«долгая дорога в дюнах»: как сложились судьбы прибалтийских актёров

Лилита озолиня: если бы я смогла начать жизнь сначала, то не стала бы актрисой

«Латышское солнце» — Лилита Озолиня

Топик для любителей кино Лилита Озолиня – одна из самых красивых и популярных латвийских актрис, появилась на свет в 1947 г. в Риге в семье летчика-испытателя и помощницы режиссера. Ее отец отказался вступать в ряды Красной Армии и был репрессирован, старшая сестра погибла в ссылке, куда отправили семью, – она замерзла в одном из поездов для ссыльных. Любовь к миру кино Лилита унаследовала от матери, и уже в 8 лет начала участвовать в кинопробах. Правда, тогда ей отказали в роли, но от своей мечты она не отказалась. В школьном возрасте Озолиня хотела стать врачом, но в 18 лет она поступила в «Народную студию киноактера» при Рижской киностудии, а после ее окончания продолжила учебу на актерском факультете Латвийской консерватории. Еще во время учебы в «Народной студии» Лилита сыграла свою первую роль в кино. Один из преподавателей, режиссер Алоиз Бренч доверил 20-летней студентке роль в своем фильме «Когда дождь и ветер стучат в окно». Такое начало творческого пути было символичным – этот режиссер не только открыл ей путь в мир кино, но и спустя 13 лет прославил на весь Союз в 7-серийной мелодраме «Долгая дорога в дюнах». О Бренче Озолиня говорила: «Алик для меня больше, чем режиссер, мы были близкими друзьями». Первое время большинство режиссеров видело актрису только в одном амплуа – романтической героини, красавицы-блондинки. Но вскоре ей удалось разрушить этот стереотип – в фильме «Соната над озером» ей досталась роль отрицательной героини со взрывным темпераментом, и в этом образе Озолиня тоже была органичной.

Однако всесоюзную славу ей принесла роль Марты в «Долгой дороге в дюнах», где она снова предстала перед зрителями в привычном для себя амплуа – нежной, любящей и женственной героини. За эту роль актриса получила Госпремию СССР.

После этой роли Лилита стала кумиром миллионов – женщины одевались и стриглись так же, как ее Марта, называли своих дочерей в ее честь, фотографии и плакаты с ее изображением продавались тысячами, мужчины засыпали ее письмами с признаниями в любви. На экранах она выглядела такой светлой и неземной, что ее называли не иначе как «латышское солнце». Успех этого фильма она объясняла так: «Каждый, его смотревший, нашел в нем созвучие с собственной жизнью… Это фильм про всех нас». Кроме того, Озолиня считает, что частью своего успеха обязана Валентине Талызиной, которая озвучила ее героиню. Однажды Лилита ей призналась: «В некоторых местах Вы озвучили меня так, как я не сыграла». На что Талызина ответила: «Спасибо, что Вы это понимаете».

В течение следующего десятилетия режиссеры засыпали ее новыми предложениями, Озолиня много снималась, правда, повторить успех «Долгой дороги в дюнах» ей уже не удалось. А в 1990-х гг. после распада Союза в кинематографе грянул кризис, который не обошел и Рижскую киностудию. На долгие годы одна из самых красивых латвийских актрис пропала с экранов. Но из профессии она не ушла, продолжая выступать на театральной сцене. Только в 2000-х гг. ей удалось вернуться в кино, она снялась в нескольких латвийских фильмах и появилась в нескольких телепередачах.

Единственная тема, на которую актриса не любит давать интервью, – это ее личная жизнь. Известно только то, что Лилита несколько раз была замужем, но имен своих избранников она никогда не называла. В одном из браков у нее родилась дочь Лилиана. По специальности она журналист, некоторое время была директором латвийского телеканала MTV. Сейчас занимается бизнесом.

О своей личной жизни актриса всегда говорила иносказательно, так, о своем имени она сказала: «Лилит была женой Адама, очень властной, и Бог пожалел мужчину, он столкнул ее в бездну. Но потом Адам часто сидел у бездны и с тоской смотрел вниз. Может, имя как-то и воздействует на судьбу, но я им довольна». Озолиня признается, что у нее очень сильный и независимый характер, что часто становилось преградой для личного счастья. После выхода на экраны «Долгой дороги в дюнах» ей приписывали романы с партнерами по съемочной площадке, но она позже она призналась, что их связывали только профессиональные отношения.

В наши дни 71-летняя актриса по-прежнему живет в Риге и продолжает выступать на сцене театра. Помимо этого, Озолиня основала собственную студию, в которой преподает искусство коммуникации людям разных профессий и возрастов. Она все так же женственна, элегантна и красива, как и много лет назад – поддерживать форму ей помогают регулярные занятия на тренажерах, но главным залогом красоты Лилита называет гармонию с собой. В отличие от многих своих коллег, Озолиня не прибегает к помощи пластических хирургов.

Заслуженная артистка Латвийской ССР Лилита Озолиня

Информация из интернета: kulturologia, фотографии: aif, 24smi, kino-teatr

Начало карьеры

Алоиз Бренч, фильмография которого будет обсуждена немного позже в этом материале, в 1945 году стал актером Государственного художественного театра Латвийской Советской социалистической Республики. Там он проработал всего один год, а в 1953 году стал основным режиссером Управления радиоинформации, функционирующем при Министерстве культуры ЛССР.

Также стоит отметить, что в 1954 году мужчина покинул пост главного режиссера и устроился на работу на Рижскую киностудию. Кроме того, в период с 1956 по 1966 год известный во всём мире на сегодняшний день режиссер снял 146 кинематографических журналов, среди которых были разнообразные игровые и документальные фильмы, а также многое другое. Кстати, в 1969 году Алоиз Бренч, фильмы которого сегодня с большим удовольствием смотрят тысячи людей, стал членом коммунистической партии Советского Союза.

От Бренча до Симаниса

Талантливого актера не обошло своим вниманием и кино. Еще в 1988 году, после окончательного возвращения «на родину предков», Ленц получил приглашение на съемки фильма Алоиза Бренча «Семья Зитаров», где сыграл в эпизоде

Затем была лента «Тайна семьи де Граншан». Кстати, российский телеканал «Культура» недавно напомнил зрителям об этой интересной картине режиссера Ады Неретниеце, вышедшей в 1992-м. Дальше были эпизоды еще в нескольких фильмах.

Последние на сегодняшний день киноработы актера — недавние «Отец Ночь» о спасителе евреев Жанисе Липке, а также фильм «Запорошенные пеплом» того же Дависа Симаниса-младшего, который предложил Леониду уже большую и сложную роль хозяина санатория. Сложность состояла, среди прочего, и в том, что артисту, всю жизнь работавшему на русской сцене, сначала было боязно играть на латышском. Но все получилось.

По сюжету жесткий и рационалистичный немецкий военный хирург (его играет немецкий актер Ульрих Маттес) оказывается в конце Первой мировой войны на побережье Курземе, среди душевнобольных в изоляторе бывшего туберкулезного санатория, проходит тяжелый путь возрождения в себе человечности. И проходит этот путь не без участия героя Ленца, глубокий конфликт с которым у них доходит чуть ли ни до рукопашной…

Детство и семья

Валентина родилась в Омске, 22 января 1935 года, но вскоре семья переехала в Белоруссию.

Личная жизнь матери Валентины Талызиной, Анастасии, сложилась неудачно, и этот период биографии актриса запомнила хорошо – ей было 5 лет, когда отец Илларион, выпускник Промышленной академии, ушел в другую семью – без мужа воспитывать девочку было сложно. А через год началась война.

Актриса помнит это время отчетливо. Первые бомбежки, детский сад, который она посещала, в руинах, разрушенную железнодорожную станцию. А потом началась эвакуация в Сибирь. Мать маленькой Валентины рукой закрывала ей глаза, чтобы девочка не видела окружающего ужаса, разбросанных повсюду трупов.

Валентина Талызина в молодости и сейчас

В Омске Валентина стала интересоваться русской историей и увлеклась настолько, что даже решила поступать на исторический факультет, но пробиться через конкурс не удалось. Вместо этого будущая актриса выбрала экономику. В институте стала заниматься в драмкружке, а через два года поняла, что учится не там, где ее призвание.

Забрала документы и твердо решила перебраться в Москву, чтобы реализовать свою мечту.

«Фильм, полный лжи»?!

Между прочим, даже после обретения Латвией независимости местные телеканалы нередко демонстрируют «Долгую дорогу в дюнах». Хотя споры о соответствии сюжета исторической правде и были раньше, и возникают сейчас. Года два назад после очередного показа один из зрителей отправил в местную газету призыв запретить демонстрацию ленты раз и навсегда. «Это преступление против латвийского государства и народа, это фильм, полный лжи», — возмущался он, добавляя, что складывается ощущение, будто «мы до сих пор в России»…

Ведра кофе и коньяка выпил с московскими чиновниками и людьми в погонах Олег Руднев, иначе не осталось бы от сценария камня на камне. Даром что его и так пришлось порезать, переписать. И даже после этого он не мог удовлетворить Бренча: по ходу съемок режиссер вносил коррективы, а потом никогда не называл среди любимых работ «Долгую дорогу…». Просто Руднев был в статусе министра, хотел, чтобы снимал Бренч. Поддержка в верхах у новоявленного сценариста была дай бог каждому. Но и мурыжили его — врагу не пожелаешь… Словом, пошел Бренч на компромисс, но в итоге сделал культовую картину, удостоенную Госпремии СССР. Про любовь. Характеры. И судьбы…

Лилита Озолиня на втором Международном фестивале музыки, театра и кино «Юрас Перле» в Юрмале. 2021 г. Фото: РИА Новости/ Владимир Астапкович

Алоиз Бренч – режиссер (06.06.1929 – 28.10.1998). Родился в Риге, Латвия.

Алоиз Бренч, «латвийский Феллини», в 70 – 80-е годы на Рижской киностудии пользовался огромной популярностью как мастер остросюжетных фильмов. Ни о какой романтике в кино рижский детективщик не мечтал. «Долгую дорогу в Дюнах» ему, можно сказать, навязали. Отказать Рудневу он не мог, тем более, в то время Олег Александрович был уже главой Госкино Латвии.

Свою работу талантливый режиссер сделал честно. Фильм вышел потрясающий, и Бренч получил заслуженную награду.

После «Дюн» продолжал снимать детективы, пока Латвийское кино после развала СССР не пришло в упадок. Последние годы жизни был депутатом Рижской Думы. Работал в жилищной комиссии. Не переставал верить, что латвийское кино возродиться и он сможет снимать крутые детективы.

В 1996-м Бренч поставил свой последний фильм «Анна». Через два года режиссер умер в возрасте 68 лет из-за обширного инфаркта.

Начало карьеры

Алоиз Бренч, фильмография которого будет обсуждена немного позже в этом материале, в 1945 году стал актером Государственного художественного театра Латвийской Советской социалистической Республики. Там он проработал всего один год, а в 1953 году стал основным режиссером Управления радиоинформации, функционирующем при Министерстве культуры ЛССР.

Также стоит отметить, что в 1954 году мужчина покинул пост главного режиссера и устроился на работу на Рижскую киностудию. Кроме того, в период с 1956 по 1966 год известный во всём мире на сегодняшний день режиссер снял 146 кинематографических журналов, среди которых были разнообразные игровые и документальные фильмы, а также многое другое. Кстати, в 1969 году Алоиз Бренч, фильмы которого сегодня с большим удовольствием смотрят тысячи людей, стал членом коммунистической партии Советского Союза.

Карьера с 1968 по 1996 год

Нельзя не отметить, что режиссер Алоиз Бренч совместно со своим коллегой Герцем Франком в 1968 году снял один из самых популярных своих кинематографических проектов, который называется «Без легенд». Этот документальный фильм стал предвестником известной на сегодняшний момент картины под названием «Человек из мрамора», которую в 1978 году написал Анджей Вайда.

Кстати, за свою достаточно длинную карьеру мужчина снял не очень много кинематографических произведений, но точно отдельно стоит выделить фильм под названием «Анна», который выпустился на экраны в 1996 году и стал последним, режиссурой которой занимался обсуждаемый сегодня человек.

Долгая дорога в дюнах (1980)

Военный, Драма, Исторический, Русский сериал

tagЗавершён

Режиссер:Алоиз Бренч

В ролях:Улдис Ваздикс, Лилита Озолиня, Людмила Чурсина

Фильм охватывает большой временной период, с 1939 году, в котором началась Вторая мировая война, до наших дней. Главные герои фильма – сын рыбака по имени Артур и его возлюбленная Марта Озилс. Свою любовь молодые люди смогли пронести через все тяготы и невзгоды военных лет. Годы разлуки, страх перед смертью, немецкая и советская оккупация – все это было в их жизни, но их любовь, по их собственному мнению, делала их самыми счастливыми людьми на земле, какие бы трудности не вставали на их пути. В самые страшные минуты жизни Артур знал, что у него есть Марта, а Марта знала, что у нее есть Артур.

Спасение Марии Стюарт и Виктюка

Кажется, этот артист способен «вытянуть» любую, даже самую безнадежную, постановку. Не станем заниматься критическим разбором его разноплановых — трагических, лирических и комических ролей. Или рассуждать о харизме, мощной энергетике, глубоком психологизме и прочих составляющих таланта Ленца, благодаря которым зритель сопереживает его героям и даже узнает в них себя самого.

Но об одном эпизоде не могу не вспомнить, где особенно ярко проявился уникальный талант и профессионализм Леонида Ленца.

Это произошло в уже далеком 2002-м. Но я и сегодня помню изумление и восторг, который испытала на спектакле нашей Русской драмы «Мария Стюарт» по яркой драме Юлиуша Словацкого. Как ни странно, та постановка у знаменитого Романа Григорьевича Виктюка, мягко говоря, не сложилась (случается такое и с великими). По сцене передвигались какие-то «картонные» персонажи, между нашим строгим, но отзывчивым зрителем и актерами не было контакта совершенно, зал недоумевал и скучал. Пока в это холодное мертвое пространство не ворвался вдруг Лорд Дуглас — Леонид Ленц. Живой, настоящий, во плоти и крови, — и зал очнулся, действо приобрело краски и смысл…

За тридцать с лишним лет ведущий актер Рижского русского театра имени Михаила Чехова создал десятки ярких образов. Незабываемы его Виктор Франц («Цена»), Пьер Куве («Мсье N»), Йожи («Игра с кошкой»), Бошамп («Художники»), Дорн («Чайка»), Хирин («Юбилей всмятку»), трагикомичный Чмутин («Ретро»), трогательный Отец («Фро»)… Перечислять пришлось бы долго. Минувшей осенью Леонида Ленца наградили (наряду с известным режиссером Марой Кимеле) Национальной театральной премией «Ночь лицедеев» — за жизненный вклад.

Биография[править | править код]

Родилась в Риге, в семье советских интеллигентов. Мать Альбертина работала помощником режиссёра на немецкой киностудии, отец Арвид был лётчиком-испытателем. Однако на долю семьи выпала непростая судьба:

В десятилетнем возрасте Лилита пробовалась на роль пастушки в фильме «Эхо», но её не взяли. В юности Лилита планировала, что дальше будет заниматься медициной. Параллельно с учёбой в средней школе она обучалась в медицинском училище и даже практиковалась в качестве медсестры в Республиканской детской клинической больнице в Риге на Виенибас гатве. Однако дальше продолжать медицинское образование и карьеру, по совету кинорежиссёра Алоиза Бренча, не стала.

В 1966 году она начала работать в Художественном театре имени Яна Райниса, в котором трудилась до последнего дня своей жизни.

В 1969 году Лилита окончила Народную студию киноактёра Рижской киностудии, а в  — театральный факультет Латвийской консерватории имени Я. Витола.

Уже в годы обучения состоялся её дебют в кино. Она сыграла роль Велты в фильме «Когда дождь и ветер стучат в окно» (1967), который снимал один из преподавателей Рижской киностудии, режиссёр Алоиз Бренч. После этого последовали роли Инги в фильме «За поворотом — поворот» (1968), Аси — в «Лучах в стекле» (1969), доктора Майги Страуте — в «Шахе королеве бриллиантов» (1973), Мары — в фильме «В клешнях чёрного рака» (1975). Однако по-настоящему известной она стала, сыграв Марту в многосерийном фильме «Долгая дорога в дюнах» (1980 — 1981), снятом открывшим её для мира кино Алоизом Бренчем.

После успеха последовали многочисленные предложения ролей, в их числе мюзикл Раймонда Паулса «Краткое наставление в любви» (1982), трагикомедия «Личная жизнь Деда Мороза» (1982), политический детектив «Двойной капкан» (1985) и другие.

Актриса участвовала в общественной и политической жизни страны. В 1975 году получила членский билет КПСС, была депутатом Верховного Совета Латвийской ССР и кандидатом в члены ЦК КПСС.

После распада СССР из-за проблем на Рижской киностудии она перестала сниматься в кино, но в её жизни остался театр. Лилита Озолиня продолжала работать на двух рижских сценах: в театре «Дайлес» и Рижском театре русской драмы. Впоследствии, несмотря на то, что актриса стала знаменитой в первую очередь благодаря своим киноролям, в своей профессиональной биографии она ставила на первое место театр:

В 1994 году Лилита Озолиня участвовала в работе Международного фестиваля актеров кино «Балтийская жемчужина» в Риге, была членом жюри киносмотрa под председательством народной артистки СССР Вии Артмане. Позднее, в 1997 году, была председателем жюри этого фестиваля.

В 2004 году на голубые экраны вышел сериал «Красная капелла», а в 2011 году — сериал «Хранимые судьбой» с её участием.

Играла главную роль в спектакле «Не боюсь Вирджинии Вульф», который Рижский театр русской драмы привозил на Театральный фестиваль имени А.П. Чехова в Москве в 2005 году.

В 2014 году, в 67-летнем возрасте, Лилита в постановке «Женщины Пикассо» воплотила образ возлюбленной Пабло Пикассо Ольги Хохловой, бывшей балерины труппы Дягилева и дочери русского генерала.

В 2016 году вышла историческая кинокартина «Герой», в котором Лилита сыграла княгину Елизавету Ивановну Езерскую.

Последним полнометражным фильмом, в котором снялась актриса, стал «Цой» Алексея Учителя.

Лилита Озолиня умерла в Риге 5 июня 2023 года в возрасте 75 лет.

Семья

Мать — Альбертина Озолиня, работала помощником режиссёра на немецкой киностудии.

Отец — Арвид Озолиньш, был лётчиком-испытателем. При жизни был репрессирован как враг народа и отправлен в ссылку.

Старшая сестра — Вия. Погибла от холода в одном из ссыльных поездов.

Подробности своей личной жизни Лилита тщательно скрывала. Известно только то, что она несколько раз была замужем.

В одном из браков родилась дочь Лилиана Озолиня (латыш. Liliāna Ozoliņa), которое в своё время была директором телеканала MTV Latvija. Лилита неоднократно подчеркивала в интервью, что материнский долг для неё всегда был превыше карьеры:

Ромуальдас Раманаускас — Рихард Лозберг

Ромуальдас Раманаускас

У однокурсника Киселюса Ромуальдаса Раманаускаса также сложилось в кинематографе свое амплуа. Правда, в отличии от Юозаса, он играл отрицательных персонажей, что не слишком ему нравилось — хотелось разнообразия, возможности показать свой актерский диапазон. Тем не менее, роль Рихарда Лозберга так и осталась, пожалуй, самой значимой в его карьере.

Судьбы Раманаускаса и Киселюса пересекались часто и не только в профессии. В институте они ухаживали за одной девушкой — Эгле Габренайте. Ромуальдас выиграл это соперничество и она стала его женой и матерью его сына Рокаса. Тот же впоследствии женился на актрисе Татьяне Лютаевой, которая родила ему сына Доминика — внука Ромуальдаса и продолжателя их актерской династии.

Сам же Раманаускас был женат дважды, сейчас предпочитает жить один. Из театра он давно ушел, периодически появляется в кино, пишет статьи, записывает аудиокниги. Он всегда очень тепло отзывается о российском зрителе.

Фильмы

Кинематографическая биография Лилиты Озолини началась в студенческие годы. Артистка дебютировала в кино, когда училась в Народной студии. Первым режиссёром, доверившим Лилите роль, оказался её преподаватель Алоиз Бренч. В его картине «Когда дождь и ветер стучат в окно», вышедшей на экраны в 1967 году, молодая актриса снялась в роли Велты.

Лилита Озолиня в роли Марты Озолы (кадр из фильма «Долгая дорога в дюнах»)

Проснуться знаменитой и мегапопулярной во всём Советском Союзе Лилите Озолине удалось после драматической мелодрамы «Долгая дорога в дюнах». Алоиз Бренч снял актрису в том амплуа, в котором её больше всего любили и знали зрители: нежной и женственной Марты Озолс. Героиня, которая, несмотря на кажущуюся беззащитность, сумела не сломаться и не предать, пронеся через всю жизнь верность и любовь.

После выхода мини-сериала в 1980 году в Рижскую киностудию хлынули потоки зрительских писем со всего Союза. Лилиту Озолиню боготворили. Она вмиг превратилась в легенду. Её именем называли дочерей. Фотографии и плакаты с изображениями актрисы раскупались мгновенно. Под героиню стриглись и одевались. За роль Марты артистка получила Государственную премию. Поклонники называли Лилиту не иначе как латышское солнце.

Успех в мелодраме сделал рижскую актрису востребованной у постановщиков. Озолиня появилась в паре десятков картин, самыми яркими из которых считаются мюзикл «Краткое наставление в любви», комедия «Личная жизнь Деда Мороза» и политический детектив «Двойной капкан». В последнем Лилита сыграла мать-одиночку, поверившую в чистоту намерений матерого уголовника в исполнении Альгиса Матулёниса.

Похожий образ женщины, воспитывающей ребенка, у актрисы в мелодраме «Он, она и дети». Лилита и Виталий Соломин сыграли людей, оставшихся без своих вторых половин. Он вдовец, она разведена. Случайная встреча пробуждает позабытые чувства, которые не находят понимания у сына и дочери героев.

Лилита Озолиня и Виталий Соломин (кадр из фильма «Он, она и дети»)

В новом веке актрису пригласили в российско-латвийский проект «Красная капелла», снятый в жанре шпионского триллера. Еще одна историческая лента с участием Озолини — мелодрама «Герой» с Димой Биланом и Светланой Ивановой в главных ролях.

Сериал Валентины Пимановой «Хранимые судьбой» — печальный рассказ о жизни обитателей дома ветеранов. Лилита снялась здесь в компании Армена Джигарханяна, Татьяны Конюховой, Тамары Сёминой в роли пpaктически самой себя — пожилой актрисы. На фоне романтических отношений в фильме разворачиваются экономические: любимый дом у пенсионеров пытаются отобрать.

Лилита Озолиня (кадр из сериала «Хранимые судьбой»)

В 2014 году, когда Лилите Арвидовне исполнилось 67 лет, она сыграла возлюбленную Пабло Пикассо в постановке «Женщины Пикассо». Артистка появилась в образе Ольги Хохловой, бывшей балерины труппы Дягилева и дочери царского генерала. Критики отметили потрясающую и многогранную игру Лилиты Арвидовны, сумевшей передать сложные чувства героини к гениальному художнику — неослабевающую страсть и одновременную ненависть.

  Екатерина васильева биография личная жизнь дети фото биография

Рядом с Пушкиным и Карамзиным

Когда в 2013-м актеру за особые заслуги вручали высшую награду государства, орден Трех звезд, кто-то из журналистов назвал его представителем нацменьшинств. «А я потомственный гражданин ЛР и по паспорту латыш, — не согласился Леонид. И добавил: — Хотя наш род по отцу из прибалтийских немцев».

Его прадед и прабабушка, дед и бабушка, все ближайшие родственники покоятся в Лигатне, под Сигулдой, в Крустпилсе и Цесисе, а отец — в Сигулде.

По рассказам Леонида, его прадед, Иван Иванович Ленц, был католическим священнослужителем в местечке под Цесисом и щедро жертвовал на церковь. В семье до сих пор хранится пожалованная ему грамота с российским Императорским гербом — в благодарность за пожертвования на новую рижскую церковь Святой Гертруды.

Но назвали Леонида в честь дяди Лени, который погиб еще до его рождения, в 1941-м, на Пулковских высотах под Ленинградом.

В сталинские времена дед с бабушкой и отец Леонида были репрессированы, сосланы в Сибирь, на Кузбасс, в город Прокопьевск Кемеровской области. Дедушка был строителем, папа работал на шахте им. Ворошилова. Там Дмитрий Андреевич и познакомился с будущей женой, Марией Архиповной Полетун, из ссыльных с Украины. Там же, в Прокопьевске появился на свет и будущий актер.

Что касается более глубоких корней, фамилия Ленцев, между прочим, упоминается в «источниках» в связи с Пушкиным, а также с Карамзиным, Гете и другими выдающимися личностями. И если, например, верить изданной в начале минувшего века в Нюрнберге книге Der Stammbaum der Familie Lenz in Livland, Nach Einem Neuen System, родословное древо семьи фон Ленц и их родственников в Ливонии насчитывает на сегодняшний день около четырехсот персон. Были среди Ленцев пасторы и генерал-суперинтенданты, домашний наставник в знатных немецких семействах, первый лектор эстонского языка при Дерптском университете и известный писатель направления «Бури и натиска». Занимались Ленцы благотворительностью, писали нравственно-богословские сочинения…

Дома в семье Ленцев-Видякиных множество сувениров, медалей, книг, буклетов, альбомов и т.д. — всего, что связано с неизменным жизненным ориентиром актера, Александром Сергеевичем Пушкиным, с Музеем-заповедником Михайловское. А еще имеется целая коллекция ключей, и один из самых больших — от старого дедовского дома, что находился в Задвинье, на бывшей улице Линарда Лайцена (ныне Нометню).

Интересные факты

Перипетий и необычных историй у Валентины Талызиной масса

Актриса любит вспоминать свою жизнь, обращая внимание на те, или другие эпизоды

Во время войны будущая актриса с матерью Анастасией не голодали. Летом они ели картошку, а зимой сибирские пельмени, а еще у них была корова. Однако ценить еду Валентина научилась в те годы.

Валентина Талызина

Когда Талызина приехала в Москву, чтобы поступить в ГИТИС, сестра отговаривала ее, утверждая, что у актрисы ничего не получится, однако та не испугалась и была с первого раза зачислена в ряды студентов. Актриса потом поразилась, что у нее ужасный говор, поэтому над дикцией пришлось работать долго.

Когда актриса работала над ролью в фильме «Зигзаг удачи», она подружилась с метрами советского кино, Евгением Леоновым и Евгением Евстигнеевым. Они позволяли себе на съемках по рюмочке водки, приучили и Валентину. Эльдар Рязанов обо всем узнал и был вне себя от ярости. Но конфликт не случился, а Талызина стала его любимой актрисой.

Валентина Талызина с Эльдаром Рязановым

В театре ее сразу невзлюбила Фаина Раневская, но позже они даже стали подругами. Валентина Талызина утверждает, что большинство афоризмов, приписываемых Раневской, она никогда от нее не слышала.

Интересно: Цитаты неподражаемой Ларисы Гузеевой и её головокружительные романы

Ромуальдас (Ромас) Раманаускас – Рихард Лосберг (04.02.1950). Родился в Вильнюсе, Литва.

В «Долгой дороге в дюнах» он блестяще сыграл немца Лосберга, преданно любящего Марту и за свою работу был достоин награды не меньше, чем другие. Но Госпремия обошла его стороной. Чиновники от кино посчитали, что «немецкий фабрикант» не имеет права получить награду от советского государства. Тогда в 1983-м Ромас обиделся.

Но зрителям он нравился не меньше, чем положительный Артур. И ролей после «Дюн» было много. Правда, большинство из них были отрицательные. Но Ромас не жаловался, подчеркивал, что в советские времена жилось хорошо: «Я даже умудрился на киношную зарплату купить кооперативную квартиру».

Снимался и в сложные 90-е, но ни одна роль даже приблизительно не дотягивала до его Рихарда из «Дюн».

Личного счастья актер, так же как его экранный герой, не нашел. Дважды был женат. От первой жены родился сын Рокас. Внуку Доминику 21 год. Он окончил Московский университет, пробовал сниматься в кино. Играл вместе со своей матерью – российской актрисой Татьяной Лютаевой.

Раманаускасу 71 год. Актер живет в небольшом доме недалеко от Вильнюса. Сохраняет дружеские отношения с бывшими женами. Несколько лет назад полностью отказался от спиртного. Уже давно не снимается в кино. Для общества слепых записывает аудиокниги. Пишет статьи для литовских журналов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: