Дело номер 4246
Кажется, судьба благоволила к Ираклию Андроникову с самого рождения. Но существуют противоречивые факты его биографии. В 1931 году он работал в детском отделе Госиздата и был арестован за якобы антисоветскую агитацию. Вместе с ним обвинялись Даниил Хармс, Александр Введенский и еще ряд писателей и художников. Всей «антисоветской группе» по делу No 4246 было вынесено наказание, однако, имя Андроникова из документов убрали, и он был отпущен на свободу за недоказанностью вины. По тем временам такой великодушный вердикт был немыслим. Эти факты наводили многих современников на мысль о том, что Андроников был провокатором, что так и не удалось никому доказать.
Могила Ираклия Андронникова.
Но история не любит полутонов. И мы запомнили Ираклия Луарсабовича как великого пародиста, писателя и чтеца, который сочетал в себе талант актера и исследователя.
С музыкой в душе
Ираклий Луарсабович Андроникашвили (Андроников) был рожден в 1908 году в Петербурге. Отец мальчика был знаменитым адвокатом и имел корни именитого грузинского дворянского рода, а мама — интеллигентной еврейской семьи, внесшей значительный вклад в культурное развитие и образование России. Дедушка Ираклия, Яков Григорьевич Гуревич, преподаватель филологии, организовал популярные Бестужевские лекции в Петербурге. Он был первым, кто основал в столице прогрессивную частную гимназию, где обучалось множество выдающихся в дальнейшем личностей. Яков Григорьевич создал много учебников по истории и филологии и дал начало изданию «Русская школа».
Ираклий Ардронников рассказывает. / Фото: etvnet.com
На формирование мировоззрения Ираклия несомненное влияние оказала и среда, в которой воспитывался юноша. Их дом всегда был полон творческих людей, и природная тяга молодого человека к искусству и литературе, а также к гуманитарным наукам получала свое развитие.
Закончив школу в 1925 году, Ираклий поступил в Ленинградский ВУЗ на историко-филологическое отделение и стал параллельно обучаться на словесном факультете Института истории искусств. Получив в 1930 году диплом литературного работника по журнально-газетной специализации, Андроников начал работать лектором филармонии в Ленинграде, сотрудничая с юмористическими изданиями «Чиж» и «Еж». В такой области он сразу же получил всеобщее признание, но душа его тяготела к музыке. Еще с детства он обладал исключительным слухом и несомненным музыкальным талантом. Мечтал стать служителем Терпсихоры, но боялся признаться в этом родителям, которые порекомендовали сыну идти по стопам деда. Но всю жизнь музыка жила в его сердце, он всегда оставался ее ценителем и поклонником.
Как признавался сам Андроников в своих воспоминаниях, он часто мечтал об алом помосте дирижерского пюпитра в зале филармонии. Это место ему представлялось самым волшебным на свете. Казалось, что нужно лишь встать на заветное возвышение, обернуться спиной к аудитории, взмахнуть дирижерской палочкой, и жизнь обретет сказочное течение.
Ираклий Ардронников — фрагмент выступления
Пребывая в гостях, обладатель перевоплощения, Ираклий иногда примерял на себя образы известных людей, и мастерски копируя их мимику, жесты и артикуляцию, читал от их имени монологи. Присутствующие воспринимали эти импровизации с восторгом. Когда где-то речь шла об Андроникове, говорили: « А, тот, что подражает…»
responsive
К памятной дате «Вечерка» собрала самые интересные факты из жизни Ираклия Луарсабовича.
1. В пятидесятых годах прошлого века Мариэтта Шагинян отдыхала на Кавказе. Хозяйка дома, где она остановилась, долго прислушивалась к тому, что происходит в комнате. Там разговаривали, шутили, смеялись множество гостей. Время от времени раздавался заразительный смех. Хозяйка была крайне раздосадована, что ее не пригласили в такое замечательное общество. Каково было ее удивление, когда в конце веера из комнаты вышел один-единственный гость. Шагинян отправилась его проводить. В комнате больше никого не было.
Эту историю очень любил рассказывать Андроников. Вы, конечно, понимаете, что гостем, отдувавшимся за всех, был он.
2. Лучше всех прочих литераторов Андроников изображал Алексея Толстого. Он делал это так хорошо, что люди говорили, будто он становился похож на него внешне. Но он не был пародистом, который только по голосу или по мимике представлял человека. Андроников вживался в образ иначе. Он узнавал все о человеке и начинал его чувствовать.
3. Андроников первым придумал жанр расследования, который стал самым главным жанром на телевидении. Делая зрителя соучастником, придавая рассказу удивительную напряженность и сопричастность. Самый знаменитый его детектив в исполнении Андроникова называется «Загадка НФИ». Н.Ф.И. — это таинственные инициалы девушки, которой Лермонтов посвятил стихотворение. Представьте себе, Ираклий Луарсабович несколько лет, как сыщик, искал расшифровку инициалов. И узнал, не только как звали таинственную даму, но и как она выглядела и из какой семьи происходила.
Литература была его страстью, но мало кто знает, что Андроникова гораздо больше притягивала музыка. Он мечтал стать дирижером. Однажды его мечта сбылась. Или почти сбылась. Ивана Соллертинский, художественный руководитель филармонии, предложил Ираклию поработать в филармонии лектором. И Ираклий… провалился. Когда он в первый раз вышел на сцену, у него так пересохло в горле, что шуршал язык, а верхняя губа приклеивалась. Под зрительский хохот он покинул сцену.
5. Мастер разговорного жанра, Андроников очень стеснялся публики. Он хорошо разговаривал перед зеркалом, но стоило появиться свидетелям — способность терялась. Потребовалось несколько лет, чтобы понять: застенчивость исчезала, когда он скрывался за образом. Как только говорил за себя — волновался. Как только скрывался за образом — получал свободу. Ему нужно было всего лишь представить, что он — не он, а кто-то другой. Он научился председательствовать на собраниях, думая за Фадеева. В редактуре книг ему помогал образ Маршака.
6.Долгое время Андроников вел на телевидении различные передачи, но телеведущим он стал благодаря собственному упрямству. Был вечер в зале Чайковского в Москве, где выступал Андроников. Под занавес к нему подошел главный режиссер телевидения. Он предложил Андроникову выступить с десятиминутным скетчем. «Раньше мы никогда не пробовали передавать нечто лишенное зрительного ряда, — сказал режиссер. — Недавно пробовали читать стихи. Двенадцать минут — тоска жуткая».
Ираклий с радостью согласился на десять минут. Но в день передачи пришел в студию и сказал, что выбрал «загадку НФИ», которая длится час с четвертью. Режиссер захохотал. Но Ираклий стоял на своем. И его часовая передача имела успех.
Поворот судьбы
Как-то Ираклий в кругу друзей пародировал известного музыканта. Среди приглашенных оказался Иван Соллертинский, довольно знаменитая в тот период личность в Ленинграде. Он, филолог по образованию, был музыкальным критиком, прославился как публицист, театровед и историк балета, обладал острым умом и знал более двадцати иностранных языков.
Именно Соллертинский разглядел талант Андроникова и дал ему путевку в большую эстрадную жизнь. Иван Иванович пригласил Ираклия поработать музыкальным лектором. Как позже писал Ираклий Луарсабович, он тогда так мечтал о филармонии, что был готов там пол подметать, лишь бы только быть причастным к этому «великому храму искусств».
Говорят, что когда Андроников писал заявление о приеме на работу в филармонию на должность второго лектора (с испытательным сроком!), его руки дрожали. Соллертинский сам оформил документ, а Ираклий только расписался.
Ираклий Андроников. Первый раз на эстраде. / Фото: http://www.vremya.tv
До дебюта на сцене оставалось несколько дней. И чем больше приближалось долгожданное событие, тем неувереннее чувствовал себя молодой лектор. Дело приняло такой оборот, что он решил обратиться к гипнотизеру, излечивающему начинающих актеров от страха перед сценой. Специалист, выслушав десятиминутный монолог пациента, во время которого тот краснел, бледнел, кусал губы, теребил пуговицу и переминался с ноги на ногу, заявил: «Нормальная реакция здорового человека. Все когда-то случается впервые. Поверьте, публика отнесется к вам снисходительно. Но если я сейчас проведу с вами сеанс гипноза, то перед каждым вашим выступлением будет необходим очередной сеанс. У вас все получится!»
Эти слова так вдохновили Ираклия, что он вышел на сцену, допустив всего одну небольшую оплошность. Ее быстро исправил голос из суфлерской будки: «Повернись лицом к залу!»
Ираклий Андроников раздаёт автографы.
Позже, уже будучи всемирно знаменитым, мастер слова с улыбкой вспоминал этот случай.
Летом 1954 года Центральное телевидение СССР впервые выпустило в эфир передачу «Ираклий Андроников рассказывает». Это был цикл кинолент, где он читал собственные произведения. У артиста был особый дар — говоря, он создавал эффект присутствия того, о ком или о чем говорил. Зритель так живо представлял ситуацию, что плакал, смеялся, возмущался или сострадал герою.
Десять лет спустя вышла книга Андроникова, плод его многолетних изысканий и исследований в области биографии Лермонтова. Более того, он был членом редакционной коллегии, создавшей «Лермонтовскую энциклопедию».