Съёмки[править | править код]
Фильм посвящён Сергею Герасимову, который и посоветовал студенту ВГИКа Юрию Каре снять курсовую работу по фрагментам повести Бориса Васильева и сделать честный фильм на тему крайне неоднозначную и сложную. Первыми актрисами были три студентки ВГИКа: Ирина Чериченко, Наталья Негода и Юлия Тархова. Курсовую Ю. Кара защитил успешно, поэтому когда пришло время делать диплом, он доснял ещё ряд эпизодов, используя всё ту же литературную основу, с участием уже известных актёров: Веры Алентовой, Сергея Никоненко, Владимира Заманского. Из этого вышла уже 40-минутная лента. А после выпуска, по протекции Сергея Никоненко, Ю. Кара доснял ещё несколько эпизодов на киностудии Горького, чтобы увеличить длительность: тогда получилась полнометражная картина.
Некоторые эпизоды были сняты в московской школе № 175. Сцена похорон Вики Люберецкой снята на Старом Донском кладбище.
Бюджет фильма составлял 50 тысяч рублей. Актёры снимались бесплатно.
По повести Б. Васильева, написанной в 1972 году и не пропущенной цензурой до Перестройки, были поставлены также спектакли, телеспектакль и радиопостановка
Образы матери Искры и Валендры в них сильно отличаются от фильма, в котором основное внимание уделяется сталинским репрессиям, а о судьбе выбитого войной поколения сказано только в эпилоге.
О КАРТИНЕ
Фильм «»Завтра» была война» – это своего рода дневник акций и описание быта участников группы «Война». Режиссер на протяжении полутора лет существовал бок о бок с героями – снимал их во время рейдов по продовольственным магазинам, в процессе обсуждения готовящихся акций, в момент ареста и выхода из тюрьмы, в минуты общения с полуторагодовалым сыном. При этом ни разу не обнаружил себя – зрители даже не догадываются о его существовании. Возникает вопрос: «Как ему это удалось?»
Андрей Грязев: «Я искал своих героев в интернете. В то время как раз произошла известная акция – Леня, член группы, пробегал с синим ведром на голове через машину ФСО. Видео было сделано топорно. Я подумал: а если тут была бы не любительская съемка? Если придумать историю? Через два дня я пил с «Войной» чай – нашел имейлы, появился, объяснил, чего хочу. Предложил снимать дальнейшие акции и получил разрешение использовать остальной «ненужный» материал для монтажа своего полнометражного фильма».
Режиссер снимает события изнутри, выступая в роли анонимной камеры слежения. О такой манере съемки (когда объект привыкает к камере, не напрягается и не позирует) профессионалы говорят – «муха на стене». Но ««»Завтра» была война» – не чистой воды документалистика. Фильм состоит из разных пластов, и чрезвычайно сложно, а порой даже невозможно, отделить один от другого. Здесь есть и стопроцентная документалистика, и постановочная документалистика, и полностью срежиссированные эпизоды, которые строились по законам игрового кино: с актерами и расписыванием ролей. Далеко не последняя из этих ролей принадлежит полуторагодовалому мальчику по имени Каспер. Именно к ребенку, сыну Вора и Козы, отсылает называние фильма. Режиссер вместе со зрителем как будто задается вопросом: «Что будет с Каспером завтра?» И твердого ответа на этот вопрос нет.
Андрей Грязев: «Для меня главный герой фильма – Каспер. Все строится через него — он во всем принимает участие и все видит. В Берлине после каждого показа мне задавали один и тот же вопрос: «Что будет с Каспером?» В этом смысле ставлю знак равенства между Каспером и Россией. Что будет с Россией, то будет и с Каспером. Он зависит от родителей, а они – от своей страны. Снимут завтра международный розыск или дальше будут закручивать гайки? Что будет, если их поймают? Завтра в данном случае не определено».
Факты
Фильм посвящён Сергею Герасимову, который и посоветовал студенту ВГИКа Юрию Каре снять курсовую работу по фрагментам повести Бориса Васильева и сделать честный фильм на тему крайне неоднозначную и сложную. Первыми актрисами были три студентки ВГИКа: Ирина Чериченко, Наталья Негода и Юлия Тархова. Курсовую Ю. Кара защитил успешно, поэтому когда пришло время делать диплом, он доснял ещё ряд эпизодов, используя всё ту же литературную основу, с участием уже известных актеров: Веры Алентовой, Сергея Никоненко, Владимира Заманского. Из этого вышла уже 40-минутная лента. А после выпуска, по протекции Сергея Никоненко, Ю. Кара доснял ещё несколько эпизодов на киностудии Горького, чтобы увеличить длительность: тогда получилась полнометражная картина.
По повести Б. Васильева, написанной в 1972 году и не пропущенной цензурой до Перестройки, были поставлены также спектакли, телеспектакль и радиопостановка
Образы матери Искры и Валендры в них сильно отличаются от фильма, в котором основное внимание уделяется сталинским репрессиям, а о судьбе выбитого войной поколения сказано только в эпилоге.
Первоначально на роль директора школы рассматривался Сергей Шакуров, а на роль Люберецкого – Алексей Баталов.
Сюжет[править | править код]
1940 год. В центре сюжета — Искра Полякова, староста 9 «Б» класса, живущая вдвоём с матерью, принципиальным партработником, фанатично преданной партии. Искра — убежденная комсомолка, её идеалы нерушимы, а идеи прозрачны и, как ей кажется, правильны. Собравшись на дне рождения одного из одноклассников, Искра слушает стихи Есенина, которые читает её подруга Вика, дочь известного в городе человека, директора авиазавода Леонида Люберецкого. Искре нравится поэзия Есенина, но она считает его чуждым советской культуре «кабацким певцом». Вика даёт однокласснице книгу и объясняет Искре, что Есенин — не «упаднический» поэт, а чувства — неотъемлемая часть жизни. Проходит несколько дней. Искра знакомится с отцом Вики, начинает глубже понимать некоторые вещи, задаёт вопросы матери и самой себе, пытаясь разобраться в понятиях справедливости, долга и счастья.
Искра принимает ухаживания бывшего одноклассника Сашки Стамескина, которого Люберецкий устраивает к себе на завод.
Внезапно всё меняется: в один из вечеров ребята узнают, что директор завода Люберецкий арестован по подозрению во вредительской деятельности против СССР.
Искра решает поддержать подругу, несмотря на предупреждение матери о возможных репрессиях. Завуч школы Валентина Андроновна вызывает Люберецкую в кабинет и сообщает, что завтра на школьной линейке та должна будет публично отречься от своего отца — врага народа, но Вика отказывается. После этого завуч приглашает в кабинет Полякову и просит её созвать собрание и с позором изгнать Люберецкую из комсомола. Искра сообщает завучу, что никогда не сделает этого, и от волнения падает в обморок. Директор школы уносит девочку в медкабинет и хвалит за проявление человечности.
Узнав о стойкости подруги и преданности своих школьных друзей, Вика приглашает ребят на пикник. За городом она признаётся в любви своему однокласснику Жоре Ландысу, и они впервые целуются. Утром Вика не приходит на объявленное комсомольское собрание. Когда завуч посылает за ней одноклассницу Зину, та возвращается в полуобморочном состоянии и сообщает классу, что «Вика в морге». Искру вызывают к следователю и сообщают, что Люберецкая покончила с собой, оставив две предсмертные записки, в том числе одну, адресованную персонально Поляковой. Викины одноклассники узнают, что хоронить девочку некому, и решают заняться погребением самостоятельно.
Мать Искры просит не читать речей и не устраивать панихиду, называя самоубийство Люберецкой поступком «хлюпика», однако девушка идёт наперекор воле матери и, впечатлившись речью директора школы на кладбище, читает над могилой подруги её предсмертную записку и стихи Есенина. За похоронами дочери Люберецкого следит на расстоянии Сашка Стамескин. Он беспокоится о будущей карьере и не решается открыто посетить похороны дочери врага народа. О прочитанных Искрой стихах узнаёт её мать и устраивает скандал, пытаясь применить силу, однако Искра сообщает, что если та ещё раз поднимет на неё руку, то она уйдёт навсегда, несмотря на всю любовь к ней. Похороны Вики не проходят бесследно и для директора школы — его увольняют.
Проходит ещё один месяц. Шок от смерти Вики Люберецкой понемногу утихает. После праздничной демонстрации в честь 7 Ноября 9 «Б» навещает бывшего директора. У него дома ребята узнают, что его, героя Гражданской войны, исключают из партии.
Школьники пишут сочинение, и в это время становится известно, что Леонид Люберецкий оправдан и вернулся домой. Класс срывается с места и спешит к нему домой. Ребята находят Люберецкого в квартире, всё ещё помнящей обыск НКВД. «Какой тяжёлый год», — говорит отец Вики. В порыве чувств одноклассница Искры Зина бросается ему на шею и говорит, что год печальный потому, что он високосный, а следующий, 1941 год, будет очень счастливым.
В следующем кадре появляются марширующие по улицам солдаты Красной армии в сопровождении песни «Священная война». Звучит эпилог, раскрывающий судьбы главных героев, учеников 9-го «Б»: лётчик Жора Ландыс посмертно получил звание Героя Советского Союза, Артём Шефер и Паша Остапчук погибли во время войны, а Искра Полякова, будучи во время оккупации связной в антифашистском подполье, которое возглавлял бывший директор школы, была схвачена немцами и повешена вместе с матерью.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА
Андрей Грязев
не знал, что дальше делать. Понимал, что к игровому кино еще не готов. Значит, надо было найти реальных героев. Копался в Интернете. Почему-то был уверен, что там обязательно что-то найду.
Увидел ролик «Войны», позвал жену и сказал: «Смотри, это герои моего будущего фильма». Они были законспирированы, но я нашел их имейлы. Появился, объяснил, чего хочу.
На встрече я сразу предложил снимать все их дальнейшие акции, чтобы внести необходимую новизну в плане документации перформансов. Получил полный карт-бланш и разрешение, использовать остальной «ненужный» материал для монтажа своего полнометражного фильма о группе.
Одним из условий съемки, поставленных группой «Война», стало то, что фильм должен быть снят без продюсера и практически без денег. Это должно было подтвердить философию группы – жить без денег не только можно, но и нужно. Таким образом, бюджет фильма не превысил 2000$, которые были потрачены только на билеты на поезд».
Ирина Чериченко
Для Ирины Чериченко, сыгравшей Искру, это была одна из первых ролей. Однако уже тогда актриса могла похвастаться славой после киноленты «Город невест». Но мы могли больше и не увидеть ни одного фильма с артисткой. В 22 года девушка после общения с родственником-священником ушла в монастырь. Однако бунтарский дух не желал мириться с замкнутой жизнью.
После возвращения в столицу Ирина уехала гастролировать по Испании в составе танцевального коллектива. Тогда она и нашла себе приятелей, связанных с запрещенными веществами. Коллектив девушку тут же изгнал, а полиция взяла под арест. Чериченко не подозревала об увлечении друзей, а потому вскоре была освобождена. Но получить микроинсульт успела. Сейчас актриса продолжает принимать участие в фильмах и сериалах и даже выступает на сцене театра.
Нина Русланова
Судьба Нины Руслановой, сыгравшей жесткую мать Искры, была нелегкой с самого рождения. На дворе был февраль 1946 года, когда на железнодорожном вокзале обнаружили брошенную двухмесячную девочку. Несколько детдомов, детская жестокость и безразличие воспитателей закалили Нину Ивановну. Девочка выросла и сыграла множество второстепенных ролей, 15 лет играла в театре имени Вахтангова.
В личной жизни у актрисы был лишь один мужчина Геннадий Рудаков. В браке родилась дочь. А спустя семь лет супруги приняли решение разойтись, хоть и остались в хороших отношениях. С 2014 года Нина Ивановна вынуждена была завершить свою карьеру из-за проблем с сердцем.