Биография ильи глазунова

Творчество

Ранние живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).

  • Дипломная работа в ЛИЖСА «На колхозной ферме» (1957)
  • Работа «Дороги войны», изображающая отступающую Красную армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.
  • Цикл графических работ, посвящённых жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.
  • Живописное полотно «Мистерия XX века» (1978 и 1999). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами.

Файл:Photo of Ilia Glazuov’s paint «Timeless Russia» .jpg
«Вечная Россия» («Сто веков»), картина Ильи Глазунова, 1988

  • Живописное полотно «Вечная Россия», представляющее историю и культуру России за тысячу лет (1988).
  • Исполненные в графически стилизованной манере произведения, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.
  • Серия работ на темы основных произведений Фёдора Достоевского (триптих «Легенда о Великом Инквизиторе»).
  • Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (здание ЮНЕСКО, Париж, 1980).
  • Картина «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус».
  • Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Мирей Матьё, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).
  • Серия работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа».
  • Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» Александра Бородина и «Пиковая дама» Петра Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» Арама Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.)
  • Интерьер советского посольства в Мадриде.
  • Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского дворца.
  • На последних выставках в московском Манеже (2010) и Санкт-Петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».

Краткая биография

  1. В 1951 г. поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Его учителем живописи в Институте был художник Б. Иогансон. Во время учёбы молодой художник проводил студенческие каникулы и практику в творческих поездках: посетил Поволжье, Плес, Углич, Куйбышев.
  2. В 1956 г. женился на Нине Виноградовой-Бенуа.
  3. В 1956 г. получил I премию за портрет Юлиуса Фучика на конкурсе в Праге.
  4. В 1957 г. окончил Институт. Его дипломной работой стала картина «Дороги войны», которую учёный совет не принял, призвав уничтожить. На ней изображено отступление Красной армии в первые месяцы войны. Полотно было признано не отвечающим идеологии социализма.
  5. Получив за диплом низкий балл, был распределён простым учителем рисования в г. Ижевск. Затем переехал в Иваново, потом в Москву.
  6. В 1950-х годах началось увлечение творчеством Ф.М. Достоевского, которое в дальнейшем станет источником многих его картин. Иллюстрирует его романы «Идиот» и «Бесы».
  7. В феврале 1957 г. в Москве, в Доме работников искусств, прошла первая выставка его работ. Она имела большой успех, но вызвала много споров. Ранние работы созданы в академическом стиле, некоторые – под влиянием импрессионизма.
  8. В 1958 г. познакомился с С. Михалковым, который на всю жизнь остался его помощником и идейным товарищем.
  9. В 1960-х годах работал на Севере над циклом картин о древнерусской истории. Посетил Италию.
  10. В 60-х годах его творчество оценило высшее партийное руководство страны, разрешён выезд за границу.
  11. В 1967 г. был принят в Союз художников.
  12. В 1969 г. родился сын Иван.
  13. В 1970 г. решительно протестовал против реконструкции Москвы, разрушения исторической части города. Привлёк к этому протесту многих общественных деятелей, в результате план реконструкции был отозван.
  14. В 1973 г. родилась дочь Вера.
  15. В 70- годы иллюстрировал произведения русских писателей-классиков Лермонтова, А. Толстого, Куприна.
  16. В 1977 г. на выставке в Манеже была показана его грандиозная картина «Мистерия ХХ века». Через 5 дней по требованию Союза художников Москвы выставка была закрыта, а картина Глазунова была признана противоречащей советской идеологии.
  17. В 1978 г. назначен руководителем мастерской портрета в художественном иституте им. Сурикова в Москве.
  18. Создаёт много живописных портретов своих современников. Совершает поездки и проводит выставки за рубежом.
  19. Поездка во Вьетнам, создание «Вьетнамского цикла» (более 150 работ).
  20. 1970-е годы – очень плодотворные для художника: он создаёт иллюстрации к произведениям Блока, Гончарова, Достоевского, Лескова, Некрасова. Совершает творческие поездки в Индию и Чили. Выставляет свои картины в Финляндии, Швеции, Японии.
  21. В середине 70-х годов был в Сибири и создал цикл картин «БАМ».
  22. Вместе с женой в Берлинской опере оформил постановку оперы А. Бородина «Князь Игорь».
  23. В 1978 г. начал преподавать в Московском художественном институте.
  24. В 1980 г. окончил цикл картин «Поле Куликово». Получил почетное звание Народный художник СССР.
  25. В 1981 г. организовал Музей декоративно-прикладного искусства, став его директором.
  26. Оформил вместе с женой несколько постановок опер и балетов русских и советских композиторов в Берлине, Одессе и Большом театре (Москва).
  27. Совершил творческие командировки в Никарагуа и на Кубу. Создал портрет Фиделя Кастро.
  28. 1987 г. – создатель и бессменный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
  29. В период 1990-1999 гг. совершает со студентами поездку в Италию, пишет много картин, проводит выставки во многих городах России (Кисловодск, Краснодар, Пермь, Сыктывкар и др.).
  30. Участвует в конкурсе по реконструкции Московского Кремля и побеждает.
  31. В 2004 г. в Москве на Волхонке открылась Галерея его имени (более 300 картин).
  32. В 1997 г. присвоена Государственная премия РФ.
  33. В 2010 г. в Манеже открылась выставка работ в честь 80-летия художника.
  34. В 2017 г. открыл Музей сословий (в крыле галереи Глазунова), в его основе – древние иконы, собранные им в советское время в разных уголках страны.
  35. Умер от сердечной недостаточности 9 июля 2017 г. в Москве.
  36. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Илья Глазунов в последние годы жизни

Картины

  • «Дороги войны» — 1957
  • Цикл «Поле Куликово» — 1980
  • «Прощание» — 1986
  • «Вечная Россия» — 1988
  • «Великий эксперимент» — 1990
  • «Моя жизнь» — 1994
  • «Мистерия XX века» — 1999
  • «Разгром Храма в Пасхальную ночь» — 1999
  • «Закат Европы» — 2005
  • «И снова весна» — 2009
  • «Изгнание торговцев из храма» — 2011

Глазунов звонил всю ночь. Мама не снимала трубку и не подпускала меня к телефону: «Я больше не позволю тебя мучить!»

Как ни плакала, как ни просила дать возможность в последний раз поговорить с Ильей, мама твердила:

Нет. Эта история слишком затянулась. Пора поставить точку.

Я не выдержала, закричала:

Захочу — поеду к нему прямо сейчас!

Никуда ты не поедешь! Не хочешь по-хорошему — привяжу к кровати! И лягу на пороге, чтобы не сделала очередную глупость!

Глупость? — возмутилась я. — Раньше ты не противилась нашим встречам. И гордилась, что у дочери роман с Глазуновым.

А теперь виню себя в том, что с тобой произошло. Господи, если бы я знала, чем обернется это знакомство!

Мы встретились зимой 1957 года в Центральном Доме работников искусств — ЦДРИ — на первой персональной выставке Глазунова. Вокруг нее царил безумный ажиотаж. На улице — длиннющая очередь. Давка внутри. Я такого столпотворения ни на одном подобном мероприятии не видела.

Конечно, Глазунов был самобытен и талантлив, но и выставка его пришлась на особую пору — хрущевскую «оттепель», время общественного и культурного подъема.

Каждое сколько-нибудь заметное явление в театре, кино или живописи вызывало огромный интерес публики.

Среди московской творческой интеллигенции только и было разговоров что о Глазунове. Мама мне все уши прожужжала: «Какой он талантище! Какой молодец!»

Билетов в ЦДРИ было не достать, но ей — знаменитой Нине Алисовой, «бесприданнице» из одноименного фильма Протазанова — каким-то чудом удалось раздобыть два пригласительных. Вечером мама влетела в дом и, не снимая шубы, радостно закричала: «Лариса, одевайся скорее, мы идем на выставку Ильи Глазунова! Прямо сейчас!» Я собралась за пять минут, благо нарядов было раз-два и обчелся.

Искусство должно быть понятно

— Когда все полетело в тартарары, я пошел к Егору Кузьмичу Лигачеву. Я не люблю ходить, просить, но надо было что-то делать, и я пошел. Чудесный человек, он больше всех сделал для открытия Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. А почему я пошел просить о другом институте: появились квоты, и в Суриковский институт стали приезжать со всех республик племянники секретарей горкомов партии, дети чиновников из обкомов. Они не умели рисовать, но их зачисляли. А школьников из России «давили» по 50 человек на одно место. И столько русских талантов не попадало, столькие несправедливо оставались за бортом, когда разные бездарности учились по партийной линии.

Я хотел, чтобы это исчезло. В нашем деле главное — воспитать волевую верующую (православную, иудейскую или мусульманскую) элиту, как это было при последнем государе Николае II. Пусть рисуют наши пейзажи, как Левитан, или скульптуры ваяют, как Антокольский. Левитан любил русскую природу, а Антокольский сделал Нестора Летописца, Ивана Грозного. Они чувствовали себя гражданами России и гордились приобщением к великой русской культуре. Сегодня много говорится о том, чтобы возродить духовную Россию, но мало кто что делает. Недавно открылись памятники Столыпину и патриарху Гермогену. Авторы — мои студенты. Я считаю, что памятник Столыпину — лучший памятник Москвы, но никто не отметил его ни премией, ни наградой.

— Правда ли, что ваша внутренняя установка, которой вы живете — не жалеть растрачивать себя?

— У меня нет никаких установок. Но я могу сказать совершенно точно: я ни дня не отдыхал. Я бываю в Испании, я — дважды испанский академик Мадрида и Барселоны. Но бываю не поэтому: там океан, и мне после инфаркта нужно ходить по берегу и дышать воздухом, который не был бы отравлен. Там я пишу книгу, делаю эскизы, пишу этюды. Я ни одного дня, ни одной минуты не отдыхаю, считая, что я мало сделал из того, что мог сделать. Но меня ободрил отец Илия, которого я очень ценю. Он сказал: «Как вам не стыдно так говорить, вы сделали больше многих других».

Моя последняя работа «Раскулачивание» — 8 метров на 4. Ведь до сих пор никто не воспел русского крестьянина, которого положили под нож сталинской коллективизации, и во всех своих картинах я хотел выразить мою любовь к России и заразить своим пониманием добра и зла в формах, неотрывных от Божиего мира. Когда я пишу человека, я никогда не забываю, что он — образ и подобие Божие

И когда я пишу портреты иностранцев, я горжусь, что впервые пригласили русского художника, которому важно в первую очередь почувствовать внутреннюю музыку человека и выразить это на холсте. И я за то, чтобы русская школа великого европейского реализма, наша Академия несла хоругвь святости русского искусства. И я горжусь, что моя галерея — самая посещаемая

А на так называемое современное искусство, где иконой является Черный квадрат Малевича, ходит очень мало народу: это никому не интересно

И я горжусь, что моя галерея — самая посещаемая. А на так называемое современное искусство, где иконой является Черный квадрат Малевича, ходит очень мало народу: это никому не интересно.

Искусство должно быть понятно, дорого, и тогда оно демократично. А если оно непонятно, не надо говорить, что русское быдло в нем не разбирается. Мы все отличаем искусство от неискусства.

Беседовала Мария Свешникова

Фото Михаила Свешникова

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Образование

  • Глазунов увлекался рисованием, начал музицировать на рояле под руководством матери. Позднее освоил виолончель, скрипку и другие инструменты. В 10 лет начал заниматься с преподавателями-пианистами: в 1875 г. – с Н.Г. Холодковой, в 1877 г. – с Н.Н. Еленковским, который научил юного ученика беглому чтению нот с листа, музыкальной грамоте, значительно расширил его музыкальный кругозор.
  • В 1876 г. Саша поступил в реальное училище, где получил общее среднее образование. Будучи скромным и застенчивым, он не рассказывал друзьям и педагогам о своём увлечении музыкой. В эти годы он уже начал сочинять свои первые произведения – пьесы для фортепиано, романсы.
  • С 1879 г. по рекомендации М.А. Балакирева юноша приступил к занятиям с Н.А. Римским-Корсаковым. Глазунов был настолько способным, что всего за два года общения с мэтром освоил полный курс гармонии, полифонии, композиции и инструментовки. И это при том, что музыкальные занятия проходили всего два раза в неделю, а всё остальное время Саша осваивал общеобразовательные предметы в реальном училище. И очень много сочинял: к 17 годам он уже написал такие произведения крупной формы, как увертюры, квартеты и даже симфонию.

Портрет С.В. Михалкова (1988)

Фото: mos.ru

После окончания института Глазунов отправился по распределению сначала в Ижевск, а затем в Иваново. После этого Илья Сергеевич переехал в Москву. В столице молодой художник столкнулся с серьезными трудностями: у него не было прописки и жилья, его не принимали в Союз художников. Денег было очень мало – приходилось даже подрабатывать грузчиком. Глазунов ночевал в кладовке, которую ему предоставил скульптор Дионисио Гарсиа. Все изменилось к лучшему, когда Илья Сергеевич познакомился с Сергеем Михалковым.

С главным детским поэтом и автором гимна СССР Илья Глазунов впервые встретился в 1958 году. Как-то раз в кладовку, где он жил, постучали, и в дверь вошел Михалков. Он видел картины Глазунова на выставке в 1957 году и высоко оценил талант художника. Увидев место, в котором Илья Сергеевич жил с женой Ниной Виноградовой-Бенуа, Михалков пообещал помочь.

Спустя какое-то время на новогоднем балу Сергей Владимирович встретился с министром культуры Екатериной Фурцевой. Михалков пригласил ее на танец, рассказал о положении молодого художника и попросил помочь ему.

Через год после встречи с Михалковым Илья Сергеевич переселился в предоставленную ему однокомнатную квартиру и получил московскую прописку. С тех пор Глазунов называл Михалкова своим благодетелем. Когда поэта не стало, Илья Сергеевич сказал: «После моих родителей Сергей Владимирович Михалков был самым близким и любимым человеком, который во многом определил мою судьбу гражданина и художника».

Картины Ильи Глазунова с названиями и описанием: Вспоминаем знаменитые работы мастера

Илья Глазунов.

Фото: Наталия НЕЧАЕВА

Глазунов работал в самых разных жанрах — от изображений «ню» до парадных портретов, от пейзажей до городских зарисовок. Но, конечно, в памяти отпечатались прежде всего его монументальные многофигурные полотна. Вспоминаем знаменитые картины Ильи Глазунова — с названиями и описанием.

1. «Мистерия XX века», 1977-1999 г.

Мистерия ХХ века. 1999 год. Холст, масло.

Самая известная, без сомнения, работа Глазунова. Во времена перестройки она буквально взорвала умы; чтобы посмотреть на полотно размером 3 на 8 метров, выстраивались колоссальные очереди. В популярных журналах печатались репродукции с пояснениями — где кто изображен.

И кого там только нет: Гитлер, Сталин, Мао, Эйнштейн, Ленин, «Битлз»… 2342 персонажа, как кто-то подсчитал. И — реки крови, ядерный гриб, менора, протыкающая фашистскую каску, коммунистические митинги. Это картина об ужасах, которых в ХХ веке было не меньше, чем радости.

2. «Вечная Россия» (1988)

Картина, созданная к 1000-летию крещения Руси, изображает множество великих россиян. Справа — монстры революции на птице-тройке (Троцкий даже больше бросается в глаза, чем Сталин). А на переднем плане — святые. А в самом центре, под Распятием — великие писатели: Пушкин, Лермонтов, Гоголь… Но всех почти заслоняет обожаемый Глазуновым Достоевский.

3. «Великий эксперимент» (1990)

Великий эксперимент. 1990 год. Холст, масло

Картина целиком посвящена России в ХХ веке; судьба страны словно перечеркнута кровавой зловещей пентаграммой. В центре ее — конечно, Ленин и другие вожди революции; слева — хорошие люди (прежде всего бросается в глаза царская семья).

4. «Разгром храма в Пасхальную ночь» (1999)

Размер еще больше, чем у «Мистерии»: 4 на 8 метров. Сюжет понятен из названия: большевики вламываются в храм, где идет служба. Над людским месивом (со стороны большевиков это не только комиссар с собакой, но и поборница свободной любви с голой грудью, и кто-то с лозунгом «Религия — опиум для народа», и еще кто-то с пулеметом…) — настенная роспись, огромные изображения святых. Во многом картина напоминает другую многофигурную, полную символов картину, которую Глазунов очень ценил — «Раскулачивание» (2010).

5. «Дороги войны» (1985)

Дороги войны. 1985 год. Холст, масло.

Картина с самой драматичной судьбой. На самом деле она была написана в конце 50-х и представлена в качестве дипломной работы (Глазунов заканчивал Ленинградский художественный институт имени Репина). Но… на ней изображалось отступление советских войск. И это привело руководство института в ужас. Только в 1964 году Глазунов показал ее на выставке. Увидели ее в итоге немногие — вскоре после выставки она была просто уничтожена… В 1985 году Глазунов написал ее заново.

Роспись Храма Вознесения Господня («Малого Вознесения») на Большой Никитской улице. 2013 г.

Роспись «Малого Вознесения» – особая страница в моей жизни. Это была моя первая работа в храме как стенописца. «Малое Вознесение» – храм с очень богатой историей, его строил царь Федор Иоаннович на свое венчание, и изначально он имел два шатра. Затем при Елизавете Петровне он перестраивался. Рядом была слобода, где жили устюжане и у них был крохотный домовой храмик Прокопия и Иоанна Устюжских, единственный в Москве. В XVIII веке храмы соединили. Рядом стоял дворец Нарышкиных, дом Малюты Скуратова – словом, жила русская знать, многие люди, оставившие след в российской истории.

Мне хотелось вернуть облик этому храму, который в советское время был роддомом, металлоремонтной мастерской, управлением Главмосстроя. Чтобы церковь выглядела так, как если бы она никогда не закрывалась. Для этого был выбран стиль XVII века, эпохи расцвета самостоятельного русского церковного творчества. Я собрал огромный архив сюжетов и приемов старых мастеров в Ярославле, Ростове Великом, Костроме, и мне хотелось расписать храм в таком ключе.

Но, как говорится, ты делаешь храм, а храм делает тебя, поэтому в храме «Малого Вознесения» состоялась и моя внутренняя учеба. Это то место, которое все время со мной и в котором я все время. Мы до сих пор доделываем убранство и пытаемся вернуть церкви образ старомосковского намоленного места, которое находится прямо напротив Московской Консерватории. К счастью, следов поругания в храме уже не осталось.

5.

Краткая биография

Биография

Внешние изображения

Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Сергей Фёдорович Глазунов, историк; дядя по отцу — патологоанатом и коллекционер живописи М. Ф. Глазунов. Мать — Ольга Константиновна Глазунова (Флуг); дядя по матери — востоковед К. К. Флуг, потомки петербургского немецкого фабриканта Г. И. Флуга.

Пережил блокаду Ленинграда, а отец, мать, бабушка и другие родственники погибли. В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».

Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в Ленинградской средней художественной школе, в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ЛИЖСА) в мастерской Б. В. Иогансона (1951—1957). По распределению был направлен в Ижевск учителем рисования и тригонометрии, оттуда перевелся в Иваново, затем — в Москву.

В начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ художника, имевшая большой успех.

Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков, как вспоминал о нём сам Глазунов: «которому я обязан буквально всем».

В 1977 году выставка, содержащая картину «Мистерия XX века» (работа 1978 года), была закрыта, так как «противоречила советской идеологии».

C 1978 года руководил мастерской портрета в Московского художественного института им. В. И. Сурикова.

В 1981 году организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором.

С 1987 года — бессменный ректор созданной по его инициативе Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

По воспоминаниям Станислава Куняева, Илья Глазунов перестал сотрудничать с «Нашим современником» и диаметрально изменил мнение о Вадиме Кожинове после публикации в журнале следующего заявления последнего: «Картины Ильи по-своему хороши, и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен!» и неосторожного замечания, что некоторые «работы художника последних лет — это китч…», до этого момента Глазунов тепло отзывался о Кожинове и приглашал читать лекции в Суриковский институт.

31 августа 2004 года была торжественно открыта Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова.

С президентом России Владимиром Путиным в Музее сословий России, 2 июня 2015 года

10 июня 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин посетил галерею Ильи Глазунова и поздравил его с 79-летием. Рассматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), Владимир Путин высказал пожелание, чтобы меч князя Олега был несколько увеличен, «а то выглядит, как перочинный ножик. <…> Им как будто колбасу режут». Художник обязался картину исправить и похвалил главу правительства за «хороший глазомер».

9 февраля 2012 года Глазунов был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ Владимира Путина.

Могила Ильи Глазунова на Новодевичьем кладбище (июль 2017)

Скончался 9 июля 2017 года в Москве на 88-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище. 2 октября 2020 года на его могиле был открыт памятник.

Личная жизнь

Первая жена (с 1956 по 1986) — Нина Виноградова-Бенуа (1936—1986), по официальной версии покончила жизнь самоубийством. Глазунов считал, что её смерть — убийство.

Сын Иван Глазунов (род. 1969), художник, автор полотна «Распни его!», картин из жизни русских святых, пейзажей русского севера. Народный художник Российской Федерации (2020).

Четверо детей, в том числе дочь Ольга, художник

Дочь Вера Глазунова (род. 1973), художник, автор картины «Великая княгиня Елисавета Феодоровна перед казнью в Алапаевске».

Будучи женат первым браком, имел роман со студенткой ВГИКа Ларисой Кадочниковой. Кадочникова вспоминала:

Вторая жена — Инесса Дмитриевна Орлова (род. 1970), директор картинной галереи Ильи Глазунова.

«Художником меня сделал Ленинград…» (И. Глазунов)

«Художником меня сделал Ленинград, — говорил он, — с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер… Эрмитаж – мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах… Сколько помню себя – рисовал. Первое мое впечатление в сознательной жизни – кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: «Живи!»Но, конечно же, ленинградскую блокаду он забыть не мог никогда. Она осталась в его сердце, в неотступных ночных кошмарах, в осознании своего сиротства… Свои воспоминания о том страшном времени он выразил в картине «Дороги войны», которую предложил в качестве дипломной работы. Но картину отвергли, назвав ее антисоветской, искажающей правду и смысл Великой Отечественной войны советского народа: «Война характерна победой, а вы смакуете отступление советских войск – такого еще не было в советском искусстве».

И. Глазунов «Дороги войны» (1985). Холст, масло. 250×500 см. Художественный музей (Алма-Ата)Картину уничтожили. В 1985 г. художник написал повторение.Но и деревня, в которой провёл он 2 года среди местных сверстников, занимаясь сельским трудом, также оставила глубокий след в его сердце, а главное – научила его умению трудиться, понимать простых людей, видеть красоту и поэзию русского пейзажа.

Ранний период творчества

  • 17 марта 1882 г. состоялась премьера 1-й симфонии Глазунова. Событие происходило в концертном зале Петербургской Бесплатной музыкальной школы, за дирижёрским пультом стоял сам М.А. Балакирев. Симфония имела большой успех, и когда слушатели устроили овации, на поклон вышел смущённый 17-летний юноша. В августе произведение было исполнено в Москве, дирижировал Римский-Корсаков.
  • Глазунов вошёл в круг выдающихся музыкально-общественных деятелей того времени. Он общался с П.И. Чайковским, С. И. Танеевым, композиторами «Могучей кучки». Но особенно важным стало знакомство с меценатом М.П. Беляевым, который высоко оценил творчество юного дарования и захотел пропагандировать его в Европе.
  • В 1884 г. Глазунов вместе со своим покровителем Беляевым отправился в Германию в г. Веймар, где была исполнена его 1-я симфония. Здесь молодой композитор познакомился с Ф. Листом. Путешественники посетили «Вагнеровские торжества» в Байрейте, затем отправились во Францию, Испанию, далее – в Марокко. В поездке Глазунов получил яркие впечатления от национальных музыкальных культур, которые позднее отразились в его произведениях.

Призраки. 2008 г.

Архангельская и Вологодская области – наш прекрасный Русский Север, который постепенно становится «медвежьим углом». Уже ушло то поколение, которое помнило жизнь до революции, а люди помоложе оставляют эти места. Это наша национальная трагедия.

Страшно, когда ты идешь по деревне, в которой еще 100 лет назад ключом била жизнь – были ярмарки, проходили торговые пути, жили сотни и тысячи людей – а теперь все закончилось. Например, теперь уже бывшая деревня Керга на Пинеге, которая когда-то была древнерусским центром этих мест. Сейчас она брошена, а многие дома разобраны и увезены в другие деревни.

В этой работе я стремился передать то ощущение, которое возникает, когда ты идешь по пустой деревне, в окружении изб в пропорциях Парфенона, с окнами как выбитые зубы. Когда оказываешься в таких местах, кажется, что ты идешь по родному пепелищу русской крестьянской культуры.

Мне представляется, что люди, которые там жили и строили эти дома, они наблюдают за тобой из выбитых окон. Ты что-то ищешь, хочешь найти ответы на какие-то вопросы, но ничего уже нет, все заросло бурьяном выше человеческого роста.

2.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: