«Настоящая революция»
Ранна биография
Момичето е родено в Москва, 18 август 1971 г. (в момента актрисата е на четиридесет и шест години). Както бащата, така и майката на момичето са неразривно свързани с театъра, сцената и балета. Майка, Мариана Седова — една от водещите танцьори на Болшой театър, баща — Александър Плисецки — изключителен хореограф. Следователно фактът, че любовта към изкуството е наследена от Анна, не може да има съмнение.
Има легенда, че името на момичето дойде с известната си леля, Мая Плисецкая. Когато току-що се роди момичето, съпругът на известната режисьорка Мая Плисецкая Родион Щедрин просто работи върху продукцията на «Анна Каренина» върху едноименното произведение на Лев Толстой. Именно с това име известната балерина предложи да назове племенницата си, а родителите на момичето харесаха тази идея. Може би това име е станало забележителност, тъй като творческият дебют на малката Анна Плисецкая е свързана с продукцията на „Анна Каренина“.
Както беше споменато по-рано, Анна дебютира на сцената на тригодишна възраст. Тогава тя свири на същата сцена с Мая Плисецкая в пиесата “Анна Каренина”, където момиченцето трябваше да играе ролята на сина на Ана, Сережа.
Анна баща, Александър, както бе споменато по-рано, също е пряко свързан с театъра и е художник на Болшой театър. Когато Ана беше малка, трябваше да се премести в Латинска Америка, за да развие балетното изкуство и да отвори нови училища. Александър преподава балет в Университета на Сан Маркос в Буенос Айрес. Момичето се преместило в чужбина с баща си.
При това престоя й в чужбина не спира, защото след като живее в Латинска Америка, момичето се премества в Англия, където учи в една от руските училища.
Детство
На Шпицбергене Майя пошла в школу, научилась хорошо кататься на лыжах и впервые за всю свою долгую творческую жизнь вышла на сцену. Она занималась в самодеятельности, и в местном клубе драматический кружок ставил пьесу Даргомыжского «Русалка». С этого момента девочка не могла успокоиться, она постоянно стала грезить о сцене. Ей хотелось не просто выступать, она мечтала о большой публике. Любую свободную минуту Майя посвящала пению, танцам и импровизации. Заметив такое творческое наследие в дочери, родители решили по возвращении в столицу отдать девочку на занятия в хореографическую школу.
Приехав в Москву в 1934 году, Майя начала учёбу в Московском хореографическом училище. Её преподавателем стала Евгения Долинская, раньше она солировала в Большом театре.
В 1937 году был арестован папа Майи по подозрению в измене Родине. Тёплой весенней ночью его увезли чекисты. Больше Майя никогда не видела отца. Мама Рахиль как раз была беременной в это время. Второй младший брат Майи Азарий появился на свет через два месяца после ареста отца. Через год Михаила Плисецкого расстреляли, назвав его шпионом, но дочь до конца своей жизни твёрдо знала о том, каким патриотичным был её отец. Во времена хрущёвской оттепели Михаил будет реабилитирован за «отсутствием состава преступления».
Через некоторое время арестовали маму. Её увезли прямо из Большого театра, куда она пришла на выступление сестры Суламифь в «Спящей красавице». Маму назвали женой врага народа и назначили ей 8 лет тюрьмы. С маленьким, недавно родившимся Азарием, Рахиль отправили в Акмолинский лагерь в Казахстане, где сидели женщины, чьи мужья значились изменниками Родины.
Чтобы детей не отдали в детские дома, их разобрали родственники. Майю взяла тётушка Суламифь, а брат Александр поехал к дяде Асафу. Вот так и получилось, что самый страшный жизненный удар Майя перенесла, будучи ещё совсем ребёнком.
Родственники приложили все усилия, чтобы хоть как-то помочь Рахиль, и вскоре она была переведена в Чимкент на вольное поселение. В 1941 году ей изменили приговор и разрешили вернуться в Москву.
Признание и награды
Очень мало знаменитых персон могут похвастать столь обширным перечнем наград, какой собрала Плисецкая. Среди особо значимых можно выделить:
- три ордена Ленина и Орден Трудового Красного знамени;
- звание народной артистки РСФСР, СССР и России;
- орден «За заслуги перед Отечеством» — неоценимый вклад в развитие мирового и хореографического искусства;
- звание Героя Социалистического труда (19.11.1985) за заслуги в развитии хореографического искусства;
- многочисленные международные премии.
Помимо государственных наград от советского правительства и европейских держав, в честь Плисецкой в разные годы назван сорт пионов (1963), астероид (23.12.1984), сквер и памятник на Большой Дмитровке и граффити бразильских художников Эдуардо Кобра и Агналдо Брито.
Гастроли и репертуар
Балерина выступала с гастролями по всему миру: в США, Японии, Кореи, Италии, Англии, Израиле, Бельгии, Франции и многих других странах. Девушка в совершенстве владеет несколькими европейскими языками.
Репертуар Анны Плисецкой насчитывает множество постановок, самыми яркими среди них являются «Жизель», «Лебединое озеро», «Видение розы», «Русская», «Дон Кихот», «Пилигримы» и «Три настроения».
Сейчас она пытается реализовать себя в музыкальном поприще и вместе с Даниилом Крамером создала программу, которая сочетает в себе джаз и балет. Премьера их совместного творения, спектакля «Город глазами джаза» состоялась в зале Чайковского и имела огромный успех. Он был настолько большим, что позже даже был снят и выпущен фильм, который показывал «закулисную» сторону работы над спектаклем. А сам спектакль позже был выпущен еще и в камерном варианте.
Анна Плисецкая сейчас
Сейчас Анна Плисецкая особенно не распространяется о своей жизни. Она выступает продюсером музыкальных и танцевальных проектов. В последние годы Анна организовывает концерты и ставит спектакли. Фото её работ можно посмотреть в Интернете.
Анна Плисецкая в 2018 году
В последнее время Плисецкая путешествовала по Латинской Америке, Индии и Грузии, рассказывая о первой в истории постановке своего папы. Именно Александр Плисецкий возобновил бессмертный балет Жоржа Баланчина «Серенада для струнного оркестра».
В мае 2018 года вышла в эфир передача «Привет, Андрей» с участием Анны Плисецкой. В социальной сети «Инстаграм» у женщины есть аккаунт, но он не верифицирован.
Балетный репертуар
- Эффи в балете «Сильфида», балетмейстер Август Бурнонвиль, музыка Х.С. Лёвенскьолда, педагог Н. Г. Спицина, Мариинский театр, (первый спектакль )
- в балете «Дон Кихот» на музыку Людвига Минкуса: Уличная танцовщица, Мерседес, балетмейстер Александр Горский, педагог О. И. Ченчикова, Цыганский (в Мариинском, в постановке Н. А. Анисимовой), педагог И. Н. Утрецкая, в сольном исполнении в постановке Касьяна Голейзовского на музыку В.Желобинского, педагог Марианна Седова, Мариинский театр, Имперский балет (Токио), (премьеры , , , )
- Мирта в балете «Жизель», Мариус Петипа, музыка Адольфа Адана, педагог Алла Шелест, Казанский театр, (первый спектакль )
- Русская принцесса, Неаполитанский, Венгерская принцесса в балете «Лебединое озеро» Льва Иванова, Асафа Мессерера, музыка Пётра Чайковского, педагоги А. Я. Шелест, Г. П. Кекишева, КЗ «Октябрьский», зал «Россия», Мариинский театр, Классический балет, (премьеры , , , )
- Колокольчики в балете «Бахчисарайский фонтан», балетмейстер Ростислав Захаров, на музыку Б. Асафьева, педагог Н. А. Кургапкина, Г. П. Кекишева, Мариинский театр, (премьеры , , )
- Ширин, «Легенда о любви», Ю. Григоровича, на музыку А. Д. Меликова, педагог Наталья Большакова, концертное исполнение
- Нина, в фильме А.Белиского «Последняя тарантелла», балетмейстер Олег Игнатьев, композитор Тимур Коган, педагог Н. Д. Большакова
- Pas de deux из балета «Фестиваль цветов», Бурнонвиля, музыка Х.С. Лёвенскьолда, концертное исполнение
- «Служанки», подруга Меркуцио (первая исполнительница), «Ромео и Джульетта» (возобновление 1991 года), Л. М. Лавровский, музыка С.Прокофьева, Мариинский театр
- Испанская принцесса, «Щелкунчик», В. Вайнонена, музыка Чайковского, работа педагога Л. Е. Гончарова, Мариинский театр, исполнение (—)
- Сарацинский, Панадерос, «Раймонда», Мариуса Петипа, музыка А.Глазунова, педагог Э. Е. Власова, Имперский балет, —
- Эсмеральда, Pas de six из балета «Эсмеральда», М. Петипа, музыка Р.Дриго, работа педагогов Т. Н. Попко, Е. Л. Рябинкиной, ГЦКЗ «Россия», —
- В балетах Михаила Фокина
- «Видение Розы» на музыку Карла фон Вебера, партнёр Андрис Лиепа, Мариинский театр, педагог Ольга Ченчикова, (премьеры , 6 января , ), Мариинский театр, зал «Россия»
- «Шопениана» (в редакции А. Вагановой), Фредерика Шопена, педагоги Э. В. Кокорина, К. М. Сергеев, Т. А. Удаленкова.
- В балетах Голейзовского
- Девушка, «Половецкие пляски» , А. Бородина, работа М. Н. Седовой, Имперский балет Токио
- «Три настроения», А.Скрябина, точный перенос хореографии — Елены Черкасской, партнёр В. М. Баранов, премьера на фестивале балета Н. М. Садовской на сцене Казанского театра
- Цыганский , Желобинского, педагог М. Н. Седова, Имперский балет Токио, ,
- Танец басков из балета «Пламя Парижа», на музыку Б. Асафьева, постановка В. И. Вайнонена, педагог Лидия Гончарова, И. Г. Генслер, Г. П. Конищев, В. К. Корнеев, Мариинский театр, (премьеры , )
- В балетах Бежара
- «Si Si — L’Impératrice Autriche» (с Сильви Гиллем), костюмы Джанни Версаче, музыка И.Штрауса, Rudra Bejart Ballet, премьера состоялась в Театро де Ла Фениче
- «Le Mandarin Mervelleau» на музыку Бартока, Rudra Bejart Ballet, премьеры в Metropol, Palais de Beaulieu, Лозанна
- «Mister C.», о Чарли Чаплине (с Анной Чаплин) на музыку Чарли Чаплина, Rudra Bejart Ballet, Metropol
- В балетах других хореографов
- «Чорос», Ролан Пети, музыка В. Лобоса, работа Габриэлы Комлевой, БКЗ «Октябрьский», премьера на вечере О. М. Соколова
- «Качуча» (редакция для Ф. Эльслер, возобновление Пьера Лакотта), работа Г. Т. Комлевой, Мариинский театр
- Мамаша в балете Ратманского «Взбитые сливки» (фр. La crème fouettée, англ. Whipped cream) на музыку Р. Штрауса, премьера 1998 года состоялась в финском театре, Миккели
- «Кабаре», Гоги Алексидзе на музыку Бенджамина Бриттена, ГЦКЗ «Россия», —
- ОНА в балете Миши Ван Ука (Misha Van Hoecke) «Пилигримы» на музыку Боба Дилана, КЗ «Октябрьский», Концертный зал Чайковского, Флоренция, Пиза,
- «Айседора» — балет Н.Андросова (1996, колонный зал)
- Постановка версии балета «Щелкунчик» для Сингапурского театра,
- Участие в Гала-концерте в Сингапуре номер на музыку «половецких плясок» А. Бородина, в современной аранжировке,
- Писатель в спектакле — балете А. А. Плисецкой «Город глазами джаза», премьера
Майя Плисецкая: путь в мир искусств
Майя унаследовала свою профессию от тёти по материнской линии. Суламифь Мессерер была солисткой Большого театра и удочерила девочку: когда Майе исполнилось 13 лет, отца семьи расстреляли, а мать отправили в лагерь для жён изменников родины.
Тётя будущей прима-балерины привела девочку в театр. Майе было пять лет, когда Суламифь Мессерер сопровождала её на постановку «Красной шапочки». Спектакль невероятно поразил ее. Это был драматический театр, без танцев и музыки, но образ главной героини и атмосфера театра так сильно впечатлили ребенка, что после окончания спектакля Майя еще долгое время «разыгрывала в лицах» увиденные сцены, копировала реплики в своей речи, чем однажды вызвала шутливое негодование отца.
Также тётя уговорила главу хореографического училища взять девочку к себе на учёбу. Дело в том, что Майе тогда ещё не было восьми лет, и она не имела права поступать на хореографа. Но влияние солистки Большого театра привело девочку в мир искусств.
На сцене. (wikipedia.org)
Во время Великой Отечественной войны Майя находилась в эвакуации. Из-за военного положения страны в Свердловске, где находилась начинающая балерина, ни о каких уроках балета не могло быть и речи. Однако именно тогда состоялось первое выступление будущей легенды.
«Умирающий лебедь» стал дебютным номером Майи Плисецкой. Номер был поставлен её тетей. Суламифь внесла изменения в хореографию, и балерина вышла к залу спиной, а не лицом. Так начался великий путь балерины.
Детство и юность
Анна Александровна Плисецкая родилась 18 августа 1971 года в городе Москве. Марианна Седова, мама девочки, была на тот момент балериной Большого театра, а папа Александр – балетмейстером. То, что любовь к искусству передалась Анне по наследству, не подвергается никаким сомнениям. Детская биография Анны насыщена различными событиями.
В семье есть легенда, что имя девочки было придумано её тётей – Майей Плисецкой. В это время муж Майи, Родион Щедрин, заканчивал работу над «Анной Карениной». Поэтому балерина и предложила это имя, родители согласились.
Вскоре семья переехала в Латинскую Америку, детство девочки прошло в городе Лиме. Отец Анны основал там балет при университете Сан-Маркос. Дебют в кинематографической сфере у маленькой Анны состоялся в возрасте 3 лет. Она сыграла маленький эпизод в фильме «Анна Каренина», режиссёром которого стала Маргарита Пилихина.
В возрасте 9 лет вынужденный переезд в северную столицу России Анна воспринимала как трагедию. В Ленинградском хореографическом училище имени Вагановой девочка подавала большие надежды. Уже спустя несколько лет она стала отличницей и перспективной балериной.
В следующий раз девочка появилась на экранах в кинофильме «Мэри Поппинс, до свидания» в 1984 году. На пробы Анна была приглашена вторым режиссёром фильма. После девушка узнала, что до неё уже было просмотрено много девочек. Её выбрали на роль дочери четы Бэнкс – Джейн. С момента выхода фильма прошло уже много лет, но Плисецкая вспоминает съемки с трепетным чувством. Там она увидела, как играют известные актеры, что произвело на девочку сильное впечатление.
Плисецкая не раз говорила о том, что очень понравилась себе в этом мюзикле. Тем не менее, Анна не смогла полностью насладиться славой, обрушившейся на неё после выхода кинофильма: детства как такового у Плисецкой не было. График в интернате был насыщенный: подъем приходился на 8 утра, а ложиться нужно было поздно, в 11 вечера.
В этот период, 29 октября 1985 года, в возрасте 54 лет ушёл из жизни Александр Плисецкий, папа Анны. Он умер на операционном столе при проведении операции на сердце.
Исходя из слов Анны в одном из интервью, родители часто приезжали в интернат, а Майя не приехала ни разу. Девочка помнит, что тётя подарила ей эксклюзивное клетчатое пальто. У Майи был отличный вкус, она каждый раз угадывала нужный размер.
Когда девушка училась в интернате, бабушка Рахиль вкладывала в конверт то 3, то 5 рулей, присылала яблоки из Загорянки. Благодаря бабушке Плисецкая не чувствовала себя одиноко.
Семья и детство
Осенью 1925 года, 20 ноября, в семье Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы Рахили Мессерер родилась будущая звезда балета – Майя. Свой талант она унаследовала по материнской линии ибо род Мессерер уже обладал несколькими знаменитостями.
Так, тетя Майи Елизавета, как и её собственная мать, была актрисой, а тетка Суламифь Мессерер пользовалась особым покровительством вождя вместе с дядей Асафом благодаря своим балетным выступлениям. Из звездного окружения несколько выбивался отец, который занимал высокие должности при правительстве в хозяйственной сфере.
В 1932 г. Плисецкие переехали в Шпицберген, где глава семьи сначала был директором «Арктикугля», а затем назначен консулом Советского Союза. Именно там состоялся дебют 11-летней Майи на сцене в опере «Русалка». В 1934 году талантливую девочку определили в Московскую хореографическую школу, однако, мечта о сцене была перечеркнута страшными событиями 1937 г.
1 мая Михаил Эммануилович был арестован по подозрению в государственной измене, и через год без суда и следствия его расстреляли. Во время хрущевской «оттепели» честное имя М. Плисецкого было реабилитировано. Спустя год после ареста отца из зала Большого театра забрали и мать – ей грозила ссылка в Казахстан. Туда Рахиль отправилась вместе с грудным младенцем – братом Майи, и приехала обратно в Москву лишь в 1941 г.
В связи с этими событиями, многочисленной семье Мессерер пришлось взять заботу о детях Плисецких, в противном случае их отправили бы на воспитание в приют. Воспитанием Майи с этого момента занялась тетя Суламифь, которая и вернула девочке желание снова встать к балетному станку.
Начало пути
- 1989—1995 — После окончания — солистка балета Мариинского театра (1989—1995), исполняла сольные партии в репертуаре театра. Дебютом стало выступление на теле — марафоне «Санкт-Петербург-возрождение» (1991), организованным Тамарой Максимовой и Олегом Виноградовым. Это событие стало знаковым в истории культуры, так как впервые со времён Революции, открылось окно в Россию для мировых звёзд: Иегудия Менухина, Натальи Макаровой, Максимиллиана Гуерра , Хосе Антонио, которые приехали, чтобы помочь городу Санкт-Петербург, вместе со звёздами балета Мариинского театра, который в то время и возвратил своё историческое имя .
- С театром участвовала в гастрольных турне по Японии, Кореи и США.
С 1993—1996 — Петербургская консерватория (степень — Бакалавр на кафедре режиссуры, сценарной драматургии).
1993—1995 — Солистка труппы Мориса Бежара, Лозанна , Швейцария с которой гастролировала по всем городам Израиля , Италии , Англии , Бельгии , Испании , Франции , Германии
1995—2006 — Выступала, как приглашённая балерина в спектаклях и гастрольных программах в странах: Финляндия, Испания, Япония («Dream Creation I , II») (в программе в Патриком Дюпоном) ; Сингапур
2000 , 2003, вместе с коллективом ГЦКЗ «Россия» и Марией Мульяш, создавала программы воплощающие идею развития одарённых и профессиональных детей, в области музыки, балета, оперы и циркового искусства, которым давали такую возможность, приглашённые для этой идеи: Максим Дунаевский, Эдуард Грач, Григорий Ковалевский. Когда главного редактора зала, Марии Мульяш не стало , все артисты, любившие её, посвятили ей концерт (2009)
2001—2004 Окончила Международную академию бизнеса и управления — менеджмент
2007 — Виртуозный пианист Даниил Крамер и Анна Плисецкая создали новое направление в российском джазе: аккуратное и тонкое сочетание музыки разных стилей с балетом. Премьера спектакля «Город глазами джаза» состоялась в зале Чайковского . А затем был выпущен фильм об истории создания спектакля.
‘Фамильное древо’
Мендель Меерович Плисецкий (1869-1930) |
Сима Израилевна (Марковская) (1868-1939) |
Михаил Борисович Мессерер (1867-1942) |
Сима Моисеевна (Шабад) (1873-1929) |
Виктор Григорьевич Малеванский (1881-1923) |
Надежда Леонтьевна Попова (1880) |
||||||||||||||||||||||
Михаил Плисецкий (1901-1938) |
Ра Мессерер (1902-1993) |
Николай Яковлевич Седов (1904-1973) |
Тамара Викторовна Малеванская (1908-1981) |
||||||||||||||||||||||||
Александр Плисецкий (1931-1985) |
Марианна Седова (1946) |
||||||||||||||||||||||||||
Анна Плисецкая (1971) |
|||||||||||||||||||||||||||
Первые выступления
Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.
В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
Биография Майи Плисецкой неразрывно связана с балетом, художественная деятельность наложила отпечаток даже на личную жизнь балерины. Майя просто не видела себя без искусства и большой сцены. Талантливой балерине стали доверять сложные роли, которые она училась играть на высшем уровне.
Сначала Плисецкая танцевала Машу в «Щелкунчике», далее «Мирту в «Жизели», Китри в «Дон-Кихоте». Особенно зрителям понравилась ее Одилия и Одетта в «Лебедином озере». Прошло немного времени и Плисецкую стали называть прима-балериной Большого театра, она сменила известную Галину Уланову.
Работа балерины очень сложная. Майя не просто танцевала, она жила жизнью каждой из своих героинь, вкладывала душу в каждую роль. Одной пластики, изящества и грациозности было мало. Нужен был творческий подход к выступлениям.
Майя доводила себя до физического истощения постоянными занятиями, сидела на диетах, заставляла себя постоянно держаться в форме. Она танцевала до 70 лет, выходила на сцену и демонстрировала зрителям грациозный танец.
Плисецкую запомнили не только как выдающуюся танцовщицу, она была талантливым балетмейстером и хореографом. Майя Плисецкая поставила десятки спектаклей на сцене Большого театра, во многих из своих постановок она исполняла главные роли. Но в конце 80-х Плисецкой пришлось оставить сцену Большого театра по причине конфликта с руководством. Юрий Григорович уволил приму вместе с Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой.
Плисецкая не могла лебезить и подхалимничать, это и стало причиной увольнения из Большого театра. Григорович всячески способствовал, чтобы Плисецкую не брали на зарубежные гастроли. Ее подозревали в шпионстве, поэтому сделали невыездной. Вместо Лондона и Парижа Плисецкая ездила с гастролями по провинциальным сибирским городкам.
Григорович пристально следил за дочерью врага народа, аристократическое происхождение не давало покоя директору Большого театра. После его доносов Майю часто вызывали на допросы, но уличить ее в чем-либо, кроме происхождения, не удалось.
Начало карьеры Майи Плисецкой
Personal life
Journalists are often interested in Anna on what kind of relationship it was with the Great Ballerina. But Plisetskaya reacted negatively to intervention in her family. In addition, the girl did not work in the Bolshoi Theater, so there could be no talk about any competition or jealousy.
There is a topic that Plisetskaya categorically does not give any comments — this is the personal life of the ballerina. According to Plisetsk, there are no more people like in the past generation. And to stay in her life, you need to be a deep person.
Based on this, nor her husband, no children from Anna. She says that in the future maybe she will have an heir, but today she is «the last pleusetskaya».
Семья и детство Майи Плисецкой
Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в огромной еврейской семье. Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет — младший брат Азарий, будущий хореограф.
Майя Плисецкая с мамой и папой
У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом.
Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер (в девичестве) была звездой «Великого немого кино»
Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин
Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей.
Семья Майи Плисецкой: с мамой и братом
А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой.
В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР.
Майя Плисецкая в молодости
Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.
В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа. Ее вместе с новорожденным ребенком (младшим сыном Азарием) поместили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Только благодаря стараниям своих близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент. И только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву.
Балерина Майя Плисецкая
Среднего сына Александра приютил дядя Асаф, а 12-летную Майю удочерила ее тетя Суламифь. Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее.
https://youtube.com/watch?v=zcNeBbI_q5w