Актриса с характером, которая встретила одного мужчину на всю жизнь: лидия сухаревская

Сухаревская, лидия петровна — рувики

Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Лидия Сухаревская
Полное имя актрисы на родном языке: Лидия Павловна позже — Петровна Сухаревская

Фото Ж. Мартынова, 1955 год

Имя при рождении:

Лидия Павловна Сухаревская

Когда родилась (Дата рождения):

17 30 августа 1909

Где родилась (Место рождения):

Петергоф,
Санкт-Петербургская губерния,
Российская империя

Когда умерла (Дата смерти):

11 октября 1991 82 года

Где умерла (Место смерти):

Москва, РСФСР, СССР

Кто по профессии:

актриса театра и кино

Какое имеет гражданство:
Годы активности:

1927—1991

В каких театрах играла:

МАДТ имени В. В. Маяковского, МДТ на Малой Бронной

Какие имеет награды:

Она стала четвертой женой ветреного красавца, а оказалась той единственной любовью. Лидия Сухаревская

Она стала четвертой женой ветреного красавца, а оказалась той единственной любовью. Лидия Сухаревская

Она была единственной из советских актрис, кому были подвластны все жанры актёрского искусства. Современники не смогли по достоинству оценить её редкий талант. И только муж Лидии Сухаревской Борис Тенин считал её непревзойдённой актрисой.

Она родилась в обычной семье служащего Упродкома и домохозяйки. Достоверно не известно где. То ли в Петергофе, то ли в селе под Вологдой. Сразу после школы окончила театральную студию и играла на подмостках разных театров.

В худой, угловатой девушке не сразу разглядели талант

Но однажды на неё обратил внимание основатель Ленинградского театра Комедии Давид Гутман. Он дал ей главную роль в пьесе «Дорога цветов”

С этого момента началось её восхождение.

Кадр из фильма «Василиса Прекрасная»

Сухаревская ценила свой талант и была не из тех, кто годами ждёт главных ролей. А играть посредственные, она не желала. И потому за свою долгую жизнь сменила не один театр.

В 1944 она переехала в столицу и вышла на сцену Театра драмы, ныне Маяковки. Потом был театр на Малой Бронной, “Сатира” и наконец, она опять вернулась в Маяковку.

Кадр из спектакля театра им. Маяковского «Старомодная комедия»

«Старомодную комедию», где Сухаревская сыграла свою коронную роль, Режиссёр Андрей Гончаров поставил специально под неё. Лидия Петровна играла фантастически, передавая тончайшие человеческие чувства.

Зрители восторженно рукоплескали. Поклонники заваливали букетами. А она творение драматурга Алексея Арбузова считала весьма посредственным. Возможно потому, что сама обладала литературным талантом. Писала киносценарии, пьесы и занималась режиссурой.

На подмостках она блистала в главных ролях, а в кино снималась лишь в эпизодах. Но обыгрывала их так, что даже самые неприглядные становились маленькими шедеврами. Самыми запоминающимися фильмами с её участием стали: “Поединок”, “Суд сумасшедших” и, конечно, “Анна Каренина”, где Сухаревская филигранно сыграла само воплощение ханжества графиню Лидию Ивановну.

Кадр из фильма «Встречный»/Борис Тенин

В 1937 труппу театра Комедии, где в то время служила Сухаревская, пополнил Борис Тенин. Он заметил Лидию не сразу. Но однажды увидел её на летней эстраде. Она читала монолог из одной посредственной пьесы. Но как, талантливо! Он заслушался, засмотрелся и… влюбился.

Ей было 28, а ему 32. За плечами у яркого красавца уже тогда было три брака с актрисами. Они начали встречаться, а коллеги только ухмылялись, мол, этот роман с угловатой Сухаревской ненадолго. Но вопреки всем ожиданиям они поженились. И 53 года совместной жизни она оставалась для него единственной.

Лидия не обладала яркой красотой. Но было в ней большое достоинство, острый ум, стиль, интеллект. А ещё обольстительное обаяние. Борис всю жизнь чувствовал себя так, как будто живёт с королевой.

Она ничего не умела делать по хозяйству. На дачу приезжала только тогда, когда муж всё подготавливал для её отдыха. А ему домашние заботы были не в тягость. Интеллектуал-библиофил Тенин любил работать руками. И даже полки для своей обширной библиотеки мастерил сам.

Детей у пары не было, но Лидия очень дружила с сыном Бориса от первого брака, который часто гостил у них.

Кадр из фильма-спектакля «Старомодная комедия»

Супруги почти не расставались. Вместе они выступали на фронтах Советско-финской и Великой Отечественной. Когда Лидия меняла очередной театр, он уходил вместе с ней.

Правда, Борис не любил путешествовать, и когда в конце 50-х у них появилась возможность выезжать за границу, Лидия отправлялась в поездки одна. Через несколько лет она перегорела и стала снова отдыхать на даче.

Когда мужа не стало, жизнь для неё закончилась. Она не любила возвращаться в пустой дом, где больше не было её Бори. 82-летняя Лидия Петровна пережила мужа только на год и тихо ушла летом 1991-го.

По материалам — SMILE

Биография

Родилась 17 (30) августа 1909 года в Петергофе (по другим источникам — в селе Поповкино Грязовецкого уезда Вологодской губернии, ныне — Грязовецкого района Вологодской области).

До 7 лет жила в селе Поповкино Вологодской губернии. Затем семья переехала в Грязовец и поселилась на улице Топоровской (с 1967 — улица Горького). Её отец служил в Упродкоме. С юности стала увлекаться драматическим искусством и в одиннадцать лет поступила в школьный драмкружок.

В 1924 году, после смерти отца, переехала в Ленинград (ныне Санкт-Петербург). На каникулах, пытаясь помочь деньгами семье, подрабатывала маникюршей, табельщицей, просто разнорабочей на строительстве больницы. Занималась в школьной театральной студии. Первая большая роль в самодеятельности — в пьесе Ф. Шиллера «Вильгельм Телль».

В 1927 году поступила в 1-ю Государственную профессионально-художественную студию по классу Н. Н. Иванова. Так как мать будущей актрисы не могла оплачивать обучение, то она была принята к обучению «в счёт хозяйственных расходов». Играла в производственной мастерской при студии. За годы обучения сыграла в отрывках Анну из «Ричарда III» У. Шекспира, Люсиль из «Мещанина во дворянстве» Мольера, Марию в «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.

В 1931—1932 годах — артистка Ансамбля художественной пропаганды при Ленинградстком доме культуры имени Первой пятилетки (Агит-театр, позже Передвижной колхозно-совхозный театр). Вместе с труппой пробыла до распада театра.

В 1932 году стала актрисой Ленинградского ТРАМа, но, неудовлетворённая работой, через год ушла в труппу Радиокомитета под руководством Ю. Н. Калганова, где сыграла несколько ролей. Тогда же была замечена Д. Г. Гутманом и получила приглашение в Театр Комедии (ныне Санкт-Петербургский театр комедии имени Н. П. Акимова). В 1933 году состоялся дебют на этой сцене — роль Тани в пьесе В. П. Катаева «Дорога цветов». Работа в театре Комедии принесла актрисе популярность и дала возможность работы с ведущими режиссёрами, в том числе Н. П. Акимовым, Н. С. Рашевской, Г. М. Козинцевым, Р. Р. Сусловичем. За 11 лет в театре сыграла 20 ролей. Во время войны вместе с театром находилась в эвакуации в Сталинабаде.

В 1944 году, во время возвращения театра Комедии из эвакуации, покинула его труппу. В 1946 году поступила в Московский театр драмы (ныне Московский академический театр имени Владимира Маяковского). На этой сцене сыграла одну из лучших своих ролей — Лидию Васильевну Жербер в мелодраме А. Н. Арбузова «Старомодная комедия» (1976). Партнёром актрисы в этом спектакле выступил её муж, также бывший «акимовец» Б. М. Тенин. В театре играла в 1946—1948 и 1950—1951 годах.

С 1946 года одновременно выступала в Театре-студии киноактера и Московском театре Сатиры (1962—1963), где исполнила несколько трагических ролей, которые обычно не значились в её репертуаре, показав себя с новой стороны, как актриса разноплановая, умеющая находить живое и рациональное одновременно в любой роли.

В 1963—1974 годах — актриса Московского драматического театра на Малой Бронной. Основными ролями на этой сцене стали Мать в одноимённой пьесе К. Чапека, Клер Цеханасьян в «Визите дамы» Ф. Дюрренматта, Эдит Пиаф в «На балу удачи» Е. Якушкиной и Л. Сухаревской.

Мемориальная доска Б. Тенину и Л. Сухаревской, ул. Большая Никитская, 49

В 1974 году вернулась в Московский театр имени В. Маяковского, где и играла до конца своей жизни.

Часто выступала с литературными композициями по известным произведениям отечественных и зарубежных авторов. Заметной работой такого плана стала роль Пелагеи в композиции «Пелагея и Алька» по Ф. А. Абрамову в 1974 году.

Много снималась в кино, первая роль — Белендряса Петровна в фильме А. А. Роу «Василиса Прекрасная» (1939).

Член Союза кинематографистов СССР (Москва).

Л. П. Сухаревская скончалась 11 октября 1991 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище (участок № 29) вместе с мужем, актёром Б. М. Тениным (1905—1990).

В квартире артистов на Б. Никитской улице, 49 ныне Филиал научной библиотеки Союза театральных деятелей Российской Федерации — Личные собрания музей-квартира народных артистов СССР Тенина Б. М. и Сухаревской Л. П.

Оплатили сами

Члены приемной комиссии были поражены игрой юной Лидии. Поэтому когда они узнали, что у абитуриентки нет денег, приняли беспрецедентное решение. Таким образом Государственная актерская академия покрыла расходы на обучение Сухаревской, списав эту сумму на хозяйственные нужды.

В 1930 году наша героиня стала дипломированной актрисой. Сразу же после этого она устроилась в Театр комедии, которому посвятила 10 лет своей жизни. Она продолжала играть на сцене даже после того, как труппу эвакуировали в Таджикистан.

Но после окончания Великой отечественной войны и возвращения на родину актриса решила жить в Москве. Она стала работать сразу в трех столичных театрах: Театре им. Маяковского, Театре сатиры и Театре-студии киноактера. Следующие 45 лет Лидия Сухаревская регулярно радовала москвичей своей непревзойденной игрой.

Первый фильм с участием нашей героини вышел на экраны в 1939 году, а последний — в 1983-м. За этот период актриса успела сняться в 48 проектах, которые оказались довольно успешными. Но очевидно, что находиться на сцене Лидии Сухаревской нравилось куда больше, чем на съемочной площадке.

Жизнь Лидии Сухаревской

Наша героиня появилась на свет в 1909 году на Вологодчине. В 1924-м ее отца не стало, и они вместе с мамой переехали в Ленинград. Жить там было непросто, денег постоянно не хватало.

Поэтому в свободное от учебы время Лидия ходила на различные подработки. Она делала маникюр, вела учеты по табелю и даже ходила на стройку больницы и выполняла обязанности разнорабочей.

Впрочем, всё это не мешало Сухаревской посвящать себя своему главному пристрастию. С 11 лет девочка регулярно посещала школьный драмкружок. А получив аттестат зрелости, она пошла сдавать вступительные экзамены в Государственной актерской киностудии. Хотя прекрасно знала, что мама не сможет оплатить ей там обучение.

Актерская карьера

По совету мудрой наставницы Лидия поступила в Первую Государственную художественную студию, когда ей было 18 лет. Обучение было платным, а денег у девушки не было. Ее взяли в виде исключения, настолько покорила она приемную комиссию своим неповторимым умением непринужденно играть и цеплять зрителя энергией с первой секунды. Училась в счет хозяйственных расходов студии.

Опыт игры актрисы получала на сцене передвижного Театра пропаганды, который еще называли Агит-театром и даже Колхозным. Вместе с коллегами она колесила по городам и селам, где показывали спектакли людям, которые не могли побывать в столичных театрах.

Кто знает, как сложилась бы карьера актрисы, если бы не попала в Театр Комедии. Она получила роль Тани в «Пьесе цветов». В этом театре она прослужила 10 лет.

В довоенное время началась кинокарьера Лидии Сухаревской. Выше мы напоминали, что в сказке «Василиса прекрасная» она сыграла дворянскую дочь Белендрясу.

В 40-ые в ее фильмографии появились фильмы, в которых она играла небольшие разноплановые роли, но зритель их замечал. Сегодня эти кинофильмы уже вряд ли кто-то вспомнит, но назовем несколько:

Значимой для карьеры Лидии Сухаревской оказалась роль великой княгини Елены Павловны в фильме «Мусоргский». За эту работу она получила Государственную премию СССР.

В последующие годы она примеряла на себя образы старшего лейтенанта, сотрудника детской комнаты милиции Сергеенко в детском фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер», женой композитора в музыкальной мелодраме «Римский-Корсаков», военврача в «Бессмертном гарнизоне».

Не осталась без ролей актриса и в 60-70-ые годы. Ее нередко приглашали играть там, где за небольшое время надо было мастерски создать запоминающийся образ. Она всегда работала, полагаясь на опыт и интуицию, режиссеры знали об этом и позволяли актрисе небольшие вольности. Благодаря этому мы помним ее героинь в кинопроектах:

Снимаясь в кино, Народная артистка не переставала играть на театральной сцене. После Театра Комедии она работала в Театре на Малой Бронной и Театре имени Маяковского.

Немного о детстве

Лидия Сухаревская появилась на свет 30 августа1909 года. Ее родина — небольшое село Поповкино в Вологодской области, хотя есть сведения, что родилась она в Петергофе.

В детстве Лида много читала, учила стихи, с 11 лет сама писала и разыгрывала дома небольшие сценки. Об этом потом вспоминала:

Лидочке было 15, когда не стало отца. Они с мамой перебрались в Ленинград. 15-летняя девочка в свободное время и по вечерам трудилась на стройке, подрабатывала маникюршей, табельщицей. Потом она пошла на курсы шитья, чтобы иметь профессию, которой можно зарабатывать и обеспечивать себя.

Вот там она попала в драмкружок. Руководитель кружка оценила талант девушки и рекомендовала ей сменить профессию.

Путь на сцену

Лидия родилась в 1909 году в семье военнослужащего. Детство ее прошло в Вологодской области, а окончила школу она в Ленинграде.

Их семья не имела отношения к искусству, но сама актриса утверждала, что только благодаря генам она попала на сцену. В детстве она запоем читала книги, любила стихи, а потом сама сочиняла какие-то диалоги и разыгрывала сценки.

Когда ей было 15 лет, не стало отца, и Лидии приходилось хвататься за любые подработки, чтобы помочь матери. По ее настоянию Лидия училась на вечерних курсах кройки и шитья, при которых был организован драматический кружок. В этот кружок затянула ее подруга, а руководитель, которая была актрисой, порекомендовала Лидии продолжить образование в этом направлении.

В 1927 году Лидия поступила в Первую Государственную художественную студию, однако процесс обучения не был поставлен серьезно, и на первых порах Лидия чувствовала себя растерянной. Приходилось заниматься самовоспитанием, развивать силу воли и дисциплину, и в этом ей помогли старшие товарищи по курсу.

Спустя три года выпускники влились в состав передвижного Театра пропаганды, и юные актеры ездили по колхозам и новостройкам, помогая развивать местную самодеятельность. Через год их труппа распалась, и Лидия устроилась в ТРАМ, а затем в театр Радиокомитета, однако работа в этих театрах ее не устраивала.

Переломный момент наступил спустя два года, когда она прошла конкурс Ленинградский театр комедии на роль Тани в «Дороге цветов» В. Катаева. Здесь она прослужила 11 лет, после чего переехала в Москву. Актриса не довольствовалась достигнутым, а всегда пребывала в творческом поиске и стремилась к своим целям.

На экранах она появилась в 1940 году, сыграв дворянскую дочь в сказке «Василиса прекрасная». Одной из первых значимых работ стала роль Лотты в военном фильме «Человек 217»

Актриса часто играла эпизодические роли, но к ним она относилась с большим вниманием, и за короткое время мастерски раскрывала требуемый образ

Позже Лидия Сухаревская снялась в фильмах «Она Вас любит», «Суд чести, «Каин XVIII», «Анна Каренина» и др. Кроме того, она написала сценарий и исполнила главную роль в мелодраме «Жизнь сначала».

Однажды у актрисы спросили, как она готовится к своей роли, и она ответила, что подходит к этому, как хорошая хозяйка, готовящая суп, которая не заглядывает в рецепт и не придерживается каких-то догм, а полагается на свой опыт и интуицию.

Народная артистка СССР

(30 августа 1909 – 11 октября 1991)

Актриса

В Театре Драмы – Театре им. Вл. Маяковского работала в 1946 – 1949, в 1974 – 1991 гг.

В 1924 году после смерти отца Лидия Павловна переехала в Ленинград, где занималась в школьной театральной студии. Первая большая роль в самодеятельности – Вильгельм Телль.

В 1927 году Лидия поступила в Первую Государственную художественную студию по классу Н.Н. Иванова. Так как мать будущей актрисы не могла оплачивать обучение, то Лидия Петровна была принята к обучению «в счёт хозяйственных расходов». За годы обучения сыграла в отрывках Анну из «Ричарда III» Шекспира, Люсиль из «Мещанина во дворянстве» Мольера, Марию в «Марии Стюарт».

В 1930 году окончила Первую художественную студию. Её первые роли были сыграны на подмостках Ленинградских – Передвижного колхозно-совхозного театра и ТРАМа.

С 1928 года – актриса Агиттеатра (Передвижного колхозно-совхозного театра).

В 1931 году стала актрисой ЛенТРАМ, но, неудовлетворённая работой, ушла оттуда через год в труппу Радиокомитета под руководством Ю. Н. Калганова, где сыграла несколько интересных ролей.

В 1933-1944 годах – актриса Ленинградского театра комедии (до 1935 года назывался «Ленинградский театр сатиры и комедии»).

С 1946 года – актриса Московского театра драмы (ныне имени Вл. Маяковского), театра-студии киноактёра и театра Сатиры.

С 1963 года – актриса театра на Малой Бронной.

С 1974 года – актриса театра имени Владимира Маяковского.

В кино с 1939 года, первая роль – Белендряса в фильме Александра Роу «Василиса Прекрасная».

Часто выступала с литературными композициями по известным произведениям отечественных и зарубежных авторов. Заметной работой такого плана стала роль Пелагеи в композиции «Пелагея и Алька» по Ф. Абрамову в 1974 году.

Заслуженная артистка Таджикской ССР (1943) (с 1941 по 1944 год труппа ленинградского Театра Комедии работала в эвакуации в Таджикистане).

Заслуженная артистка РСФСР (06.03.1950).

Народная артистка РСФСР (1967).

Народная артистка СССР (09.10.1990).
Лауреат Сталинской премии (1951, за роль великой княжны Елены Павловны в фильме «Мусоргский»).
Орден Трудового Красного Знамени (1967).
Орден «Знак Почёта» (1940).

Сухаревская зарекомендовала себя как актриса, не знающая жанровых и стилистических ограничений. Ей были подвластны гротеск и лиризм, публицистическая заостренность и психологическая нюансировка, яркий комизм и затаенный драматизм.

В Московский театр Драмы Сухаревская впервые пришла в годы войны. До этого был Лениград, Театр Комедии, Акимов, с которым проработала почти Десять лет.

У актрисы была способность заново возрождаться в новой среде, с новым режиссёром, в новой интересной для себя работе. Внутренняя подвижность – её особое качество, может быть, потому она была удивительно современна. И она оставляет роли, неслыханную популярность, успех, признание и устремляется в Москву, нащупывая новый путь. Сухаревская прожила жизнь, не боясь ни перемен, ни провалов, беспрерывно думая о театре, о несыгранных ролях, надеясь на возможность реализовать до конца свой великий талант драматической актрисы. Она умела то, что мало кто умел: даже в невыигрышных ролях ( ну что такое Тамара в «Яблоневой ветке»или Шорохова в «Капитане Кострове») превращать кое-как выписанные сюжетные перипетии в человеческую драму.  Она умела ломать привычные представления и нарушать традиции.

Её героинями были женщины разные, но одинаково полные жизни, её страстей, интересов, озаренные готовностью к переменам и счастью, даже тогда, когда знали, что его не будет. В нелепости ситуаций актриса умела подсматривать мгновения идеального начала.

Виталий Вульф

Фильмография

  • — Василиса Прекрасная — Белендряса, дворянская дочь
  • — Танкер «Дербент» — Вера, буфетчица
  • — Лермонтов — Великая княжна
  • — Мы с Урала — Мария Васильевна, секретарь директора
  • — Человек № 217 — Лотта
  • — Сыновья — Кристина, жена Карлиса
  • — Свет над Россией — Елена Вячеславовна
  • — Суд чести — Нина Ивановна, жена профессора Лосева
  • — Звезда — Татьяна Улыбышева, радистка
  • — Встреча на Эльбе — Эльза, жена Шметау
  • — Мусоргский — Елена Павловна, великая княгиня
  • — Римский-Корсаков — Надежда Николаевна
  • — Алёша Птицын вырабатывает характер — Сергеенко, старший лейтенант
  • — Беззаконие (короткометражный) — Анна Филипповна
  • — Бессмертный гарнизон — Александра Петровна
  • — За власть Советов — Лариса Львовна
  • — Она вас любит! — Анна Ивановна
  • — Шторм — Манька
  • — Поединок — Раиса Александровна Петерсон
  • — Четверо — Дуся Карпушина
  • — Дожди (короткометражный) — Валентина Георгиевна
  • — Мальчики — Лидия Ивановна
  • — Мост перейти нельзя — Линда Ломен
  • — Будни и праздники
  • — Жизнь сначала — Антонина Ивановна Тимофеева
  • — Суд сумасшедших — Юлиана Грей
  • — Каин XVIII — королева Власта
  • — Двадцать лет спустя — Берта Кузьминична
  • — Просто девочка
  • — Анна Каренина — Лидия Ивановна
  • — Семейное счастье (новелла «Нервы») — гувернантка
  • — Мегрэ и человек на скамейке — мадмуазель Леон
  • — Райские яблочки — Анна
  • — Шофёр на один рейс — Елизавета Максимовна, дама-француженка с русскими корнями

Телеспектакли

— Актриса — Огнева

— Золотая карета — Мария Сергеевна Порошина

— Клоун — Нора

— Преступление Сильвестра Бонара

— Кружилиха — Маргарита Валериановна

— Как важно быть серьёзным — леди Брэкнелл

— Истцы и ответчики — Анна Константиновна Татаринова

— Старомодная комедия — Лидия Васильевна

— Не заплачу! — донна Кармелла

Личная жизнь

Лидии было 28 лет, когда в Театре Комедии она встретила красавца Бориса Тенина. Если она до того времени оставалась свободной и ничьей, то он успел 3 раза жениться и имел сына Михаила от последнего брака. Да и слава о нем ходила, как о ловеласе, который менял женщин в своем окружении, как перчатки.

А она не побоялась открыть сердце для любви. В итоге стала четвертой женой Бориса Тенина и его единственной на всю жизнь. Вместе они были всю жизнь везде: играли в одних театрах и в одних спектаклях, снимались в кино.

Дома они читали книги, по вечерам гуляли. Никогда друг друга не затмевали, но постоянно дополняли. Они растворялись друг в друге. Многим казалось необычным, что на людях обращались один к одному по имени-отчеству.

Детей у Лидии Петровны не было. 53 года они жили друг для друга, любили сына Тенина. 8 сентября 1990 года в возрасте 85 лет ушел из жизни Борис Михайлович. Всего год прожила без него вдова. Ее сердце остановилось 10 октября 1991 года. Похоронены оба на Ваганьковском кладбище. Снова вместе, теперь уже навсегда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: