Людовик ix

Людовик 9 святой годы жизни. людовик ix святой - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Дамиетта и Мансура

4 июня 1249 г. ратники Божьи подошли к Дамиетте и уже 5 июня с ходу взяли её. А далее начались споры: овладеть побережьем, в первую очередь Александрией, либо идти в глубь страны. Был избран второй вариант, который особенно активно отстаивал Роберт Артуа. В ноябре войско христиан двинулось в путь, в декабре подошло к Мансуре и осадило её.

Командующий гарнизоном Мансуры Фахр ад-Дин осыпал осаждавших бочонками с «греческим огнём» (зажигательной смесью), что наводило на них панику. Однако в начале февраля 1250 г. некий бедуин показал франкам обходной путь к кольцу внешних укреплений города. Роберт Артуа со своими рыцарями и с отрядом тамплиеров 9 февраля ворвался в город. Застигнутый врасплох Фахр ад-Дин (по словам хронистов, он принимал в тот момент ванну) ринулся в бой и погиб. Защитники крепости сумели отсечь прорвавшихся рыцарей от основной части войска, закрыли ворота и перебили христиан. Роберт Артуа погиб. Дело спас сам король Людовик Святой. «Никогда в жизни, — пишет Жуанвиль, — не видел я столь прекрасного рыцаря, ибо он возвышался над плечами всех своих людей с золочёным шлемом на голове и с немецким мечом в руках». Мансуру удалось взять. Но уже в конце месяца египтяне перекрыли тот рукав Нила, по которому из Дамиетты крестоносцам доставлялось продовольствие. Начался голод, да ещё и эпидемия. Как сообщает Жуанвиль, «король, заболевший цингой и тяжёлой формой дизентерии, будь на то его воля, вполне мог бы спастись на галерах; но он сказал, что, если так угодно Богу, он не оставит свой народ. Вечером он не раз терял сознание; а по причине тяжёлой дизентерии ему пришлось отрезать низ портов, так часто ему приходилось ходить по нужде». В начале апреля крестоносцы оставили Мансуру и попытались пробиться к Дамиетте. Людовик был уже настолько плох, что его несли на носилках. 6 апреля египтяне наголову разбили франков, и король вместе с братьями оказался в плену.

Крепость Эг-Морт. Франция

Дети

  1. Бланш (12 июля / 4 декабря 1240 — 29 апреля 1244) умерла в младенчестве.
  2. Изабелла (2 марта 1241 — 28 января 1271) вышла замуж за Теобальда II Наваррского.
  3. Людовик (23 сентября 1243/24 февраля 1244 — 11 января / 2 февраля 1260). Обручен с Беренгарией Кастильской в Париже 20 августа 1255 года.
  4. Филипп III (1 мая 1245 — 5 октября 1285) женился сначала на Изабелле Арагонской в 1262 году, а затем на Марии Брабантской в 1274 году.
  5. Иоанн (1246/1247 — 10 марта 1248 г.) умер в младенчестве.
  6. Джон Тристан (8 апреля 1250 — 3 августа 1270), граф Валуа, женился на Иоланде II, графине Неверской.
  7. Петр (1251 — 6/7 апреля 1284), граф Перш и Алансон, женился на Жанне Шатийон.
  8. Бланш (начало 1253 — 17 июня 1320) вышла замуж за Фердинанда де ла Серда, инфанта Кастильского.
  9. Маргарита (начало 1255 г. — июль 1271 г.) вышла замуж за Иоанна I, герцога Брабантского.
  10. Роберт (1256-7 февраля 1317), граф Клермонский, женился на Беатрис Бургундской. Французская корона перешла к его потомку по мужской линии, Генриху IV, когда законная мужская линия Филиппа III вымерла в 1589 году.
  11. Агнес (1260 — 19/20 декабря 1327) вышла замуж за Роберта II, герцога Бургундского.

Двое королевских детей Луи и Маргарет, умершие в младенчестве, были сначала похоронены в цистерцианском аббатстве Ройомон. В 1820 году они были перенесены и повторно захоронены в базилике Сен-Дени.

Государственная деятельность[править | править код]

По Парижскому миру 1259 уступил англичанам Гиень.

Получив известие о смерти матери, Людовик IX возвратился во Францию после шестилетнего отсутствия и ревностно принялся за государственные дела. Людовик IX не враждовал с системой феодализма и уважал права вассалов, хотя был уже не первым между равными, а государем. Много сделал Людовик IX для реформы суда и судебного производства. Недостатки феодального строя, не допускавшего верховного суда в королевстве, Людовик IX устранил, установив как общий принцип право вмешательства короля в дела подданных. Людовик IX запретил судебный поединок и частные войны; недовольные решением местных судов получили право апелляции в королевский суд. Людовик IX внушал неограниченное доверие: на его решение отдавали свои споры даже иноземцы. Сохранился рассказ о том, как Людовик IX после обедни выходил из дворца, садился под дубом и выслушивал жалобы всех. При Людовике IX судебная власть короля значительно расширилась; центральным судебным учреждением сделался парижский парламент, состоявший из пэров и юристов. Все отрасли администрации находились под зорким наблюдением Людовика IX. Большим влиянием пользовались легисты, деятельность которых сильно способствовала расширению королевской власти. При Людовике IX был составлен свод постановлений обычного права и законов, изданных в его царствование («Etablissements de St. Louis»).

Людовик IX с достоинством защищал интересы Франции от притязаний Рима. Французское духовенство стояло более за Людовик IX и за интересы светской власти, чем за папский престол. В марте 1269 года Людовик IX обнародовал «Прагматическую санкцию», которой ограждалась независимость французской церкви от Рима, уничтожались денежные поборы и взносы в пользу римского двора и т. п. Во время борьбы Фридриха II с Иннокентием IV Людовик IX открыто порицал действия Папы.

Людовик IX любил книги и искусство. Его называют Периклом средневекового зодчества. Он усердно воздвигал храмы: к его времени относится собор в Реймсе, прелестная церковь Sainte Chapelle в Париже и другие. Неудача первого крестового похода ничуть не охладила энтузиазма Людовика IX.

Оттон I приходит на помощь Людовику

В г. Гуго выпустил Людовика на свободу. Удалившись в Компьен, король отправил послов к шурину Оттону. Он жаловался ему на причиненное насилие и просил оказать поддержку. Придерживаясь принципа равновесия, Оттон Германский не захотел оставить своего зятя-короля в таком беспомощном состоянии и позволить герцогу франков оскорблять его королевское величество, захватив всю власть во Франции. Оттон, вместе с королём Бургундии Конрадом, вторгся в Западное королевство, во главе большой армии. Три короля встретились под стенами Реймса и осадили город, непрерывно приступая к нему. На шестой день осады архиепископ Гуго покинул город, а горожане сдались королю. Людовик опять возвел Артольда (Арто) в прежний сан.

От Реймса короли пошли войной на герцога Гуго, пожгли и разграбили все его земли от Сены до Луары, потом вторглись в Нормандию и начисто опустошили её. Отомстив столь сурово за обиду, Оттон вернулся в Германию, а Людовик отправился в Реймс. Всем было ясно, что теперь на западе хозяйничает Оттон со своим кланом. Так, с конца , по конец г., состоялась четыре синода, созванные по инициативе Оттона и его церкви, с тем, чтобы обсудить вопрос о Реймсе, а также общее положение во Франции. Наиболее важный из них состоялся в июле г. в Ингельгейме (Ингельхейме), неподалёку от Майнца. Это собрание вынесло решение: «Никто отныне да не осмелится нанести ущерб королевской власти, или вероломно бесчестить, или посягать на неё. Исходя из этого, мы вынесли следующее решение: Гуго, захватчик и похититель королевства Людовика, будет предан анафеме, если он в установленный срок не предстанет перед собором и не избавится от своих пороков».

Гуго Великий не обратил ни малейшего внимания на это предупреждение, наоборот, он разграбил Суассон, реймские владения, осквернил церкви. Поэтому в сентябре синод в Трире отлучил его от церкви. Конечно же, все эти меры способствовали объединению франкских епископов с королём.

Оттон отправил на помощь Людовику войско во главе с герцогом Лотарингским Конрадом. Король подступил к Лану. Защитники оборонялись с большим упорством, приближалась зима, и Людовику пришлось отступить, не добившись успеха. Весной г. Людовик возобновил войну. 60 его воинов под видом конюхов вошли в город, захватили ворота и держались до тех пор, пока не подоспел король со своим войском. Часть врагов укрылась в одной из башен. Людовик никак не мог захватить её и приказал возвести стену, чтобы отрезать её от города. Как раз в это время подоспела помощь от Оттона. Людовик вторгся во владения Гуго и, хотя не смог взять ни одного города, сильно опустошил его земли. Герцог в гневе хотел ответить ему тем же, однако вскоре стало известно, что папа поддержал решение собора французских епископов и тоже предал Гуго проклятью. Многие прелаты съехались к Гуго и говорили ему, что опасно пренебрегать анафемой, что подданные должны подчиняться королю и что они не могут больше поддерживать его мятеж. Побежденный этими доводами, герцог смиренно просил короля помириться с ним. В г. противники встретились на берегу Марны и пришли к полному согласию. Гуго сохранил своё положение и даже увеличил зону своего влияния вплоть до Нормандии и, особенно, в Бургундии. Последние годы царствования Людовика прошли спокойно.

Канонизация

Трудно назвать хоть какую-нибудь пользу от обоих походов короля-крестоносца. Ничего, кроме жертв и разорения, они не принесли никому. Тем не менее, в 1297 году Людовика IX канонизировали. А ведь не проявляй монарх такого пылкого религиозного рвения, возможно, он сумел бы обеспечить процветание Франции и существенно улучшить условия жизни своих подданных.

Людовик IX считал необходимым знать жизнь собственного народа, учитывать его потребности и интересы. Вот только очень уж набожным он оказался…

В XIII веке королевская власть во Франции укрепляется. Король Людовик IX наследует своему отцу. Он пока еще совсем юн. Его мать обучает его великим христианским ценностям. Вскоре его станут считать святым.

В ноябре 1226 года Людовик IX становится королем. А ему всего двенадцать лет. Согласно завещанию его отца, Людовика VIII, Бланка Кастильская, мать юного монарха, является регентом Франции до совершеннолетия Людовика IX.

Постепенно Людовик IX расширяет свое королевство, он хочет также еще больше укрепить королевскую власть. Кроме того, Людовик намерен сделать так, чтобы правосудие было действительно беспристрастным и не подчинялось крупным феодалам.

За 43 года своего правления Людовик IX предпринял несколько крестовых походов, чтобы отвоевать Иерусалим.

Последний походВ 1270 году он отправляется в свой последний, восьмой по счету, крестовый поход. В измученной невыносимой жарой и нехваткой воды армии, ожидающей в Тунисе прибытия союзников, начинается эпидемия. Умирает его сын Жан-Тристан. 25 августа 1270 года и сам король отдает богу душу. Причиной скоропостижной смерти является цинга.

Тело короля перевозят на Сицилию и хоронят в соборе города Монреале. Там и сейчас хранится урна с внутренностями Людовика. Впоследствии останки короля перевозят в королевскую усыпальницу, находящуюся в базилике Сен-Дени (север Парижа).

Людовик IX становится Святым ЛюдовикомЕще при жизни все считают Людовика святым. Говорят, что на его могиле происходят чудеса. По этой причине в 1272 году Папе Римскому подается прошение о его официальной канонизации.

Уступив просьбе внука Людовика IX короля Филиппа Красивого, Папа Бонифаций VIII канонизирует покойного короля. Главной же причиной этой канонизации является то, что Папа желает восстановить хорошие отношения с французским королем.

Филипп Красивый переносит голову Людовика в Сент-Шапель, помещая ее рядом с реликвиями, связанными с Иисусом Христом.

Именем Святого Людовика названо множество католических храмов как во Франции, так и за ее пределами. Например, в Москве есть Храм Святого Людовика Французского. 25 августа – дата его кончины – отмечается как день Святого Людовика. А во Франции почему-то он считается покровителем парикмахеров.

Людовик IX, также называемый Святой Луи, признан самым могущественным королем своего времени в Европе. Он самоотверженно делал все для того, чтобы восторжествовали мир и справедливость. Людовик IX рассматривал свою королевскую власть не как возможность побеждать других, использовать ее для личного обогащения или удовлетворения своего тщеславия. Король считал, что его обязанность — служить Церкви и вести свой народ к вечному спасению. Почему смерть святого короля считают загадочной? И какое открытие сделали ученые летом 2019 года?

Первый Крестовый поход короля

Людовик IX с раннего детства хотел отправиться в Крестовый поход. Это было его мечтой, укрепленной непоколебимой верой в Бога. Поэтому, когда в 1244 году монарх слег от болезни, духовенство увидело в этом знак. Они решили, что исцеление придет к нему лишь после того, как Людовик Святой возглавит свое войско в седьмом Крестовом походе. И действительно, стоило королю принять посох паломника и получить благословение папы Римского, как недуг отступил.

Подготовка к новому Крестовому походу (седьмому по счету) закончилась летом 1248 года. И уже в сентябре войска короля вместе с паломниками высадились на Кипре. Здесь они обустроили перевалочный пункт, с которого начался длинный путь в мусульманские земли. Примечательно то, что к Иерусалиму Людовик Святой хотел добраться через Египет, что было крайне рискованным ходом.

Вначале продвижение вглубь материка проходило довольно быстро. В июне 1249 года крестоносцы даже смогли взять неприступный город-порт Дамиетте. Но на этом их блистательные победы закончились. Разлив Нила только усугубил текущее положение дел. Войска Людовика, отрезанные от своей цели, утратили боевой дух, что привело к междоусобной распри.

Однако главной проблемой стали сарацины. За время простоя войск они сумели собрать сильную армию, способную сдержать любой натиск. Но даже не это стало причиной поражения крестоносцев. Выбрав неправильную тактику, Людовик повел своих людей через брод местной реки, где их и застало войско мусульман. Большинство солдат погибло на месте, а сам король был взят в плен.

Благо Людовика не казнили. Вместо этого сарацины потребовали большой выкуп и возврат Дамиетты. Естественно, король не смог отказаться от подобной сделки, после чего его сразу же отпустили. Но домой он попал лишь в 1254 году, так как долгое время оставался в Египте, оговаривая условия возврата остальных пленных.

Внутренняя политика Людовика Святого

Людовик Святой был известен своей сильной и централизованной властью, которую он стремился установить во Франции. Внутренняя политика Людовика Святого была нацелена на укрепление его власти и поддержание порядка в стране. Он предпринял ряд мер, чтобы укрепить королевскую власть и уничтожить феодальные структуры, которые препятствовали его контролю над страной.

Людовик проводил множество реформ, которые сосредоточивали власть в его руках. Он ввел единые законы для всей Франции, которые заменили разрозненные и местные законы феодальных графств. Это позволило установить единые правила и порядок во всей стране, а также усилило власть короля.

Одним из основных инструментов внутренней политики Людовика Святого было управление с помощью высокоэффективной бюрократии. Король создал специальные комитеты и советы, которые занимались управлением страной. Они следили за исполнением королевских указов и проводили реформы на местах. Это позволило Людовику Святому быстро реагировать на проблемы и поддерживать порядок в стране.

  • Укрепление централизованной власти
  • Введение единых законов
  • Создание бюрократической системы управления

Также Людовик Святой проводил реформы, направленные на поддержание порядка и укрепление колонизации. Он основал города, предоставлял особые привилегии торговцам и ремесленникам, чтобы привлечь их в свою страну. Это позволило увеличить население и экономическую мощь Франции.

Основные меры внутренней политики Людовика Святого:
Укрепление централизованной власти
Введение единых законов
Создание бюрократической системы управления
Поддержка колонизации и основание городов
Предоставление привилегий торговцам и ремесленникам

В целом, внутренняя политика Людовика Святого была направлена на укрепление его власти и поддержание порядка во Франции. Он сумел централизовать власть, уничтожить феодальные структуры и создать эффективную систему управления. Эти меры способствовали укреплению Франции и ее становлению великой европейской державы.

Время смуты

В 1223 году Людовик VIII взошел на престол Франции. В своем правлении он придерживался стратегии отца, то бишь старался укрепить границы страны и подавить восстания, поднятые английскими вассалами. Увы, сделать это было непросто из-за того, что враги образовали прочный союз. Поэтому единственным выходом был Крестовый поход, способный сплотить вокруг короля французскую аристократию.

Эта авантюра для Людовика VIII обернулась полной катастрофой. Находясь на землях мусульман, он подхватил дизентерию, которую так и не смог превозмочь. В октябре 1226 года король умер, передав правление страной своему сыну Людовику IX. Вот только завещание монарха не содержало пункт о том, кто именно станет регентом при молодом правителе.

Из-за этого во Франции начались междоусобные распри, повергшие страну в кратковременный хаос. Хорошо, что Бланка Кастильская была волевой женщиной и быстро подавила всех неугодных ей претендентов. Более того, проявив невиданную мудрость и расчетливость, она смогла выиграть две войны: первую — с альбигойцами, вторую – с англичанами. Это позволило привести Францию к миру, тем самым подготовив благодатную почву для правления ее сына.

Женитьба правителя

Как говорилось ранее, мать имела сильно влияние на Людовика IX. Поэтому неудивительно, что именно она решила найти достойную партию для своего сына. После долгих размышлений ее выбор пал на Маргариту Прованскую — дочь Реймунда Беренгера IV. Данный союз был политически выгоден для обеих сторон, так как был гарантом мира между Францией и графством Прованс.

Единственным препятствием было родство Людовика и Маргариты. Но данную проблему Бланка Кастильская обошла благодаря своим связям с папой Григорием IX. В январе 1234 года он выдал особый документ, подтверждающий законность и чистоту этого брака. И спустя пять месяцев Людовик Святой и Маргарита Прованская обвенчались.

Но в одном Бланка все же просчиталась. После свадьбы оказалось, что молодая невестка обладает довольно упрямым характером. К тому же ей сильно не нравилось то, что Людовик во всем полагается на свою мать. Это послужило причиной для ссор, которые то и дело вспыхивали между этими двумя дамами.

Молодой монарх

Людовик Святой вырос мудрым правителем. Все свои решения он тщательно взвешивал и никогда не шел на поводу своих желаний. Это позволило ему заручиться благосклонностью своих вассалов, которые видели в нем достойного лидера, не желающего их ставить на колени. Наверное, именно поэтому Людовик IX один из немногих королей, за чьей спиной не плели придворные интриги.

Следует заметить, что духовное воспитание матери хорошо укоренилось в сознании юноши. Он строго придерживался святых заповедей, а также проповедовал их. Чистота и нравственность для Людовика IX были на первом месте. И это было видно во всем: его деяниях, изданных указах и наставлениях. Позже его мать признается, что ей лучше узнать о смерти сына, чем о совершенном им грехе.

И тем не менее Людовик Святой не был аскетом или затворником. Молодой король, как и большинство французских аристократов, любил изысканную одежду. Он обожал примерять новые наряды, демонстрируя всем наличие вкуса. Еще одной слабостью монарха были кони. Поговаривают, что в его конюшне находились лучшие скакуны в стране, чья стоимость с лихвой превышала годовой бюджет придворного чиновника.

Загадочная причина смерти

Всего год назад эксперты сделали удивительное открытие. Они утверждают, что французский крестоносец умер от цинги. Причиной могло послужить то, что тот отказывался есть местную кухню в Африке. Король сидел на несбалансированной диете, что привело к дефициту витамина С. Ранее считалось, что король умер от чумы. Однако, как утверждают исследователи, слухи о смерти от чумы сильно преувеличены. По словам медицинских экспертов французский король-крестоносец мог умереть именно от цинги или, по крайней мере, от осложнений, связанных с диетой. Таким образом, Людовик IX совершил ошибку многих колониальных захватчиков – не ел местную еду.

Чтобы провести эти исследования, эксперты использовали фрагмент челюсти короля, хранящийся в соборе Парижской Богоматери. На нем были выявлены признаки повреждения десен и челюсти, соответствующие разрушительным эффектам от цинги. К слову, крестовый поход Святого Луи в Тунис — землю, богатую цитрусовыми и овощами, которые помогли бы ему предотвратить это заболевание, — был его последней попыткой вернуть Святую Землю для христиан.

Французский король Людовик Святой вошел в мировую историю как справедливый и мудрый правитель. Благодаря ему Франция пережила духовный расцвет, которого до этого не видело ни одно европейское государство. Все это подарило монарху уважение народа, его любовь и признание. И даже сегодня память о нем по-прежнему живет в сердцах французов.

Ближний круг

Ле Гофф не скрывает, что интеллектуальное окружение
Людовика IX оставляет желать лучшего. XIII век — время расцвета Парижского
университета, появления истинных интеллектуалов. Но король общался только
с двумя не самыми выдающими фигурами, с Робером де Сорбоном и Вин-центом из
Бове.

Робер де Сорбон был добрый и простодушный человек
низкого происхождения, его называли «деревенщина». Звание магистра богословия
он заслужил тяжелым трудом. И в трактате о Страшном суде сравнивал его с экзаменом.
Судя по всему, экзаменационные «муки» де Сорбон испытывал неоднократно. Но
добрый каноник, вспоминая о своей бедности, сделал полезное дело: его имя
осталось в истории на вершине неизмеримо более высокой, чем удостоились его
мудрые коллеги. Сорбон основал коллеж, своего рода ученый пансион для бедных
студентов. Людовик IX проявил достойную щедрость, пожаловал простодушному
богослову для его начинания множество домов в Париже и обеспечил содержание
обитавших там студентов. Со временем название большого коллежа перешло на
Парижский университет. Приходится повторить старую истину: добрые дела важнее
умных речей.

Самым близким к королю интеллектуалом был монах-доминиканец
Винсент из Бове, автор своего рода энциклопедии, скорее компиляции, «Большое
зеркало». Винсент не обращался к высотам современной ему мысли, но был хорошим
учителем, умел толково изложить знаковые сведения. Молодой король, получивший
крайне поверхностное, даже по меркам того времени образование, бывал на занятиях
в монастырской школе: «Он садился вместе с монахами у ног магистра и слушал
внимательно, и так святой король делал не раз». Король усвоил некоторые
приемы университетской среды: ему нравилось устраивать диспуты между верным
придворным Жуанвилем и Робером де Сорбоном по образу диспута магистров в университете.
Не больше. «Что ни говори, — признает Ле Гофф, — король с недоверием относился
к интеллектуалам».

В Парижском университете во времена Людовика IX
тучный, благожелательный монах-доминиканец, «брат Фома», знаменитый Фома Аквинский,
читал лекции, разбирал толкования богословских текстов. «Святой король» и
его не менее знаменитый современник никогда не встречались — к взаимной пользе.
Король с величайшим уважением относился к монахам, соблюдавшим обет «апостольской
бедности», францисканцам и доминиканцам, подражал им в повседневной жизни.
Но утверждение Фомы Аквинского: кроме пламенной веры, следует найти доказательства
бытия Божьего силой разума, — было для обладателя «священных гвоздей» из Иерусалима
совершенно лишним.

Правление

Людовик IX Франции

Коронация ребенка

Коронация Людовика IX, миниатюра из рукописи 1250 года.

Людовику было девять лет на момент смерти его деда Филиппа Августа 14 июля 1223 года. Именно тогда его отец, Людовик VIII Французский , стал королем, но ненадолго, так как умер через три года, 8 июля. Ноябрь 1226 г. 3 ноября 1226 г., то есть за несколько дней до своей смерти, Людовик VIII привел к себе в комнату представителей дворянства, духовенства и армии, чтобы заставить их пообещать, что, как только они умрут, они присягнули бы своему сыну и короновали бы его как можно скорее. По словам летописца Филиппа Мускеса , Людовик VIII также поручил своим ближайшим советникам, Бартелеми де Руа , Жану де Несле и брату Герину, заботиться о своих детях. ]

Луису было двенадцать лет, когда умер его отец. Страдания и заботы о том, что им управляет ребенок, вторгаются во Французское королевство. Однако, несмотря на свой юный возраст, новый король проявил большую зрелость, и хотя не было закона или обычая, определяющего, кто должен править, когда король был слишком молод, опека Людовика перешла от рук королевы-матери. , Бланка де Кастилья . Эта ситуация узаконена беспрецедентным актом, в котором архиепископ Сенский и епископы Шартрский и Бове утверждают, что Людовик VIII на смертном одре сообщил о своем решении сделать сына наследником королевства и его другие дети под опекой его жены, пока Луис не достиг совершеннолетия. ]

Людовик IX коронован королем Франции 29 ноября 1226 года в соборе Нотр-Дам-де-Реймс епископом Суассона Жаком де Базошем. Его коронация отмечена тремя элементами. Выделяется скорость события, так что Людовик IX быстро стал королем, и никто не мог заставить его или его окружение не принимать корону. ]

Позже он официально посвящен в рыцари , во время пребывания в Суассоне по дороге, ведущей в Реймс , потому что король Франции обязательно должен быть рыцарем. Также следует отметить отсутствие на его коронации великих деятелей королевства, как церковных, так и мирских. ]

Средневековые летописцы часто ссылались на политические причины такого отсутствия, но, по словам Жака Ле Гоффа, даже если и правда, что некоторые избегали присутствия на коронации по политическим причинам, у большинства не было времени на подготовку из-за скорости церемонии. ]

Совершеннолетие

В более земном аспекте Людовику IX пришлось столкнуться с Генрихом III Английским в Сентонжской войне , которую он победил в битве при Тайлбуре в 1242 году, позже подписав Парижский договор 1259 года , который принес мир , который длился на протяжении всего его правления. Благодаря этому договору он подтвердил свои завоевания Анжу , Турени и Мэна , оставив за английским монархом только Гайенн .

Позже восстание английской знати против Генриха III, известное как Вторая баронская война , отразилось во Франции. После поражения и заключения Генриха в битве при Льюисе (1264 г.) его жена, королева Элеонора Прованская , и их старший сын, принц Эдуард , наследник престола, нашли убежище во Франции вместе с королевой Маргарет, старшей сестрой Элеоноры, которая убедила ее муж Людовик IX, чтобы поддержать Эдуарда с армией, чтобы восстановить власть и освободить ее отца.

Людовик IX был последним европейским монархом, предпринявшим крестовые походы против мусульман . В первый раз, между и годами , в ходе того, что впоследствии было названо Седьмым крестовым походом , Людовик IX высадился в Египте и даже взял город Дамиетта , но вскоре после этого его войска были застигнуты врасплох разливом Нила и чумой . Сражаясь на неизвестной им местности, французы вместе со своим королем попали в плен к своим врагам и были спасены только заплатив большой выкуп. По иронии судьбы, седьмой крестовый поход под предводительством Людовика IX постигла та же участь, что и пятый крестовый поход , предпринятый Андреем II Венгерским , который за пару десятилетий до этого также прибыл в Египет и вскоре был вынужден вернуться домой.

Восьмой крестовый поход года привел Людовика IX к Тунису , городу, который он осадил. Хотя королем двигали религиозные мотивы, этого не произошло с его братом, скорее более приземленным Карлом Анжуйским , королем Неаполя , чьи интересы в Италии , тесно связавшие его с папством, поставили его в тупик. положение, чтобы положить конец конкуренции среди тунисских купцов Средиземноморья .

Экспедиция закончилась катастрофой. Большая часть армии была поражена дизентерией или, по словам историка Фернана Дестена , брюшным тифом , как и сам Людовик IX, который умер, не достигнув своей цели 25 августа 1270 г. при содействии своего личного капеллана о. Иоанна Дуэ, Тринидад .

После его смерти престол унаследовал его сын Филипп Смелый .

Незатейливая вера

«С тех пор, как он стал править и познавать себя,
— приводит Ле Гофф текст старинной хроники, — он начал строить церкви и монастыри».
Его благочестивые порывы были совсем необязательны для его положения. Посещая
монастыри, он таскал носилки с камнями для строительства и был недоволен своими
братьями, не желавшими искренне помочь монахам. Иногда благочестие короля
выходило за всякие пределы: он стремился омыть ноги странникам, «людям Божьим».

В аббатстве Сен-Дени гвоздь, один из тех, которыми,
по утверждению, распят был Христос, выпал из сосуда, когда монастырь был заполнен
паломниками, и затерялся среди множества людей. Горе короля было искренним,
непритворным, чрезмерным даже для того времени

В отчаянии он вопил: «Пусть
лучший город королевства был бы разрушен!» Король не только не пытался скрыть
неблагоприятное для общественных настроений событие, но, напротив, раздувал
его сверх меры, назначил 100 ливров всякому, кто найдет реликвию или сообщит
нечто важное. Скорбь короля усилила эмоциональное возбуждение, довело страсти
до массовой истерии; люди обливались слезами, толпились в церквах

Множились
разговоры: не признак ли это надвигающейся беды? Святой гвоздь, впрочем, вскоре
нашли и водворили на место.

Короля и его народ объединяла незатейливая вера
в чудеса, в действенную силу магических предметов.

В 1204 году рыцари-крестоносцы захватили и разграбили
Константинополь. Дурное событие, но речь о другом. Воины-крестоносцы были
ошеломлены, увидев среди сокровищ Византии священные реликвии: терновый венец,
гвозди — очевидные и осязаемые в своей простоте следы Страстей Господних.
В наши дни трудно представить, как материальные предметы убеждали в абсолютной
достоверности предания Нового Завета. Истина о Боге, снизошедшем к природе
человека, стала близкой и очевидной. Люди того времени постоянно видели раны
и часто испытывали страдания, они знали, как трудно терпеть, как кричат от
боли; что переносили они сами, принял и испытал Бог. Эмоциональное потрясение,
достоверность через видимое, создавало новую религиозную обстановку: «вочеловечение
Бога» — явление, которое Дюби наблюдает в «новом французском», готическом
искусстве.

Упорно и последовательно король Людовик собирал
наиболее достойные христианские реликвии; говоря откровенно, он их скупал.
«Истинный терновый венец Христа» с огромными предосторожностями переправили
из Венеции во Францию. (По дороге дождь лил, не переставая, что вызвало некоторое
недоумение у простодушных сопровождающих.) Встреча реликвии в королевстве
вызвала всеобщее восхищение: процессию возглавил король в сопровождении брата
— босые, в грубых рубахах

Вскоре к терновому венцу прибавились: кусок Истинного
Креста, наконечник копья, которым римлянин пронзил распятого Христа, и губка,
на которой римляне поднесли уксус. Для собранных реликвий была воздвигнута
Сен-Шапель. Чудесная сила реликвий, по всеобщему убеждению, оберегала короля
и королевство.

Очевидно, юный король нашел свое место — он оказался
не впереди своего времени, не позади, а где-то в середине. Именно это обстоятельство,
сказал один из преуспевающих современных политологов, было залогом прочности
его власти и основанием его легенды.

Рядом со Святой капеллой, и это признак нового времени,
король распорядился построить помещение, на верхних этажах которого разместились
королевский архив, «Хартии», и библиотека, собрание благочестивых религиозных
сочинений.

Почитание как святого

Папа Бонифаций VIII провозгласил канонизацию Людовика в 1297 году; он единственный французский король, объявленный святым. Людовик IX часто считается образцом идеального христианского монарха. Влияние его канонизации было настолько велико, что многие из его преемников были названы в его честь Людовиком.

Названный в его честь, Сестры Милосердия Сент-Луиса — это римско-католический основанный в Ванне, Франция, в 1803 году. Подобный орден, Сестры Сент-Луиса, был основан в Джульи в 1842 году.

Он почитается как со-покровитель Третьего Ордена Святого Франциска, который утверждает, что он является членом Ордена. Еще в детстве его сострадание к бедным и страдающим людям было известно близким ему людям. Когда он стал королем, в обычные дни в его доме подавали пищу более чем сотне бедняков. Часто король сам обслуживал этих гостей. Подобные акты благотворительности в сочетании с набожными религиозными обрядами Людовика породили легенду о том, что он присоединился к Третьему Ордену Святого Франциска. Хотя маловероятно, что Луи действительно присоединился к ордену, его жизнь и действия провозгласили его одним из них по духу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: