В ролях
- Владимир Ивашов — Алёша Скворцов
- Жанна Прохоренко — Шура
- Антонина Максимова — Катерина, мать Алёши
- Николай Крючков — генерал
- Евгений Урбанский — Вася, фронтовик-инвалид
- Мария Кремнёва — жена Павлова
В эпизодах
- Эльза Леждей — Лиза, жена фронтовика-инвалида
- Валентина Телегина — пожилая женщина-шофёр
- Валентина Маркова — Зоя, соседка Скворцовых
- Евгений Тетерин — лейтенант, начальник эшелона
- Владимир Покровский — Василий Егорович Павлов, отец Павлова
- Георгий Юматов — солдат с передовой
- Геннадий Юхтин — Сергей Васильевич Павлов, солдат
- Александр Кузнецов — Гаврилкин, часовой
- Евгений Евстигнеев — водитель грузовика
- Валентин Брылеев — солдат (в титрах — Б. Брылеев)
- Лев Борисов — солдат в поезде
- Леонид Чубаров — старшина Мосько
- Владимир Кашпур — солдат, попутчик Алёши
- Валентин Абрамов — солдат-балагур
- Михаил Дадыко — попутчик Алёши (в титрах — Н. Дадыко)
- Семён Свашенко — старик-украинец в поезде
Выбор темы
История создания фильма «Баллада о солдате» началась с выбора темы, которая могла бы заинтересовать широкую аудиторию. Режиссер Григорий Чухрай и сценарист Валентин Езеров хотели создать киноленту, которая была бы одновременно трогательной и воспитывающей.
Основная тема фильма — война и ее влияние на судьбы обычных людей. Эта тема всегда актуальна, особенно для России, которая пережила две крупные военных кампании — Первую и Вторую мировые войны.
Авторы фильма хотели рассказать историю о солдате, который возвращается с фронта во время Великой Отечественной войны. Это было не только историей одного человека, но и символом миллионов героев, которые прошли через испытания войны и смогли сохранить свою человечность.
Выбор этой темы был обусловлен не только ее актуальностью и значимостью, но и стремлением авторов передать свои глубокие чувства и мысли о войне. Они хотели показать трагизм и бессмысленность войны, а также прекрасные качества человеческой души, которые проявляются в экстремальных ситуациях.
Таким образом, выбор темы для фильма «Баллада о солдате» был осознанным и продиктован желанием авторов создать произведение искусства, которое бы оставило глубокий след в сердцах зрителей.
Личная жизнь и утрата родного человека
Валентина и Георгий Мартынюк поженились в 1964-м году, а через год у них родилась дочурка Лиза. Первое время жили в коммуналке, а потом переехали в новую квартиру. Говорят, у Валентины Евгеньевны был сложный характер. Может быть из-за этого супруги не могли найти общий язык.
По некоторым сведением инициатором развода был Георгий Яковлевич. Актер познакомился в театральной больнице с симпатичной докторшей и влюбился. На тот момент Ниёле Прановна была в разводе и воспитывала дочь Татьяну.
Георгий Мартынюк и Валентина Маркова (https://www.kino-teatr.ru)
Георгий ушел из семьи, и это обстоятельство очень подкосило Валентину Евгеньевну. Развод был тяжелым не только для супругов, но и для дочери Лизы. Девочка не могла понять, почему родители больше не живут вместе. Позже Георгий Яковлевич и его новая жена приглашали в гости Елизавету, но на контакт она не шла.
В 1985 году случилось большое несчастье. У 20-летней Лизы не заладились отношения с молодым человеком, и она покончила жизнь самоубийством. Валентина Евгеньевна в буквальном смысле почернела от горя, а Георгий Яковлевич винил себя в том, что не смог уберечь дочь от этого шага.
И все же, у Мартынюка была поддержка со стороны второй жены и приемной дочери. А Валентина Маркова осталась со своим горем один на один. Уйти в работу тоже не получилось, предложений от режиссеров практически не было, да и в новых спектаклях актрису не задействовали. Последний раз играла Марью в постановке «Царевна лягушка» (1984 год).
Валентина Маркова (https://www.kino-teatr.ru)
Если судьба Валентины Марковой вас затронула, пишите, пожалуйста, комментарии,
Огромное спасибо всем, кто уже подписался!
И еще, чтобы не пропустить следующую статью, следите за «ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ» в своей социальной сети: , , ,
Написать комментарий
Новости МирТесен
- Поздняя дочь Леонида Якубовича Варвара и её необычная внешность
- Лина Бракните-девочка кукла из сказки «Три толстяка». Ей 66 лет. Как сложилась ее жизнь
Театральные работы и кинематограф
Первый спектакль, в котором приняла участие Маркина, назывался «Раскрытое окно», роль Аллы. Далее её репертуар пополнился постановками: «Винтовка №492116» — Таня Морозова, «Жизнь и преступление Антона Шелестова» — Марина Зотова, «Трехгрошовая опера» — Молли, «Сейлемские ведьмы» — Мэри Люис, «Двенадцать» — Ива, «Сирано де Бержерак» — жена Рагно и др.
кадр из фильма «Баллада о солдате», 1959 год
Несмотря на то, что Маркова снялась в одиннадцати разножанровых фильмах, больше всего у зрителей ассоциируется с соседкой Алеши Скворцова, милой девушкой Зоей. Не сомневаемся, что все помнят сцену, когда Алексей приехал в родную деревню, и не застав маму дома побежал к соседям. Там его встретила Зоя. Оба были рады встречи, и Алексей отметил, как выросла девушка.
После премьеры фильма актер Владимир Ивашев стал кумиром миллионов. У Валентины Марковой была роль намного скромнее, и все же, актриса смогла затронуть сердца зрителей. Позже приняла участие в съемках комедии «Карьера Димы Горина» (1961 год) и военной драме «Третий тайм» (1962 год).
кадр из фильма «Третий тайм», 1962 год
Семья для актрисы всегда была на первом месте, и следующие девять лет она посвятила ей. В кинематограф актрису вернул Вячеслав Бровкин, пригласив на роль дежурной в тюрьме в детективе «Следствие ведут Знатоки». Одного из главных героев играл ее муж, талантливый актер, красавец Георгий Мартынюк.
В 1972-м году промелькнула в военной драме «… А зори здесь тихие», мелодраме «День моих сыновей» и в биографической ленте «Былое и думы». Семидесятые завершила съемкой в жизненной ленте «Светлые ожидания» по рассказам А. Куприна.
Почему у нас?
Молодой солдат Алеша Скворцов, совершивший подвиг на поле боя, представлен к ордену. Но выбирает другую награду — отпуск в родное село, к матери. Череда знакомств, расставаний, новых неожиданных встреч, преодоление внезапно возникших препятствий и даже зарождение первой пылкой любви — все это ждет Алешу на пути домой. А мать он успеет увидеть лишь на несколько секунд.
На вопрос корреспондента «Призыва», какие эпизоды будут снимать на суздальской дороге и почему именно ее выбрали для съемок, помощник режиссера Маргарита Чернова ответила:
— Привлекли широкие просторы владимирской земли и эта исконно русская дорога. Здесь будет снимать кадры, показывающие фронтовую дорогу и массовое движение войск по ней… Кроме этой дороги, съемки буду вестись также в селе Спасском. Здесь предполагается запечатлеть эпизод встречи Алексея с матерью.
«Подошли и «артисты» — воины Владимирского гарнизона. А дорога? Она стала неузнаваемой. За ночь на обочинах ее «выросли» словно обглоданные осколками снарядов и бомб деревья, появились «печальные останки» разбитой фашистской техники…
Раздается команда: «Приготовиться к репетиции! Пиротехники, давайте дым». И вдруг яркое синее небо заволакивает зловещий дым пожарищ. Слышится новая команда: «Пехота, приготовиться к маршу. Огневики расступитесь, пропустите машины…
В течение целого дня с огромным напряжением коллектив готовит к съемкам кадры, которые, может быть, в фильме займут всего одну, от силы две минуты».
Актеры в ролях второго плана
Исполнители ролей второго плана не менее знамениты.
Валентина Телегина
Актриса сыграла эпизодическую, но яркую роль женщины-шофера. Как говорила сама исполнительница, во всех фильмах о войне она раскрывает образ простой русской женщины.
Валентина Телегина играет шофера.
Валентина Маркова
Для актрисы Валентины Марковой персонаж Зои, соседки матери главного героя стал запоминающейся ролью в кино. Она играла в театре, а в фильмах почти не снималась.
Валентина Маркова — соседка матери главного героя.
Владимир Покровский
Для Владимира Покровского эта работа тоже стала удачной. Он попал в хороший актерский состав, хоть и сыграл небольшую роль отца фронтовика Павлова.
Владимир Покровский получил роль отца фронтовика Павлова.
Георгий Юматов
Звезда советского экрана играет в фильме бойца с передовой. Это персонаж без имени и истории, собирательный образ советского солдата в строю.
Георгий Юматов играет бойца с передовой.
Евгений Евстигнеев
«Мелькнула» в фильме еще одна будущая знаменитость. Евгений Евстигнеев сыграл водителя грузовика. В его карьере это был только 3-й фильм.
Евгений Евстигнеев сыграл водителя.
Александр Кузнецов
Для Александра Кузнецова «Баллада о солдате» была первой актерской работой. Ему досталась небольшая роль часового Гаврилкина.
Александр Кузнецов получил небольшую роль часового.
Лев Борисов
К началу 60-х гг. Лев Борисов перестал сниматься и посвятил себя театру. Но для фильма Чухрая сделал исключение, приняв участие в эпизоде в роли солдата в поезде.
Лев Борисов принял участие в эпизоде.
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
- Абсолютный чемпион среди премированных отечественных фильмов — 101 международная премия.
- Первая премия, Премия кинокритики, Первая премия за режиссуру Григорию Чухраю на Всесоюзном кинофестивале в 1960 году.
- Приз «Варшавская сирена», Приз «Злата качка» Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Варшаве в 1960 году.
- Приз за лучший фильм для молодежи Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Канне в 1960 году.
- Большой приз за режиссуру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Лондоне в 1960 году.
- Приз «Серебряная лента» и Почетный диплом Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Милане в 1960 году.
- Гран-при «Золотые ворота» и Приз лучшему режиссеру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1960 году.
- Серебряная медаль за режиссуру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Тегеране в 1960 году.
- Большая премия Григорию Чухраю на Международном кинофестивале трудящихся в ЧССР в 1960 году.
- Премия «Давид» Донателло» Григорию Чухраю.
- Премия «Сан Винсент» Владимиру Ивашову
- Ленинская премия Григорию Чухраю и за лучший сценарий Валентину Ежову в 1961 году.
- «Приз Халиско» и Приз «Серебряное сомбреро» Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Мехико в 1961 году.
- Почетный диплом лучшему зарубежному актеру в фильмах сезона в Афинах Владимиру Ивашову в 1961 году.
- «Золотой лавровый венок» Фонда Дэвида Оливера Селзника «За высокое гуманистическое содержание» Григорию Чухраю в 1962 году.
- Приз Ассоциации продюсеров США «Золотой лавр».
- В Америке, Японии, Афинах — лучший фильм сезона 1960-1961 гг.
- 1962 — «Оскар». Номинирован в категориях: Лучший сценарист (оригинальный сценарий) — Григорий Чухрай, Валентин Ежов
- 1960 — Каннский кинофестиваль. Победитель в категориях: Приз за лучшую программу — Григорий Чухрай
- Первый приз за фильм для молодежи.
Герой картины — юный солдат Алеша Скворцов, отпущенный на краткую побывку домой, успевает лишь обнять свою мать, так как тратит все свое время в пути на помощь и поддержку людей, ему доселе незнакомых.
Режиссер Григорий Чухрай — фронтовик. Он защищал Сталинград, был несколько раз ранен. «По всем дорогам войны, — говорил он, — осталось много дорогих моему сердцу людей. Это были мои сверстники, которые тоже прямо со школьной скамьи пошли воевать, но им не суждено было вернуться домой. Естественно, что во мне все эти годы зрело неодолимое желание рассказать об этих людях, об их короткой, но славной судьбе».
После войны Чухрай окончил ВГИК, снял фильм «Сорок первый» по рассказу Б. Лавренева. Однако студенческая мечта поставить картину об отпускном солдате не оставляла его.
Счастливый случай свел Чухрая с Валентином Ежовым, человеком с интересной и сложной судьбой. Общий язык нашелся у них сразу. Ежов, как и Чухрай, ушел на фронт после школьной скамьи. Служил в морской авиации, а после войны окончил сценарный факультет ВГИКа (класс А. Довженко).
«И ему и мне хотелось рассказать о нашем сверстнике, герое — солдате, отдавшем жизнь за Родину, — без громких фраз, просто, грустно и честно, — подчеркивал Чухрай. — Мы не стремились воздвигать ему монумент. Мы хотели рассказать о нем простыми человеческими словами, ибо сам он был человеком скромным и не любил громких фраз. Оба мы были в этой войне солдатами и знали, что победили в ней не сверхчеловеки, а люди. В этом мы видели величие нашей победы. Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
Работали Чухрай с Ежовым так. Сперва оговаривались сцены и эпизоды. Затем каждый выбирал себе то, что ему нравилось. Эпизод, написанный Ежовым, передавался для правки Чухраю. И наоборот.
Первоначально много внимания уделялось теме героического советского тыла. Действие переносилось в новый, выстроенный перед войною цех завода, его не успели остеклить, подвести под крышу; дуют ветры, с неба валит снег, но станки гудят. Голодные, иззябшие женщины и подростки бессонно работают.
Скворцову встречались и счастливые, и терпящие бедствия, он помогал людям, но и люди не раз выручали его из беды. Алеша и Шура еще не сознавали своего чувства, окружающие догадывались об этом быстрее и старались помочь юной трогательной любви, зародившейся в столь тяжелое время.
Исторические неточности
Когда фильм был подготовлен к показу, то на студии к проекту возникли вопросы, касающиеся отдельных эпизодов. Кадры о советской жене, не дождавшейся солдата с фронта, посчитали неправильными и требовали вырезать. Возмутила и сцена, где в подарок отдается мыло. Руководство увидело в этом намек на нечистоплотность бойцов.
Возмутила чиновников и историческая недостоверность, которую Чухрай допустил умышленно. Сюжет переносит зрителя в 1942-й, а у героя на плечах погоны, появившиеся вместо петлиц позже. По замыслу постановщика, неточность была рассчитана на зарубежный прокат, чтобы зрители узнали солдата-освободителя по форме, которую видно в кадре.
Еще одной неточностью оказался отпуск Алеши, который в 42-м не давали. Между тем без этой детали не состоялся бы фильм. В результате картину выпускают с ограничениями к просмотру в больших городах и столицах, а режиссер попадает в опалу.
В ситуацию вмешался зять Хрущева Алексей Аджубей, который заинтересовался проектом, получившим хорошие отзывы в глубинке. Он смотрит кинокартину сам и показывает тестю, и фильм отправляют в Канны.
За рубежом проект приняли благосклонно, признав за ним лидерство по итогам 1960–1961 годов, фильм заслужил более 100 кинонаград и попал в номинацию на премию «Оскар».
Сценарий
Сопротивление чиновников Чухрай и сценарист Валентин Ежов встретили еще на этапе подготовки. Фронтовики приступили к работе с желанием передать историю сверстника, не вернувшегося домой, «без громких фраз, просто, грустно и честно».
Ежов и Чухрай, знавшие о тяготах войны, быстро оказались на одной волне. Над сюжетной линией работали сообща, разделив кинокартину на эпизоды, а затем описывая понравившийся отрывок. Готовые тексты отдавали друг другу на правку.
Изначально сюжет оказался посвящен работникам тыла, женщинам и детям. По сюжету Шура должна была погибнуть в бомбежке, но в Главке идея не понравилась.
Тогда Ежов оставил героиню в живых и убрал кадры нелегкого труда в тылу. Сценарий вновь вернули на доработку и потребовали согласование с режиссером. Не одобрил идею и Михаил Ромм, однако Чухрай убедил наставника, что еще поработает и все получится.
Кадры из фильма
К слову, и постановщику казалось, что не хватает начального эпизода. Идея пришла ночью, когда в памяти всплыл факт, как один солдат подбил два танка, а затем признался, что совершил подвиг от испуга.
Однако и в дополненном виде сценарий в Главке не понравился. Чухрая стали отговаривать, называя фильм «мелкотемьем», но постановщик стал настаивать на своем, и картину взяли в производство.
Позже Чухрай признается, что ему оказалось важно показать обычных людей, таких как Алеша Скворцов. «Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти», – объяснял постановщик
«Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти», – объяснял постановщик.
Звезды — в эпизодах
Если главные роли играли дебютанты, то на второстепенных были настоящие звёзды. Режиссёр сильно сомневался, что знаменитый Евгений Урбанский согласится на маленькую роль инвалида, но актёр только попросил не проводить проб. Небольшую роль генерала сыграл Николай Крючков, которому его мудрый, усталый герой стал особенно дорог.
В эпизодах «Баллады о солдате» появлялись Георгий Юматов, Евгений Евстигнеев, Лев Борисов, Эльза Леждей, Нина Меньшикова, Раднэр Муратов, Всеволод Санаев, Екатерина Савинова, Любовь Соколова и многие другие актёры, которые уже тогда были известны или стали очень популярны чуть позже.
Актеры в главных ролях
В фильме задействован сильный актерский состав, который могут представить далеко не все масштабные картины. В «Балладе о солдате» приняли участие такие исполнители, как:
- Владимир Ивашов;
- Жанна Прохоренко;
- Георгий Юматов;
- Евгений Урбанский;
- Евгений Евстигнеев и др.
Владимир Ивашов
Для Владимира Ивашова роль Алеши стала первой в карьере и сразу же принесла ему известность. Актер был ребенком, когда шла война. Впечатления тех страшных лет помогли молодому артисту правдиво передать образ героя. Да и с Алешей Скворцовым они были ровесниками.
Владимир Ивашов — советский и российский киноактёр.
К началу съемок Владимир Ивашов еще был студентом ВГИКа. Но после выхода фильма к нему поступало множество предложений от знаменитых режиссеров. За 35-летнюю карьеру актер снялся в 50 фильмах, среди которых «Герой нашего времени», «Приключения неуловимых», «…А зори здесь тихие».
Жанна Прохоренко
На главную женскую роль режиссер тоже пригласил студентку. Это была Жанна Прохоренко, воплотившая образ Шурочки, попутчицы Алеши и его возлюбленной. Григорию Чухраю настолько понравилась начинающая актриса, что он помог ей доучиться во ВГИКе, поскольку Школу-студию МХАТ девушке пришлось оставить из-за съемок.
Жанна Прохоренко воплотилась в образ Шурочки.
В кадре у Жанны мало слов, но героиня и полюбилась зрителям за выразительное молчание и ласковый взгляд, выражающий всю душевную красоту Шурочки.
Антонина Максимова
Антонина Максимова сыграла роль мамы Алеши. Актриса сама прошла войну, видела тысячи матерей, дожидающихся своих сыновей с фронта. Как признавалась актриса, сыграть роль Катерины Скворцовой было просто, а пережить сложно. Сцена короткого свидания с матерью — самая душераздирающая в фильме. Антонина Максимова была знаменита и до «Баллады о солдате», снявшись в таких кинолентах, как «Зори Парижа» и «Моряки».
Антонина Максимова играет роль мамы Алеши.
Евгений Урбанский
Евгений Урбанский уже был звездой фильма «Коммунист» и узнаваемым театральным актером. В картине Чухрая он сыграл роль солдата-инвалида, которого встречает на привокзальной почте Алеша Скворцов. Персонаж остался безымянным, но запомнился зрителю глубиной человеческого переживания.
Евгений Урбанский — узнаваемый театральный актер.
Николай Крючков
Небольшую роль генерала исполнил Николай Крючков. К тому времени он уже снялся в нескольких военных фильмах, блистал в «Небесном тихоходе», получил первый орден Ленина. Однако от маленькой роли у Чухрая не отказался, т. к. сценарий фильма ему понравился.
Николай Крючков исполнил роль генерала.
Мария Кремнева
В картине Марии Кремневой досталась отрицательная роль жены солдата Павлова. Однако актриса сыграла так проникновенно, что зрители никакого презрения или осуждения к ее героине не испытывали.
Марии Кремневой досталась отрицательная роль.
Сюжет
Катерина Скворцова выходит на проселочную дорогу, по которой ее сын Алексей ушел на фронт. Голос за кадром сообщает, что он погиб и похоронен в чужой стране.
За несколько лет до этого. Девятнадцатилетний связист Алексей при починке телефонного кабеля подбивает из случайно найденного на поле боя противотанкового ружья два немецких танка. Командование собирается представить его к ордену, но Алексей просит дать ему отпуск, чтобы повидаться с матерью и починить в доме крышу. Получив шесть суток отпуска и купив подарок матери, Алексей отправляется в путь. Его сослуживец Сергей Павлов просит передать своей жене весточку и два куска мыла. На вокзале Алёша встречает одноногого фронтовика Василия, и решает помочь ему занести в поезд чемоданы. Василий говорит, что не хочет возвращаться к жене, стесняясь своей инвалидности. В поезде Алёша беседует с другими фронтовиками, которые не верят, что он, всего лишь связист, мог совершить подвиг. Но расстроенный таким недоверием, он забирает у солдат клочок газеты со своей фотографией, только что разорванной на самокрутки, и солдаты с удивлением читают статью про него. На вокзале Василия встречает жена, которая рада его возвращению.
Почтовая марка СССР. 1965 г. Советское киноискусство. Кадр из к/ф «Баллада о солдате».
Когда Алеша пытается сесть в товарный вагон армейского поезда снабжения, его останавливает часовой Гаврилкин. За банку тушёнки часовой пропускает его. На одной из остановок в вагон забирается девушка Шура. Увидев Алёшу, она чуть было не прыгает с движущегося поезда. Шура рассказывает, что едет к своему жениху-лётчику. Обнаружив её, Гаврилкин требует от Алёши ещё две банки тушёнки. Тут появляется лейтенант, который, узнав о подвиге Скворцова, позволяет им остаться в вагоне и наказывает часового.
На одной из остановок Алёша выходит за водой, и поезд отправляется без него. До следующей станции он добирается на попутной машине, но все равно не успевает на поезд. На станции он снова встречает Шуру, которая решила дожидаться его. Они отправляются к жене Павлова. Оказывается, что она живет с другим мужчиной. Алёша навещает в госпитале отца Павлова и дает ему мыло, рассказав о смелости и доблести его сына. Отпуск подходит к концу, и Алёше приходится расстаться с Шурой. На прощание она говорит, что выдумала про жениха и теперь любит его. Толком не попрощавшись, Алёша догоняет тронувшийся поезд. В пути он сожалеет о том, что не признался Шуре в любви. Внезапно поезд подвергается бомбардировке, и Алёша становится свидетелем гибели нескольких пассажиров.
На дороге Алёша уговаривает водителя грузовика отвезти его в родное село, чтобы хоть на несколько минут увидеться с матерью. Встретив соседей и свою мать, он обещает вернуться с войны, а мать — дождаться его. Голос за кадром говорит:
Начало пути
Валентина родилась в обычной московской семье 5 мая 1942 года. Как только началась ВОВ отец ушел добровольцем на фронт и погиб в бою. Мама больше замуж не вышла, воспитывала дочь одна.
С раннего детства Валя мечтала о сцене, и в 16 лет пошла учиться на вечернее отделение Школы-студии Театра им. Станиславского. Чтобы улучшить материальное положение, решила вместе с мамой трудиться днем на фабрике.
По характеру Валентина Евгеньевна очень целеустремленный человек, и, наверное, поэтому на достигнутом останавливаться не хотела. В начале 60-х поступила в ГИТИС, параллельно играла на сцене театра им. Станиславского.
Трудные съемки…
Во время съёмок приходилось то и дело останавливаться. Режиссёру катастрофически не везло: выйдя из больницы после переломов, он почти сразу же заболел брюшным тифом. Потом киностудия засомневалась в сценарии — его начали считать мелким, пессимистическим, не героическим и даже подрывающим авторитет Советской Армии. Мол, зачем солдат Алёша бьёт по лицу человека?
Потом остановили из-за сцены с неверной солдатской женой — решали, надо ли такое показывать зрителям. Чуть позже хотели изменить финал… Словом, стремились сделать такое кино про войну, которое очень не хотел режиссер.
Поэтому же он сознательно допустил в фильме некоторые исторические неточности. В начале войны отпуска солдатам не давали. Погоны солдаты в то время не носили, но режиссёр думал о том, что фильм будут показывать за рубежом, где все знают форму русского солдата-освободителя.
Он хотел, чтобы в этом юноше все видели собирательный образ тех, кто прошёл через войну и принёс миру победу. Так что, несмотря на то, что события происходят в 1942 году, одет Алёша в форму конца войны.
Сценарий и съемки «Баллады о солдате»
Под руководством режиссера Григория Чухрая были проведены съемки фильма. Эти съемки проходили в разных уголках Советского Союза — в Удмуртии, Узбекистане, Казахстане и других местах. Отчетливо видно, что каждый кадр был продуман и намеренно затеян режиссером, чтобы передать особую атмосферу времени и места.
В ходе съемок режиссер использовал различные кинематографические приемы. Он часто использовал планы, открытые ракурсы и длительные наезды для передачи эмоций и переживаний героев. Важным аспектом фильма стало искусство монтажа. Режиссер и его команда смогли с помощью монтажа создать особую интригу и накаление в фильме.
Сценарий и съемки «Баллады о солдате» получили признание как в Советском Союзе, так и за его пределами. Фильм был номинирован на международные кинофестивали и получил множество наград, включая Гран-при на Каннском кинофестивале в 1961 году.
Интересные факты о съемках фильма
С заменой главных актеров согласилась не вся съемочная команда. У Чухрая случились разногласия с другими исполнителями, а чиновники упрекали режиссера в создании «простого» кино со студентами. Но Чухрай был уверен, что актеры — ровесники своим персонажам больше подходят.
Первый вариант сценария сильно отличался от того, что зритель увидел на экране. Фильм должен был показать глазами Алексея подвиг тыла во время войны. В картине должны были звучать комсомольские песни. Шура в конце погибла бы. Но режиссер, когда лежал в больнице, изменил сюжет.
Владимир Ивашов «жил» своим героем во время работы над ролью. Он внимательно слушал фронтовые рассказы участников войны, коими были почти все участники съемочной группы и половина актерского состава. Позже артист назвал этот опыт полного вживания в судьбу фронтовика тяжелым, но счастливым трудом.