«Кислород»: спектакль и фильм
История этой постановки началась в 2002 году. Тогда Иван Вырыпаев впервые поставил спектакль на иркутской сцене. Из декораций — два стула, из актёров — два рассказчика. Успех спектакля превзошел все ожидания — его перевели практически на все европейские языки и поставили в различных европейских театрах
Критики говорили, что секрет этой постановки кроется в понятных словах и качественном тексте, слушать и пропускать через себя его так же важно, как дышать
75 минут гипноза — так можно охарактеризовать фильм, который снял по этой пьесе Иван Вырыпаев. «Кислород» вышел на экраны 30 июля 2009 года и сразу же покорил сердца ценителей арт-хауса. Эта лента — авторское представление о десяти заповедях. Показаны они на фоне современных молодых людей и их безнравственности. Главные роли исполнили Алексей Филимонов, Каролина Грушка и Варвара Воецкова.
В истории двух возлюбленных из совершенно разных миров цитаты из Библии соседствуют с жаргоном и нецензурной лексикой, мелодии танцпола перекрывает ритм молитвы. Девушка-кислород, «некислородная» жена, гопник Санёк — герои этого фильма — пытаются ответить на вопросы, связанные с религией, жизнью и смертью.
Из статьи вырыпаевоведа К. И. Померанцевой в журнале «Поэтика и дискурс»
И если выстраивать геометрию его пьес, то мы рискнем предположить: она будет напоминать замкнутую кривую (хотя драматическое действие и не приспособлено двигаться по такой траектории). Он всегда возвращает нас к исходной точке. Но с новым знанием.
Возьмем «Иллюзии». Сначала дается тезис о том, что «настоящая любовь может быть только взаимной». Потом на протяжении всей пьесы тезис многоречиво и изобретательно опровергается. Нам рассказывают «истинное положение дел», и мы уже готовы поверить в то, что любовь априори взаимной не бывает. А в итоге выясняется, что все это было нагромождением лжи и только вначале сообщили (а в ходе пьесы от противного доказали) единственно возможную правду.
Вспомните самый мудрый анекдот из спектакля «Комедия»: один человек говорит другому, что больше всего любит копать поглубже. Второй спрашивает: «А это как?» В ответ тот бесконечно спрашивает его, любит ли он свою жену. И его собеседник, задумываясь, честно отвечает то да, то нет, погружаясь во все более глубокие слои своего подсознания. Виток за витком. Пока не умирает (видимо, от кессоновой болезни) на глубине. Не те же ли это витки?
Возьмите «Июль». С самого начала герой собирается в смоленский дурдом. Потом возникает множество препятствий и даже новая цель? Отправить отца Михаила в рай…Но в итоге — после этого деяния — он все равно оказывается в смоленском дурдоме. А в финале за телом героя приезжают сыновья из Архангельска и сообщают, что он всегда хотел попасть в этот город, а теперь его наконец отвезут туда. Гармония мира не знает границ! Герой очень радуется, что не убил сразу отца Михаила — иначе не выполнил бы своей миссии. А между тем, если бы он убил отца Миахила сразу, разве тот не попал бы в рай? Ощущаете?
Вырезка из «Петербургского театрального журнала»
В театральной режиссуре Вырыпаев остается драматургом. Как оставались драматургами, даже произнося свои пьесы со сцены, греческие трагедиографы. Заботливо доносит и воплощает текст. В кино он куда театральнее, чем в театре. Экспериментируя на чужом поле, Вырыпаев отказывается от своих литературоцентрических идей. Он готов придумать — и придумывает в «Кислороде» новый визуальный текст в дополнение к тексту звучащему. Готов загромоздить сознание зрителя образами, зачастую вступающими в конфликт со звучащим текстом. Показательная история: над отснятым материалом «Эйфории» работало две группы: одна над акустическим рядом, другая над изображением. И первая говорила: «Что за чернуха? Кому это надо?», а вторая: «Что за безумные красоты? Это какой-то идеализм»…
Театральные работы
- «Ю» (Иркутск)
- «Сны» (Иркутск, Москва)
- «Макбет» (Иркутск)
- «Город, где я» (Иркутск)
- — «Трусы» (Театр на Литейном, Санкт-Петербург)
- — «Объяснить» (Школа современной пьесы, Москва)
- «Танец Дели» (Национальный театр, Варшава)
- «Июль» (Театр «Народовы», Варшава)
- — «Комедия» (театр «Практика»)
- — «Иллюзии» (театр «Практика»)
- — «Black & Simpson» (театр «Практика»)
- «Иллюзии» (Национальный театр в Кракове «Старый театр»)
- «Женитьба» (Театр Студиo, Варшава)
- — «Интервью S-FBP 4408» (Большая Дмитровка, Москва)
- «Борис Годунов» (Большой Театр, Познань)
- «Дневник Жеребцовой Полины» (Музей Восстания, Варшава)
- «Дядя Ваня» (Польский театр им. Арнольда Шифмана, Варшава)
- — «Волнение» (Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург)
- — «1.8 М» (Новый театр, Варшава)
Пьесы
- 1999 — «Сны»
- 2000 — «Город, где я»
- 2001 — «Валентинов день»
- 2001 — «Karaoke box»
- 2002 — «Кислород»
- 2004 — «Бытие 2»
- 2006 — «Июль»
- 2008 — «Объяснить»
- 2010 — «Танец Дели»
- 2010 — «Комедия»
- 2011 — «Иллюзии»
- 2011 — «DREAMWORKS»
- 2012 — «Летние осы кусают нас даже в ноябре»
- 2012 — «Пьяные»
- 2012 — «UFO»
- 2013 — «Сахар»
- 2014 — «Чему я научился у змеи»
- 2014 — «Невыносимо долгие объятия»
- 2015 — «Солнечная Линия»
- 2016 — «Интервью S-FBP 4408»
- 2017 — «Иранская конференция»
- 2018 — «Нэнси»
- 2019 — «Волнение»
- 2020 — «Интертеймент»
- 2021 — «Закрытое исследование. New Constructive Ethics»
- 2021 — «Мир красивых бабочек»
- 2021 — «1.8 М»
- 2022 — «Единственные самые высокие деревья на земле»
Любовь. Статья в журнале по психологии.
«Все это происходит не потому, что „любви все возрасты покорны“, а как раз наоборот — потому что любви все возрасты абсолютно не покорны», — так сказано в «Сентенциях Пантелея Карманова». Любовь в текстах фигуранта, как правило, неизлечима, как болезнь, и, как болезнь, властна (эта традиция идет еще от Сапфо и Анакреонта). Всегда молниеносная, она бьет наверняка. И целует прямо на улице, и играет роль перипетии, знаменуя перелом не от лучшего к худшему или наоборот, а от несуществования к существованию, от вязкого вазелинового сна к деятельной и действенной жизни.
Во всех без исключения произведениях фигуранта Эрос спаян с Танатосом. Сравните с хрестоматийной фразой из романа Булгакова: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и мгновенно поразила нас сразу обоих!» Даже положительная старомодная, пожилая Валентина из пьесы «Валентинов день» говорит: «Я просто жить хочу, стрелять хочу, пришибить кого-нибудь хочу!» Сравните со словами юной Лизы Хохлаковой из «Братьев Карамазовых»: «Скучно. Если я буду бедная, я кого-нибудь убью, — да и богата если буду, может быть, убью, — что сидеть-то!».
В двух последних пьесах разговор ведется у черты или за четой смерти, но убийств в них нет. В «Иллюзиях» вдруг декларируется мысль о том, что любовь — это ответственность. Боль героини «Танца „Дели“» в неспособности испытывать боль.
Вырыпаев и Иркутск
Помню, я однажды встречался с Ваней в Иркутске, это было, когда мы с Аней Матисон снимали фильм «Сатисфакция». Он приехал к нам такой упитанный, смешной и очень самоуверенный. Это было как раз после успеха фильма «Кислород», премьеру которого он и привез в Иркутск. Ваня тогда мне показался отвратительным просто. Он вел себя очень самоуверенно, как некий сектант, который понимает, что он уже просветленный, который познал какую-то истину, а мы тут суетимся по каким-то мелким вопросам, погрязли в глупости.
Я считаю, что у него на самом деле нет контакта с этим городом. Иркутск ведь город очень тяжелый, из сибирских городов он самый тяжелый, пожалуй. Город, который находится на отшибе и построенный какими-то не очень счастливыми людьми — декабристами и прочими ссыльными. И они не встретились: Ваня с городом. Судя из того, что он транслирует в своих произведениях, я вижу, что ему там было тяжело. Да даже чисто символически: город убил его маму. Что может быть более символичным, чем смерть в маршрутном такси? Город убил маму.
Я видел Ваню веселым, но никогда — по-настоящему счастливым. Мне кажется, он один из самых несчастных людей, которых я встречал в жизни. Он удачливый, но несчастливый человек, потому что он был как-то сильно несчастлив в том месте, где родился. Я так вижу. Это совершенно не совпадает с моим отношением к родному городу Кемерово. Кемерово я люблю, я там был и счастлив и несчастлив. Но и меня очень любят в Кемерово.
А Иркутск как не любил Ваню, так по-прежнему и не любит. Он любим какой-то небольшой группой, но в целом иркутяне его, в общем-то, и не знают. Вот даже те в Иркутске, кто никогда не читал Вампилова, знают, что был такой Вампилов. А Ваня Вампиловым для Иркутска не стал. И не станет. Потому что тут есть странные глубокие взаимоотношения с городом, из которых произросла его таинственная художественная душа.
Меня в Иркутске любят больше, чем Ваню Вырыпаева, и гораздо больше знают. Я там снимал кино, десятки раз был в Иркутске, и для меня он стал даже не просто городом, а художественным пространством. Но по большому счету этот город для меня непонятен. Я хорошо себя чувствую и понимаю всё про Томск, Новосибирск, свое родное Кемерово, Омск, Красноярск. А Иркутск мне непонятен. Самый неулыбчивый город Сибири. Даже в Чите мне понятнее, чем в Иркутске.
Возможно, у меня такое отношение к Иркутску, потому что у меня нет восторженного отношения к Байкалу. Я когда смотрю на Байкал — мне страшно. Он для меня какой-то космический объект. Настолько мощное и неподвластное человеку место. Я сугубо городской человек, мне возле Байкала страшно. Я никогда не умилялся Байкалу, как могу умиляться около озера Иссык-Куль в Киргизии. Там приятно, а Байкал жуткий. Я человек, который ходил в море, служил на флоте три года, не боюсь океанского простора и глубин океана. А на Байкале мне жутко. И рядом с ним этот город, немножко на отшибе. Вот Иркутск никак не тот город, где я могу чувствовать себя вольготно и расслабленно.
Для меня Ваня во многом, наверное, важнейший художник из всех моих современников. Мне все время хочется понять, как и почему он так ощущал и ощущает этот город. У него какие-то глубинные и очень тяжелые взаимоотношения с городом, которые он не озвучил, не выговорил.
«А почему ты фильм про Ваню снимаешь вообще?»
Забавно, но на момент съемок я и моя команда ничего толком не знали о творчестве Ивана. Я не видел ни одного его спектакля, не читал его пьес. Смотрел только фильм «Кислород» и мельком — «Танец Дели». Из-за такого «незнания» произошло немало смешных моментов.
Все друзья и коллеги Ивана, видя, что мы снимаем про него фильм, были уверены, что мы какие-то ярые фанаты. И очень удивлялись, узнавая, что это не так. В Москве я познакомился с ученицей Ивана по имени Анна-Мария, она снимала бэкстейдж (фильм о фильме. — Прим. ред.) на съемках «Спасения». Мы попросили несколько кадров. Скидывая видео, она попутно объясняла мне, где и какая сцена. Пока я не сказал, что фильма-то не видел. Она посмотрела на меня изумленными глазами и спросила: «А почему ты фильм про Ваню снимаешь вообще?»
Мы не перестаём каждый съемочный день удивляться: почему раньше эта идея не пришла к нам в голову? И я счастлив, что так произошло, да еще нас поддержало областное министерство культуры и архивов. Возьмись снимать про Ваню кто-то другой, например из Москвы или Польши, — Иркутска в фильме бы не было. И он точно не назывался бы «Иркутск Ивана Вырыпаева». Ну отметили бы, что, мол, родился в Иркутске, и всё.
А мы хотим показать и Иркутск и Ивана тех, 90-х годов. То, как город повлиял на будущего сценариста. В этом свете приятно видеть, что много кто соглашается принять участие в съемках. Кроме Евгения Гришковца мы уже сняли Вениамина Смехова, Михаила Козырева, иркутянок — Анну Матисон и Наталью Меркулову. Съемки еще продолжаются, и фильм мы закончим в следующем году.
Юрий Яшников поделился интервью с Евгением Гришковцом, в котором он говорит об Иркутске и личности Ивана Вырыпаева.
Главные фильмы режиссера Ивана Вырыпаева
-
Краткая биография
Родился 3 августа 1974 года в Иркутске. Его отец работал в Иркутском колледже, а мать имела высшее торговое образование и была руководителем. После окончания школы Иван поступил на актерское отделение Иркутского театрального училища (окончил в 1995-м), после чего переехал в Магадан. Там он играл в местном театре и преподавал сценическое движение в Магаданском государственном училище искусств. В 1996-м Вырыпаев отправился на Камчатку, в Театр драмы и комедии. Через два года он вернулся в родной город и открыл театр-студию «Пространство игры».
В 1999-м году Иван поставил по собственному сценарию спектакль «Сны», затем пьесы «Город, где я» и «Валентинов день». Годом ранее он поступил на заочное отделение режиссерского факультета Щукинского училища, параллельно преподавал актерское мастерство в Иркутском театральном училище. В 2001-м году Вырыпаев переехал в Москву и стал режиссером в Центре новой пьесы «Театр.Doc». Вскоре он обрел широкую известность благодаря своему новому спектаклю «Кислород», высоко оцененному критиками. Иван был удостоен премии «Золотая маска» в номинации «Новация».
Дебют в кино – сценарий для сериала «Деньги» Ивана Дыховичного (2002) и участие в качестве актера в одном из эпизодов сериала «Дневник убийцы». Театральная карьера Вырыпаева набирала обороты: в 2005-м он стал сотрудничать с театром «Практика», на сцене которого поставил такие спектакли, как «Бытие №2» и «Июль». Режиссер также открыл агентство творческих проектов «Движение Кислород», чтобы продюсировать собственные проекты, и выпустил книгу «13 текстов, написанных осенью».
Все больше внимания Вырыпаев уделял кинематографу. В 2006-м году он был приглашен в качестве сценариста в ленту «Бумер-2» и фантастический сериал «Бункер, или Ученые под землей», в котором также исполнил одну из ролей. В том же году свет увидел первый полнометражный фильм Ивана – «Эйфория», который сразу же собрал целый ряд наград, в том числе Гран-при на Международном кинофестивале в Варшаве, «Малый золотой лев» Венецианского кинофестиваля, премия «Ника» и специальный приз жюри российского фестиваля «Кинотавр». Вырыпаев также активно работал в театре и представил в 2008-м спектакль «Объяснить». Следующий крупный проект в кино – картина «Кислород», снятая по мотивам популярнейшей одноименной пьесы Ивана. За эту ленту он был удостоен премии «Кинотавр» как «Лучший режиссер». Одновременно Вырыпаев снял короткометражку «Ощущать» для алманаха «Короткое замыкание». Третий его полнометражный фильм – «Чистый свет» (2010), действие которого происходит в тибетских Гималаях. В 2011-м году состоялась премьера новой пьесы «Иллюзии», а в апреле 2013-го года режиссер должен сменить Эдуарда Боякова на должности художественного руководителя театра «Практика».
Широкую известность Вырыпаев получил и за границей. Спектакли по его произведениям, переведенным на многие языки мира, поставлены в двадцати странах, среди которых Польша, Германия, Чехия и Англия.
Патриарх «новой русской драмы»
В современном отечественном театре есть устоявшееся движение «новая русская драма». Его патриархами в стране считают троих человек: это Евгений Гришковец, Кирилл Серебренников и Иван Вырыпаев. C 1998 года Иван грезил идеей говорить об актуальных проблемах театральным языком. Но авторитетные люди из иркутской театральной среды блокировали его попытки. И это творчество Ивана, которое не нашло тогда реализации в Иркутске, стало культовым направлением в российской драматургии. Останься он тогда здесь, то не стал бы нынешним Вырыпаевым. Он понимает это и, наверное, потому не держит зла на родной город.
По жанру фильм документальный с двумя главными героями — Иваном и Иркутском. Мы покажем реального Вырыпаева. А также об Иване расскажут люди, с которыми он работал, общался. А может и не работал никогда, как, например, с Евгением Гришковцом. Но покуда их обоих называют патриархами новой русской драмы, значит, есть у этих людей однозначно что-то общее. И в то же время — колоссальные различия.
Во время разговора с Гришковцом об Иване у нас пробегали мурашки по коже. Честно говоря, он наговорил много негативного. Но одна фраза потрясла всю съемочную группу. Евгений признался, что считает Ивана Вырыпаева величайшим художником из всех своих современников. И тут же добавил, что общение у них не складывается. «Да и о чем нам общаться?» — усмехался Гришковец.
В фильме не будет цензуры. Во время съемок я сказал Ивану: «Вань, ты понимаешь, что мы наснимали такого…?» А насколько откровенные факты нам стали известны, можете представить? Он ответил, что это наш фильм и своими материалами можем распоряжаться, как и задумали. Кстати, когда я сказал, что мы сняли Гришковца, Иван даже не отреагировал. Вот что уж точно он не мог сказать: «Ну что, ну что он там про меня сказал?» (Смеется.) Нет, это не Вырыпаев.
Про плохое образование
Я не знаю более талантливого художника, который занимался бы театром. Ваня априори театрален. У него не получается писать прозу, снимать кино. Он не смыслит ни черта в кино, ничего не понимает в киноязыке. Но ему случайно удалось сделать удивительный фильм «Спасение». Ваня настолько одарен, фантастически, но очень не образован. Он не невежественный человек, он просто не образованный.
Вот Чехов тоже не был же образован, он был обычным медиком. Он пытался писать прозу, а у него получались только маленькие рассказы. Но не знал, как написать роман, не знал анатомии и технологии романа — у него не получалось. И даже повесть «Степь», которую он пытался написать как большое прозаическое произведение, во многих местах проваливается.
И театральный от природы Ваня родился человеком, который обязан сделать собственный театр. Он ничего не смыслит в режиссуре театральной, то есть в законах восприятия. Он просто не очень хорошо знает людей. Он находится глубоко и далеко в тех сферах, куда я не ходил и даже не смотрел. Мне туда заглядывать страшно. Я не буду расшифровывать то, что я сейчас сказал.
В частности, я никогда в жизни не пробовал наркотиков. Это один из тех потаенных уголков, где я не был, а Ваня бывал. И заходил, видимо, в серьезные дебри. Так что, когда Ваня говорит об инопланетянах, он имеет в виду совершенно не то же самое, когда я говорю об инопланетянах. (Смеется.) Вот. Я знаю много людей, знаю много гениальных артистов, знавал несколько больших поэтов, живописцев. Но я не знаю более одаренного человека, чем Иван Вырыпаев. И я полагаю, он со своим дарованием не очень справляется.
У него недостаточно инструментов, чтобы обрабатывать те замыслы, которые ему приходят, которые ему даны, которые с ним случаются. Если бы он имел образование, было бы гораздо больше инструментов. И он в силу наличия таких инструментов был бы лучше услышан людьми. Они же плохо его слышат. Потому что он не очень внятно говорит. Иркутск не дал ему нужного образования. Иркутск заставлял его, или требовал от него, или предлагал ему делать не то, что ему нужно было делать в те юные годы. Мне посчастливилось больше: я получил в Кемерово очень хорошее образование.
Было время, когда я уже поставил на Вырыпаеве крест. Но несколько лет назад жизнь переубедила меня. А тогда у меня к нему были самые большие претензии, поскольку он самый талантливый. Какие претензии могут быть к бездарю и дураку? Никаких. И он мне чертовски интересен.
Следующего его произведения я очень жду. И даже если оно будет неудачным, точнее ошибочным, потому что Ваня делает огромное количество ошибок. Но это ошибки. Ошибки простительны, иногда ошибки бывают прекрасны. Ваня совершает и простительные, и прекрасные ошибки. Даже если это будет так, я восприму это с досадой, я скажу: «Эх, жалко, жалко, что это неудачно. Подождем другого».
«Спасение»
Не только «Эйфорией» и «Кислородом» славится Иван Вырыпаев. «Спасение», вышедшее на экраны в 2015 году, можно назвать первым нетеатральным фильмом режиссёра. Эта полуторачасовая история начинается в Варшаве, где монахиня Анна садится в автобус, следующий до аэропорта, летит в Гималаи, заселяется в отель и обнаруживает, что ее горная католическая миссия, ради которой она и приехала, откладывается на неопределенный срок из-за размытых дорог. Несколько дней девушка проводит в небольшом буддистском городке, болея горной болезнью, общаясь с туристами, меняя свой головной убор на стильную шапку и находя Бога.
Иван Вырыпаев, фильмы которого обычно наполнены кислородом, неожиданно для зрителей и критиков снял кино, полное молчаливых длинных пауз, искушений и удивительных пейзажей.
Биография
Отец — Александр Николаевич Вырыпаев, преподаватель Иркутского педагогического колледжа № 1. Мать — Вера Тимофеевна Вырыпаева, трагически погибла.
В 1995 году окончил Иркутское театральное училище, после окончания один сезон проработал актёром Магаданского театра, затем два сезона актёром Театра драмы и комедии на Камчатке.
В 1998 году основал Театр-студию «Пространство игры» в Иркутске. В том же году Иван стал студентом Высшего театрального училища имени Щукина, обучаясь заочно на отделении «Режиссёр драматического театра».
В 1999—2001 годах Вырыпаев преподавал мастерство актёра в Иркутском театральном училище, на курсе Вячеслава Кокорина.
В 2005 году создал агентство творческих проектов в области кино, театра и литературы «Движение Kislorod».[источник не указан 700 дней]
В 2006 году работал арт-директором театра «Практика».[источник не указан 700 дней]
В апреле 2013 года вступил в должность художественного руководителя театра «Практика». В мае 2016 года покинул эту должность.
С 2020 года — генеральный продюсер бюро «Okko Театр», который занят продюсированием и съёмками спектаклей для показов на платформе Okko.
Вырыпаев получил известность в Европе как театральный драматург, режиссёр, автор ряда проектов. Его постановки, а также спектакли по его пьесам идут в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Англии, Франции, Канаде. Пьеса «Сны» переведена на английский, французский, немецкий, болгарский, польский языки, пьеса «Валентинов день» переведена на немецкий язык, пьеса «Кислород» переведена на ряд иностранных языков. В России с пьесами Вырыпаева чаще всего работает режиссёр Виктор Рыжаков.
Преподавал в ГИТИСе, в школе-студии МХАТ, Варшавской академии театрального искусства.
Некоторое время попеременно работал в Польше и России, с 2014 года постоянно живёт и работает в Польше.
В мае 2022 года объявил, что отказался от российского гражданства и получил польское.
15 декабря 2023 года Басманный суд Москвы заочно приговорил Ивана Вырыпаева за фейки о Вооружённых силах РФ (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 Уголовного кодекса РФ) к восьми годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с администрированием сайтов электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, сроком на 4 года. В суде было установлено, что Вырыпаев с марта по декабрь 2022 года в интернете публично распространял под видом достоверной ложную информацию об использовании Вооружённых сил России для уничтожения объектов гражданской инфраструктуры и убийства гражданского населения в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины. Так как Вырыпаев скрылся от следствия и суда за пределами России и был объявлен в международный розыск, судебное разбирательство проводилось в его отсутствие.
Герой нашел нас сам
Мы не собирались снимать фильм. Идея съемок возникла совершенно спонтанно. В 2016 году иркутский союз кинематографистов (Иркутское областное отделение Союза кинематографистов РФ. — Прим. ред.) пригласил Ивана Вырыпаева презентовать в Иркутске новый фильм «Спасение». Мне как руководителю молодежного центра союза поручили его встречать. Захотелось встретить как-то интересно, и мы с Сергеем Дубасом придумали снять маленький ролик про визит Ивана. Как-никак знаменитый на весь мир драматург-иркутянин на родину прилетает.
Администрация аэропорта откликнулась на нашу просьбу и даже разрешила снимать у трапа самолета. В итоге первыми словами Ивана в фильме были: «О, а как вас сюда пустили?» Мы с оператором Ильей Закаблуковским, будучи уверенными, что снимаем просто ролик, посадили гостя в машину и повезли на «Чайку», где живет его папа.
Именно в те 20 минут, что мы ехали, начал рождаться фильм. В дороге Иван как бы между делом наговорил нам столько неожиданных вещей! Как режиссера меня потрясло его мировоззрение, чистые формулировки окружающего мира, что показалось преступным не запечатлеть это на пленку. Мы не искали героя, он нашел нас сам.
О внезапной смене наших планов мы Ивана, конечно, не известили. У меня тогда язык не поворачивался сказать, что мы начали фильм. Я боялся услышать «нет». Думаю, он сразу начал догадываться. Ведь за ним неотступно ходили сначала два оператора, а на выступлениях их количество доходило до четырех и восьми человек.
Разоблачение чуть не произошло в день отлета Ивана. Машина, на которой мы его везли, была полностью облеплена камерами, а внутри сидел оператор. Провожаем Ивана до здания аэропорта, открывается дверь — и там его встречает другой оператор. И тут Вырыпаев останавливается, поворачивается ко мне и спрашивает: «Юр, что происходит? Это уже совсем не походит на съемку маленького ролика…» Я даже не успел ничего ему ответить, как подошла сотрудница и быстро-быстро увлекла Ивана на посадку. Он улетел, так и не зная ничего. Объяснился я позже в электронном письме. И Иван прислал короткое: «Окей, снимайте».
В родном Иркутске Иван Вырыпаев бывает редко. В 2001 году он уехал в Москву, а во время наших съемок по семейным обстоятельствам перебрался в Польшу. Но остался в памяти свой, «вырыпаевский», Иркутск как напоминание о прошедшем детстве и юности. О событиях, которые когда-то причиняли ему радость и боль.
Он вспоминал, как вырос и жил на «Чайке», и прекрасно помнит ту вакханалию 90-х годов. Что многие его одноклассники скончались от героина. А проезжая по городу, признался, что его мама погибла в ДТП в маршрутке. Авария произошла по вине водителя, который находился в наркотическом опьянении. Иван тогда только начал жить в столице и вдруг потерял маму. У него даже не было денег приехать на похороны. Ему помог Михаил Ефремов, с которым они успели подружиться.
И всё же причина оставить родной город у будущего драматурга была серьезной. Он мечтал создать свой театр, но Иркутск не позволил.
Письмо Оливье Семенова себе
Себе:
Можно сколько угодно говорить об эволюции Ивана (и он действительно изменился почти неузнаваемо), и все-таки все было уже в самом начале. Потому что уже в «Сентенциях» он говорит то же, что скажет в «Кислороде». Потому что уже в «Бытие № 2» возникают капли, «стекающие по позвоночнику и по ребрам, размывающие сердце», а потом в «Июле» будет жидкость, вытекшая «из проповеди этого старичка, спустившаяся по позвоночнику». И в «Снах» появится тот же черт, что в «Кислороде» («черт — это свобода, потому что свобода — это колесо». А в «Кислороде» возникнет стирание памяти во имя прощения. И то же спустя два года возникнет в «Бытие № 2» (где Бог меловой тряпкой стирает из памяти какого-то курсанта). Иван — он дико цельный. Просто он — спираль.
Главное. Вырезка из журнала по психологии
Главное — это неизречимое. И это то, что является для фигуранта источником неиссякаемого оптимизма. Когда он пишет: «Сын — это для главного. И дочь, для главного. И то, что тебе пожилая женщина в метро улыбается, тоже, для главного. И собаку бьешь, и матери не звонишь по неделям, жене изменяешь, только для главного. А на станции я видел пьяную, молодую девушку, которая плакала о главном, не просто же так», — он фактически сочиняет собственную теодицею (способ оправдания Бога). Вернее, как будто практикует смыкание западной необходимости объяснить жестокость богосозданного мира и восточное спокойное отношение к проявлениям жестокости. К убийству, которое для жертвы ни в коей мере не зло, а билет в новую жизнь. Впрочем, герой «Июля» убил без пяти минут святого человека отца Михаила — и в этом не может быть никаких сомнений — тоже для главного. Но уже в христианской парадигме (разумеется, предельно извращенно понятой). Дикое злодейство персонажа может быть рассмотрено под невероятным углом зрения как высший гуманизм (возможно, поэтому драматург и запретил через несколько лет после написания постановку этой пьесы). Вспомните «Человека-подушку» МакДонаха… Обрекающий на страдание берет на себя большее, чем страдающий: Грех. Когда искренне убеждаешь себя, что все ужасы на Земле совершаются для главного, жить становится возможно. Частный и высший случай главного — Любовь.
Признание и награды
- Лауреат молодежной премии «Триумф» 2004
- Лауреат премии им. Володина «Надежда русской драматургии»
- Вторая премия на международном фестивале современной драматургии в Гейдельберге, (Германия)
- Гран-при международного фестиваля Контакт г. Торунь (Польша) (за спекталь «Кислород»)
- Лауреат премии фестиваля «Новая драма» (Москва) (за спекталь «Кислород»)
- Лауреат премии «Золотая маска» (Москва) (за спекталь «Кислород»)
- Гран-при фестиваля «Новая драма» 2005 г. (за спекталь «Бытие 2»)
- Специальный диплом жюри фестиваля «Кинотавр» (за фильм «Эйфория»)
- Приз независимого молодежного жюри 63 МКФ в Венеции «Золотой львёнок» (за фильм «Эйфория»)
Иван Вырыпаев вырос с отцом, Александром Николаевичем, который преподавал в Иркутском педагогическом колледже и был награжден медалью за заслуги в профессии «Патриот России». Мать Ивана трагически погибла.
В детстве слыл хулиганом и грозой двора, по собственному признанию, даже отбирал деньги у одноклассников. Несмотря на буйный нрав, проявлял интерес к кино и театру, неожиданно для всех даже решил стать профессиональным актером.
В 1995 году Иван получил диплом Иркутского театрального училища, тогда же начал писать свои первые пьесы. В Иркутске он основал собственный театр «Пространство игры», с которым гастролировал по России. На сцене театра Вырыпаев ставил спектакли по собственным первым работам.
Он уехал в Магадан, где работал в театре, а затем переехал в Петропавловск-Камчатский.
Там два года выступал на сцене Театра драмы и комедии. На Камчатке познакомился с театральным режиссером Виктором Рыжаковым, с которым по сей день плотно сотрудничает.
В 2002 года актер переехал в Москву, где принялся за реализацию своих театральных планов. В 2006 году работал арт-директором театра «Практика», в 2013 занял пост художественного руководителя.
За годы работы Вырыпаев стал одной из самых значимых фигур театрального искусства в России и в Европе
Драматургия режиссера узнаваема и особенна, он уделяет внимание каждой фразе, именно слова ставя в основу всего спектакля, погружая зрителя в мир емких диалогов и монологов
Пьесы Ивана Вырыпаева переведены на несколько языков, особой популярностью у заграничных режиссеров пользуются «Сны», «Валентинов день», «Кислород».
Фильмы Ивана Вырыпаева
Реализовав на театральной сцене множество экспериментов и форм, Вырыпаев отправился покорять неизвестный мир кино.
В 2006 году вышла картина «Эйфория». Зарисовка на тему непростых отношений мужчины и женщины в реалиях сельского быта изначально должна была стать современным видением шолоховского «Тихого Дона», но свой дебют на экране Иван Вырыпаев называет неудачным
.
Он не смог донести до зрителя и критиков главный посыл, заострив слишком много внимания на стереотипах о русских пьяницах и разгильдяях. Тем не менее, картина была отмечена на фестивале в Венеции, получив от жюри «Малого золотого льва».
Вышедший позже фильм «Кислород» снят по одноименной успешной пьесе Вырыпаева, которая завоевала любовь зрителей в российском театре, а затем и на подмостках Англии, Чехии, Польши и др.
Картина «Кислород» получилась приближенной к первоначальному источнику – коллаж из коротких клипов в сопровождении речитатива смотрелся стильно, фильм получился эмоциональным и целостным.
Оценить его смогли немногие, в прокате картина прошла незаметно. Вырыпаев представил свою трактовку десяти заповедей
и размышления об их значении для современного молодого человека. Материал пьесы потребовал тщательной переработки – в театре это был страстный монолог с яркими визуальными эффектами, для кино подобный формат не подходил.
Интересные заметки:
«Танец Дели» (2012) и «Спасение» (2015) укрепили позиции режиссера в независимом кино, доказав его глубину и способность передавать остроту чувств через экран. Полина Гришина, сыгравшая главную роль путешествующей монахини в «Спасении», получила на премии «Кинотавр-2015» награду в номинации «Лучшая женская роль».
Награды режиссера
- 2004 – молодежная премия «Триумф».
- Награда Гильдии кинокритиков РФ «Белый слон».
- 2006 – Приз Независимого молодежного жюри «Золотой львенок», Венеция («Эйфория»).
- 2007 – премия «Ника», «Открытие года» («Эйфория»).
- Премия «Кинотавр», «Лучший режиссер» («Кислород»).
- 2012 – Награда за вклад в развитие искусства, Польша.
Красота. Вырезка из журнала по психологии
В отношении к красоте фигурант поразительно несовременен. В то время, как арт-хаус заявляет, что красота — это фашизм, в то время как европейский театр стремится вывести на сцену как можно более некрасивых (то есть нешаблонных, индивидуализированных) актеров, Вырыпаев остается верен тем идеалам, что ведут историю от платоновской калокогатии (вера в то, что внешне прекрасное является прекрасным духовно). Именно поэтому красота — достаточное основание для любви. Сравните, например, всем известную реакцию «Санька» из «Кислорода» на девушку Сашу и сентенцию из платоновского диалога: «Поток красоты… орошает проходы крыльев, вызывает их рост и наполняет любовью душу возлюбленного». Осознав это, вы поймете, почему фигурант воспевает физиологию волшебства и волшебство физиологии.