в виде шумной заварушки, единство времени и действа, болезненная рефлексия на правящий режим Джозефа Маккарти и выверенная до миллиметра композиция кадра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: