Творчество
Фильмография
— Тучи над Борском — Митя Саенко, друг Оли, сектант
— Суд сумасшедших — Генри Браун
— У твоего порога — Игорь Берсеньев
1962 — Гусарская баллада — партизан в синем мундире с малиновыми вставками
— Выстрел в тумане — Николай Лагутин, офицер КГБ
— Живые и мёртвые (1-я и 2-я серии) — Люсин, младший политрук
1964 — Свет далёкой звезды — лётчик, друг Володи (нет в титрах)
1964 — Товарищ Арсений — Михаил Фрунзе
1964 — Непрошенная любовь — Прохор Игнатьевич Лиховидов, станичник
1964 — Большая руда — молодой водитель
— Комэск (короткометражный) — диспетчер, комсорг
1965 — Эскадра уходит на запад — Андрей
1965 — Мимо окон идут поезда — Валерий Павлович, учитель физкультуры
1965 — Иностранка — лейтенант милиции
— Наедине с ночью — Димка
1966 — По тонкому льду — Володя Воробьёв
— Звёзды и солдаты (Венгрия, СССР) —
1967 — Туманность Андромеды — Ким, член экипажа звездолёта «Тантра»
— День ангела — Денисов
1968 — Шестое июля — Михаил Фрунзе
— Освобождение (фильм 1-й — Огненная дуга) — немецкий переводчик, расстрелявший Максимова
— Разоблачение —
— Ищите и найдёте — Павел Сергеевич Тарлов
— Встреча у старой мечети — Виктор Гусев
— Красная площадь — Михаил Фрунзе
1970 — Гибель Чёрного консула — Михаил Фрунзе
1970 — Бег — Михаил Фрунзе
1970 — Украденный поезд (СССР, Болгария) — Козлов, капитан
— Кочующий фронт — Иванов
— Необычный день — Андрей, руководитель эксперимента
— Надежда — Николай — Яков Маурер
— Четверо из Чорсанга — Сизов
— Зарубки на память — Алексей Гребу
— Пламя — Зименко
— Высокое звание (фильм 2: Ради жизни на земле) — Куликов
— Гнев — полковник Максимеску
— Наследники — Виктор Иванович Крутилин, куратор
— Небо со мной — полковник
— Последняя жертва — Алексей Дмитриевич Мирович, инспектор по строительству железных дорог
1975 — Когда дрожит земля — Голубов
—Зеница ока — Глебов
— На крутизне — Нечаев
— Хочу быть министром — Турчинов
1977 — Хождение по мукам (4-я серия) — инженер Струков
1977 — Фронт за линией фронта — советский разведчик-парашютист
1977 — Ночь над Чили — офицер хунты
— Сын чемпиона — Сазонов
1979 — Особо важное задание — Ильюшин
— Поезд чрезвычайного назначения — Михаил Фрунзе
1980 — Желаю успеха — Панин Николай
1980 — Гражданин Лёшка — Роман Захарович, депутат в Москве
1980 — В начале славных дел — Головин
1980 — Девушка из легенды — Михаил Фрунзе
1980 — Юность Петра — Головин
— Корпус генерала Шубникова — комиссар
1981 — Белый ворон — Нестеров, работник ателье
1981 — Хатан-Батор — Михаил Фрунзе
— Через Гоби и Хинган — Штальберг
— Я — Хортица — комиссар, майор (роль озвучена другим актером)(нет в титрах)
1982 — Формула света — главный инженер
— Букет фиалок — Боровский
— Летаргия — отец Вити
— На вес золота — Михаил Фрунзе
1983 — Две главы из семейной хроники — Михаил Фрунзе
— Первая конная — Клюев, член РВС
— Полевая гвардия Мозжухина — эпизод
— Затянувшийся экзамен — Роман Борисович, член райкома
— Его батальон — Ярощук, младший лейтенант
Театральные перипетии
Эдуард Бояков был назначен художественным руководителем МХАТа им. Горького в декабре 2018 года. Его назначение повлекло за собой и другие кадровые изменения: заместителем руководителя театра по творческой работе стал заслуженный артист России Сергей Пускепалис, а заместителем по литературной части — писатель Захар Прилепин. Бывший художественный руководитель МХАТа, на тот момент 85-летняя народная артистка СССР Татьяна Доронина, с приходом Боякова перешла на почётную должность президента театра.
Спустя несколько месяцев после назначения Боякова часть труппы выразила недовольство политикой нового руководителя. Несколько артистов записали обращение к Владимиру Путину с просьбой вернуть Татьяне Дорониной возможность влиять на художественную политику МХАТа. Актёры утверждали, будто действия Боякова отрицательно сказываются на репертуаре театра.
В Кремле тогда подчеркнули, что назначение художественных руководителей — не прерогатива главы государства. В руководстве МХАТа, в свою очередь, все обвинения назвали «чушью». Заместитель худрука театра Александр Замыслов сообщил, что продажи билетов во МХАТ растут, а Бояков продолжает поддерживать связь с Дорониной.
РИА Новости
В интервью RT Эдуард Бояков объяснил, что произошедшее — естественная часть театральной жизни.
«Здесь не хочется ничего скрывать, но поверьте, настроение внутри МХАТа им. Горького потрясающее. Мы увлечены друг другом, вдохновлены, мы верим. Я не думаю, очевидно, что пик этого конфликта пройден. Кто-то уйдёт, кто-то ушёл. Так было всегда. В 1920—1930-х годах так было. И даже великие Станиславский и Немирович-Данченко в какой-то момент перестали сидеть за одним репетиционным столиком. Они сохранили огромное уважение друг к другу до конца жизни, тем не менее имели место сложности в отношениях», — заявил худрук.
Он также отметил, что конфликты, споры, обиды — естественная среда для людей театра.
Тем не менее действия Боякова на посту художественного руководителя, в том числе его репертуарная политика и принимаемые им меры по привлечению внимания к театру, часто критиковались СМИ и специализированными Telegram-каналами. Так, широкий резонанс вызвало решение худрука задействовать в спектакле «Чудесный грузин» о молодом Иосифе Сталине певицу Ольгу Бузову. Артистке досталась роль певицы кабаре Бэллы Шанталь, которая по сюжету спасает главного героя.
27 октября стало известно, что на должность генерального директора МХАТа им. Горького назначен Владимир Кехман, а Бояков остаётся художественным руководителем институции. В театральной среде данное решение сочли неожиданным, учитывая расхождение взглядов Боякова и Кехмана на управление театром.
Спустя несколько дней после назначения руководство МХАТа сообщило об отмене спектакля «Чудесный грузин» 2 ноября «в связи с плохими продажами билетов в период карантинных ограничений». Отмечалось, что решение об отмене принял Кехман.
Скандал с увольнениями
В конце июля СМИ сообщили, что в театре имени Ермоловой проходят увольнения (по последним сведениям, 18 сотрудников), вызвавшие недовольство артистов. Тогда в учреждении рассказали, что такое решение руководство приняло с целью оптимизации ресурсов на фоне пандемии COVID-19. Эту информацию прокомментировали СМИ члены труппы.
«Вновь прибывшие люди могут получать по 100—200 тыс. рублей. Может быть, это контрактные зарплаты. Но они не штатные актёры, они приходят на договора. И я так понимаю, что наш состав сейчас как раз пытаются сократить именно по этой причине: они хотят взять других актёров на наши места. С нашей точки зрения, это не сокращение — это увольнение, завуалированное под сокращение», — утверждала Шмелёва.
По словам актрисы Елены Бурхановой-Калининой, Олег Меньшиков за выход на сцену в одном спектакле получает 103 тыс. рублей.
Актриса Елена Папанова рассказала «Газете.Ru», что её уволили из театра в связи с «незадействованностью», хотя, по её словам, она неоднократно просила Меньшикова дать ей работу.
Её коллега Анна Скварник в беседе с МК сообщила, что с приходом Меньшикова в 2012 году в театре изменился репертуар, некоторые артисты оказались незадействованными и покинули театр.
«До этого были уволены режиссёры. Кто сам сломался и написал заявление, кого-то поймали на вопросах трудовой дисциплины, кого-то уволили по сокращению», — утверждает Скварник.
«Проблема, с которой неизбежно сталкивается любой худрук: он видит, что есть, увы, профнепригодные артисты, да ещё на бессрочных контрактах», — сказал он в беседе с МК. Безруков подчеркнул, что подобные ситуации не столь однозначны и что хорошо бы было учредить независимую комиссию, определяющую квалификацию артиста.
«Репертуарный театр — это семья, но, как говорил Олег Павлович (Табаков. — RT), он не богадельня, а завод. А на заводе все должны работать на завод и повышение его благосостояния. Если вернуться к вопросу, то я за обоюдный развод, и если прощаться, то лучше решать всё полюбовно, без скандалов», — заключил Безруков.
Сцена из спектакля «Дачники»
20 августа в МК были опубликованы отрывки обращения сокращаемых артистов к президенту России (в беседе с «Газетой.Ru» Кузоятов подчеркнул, что это письмо было написано месяц назад). 16 человек, подписавших письмо, критиковали деятельность директора театра.
По данным СМИ, артисты сообщали главе государства, что, едва став художественным руководителем, Меньшиков снял с репертуара почти 90% спектаклей. Тогда в театре стали играть спектакли «Товарищества 814», одним из учредителей которого является Меньшиков. Артисты пожаловались, что на некоторые постановки были потрачены деньги, но они так и не вышли или были показаны несколько раз. Также авторы письма остались недовольны высокими гонорарами коллег и «расточительностью» руководства, на фоне которой было решено уволить некоторых сотрудников.
В МК попавшее в распоряжение издания письмо назвали «зажигательным» и подчеркнули, что «в нём много чего есть и приведённые факты руководству Ермоловского придётся опровергать».
В театре, в свою очередь, выразили несогласие с редакционной политикой МК и некоторых других СМИ «в связи с публикациями непрофессиональных статей, освещающих сложившуюся ситуацию лишь с одной стороны и провоцирующих нагнетание конфликта и распространение непроверенной информации».
Инцидент с увольнением актера Антона Хомятова из МХАТа «за пьянство» стал широко обсуждаемой темой не только в театральном сообществе. «Культуромания» решила узнать мнение главы комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской.
– Елена Александровна, что вы думаете об увольнении Эдуардом Бояковым актера, застигнутого в нетрезвом виде?
— Чтобы основательно ответить на этот вопрос, надо знать контекст, сопутствующие обстоятельства. Было ли с первых дней новым руководством МХАТа им. Горького официально заявлено о недопустимости употребления спиртного в стенах театра? Если да, увольнение актера выглядит как мера жесткая, но логичная. Если нет — остается одна жесткость, без логики. Новые правила внутреннего распорядка не могут вводиться задним числом. То есть: сначала официальное публичное предупреждение, после — заведомо понятное наказание.
Кроме того, из публикаций СМИ невозможно понять — был ли актер действительно пьян или в лифте просто ощущался запах. Первое, конечно, недопустимо, хотя, много лет отработав театральным критиком, я наблюдала за кулисами разные ситуации… Бывало, обожаемых, талантливых, поистине народных в гримерках запирали, чтобы они вечером на сцену могли выйти. Печальное зрелище, однако — что греха таить, случалось. Увольняют актера, не когда он пьет, а когда не нужен. Так что, думаю, и у мхатовской истории есть второй план, а «сто граммов коньяка» стали просто удобным поводом.
– Как вы относитесь к введению в театрах абсолютного сухого закона?
— Как к любым крайним мерам, всякому фанатичному уничтожению «до основанья, а затем» — с большой настороженностью. Я практически не пью, никогда в жизни не курила, чрезвычайно редко могу сорваться на крепкое словцо, однако маниакальная борьба с любым из этих зол пугает меня не меньше, чем само зло. Как говорил Антон Павлович Чехов, «добродетель и чистота мало отличаются от порока, если они не свободны от злого чувства».
– Надо же… А в момент назначения во МХАТ Эдуарда Боякова ходили слухи, кстати, распространяемые прессой, будто за данной фигурой стоите Вы…
— Это ни в коей мере не имеет отношения к действительности. Наша пресса в последнее время распространяет не слухи, а собственные фантазии, вот в чем проблема. Мы с господином Бояковым практически не знакомы. И при этом всегда находились в идейной противофазе. Сначала мне его деятельность в театре «Практика», новодрамовские эксперименты и прочее казались чрезмерно, прямо-таки отвязно либеральными. Теперь он пеняет мне за приглашение Сергея Шнурова в Общественный совет при Комитете Госдумы по культуре — как за нарушение нравственных норм. Я не люблю крайностей — ни правых, ни левых. Но поскольку г-н Бояков публично высказывается по поводу формирования нашего Общественного совета, я бы тоже дала ему рекомендацию — относиться к людям с пониманием.
Аркадий Пеструхин
Биография
Роман Хомятов родился 19 июня 1934 года в Ленинграде. В 1961 году окончил ВГИК (мастерская Ольги Пыжовой), по окончании института работал в театре-студии киноактёра. Одним из самых известных образов в кино — Михаил Фрунзе, роль которого воплощал на экране более 10 раз.
Последние годы Роман Хомятов не снимался. В начале 1990-х годов всех незанятых в репертуаре Театра-студии киноактёра артистов заставляли работать по обслуживанию театра. Роман Захарович работал гардеробщиком в раздевалке.
Умер 28 августа 1996 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Сын Антон (род. 1963) также стал актёром, служил в Малом театре (1994—2015), до 2019 года — артист МХАТ им. М. Горького.