Марк фабий квинтилиан: о воспитании оратора

Принципы риторики Квинтилиана

Интегритет: оратор должен быть честным и достойным доверия, чтобы увеличить влияние своего выступления.

Она должна быть читаемой: успешный оратор должен понимать аудиторию и выбирать подходящий стиль и тон для своего насыщенного текста, чтобы вызвать интерес слушателей.

Аргументация: оратор должен представлять свои аргументы логично и разумно, так чтобы они были убедительными для аудитории и соответствовали иdеям и вопросам дискуссии.

Стилистика речи: Квинтилиан подчеркивает важность использования разнообразных стилей речи, таких как патетический, эмоциональный и лаконичный, чтобы захватить внимание аудитории и вызвать определенные эмоции.

Проникновение в эмоции слушателей: оратор должен уметь вызывать эмоции у своей аудитории, чтобы они чувствовали себя связанными с его сообщением и заинтересованными в том, что он говорит.

Подготовка и тренировка: оратор должен провести тщательную подготовку и тренировку перед выступлением, чтобы достичь высокого уровня мастерства и уверенности в своей речи.

Все эти принципы риторики Квинтилиана способствуют созданию эффективной коммуникации и помогают оратору убедительно выступить перед аудиторией на любую тему.

Что значит быть красноречивым?

Искусство красноречия, согласно Квинтилиану, состоит, прежде всего, в том, чтобы, всё, о чём думает оратор, могло быть выражено словами и донесено до слушателей. Исходя из этого, слова оратора должны не только быть чисты и ясны, но и соответствовать его намерению, а также быть грамотно, правильно и красиво расположены.

Однако если человек умеет говорить ясно и исправно, как утверждает Квинтилиан, это ещё не означает, что он оратор. Основное отличие оратора от простого человека, умеющего говорить, состоит в красоте и изяществе речей, т.к. именно это способно приносить удивление и удовольствие.

И, рассуждая на эту тему, Квинтилиан ссылается на Цицерона, говорящего о том, что красноречие, которое не вызывает удивления, не может считаться красноречием

Но любое украшение речи должно соотноситься с целью и предметом речи, а также брать во внимание аудиторию. Здесь также говорится, что оратор должен учитывать два важнейших момента, заключающихся в создании рода слововыражения и произнесении речи

По этой причине нужно знать, что должно быть в речи возвеличено или унижено, что должно быть произнесено со стремительностью или скромностью, что может быть забавным, а что – важным, что должно быть кратким, а что – пространным.

Идеи Квинтилиана на самом деле бесценны, но невозможно изложить в маленьком тексте даже небольшую часть основных положений такого великого труда как «Наставления оратору», да ещё и написанного в двенадцати томах. Однако уловить самую суть можно – оратор должен воспитываться так, чтобы стать всесторонне развитой, умной, адекватной и зрелой личностью, а для этого мало одного только умения грамотно и красиво изъясняться. Именно об этом во всех деталях и подробностях рассказывает Марк Фабий Квинтилиан.

Квинтилиан, наряду с самыми видными теоретиками красноречия и ораторами Древнего Рима и Древней Греции, смог познать тайны слова и сделать неоценимую работу по расширению границ его познания и обоснованию теоретических и практических принципов ораторского искусства, беря за основу свой опыт и анализируя непревзойдённые речи знаменитых ораторов своей и прежних эпох.

«Наставления оратору» — это поистине величайший труд, который без тени сомнения можно назвать настоящей жемчужиной исследования искусства красноречия. И никто, ни до, ни после Квинтилиана не создавал подобных работ, где так тщательно и подробно представлен теоретический анализ ораторского мастерства.

Если у вас есть задача взрастить себя как истинного мастера слова, то «Наставления оратору» — это наставления вам!

http://studopedia.net/8_53309_pedagogicheskie-vzgyadi-kvintiliana.htmlhttp://studopedia.ru/1_28854_pedagogicheskie-vzglyadi-kvintiliana.htmlhttp://4brain.ru/blog/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA-%D1%84%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD/

голоса

Рейтинг статьи

Примеры успешного использования риторики

Квинтилиан и его работы по риторике оказали значительное влияние на различные сферы общественной деятельности. Вот некоторые примеры успешного использования риторики:

1. Политика: Известно, что риторика играла важную роль в политике древнего Рима. Многие политики использовали принципы, предложенные Квинтилианом, чтобы убедить и вдохновить своих слушателей. Например, Цицерон, известный римский оратор, использовал риторику, чтобы воздействовать на публику своими речами и достигнуть своих политических целей.

2. Образование: Риторика также играла важную роль в сфере образования. В древней Греции и Риме учение и изучение риторики было основой для формирования образованной личности. Умение убедительно выражать свои мысли и аргументировать свои идеи считалось важным навыком для успешной карьеры и лидерства.

3. Судебная система: Риторика также находила применение в судебной системе. Адвокаты использовали риторические приемы, чтобы защищать интересы своих клиентов и убеждать судей в правоте своих аргументов. Умение логически и эмоционально убедительно выступать перед судебным составом стало важным компонентом успешной судебной практики.

4. Реклама и маркетинг: Риторика играет ключевую роль в современной рекламе и маркетинге

Использование эмоционального воздействия и убедительных аргументов помогает продавцам привлекать внимание и убеждать потенциальных покупателей. На основе принципов риторики разрабатываются рекламные кампании и стратегии, которые помогают продвигать товары и услуги на рынке

В целом, риторика Квинтилиана оказала значительное влияние на различные области человеческой деятельности. Ее принципы и методы до сих пор используются и применяются для достижения успеха в коммуникации и убеждении в различных сферах жизни.

Библиография

  • (en) Дж. Кеннеди, Quintilian , Нью-Йорк, 1969.
  • Старый и современный квинтилианский. Совместные исследования , П. Галанд, Ф. Халлин, К. Леви, В. Вербаал, Turnhout 2010, Brepols Publishers. ( ISBN  978-2-503-52865-6 ) .
  • Laurent Pernot , La Rhétorique dans l’Antiquité , Париж, Librairie Générale Française, колл.  «Карманная книжка / Античность»,2000 г., 351  с. ( ISBN  2-253-90553-4 )
  • Вильфрид Стро ( перевод  с немецкого Сильвена Бланца), Сила дискурса. Немного истории риторики в Древней Греции и Риме , Париже, Les Belles Lettres ,2010 г., 514  с. ( ISBN  978-2-251-34604-5 )
  • (автор) Флоренс Дойхлер, Quintilian. Nachantike Spuren der Institutio oratoria. Mutmassungen über das Libro dell’Arte von Cennini. Notate zu Sulzers Theorie , Берн, Питер Ланг ,2017 г., 223  с.

биография

Квинтилиен родился около 35 года нашей эры. Нашей эры , в Calagurris Nassica (ныне Calahorra ), недалеко от Логроньо , в римской провинции Тарраконез в Испании. Молодой Квинтилиан впервые учился в Риме, где его отец занимался профессией ритора или юриста. Там он приобрел полную общую культуру, следуя урокам Реммиуса Паломона по литературе и Домиция Афера и Сервилия Нониана по красноречию. Адвокат в Риме на несколько лет, он вернулся в Испанию в 61 году с Гальбой , которого Нерон только что назначил губернатором провинции Тарраконез . Семь лет он был там учителем красноречия и юристом. Он вернулся в Рим в 68 г., после убийства Нерона, когда Гальба был назначен императором: там он двадцать лет проработал двойную профессию ритора и юриста.

Когда Веспасиан пришел к власти в 69 году, он решил продвигать общественное образование. Его выбор, естественно, пал на Квинтилиана, который стал первым профессором, получившим официальную зарплату от римской администрации. Его школа риторики станет одной из самых популярных в столице, объединяя сыновей хороших семей. Он поражает около 100 000 сестерциев в год. Доверенный человек и друг Плиния Старшего , он считает среди своих учеников Плиния Младшего , племянников Домициана , внуков императрицы Домициллы и, возможно, даже Тацита .

После двадцати лет преподавания он ушел из общественной жизни в 89 году, получив несколько наград: консульские украшения и латиклав (пурпурная лента, украшавшая туники римских сенаторов). Конец его жизни ознаменовался серией семейных трагедий: в году он потерял 19-летнюю жену; в году он потерял своего первого сына в возрасте пяти лет; в 95 году он потерял второго десятилетнего сына.

Незадолго до смерти Квинтилиан выпустил свою величайшую работу, написанную между 93 и 95 годами: De instante oratoria . Вероятно, он умер вскоре после убийства императора Домициана в 96 году.

Фридрих II сказал о нем: «В риторике мы придерживаемся Квинтилиана. Тот, кто, изучая его, не добьется красноречия, никогда не добьется успеха ».

Квинтилиан и его риторика

Квинтилиан, римский ритор и педагог, жил в первом веке нашей эры и считается одним из величайших мастеров риторического искусства. Он стоял у истоков формирования риторической традиции, а его труды вошли в золотой фонд литературы по риторике.

Основное произведение Квинтилиана — «Об образовании оратора» — является комплексным руководством по искусству убеждения и элоквентности. Он разбирает все аспекты ораторского искусства: от подготовки и структурирования выступления до использования эмоций и жестикуляции.

Квинтилиан утверждал, что риторика — это не просто средство убеждения, но и важнейшая составляющая образования каждого человека. Он считал, что умение ясно и убедительно выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения необходимо для успешной жизни в обществе.

В своей риторике Квинтилиан придавал особое значение моральным качествам оратора. Он считал, что ритор должен быть честным, мудрым и благородным человеком, которому можно доверять. Для него благородные ценности были неотъемлемой частью риторического искусства.

Квинтилиан разработал детальные инструкции по развитию и совершенствованию риторических навыков

Он рекомендовал обращать особое внимание на подготовку к выступлению, совершенствование словарного запаса, развитие эмоциональной выразительности и умение адаптироваться к конкретной аудитории

Принципы риторики Квинтилиана:
1. Ясность высказывания.
2. Убедительность аргументов.
3. Приятность и красота выражения.
4. Моральная ценность оратора.
5. Адаптация к аудитории.

Риторика Квинтилиана оказала огромное влияние на развитие риторического искусства и ораторской практики. Его принципы и рекомендации актуальны и до сих пор применяются в современном мире для развития коммуникативных навыков и умения убедительно общаться.

КВИНТИЛИАН, Марк Фабий [Marcus Fabius Quintilianus]

Расстановка ударений: КВИНТИЛИА`Н, Марк Фабий

КВИНТИЛИАН, Марк Фабий (Marcus Fabius Quintilianus) (p. ок. 35 — ум. ок. 96) — древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. Образование получил в Риме, где его отец был учителем риторики. После нескольких лет адвокатской деятельности занялся обучением юношей красноречию. Он открыл в Риме собственную риторич. школу, к-рая вскоре стала государственной. К. был первым учителем, получавшим жалованье от императорской казны. Школа К. имела большой успех

Особое внимание обращалось на тщательность в изучении ораторов классич. времени и основательность широкого общего образования

Основной известный нам труд К. — «Наставление в ораторском искусстве» — «Institutio oratoria» (ранняя работа К. «О причинах порчи красноречия» — «De causis corruptae eloquentiae» — утеряна), является одним из осн. источников изучения современной К. римской педагогики (см. Римское воспитание). Задачи воспитания оратора понимаются К. широко, а потому и многие его мысли о воспитании и обучении имеют общепед. значение.

К. считал, что все дети, за крайне редким исключением, наделены способностью к образованию и поэтому учитель должен знать и учитывать в своей работе индивидуальные особенности и способности ребёнка. Начинать обучение он предлагал как можно раньше, используя игры детей, внимательно следя за их речью и произношением. При усвоении первых осн. правил языка нужно подбирать упражнения с учётом возраста уч-ся. Ученик должен научиться передавать содержание рассказанного, перекладывать стихи в прозу. Подражание, наставление, упражнение он считал тремя осн. методами в обучении

Большое внимание он уделял чтению как источнику обогащения памяти, но чтению осмысленному, а не бессмысленному заучиванию

К. был противником телесных наказаний: «Бить детей значит сперва не приучить их к добру и правде, а потом наказывать за упущение того и другого» (цит. по кн.: Демков М. И., Краткая история педагогики, М., 1917, с. 52). К. подчёркивает преимущества общественного воспитания (школьного) перед индивидуальным (домашним). Он писал: «Кто обучался в одиночестве, тот, выступив с своими познаниями в жизнь, будет как бы ослеплен ярким солнечным блеском и станет в тупик при всякой для него новости» (там же, с. 53).

Пед. идеи К. приобрели особенно широкую известность в 16 — 17 вв., после того, как итал. гуманистом Подьжьо был найден полный текст труда К. «Наставление в ораторском искусстве».

Соч. в рус. пер.: Двенадцать книг риторических наставлений, пер. А. Никольского, ч. 1 — 2, СПБ, 1834.

Лит.: Жураковский Г. Е., Очерки по истории античной педагогики, 2 изд., М., 1964.

С. Ф. Егоров. Москва.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 912 с. с илл., 5 л. илл.

Роль Квинтилиана в развитии риторики

Квинтилиана можно справедливо назвать одним из самых значимых риториков своего времени. В своей работе он объединил и систематизировал лучшие элементы греческой и римской риторической традиции, создавая цельное учение и методику обучения ораторскому искусству. Он разработал систему обучения, которая включала в себя не только теоретические знания, но и практические упражнения и тренировки. Квинтилиан преподавал риторику в Риме и воспитывал молодых ораторов, готовя их к выступлениям в судебных процессах и политических дебатах.

Работа Квинтилиана была направлена на то, чтобы подготовить профессиональных ораторов, способных убедить аудиторию и влиять на общественное мнение

Вся его методика обучения базировалась на понимании важности убеждения и умениями эффективно выражать свои мысли и аргументы. Квинтилиан считал, что риторика должна быть доступна каждому, и его работа широко распространялась в образовательных учреждениях Рима и других городах

Важным вкладом Квинтилиана в развитие риторики стала его систематизация риторических приемов и понятий. Он разделил ораторское искусство на пять канонов: изобретение, распределение, выражение, память и доставление. В своем трактате он подробно описал каждый канон и предложил практические советы по их освоению. Благодаря этому, Квинтилиана считают одним из основоположников современной риторики и его влияние на эту науку ощущается и по сей день.

В целом, Квинтилиан значительно повлиял на развитие риторики и ораторского искусства. Его работы стали основой для дальнейших исследований в этой области и вносят важный вклад в обучение коммуникационным и убеждению навыкам.

Редакции

  • Об учреждении ораторского искусства . Том 1, Книга I; изд. и тр. Жан Кузен. Париж: les Belles Lettres, 1975. (Собрание университетов Франции). cxxvi-296p. ( ISBN  2-251-01202-8 ) .
  • Об учреждении ораторского искусства . Том 2, книги II-III; изд. и тр. Жан Кузен. Париж: Belles Lettres, 1976. 3- е  издание, переработанное и исправленное Гаем Ахаром. (Собрание университетов Франции). 456п. ( ISBN  2-251-01203-6 ) .
  • Об учреждении ораторского искусства . Том 3, книги IV-V; изд. и тр. Жан Кузен. Париж: les Belles Lettres, 1976. (Собрание университетов Франции). 441п. ( ISBN  2-251-01204-4 ) .
  • Об учреждении ораторского искусства . Том 4, книги VI-VII; изд. и тр. Жан Кузен. Париж: les Belles Lettres, 1976. (Собрание университетов Франции). xxxii-390p. ( ISBN  2-251-01205-2 ) .
  • Об учреждении ораторского искусства . Том 5, книги VIII –IX; изд. и тр. Жан Кузен. Париж: les Belles Lettres, 1978. (Собрание университетов Франции). 534p. ( ISBN  2-251-01206-0 ) .
  • Об учреждении ораторского искусства . Том 6, Книги X-XI; изд. и тр. Жан Кузен. Париж: les Belles Lettres, 1979. (Собрание университетов Франции). 549с. ( ISBN  2-251-01310-5 ) .
  • Об учреждении ораторского искусства . Том 7, книга XII; изд. и тр. Жан Кузен. Париж: les Belles Lettres, 1980. (Собрание университетов Франции). 396с. ( ISBN  2-251-01311-3 ) .

Марк Фабий Квинтилиан: о воспитании оратора

Пожалуй, любого человека, связавшего свою жизнь с ораторским искусством, а, тем более, начинающих ораторов, беспокоит вопрос, как можно стать поистине выдающимся и непревзойдённым мастером красноречия. И что же может быть в этом вопросе лучше, чем, рекомендации и советы от настоящего Учителя ораторского искусства?

Да, нет сомнений в том, что и в нашем времени, и в минувших десяти- и столетиях можно найти великих людей, способных взбудоражить своими речами умы миллионов, но, как и во многих вопросах в нашей жизни, чтобы понять суть, нужно вернуться к корням. И если говорить об ораторском мастерстве, то его истоки следует искать в Древнем Риме, а именно – в трудах Марка Фабия Квинтилиана.

Для всех ораторов и просто охочих до интересных знаний людей мы подготовили материал, в котором расскажем о том, кто же такой Квинтилиан, и чему он учил.

Произведения

В произведения Марко Фабио Квинтилиано «Инструкции для говорящего» вошли двенадцать книг, каждая из которых посвящена отдельной проблеме в рамках целой темы. Таким образом, в первом томе рассматриваются проблемы воспитания ребенка (мальчика). Второй раскрывает суть обучения в риторической школе. С третьего по девятый Квинтилиан рассказывает о теории ораторского искусства. Десятый анализ пригодится будущему спикеру. Одиннадцатая содержит ораторские техники, а двенадцатая книга резюмирует всю работу, создавая образ идеального оратора: человека высокой морали и нравственности с широким кругозором и гибким умом.

Этот цикл книг он создал благодаря убеждению своих учеников и сверстников. Ссылаясь на то, что до него было создано достаточно работ на эту тему, Марк Фабиус долго не хотел работать, но в итоге решил, что никто, кроме него, не сможет собрать, систематизировать и описать все необходимые важные моменты для тренировки

Таким образом было создано прекрасное произведение, в основе которого лежит важность единства стиля и безупречного содержания

Марк Фабий Квинтилиан о воспитании оратора

Детей-инвалидов нет, но необходимо учитывать личные качества и способности каждого из них. Это подход, который использовал Квинтилиан при обучении своих учеников. Он придерживался трех основных шагов, говоря, что детей нужно сначала научить имитировать и соблюдать необходимые правила, а только потом иметь возможность заниматься спортом.

Он не признавал индивидуальных тренировок. По его словам, именно нахождение в обществе позволяет человеку контролировать себя. В дружеских отношениях нет места материальным убеждениям, поэтому достичь цели можно только на словах и делах.

От телесных наказаний нужно отказаться. Самое главное для ребенка — как можно скорее найти свое «Я». Хорошие отношения ученика и учителя — залог упорного труда. Изучение грамматики и чтение правильных книг поможет в умственном развитии и нравственном воспитании. Почерк тоже не стоит упускать из виду. Обучение следует начинать как можно раньше, независимо от того, что дети могут сначала учиться мало, но год за годом, собирая знания по крупицам, они будут достигать желаемых высот. По характеру все дети одарены, но без должного образования это невозможно раскрыть.

Ораторское учреждение

Обучение квинтилианскому. Фронтиспис к изданию Institutio oratoria, Лайден, 1720 г.

Брошюра Квинтилиана, озаглавленная « О причинах порчи красноречия» ( De causis correctiveæ eloquentiæ ), утеряна. Мы хотели определить ошибочно с Dialogus из oratoribus из Тацита .

Самой важной его работой остается De Institutione oratoria , название, которое часто переводят как Institution orator или De l’Institution oratoire , в гуманистическом смысле этого слова, то есть о подготовке оратора. Произведение состоит из двенадцати книг, которые дошли до нас полностью.. Если в первых двух книгах Квинтилиан дает представление о курсе, которому должен следовать ребенок — особенно ребенок богатых граждан, у которых есть средства для оплаты грамматики,  — чтобы обучиться искусству ораторского искусства, то он его третья книга, в которой теоретически описаны пять стадий, характеризующих это ораторское искусство:

Если в первых двух книгах Квинтилиан дает представление о курсе, которому должен следовать ребенок — особенно ребенок богатых граждан, у которых есть средства для оплаты грамматики,  — чтобы обучиться искусству ораторского искусства, то он его третья книга, в которой теоретически описаны пять стадий, характеризующих это ораторское искусство:

  • inventio («изобретение»): найти, что сказать.
  • dispositio («расположение»): умение организовать то, что вы собираетесь сказать.
  • elocutio («красноречие»): выберите способ сказать это.
  • actio («действие»): умение сочетать речь и жест.
  • memoria («память»): запомните, что вы хотите сказать.

Квинтилиан завершает эту книгу описанием трех характерных жанров красноречия, описание которого он заимствует из работы Аристотеля « Поэтика и риторика»  :

  • судебный жанр
  • демонстративный или эпидиктический жанр
  • делиберативный или «сумбулевтический» жанр

Четвертая книга имеет дело с частями речи, то есть с exordium (начало или преамбула), затем в частном повествовании , а затем еще быстрее — с отступлением , предложением и делением , что соответствует частям, традиционно выделяемым в. риторические учебники того времени.

Строчка, приписываемая Квинтилиану, осталась известной: Quis, quid, ubi, quibus auxiliis, cur, quomodo, quando  : «Кто, что, где, какими средствами, почему, как, когда? Этот принцип, также называемый «  QQOQCP  », содержит то, что риторически называется обстоятельствами: личность, факт, место, средства, причины, способ и время. Квинтилиан действительно писал об этих loci argumentsorum , но никогда не резюмировал их в форме вопросов.

Квинтилиан

Марк Фабий Квинтилиан (лат. Marcus Fabius Quintilianus). Родился ок. 35 года в Каллагурисе (совр. Калаорра, Испания) — умер ок. 96 года. Римский ритор (учитель красноречия), автор «Наставлений оратору» (Institutio oratoria) — самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности.

Эту книгу изучали во всех риторских школах, наряду с сочинениями Цицерона. Квинтилиан стал не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка.

Лоренцо Валла в своём сочинении «О сравнении Цицерона с Квинтилианом» (не сохранившемся) не побоялся поставить его выше «бога гуманистов» — Цицерона.

По поводу происхождения Квинтилиана источники расходятся. Одни утвержают, что он родился в одной из самых знатных семей Испании, а другие — что Квинтилиан из небогатой и незнатной семьи. Одно можно сказать определённо — и отец и дед его были риторами.

В Риме получил образование, готовил себя к карьере судебного оратора. При императорах Веспасиане, Тите и Домициане неоднократно выступал в суде как адвокат, но славу стяжал не практической, а теоретической и преподавательской деятельностью.

Возможно, именно с этого времени в историю вошла его поговорка лат. «Ab ovo Ledae incipere», буквально означающая: «начинать от яйца (или же яиц) Леды», то есть подробно исследовать дело.

Считается первым учителем-профессионалом, основавшим государственную школу: в 70-х годах Веспасиан назначил ему пенсию, выделив для этого средства из императорской казны.

Около 20 лет Квинтилиан обучал ораторскому искусству знатную и богатую римскую молодежь. Среди его учеников были также Плиний Младший, и, возможно, Ювенал. Квинтилиану было поручено и воспитание наследников императора. Находясь в зените своей славы, исполненный благодарности императорскому дому Квинтилиан искренне восхвалял Домициана, жестокого и кровавого тирана, с которым он был дружен и, по-видимому, разделял в чём-то его взгляды (в частности, одобрял изгнание философов из Рима в начале 90-х годов). Домициан, в свою очередь, поддерживал Квинтилиана деньгами и почестями — предполагают, что Квинтилиан стал в его правление «из ритора консулом», — случай беспрецедентный в Риме. Жизнь познавшего внезапный взлёт на вершину славы и богатства Квинтилиана нельзя, тем не менее, назвать счастливой: его молодая жена и два подававших надежды сына умерли, оставив старика в одиночестве.

Последние годы жизни Квинтилиана были омрачены усилившимся террором Домициана, ссылкой родителей его воспитанников — бывших наследников императора, и вследствие этого отставкой.

Квинтилиан считается первым классиком гуманной педагогики. Его слова: «Отец, когда у тебя родится сын, возложи на него большие надежды, ибо большие надежды рождают большую педагогику».

Главный труд: «Двенадцать книг риторических наставлений» (Institutionis oratoriae libri duodecim)

Поэтами рождаются, ораторами становятся!

В этом суть его учения. Главное правило спикера — следовать путем правил и инструкций. Недостаточно родиться с даром красноречия, необходимо уметь с ним справляться. Оратор создает правила выбора слов, логически организует их в предложения, отбрасывает несоответствующие детали и передает истинное значение своим слушателям.

«Кто? Что? Где? Когда? Что? Как? Почему?» — так выглядит модель, созданная риторикой. И до сих пор его советы, как правильно строить предложения, используются во многих профессиях.

По словам Квинтилиана, оратор — это мудрец, несущий людям истину. И по правде говоря, недостаточно иметь необходимые природные данные. Этичность, умеренность и логика — все вместе они дают одинаковый результат.

Квинтилиан о воспитании оратора или основные идеи «Наставлений оратору»

Для начала отметим, что сам Квинтилиан говорит о труде оратора, что тот очень разнообразен и обширен, и сказать о нём всё просто невозможно

Однако в своей работе он предпринимает попытки изложить всё самое важное из традиционных правил

Итак, по аналогии с Цицероном, Квинтилиан рисует образ оратора, как мудреца, совершенного как в своих нравах, так и в знаниях и качествах, необходимых для красноречия.

Говоря о воспитании будущего оратора, он говорит, что воспитывать его нужно с детских лет, и его учителя – родители, кормилицы и дядьки – должны учить его должным образом. В «Наставлении оратору» содержится огромнейшее количество методических рассуждений на тему обучения в детстве: учение должно представлять собой забаву, материал должен запоминаться учеником сознательно, и заниматься ученик должен обязательно чтением вслух и чистописанием.

Учитывая то, что речь оратора должна быть красивой, ясной и правильной, он должен изучать грамматику и эталонных ораторов, прозаиков и поэтов, а переходить к собственным сочинениям можно лишь после этого. Будущий мастер красноречия должен очень много знать – разбираться в музыке, философии, геометрии, произношении и других областях знаний.

Отдельная глава работы Квинтилиана посвящена и тому, как нужно работать учителю. Автор представляет систему особых упражнений, даёт рекомендации по чтению художественной литературы и речей именитых ораторов.

Квинтилиан считает, что риторические правила необязательно должны почитаться оратором как некие непреложные законы, ведь многое в них может изменяться, исходя из особенностей обстоятельств, ситуаций, времени и дел.

Кроме того, философ в своём труде отступает от уже ставших к его времени устоявшимися регламентов построения речей. Для него они представляют собой только руководство к действию, но не догмы – правила не должны ограничивать оратора в возможности быть самостоятельным. Автор приравнивает строгие ограничения к предписаниям полководцу, как ему располагать войска, но располагать их нужно так, как требует обстановка, а не шаблонно. Точно так же и в речах – оратор должен понимать сам, нужно выступление или нет, должно оно быть пространным, обращённым ко всем или к кому-то лично, требуется употреблять одну фигуру речи или другую, делать выступление длинным или коротким, непрерывным или разделённым на части и т.д.

Также важно сказать и о том, что Марк Фабий Квинтилиан разделяет риторику и речи на особые части, что в воспитании оратора также должно учитываться

Основные правила

Речь должна полностью раскрывать смысл и доводить до истины, но не выходить за рамки меры. Он должен содержать слова, которые оживляют его, но не перегружают. Оратор должен иметь смелую и смелую, но не оскорбительную, высокомерную речь. Спикер должен поставить три цели, которые определят направление речи: убеждение, удовольствие, страсть. Вы не можете говорить о том, о чем не имеете представления, потому что тогда это слово станет далеким от реальности.

Без таланта не может быть правил и норм. Обратное также верно. Речь — это материал, данный человеку природой, но без способности человека владеть ею она превращается в пустой звук, не заслуживающий внимания.

Теория и практика тесно связаны. Нет смысла учиться чему-то, не имея возможности применить свои знания. Практика без теории может существовать, так как необходимый материал усваивается по мере накопления опыта, но наибольший эффект достигается только при их грамотном сочетании.

Подражание должно быть для говорящего средством совершенствования своих навыков, но вовсе не целью. Изучая высказывания древних мыслителей, вы можете научиться правильному и благородному стилю изложения мыслей. Хотя ораторское искусство и письмо отличаются друг от друга, цитирование значимых произведений может выявить глубину знаний оратора, что привлечет гораздо больше внимания и поможет убедить слушателей, но только это заслуживает того, чтобы его использовали. Заимствование неконтролируемых мыслей и имитаций полностью лишит говорящего индивидуальности.

Полное собрание всех двенадцати книг Марко Фабио Квинтилиано сохранилось до наших дней, чего нельзя сказать о его первой работе, от которой осталось только название.

дальнейшее чтение

  • Боннер, Стэнли Ф. Образование в Древнем Риме: от старшего Катона к младшему Плинию. Лондон: Methuen & Company, Ltd., 1977.
  • Кларк, ML Риторика в Риме: исторический обзор. Нью-Йорк: Рутледж, 1996.
  • Дозье, Кертис Эндрю. «Поэзия, политика и удовольствие в Quintilian». Эстетическая ценность в классической античности. 345–363.
  • Фантам, Элейн. Римские чтения: римский ответ на греческую литературу от Плавта до Статиуса и Квинтилиана. Beiträge zur Altertumskunde, 277. Берлин; Нью-Йорк: Де Грюйтер, 2011.
  • Галанд П., Ф. Халлин, К. Леви, В. Вербаал, Quintilien ancien et moderne. Etudes réunies , Turnhout 2010, Brepols Publishers, ISBN  978-2-503-52865-6
  • Гернот, Крапингер (ред.), Der Gladiator (Groessere Deklamationen, 9). Collana Scientifica, 18. Кассино: Университет Кассино, 2007.
  • Кеннеди, Джордж Александр. Искусство риторики в римском мире 300 г. до н.э. — 300 г. н.э. Принстон, штат Нью-Джерси: Princeton University Press, 1972.
  • Лэйнг, Гордон Дж. Квинтилиан, школьный учитель. Классический журнал 15.9 (1920): 515–34.
  • Лейтч, Винсент Б., изд. Антология теории и критики Нортона. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 2001.
  • Морган, Тереза. Грамотное образование в эллинистическом и римском мирах. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1998.
  • Мюррей, Освин, Джон Бордман и Джаспер Гриффин, ред. Оксфордская история римского мира. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1991.
  • Квинтилиан. Институты ораторского искусства Квинтилиана; Или «Воспитание оратора». Дж. С. Уотсон. Лондон: Дж. Белл и сыновья, 1856. Печать.
  • Томас, Зинсмайер, , Die Hände der blinden Mutter (Größere Deklamationen, 6). Collana Scientifica 24. Cassino: Edizioni Università di Cassino, 2009.
  • Уинтерботтом, Майкл. Проблемы в Quintilian. Лондон: Лондонский университет, Институт классических исследований, 1970.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: