Кинорежиссер леонид нечаев: биография, фильмография и интересные факты

В беларуси тоже делали фильмы, которые смотрели по всему ссср. кто был их режиссером?

Вот так просто все закончилось?

Так снова совпало. Сначала был разрыв с Инной Веткиной. А потом, в 1986-м, случился знаменитый Пятый съезд кинематографистов. Они протестовали против косной административной системы, требовали свободы — и их требования удовлетворили: расширили автономию творческих объединений и студий, позволили без оглядки на главк решать, что снимать и как. Но, ослабив директивную хватку, чиновники урезали и финансирование. Хозрасчет оказался тем еще испытанием для киностудий, привыкших работать неторопливо и постоянно просить добавки. Года три детские фильмы еще снимались по инерции — никто ведь не отменял пятилетние тематические планы. Потом их не стало. Вслед за детским кино посыпалось авторское. И к началу 1990-х постсоветская киноиндустрия рухнула в кризис, из которого выбирается до сих пор.

А еще одна причина, по которой все кончилось, — конец культурной эпохи. Как все «оттепельные» авторы, человек» оттепели» Нечаев замолчал с концом перестройки, едва сменилась повестка дня. Перестройка ведь была последним отголоском «оттепели», культуру вновь тревожили те же вопросы: личная свобода и великая идея, историческая память и личная ответственность, честь и достоинство. В 1990-х все это исчезло из поля зрения. Жизнь людей пошла по-другому, и они захотели смотреть другое кино. В новое время Нечаев поставил еще два неуверенных фильма, которые не спас даже его поразительный музыкальный талант.

Но его сказки по-прежнему связывают поколения. Повзрослевшие дети показывают их своим детям, испытывая сладкую тоску по своему детству, которое не вернется еще и потому, что одновременно с концом детства умерла целая страна и культура, создавшая это детство. Сказки Нечаева давно ностальгические, а ностальгия — хороший консервант, даже когда к ней примешивается ирония.

Новости партнёров

Оставленный в припаркованном автомобиле ребенок погиб

ВКС России получили первые истребители МиГ-35

Инвалидам станет легче получить страховку.

Карлос Гон обвинил руководство Nissan в заговоре и предательстве

Правительство Медведева обслуживает только 1% населения страны

Нефтяники в 2019 году получат компенсацию из ФНБ в 400-450 млрд рублей

Как говорить с детьми об алкоголе, наркотиках и умении ответить «нет»

В Москве похоронили внука Брежнева

Вообще в СССР детских режиссеров было много?

Раз-два и обчелся: детских режиссеров никогда специально не готовили, и работали они, как правило, на центральных киностудиях — киностудии имени Горького, «Мосфильме» и «Ленфильме». Едва ли не у каждого советского постановщика можно найти один-два детских фильма, но из детского кино всегда старались поскорее уйти. Так, тяготился своим талантом детского режиссера Владимир Бычков, режиссер «Города мастеров» и «Полета в страну чудовищ». Порвал с детским кино Михаил Пташук, снявший в начале карьеры два детских фильма.

До войны в детском кино начали работать киносказочники Александр Птушко и Александр Роу, постановщица незабвенной «Золушки» Надежда Кошеверова, зачинатель детской кинофантастики Василий Журавлев и Николай Лебедев, которого вы можете знать по пронзительному фильму «В моей смерти прошу винить Клаву К.». После войны дебютировали Илья Фрэз, Виктор Эйсымонт и Яков Сегель. В 1950-х на «Беларусьфильме» появился детский постановщик Лев Голуб, автор кинохита «Девочка ищет отца», в 1960-х — Ричард Викторов, который позднее прославится детской фантастикой «Москва — Кассиопея». Вот, без малого, и всё.

В 1970-х, когда старая гвардия отошла от дел, детское кино растерялось. Никто, кроме Якова Сегеля, не оставил учеников, но к нему в режиссерскую мастерскую во ВГИК и поступил москвич Леонид Нечаев.

Смерть

Все в окружении Нечаева знали о его пагубном пристрастии к алкоголю, в итоге послужившем косвенной причиной внезапной смерти. По официальным данным, он скончался из-за перенесенного инсульта. Но этот факт не подтвердили ни одна из бывших жен, ни дочь Анастасия.

Доктор согласился не госпитализировать пациента при одном условии — если за ним присмотрит жена. Но супруга этого не сделала, и итоге, когда спустя трое суток Леонид решил выйти на улицу, ему стало плохо. В медучреждении определили гематому таких внушительных размеров, что понадобилась трепанация черепа. Операция прошла успешно, больного, минуя реанимацию, сразу перевели в палату.

Все складывалось благополучно, но к утру 23 января 2010-го произошел отек легких, и знаменитый режиссер скончался. Похоронили его в родной Москве, могила расположена на Домодедовском кладбище.

Павел Чернышев — исполнитель главной роли в фильме «Сказка о звездном мальчике» (1983)

Павла ассистент Нечаева обнаружила на катке. Когда она привела ребенка к режиссеру, то он утвердил его сразу же. Юный актер был очень рад возможности отлынивать от занятий в школе, ведь «Звездный мальчик» снимался сразу в нескольких советских республиках и приходилось много переезжать.

Тем не менее, для детей на площадке были организованы специальные занятия с педагогами, чтобы они не отстали по школьной программе.

Павел Чернышев в фильме «Сказка о звездном мальчике» (1983) и в нулевых

После съемок сказка для Чернышева закончилась. Его начали буквально атаковать поклонницы со всей страны — писали, звонили, дежурили у подъезда. Чтобы выйти из дома, Паше приходилось заматываться в широкий шарф, чтоб наверняка не узнали. Одноклассники, конечно, не простили успеха и стали травить, называть не иначе как «звездным мальчиком».

В общем, Павел был сыт славой по горло. Он выбрал путь обычного человека — отслужил в армии, выучился на инженера. А в 90-е друзья привели его в довольно необычный бизнес — похоронное бюро. Как ни странно, он там со временем освоился и начал неплохо зарабатывать. Чернышев женат, у него двое детей.

Личная жизнь

Кажется, вся жизнь у Леонида Алексеевича прошла насыщенно — и профессиональная, и личная. Кто, как не отец пятерых детей (среди них дочери Варвара, Анастасия и Ульяна), лучше иных знал и чувствовал, чем покорить, восхитить, удивить юного зрителя.

Мужчина женился целых девять раз, причем ему удавалось сохранить хорошие отношения почти со всеми бывшими женами и даже подружить их между собой.

Делиться подробностями каждого брака он не любил, а только коротко пояснял, что самый продолжительный из них длился 12 лет с Ольгой, а закончился отношениями с Надеждой, младшей его на 40 лет. Самым коротким считался студенческий союз, когда парень еще на свадьбе понял, что обременять себя ему совсем не хочется. Регистрацию тогда жених отменять не стал, поддавшись уговорам друзей, но в итоге развод состоялся, когда Леня сумел накопить необходимые для этого 30 рублей.

Биография[править | править код]

Леонид Нечаев родился 3 мая 1939 года в Москве. Рос в районе Зарядье, в коммунальной квартире на Биржевой площади. Отец — участник Великой Отечественной войны, погиб в 1943 году, мать была служащей в министерстве финансов.

В 1952 году по приглашению своего одноклассника Володи Штейна начал играть в спектаклях в театральной студии при Московском дворце пионеров. Окончив школу в 15 лет, начал работать грузчиком на швейной фабрике. Отслужив в армии, поступил на актёрский факультет во ВГИК. Однако позже, после просмотра постановки Нечаева «Медведь», профессор института Сергей Герасимов уговорил его перейти на третий курс режиссёрского факультета, который Нечаев окончил в 1967 году (мастерская Якова Сегеля).

После окончания института Нечаев работал на творческом объединении «Экран», где снял ряд хроникально-документальных фильмов, в частности про Гелену Великанову, Ларису Мондрус, Максима Михайлова и Александра Огнивцева. Из-за желания снимать художественные картины, к 1974 году был направлен на работу в Минск, на киностудию «Беларусьфильм», где начал работать над съёмкой детских фильмов. Его дебютом в этом направлении стал фильм «Приключения в городе, которого нет», сценарий которого кочевал из Киева в Одессу, из Одессы — в Минск. В дальнейшем режиссёр поставил ещё 9 фильмов на «Беларусьфильме», где проработал вплоть до 1989 года, среди наиболее известных картин: «Приключения Буратино» (1975), «Про Красную Шапочку» (1977), «Проданный смех» (1981), «Рыжий, честный, влюблённый» (1984).

После распада СССР Нечаев вернулся в Москву и в течение 10 лет практически не занимался съёмкой фильмов ввиду отсутствия спонсоров, некоторое время делал передачу на радио, занимался преподаванием. Последними фильмами стали «Сверчок за очагом» (2001) и «Дюймовочка» (2007).

Скончался 23 января 2010 года в Москве. Согласно версии, оглашённой в СМИ, смерть наступила в результате перенесённого инсульта. Однако, по словам его дочери Анастасии, смерть стала результатом гематомы, образовавшейся после травмы головы. Леонида Нечаева похоронили 28 января 2010 года на Домодедовском кладбище.

Личная жизнь

Девять раз был женат.
Первая жена — Антонина Монахова, с которой занимался будучи в театральной студии. Данный брак был самым коротким в жизни Нечаева и продлился несколько месяцев.

Вторая жена — Елена. Дочь — Варвара, проживает в США, где работает в сфере недвижимости.

Третья жена — Наталья Бржозовская. Дочери Ульяна, окончила экономическую академию в США, занимается недвижимостью, Анастасия (род. 1976), окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств, работает режиссёром на белорусском телевидении. Снялась в нескольких фильмах отца, в частности в «Проданном смехе», «Про Красную Шапочку», «Примите телеграмму в долг».

Четвёртая жена — Матлюба Алимова, актриса.

Седьмая жена — Елена Баринова, мультипликатор.

Восьмая жена — Ольга Матлахова, дрессировщик животных. Познакомились на съёмках фильма «Безумная Лори», вместе в отношениях они были 12 лет, из которых 7 — в браке.

Девятая жена — Надежда, была младше Нечаева на 40 лет. Сын Алексей (род. 2004), дочь Елизавета (род. 2007).

Так Нечаеву просто повезло?

Сказочно повезло. Но для такого везения нужен был целый культурный переворот. Сначала должно было появиться детское кино как таковое, и для этого понадобилось постановление Госкино СССР. Нет, начальство всегда называло детское кино «особенным репертуаром». Но на деле оно считалось вторым сортом и снималось время от времени, совершенно нерегулярно.

Формально на детских фильмах специализировалась Центральная киностудия имени Горького, а локальные киностудии с мизерным производственным планом от случая к случаю создавали свои, представительские фильмы. До конца 1960-х «Беларусьфильм» ставил детский фильм раз в три-четыре года. Но близилось пятидесятилетие пионерской организации (в 1972 году. — Прим. TUT.BY), киностудиям велели снимать больше фильмов для детей и внести в тематический план постоянный, ежегодный раздел детских фильмов.

Еще в начале 1960-х такая задача была бы для «Беларусьфильма» непосильной. Всю свою историю он работал в помещениях, не приспособленных для кинопроизводства: сначала вовсе в Ленинграде, в подвале бывшего театра, а потом в минском Красном костеле. Даже мизерный план всегда был пыткой. Так совпало, что в начале 1960-х наконец на проспекте Ленина (теперь Независимости) построили новое здание кинофабрики, где белорусские кинематографисты работают и в наши дни. Студия перебралась туда, и поэтому план увеличили втрое. Оправившись от такого шока, «Беларусьфильм» расширил штат и репертуар. Постановление о детских фильмах пришлось как нельзя кстати.

Видео: Allforchildren ru — Всё для детей

А потом случился «телевизионный бум»: на киностудиях Союза открыли телеобъединения, все главные фильмы 1970-х снимали на телепленку и показывали по телевизору, музыкальные сказки Леонида Нечаева — тоже. На «Беларусьфильме» появилось производственно-творческое объединение «Телефильм». План увеличился еще втрое. Киностудия, которая еще десять лет назад еле-еле снимала 3−4 полнометражных фильма в год, стала уверенно давать 10−12 полных метров.

А еще за этот десяток послевоенных лет сильно изменилось детство. Оно стало благополучным, сытым, культурным. Исчезла беспризорность. Многие семьи получили благоустроенные квартиры в новеньких хрущевках, их быт стал легче и не требовал детской помощи. Родители все реже заводили много детей, ребенок больше не нянчил младших. У него появился самостоятельный досуг, пока взрослые целый день были на работе.

В Советском Союзе была мощная индустрия детства: с ранних лет ребенка вовлекали в целую систему процессов и активностей. В 1970-х, когда телевизор стал обычной бытовой вещью, и для телефильмов нашлась огромная аудитория.

Советская культура хорошенько потрудилась, и все сошлось: производственные возможности, идеологический запрос, административная воля, аудитория, талант, интуиция и везение. Леонид Нечаев грамотно распорядился своей удачей.

А почему в его фильмах все поют? Можно ведь и без песен

Вот вам ответ самого Нечаева: «Дети воспринимают мир в абсолютном счастье, а счастье лучше всего выражается в песнях».

А можно ответить сложнее: к песням детские фильмы приучил соцреализм в 1930-е годы, когда кино стало звуковым. Вы ведь тоже замечали, что от кино сталинской поры лучше всего сохранились песни? С тех пор само собой разумелось, что детский фильм должен хоть немножко петь. Можно считать, песни в мюзиклах Нечаева продолжают соцреалистическую традицию детского кино. А можно считать, что в киноязыке музыка — самый популярный способ сбежать от реализма. Сказка и есть музыка. Этим часто пользовались советские режиссеры, уставшие от реалистических сюжетов.

Детство и юность

В третий день мая 1939-го москвич Алексей Нечаев с супругой принимали поздравления с пополнением в семействе — на свет появился единственный сын Леня. Кроме него, родители воспитывали двух дочерей. К сожалению, размеренный быт и гармоничную дружную жизнь, как и у остальных граждан Советского Союза, прервала затянувшаяся на 4 года страшная Великая Отечественная война.

Отец ушел на фронт и не вернулся оттуда, погибнув в 1943-м. Леонид запомнил его высоким импозантным мужчиной, элегантно выглядящим и в белом костюме с фотоаппаратом и шляпой, и в форме. С этого момента все изменилось. Мать (по профессии служащая, в прошлом трудилась в Министерстве финансов), оставшись с тремя детьми на руках, подрабатывала где могла, в том числе постоянно сдавала кровь, чтобы получить дополнительную продуктовую карточку.

А мальчик рос сам по себе. Жесткой руки не хватало, так что учеба не представляла для него совершенно никакого интереса, двойки мелькали тут и там, а характер был сложный. Вместе с товарищами Леня мог легко обворовать ларек, за что неоднократно попадал в милицию. Возможно, жизненный путь сложился бы иначе, если бы в один момент Володя Штейн не затащил друга в театральную студию при Дворце пионеров.

Вспоминая детство, прошедшее под девизом «Хочу есть!», Нечаев говорил, что он не расставался с книгами сказок и обожал старые вещи. Отчий дом, располагавшийся в столичном районе Зарядье, окружали переулки с завораживающими лавками старьевщиков и менял.

Кружок, где уже пребывали Иван Бортник, Нина Шорина, Людмила Долгорукова (а позднее и Наталья Гундарева), завладел сердцем и умом 13-летнего подростка. Его он не оставил даже после того, как бросил школу и устроился на швейную фабрику грузчиком. Отдав долг родине, парень прям в армейской гимнастерке отправился поступать во ВГИК. Причем сначала на актерский факультет, а впоследствии по совету самого Сергея Герасимова перевелся на режиссерский сразу на 3-й курс.

Звания и награды[править | править код]

  • 1993 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1993 года (7 декабря) — за цикл художественных фильмов для детей: «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Проданный смех», «Рыжий, честный, влюблённый», «Безумная Лори».
  • 1995 — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (17 марта) — за заслуги в области искусства.
  • 2003 — Народный артист Российской Федерации (1 сентября) — за большие заслуги в области искусства.
  • 2005 — первый кавалер Ордена Буратино. Леонид Нечаев стал первым кавалером Ордена Буратино, учреждённого детьми города Зеленоградска Калининградской области, которым награждаются «деятели культуры, учёные, педагоги и другие взрослые, достигшие высот в воспитании у детей и подростков внутренней свободы, чистоты помыслов, гражданской активности, уверенности в собственных силах».

Примечания[править | править код]

  1. ↑ . Квартирный ряд — Жилищная газета (17 июля 2008). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  2. Еженедельник «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ». Дата обращения: 8 января 2023.
  3. ↑ . Газета.Ru (25 января 2010). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  4. . «Известия» (5 мая 2009). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  5. . segodnya.ua (24 сентября 2008). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  6. (7 февраля 2002). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  7. . Коммерсантъ (25 января 2010). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  8. Экспресс газета (28 января 2010). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  9. . Новости Беларуси (27 февраля 2010). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  10. . www.m-necropol.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.
  11. ↑ . KP.RU — Комсомольская правда (30 апреля 2009). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  12. ↑ . KP.RU — Комсомольская правда (4 марта 2010). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  13. . Дата обращения: 8 декабря 2013.
  14. . Дата обращения: 23 мая 2019.
  15. . Дата обращения: 23 мая 2019.

Игорь Красавин — принц Патрик из фильма «Не покидай!» (1989)

Будущего принца Патрика для своего фильма «Не покидай!» Леонид Нечаев встретил в белорусском метро. Сначала мать Игоря Красавина была категорически против его участия в съемках, но сыну удалось её уговорить.

И всё же в театральный она ему в итоге поступить не дала. Игорь получил техническое образование, строил метро в Минске. Женился, кстати, сразу после выхода своего фильма на экраны. Когда Красавин вошел в пятерку самых популярных актеров 1990 года по версии «Советского экрана», он уже жил жизнью обычного человека, не помышляя о славе. Или просто гнал от себя мысли, что она могла сложиться по-другому, ведь предложений от режиссеров было много.

Есть мнение, что в итоге он жалел о своем выборе и старался избегать разговоров о киношном опыте. Позже Игорь начал меняться внешне и снова отказывался от интервью и съемок. У него был коварный диагноз — аневризма аорты, из-за чего его не стало в 38 лет.

Игорь Красавин в фильме «Не покидай!» (1989) и в нулевых

Что характерно, озвучивали молодых актёров в фильмах другие профессиональные артисты. Для Нечаева гораздо более важным было попадание в образ героя, который у него складывался при работе над сценарием.

После выхода «Приключений Буратино» к нему начали выстраиваться очереди из детей, которые хотели принять участие в съемках его следующих фильмов. Но актеры находились, как водится, всегда случайно. Леонид часто самостоятельно искал детей — в метро, на улицах. Профессиональным взглядом он мог увидеть самого скромного ребенка, сидевшего в самом дальнем углу на кастинге, и удивительным образом он становился у него настоящим сказочным героем.

Леонида Нечаева не стало в 2010 году и он остался главным советским режиссером детских фильмов, снимать которые — тяжелый труд, за который брался далеко не каждый. И он так и не получил с продажи своих фильмов ни копейки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: