ПИСАТЕЛЬ-МАРИНИСТ КОНСТАНТИН СТАНЮКОВИЧ. К 180-летию со дня рождения
- Подробности
- Создано: 30.03.2023 09:42
В России самый знаменитый писатель, писавший на морскую тему, это Константин Михайлович Станюкович. Станюкович был военным моряком на русском флоте, но стал «флагманом» русской морской литературы. (Кирилл Рожнов)
Константин Михайлович Станюкович родился 30 марта 1843 года в Севастополе. Его отец – вице-адмирал, комендант севастопольского порта и военный губернатор города, видел в сыне только адмирала, и никого больше. Ведь и дед, и брат мальчика, и отец матери – моряки. Такова уж семейная традиция.
Косте шёл одиннадцатый год, когда началась Крымская война. Англия, Франция и их союзники напали на Россию, высадили войска в Крыму. Героическая оборона Севастополя длилась почти два года. Костя помогал готовить перевязочные материалы для раненых и сам доставлял их на позиции. За участие в войне он был награждён двумя медалями.
После окончания войны отец отдал подростка в Пажеский корпус. Позже мальчик был переведён в Морской кадетский корпус, готовивший будущих офицеров флота. Три года наблюдал юный моряк жизнь на кораблях, увидел наяву морскую службу, бесправие и унижение моряков, и укрепился в своей давней мечте – стать литератором.
Несмотря на угрозы отца отречься от сына, Константин отказался от военной карьеры, ушёл в отставку и начал сотрудничать с различными газетами и журналами. Год проработал сельским учителем, о чём рассказал в очерках «Из воспоминаний сельского учителя».
В 90-х годах XIX века много писал для детей. Его повести и рассказы печатали как отдельными книгами, так и в известных периодических изданиях того времени: «Родник», «Детское чтение», «Юный читатель». Все с удовольствием читали произведения о морских путешествиях, о мужественных героях, о русском флоте, о простых моряках. Повести: «Севастопольский мальчик», «Антошка», рассказы «Максимка», «Куцый», «Ужасный день», «Человек за бортом», «Нянька» вошли в круг чтения детей на долгие годы.
Автором написано и множество «неморских» произведений: романы, повести, пьесы, рассказы, публицистические статьи и очерки. Произведения эти отличаются высоким гражданским чувством, прямо и остро решают вопросы морали, порядочности, честности, принципиальности…
В декабре 1896 года было торжественно отмечено 35-летие литературной деятельности К.Станюковича. Его поздравили русские писатели В.Короленко, А.Чехов, Д.Григорович. А Санкт-Петербургский комитет грамотности присудил писателю золотую медаль имени А.Ф.Погосского и постановил учредить в Севастополе народную читальню (библиотеку) его имени. Писатель был весьма растроган. Позднее за «Морские рассказы» К.Станюковичу была присуждена Пушкинская премия – самая престижная литературная премия дореволюционной России. Она вручалась Императорской Академией наук за оригинальные произведения изящной словесности. Впоследствии К.Станюковича признавали своим учителем известные русские писатели-маринисты А.Новиков-Прибой и Л.Соболев.
К.М.Станюковича, умного, просвещённого, тонкого прозаика XIX века, сейчас относят к «забытым» писателям. Но вполне возможно изменить это отношение к человеку, который считается «Айвазовским в прозе», т.к. его морские рассказы непревзойденны и по смыслу, и по красоте языка. Достаточно взять в руки сборник произведения К.Станюковича и прочитать повесть или рассказ.
Последние годы и наследие
Влияние его творчества на развитие маринистской литературы остается неоценимым. Станюкович открыл новые горизонты в описании морских приключений и жизни моряков, прославился своими яркими образами и мастерским изображением морской атмосферы.
Его произведения стали образцом маринистской прозы и оказали значительное влияние на последующих писателей, работавших в этом жанре. Он вдохновил многих авторов на исследование темы моря и создание уникальных художественных образов, а также повлиял на развитие жанра приключенческой литературы.
Сегодня произведения Константина Станюковича продолжают пользоваться популярностью и интересом читателей. Его рассказы и романы переносят нас в мир приключений и морских драм, захватывая воображение и оставляя след в сердцах читателей.
На протяжении многих лет после его смерти были выпущены новые издания его произведений, переводы на различные языки, а также проведены научные исследования и анализы его творчества. Это свидетельствует о постоянном интересе к его литературному наследию и признании его значимости в каноне русской литературы.
Константин Станюкович оставил незабываемый след в истории литературы, его произведения продолжают восхищать и вдохновлять поколения читателей своим уникальным стилем, глубиной сюжетов и яркостью описаний. Его вклад в развитие маринистской литературы и его место среди великих русских писателей никогда не будут забыты.
Находясь в эмиграции, Константин Станюкович умер 20 мая 1903 года в Неаполе, Италия, оставив после себя значительное наследие в русской литературе.
Константин Станюкович
М. Полякова
Станюкович
Константин Михайлович (1843—1903; псевдонимы: Костин, Откровенный писатель,
Пимен и др.) — беллетрист. Р. в семье адмирала. В 1857 поступил в морской
корпус. Морская карьера нисколько не привлекала С.; воспитанный на идеях
Белинского и Добролюбова, он хотел «служить народу». В 1860—1861 Станюкович был
отправлен в дальнее морское плавание. В чине лейтенанта С. вышел в отставку и
отправился в 1865 в качестве учителя в деревню, куда стремилась в то время
лучшая часть радикальной молодежи. Работать в деревне в условиях самодержавия
было крайне трудно; С. пришлось вернуться в город и поступить на службу.
Здесь
он испытал немало неудач, неизбежных для человека с радикальными убеждениями.
Этот период своей жизни С. описал в своем первом романе «Без исхода» (1872). С
1863 С. начал печататься, а с 1872 он постоянный сотрудник журнала «Дело», где
и был помещен его первый роман. Руководителем журнала был Н. Шелгунов,
сотрудниками критического и публицистического отделов — преимущественно люди
также радикальных взглядов, как Щапов, Ткачев, Якубович-Мельшин и др. Работа в
этом журнале всецело определила идейные и политические позиции самого С.
Фельетоны
С. и статьи Шелгунова говорят о единстве их взглядов. Характерное для
мировоззрения радикальной народнической интеллигенции 70-х гг. отрицательное
отношение к капитализму насквозь проникает все крупные романы С., посвященные
поколению 80—90-х годов («Два брата», «Откровенные», «Равнодушные», «Жрецы» и
др.). Мир в них резко распадается на два лагеря. В одном из них все те, которые
пошли на службу буржуазной действительности 80-х гг. Здесь и крупные дельцы, и
буржуазные адвокаты, и профессора-проповедники малых дел, и декадентская молодежь;
по другую сторону — носители «бесполезного геройства», на стороне которых,
разумеется, все симпатии писателя-семидесятника, за связь с народовольцами
попавшего в 1885 в томскую ссылку (по 1888).
Романы
С. написаны легко и занимательно, охотно читаются и в наше время, но в
художественном отношении они несравненно слабее его фельетонов на те же темы,
объединенных под названием «Письма знатного иностранца» и «Картинки
общественной жизни».
Значительно
более художественны завоевавшие себе широкую популярность морские рассказы С.
Критики, которые объясняли их высокое качество тем, что С. перестал быть в них
тенденциозным публицистом, а стал объективным «чистым» художником, глубоко
заблуждались. Общественные взгляды С.-семидесятника столь же полно и сильно
сказались в «Морских рассказах», как и в романах, только в «Морских рассказах»
они выражены тоньше и сложнее. Если в романах
С.
общие идеи зачастую не получили образного выражения, то в рассказах они
формируют сюжет, распределяют свет и тени. Взаимоотношения обитателей палубы
его интересуют гл. обр. со стороны отражения в них социальной диференциации
современной ему России. Радикальный интеллигент в чине мичмана или лейтенанта и
крестьянин-матрос — излюбленные герои С. К офицерам-морякам — представителям господствующих
классов — он так же недоброжелателен, как и к буржуазным дельцам, и при
изображении их не жалеет черных красок. В рассказах С. налицо несомненная
поэтизация прошлого в жизни морского флота, которое на фоне неприемлемого для
автора настоящего выступает несколько идеализированным. Несомненно также
народническое приукрашивание интеллигентов и крестьян. Эмоциональность
рассказов Станюковича, их сюжетность и общественное содержание сохраняют свое
значение и в настоящее время.
Детство и морская юность
Константин родился 18 (30) марта 1843 в г. Севастополе, в дворянской семье с давними традициями служения отечеству. Корни Станюковичей уходят к литовскому роду Станьковичей. Первым российским подданным, в середине XVII века, стал прапрадед Константина, Демьян Степанович Станюкович.
Отец будущего писателя, Михаил Николаевич, адмирал, являлся военным губернатором города-крепости и комендантом порта. Мама, Любовь Федоровна, происходила из семьи военно-морского офицера, капитан-лейтенанта Федора Митькова. Костя родился 7-ым по счету ребенком в семье. У него было 2 старших брата, Николай и Михаил, и 4 сестры: Ольга, Анна, Екатерина и, старшая, Елизавета.
Мальчик начал учиться в 8-летнем возрасте. Его первым преподавателем стал Ипполит Дебу – выпускник Санкт-Петербургского университета и бывший служащий министерства иностранных дел, участник кружка Петрашевского, отбывший за это ссылку в арестантской роте, а после определенный рядовым в Севастополь.
В 11 лет Константин Станюкович стал участником Крымской войны и участвовал в обороне родного города. Он выполнял роль наблюдателя и курьера при своем отце. Тогда же он познакомился с легендарным вице-адмиралом Владимиром Корниловым и еще более легендарным адмиралом Павлом Степановичем Нахимовым. В сентябре 1954 года семья была эвакуирована в Симферополь.
Через 2 года Костя был зачислен, в качестве кандидата, в императорский Пажеский корпус. 26.08.1956 его наградили медалью «В память войны 1853 – 1854» на Андреевской ленте, а на следующий год «За защиту Севастополя» на Георгиевской ленте. В ноябре 1857 юноша стал морским кадетом.
В 1859 публикуется первое стихотворение Станюковича «Отставной солдат». В следующем году должна была закончиться его учеба в кадетском корпусе. Юноша решил уйти с военного флота и поступать в гражданский университет. О своем решении Константин объявил отцу, чем поверг его в ужас. Михаил Николаевич подключил связи и вместо «схода на землю» кадет Станюкович ушел в плавание, которое должно было продлиться 3 года.
Константин Станюкович в молодости
Творческое наследие
В своих произведениях Станюкович описывал морскую тематику, военные сражения и приключения моряков. Он исследовал душевные состояния героев и их борьбу с внутренними конфликтами. Станюкович был мастером описания морской природы, создания атмосферы и погружения читателя в мир морских приключений.
Его произведения получили широкое признание и популярность. Они стали классикой маринистской литературы и являются образцом высокого искусства в описании морской тематики.
В творчестве Станюковича прослеживается глубокое понимание психологии героев. Он исследовал их внутренний мир, их мечты, страхи, сомнения и силу воли. Герои его произведений часто сталкиваются с моральными дилеммами и выбором между долгом и собственными желаниями.
Важной особенностью творчества Станюковича является его мастерство в описании морской природы. Читатель ощущает ветер, слышит звук волн, видит бескрайние просторы моря
Атмосфера его произведений погружает читателя в уникальный мир морских приключений, создавая яркие образы и эмоциональные переживания.
Творчество Станюковича имеет глубокий художественный и культурный контекст. Он не только описывал события и персонажей, но и затрагивал важные темы, такие как человеческая судьба, патриотизм, верность и справедливость. Его произведения вызывают размышления и побуждают задуматься о моральных и этических вопросах.
Творческий период
1859 — в журнале «Северный цветок» первая публикация: напечатано его стихотворение «Отставной солдат».
1860 — в «Северном цветке» продолжаются публиковаться стихи Станюковича. Летом Станюкович плавает на борту учебного корабля «Орёл» под командованием Ф. С. Керна, героя севастопольской обороны. Осенью, в октябре, Станюкович объявляет отцу о непреклонном решении перейти в Петербургский университет. Отец категорически против и ходатайствует перед директором Морского кадетского корпуса контр-адмиралом С. С. Нахимовым о назначении кадета Станюковича К. М. в кругосветное путешествие и 18 октября (за полгода до выпускных экзаменов) писатель отправлен в кругосветное путешествие на винтовом корвете «Калевала» под командованием В. Ф. Давыдова. Далее — Гамбург, Лондон.
1861 — остров Ява. 17 июля Станюкович заболел лихорадкой и был определён во Владивостокский лазарет. 2 ноября выписан и приписан к винтовому транспорту «Японец». 12 декабря произведён в гардемарины.
1862 — Станюкович весь год ходит в акватории Тихого океана на различных судах. В письме к сестре просит прислать ему журналы «Искра» и «Век» за прошлый год, а также сочинения Белинского. 14 сентября на борту «Абрека» прибывает в Сан-Франциско (США).
В «Морском сборнике» публикуются различные произведения писателя.
1863 — Начальник Тихоокеанской эскадры Андрей Попов отправляет гардемарина в город Сайгон к капитану клипера «Гайдамак». Более месяца Станюкович наблюдал покорение Индокитая французами. Позже его впечатления были описаны в повести «Вокруг света на „Коршуне“».
НАШИ ЛЮДИ
Малышев Андрей Валентинович
Литература
русский писатель
Рахимов Родион Галинурович
Литература
советский и российский писатель, публицист, переводчик, эколог, общественный деятель
K’naan
Литература
сомалийско-канадский поэт, рэпер и музыкант
Iванiв, Виктор
Литература
российский поэт и писатель, кандидат филологических наук
FM-2030
Литература
писатель-фантаст, футуролог и философ, один из основателей трансгуманистического движения
Яшин, Александр Яковлевич
Литература
русский советский прозаик и поэт
Яшен, Камиль
Литература
советский узбекский прозаик, поэт, драматург, общественный деятель
Яшвили, Паоло Джибраэлович
Литература
грузинский советский поэт и общественный деятель
Семья: жена и любимые дети
Константин Михайлович женился в возрасте 24 лет на дочери военного судостроителя подполковника Н.А. Арцеулова. Жену звали Любовь Николаевна, она была младше мужа на 2 года.
Будучи вынужденным содержать семью, Станюкович, через 2 года после венчания, в течение 7 лет служит в различных ведомствах, находясь постоянно вне дома. В эти годы его общение с семьей происходит почти исключительно с помощью писем.
Потом наступил относительно спокойный период, продлившийся до его ареста по делу революционеров-эмигрантов. В сибирскую ссылку с главой семейства едут все члены семьи. Они практически лишились средств к существованию. Лишь наследство, полученное Любовью Николаевной, помогло выжить в тяжелые времена.
У супругов родилось 5 детей: 4 дочери и сын. Любовь и Константин умерли при жизни отца, как и дочь Наталья, которой не стало за несколько месяцев до ухода из жизни ее папы. Будучи уже тяжело больным, отец не узнал об очередной трагедии в семье. Оставшиеся дочери, Зинаида и Мария, прожили до 60 и 67 лет.
В заключение
Константин Станюкович мог бы, просто оставшись на военном флоте, получать чины, не думая, где и как заработать. Но блеск морского офицерства проиграл тяге к творчеству. Хотя службу в военно-морских силах нельзя назвать легкой, можно с уверенностью сказать, что писатель, выйдя в отставку, претерпел гораздо больше лишений, чем мог, останься он моряком
Хотя Константин Михайлович и стал, через 30 лет литературной деятельности, знаменитым, обеспеченным человеком он не был никогда. Финансовые проблемы преследовали его до конца жизни. Стараясь обеспечить семье достойную жизнь, он очень много работал. Таких больших нагрузок не смог выдержать даже его, закаленный морем, организм.
В память о писателе, в 1992 году, его именем назвали детскую библиотеку в Нижнем Новгороде. А то, что творчество Станюковича остается интересным людям, доказывает снятый, в 2008, одноименный фильм по его рассказу «Пассажирка».