Текущий репертуар
- 1993 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского, постановка Петра Фоменко, премьера 24 апреля 1993 года
- 1996 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина. Режиссер Петр Фоменко, премьера 7 марта 1996 года
- 1997 — «За двумя зайцами…» М. Старицкого. Режиссёр Александр Горбань, премьера 28 октября 1997 года
- 1999 — «Посвящение Еве» Э.-Э. Шмитта. Режиссёр Сергей Яшин, премьера 22 апреля 1999 года
- 2000 — «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского, постановка Владимира Иванова, премьера 22 ноября 2000 года
- 2001 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, постановка Владимира Мирзоева, премьера 28 февраля 2001 года
- 2002 — «Царская охота» Л. Зорина, постановка Владимира Иванова, премьера 3 ноября 2002 года
- 2003 — «Чайка» А. П. Чехова, постановка Павла Сафонова, премьера 3 мая 2003 года
- 2003 — «Фредерик, или Бульвар преступлений» Э.-Э. Шмитта, постановка Николая Пинигина, премьера 7 декабря 2003 года
- 2004 — «Мадемуазель Нитуш» Эрве, постановка Владимира Иванова, премьера 30 декабря 2004 года
- 2008 — «Матрёнин двор» А. И. Солженицына, постановка Владимира Иванова, премьера 13 апреля 2008 года
- 2008 — «Берег женщин» (хореографическая композиция по мотивам песен Марлен Дитрих), хореограф-постановщик Анжелика Холина, премьера 22 августа 2008 года
- 2008 — «Последние луны» (две истории по пьесам Фурио Бордона «Последние луны» и Гарольда Мюллера «Тихая ночь»), постановка Римаса Туминаса, премьера 8 декабря 2008 года
- 2009 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова, постановка Римаса Туминаса, премьера 2 сентября 2009 года
- 2009 — «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголь, руководитель постановки Римас Туминас, премьера 19 декабря 2009 года
- 2010 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, постановка Римаса Туминаса, премьера 21 января 2010 года
- 2010 — «Мера за меру» У. Шекспира, постановка Юрия Бутусова, премьера 7 сентября 2010 года
- 2011 — «Принцесса Ивонна» В. Гомбровича, постановка Владимира Мирзоева, премьера 21 января 2011 года
- 2011 — «Ветер шумит в тополях» Ж. Сиблейраса, постановка Римаса Туминаса, премьера 19 февраля 2011 года
- 2011 — «Люди как люди» по пьесе М. Горького «Зыковы», постановка Владимира Иванова, премьера 3 апреля 2011 года
- 2011 — «Тихая моя Родина» (спектакль-концерт), сценическая версия и постановка Владимира Иванова, премьера 16 мая 2011 года
- 2011 — «Прощальные гастроли» Ю. Эдлиса, постановка Олега Форостенко, премьера 8 сентября 2011 года
- 2011 — «Пристань» по мотивам произведений Б. Брехта, И. А. Бунина, Ф. М. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А. С. Пушкина, Э. де Филиппо, У. Шекспира, постановка Римаса Туминаса, премьера 11 ноября 2011 года (к 90-летию театра)
- 2011 — «Медея» Ж. Ануя, постановка Михаила Цитриняка, премьера 29 ноября 2011 года
- 2012 — «Бесы» Ф. М. Достоевского, постановка Юрия Любимова, премьера 27 марта 2012 года
Театр Вахтангова: спектакли и актеры
До 1941 года «Принцесса Турандот» неизменно ставилась на сцене театра, ее сыграли 1035 раз, и всегда с неизменным успехом. Первыми исполнителями ролей были ученики Вахтангова: Мансурова, Завадский, Орочко, Щукин, Глазунов, Симонов, Кудрявцев. В середине шестидесятых годов режиссером спектакля стал Рубен Симонов, и снова постановка была злободневной и имела успех. Актерский состав, естественно, поменялся, но по своему таланту не уступал предыдущим. Самыми задействованными актерами стали Ульянов, Максакова, Лановой, Гриценко, Яковлев, Греков, Борисов и другие.
В 1987 году театр им. Вахтангова возглавил Михаил Ульянов. Для себя Ульянов решает, что не будет заниматься режиссурой, так как это не его профессия и он не обладает таким даром. Во-вторых, руководитель не желает сокращать актерский состав, а наоборот — привлекает к себе крупных режиссеров и драматургов. Главной задачей для руководителя была идея ставить только талантливые пьесы и сохранить театр Вахтангова, не дать ему распасться на группы. Надо сказать, что Михаил Ульянов выполнил свою миссию, лично участвуя в постановках и приглашая именитых режиссеров, таких как Роман Виктюк, Римас Туминас и других.
Болезнь и смерть
Через два месяца гениального режиссера не станет, он умрет от рака желудка, испытывая страшные боли и уже никого не узнавая. В бреду ему все время чудился Лев Толстой или казалось, что он принимает рапорты о пожаре. Внезапно он стал звать: «Папи, папи», Рубен Симонов пояснил, что это слово по-армянски обозначает «дедушка»…
Умер Евгений Багратионович Вахтангов вечером 29 мая 1922 года. Принципом гениального режиссера был девиз, оставленный в наследство режиссерам и актерам будущих поколений. Он говорил, что из актеров необходимо выбирать талантливых, затем из них — интеллигентных, и работать, работать, работать. Евгений Вахтангов стал основателем фантастического реализма, его «Принцесса Турандот» до сих пор ставится на сцене и считается лучшей постановкой театра.
Личная жизнь
Вахтангов не только отличился в профессиональной сфере, повезло ему и в личной жизни. Его будущая жена – Надежда Байцурова появилась на свет во Владикавказе в скромной семье. Когда девушка познакомилась с Вахтанговым, то уже несколько лет самостоятельно зарабатывала на хлеб, работая переводчицей текстов для местной газетенки «Терек». Евгения же в это время было всего 18 лет, он учился в гимназии. Надежда начинает посещать вместе с Вахтанговым его спектакли и даже играть на сцене. Отец Евгения жестко выступил против этого брака, считая его мезальянсом, он даже угрожал лишить своего сына наследство. Смягчился Багратион лишь после рождения внука.
Вахтангов и его супруга Надежда
Надежда вместе с любимым переезжает в столицу и поступает учиться историко-филологическое отделение Высших женских курсов. После их окончания она занимает место заведующей литературной частью Третьей студии МХТ.
Евгений Вахтангов с сыном
Подробности жизни Евгения и Надежды неизвестны общественности, но близкие друзья семьи говорили, что супруга во всем поддерживала режиссера и закрывала глаза на то, что он пропадал в театре. В семье подрастал сын Сергей.
Работы в театре
- «Живой труп» Л. Н. Толстого — Цыган
- «Синяя птица» Метерлинка — Сахар
- «Гамлет» Шекспира — 2-ой актёр
- «Двенадцатая ночь» Шекспира — Шут
- пьеса «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева, 1913
- «Праздник мира» Гауптмана, 1913
- «Николай Ставрогин», 1913
- «Мысль» Андреева — Крафт, 1914
- «Сверчок на печи» по Диккенсу — Текльтон, 1914
- «Каменный гость» — Гость у Лауры, 1915
- «Потоп» Бергера — Фрезер, 1915
- «Праздник мира» Г. Гауптмана (15 ноября 1913 г. — 1-я Студия)
- «Потоп» Г.Бергера (26 апреля 1915 г. — 1-я Студия)
- «Росмерсхольм» Г. Ибсена, 1918
- «Свадьба» А. П. Чехова (1920, 3-я Студия)
- «Чудо Святого Антония» Метерлинка (1921, 3-я Студия)
- «Эрик XIV» А. Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921)
- «Гадибук» Ан-ского (еврейская студия «Габима», 1922).
- «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова (еврейская студия «Габима», 1922, живописец Н. И. Альтман)
- «Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922)
Дальнейшая участь театра
Театр им. Вахтангова во время Великой отечественной войны был разрушен, но в 1947 году восстановлен по проекту архитектора Абросимова. Остались мемуары актера Леонида Шихматова, в которых он вспоминал о внутреннем строении театра. Если в самом начале зрительских мест хватало на триста человек, то после войны здание настолько увеличилось, что вмещало в себя тысячу двести зрителей.
Знаменательно, что с момента открытия студенческой студии до сих пор действует театральная школа, которая больше известна как Театральный институт имени Бориса Щукина при театре Вахтангова. Здание института находится рядом с театром и почти все Вахтанговские актеры — выходцы из данной альма-матер.
Евгений Багратионович Вахтангов
Театралы знают, что Евгений Вахтангов родился 13 февраля в 1883 году в семье богатого армянина Багратиона (Баграта) Вахтангова, имевшего табачную фабрику. Отец желал, чтобы сын пошел по его стопам и стал фабрикантом, но характер Евгения был другим.
В кармане деда всегда находился леденец или другой лакомый кусочек для внука. Сергей Абрамович Вахтангов после смерти жены покинул Тбилиси вместе с детьми и поселился во Владикавказе. Он так и не нашел себя и не смирился с потерей любимой женщины. Кроме того, его коробило, что сын русифицировал свое имя и женился на русской женщине.
Единственным другом его станет внук Женя. Однако страсть к выпивке давала о себе знать. И однажды старик уединился в комнате, откуда потом уже не вышел, ударив себя острым перочинным ножом в живот ниже ребер. Смерть была мучительной.
Начало творческого пути
Начиная с 1909 года, Вахтангов активно работает и руководит драматическим кружком. Им поставлено множество спектаклей на театральной сцене своего города. Но судьба заставила его через некоторое время уехать в Москву. Отец был крайне недоволен, что его фамилия появилась на театральных афишах города, тем самым нанося ущерб его деятельности и репутации. Именно поэтому театральная карьера Вахтангова в родном городе так и не состоялась.
После переезда в Москву начинается активная работа Евгения в художественном театре, где он участвует во всех постановках.
Вахтангова приглашают преподавать во многие столичные театры и школы, он помогает творческой молодежи, создающей любительские театры, в выборе репертуара и обучает актерскому мастерству будущих служителей театра. Чаще всего Евгений Багратионович бывает в Мансуровской студии, к которой относится с трепетом и любовью. Именно эта студия в 1920 году станет называться Драматической студией, а в дальнейшем — Государственным академическим театром, которому позже будет присвоено имя Евгения Вахтангова.
Общая информация
Евгений появился на свет во Владикавказе в семье фабриканта. Однако дальнейшая биография Евгения Вахтангова не была связана с финансовыми делами, его всегда привлекало творчество.
Интересно! Отец Вахтангова являлся не только купцом второй гильдии, но и новатором в табачном деле. Именно на его производстве впервые стал использоваться труд инвалидов. Слепые рабочие брали 25 папирос и укладывали их в специальный контейнер.
Мать Евгения, как и его отец, происходила из обеспеченной семьи, она была сильно привязана к сыну. Именно ее любовь к православной вере оказала сильное влияние на формирование личности Вахтангова. Отношение отца также повлияло на Евгения. Родитель был строгим и деспотичным, он не разделял увлечений сына творчеством и никак не хотел их поддерживать, считая чем-то несерьезным. Багратион мечтал, чтобы сын продолжил его дело, а не «кривлялся» на театральных подмостках.
Вахтангов в детстве
Недопонимание между Вахтанговым-старшим и его сыном приняло серьезные обороты, после отъезда Евгения из Владикавказа, он так больше никогда и не посетил родной дом. Он даже не приехал на похороны отца.
Римас Туминас
В 2007 году после болезни художественный руководитель покинул этот мир, но заранее решил, кто станет художественным руководителем театра. По его протекции театр возглавил режиссер Римас Туминас, литовец по происхождению. Несмотря на все усердие предыдущего руководителя, Римасу Туминасу пришлось вводить новшества в театр для его возрождения. Режиссер решил относиться к актерам, как к членам семьи, отменив наказания за опоздания и другие мелкие проступки.
К счастью режиссера, несмотря на почтенный юбилей (театру исполнилось 95 лет), в театре пока еще служат старики. «Пристань» (спектакль театра Вахтангова) — это постановка, где они показали высший класс. Он оказался переломным и для актеров и для режиссера. Пять лет назад спектакль вышел к юбилею театра, исполнителями стали такие актеры, как Юлия Борисова, Людмила Максакова, Василий Лановой, Владимир Этуш, Ирина Купченко, Евгений Князев, Галина Коновалова.
Сама постановка необычна и состоит из фрагментов разных произведений. Так, Василий Лановой читает Пушкина, Людмила Максакова играет Бабушку из «Игрока» по Достоевскому, Юлия Борисова великолепна в «Визите старой дамы» по Дюрренматту, Владимир Этуш в пьесе Миллера вызывает хохот и овации публики, а Юрий Яковлев спокойно и просто играет в «Темных аллеях» Бунина.
Биография
Евгений Вахтангов родился во Владикавказе, в доме на улице Армянской, напротив Церкви Григория Просветителя, в зажиточной патриархальной семье табачного фабриканта, армянина Багратиона Сергеевича Вахтангова и Ольги Васильевны Лебедевой. В 1903 году поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). С 1901 года участвовал в любительских драматических кружках в качестве актёра и постановщика. Испытывал сильное влияние МХТ. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек». В 1909 году поступил в Москве в театральную школу А. И. Адашева (его учителями были Л. А. Сулержицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов), по окончании которой в 1911 году был принят в число сотрудников МХТ.
Вахтангов стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных Вахтанговым ролях (Текльтон в «Сверчке на печи» Диккенса, 1914; Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: «Праздник мира» Гауптмана (1913), «Потоп» Бергера (1919, играл роль Фрезера).
В 1919 году Вахтангов возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность Вахтангова. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии.
Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках — «Эрик XIV» Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), «Гадибук» Ан-ского (еврейская студия «Габима», 1922). Стремление Вахтангова к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально», нашло блестящее воплощение в его последней постановке — пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» Гоцци, художник Игнатий Нивинский (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко и др. театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.
Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были: идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей Вахтангова — режиссёров Р. Н. Симонова, Б. Е. Захавы, актёров Б. В. Щукина, И. М. Толчанова, Михаила Александровича Чехова и др.
Болел раком желудка. После 24 мая самочувствие режиссёра резко ухудшается, он не узнает близких, забывается морфием. Во время премьеры «Принцессы Турандот», находился дома, не имея возможности присутствовать из-за болезни. В антракте между актами к нему домой приехал Станиславский с хвалебными отзывами о спектакле. Вахтангов умер 29 мая 1922 года, похоронен 31 мая на Новодевичьем кладбище.
Литература
- Антокольский П. Г. Е. Б. Вахтангов работает над Чеховым.— Театр и драматургия, 1935, № 2, с. 26.
- Беседы о Вахтангове. Записаны Х. П. Херсонским, М. — Л., 1940.
- Горчаков Н. М., Режиссёрские уроки Вахтангова, М., 1957.
- Дикий А. Д. Повесть о театральной юности, с. 274—275.
- Евгений Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959 (библ.).
- Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.:, Индрик, 2011. Т. 1 — 519 с., илл.; Т. 2 — 686 с., илл. ISBN 978-5-91674-111-7.
- Евгений Вахтангов в театральной критике / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Театралис, 2016. – 703 с.; илл. ISBN 978-5-902492-36-8.
- Вахтанговцы после Вахтангова: В 2 т. Т. 1: Документы / Публ., сост. и коммент. В.В. Иванова; Т. 2: Театр-дом. Фотографии. Рисунки. Воспоминания / Публ., сост. и коммент. А.М. Бруссер. М.: Театралис, 2020. Т. 1 – 367 с., илл.; Т. 2 – 407 с., илл. ISBN 978-5-9022492-56-6
- 3ахава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (библ.).
- Захава Б. Вахтангов и Чехов.— Сов. искусство, 1935, 29 янв.
- Захава Б. Е. Воспоминания. Спектакли и роли. Статьи. М., 1982.
- Зограф Н., Вахтангов, М.—Л., 1939.
- Иванов В. В. Евгений Вахтангов и Михаил Чехов. Игра на краю или театральный опыт трансцендентального// Русский авангард 1910—1920-х годов и проблема экспрессионизма / Редколлегия: Г. Ф. Коваленко и др. М.,2003. С. 464—478. ISBN 5-02-006374-6.
- Иванов В.В. Последний сезон Вахтангова // «Золотой сезон» советского театра. 1921/1922 / Сост. Е.В. Соколова. СПб.: Изд. «Левша. Санкт-Петербург», 2016. С. 6–19. ISBN 978-5-86845-208-6.
- Иванов О. К. Вахтангов и вахтанговцы / Иванов О. К., Кривицкий К. Е. — М.: Моск. рабочий, 1984. — 157 с.
- Луначарский А. В. О Вахтангове и вахтанговцах. М., 1959.
- Масс А. В. Вахтанговские дети / Анна Масс. — М.: Аграф, 2005. — 447 с — (Символы времени). — ISBN 5-7784-0316-X: 339.00.
- Павлов А. Т. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 116. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
- Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959.
- Филиппов В. Вахтангов. — Искусство трудящихся (М.), 1925, № 26, с. 3.
- Цветаева М. Повесть о Сонечке.
Евгений Вахтангов: биография
Евгений Вахтангов — выдающийся режиссер, а также актер и преподаватель. Евгений Багратионович не только подарил театралам множество талантливых постановок, но и основал собственную студию, позже переименованную в Театр имени Вахтангова.
→ Евгений Вахтангов в детстве
Будущий режиссер родился 13 февраля 1883 года. Детство Евгения Багратионовича прошло во Владикавказе, в семье фабриканта. Однако мальчика не привлекали финансовые дела и коммерция. Душа Евгения Вахтангова тянулась к творчеству.
В 1903 году юноша поступил на факультет естественных наук Московского университета. Там Евгений Вахтангов проучился только год, а затем перевелся на юридическое отделение того же университета. Но и юриспруденция не смогла покорить сердце Вахтангова, и молодой человек вскоре нашел возможность заняться любимым делом.
→ Дом, где родился и вырос Евгений Вахтангов
Уже в 1905 году Евгений Вахтангов самостоятельно поставил первый спектакль в студенческом театре. Это была пьеса «Педагоги» по одноименному произведению Отто Эрнста. Эта постановка не была бесплатной: студенты собирали средства для помощи нуждающимся людям. Спустя год Евгений Багратионович открыл студенческий кружок драматического искусства.
→ Евгений Вахтангов в молодости
Окончив университет, Евгений Вахтангов решил продолжить театральную карьеру и отправился учиться в знаменитую школу драмы Александра Адашева. Молодому дарованию снова повезло: там преподавали талантливые педагоги Василий Лужский, Леопольд Сулержицкий и Василий Качалов. Позже Евгений Вахтангов признается, что непосредственно Сулержицкий оказал серьезное влияние на формирование его таланта.
Театр
Всерьез театральная биография Евгения Вахтангова началась, пожалуй, с Московского художественного театра, где молодой режиссер ставил первые профессиональные спектакли и занимался с группой студентов, применяя экспериментальную модель Станиславского. Кроме того, Вахтангов придерживался устоев Леопольда Сулержицкого: нравственность, искренняя игра и проповедование добра, по мнению Евгения Багратионовича, составляют основу актерского мастерства.
Евгений Вахтангов в спектакле “Мысль”
Режиссерские работы Евгения Вахтангова того времени во многом строились на противопоставлении добра и зла. Таковыми являлись, например, спектакли «Потоп» и «Праздник мира». Также актеры и роли, которые тщательно прописывал Вахтангов, несли контраст внешнего аскетизма и богатства внутреннего мира (как, например, в спектакле «Росмерсхольм» по произведению Генриха Ибсена).
Педагогические усилия Евгения Вахтангова не ограничивались студией МХТ. Евгений Багратионович также с удовольствием преподавал в московских театральных школах и даже любительских театрах, помогая любителям спектаклей готовить интересные постановки.
Академический русский театр имени Евгения Вахтангова во Владикавказе
Особой любовью Евгения Вахтангова пользовалась так называемая Мансуровская студия, получившая имя по названию переулка, в котором находилось здание. В 1920 году студия получит имя Московской драматической студии имени Вахтангова, а в 1921-м станет гордо называться Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова.
Послереволюционные постановки Евгения Багратионовича отличались особым трагизмом: режиссер старался передать образ революции и переживания людей, которых коснулись эти исторические события. Сломанные судьбы, социальные проблемы и трагедия отдельно взятого человека — вот то, что интересовало Вахтангова в тот момент.
Евгений Вахтангов в спектакле “Сверчок на печи”
В 1920 году зрители увидели «Свадьбу» по произведению Антона Павловича Чехова. Вахтангову удалось передать трагедию застойного мещанства в плохом его смысле. Это явление Евгений Багратионович называл пиром во время чумы.
Противопоставление власти и народа получило воплощение в постановке «Эрик XIV»: в спектакле отражены противоречия в намерениях власть имущих и простых людей, что неизменно оборачивается трагедией даже в том случае, если властитель, с первого взгляда, добивается лишь честных и благородных целей.
Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова в Москве
По свидетельствам театралов и критиков того времени, наибольшего развития конфликт светлого и темного, зла и добра, смерти и возрождающейся жизни достиг в постановке под названием «Гадибука» по пьесе Семена Ан-ского (таков псевдоним Шлоймэ-Занвла Раппопорта). Это история, созданная на основе древнееврейского мифа о диббуках — демонах, в которых обращаются души, проданные дьяволу.
Еще одним ярким творческим триумфом Евгения Вахтангова считается спектакль «Принцесса Турандот» по произведению Карла Гоцци. Сюжет сказки традиционен: капризная китайская принцесса по имени Турандот не хочет покидать отчий дом и выходить замуж. Однако родственники настаивают на замужестве красавицы. Тогда хитрая девушка ставит условие: рядом с ней достоин оказаться лишь тот, кто разгадает три загадки. Загвоздка в том, что загадки эти не так просты.
Евгений Вахтангов
Десятки смельчаков, не справившись с задачей, теряли жизни. Однако принц Калаф, влюбленный в своенравную красавицу, умудрился преодолеть препятствия и влюбить в себя Турандот. Постановка задумывалась как смелый эксперимент в плане игры актеров: лицедеи изображали не только персонажей пьесы, но и самих себя, играющих в спектакле.
Кроме того, многие сцены Вахтангов отдал на откуп импровизации, что позволило добиться невероятного эффекта. К сожалению, режиссеру так и не удалось увидеть премьеру этой постановки: на тот момент Евгений Багратионович уже смертельно болел, и состояние здоровья не позволило мужчине присутствовать на спектакле.
Евгений Вахтангов в спектакле “Каменный гость”
Принято считать, что работы Евгения Вахтангова сформировали классический багаж русского театра. Среди учеников великого мастера – актеры Цецилия Мансурова, Рубен Симонов, Борис Щукин, Юрий Завадский и множество других звездных имен.
Евгений Вахтангов считал, что театр — не прерогатива обеспеченных и образованных людей. Актерское искусство, по мнению Евгения Багратионовича, принадлежит народу. Этого же принципа режиссер придерживался и в собственных постановках: происходящее на сцене было понятно каждому, и каждый зритель мог найти в переживаниях героев нечто близкое себе.
Памяти Вахтангова
- В доме, где жил Вахтангов в 1918—1922 (Валютный переулок, 12; мемориальная доска), в 1923 открыта мемориальная квартира.
- Имя Вахтангова носил в 1924—1993 годах Большой Николопесковский переулок в районе Арбата.
- Муниципальный академический театр имени Е. Вахтангова.
- Академический российский театр во Владикавказе, носит имя Вахтангова.
- Во Владикавказе есть переулок Вахтангова
- На доме, по улице Армянской в Владикавказе, где родился и вырос Вахтангов, установлена мемориальная доска
- Монумент во Владикавказе. Открыт в июне 2013 года
- В честь него названа улица в Челябинске (Металлургический район).
- В 1966 году на студии «Центрнаучфильм» был снял кинофильм «Вахтангов» (режиссёр Томберг, Владимир Эрнестович).
Премьера спектакля
Премьера первого спектакля по пьесе Зайцева «Усадьба Ланиних» оказалась неудачной. Руководство запретило Вахтангову сотрудничать со студентами-любителями, но к тому времени Евгений Багратионович настолько полюбил своих подопечных, что занятия и репетиции продолжал в квартире в Мансуровском переулке.
Студия стала называться Московской драматической студией Вахтангова Е.Б. и в 1920 году была принята в состав Художественного театра. Первой постановкой стала пьеса «Чудо святого Антония», которая имела успех не только у зрителя, но и у критиков. Многие из них разместили положительные отзывы в театральных изданиях, и в результате актеры получили собственное помещение на улице Арбат в доме номер 26, где до сих пор и находится театр Вахтангова. Спектакли во главе с режиссером и в дальнейшем имели оглушительный успех.
Детство и юность Е. Б. Вахтангова
Родился Евгений на юге, в городе Владикавказе, в 1883 году, 13 февраля. Его биография насыщена знаковыми событиями, и за свою не очень долгую жизнь Вахтангов стал одной из самых значимых фигур в театре.
Когда в семье родился мальчик, отец мечтал том, что тот продолжит его дело, развивая табачную промышленность в России, ведь он был крупным владельцем фабрик.
Семья воспитывала мальчика в строгих традициях и по велению отца после окончания гимназии Вахтангов идет получать образование в университет: сначала на факультет естествознания, а затем переводится на юридический. Но уже во время учебы он понимает, что юристом ему не стать, потому что его безудержно тянет на театральную сцену.
Евгений уходит из университета и поступает в Театральную Школу Драмы, после которой – в 1911 году – получает направление в художественный театр. Во время учебы он знакомится со Станиславским и его новыми методиками работы с актерами, которые начинает активно пропагандировать среди творческой молодежи и получает поддержку своей деятельности со стороны великого мастера.
Решение уйти из университета и заняться театром, принятое Евгением, не получило одобрения со стороны отца. Искусство и творчество он не поддерживал, в итоге разорвал все отношения с сыном, полностью лишив его наследства.
Учеба
Обучение Вахтангов проходил в мужской гимназии, куда его отдали родители в 1894 году. Он не только хорошо вел себя на уроках, но и отличался аккуратностью в учебе. Но само обучение интересовало его не сильно, Вахтангов проявлял склонность к танцам, литературе и музыке. Вскоре рассказы Евгения стали публиковать не только в гимназической газете, но и во владикавказском «Тереке». Он активно играл не только в домашних постановках, но и в спектаклях, которые ставили в гимназии. А в 1901 году Вахтангов впервые попробовал себя в качестве режиссера-постановщика, и этому дело настолько глубоко засело в его душе, что он решил посвятиться себя новой профессии.
В 1904 году Вахтангов уезжает в Грозный, здесь при помощи единомышленников создает труппу, названную своими именем. Во время Первой русской революции 1905-1907 годов примыкает в партии эсеров. Он не только распространял революционную литературу, но и агитировал на фабриках и заводах рабочих.
В 1909 году Евгений поступает на драматические курсы при Московском Художественном театре, однако окончить их он уже не сможет. Вахтангову разрешили внести оплату за обучение (25 рублей) в конце весеннего семестра, однако осенью 1911 года ему пришла бумага об отчислении за неуплату.
Семья
- Отец — Багратион Сергеевич Вахтангов (?—1921), армянин, армяно-григорианского вероисповедания. Купец 2-й гильдии, табачный фабрикант. Начинал с самых низов, сумев добиться коммерческого благосостояния. Был близким другом отца Рубена Симонова. По словам Симонова, был известен во Владикавказе своей скупостью; по свидетельству самого Евгения Вахтангова и его жены, был домашним тираном, держал в страхе всю семью, в театр не ходил и увлечений сына не поощрял. Конфликт Вахтангова с отцом зашёл так далеко, что он перестал навещать родительский дом, а знакомых просил называть его Евгением Александровичем.
- Мать — Ольга Васильевна Вахтангова (в девичестве Лебедева), русская, православная. Происходила также из купеческого сословия, была дочерью владельца табачной фабрики Лебедева в Тифлисе.
- Сестра — Софья Богратионовна Козловская-Вахтангова (?—1923), учительница, революционерка, жена Мечислава Юльевича Козловского. Была сотрудницей Полевого штаба Реввоенсовета Республики, затем служила в Московской чрезвычайной комиссии, в ВЧК и ГПУ.
- Сестра — Нина Богратионовна Вахтангова (1887—1967) .
- Жена (с 1905 по 1922 год) — Надежда Михайловна Вахтангова (в девичестве Байцурова) (30 ноября 1885 — 8 марта 1968). Познакомились в 1901 году во Владикавказе, обвенчались осенью 1905 года в Москве. Участвовала во многих спектаклях мужа, была заведующей литературной частью 3-й Студии МХТ. После смерти Вахтангова организовала музей-квартиру. Автор воспоминаний о муже.
Постановка Вахтанговым «Принцессы Турандот»
По сказке итальянского драматурга Карло Гоцци
Вахтангов
, уже незадолго до смерти, ставит
«Принцессу Турандот»
. Этим спектаклем он открыл
новое направление в театральной режиссуре
. Используя персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, Вахтангов наполнил сказку современными проблемами и злободневными вопросами.
Все, что происходило в послереволюционной России, герои сказки тут же со сцены обсуждали по ходу действия. Однако современную проблематику Вахтангов предлагал преподносить не прямо, а в виде своеобразной игры — полемики, споров или диалогов героев друг с другом. Таким образом актеры не только произносили заученный текст пьесы, но давали характеристики, нередко весьма ироничные и злые, всем событиям, происходящим в стране.
В ночь с 23 на 24 февраля 1922 года состоялась последняя репетиция в жизни Вахтангова. Началась репетиция с установки света. Вахтангову было очень плохо, у него была температура 39 градусов. Репетировал он в шубе, обмотав голову мокрым полотенцем.
Вернувшись домой после репетиции, Вахтангов лег и более уже не вставал.
После первого репетиционного прогона
«Принцессы Турандот»
Константин Сергеевич Станиславский
сказал своему гениальному ученику, уже не встававшему с постели, что тот может заснуть победителем.
29 мая жена Вахтангова Надежда Михайловна позвонила в Третью студию МХТ и сказала:
«Приходите скорее!»
Перед смертью временами Вахтангов терял сознание. В бреду ждал прихода Льва Толстого. Воображал себя государственным деятелем, раздавал ученикам поручения, спрашивал, что сделано в борьбе с пожарами в Петрограде. Потом снова начинал говорить об искусстве. Умер Евгений Багратионович, окруженный своими учениками. Перед самой смертью сознание вернулось к нему. Он сел, окинул учеников долгим взглядом и очень спокойно сказал:
— Прощайте
История жизни Евгения Багратионовича Вахтангова
Через несколько дней он узнает, что двенадцать самых одаренных студийцев все-таки покинули его. Удар жестокий. Вахтангов потрясен и растерян. Понадобилось время, чтобы обрести силы.
Вахтангов увлечен театром гротеска, трагедии — психологическая драма кажется ему пошлостью, бытовой театр — обреченным смерти.
Поглощенный работой, Вахтангов за своим здоровьем следил эпизодически, одно время занимался гимнастикой йогов, переходил на диетическое питание, но затем нарушал режим — непрерывно курил, до ста папирос в день, сидел после спектакля на театральных вечеринках, по-прежнему завораживая молодежь своими песенками, пародиями, мандолиной. И случалось, ночь напролет с азартом играл в карты.
В декабре 1921 года по настоянию родственников и близких был созван консилиум врачей: у Вахтангова появились особенно сильные боли. Консилиум собирается в театре на Арбате. Врачи выносят приговор — рак, но от больного это скрывают. Евгений Багратионович, ощупывая себя, повторяет удивленно:
Вахтангов торопился закончить спектакль, работал днем и ночью. 24 февраля 1922 года — последняя репетиция в жизни режиссера. Ему очень плохо. Он сидит в меховой шубе, голова обернута мокрым полотенцем. В четыре часа ночи закончена установка света, и раздается команда Евгения Багратионовича:
После репетиции его отвезли на извозчике домой. Больше в театре он не появлялся. Больного ежедневно посещали режиссеры спектакля — Завадский, Захава, Котлубай, получая от него указания и замечания о выпуске спектакля.
После 24 мая самочувствие режиссера резко ухудшается. Он не узнает близких; забываясь от морфия, представляет себя полководцем.
Вахтангов умер в понедельник 29 мая 1922 года в 10 часов вечера. Он лежал среди цветов в туфлях принцессы Турандот. В последний момент вдруг обнаружилось, что заготовленные тапочки не подходят, и Надежда Михайловна, увидев случайно оставленные кем-то туфли принцессы, в спешке надела их на ноги Евгения Багратионовича. Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря, в том ряду, где похоронены артисты Художественного театра.
В 1926 году Вахтанговская студия стала Государственным театром имени Евг. Вахтангова.
-
Дело пиночета международное право кратко
-
Схема производства текилы кратко
-
Культурная адаптация это кратко
-
Крупные моря входящие в бассейн северного ледовитого океана кратко
- Пожарная каланча омск история кратко