Кручёных, алексей елисеевич

Кручёных, алексей елисеевич

Биография

Родился в крестьянской семье, отец — выходец из Сибири, мать — полька (Мальчевская). В 1906 году окончил Одесское художественное училище.

С 1907 года жил в Москве. Начинал как журналист, художник, автор пародийно-эпигонских стихов (сборник «Старинная любовь»).

Коллаж Кручёных из «Заумной гниги»

С 1912 года активно выступает как один из основных авторов и теоретиков русского футуризма, участвует в альманахах футуристов («Садок Судей», «Пощёчина общественному вкусу», «Трое», «Дохлая луна»), выпускает теоретические брошюры («Слово как таковое», «Тайные пороки академиков») и авторские сборники («Помада», «Поросята», «Взорваль», «Тэ ли лэ»), которые целиком (включая шрифт) рисовал сам. Выступал как соавтор Велимира Хлебникова (поэма «Игра в аду» и либретто футуристической оперы «Победа над солнцем», музыка Михаила Матюшина). В последней провозглашал победу техники и силы над стихией и романтикой природы, замену природного, несовершенного солнца новым рукотворным, электрическим светом. Главный теоретик и практик «заумной поэзии», автор хрестоматийно знаменитого заумного текста «на собственном языке» из сборника «Помада» (М., ):

дыр бул щыл
убешщур
скум
вы со бу
р л эз

Кручёных утверждал, что «в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина».

Во время Первой мировой войны и революции Кручёных живёт в Грузии, в Тифлисе основал группу футуристов «41°», в которую вошли также Игорь Терентьев, Илья Зданевич, Николай Чернавский; членом «41°» считал себя также формально туда не входивший Юрий Марр. Продолжает писать стихи и теоретические книги. В 1920 г.
жил в Баку.

В 1920-е годы возвращается в Москву и переносит туда деятельность группы. Примыкал к группе ЛЕФ с «левого фланга». Занимается антикварной и букинистической деятельностью, подготовил несколько сборников статей и стихов в свою честь; вокруг него (не без его участия) складывается мифологизированный ореол «великого заумника», «буки русской литературы». Автор ряда биографических брошюр о Есенине, воспринятых современниками (в том числе Маяковским) в основном отрицательно. Впрочем, Маяковский высоко ценил Кручёных как футуриста и называл его стихи «помощью грядущим поэтам».

С середины 1910-х годов Кручёных выступает и как теоретик стиха, разрабатывая оригинальную стиховедческую концепцию «сдвигологии», основанную на понятии «сдвига». К теоретическим трудам Кручёных относят «Слово как таковое», «Новые пути слова (язык будущего смерть символизму)» (обе 1913), «Сдвигология русского стиха» (1922), «Фактура слова», «Апокалипсис в русской литературе» (обе 1923).

Футуристические произведения Кручёных, которые сам он называл «продукциями», появлялись сначала небольшими брошюрами в разных издательствах, позднее (приблизительно с 1923) в собственном издании автора, размноженные подчас машинописным или рукописным способом. Последняя такая публикация — сборник «Ирониада» (1930) — 150 экземпляров, размноженных гектографическим способом. Всего Кручёных опубликовал 236 своих «продукций», из которых, однако, найдена лишь часть.

В 1925 году, открывая сборник статей «Жив Кручёных!», Борис Пастернак писал:

С 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева, вынужденно отходит от литературы (лишь изредка выступая с критическими статьями и библиографическими публикациями). Хотя и состоял членом СП СССР, жил только продажей редких книг и рукописей, что тогда тоже далеко не приветствовалось. К нему, как соратнику Маяковского и Хлебникова, иногда заходили современные поэты, Алексей отвечал на их вопросы, а потом просил денег. Продавал книги с автографами Маяковского (некоторые утверждали, что поддельными).

В 1950-е годы Кручёных заметил и напутствовал поэтов «группы Черткова» Станислава Красовицкого и Валентина Хромова, поэтов лианозовской школы Игоря Холина и Генриха Сапгира, а также поэтов более молодого поколения Владимира Казакова, Геннадия Айги, Константина Кедрова.

Умер 17 июня 1968 года в Москве от воспаления лёгких. На похоронах присутствовало лишь десять человек. Среди них были Лиля Брик, Андрей Вознесенский, Геннадий Айги и Эдуард Лимонов. Урна с прахом А. Е. Кручёных находится в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве (Кол. 20, секция 40, нижний ряд).

Алексей Кручёных. Судьба будетлянина

Мы первые сказали, что для изображения нового и будущегонужны совершенно новые слова и новое сочетание их.Алексей Кручёных  (1913)‹…› Вы вызывающие на ДУЭЛЬзнайтеОбижаться мне АфриканскаяленьАлексей Кручёных  (1919)Вы очаровательный писатель ‹…›Велимир Хлебников.  Кручёных

Введение

трагической истории русского поэтического авангарда есть особенно печальная страница — судьба поэта и художника Алексея Кручёных. Выдающийся реформатор русского стиха, оригинальнейший критик, неутомимый и непримиримый новатор, он, по выражению Н. Харджиева, прошёл „сквозь палочный строй дореволюционной газетной критики”,1 а в советское время был подвергнут жесточайшему остракизму и почти на сорок лет отлучён от печатного станка. Он да Василий Каменский, не терявший присутствия духа даже после ампутации обеих ног, во второй половине 20 века оказались единственными из русских авангардистов первого призыва, кому повезло уцелеть в лихолетье и остаться на родине: художник Владимир Бурлюк погиб на фронте (Салоники, 1917 г.); его брат, поэт Николай Бурлюк, сгинул в эмиграции (Шанхай, 1920 г.); “отец русского футуризма” Давид Бурлюк в 1920-ом г. уехал в Японию, откуда навсегда переселился в США; Велимир Хлебников угас от истощения и болезней в деревенской глуши (Санталово Новгородской губернии, 1922 г.); Владимир Маяковский, до рвоты надышавшись пыли на стройке социализма, застрелился в 1930-ом г.; Бенедикта Лившица зверски замучили в застенках НКВД в 1939 г.          Не счесть бранных эпитетов, прилагаемых к имени Кручёных и при царе, и при большевиках. Поэт познал бесславье и даже бесчестье: списанного в утиль живого классика русской литературы вспоминали разве что из желания поглумиться. Борис Слуцкий свидетельствует:
         Полтора десятилетия дадаизма и сюрреализма, труд полупоколения талантов Франции, Германии, Италии, Югославии был выполнен в России одним человеком. Современники наблюдали его усилия с любопытством, иногда — сочувственным, чаще — жестоким. Кручёных был отвлекающей операцией нашего авангарда, экспериментом, заведомо обречённым на неудачу. Ко времени нашего знакомства Кручёных был на самом дне. Давным-давно выброшенный из печатной литературы в литографированные издания, давным-давно лишённый и литографии, он был забыт. Не знали даже, жив ли он. Между тем, он был жив и нуждался в одеянии и пропитании. Пусть самых приблизительных.2

Алексей Крученых / Биография

Алексей Крученых родился 9 (21) февраля 1886 года в поселке Оливское, в Херсонской губернии. Отец поэта был выходцем из Сибири, мать — полька. Всего в семье было четверо детей: трое сыновей и дочь. Наибольшее влияние на Алексея оказал старший брат Федор Елисеевич, который первым увлекся живописью и стал чеканопозолотчиком.

Поросята / Зина В. и А. Крученых

М.В. Матюшин, А.Е. Крученых, К.С. Малевич. Санкт-Петербург, 11 декабря 1913. Автор К.К. Булла

Собственные рассказы и рисунки детей / собрал А. Крученых

Собственные рассказы и рисунки детей / собрал А. Крученых

Собственные рассказы детей / собрал А. Крученых

Невозможность публиковать собственные произведения и зарабатывать литературным трудом подтолкнула Крученых к библиофильству и книготорговле. Начиная с 1930-х годов и до самой смерти, основным его заработком была продажа редких книг и рукописей с автографами известных писателей и поэтов. Сначала коллекцию составляли работы друзей и сподвижников поэта: И. Терентьева, В. Маяковского, Вел. Хлебникова и т. д. Затем собрание пополнялось рукописями других выдающихся современников: К. И. Чуковского, Ю. К. Олеши, Л. А. Кассиля, а также С. В. Михалкова, Демьяна Бедного и др. Некоторые экземпляры Крученых передавал на государственное хранение, в основном в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ). Уникальная коллекция содержит 1085 книг и автографов.

Наиболее тяжелыми для Крученых были военные годы. Книги продавались особенно плохо, быт был не обустроен, болезни преследовали его. Спасением для поэта стала случайная встреча с Ильей Эренбургом, который, узнав о положении Крученых, посодействовал его вступлению в Союз советских писателей. Однако литературой в эти годы футурист практически не занимался: известны только три альбома экспромтов и посвящений Пастернаку и несколько машинописных сборников.

В последние годы жизни к поэту пришло внимание со стороны молодых литераторов. Геннадий Айги пытался издать сборник стихотворений Крученых, текст которых утверждал сам будетлянин

Крученых много выступал на литературных вечерах. Его слушателями были Андрей Вознесенский, Лидия Либединская, Генрих Сапгир, Игорь Холин, Владимир Казаков, Константин Кедров и др.

Одесское училище в те времена было лучшим художественным заведением Российской империи. В это время в Одессе шла бурная жизнь: множество развлечений, активная и разнообразная политическая деятельность, все это увлекло Алексея. Он участвовал в работе марксистского кружка и даже был однажды арестован за хранение запрещенной литературы, в это же время состоялось знакомство Крученых с Давидом Бурлюком, будущим основоположником русского футуризма.

дыр бул щыл убешщур скум вы со бу р л эз..

По словам А. Крученых, в нем было больше русского национального духа, чем во всей поэзии А. Пушкина.

Со второй половины 1914 Кручёных живёт преимущественно на Кавказе, где вначале служит учителем рисования в гимназии, а с марта 1916 после призыва на военную службу – чертёжником при управлении Эрзерумской военной железной дороги в Саракамыше.

С 1930 года Крученых Алексей Елисеевич, фото которого часто появлялись в сборниках работ авангардистов, начинает отходить от литературы. Его соратники покидают его: умерли Маяковский и Хлебников, братья Бурлюк, как и многие другие футуристы и передовые художники и поэты, уезжают из страны.

С 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева, вынужденно отходит от литературы (лишь изредка выступая с критическими статьями и библиографическими публикациями) и живёт только продажей редких книг и рукописей, что тогда тоже далеко не приветствовалось.

В 1950-е Кручёных заметил и напутствовал поэтов лианозовской школы Игоря Холина и Генриха Сапгира, а также поэтов более молодого поколения Владимира Казакова, Геннадия Айги, Константина Кедрова.

За свою жизнь Крученых собрал уникальную библиотеку. Советская власть не давала работать поэту, он перебивался разными заработками. И только за 2 года до смерти состоялся его единственный в жизни творческий вечер. 17 июня 1968 года Алексей Елисеевич Крученых ушел из жизни. Урна с прахом А. Е. Крученых — в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве.

  • Взаимодействие государства и бизнеса кратко

      

  • Инженерно техническая служба гостиницы кратко

      

  • Шестаков страх высоты кратко

      

  • Воздействие окружающей среды на здоровье городского населения кратко

      

  • Политический портрет петра 1 кратко

Семья и детство

Родился Алексей Крученых 21 февраля 1886 года в селе Оливское Херсонской губернии в простой семье. Отец его вышел из крестьянской среды, был сначала выездным кучером в имении, и до 8 лет будущий футурист жил в маленьком селе на 30 домов, а потом отец решился продать дом в деревне и стал извозчиком в Херсоне, так что детство Алексей провел в этом городе. Здесь Крученых окончил школу в три класса и в 1902 поступил году в Одесское художественное училище. Так закончилось спокойное детство юноши. Выбор места учебы состоялся под сильным влиянием старшего брата, который обладал незаурядным талантом живописца.

Оценки современников

После смерти Кручёных, Корней Чуковский, свидетель первых выступлений футуристов, записал в дневнике: «Странно. Он казался бессмертным… Он один оставался из всего Маяковского окружения».

Отношение к поэтическому творчеству Кручёных до сих пор остается крайне неоднозначным — от признания его великим новатором-экспериментатором до полного отрицания литературных способностей.

В 2012 году издательством «Гилея» были опубликованы письма Алексея Кручёных Михаилу Матюшину — соратнику Кручёных по футуристическому движению, и Андрею Шемшурину — литературоведу и меценату, оказывавшему поддержку футуристам, в которых Кручёных описывает обстоятельства своей жизни, цитирует отрывки из собственных стихов и стихов его последователей.

Стихотворное творчество

В 1912 году Алексей Крученых, стихи для которого выходят на первый план, начинает тесно сотрудничать с Велимиром Хлебниковым. К этому времени оба поэта всерьез занимались созданием стихов на «собственном» языке, оба хотели реформировать поэзию, избавив ее от академической скуки. Крученых принес Хлебникову показать начало своей поэмы, а тот, начав читать, неожиданно начал дописывать продолжение. Так родилась их совместная поэма «Игра в аду». Позже они еще вместе напишут либретто к футуристической опере «Победа над солнцем».

С этого началась деятельность Крученых в сфере поэтического авангарда, он издает дебютную книгу стихов «Старинная любовь», в которой продолжает развивать примитивистскую традицию. Книга, как и поэма, была иллюстрирована выдающимися русскими авангардистами М. Ларионовым и Н. Гончаровой и явила собой образец синтеза слова и графики. Крученых начинает эксперименты по созданию алогичных стихов, исповедуя изобретенный принцип «мирсконца», который позже реализовался в сборнике произведений Хлебникова и Крученых с таким же названием.

В 1913-14 годах Крученых экспериментирует с новым стилем — литературной заумью, он начинает писать стихи на языке собственного изобретения. Новые произведения вошли в сборник «Помада». Самым знаменитым из них стал текст:

дыр бул щыл

По словам А. Крученых, в нем было больше русского национального духа, чем во всей поэзии А. Пушкина. Свои литературные опыты поэт продолжает до 1930 года, когда выходит сборник его стихов «Ирониада».

Коллекция Кручёных

Свыше 40 лет поэт-библиофил целенаправленно собирал литературное и художественное наследие своей эпохи. Началом послужило собирание рукописей Хлебникова, затем — запись афоризмов и диалогов Маяковского, стихотворных экспромтов других поэтов. Результатом этой работы стали сборники «Неизданный Хлебников» (1928—1930), «Живой Маяковский» (1930), «Турнир поэтов» (1928), «Весёлые шушуки» (1928). В дальнейшем собрание Кручёных пополнялось материалами его друзей-литераторов, художников и представителей широкого круга деятелей культуры: рукописями, письмами, рисунками, фотографиями, книгами. Некоторые писатели представлены в собрании Кручёных не только отдельными документами, а целыми архивными комплексами: Хлебников (более 600 листов), Пастернак (более 1000 листов), Цветаева (ок. 800 листов).

Кручёных не только собирал, но и, по выражению С. Гехта, «синтетически» обрабатывал свою архивную коллекцию: документы систематизировались им по темам и вклеивались в определённом порядке в альбомы. Таких альбомов, персональных и тематических, насчитывается более 100. Среди них альбомы: «Асеев», «Эти двое (И. Ильф и Евг. Петров)», «Зощенко», «И. Сельвинский», «И. Уткин», «Рина Зелёная», «Кукрыниксы», «Б. Пастернак», «О. Мандельштам», «Инбериана», Всеволод Иванов», «С. Михалков», «Игорь Ильинский», «В. Шкловский», «Литбригада», «Футобаза», «Констры». Альбомы Кручёных многократно просматривались и «дорабатывались» писателями: они комментировали вклеенные в них рукописи, фотографии, записывали новые стихотворные экспромты и т. д..

В составе собрания, которое с 1930-х Кручёных начал передавать на государственное хранение — сначала в Литературный музей, затем в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ) , — уникальная коллекция из 1085 книг и автографов на них (инскриптов). Кручёных приобретал книги не только для собирательства, но и на продажу — начиная с середины 1930-х годов, это был основной источник его существования. Книжная коллекция Кручёных «имела целью не полноту (в отличие от коллекции Тарасенкова), а скорее качественную представительность: коллекционер собирал наиболее значительные, с его точки зрения, образцы современной литературы. Естественно, поскольку и сам он был человеком литературы (хотя и „выброшенным“ из неё, как не без оснований принято о нём говорить), прежде всего это были книги близких к нему литераторов», таких, как И. Терентьев, В. Маяковский, Д. Бурлюк, О. Брик, В. Каменский, Н. Асеев, Б. Пастернак, В. Шкловский. С течением времени круг авторов коллекции расширился: К. Чуковский, Ю. Олеша, М. Зощенко, Вс. Иванов, П. Антокольский, М. Светлов, И. Ильф и Е. Петров, Л. Кассиль, И. Андроников, Кукрыниксы и включил в себя даже представителей официозной литературы — от С. Михалкова и М. Исаковского до Д. Бедного и С. Бабаевского. «Основная особенность этой коллекции в том, что книги в ней очень часто надписывались задним числом, причем нередко в таких случаях это были не подарки, а надписи на уже купленной коллекционером книге». Несколько сборников шаржей и эпиграмм в коллекции Кручёных содержат целые подборки комментариев шаржируемых на соответствующих страницах. «Таким образом, печатное издание превращалось в подобие рукописного альбома» . Книжная коллекция Кручёных включает в себя и фрагменты других библиотек: Пастернака, Шкловского, Олеши, Сейфуллиной, Бальмонт-Бруни, Жилкиных.

Примечания

  1. , с. 513.
  2. . Дата обращения: 20 декабря 2020.
  3. . Дата обращения: 19 декабря 2020.
  4. . — С. 210
  5. Борис Слуцкий О других и о себе. 1991
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 июня 2012.
  7. . hylaea.ru. Дата обращения: 28 апреля 2020.
  8. В этом сборнике экспромтов и эпиграмм на Кручёных, составленном им самим, выступили В. Маяковский, Б. Пастернак, Н. Асеев, В. Катаев, С. Кирсанов, В. Инбер, С. Третьяков, Ф. Раскольников и др. (Пушкин, с. 513).
  9. , с. 295.
  10. В составе фонда А. Е. Кручёных в РГАЛИ — нотная рукопись Д. Д. Шостаковича, статья Д. Ф. Ойстраха, письма К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, С. М. Эйзенштейна, А. А. Алехина, воспоминания клоуна В. Лазаренко (Королёва, с. 297).
  11. , с. 298.
  12. , с. 305.
  13. , с. 298—299.
  14. Содержание и форма одного из таких альбомов, «Ю. Олеша», подробно рассмотрены в статье Н. Г. Королёвой (с. 299—300).
  15. , с. 304.
  16. , с. 297.
  17. ↑ , с. 19.
  18. , с. 18.
  19. , с. 48—147.
  20. , с. 20—21.
  21. ↑ , с. 21—22.
  22. , с. 140—141.
  23. , с. 21—23.
  24. , с. 143—147.
  25. ↑ , с. 21.
  26. , с. 139.
  27. , с. 142.
  28. , с. 131—132.
  29. , с. 21,23—24.
  30. , с. 133—138.
  31. . Дата обращения: 10 августа 2019.
  32. . Дата обращения: 27 мая 2020.

О нём

  • Терентьев И. А. Кручёных грандиозарь. Тифлис, 1919 (репринтное переиздание: Madrid: Ediciones del Hebreo Errante, 2011)
  • Циглер Р. Поэтика А. Е. Кручёных поры «41°». Уровень звука // L`avanguardia a Tiflis / Studi, ricerche, cronache, testimonianze, documenti a cura di L. Magarotto, M. Marzaduri, G. Pagani Cesa. Venezia, 1982
  • Алексей Елисеевич Кручёных (1886—1968) // Русские советские писатели, поэты: Биобиблиографический указатель. Т. II. М.: Книжная палата, 1988
  • Харджиев Н. Живой Кручёных (вместо предисловия) // Русский литературный авангард: Материалы и исследования / Под ред. М. Марцадури, Д. Рицци и М. Евзлина. Тренто: Департамент Истории Европейской Цивилизации Университет Тренто, 1990
  • Сетницкая О. Встречи с Алексеем Кручёных (из дневниковых записей) // Там же
  • Сухопаров С. М. Алексей Кручёных. Судьба будетлянина / Редакция и предисловие Вольфганга Казака. — München: Verlag Otto Sagner in Komission, 1992. — 166 с. — (Arbeiten und Texte zur Slavistik. 54. Herausgegeben von Wolfgang Kasack).
  • Алексей Кручёных в свидетельствах современников / Составление, вступительная статья, подготовка текста и комментарии С. Сухопарова. — München: Otto Sagner, 1994.
  • Горячева Т. В. История «Декларации слова как такового» по материалам переписки А. Кручёных // Терентьевский сборник. — М., 1997.
  • Бобринская Е. А. Слово и изображение у Е. Гуро и А. Кручёных // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 309—322. — ISBN 5-7859-0074-2.
  • Импости Габриэлла. Роль звукоподражания в поэтике итальянского и русского футуризма: Маринетти, Кручёных и Хлебников // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 469—479. — ISBN 5-7859-0074-2.
  • Бирюков С. Поэзия русского авангарда. М.: Издательство Руслана Элинина,
  • Книги А. Е. Кручёных кавказского периода из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского: Каталог. М.: ГММ, 2001
  • Бирюков С. Року укор. М.,
  • Харджиев Н. И. От Маяковского до Кручёных: Избранные работы о русском футуризме. С приложением «Кручёныхиады» и др. материалов / Сост. С. Кудрявцева. М.: Гилея, 2006
  • Russian Literature. LXV-I/II/III. Special issue. A.E. Krucenych. 1 january — 1 april 2009 (специальный выпуск журнала, посвященный А. Е. Кручёных, со статьями и публикациями Н. Гурьяновой, С. Сигея, В. Вестстейна, А. Крусанова, Е. Бобринской, И. Кукуя и др.)
  • Бренер А., Кудрявцев С. Гнига зауми и за-зауми. М.: Гилея, 2017. С. 56-68.
  • Бобринская Е. А. Кручёных Алексей Елисеевич // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I: Биографии. А—К. — С. 453—455. — ISBN 978-5-902801-10-8.
  • Дядичев В. Н. Алексей Кручёных: история с библиографией // Библиография. — 2012. — № 6. — С. 124—134.
  • Собрание А. Е. Кручёных (каталог) // Советский художественный авангард. Инскрипты книжного собрания РГАЛИ. Выпуск 1 / РГАЛИ; сост. Л. Я. Дворникова. — М.: Центр книги Рудомино, 2012. — С. 48—147. — 184 с.
  • Зубков Н. Н. Инскрипты в собраниях деятелей советского художественного авангарда как историческое свидетельство // Советский художественный авангард. Инскрипты книжного собрания РГАЛИ. Выпуск 1 / РГАЛИ; сост. Л. Я. Дворникова. — М.: Центр книги Рудомино, 2012. — С. 14—27. — 184 с.
  • Королёва Н. Г. Сто альбомов (Коллекция А. Е. Кручёных) // Встречи с прошлым. Сборник материалов Центрального государственного архива литературы и искусства СССР. Выпуск 3. — М.: Советская Россия, 1978. — С. 294—305. — 478 с.
  • Пушкин А. К. «Мирсконца» (Из архива А. Е. Кручёных: стихи, воспоминания, письма Б. Л. Пастернака) // Встречи с прошлым. Сборник материалов Центрального государственного архива литературы и искусства СССР. Выпуск 7. — М.: Советская Россия, 1990. — С. 497—524. — 592 с.

О жизни и творчестве

  • Арзамасцева И. Н. Лингвопоэтическая идея детства и творчество А. Е. Крученых // Филологические науки. – 2002. – № 6. – С. 12–23.
  • Бобринская Е. А. Слово и изображение у Е. Гуро и А. Кручёных // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 309—322.
  • Богомолов Н. А. «Дыр бул щыл» в контексте эпохи / НЛО. – 2005. – № 2.
  • Жив Крученых! : Сборник статей / Борис Пастернак, Сергей Третьяков, Давид Бурлюк и др. – М.: издание Всероссийского союза поэтов, 1925. – 44 с.
  • Импости Г. Роль звукоподражания в поэтике итальянского и русского футуризма. Маринетти, Крученых и Хлебников // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 469–480.
  • Кукуй И. С. Слово как таковое: транспонирование Крученых (семнадцать ерундовых наблюдений о сплошном неприличии) // Russian Literature. – 2009. – №65. – С. 395-419.
  • Собрание А. Е. Кручёных (каталог) // Советский художественный авангард. Инскрипты книжного собрания РГАЛИ. Выпуск 1 / РГАЛИ; сост. Л. Я. Дворникова. — М.: Центр книги Рудомино, 2012. — С. 48—147. — 184 с.
  • Сухопаров С. М. Алексей Крученых в свидетельствах современников. -Мюнхен: Verlag Otto Sagner, 1994. – 317 с.
  • Сухопаров С. М. Алексей Кручёных. Судьба будетлянина / Редакция и предисловие Вольфганга Казака. — München: Verlag Otto Sagner in Komission, 1992. — 166 с.
  • Терентьев И. Г. А. Крученых – грандиозарь / И. Терентьев (Рис. на обл. Кирилла Зданевича: Гравюра Д. Г. Гордеева). – Тифлис: б. и., 1919. – 16 с.
  • Харджиев Н. И. От Маяковского до Крученых: Избранные работы о русском футуризме / Сост. С. Кудрявцев. – М.: Гилея, 2006. – 557 с.
  • Циглер Р. Поэтика А. Е. Кручёных поры «41°». Уровень звука // L`avanguardia a Tiflis / Studi, ricerche, cronache, testimonianze, documenti a cura di L. Magarotto, M. Marzaduri, G. Pagani Cesa. Venezia, 1982.
  • Янечек Дж. Крученыховский стихотворный триптих «дыр бул щыл» // Черновик. – 1992. – № 5.

Первое призвание

В 1907 году Крученых Алексей получил диплом об окончании училища и отправился в Херсон служить учителем рисования. Но мечтал он стать свободным художником, поэтому на службу ходил нерегулярно и в этом же году подал заявление о приеме в Московское училище живописи. И, несмотря на то, что в училище его не приняли, осенью 1907 года он отправляется в Москву с твердым желанием быть художником.

В Москве он заводит многочисленные знакомства в художественной среде, начинает работать в журналах «Будильник» и «Весна», в «Московской газете» в качестве иллюстратора и шаржиста. Он прославился как карикатурист и даже создал серию работ «Вся Москва в карикатурах» по заказу крупного издательства. Он достаточно успешно занимается творчеством, преодолевает свою академическую школу, обретает свой стиль, но мечта его — занятия литературой. Крученых участвует в периодической выставке Художественного общества московских художников, в выставке «Импрессионисты». Он входит в круг русского авангарда, знакомится с Еленой Гуро, Михаилом Матюшиным, Василием Каменским.

НАШИ ЛЮДИ

Малышев Андрей Валентинович
Литература

русский писатель

Рахимов Родион Галинурович
Литература

советский и российский писатель, публицист, переводчик, эколог, общественный деятель

K’naan
Литература

сомалийско-канадский поэт, рэпер и музыкант

Iванiв, Виктор
Литература

российский поэт и писатель, кандидат филологических наук

FM-2030
Литература

писатель-фантаст, футуролог и философ, один из основателей трансгуманистического движения

Яшин, Александр Яковлевич
Литература

русский советский прозаик и поэт

Яшен, Камиль
Литература

советский узбекский прозаик, поэт, драматург, общественный деятель

Яшвили, Паоло Джибраэлович
Литература

грузинский советский поэт и общественный деятель

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: