Великий лекарь и ученый абу али ибн сина (авиценна)

Абу ибн сина — биография ученого

Зрелые годы

С 1015 до 1024 года Авиценна, не останавливая занятия наукой, участвовал в политике и государственных делах Хамадана. За то, что вылечил эмира Шамс ад-Давла, он был удостоен должности визиря, но у него появились враги среди военных. Эмир отклонил их требование казнить Ибн Сину, но решил выслать из владений. Спустя месяц правитель опять занемог, это заставило вернуть лекаря и снова предложить пост министра.

Достопримечательности современного ИсфаханаФото: Khaju Bridge, ru.wikipedia.org

За время заточения Авиценна доработал «Книгу о коликах», написал «Книгу о правильном пути» и философскую повесть «Живой, сын Бодрствующего». Герой ее повстречался с вечно бодрствующим стариком. И тот рассказал о своих странствиях. Душа его путешествовала всюду: и спускалась в ад, и поднималась в высшие сферы… Современники зачитывались повестью с мудрыми раздумьями и философскими мыслями.

Самым важным трудом Авиценны стала энциклопедия «Канон медицины». Она приобрела большую известность, множество раз переводилась. В «Каноне» автор обобщил взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских лекарей многих веков. Он стал руководством для докторов Европы и Востока.

Естественнонаучные и философские трактаты Авиценны были очень популярны на Востоке и Западе не одно столетие. В философии ученый был продолжателем традиций восточного аристотелизма.

Последние годы Авиценна жил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Непрерывные скитания, напряженная работа, бессонные ночи, тюремные заключения подорвали его организм. Он страдал желудочными коликами.

Могила Авиценны, Хамадан, ИранФото: Nick Taylor, ru.wikipedia.org

Умер гений по имени Авиценна в 1037 году в возрае 58 лет. Перед уходом в мир иной распорядился отпустить своих рабов, наградив их, и раздать имущество бедным.

В историях об Ибн Сине долгие века жила вера в его могущественные знания. В одной легенде говорится, что Авиценна изготовил 40 лекарств, способных вернуть к жизни умершего. Ученик, с которым он договорился, должен был после смерти оживить ученого, применяя их в строгой последовательности. Когда ученый умер, юноша начал оживление.

Используя одно лекарство за другим, он наблюдал их необыкновенное действие. Тело умершего становилось все моложе. Когда оставался последний препарат, тело Авиценны было прекрасным и юным. Казалось, он вот-вот оживет. Это настолько потрясло ученика, что он выронил сосуд с эликсиром и… содержимое вылилось в песок…

Жизнь великого ученого

Абу Али аль-Хусейн ибн Сина (Ибн Сина), известный в Европе как Авиценна. Он один из выдающихся врачей, философов, естествоиспытателей, ученых средневековья. Родился в селе Афшана близ Бухары в 980 году 17 августа (3 сафара 370). Здесь он провел молодость и начал свою научную и медицинскую деятельность.   

Когда Авиценне было около пяти лет, его семья переехала в столицу Бухару. В этом возрасте Ибн Сина уже поражал всех окружающих своим любопытством. Родители отправили его в начальную мусульманскую школу — мактаб, где он был самым младшим и способным учеником.  

С раннего детства Авиценна изучал Коран и адаб (грамматику, поэтику, стилистику). К 10 годам он достиг совершенства в обеих областях, завершив первый, начальный цикл своего образования. Выучив весь Коран, он перестал посещать мактаб, потому что знал все суры лучше своего учителя. Дальнейшее образование подросток получил от приходивших в дом учителей. Он интенсивно изучал логику, психологию, философию, физику, астрономию, математику, юриспруденцию, арифметику, алгебру, но прежде всего медицину.    

Ибн Сина очень рано заинтересовался медициной. Не достигнув 12-летнего возраста, он взял ее к себе по совету известного врача и философа Абу Салаха аль-Масихи. Затем он серьезно заинтересовался ею. Затем я пристрастился к науке исцеления, — говорится в автобиографии, — и начал читать книги, посвященные ей. А медицина — наука не сложная, и, конечно, мне это удалось в кратчайшие сроки, так что известные врачи того времени стали обращаться ко мне за советом. Я также навещал больных, и в результате полученного опыта передо мной открылись врата исцеления, которые не поддаются описанию. А мне тогда было шестнадцать лет.    

В 17 лет Ибн Сина как врач пользовался такой славой в Бухаре, что его пригласили ко двору Нуха ибн Мансура, который долгое время болел, и придворные врачи ничем не могли ему помочь. Ибн Сине в короткие сроки удалось вылечить эмира от болезни, но точно неизвестно, как и чем он его лечил. Известно, что лечение помогло и Нух ибн-Мансур правил Бухарой ​​еще год, в качестве награды Ибн-Сине разрешили пользоваться дворцовой библиотекой. В автобиографии Ибн Сина вспоминает: «Однажды эмир заболел, и врачи не могли определить его болезнь. Они знали мое имя, и они рассказали обо мне эмиру и попросили меня перезвонить. Я приехал и участвовал с ними в лечении и отличился в этой службе ему       

Основательно овладев медициной, логикой, естествознанием, Ибн Сина перешел к метафизике, которая в то время считалась одной из основных ветвей философии. Авиценна персидский философ-врач. 

В 999 году, после падения династии Саманидов, начались феодальные распри. А в 1002 году (по некоторым данным в 999 году) умирает его отец. Все это мешало ему продолжать научные занятия. Ибн Сина решает переехать в Гургандж, столицу Хорезма. До самой смерти Ибн Сина не мог вернуться на родину. Побывал у правителей Хорезма. Бродили из одного города в другой. Находясь в Гургане, он встретил Абу Убайд Джузджани, который стал его верным другом и был его учеником до конца его жизни. Джузджани записал свою автобиографию со слов Ибн Сины.         

В Гургане Ибн-Сина возобновил свою научную работу и врачебную практику. Он начал писать первую книгу своего основного труда по медицине — «Канон медицины» и других важных работ. 

Покинув Гурган в 1014 году, Ибн Сина некоторое время жил в Реи и Казвине. Затем, перебравшись в Хамадан, он поступил на службу к правителю Буида Шамс ад-Даулу (997-1021) сначала придворным врачом, а затем визирем. Здесь он написал множество своих произведений, начал работу над многотомной философской энциклопедией «Книга исцеления» («Китаб аш-Шифа»). Переехав в 1023 г. в Исфахан, он завершил его, создал другие труды и небольшую философскую энциклопедию на персидском языке «Книга знаний» («Датское имя»).   

Практически непрерывные скитания по городам Мавераннарха и Ирна, постоянная напряженная работа, бессонные ночи, многократные заключения привели к истощению организма ученого, он болел колитом, вскоре умер от колита в 1034 году 24 июня в возрасте 57 лет. Авиценна был похоронен в Хамадане, его могила сохранилась до наших дней. 

Авиценна национальность. Король медицины Ибн Сина (Авиценна)

Не будет у Хусейна сына, семьи у него своей тоже не будет. Станет он скитаться всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю…

…Родителям мальчика очень нравилось имя Хусейн. Но в те далёкие времена в благородных домах нужно было дать сыну и кунью (прозвище). «У моего мальчика обязательно будет свой сын, – смеялся Абдалла. – Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али». Откуда же было знать Абдаллаху, что вся его идея со вторым именем напрасна. А зовут этого мальчика Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина. Другое его латинизированное имя – Авиценна.

Вот его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани.

Родился ибн Сина в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана близ Бухары, Узбекистан. Начальное образование получил от отца Абдуллы – чиновника саманидской администрации. Затем он десять лет проучился в начальной мусульманской школе – мактаб, и к десяти годам ибн Сина уже знал наизусть священный Коран. На экзамене Авиценна рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. С того времени он поражал всех своей памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, им восхищались и из-за его знания арабской литературы. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию, философию, географию и многие другие науки.

Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. С 15 лет он начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый учёный; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач.

В 1002 году, вскоре после смерти отца, ибн Сина переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), в котором жили видные учёные. Следующие годы он скитался, меняя города. В 1015–1024 годах жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах.

Ибн Сина – ярчайший представитель арабского мусульманского мира, последователь Аристотеля, знаменитый учёный-энциклопедист.

По данным учёных, Авиценна написал более 450 трудов, из них до нас дошли около 240. Ибн Сина оставил огромное наследие: книги по медицине, логике, физике, математике и другим наукам. Труды Авиценны написаны в основном по-арабски и фарси. Они охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю. Ибн Сина прославился главным образом благодаря своим трудам по философии и медицине. К числу дошедших до нас философских трудов учёного относятся «Книга исцеления», «Книга спасения», «Указания и наставления» и «Книга знания». Ибн Сина использовал всё ценное, что было выработано его предшественниками в области естествознания и философии. Его труды стали вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего Средневековья.

Его справедливо можно назвать королём медицины. Он один из величайших учёных-медиков в истории человечества. По данным разных источников, общее число медицинских трудов ибн Сины доходит до 50, но до нас дошло всего 30. Однако главным медицинским трудом ибн Сины, принёсшим ему многовековую славу во всём культурном мире, является «Канон врачебной науки». Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается всё, что относится к профилактике и лечению болезней. Он оказал огромное влияние на учёных Востока и Европы в течение нескольких столетий. «Канон» также оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира. Он многократно переводился на многие европейские языки.

В «Каноне врачебной науки» содержатся указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении. Ибн Сина описал множество новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. Например, с его именем связывают первое применение ртути.

Во всех старейших университетах Европы до середины 12 в. изучение и преподавание медицины основывалось на труде ибн Сины.

Сохранились немногочисленные стихи ибн Сины на арабском языке и на фарси – в основном в форме рубаи. Более того, многие свои научные трактаты он написал стихами в размере раджаз. Им написано несколько произведений, которые оказали заметное влияние на последующую персоязычную литературу.

Умер Абу Али Хусейн ибн Сина 24 июня 1037 года.

Пожалуй, нет ни одного учёного и целителя древности, который оказал столь сильное влияние на медицину и философию Востока (под именем ибн Сина) и Запада (под именем Авиценна), как этот замечательный учёный.

Краткая биография

Имя: Ибн Сина, но иногда неверно пишут «Авицена».

«Жаль, если ты сожалеть о содеянном станешь,

Раньше, покинутый всеми, от мира устанешь.

Делай сегодня то дело, что выполнить в силах,

Ибо возможно, что завтра ты больше не встанешь».

Полное имя: Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на Родился: 980 AD Умер: 1037 AD Место рождения: Kharmaithen, Кармахен, провинция Бухара (современный Узбекистан) Место смерти: Hamadan, Хамадан, в Северной Персии, (современный Иран) Тип ученого: отец современной медицины, врач, химик, физик, естествоиспытатель, астроном, философ (отец Avicennism) Самая важная книга:

(1) «Аль-Канун Филь Теб» (Закон медицины).

(2) «Данешнамех Алай» (Книга научных знаний).

Исторический период: династия Саманидов, династии Qaznavid.

Авиценну, или Ибн Сину, персидского ученого — философа десятого века, часто называли самой провокационной фигурой в истории мысли Арабского Востока.

С широтой диапазона, силой мысли и единством замысла Авиценна непревзойденный мастер-учитель среди философов. Его помыслы простирались далеко за пределы философии восточных земель, что привело к созданию наиболее полной философской системы, которую на тот момент исламский мир мог иметь.

Одна из первых теорий о темпераменте человека.

Психологическая основа для различия людей по внутренним признакам.

Ибн Сина написал и обосновал собственное учение о темпераментах и типах характера.

Рассматривая его труды можно заметить хорошо нам теперь известное деление типов темпераментов данное в поэтичной форме восточного психолога.

Натура людская разделена быть может на четыре типа:

  1. Горячий.
  2. Холодный.
  3. Влажный.
  4. Сухой.

Далее ученый писал, что эти натуры (типы темпераментов) не являются постоянными у человека, а порой могут меняться, если воздействия на человека сильны. Этими воздействиями могут быть как внешние (погода, климат, смена времен) так и внутренние.

Подобные изменения в жидкостях имеющихся в организме, также могут корректировать природу человека в определенном направлении.

Исследуя простые типы, Авиценна выделил ещё четыре дополнительных.

Это «более комплексные натуры, и в зависимости от того что, преобладает в данный момент в организме человека либо:

  1. Кровь.
  2. Слизь.
  3. Жёлтая желчь.
  4. Чёрная желчь.

Научные труды

Помимо объединения имеющихся тогда знаний, книга богата оригинальным авторским откровением. Это своего рода биография Авиценны как ученого. Его важный оригинальный вклад включает в себя такие достижения, как признание заразительной природы туберкулеза, распространение болезней по воде и почве, а также взаимодействие между психологией и здоровьем. Помимо описания методов лечения и диагностики, книга описала почти восемь сотен видов лекарств и стала самой подлинной и первой фармакопеей эпохи. Ибн Сина также был первым, кто описал менингит и внес значительный вклад в анатомию, гинекологию и здоровье детей. Биография врача и философа Авиценны пестрит достижениями в разных областях науки.

Ученик Авиценны реальная история. «Лекарь: ученик Авиценны»: обрезать отросток

Довольно долгий фильм, продолжительностью 2,5 часа, но ничуть не утомляющий, а, напротив, захватывающий и познавательный, заставляющий думать, сопереживать и надеяться на лучшее. Заодно подтверждающий, что если очень сильно чего-то хотеть, то непременно это получишь, пускай и весьма высокой ценой. Это одна из самых свежих режиссёрских работ Филиппа Штёльцля (2013 г.), уже успевшего набить руку на исторических картинах типа « Гёте! ».

Фильм рассказывает об англичанине Роберте Коуле (его сыграл Том Пэйн), жившем в XI веке. Став свидетелем смерти матери, скончавшейся из-за неизлечимой, как тогда казалось, болезни кишок, юный Роб решает посвятить свою жизнь врачеванию. А когда, уже сделав первые, вполне уверенные шаги к поставленной цели, узнаёт о самом знаменитом целителе мира из Персии, то отваживается на преодоление едва ли не трети земного шара, чтобы стать учеником Авиценны (Бен Кингсли).

Путь этот окажется куда более долгим и не ограничится лишь фактическим прибытием в пункт назначения. Придётся пройти и другой «путь» – от обрезания (вопреки христианской вере) до разрезания трупов (вопреки учениям Гиппократа) и овладению искусством вырезания аппендикса. Коул предстоит также отстаивать своё право на любовь к чужой жене и отцовство, что было бы невозможно без покровительства со стороны властителя Персии, который сам едва не ушёл в мир иной из-за аппендицита.

https://www.youtube.com/watch?v=EzYiS6wdT28

Степан РАТНИКОВ.

Сущность и Существование

Авиценна отверг классическую исламскую теологическую доктрину сотворения, а вместо этого развил неоплатоническую идею эманации. Он утверждал, что космос не имеет временного начала, но является естественным логическим продуктом Божественного. По своей природе Божественный производит упорядоченный и хороший космос, который не наследует Его во времени, только в логическом порядке и в существовании.

Авиценна разработал хронологию доказательств и логических объяснений существования Бога: мы знаем из нашего феноменального опыта мира, что вещи существуют; ни одна сущность не может существовать без причины; цепь причинности не может быть бесконечной, но в конечном итоге должна прийти к Первой причине, которой является Бог.

Бытие было разделено на три класса: необходимое, возможное и невозможное. Первопричина по своей природе необходима, и характеристики первой причины наделяют все условные сущности своими собственными потребностями в нисходящей иерархии необходимости, которая достигает кульминации во всем подлунном мире.

Авиценна провел различие между сущностью и существованием. Чтобы сущность была реализована во времени, как бытие, существование должно быть необходимым самой сущности. Эта конкретная причинно-следственная связь является неотъемлемым свойством сущности, заключающейся в том, что оно не обусловлено.

О пульсе

Пульс у мужчин в дороге жизни всей
Быстрее, чем у женщин, и сильней.
Пульс в юности свой ускоряет бег,
Замедлен он, коль полон человек.
Зимою склонен к большему покою,
Уравновешен раннею весною.
Пульс у ребенка тоньше и быстрей.
У взрослого — замедленней, слабей….

Гениально, не правда ли? А самое главное — насколько эти наставления соответствуют здоровому образу жизни. Поэтому всегда полезно перечитывать труды великих учёных.

Афоризмы и цитаты Ибн Сины

Чтобы иметь общее представление об этом великом учёном, приведём его ряд цитат и высказываний, которые свидетельствуют о его уме и мировоззрении.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Коль смолоду избрал к заветной правде путь,
С невеждами не спорь, советы их забудь.

Когда к невеждам ты идёшь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослинных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.

Послесловие

О нём рассказывают легенды, поют песни. Он стал героем сказок.

Авиценна умер в дороге. Полузнакомый человек написал с его слов завещание. Все имущество своё Авиценна велел раздать бедным, слуг отпустить на волю.

Спустя 500 лет его труды изучали и цитировали Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. В фантастическом плане о нём упоминается в «Божественной комедии» Данте и «Валенсианских безумцах» Лопе де Вега. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния. Его именем названа малая планета 2755 Avicenna. В 2006 году пик Ленина на Памире переименован в пик Абу Али ибн Сина.

В 1954 году, по мусульманскому летосчислению, исполнилась тысяча лет со дня рождения Авиценны. По призыву Всемирного Совета Мира эту дату отмечали во многих странах. В иранском городе Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны. На открытии мавзолея среди ученых мира присутствовала и советская делегация.

Ибн Сина — блистательный достижение огромного пройденного человечеством пути. Есть поколения — корни, поколения — завязи, поколения, на которые падает тысячелетиями подготавливаемый расцвет. Работа всех бессмертна. Благородные мысли не умирают, а собираются в некое Хранилище, как говорил Ибн Сина, — в Ноосферу, как говорил Вернадский. Ноосфера сохраняет и улучшает мир.

Главное — осуществить точное «хронологическое распластавание» Ноосферы — этого великого накопленного человечеством интеллектуального богатства. Главное — выстроить из хаоса камней стройный горный хребет, где каждая прожитая во имя Истины жизнь стала бы той или иной вершиной. Но сколько забытого, исчезнувшего, непонятого… И порою в стране гор не хватает как раз самой главной, самой ослепительной, купающейся в облаках вершины.

При его жизни и потом, в каждом веке, учёные спорили о книгах мудреца, яростно защищая или яростно ниспровергая их. Жизнь великого непокорённого скитальца стала символом честного служения Истине. Он весь — тайна. В последний период жизни зашифровывал свои мысли так, что до сих нор учёные не могут найти им однозначное толкование, Его жизнь, рассказанная им самим своему наипреданнейшему ученику, — сплошной ребус. Учёные до сих пор пытаются объяснить мотивы тех или иных поступков Ибн Сины, выстроить его характер, найти закономерность его судьбы. Но сложны не только его жизнь, его труды, сложна и эпоха — восточное средневековье. Учёные мира в течение многих веков размышляют над всем этим, совершая подвиги преданности и титанического труда.

Авиценна известен и не известен. Но его знают как символ великой восточной мудрости.

Детство

Первые знания Хусайн получил от отца — зажиточного чиновника. Уже в раннем возрасте было ясно, что его первенец родился с незаурядными способностями и невероятной жаждой знаний. Он с первых лет отличался от прочих детей. Однажды он уронил глиняную игрушку. Она разбилась, а малыш произнес первое слово: «Почему?» И стал повторять его десятки раз в день.

Рассказывали о Хусайне и такой случай. Служанка, показывая малышу золотое колечко матери, случайно выронила его. Кольцо оказалось в мешке с крупой. Тут ее окликнули, и, забыв о кольце, она ушла. В мешок досыпали крупы и отнесли в место хранения.

Мальчик видел это. На следующий день его мать не нашла свое кольцо. Ее подозрение пало на служанку. Та твердила, что не брала его, но ей не поверили. Девушку выгнали. Маленький Хусайн кричал и плакал, пытаясь что-то сказать, но его лепета не могли разобрать. А спустя пару дней мальчик заговорил… о колечке и служанке, с которой поступили несправедливо.

Колечко нашли. Перед служанкой извинились, даже отблагодарили ее. Она не вернулась в дом, но потом много раз рассказывала эту историю.

Как-то к родителям Абу Али приехал дядя. И вечером на ковре вместе со взрослыми тихо сидел едва научившийся говорить Хусайн. Он внимательно слушал их.

Дядя, говоря о чем-то, стал цитировать Рудаки. «Тех, кто жизнь прожив, от жизни не научится уму», — произнес он и… далее забыл. А мальчик продолжил: «Никакой учитель в мире не научит ничему». Гости изумленно глядели на малыша…

Статуя поэта А. Рудаки в Душанбе, ТаджикистанФото: Mr. Gadi Zafrir, ru.wikipedia.org

Хусайн изучал Коран и в 10 лет знал его наизусть. Когда он сказал об этом учителю, тот оскорбился и решил, что мальчик обманывает. Он воскликнул, что эту Книгу изучают многие годы, а наизусть знают редкие люди, которые получают почетное звание «хафиз».

Учитель проэкзаменовал Хусайна и, убедившись, что тот сказал правду, в растерянности сообщил, что он действительно «хафиз».

В это же время будущий ученый занимался грамматикой, стилистикой и поэтикой, арифметикой и алгеброй. А позже начал изучать с домашним учителем логику, Евклидову геометрию и «Альмагест» Птолемея. Но скоро и этот учитель признал, что не может удовлетворить интерес необычного ребенка.

— Всю жизнь я размышлял над законами мира, изучал науки и лишь недавно открыл для себя то, что ты сказал мне сейчас, — признался он. — Скажи мне, зачем ты сидишь над книгами? Знания не приносят счастья! Ты будешь все время мучиться и терзать себя…

— Я не могу жить, не узнавая чего-то нового, — ответил мальчик.

Далее Авиценна продолжал учиться самостоятельно. Своим главным делом он решил сделать медицину. Он мечтал подарить людям долголетие. При этом практиковал — бесплатно лечил больных.

Статуя Авиценны в составе Павильона персидских учёных перед офисом ООН в Вене, АвстрияФото: Yamaha5, ru.wikipedia.org

Философия

Многие работы, сочинения великого Авиценны утрачены, переписаны малограмотными переводчиками, что вызывает сложности построить точную картину его философских суждений. Но некоторые труды все же сохранились. Согласно убеждениям Хусейна наука делится на три категории:

  1. Высшая.
  2. Средняя.
  3. Низшая.

Авиценна не противился теории в отличие от большинства ученых, что началом всех начал, первопричиной всего существующего на планете является Бог. Установив вечность мира, он детально проанализировал сущность души человека, которая приходит в разных обличиях и телах (как животное или человек) на землю, а после снова возвращается к своему Творцу.  

Философская позиция Ибн Сины подверглась жесткой критике со стороны еврейских мыслителей, суфий (эзотерики в исламе), однако ученый нашел и множество сторонников, последователей.   

Наследие Авиценны

Замечание 1

«Книга исцеления» — энциклопедический труд, написанный на арабском языке, был посвящен логике, биологии, физике, психологии, геометрии, музыке, арифметике, астрономии и метафизике.

Основными медицинскими произведениями Авиценны являются:

«Канон врачебной науки» — энциклопедический труд, в котором осмысливаются и перерабатываются предписания античных медиков, в соответствии с достижениями арабской медицины. Ибн Сина предполагал, что заболевания могут быть вызваны некими мельчайшими существами

Он первым обратил внимание на сверх заразность оспы, описал холеру и чуму, сделал описание проказы и многих других заболеваний. В «Каноне» две книги посвящены характеристикам лекарственного сырья, лекарственных средств, описаниям способов их изготовления и употребления. «Лекарственные средства» — написаны при первом посещении Хамадана

В произведении подробно описывается роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности лечения сердечных болезней.
«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок».

«Лекарственные средства» — написаны при первом посещении Хамадана. В произведении подробно описывается роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности лечения сердечных болезней.
«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок».

В своем труде, касающемся роли и места физических упражнений для оздоровления и лечения, он давал определения физическим упражнениям:

Определение 1

физические упражнения – это ряд произвольных движений, приводящих к непрерывному, глубокому дыханию.

Ибн Сина разработал процесс перегонки эфирных масел. Он мог добыть соляную, серную и азотную кислоты, гидроксид натрия и калия.

Ибн Сина раскритиковал астрономические представления Аристотеля, касающиеся отражения звездами солнечного света, утверждая, что звезды обладают собственным светом (правда, полагая, что и планеты светятся сами).

Во время пребывания в Гургане, Ибн Синой был написан трактат об определении долготы этого города. Он не мог использовать методы Абу-л-Вафа или ал-Бируни, поэтому разработал новый метод, заключающийся в процессе измерения кульминационной высоты Луны и сравнение ее с высотой в Багдаде через вычисления методом сферической тригонометрии.

Значительный вклад был внесен Ибн Синой в процесс развития теории вложенной силы – это средневековая теория движения, в соответствии с которой причина движения брошенных тел заключается в некоторой силе (импульсе), которая вложена в них извне.

«Стремление» может быть трех типов: психическое, характерное живым существам, естественное и насильственное:

  • Естественное стремление – результат действия тяжести, проявляющийся падением тела, то есть естественным движением тела, как и писал Аристотель.
  • Насильственное стремление – сообщается брошенному телу «двигателем». С движением тела такое насильственное стремление становится меньше в связи с сопротивлением среды.

Ибн Сина в понимании предмета метафизики был согласен с Аристотелем. Ибн Сина утверждал, что Творец и мир – существовали всегда и возникли одновременно. Творение в вечности объяснялось Ибн Синой посредством неоплатонического понятия эманации, обосновывая этим логический переход от первоначального единого к множественности сотворенного мира. Но материю он рассматривал в качестве не конечного результата нисхождения единого, а в качестве необходимого элемента любого возможного бытия.

Душа и тело образуют единую субстанцию, которой обеспечивается целостное воскрешение человека. Абсолютную истину можно постичь через интуитивное видение, которое является кульминацией процесса мышления.

Ибн Синой было разработано уникальное учение о характере и типах темперамента человека. В соответствии с его учением, человеческая натура может быть четырех типов:

  • горячая;
  • холодная;
  • влажная;
  • сухая.

В современной психологии это соответствует четырем типам темперамента. Эти натуры не стабильны и могут изменяться при влиянии внутренних и внешних факторов, к которым относят смену времен года и метеоусловий. Кроме таких простых натур, Авиценна выделял еще четыре сложных, на основании одной их четырех жидкостей человеческого организма:

  • желтая желчь;
  • черная желчь;
  • кровь;
  • слизь.

Музыку Ибн Сина относил к математическим наукам, как это было принято в Средние века. Музыку он определял в качестве науки, занимающейся изучением звуков в их соотношениях, цель которой – установить правила создания композиции.

Также Авиценна изобрел распространенный в Средней Азии смычковый инструмент – гиджаку.

Детство

Будущий ученый родился в 980 году, недалеко от Бухары, в Средней Азии. С самого раннего детства ребенок отличался умом и сообразительностью. К десяти годам прекрасно знал Коран. В бухарской школе он сначала изучал законодательство, а позже — философию, логику и геометрию. Это была эпоха расцвета мусульманской науки. Восточные ученые оказались на несколько шагов впереди по сравнению с европейскими средневековыми монахами. Один из них — Абу Абдаллах Натили — взялся за обучение многообещающего подростка.

Авиценна, биография которого в дальнейшем ознаменовалась многочисленными самостоятельными открытиями, быстро вышел из-под опеки наставников и стал заниматься в одиночку. Большое влияние на 16-летнего юношу оказала книга Аристотеля «Метафизика».

Философия и религия

Энциклопедия, написанная Авиценной, называется «Китаб аш-Шифа». Книга стала монументальным трудом, охватывающим обширную область знаний от философии до науки. Он классифицировал всю область следующим образом: теоретические знания: физика, математика и метафизика; и практические знания: этика, экономика и политика. Его философия синтезирует аристотелевские традиции, неоплатонические влияния и мусульманское богословие.

Как говорится в биографии, Абуали ибни Сино также интересовался математикой, физикой, музыкой, искусством и другими точными и гуманитарными науками. Он объяснил «изгнание девяток» и его применение для проверки квадратов и кубов. Авиценна сделал несколько астрономических наблюдений и разработал устройство, похожее на вернье, чтобы повысить точность инструментальных чтений.

Его вклад в физику невозможно переоценить. Авиценна посвятил несколько трудов проблемам изучения различных форм энергии, тепла, света и механики, а также таких понятий, как сила, вакуум и бесконечность

Он сделал важное наблюдение: если восприятие света происходит из-за излучения какого-либо вида частиц источником света, скорость света должна быть конечной. Ученый предположил, что существует взаимосвязь между временем и движением, а также провел исследования по удельному весу и использовал воздушный термометр

В области химии он не верил в возможность химической трансмутации, потому что, по его мнению, металлы отличались в фундаментальном смысле. Эти взгляды были радикально противоположны тем, которые преобладали в то время. Как говорится в биографии Абуали ибни Сино, его трактат о минералах был одним из «главных» источников геологии христианских энциклопедистов тринадцатого века. Помимо «Шифа», известны его трактаты по философии — «Ан-Наджат» и «Ишарат».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: