Семь греческих мудрецов
Семь греческих мудрецов — кто они? Упоминаются различные имена. Но имя Фалеса упоминается снова и снова, чаще всего в списке семи мудрецов. Очевидно, он был самым популярным и самым мудрым из них. Об этом известно много легенд. Диоген Лаэртский в своей книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» рассказывает следующее, рыбаки нашли в море треножник, милетцы решили отдать треножник мудрейшему из мудрецов. Они отдали его Фалесу, который передал его другому мудрецу, другой — третьему. Но в конце концов треножник все-таки вернулся к Фалесу. Согласно другим свидетельствам, кубок царя Креза предназначался мудрейшему из эллинских мудрецов, а по кругу он вернулся к Фалесу, что зафиксировано в древних стихах: «и как мудр среди семи мудрецов Фалес в наблюдении звезд».
О времени жизни Фалеса Милетского существует несколько версий. Диоген Лаэртский: «Аллодор в «Хронологии» пишет, что Фалес родился в 1-м году 39-й олимпиады, прожил семьдесят восемь лет (или девяносто, согласно Сосикрату) и умер в 58-й олимпиаде. Так он жил при Крезе, для которого он изменил русло Галиса, чтобы пересечь реку без мостов…». Считается, что с его жизнью связана по крайней мере одна точная дата — 585 год, когда в Милете произошло солнечное затмение, и Фалес, как говорят, предсказал его. Если Фалес предсказал затмение, то он, вероятно, уже был человеком зрелого возраста. Следовательно, VII-VI века до нашей эры — это приблизительно время жизни Фалеса и, возможно, других древнегреческих мудрецов. Мало что известно и о происхождении мыслителя. Диоген Лаэртский: «Фалес (по соглашению Геродота с Дуридом и Демокритом) был сыном Экземии и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот финикийский, самый благородный, соседствует с потомками Кадма и Агенора. Он был одним из семи мудрецов, как утверждает Платон, и когда при афинском архонте Дамасии эти семеро получили имя мудрецов, он первым получил это имя (так говорит Деметрий Фалерский в «Списке архонтов»). В Милете он был зарегистрирован среди граждан, когда прибыл туда вместе с Нелеем, изгнанным из Финикии. В повествовании Гераклида говорится, что Фалес жил в уединении, будучи простым гражданином. Согласно одним источникам, он был женат и имел сына Кибис-фа; согласно другим, он никогда не женился, но усыновил сына своей сестры Когда его спросили, почему у него нет детей, он ответил. «Потому что я люблю их»; когда мать заставила его жениться, Фалес, как говорят, ответил: «Слишком рано!», а когда она обратилась к нему с тем же вопросом уже во взрослом возрасте, он ответил: «Слишком поздно!». Философы часто высказывают прямо противоположные суждения о Фейлисе. Некоторые (например, Аристотель) говорят о Фалесе как о практичном человеке, который преобладал и был очень изобретателен в житейских вопросах Другие авторы (например, Платон), напротив, считают, что Милет был мыслителем, погруженным в абстрактные спекуляции, которого не интересовали практические вещи Фалес любил путешествовать. Он посетил Египет, Среднюю Азию, пытался собрать в этих странах остатки древних знаний. «У него не было учителей, — пишет Диоген Лаэртский, — кроме того, что он отправился в Египет и жил там со жрецами. Иероним говорит, будто он измерил высоту пирамид по их тени, дождавшись часа, когда наша тень будет такой же длины, как и наша. Он также жил с Фрасибулом, милетским тираном (как сообщает Ми-ний)». Возможно, что Фалес во время своего путешествия прибыл в Финикию (есть даже предположение, был ли Фалес коренным финикийцем, хотя большинство ученых все же сходятся во мнении, что он был родом из Милета). Уже в те века из финикийской и египетской астрономии было известно, как ориентироваться в море по звездам. Фалес принес в Грецию восточные знания (и первые научные инструменты — например, транспортир). Развив эти знания чудесным образом, он положил начало европейской науке. Он первым использовал знания для объяснения устройства мира — того, о чем раньше только рассказывали; заменил волю богов законами природы — Восток этого не делал. Наконец, Фалес обладал удивительной способностью объяснять то, что он изобрел.
Значение и актуальность идей Фалеса в современном мире
Фалес милетский, греческий философ из VI века до н.э., считал первоначалом всего бытия воду. Его идея о первоначале как воде является одной из самых известных и значимых в истории западной философии.
Современный мир, несмотря на свой существенный прогресс и научные открытия, все еще признает актуальность идей Фалеса. Несколько ключевых аспектов его философской концепции о первоначале как воде можно выделить:
-
Универсальность. Фалес утверждал, что вода может принять любую форму и превратиться во все, что угодно. Современная наука подтверждает, что вода является одним из самых доступных и универсальных веществ на Земле. Она может существовать в твердом (лед), жидком (вода) и газообразном (пар) состояниях, а также принимать различные формы и структуры.
-
Интерконнекция всего сущего. Фалес утверждал, что все физические явления и объекты имеют свое первоначало в воде. Современные научные открытия подтверждают, что все живое и не живое на Земле тесно связано и взаимодействует друг с другом. Вода играет ключевую роль во всех биологических процессах и экосистемах, обеспечивая жизнь на планете.
-
Основа для знаний и исследований. Фалес призывал к исследованию природы и использованию разума для понимания мира. Это актуально и в современном мире, где научные методы и рациональное мышление являются основой для получения новых знаний и развития общества.
Идеи Фалеса о первоначале как воде продолжают вдохновлять ученых, философов и мыслителей. Они помогают нам лучше понять окружающий нас мир и его интерконнекцию, а также заставляют задуматься о природе и происхождении всего сущего.
Принципы Фалеса | Примеры актуальности в современном мире |
---|---|
Универсальность воды | Использование воды в различных отраслях: питьевая вода, промышленная вода, энергия воды и др. |
Интерконнекция всего сущего | Научные исследования в области экосистем и влияния человеческой деятельности на природу. |
Рациональное мышление | Научный метод и разумные аргументы в дискуссиях и поиске истины. |
Таким образом, идеи Фалеса о первоначале как воде имеют значительное значение и актуальность в современном мире. Они помогают нам лучше понять мир, в котором мы живем, и вносят свой вклад в развитие науки, философии и общества в целом.
Особенности философии Милета
Европейская античность богата колоритными именами и умами.
Города Эллады просто дышали воздухом просвещения, наполнявшим каждый уютный уголок полуострова. Причина — тому то ли освежающий морской бриз, то ли чистота природы. Сейчас значение имеет только тот факт, что современная наука во многом обязана тем исследованием, которое проводили древнегреческие творцы.
Милет – один из крупнейших городов Малой Азии (так называли античную Грецию) не меньше остальных заявил о себе. В VII-VI веках до нашей эры здесь родилась новая философская школа. Она стала прародительницей европейских наук – физики, метеорологии, астрономии, географии, математики. Прежние абстрактно-мифологические представления приобрели с помощью Милета научный интерес. Впервые адепты представляли свои догматы в прозаичной, а не стихотворной форме.
Основной чертой философии милетских мудрецов стал совершенно новый взгляд на вопрос первоначала мира. По сравнению с предшествующими философиями, они рассматривали природу не как беспорядочное скопление разнообразных предметов, а первооснову. Милетцы предполагали, что существует единое первоначало вещей, источник бытия, космической жизни, а разнообразие явлений основано на своеобразном первовеществе (эфир, вода, огонь, земля, воздух). Здесь взгляды представителей учения расходятся, но снова встречаются в понятии одушевленности первовеществе, где «душа» выступала его неуловимой, подвижной субстанцией.
Мнения
Геометрия
В настоящее время в истории математики не существует сомнений, что геометрические открытия, которые приписывались Фалесу его соотечественниками, в действительности были просто заимствованы из египетской науки. Для непосредственных учеников Фалеса (не только не знакомых с египетской наукой, но вообще обладающих крайне скудными сведениями) каждое сообщение их учителя казалось совершенной новостью, никому ранее неизвестной и потому вполне ему принадлежащей.
Последующие греческие учёные, которым не раз приходилось встречаться с противоречащими фактами, из-за характерного национального тщеславия греков оставляли их в стороне. Естественными последствиями этого «замалчивания истины» со стороны греческих учёных были нередко наблюдаемые противоречия и анахронизмы . Так, приписываемое Фалесу Памфилием и Диогеном Лаерцием «открытие» свойства угла, вписанного в полуокружность, Аполлодор-логистик считает принадлежащим Пифагору .
Стремление греческих писателей и учёных к возвеличению славы своих деятелей науки ясно проявляется в традиции о способах определения высоты пирамиды по длине её тени. По словам Иеронима Родосского, сохранившимся в ссылке на них Диогена Лаэрция , Фалес для решения этой задачи измерял длину тени пирамиды в тот момент, когда длина тени самого наблюдателя делалась равной его росту.
В другом свете представляет дело Плутарх Херонейский. По его рассказу, Фалес определял высоту пирамиды, помещая в конечной точке отбрасываемой ей тени вертикальный шест и показывая с помощью образующихся при этом двух треугольников, что тень пирамиды относится к тени шеста, как сама пирамида к шесту. Решение задачи оказывается, таким образом, основанным на учении о подобии треугольников .
С другой стороны свидетельствами греческих писателей несомненно установлено, что учение о пропорциях в Греции известно не было до Пифагора , который первый вынес его из Вавилона . Таким образом, только версия Иеронима Родосского может считаться соответствующим истине в виду простоты и элементарности указываемого в нём способа решения задачи.
Космология
Как считается, Фалес заложил теоретические основы учения, имеющее название «гилозоизм ». Утверждение основано главным образом на комментариях Аристотеля , который однозначно указывает, что именно ионийские «физиологи» первые отождествили материю с движущим началом. («По-видимому, и Фалес, по тому, что о нём рассказывают, считал душу способной приводить в движение, ибо утверждал, что магнит имеет душу, так как движет железо… Некоторые также утверждают, что душа разлита во всем; быть может, исходя из этого и Фалес думал, что все полно богов» .)
Помимо положения одушевленности материи, в представлении о замкнутости мироздания (все возникает из воды и в неё превращается ) Фалес придерживался воззрений, которые встречаются в ионийской мысли его периода вообще. Именно — мир возникает из первоначала и вновь в него возвращается периодически. Но конкретных указаний самого Фалеса относительно способов, которыми, по его мнению, совершается это мирообразование, мы не имеем.
Ценность философии Фалеса заключается в том, что она фиксирует начала философской рефлексии о физическом мире; трудность её изучения — в том, что из-за отсутствия достоверных источников Фалесу легко приписать мысли, свойственные раннему периоду греческой философии вообще. Уже Аристотель сообщает о Фалесе не на основании чтения его произведений, а по косвенным сведениям.
Физика
Возникает вопрос: откуда Фалес мог иметь такое ясное представление о физике небесных тел (и вообще обо всем остальном, что формулируется в его положениях). Конечно, знания Фалеса по космогонии, космологии, теологии и физике восходят к мифологии и традиции, ещё к таким древнейшим временам, которые зафиксировать невозможно. Как известно, объехав половину доступного на свое время мира, Фалес имел возможность познакомиться с различными интерпретациями такого возможного древнейшего знания.
Но Фалес перевел это знание в «плоскость научного интереса», то есть из комплекса свойств, распространенных по мифам и подобным источникам, вывел группу научных для своего времени образов. Можно сказать, что заслуга Фалеса (и созданной им первой натурфилософской школы) состоит в том, что он «опубликовал» результат, пригодный для научного употребления; выделил некий рациональный, потребный для логических положений комплекс понятий. Это доказывается развитием всей последующей античной философии.
Наука
Астрономия
Считается, что Фалес «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент; ранее этим созвездием пользовались финикийцы.
Считается, что Фалес первым открыл наклон эклиптики к экватору и провёл на небесной сфере пять кругов: арктический круг, летний тропик, небесный экватор , зимний тропик, антарктический круг. Он научился вычислять время солнцестояний и равноденствий , установил неравность промежутков между ними.
Фалес первым указал, что Луна светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда его закрывает Луна. Фалес первым определил угловой размер Луны и Солнца; он нашёл, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны — такую же часть от лунного пути. Можно утверждать, что Фалес создал «математический метод» в изучении движения небесных тел.
Считается, что Фалес первым сформулировал и доказал несколько геометрических теорем, а именно:
- вертикальные углы равны;
- имеет место равенство треугольников по одной стороне и двум прилегающим к ней углам;
- углы при основании равнобедренного треугольника равны;
- диаметр делит круг пополам;
- вписанный угол, опирающийся на диаметр, является прямым.
Фалес научился определять расстояние от берега до корабля, для чего использовал подобие треугольников. В основе этого способа лежит теорема, названная впоследствии теоремой Фалеса: если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают равные отрезки на одной его стороне, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.
Легенда рассказывает о том, что Фалес, будучи в Египте, поразил фараона Амасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды, дождавшись момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды.
Устройство космоса
Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух (πνευμα
), «гнездящийся» в воде.
По замечанию Гераклита-Аллегориста: «Влажное вещество, с легкостью преображаясь (собств. „перелепливаясь“) во всевозможные , принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира . Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом» .
Физика
Фалесу приписываются следующие положения:
То есть Фалес утверждает, что Земля как суша, как собственно тело, физически держится на некоей «опоре», которая имеет свойства воды (неабстрактные, то есть конкретно текучесть, неустойчивость и т. п.).
Положение 3) является почти буквальным указанием на физическую природу звезд, Солнца и Луны — они состоят из материи , (не из собственно такого же материала, как это денотативно понимает Аристотель); при этом температура весьма высока.
Положением 4) Фалес утверждает, что Земля является центром, вокруг которого происходит обращение небесных явлений и т.о. именно Фалес является основоположником геоцентрической системы мира .
Фалес — основатель милетской школы
Учение Фалеса было по своей сути революционным для того времени. Мыслитель отверг объяснения природных явлений с помощью мифов и попытался исследовать их с помощью логики и анализа. Фалес началом всему считал воду, которая была, по его мнению, бесконечна.
Учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр, который имел свое видение мироздания, отличное от видения своего учителя. Началом всему по Анаксимандру уже была не вода, а нечто беспредельное. Ученик Анаксимандра — Анаксимен, пришел к выводу, что первоначало — это воздух.
Фалес Милетский — биография
Философ родился в городе Милет в Малой Азии, по названию которого и получил свое прозвище. Предположительные годы жизни мыслителя 624 — 546 до н.э. были определены на основании упоминаний в различных источниках. Родители его Эксамис и Клеобулини согласно разным версиям считаются или финикийцами, переселившимися в Милет, или греками известного милетского рода. Историки пока ведут споры о его происхождении и к общему выводу так и не пришли.
Фалес в молодости много путешествовал и даже жил в Египте и учился у местных жрецов. Предполагалось, что он привез оттуда и передал древним грекам тайные знания египетской цивилизации. Диоген Лаэртский считал, что Фалес имел близкие дружеские отношения с Фрасибулом — тираном города Милет и помогал ему советами. Предположительно, благодаря советам философа, Милету удалось заключить союз на равных условиях с довольно сильным противником — Лидией.
Другая история, связанная с жизнью мыслителя рассказывает о том, что окружавшие его сограждане считали философию бесполезной. Чтобы доказать обратное, Фалес, опираясь на свой прогноз высокого урожая оливок, заключил выгодные контракты со всеми маслобойнями в округе и получил в сезон высокий доход. Таким образом мыслитель показал, что философия может приносить и прибыль, однако, это не самоцель.
Смерть настигла Фалеса на 78 году жизни во время просмотра олимпийских состязаний. Причиной ее стала изнуряющая жара.
Фалес Милетский — идеи и вклад в науки
Фалес впервые сформулировал мысль о том, что все едино и имеет первоначало, в качестве которого он представлял воду. По его мнению земля, т.е. суша в виде диска находилась на воде, которая была бесконечна. Природа землетрясений тоже была связана с водой — они происходили тогда, когда были большие волны. Скорее всего такая теория возникла из анализа и наблюдений — все, что давало жизнь находилось в жидком состоянии.
Фалес первым предположил, что все имеет материальную основу и поддается изучению и анализу, таким образом став по сути родоначальником научного подхода к мироустройству. Первовещество — вода, по Фалесу, приводилось в движение космическим Разумом, который имел божественную природу. Вода могла терять свою жидкую форму при сгущении и становиться твердью, а при испарении — воздухом, который в свою очередь мог превращаться в огонь.
Среди наук, которые обязаны Фалесу Милетскому своим рождением, — геометрия, астрономия, география, физика и биология. Считается, что античный мыслитель предсказал солнечное затмение 585 года до н.э. Предсказание на основании определенных знаний нанесло удар по мифическому представлению о мироустройстве в целом. Фалес определил пропорции размера Луны и Солнца относительно их траектории — 1/720. Кроме того, философ научился определять дни солнцестояний и равноденствия, а также создал календарь по аналогии с египетским.
Фалес (640/624 — 548/545 гг. до н.э.) — древнегреческий философ и математик, представитель ионической натурфилософии. Является основателем милетской (ионийской) школы, ставшей отправной точкой развития европейской науки. Фалес Милетский, биография которого является символом беззаветного служения науке, заложил основы греческой культуры и государственности. Лучше подготовиться к урокам поможет доклад на тему жизни философа и его важнейших достижений.
Фалес – представитель милетской школы
Именно Фалеса считают основателем философской школы Милета. Будучи выходцем из богатой семьи, он был занят не только исследовательской деятельностью, но также политикой, торговлей. Это был образованный человек (учился в Вавилоне), который много путешествовал, изучал философии азиатских народов, ознакомился с работами халдейских, финикийских ученых. Накопленные сведения каталогизировал. Согласно им, можно кратко ознакомиться с трудами философа.
Небесная сфера, как считал Фалес, разделена на пять зон: Антарктическая, Зимняя тропическая, Равноденствия, Летняя Тропическая, постоянно видимая Арктическая. Согласно данной теории 25 мая 585 года до нашей эры он предсказал затмение солнца.
Благодаря странствиям по Египту и Вавилону (развитое земледелие тех стран способствовало развитию геометрического мышления), путешественник создал упорядоченную геометрическую систему знаний. Ученый сформулировал равенство углов равнобедренного треугольника, подобность треугольников.
Основой существования жизни Фалес считал воду. Мудрец воспринимал вещество не образом мифологической формы, а аморфной концентрацией мысли. Будущее развитие способно существовать только благодаря «бесконечной воде», с помощью ее сгущения или разрежения происходят остальные жизненно важные процессы.
Геологические, географические исследования берут свое начало из астрономических идей философа. Фалес предполагал, что наша планета имеет дисковидную форму, поры, отверстия, плавает в бесконечной воде. Колебания водной глади объясняют землетрясения, цунами.
Жизненный путь мыслителя (640-562года до нашей эры) был направлен на практическое испытание созданных теорий.
Основал греческую математику и геометрию
За то, что он первым продемонстрировал свои теории с помощью логических рассуждений, он считается первым математиком в истории. Теорема Фалеса является фундаментальной для современной геометрии. Наиболее важные из них:
- Все треугольники с равными углами равны, а их стороны пропорциональны друг другу.
- Если несколько параллельных прямых пересекаются с поперечными линиями, полученные отрезки будут пропорциональными.
Постоянное изучение, наблюдение и дедукция позволили Фалесу прийти к другим выводам, столь точным, что они остаются твердыми и сегодня:
- В треугольнике с двумя равными сторонами (равнобедренными) углы его основания также будут равны.
- Круг делится пополам на некоторый диаметр.
- Углы между двумя пересекающимися прямыми равны.
- Каждый угол, вписанный в полукруг, всегда будет прямым.
- Треугольники с двумя углами и равной стороной равны.
Основные идеи философии Фалеса Милетского
Самые ранние сведения о философии Фалеса Милетского мы получаем от Аристотеля. В аристотелевской «Метафизике» говорится: «Из тех, кто впервые занялся философией, большинство считало началом всех вещей только начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего они сначала возникают, и в чем окончательно уходят, и главное пребывает, и на что изменяются свойства, это они и считают элементом и началом вещей. И поэтому они считают, что ничто не возникает и не исчезает, поскольку такая основная природа всегда сохраняется…… Количество и форму для такого начала не все дают одинаковые, но Фалес, родоначальник этой философии, считает его водой».
Вода Фалеса — это философское переосмысление гомеровского океана, шумерского аккадского Абзу (Алсу). Правда, название его работы «О началах» признает, что Фалес возвысился до понятия первоначала, иначе он не стал бы философом. Фалес, считая воду началом, наивно заставляет землю плавать на ней — в таком виде он представляет субстанциональность воды, она буквально остается под всем, все плавает на ней.
С другой стороны, это не только вода, но вода «разумная», божественная. Мир полон богов (политеизм). Однако эти боги действуют в мире силы, они также являются душами как источниками самодвижения тел. Например, согласно философии Фалеса, у магнита есть душа, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела приводятся в движение парами воды. Это можно подытожить словами Диогена Лаэртского о Фалесе: «Он считает, что все берет начало в воде и что мир одушевлен и полон божеств» .
Стихийный материализм Фалеса содержал в себе возможность более позднего раскола. Божеством космоса был разум. Здесь мы имеем не только антимифологический характер Фалеса, который заменил Дух, Логос, сына Зевса, на Зевса, отрицавшего своего отца, но и возможность идеализма, присущего протофилософскому учению.
Онтологический монизм философии Фалеса связан с его эпистемологическим монизмом: все знания должны быть сведены к единой основе. Фалес сказал: «Множественность ни в коем случае не является признаком разумного мнения». Здесь Фалес выступил против мифологического и эпического многословия. «Ищите дела мудрого, избирайте дело доброе, и вы уймете пустые разговоры болтунов». Таков был девиз первого западного философа, его философское завещание.
Ионийский философ Анаксимандр был учеником и последователем Фалеса Милетского. Мы почти ничего не знаем о его жизни. Анаксимандр написал первое философское произведение в прозе, положившее начало многим одноименным произведениям первых древнегреческих философов. Работа Анаксимандра называлась «Peri Phusaeos», или «О природе». Такие названия произведений свидетельствуют о том, что первые древнегреческие философы, в отличие от древнекитайских и древнеиндийских, были прежде всего натурфилософами, физиками (античные авторы называли их физиологами). Анаксимандр написал свое произведение в середине VI века до н.э. От него сохранилось несколько частей и целый фрагмент — связное произведение. Известны названия других научных трудов философа из Милета: Карта Земли и глобус.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Почвенничество
- Основные проблемы патристики
- Иоанн Дамаскин
- Давид Фридрих Штраус, немецкий теолог и философ-младогегельянец
- Ученые-универсалы эпохи Возрождения
- Поиск пути развития в философии зарубежного востока XX века
- Смена поколений ЭВМ и новые методы исследования в технических науках
- Mapкc, Энгельс, Ленин о происхождении и сущности государства — Сущность и характеристика государства в марксистской теории
- Эстетические категории
- Гилозоизм в философии