Николай баталов биография личная жизнь

Николай баталов

Фильмография

Как уже говорилось, в кинематографе актер дебютировал еще во времена студенчества, снявшись в небольшой эпизодической роли телефильма «Ватага «Семь ветров»», вышедшего в 1979 году.

С тех пор прошло сорок лет, и на сегодняшний день фильмография Сергея Феликсовича Баталова составляет почти сто двадцать работ в кино и сериалах.

Первые свои роли актер сыграл в картинах:

  1. «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».
  2. «Нежданно-негаданно».
  3. «Рябиновые ночи».

На фото — молодой и еще безусый Сергей Баталов в фильме «Нежданно-негаданно».

С 1985 по 1995 год на экраны вышли такие фильмы с участием Баталова:

  1. «Площадь Восстания».
  2. «Арифметика любви».
  3. «Следствие ведут ЗнаТоКи».
  4. «Далеко-далече».
  5. «Облако-рай».
  6. «Циники».
  7. «На тебя уповаю».
  8. «Пленники удачи».
  9. «Колечко золотое, букет из алых роз».
  10. «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».

На фото — актер в фильме «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».

В период с 1995-го по 2005-й год Сергея Феликсовича Баталова можно было увидеть в фильмах:

  1. «Ширли-мырли».
  2. «Ехай!».
  3. «Ночь и день».
  4. «Мелкий бес».
  5. «Полицейские и воры».
  6. «Сочинение ко Дню Победы».
  7. «Хочу в тюрьму».
  8. «Шуб-баба Люба!».
  9. «Фортуна».
  10. «Артист и мастер изображения».
  11. «Граница. Таежный роман».
  12. «Марш Турецкого».
  13. «Праздник».
  14. «Под Полярной звездой».
  15. «Вицмундир».
  16. «Интимная жизнь Севастьяна Бахова».
  17. «Закон».
  18. «Повелитель луж».
  19. «Ребята из нашего города».
  20. «Крутые повороты».
  21. «Баязет».
  22. «Таксист».
  23. «Богатство».

На фото — кадр из фильма «Праздник».

С 2005-го по 2015-й год зрители увидели следующие фильмы с участием Баталова:

«Коля — перекати поле».
«В круге первом».
«Самые счастливые».
«Рысак».
«Печорин. Герой нашего времени».
«Алмазы на десерт».
«07-й меняет курс».
«Частный заказ».
«Откройте, Дед Мороз!».
«Завещание Ленина».
«Жизнь врасплох».
«Внеземной».
«Ванечка».
«Без вины виноватые».
«Господа офицеры: Спасти императора».
«От любви до кохання».
«Дом Солнца».
«Два цвета страсти».
«Братья Карамазовы».
«Десантный батя».
«Пассажирка».
«Приказано уничтожить! Операция: «Китайская шкатулка»».
«Журов».
«Журов 2».
«Стройбатя».
«В лесах и на горах».
«Назад в СССР».
«Ночь длиною в жизнь».
«Карамель».
«Папины дочки

Суперневесты».
«Группа «З.О.В.»: Задания особой важности».
«Воронины».
«Дом с лилиями».
«Чао, Федерико!».
«Дикий 4».
«Елки 1914».
«Соблазн».
«Любит не любит».

На фото — актер в сериале «Чао, Федерико!».

Последними же фильмами с участием Сергея Феликсовича Баталова стали:

  1. «Частное пионерское 2».
  2. «Мамочки».
  3. «РОВД».
  4. «Время первых».
  5. «Старушки в бегах».
  6. «Дно».

Ниже на фото — кадр из сериала «Частное пионерское 2».

Кроме того, в настоящее время в производстве находится телефильм «Лили», а также сериал «Хор», выпуск которых запланирован на 2019 год.

Остановимся же более подробно на самых значительных ролях в карьере Сергея Баталова, расположив их в хронологическом порядке.

Причина cмepти

В 1923 году, еще до съемок в своем первом фильме, Баталов заболел туберкулезом. Эта болезнь мучила актера всю жизнь. Его театральная карьера могла быть более длительной, если бы не плачевное состояние здоровье. Баталов лечил легкие в Польше, в Италии, на Северном Кавказе. Он проводил время в санаториях, пил воду из целебных источников. В 1935 году Николай Петрович предпринял последнюю попытку лечения своей застарелой болезни в польском санатории, но положительного результата это не принесло. Немного не дожив до своего тридцать восьмого дня рождения, актер умер.

Николай Баталов

Это случилось в ноябре 1937 года. Причина cмepти – туберкулез. Похоронили Николая Петровича Баталова в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1975 году рядом с актером была похоронена его жена Ольга Шульц (Андровская). Весной 2011 года рядом с родителями упокоилась и Светлана Баталова.

Дети, внуки, правнуки

Вторая жена Баталова также родила ему дочку. Это случилось в 1968 году. Алексей был на гастролях, когда у Гитаны начались схватки. У врачей была попытка сделать правильный принять правильное решение – сделать кесарево сечение. Но по каким-то причинам (возможно, отсутствие нужного сотрудника в больнице) женщину заставили рожать самостоятельно. В итоге дочь Маша появилась на свет с диагнозом ДЦП. Она прикована к инвалидному креслу. Ее родители сделали для нее все, чтобы она получила хорошее домашнее образование, закончила сценарный факультет ВГИКа и стала литератором. Баталов не раз говорил супруге, что она дар, который ему послал Бог.

Мария Баталова получает диплом из рук легендарного Эльдара Рязанова. Рядом всегда мама Гитана

Старшая дочь Надежда закончила факультет иностранных языков. Она давно живет за границей. У нее есть дочь Екатерина. Она закончила экономический ВУЗ и работает финансистом. По завещанию Надежда назначена опекуном Марии и может завладеть всем наследством только после ее смерти. так решил Баталов, опасаясь за благополучие прикованной к инвалидному креслу Марии. Но Надежда открыто говорит о том, что она женщина состоятельная, а сводной сестре желает только добра.

Первый брак

Алексей Баталов родился и вырос в творческой семье. Его мать – актриса театра и кино Нина Ольшевская — была близкой подругой Анны Ахматовой. Отец Владимир Баталов (сценический псевдоним Аталов), бывший театральный артист активно занялся киноиндустрией и продвинулся в качестве режиссера и актера. Родительский брак распался, когда Алексею не исполнилось и пяти лет. Его мать вышла замуж за известного писателя-сатирика и сценариста Виктора Ардова. Приятелем отчима был иллюстратор журнала «Крокодил» и других сатирических изданий Константин Ротов. С его дочерью Ириной Алексей был знаком с раннего детства. В 1940 году у девочки также появился отчим – историк и сценарист Николай Коварский. Родители дружили и часто бывали в гостях друг у друга.

Интересный факт! Константин Павлович Ротов (1902-1959) был арестован в 1940 году и приговорен к лишению свободы на 8 лет за карикатуру, которую нарисовал еще в 1934 году. Николай Коварский официально удочерил Ирину.

В годы войны обе семьи были отправлены в эвакуацию. Ирина была на два года моложе Алексея, но еще в подростковом возрасте он любовался ее изящной фигуркой на фоне ледового катка, когда она с легкостью исполняла пируэты на коньках. Настоящее чувство возникло, когда они встретились после войны. Ирина выросла и превратилась в настоящую красавицу. Алексей Баталов всегда был очень скромным человеком. С Ириной ему было легко и просто общаться. Когда девушка достигла совершеннолетия, они поженились.

Алексей Баталов и его первая жена Ирина Ротова

Мама Ирины — писательница и драматург Екатерина Борисова – не приветствовала ранний брак дочери и не одобряла выбор актерской профессии своего зятя. А он, не жалея сил, улился в школе-студии МХАТ, играл в спектаклях, уезжал на съемки в другие города. Молодые супруги подолгу не виделись. Частые разлуки, протесты родителей и возникшее между ними недопонимание разрушали неокрепшую семью. Алексей и Ирина отдалялись друг от друга.

Биография

В 1910—1915 годах — учился в торговой школе имени Александра III.

В 1915 году учился в Школе драматического искусства (с 1916 года — Вторая студия МХТ). Увлекался футболом отдыхая на даче, выступая за команду поселка Никольское (в настоящее время — г. Балашиха). Играл в одной команде с будущим футболистом Пётром Исаковым.

https://youtube.com/watch?v=j-DhVGXrgsg

Жанр: Комедия, Мелодрама Год выпуска: 1935 Режиссер: Семен Тимошенко. В ролях: Анатолий Горюнов, Николай Баталов, Михаил Жаров Сценарий: Татьяна Златогорова,…Все видео

В 1916—1924 годах — актёр Второй студии МХТ.

В ноябре 1921 года женился на коллеге, актрисе Второй студии МХТ Ольге Андровской.

В 1919—1923 годах во время гастрольных поездок и выездных спекталей Второй студии МХТ играл роли: Гиггис и Стрэттон — «Потоп» Г. Бергера, Гильом — «Адвокат Патлен».

В 1923 году заболел туберкулёзом, ставшим для Баталова роковым. Из-за болезни он в течение полугода не работал в театре. Однако уже в 1924 году снялся в своём первом кинофильме — «Аэлита» — в роли красноармейца Гусева.

Больше всего Баталов, начиная сниматься в фильме, боялся «штампа», боялся раз и навсегда остаться побеждённым зафиксированной маской чувства. Однако этого не произошло. Он первым из театральных актёров не настроил против себя киноработников. Сумел примирить священную тишину театра и шум и треск съёмочной площадки. Это — одна из его заслуг в истории нашего кино. А о первой его роли газеты тогда писали так:

Картину спасает красноармеец Гусев в отличном исполнении Баталова

Баталов и Орлова дают единственные в ленте сочные русские типы

Ролью же, принесшей Николаю Баталову мировую известность, стал Павел Власов в фильме Вс. Пудовкина «Мать» (1926)

Работа Н. П. Баталова была для меня грандиозным подарком. Кинематограф тогда был немым. Слово для нас было оружием недоступным. Всё дело было только во внешней жизни лица, глаз, жеста. И я должен сказать, что Николай Петрович на моих глазах создавал поразительные вещи. Он далеко перешагнул самые смелые мои мечтания. Я ещё тогда не мог сильной рукой формировать то, что я хотел. Но для Баталова достаточно было только творческого общения. Если я был искренним, если он видел, что я хотел, он вспыхивал, как искра, и сразу через него виден был чудесный свет, который покорял меня, а затем и зрителей, которые его очень любили.

В апреле 1927 года впервые выходит на сцену в одном из своих самых ярких образов — Фигаро в пьесе Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро» (режиссёры К. С. Станиславский, Е. С. Телешева, Б. И. Вершилов)

В 1931 года снимается в первом звуковом советском фильме «Путёвка в жизнь», где играет свою самую знаменитую роль — начальника коммуны Николая Ивановича Сергеева.

С 1933 года преподавал актёрское мастерство в ГИКе и ЦЕТЕТИСе.

Однако болезнь давала о себе знать, и 18 февраля 1935 года состоялось последнее выступление Баталова на сцене — в образе никогда не унывающего Фигаро.

Осенью 1935 года Николай Баталов уехал на лечение в Закопане (Польша), лечился в санаториях на Северном Кавказе, в Италии.

3 мая 1937 года Н. П. Баталов был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

НИНА ОЛЬШЕВСКАЯ И ВИКТОР АРДОВ

Нина Ольшевская с Виктором Ардовым / Алексей Баталов с братьями Михаилом и Борисом

Брак Нины Ольшевской с Владимиром Баталовым продлился недолго. Когда сыну Алексею было 3 года, они тихо и мирно развелись. Владимир потом навещал его уже в новой семье Нины с писателем Виктором Ардовым.

Виктор был человеком очень добрым и с отменным чувством юмора, а потому с Алексеем подружился сразу и стал во многом для него наставником. В их доме постоянно собирался весь творческий литературный бомонд тех лет, даже жила Анна Ахматова.

В семье родились еще два сына: Михаил стал потом настоятелем храма и писателем, а Борис был актером и режиссером. К сожалению, в 2004 году его не стало. У него осталась дочь — известная актриса Анна Ардова, которая приходилась племянницей Алексею Баталову.

Братья: Алексей Баталов, Михаил и Борис Ардовы. Фото: 7 дней

Второй брак

Его первая жена родила дочку Надежду (1955 г.р.) Баталов прекрасно понимал, что им не хватает его заботы и внимания. Но он строил карьеру. Впереди был главный фильм к его жизни – оскароносный «Летят журавли». Когда он был на съемках в Киеве, поползли слухи о его супружеской неверности и романе с коллегой по съемочной площадке. Теща, которая явно недолюбливала зятя, воспользовалась моментом и устроила скандал. Это стало началом разрыва. В 1958 году пара официально развелась.

Гитана в это время успешно строила карьеру цирковой и киноактрисы. У нее, в отличие от Баталова, были романы. Чтобы оправиться от болезненных воспоминаний о Баталове, она закрутила с киноактером и сердцеедом Сергеем Гурзо. Тот ушел из семьи и переехал к Леонтенко в общежитие на Неглинку. Гитана на время оставила цирковую профессию и стала ездить с Сергеем на съемки. Но в 1959 году Гурзо вдруг решил жениться на актрисе Ирине Губановой. Циркачка снова оказалась одна.

Но ненадолго. Вскоре ее заметили в обществе канатоходца Магомета Магомедова. Но у него была единственная и непреходящая любовь – его жена и партнерша по номеру Ларита Магомедова. В семье случился разлад во время получения травмы Ларитой. Магомет пустился во все тяжкие, пара развелась. Через три года после разрыва Магомедова парализовало. Ларита стала тем человеком, который ухаживал за обездвиженным артистом, а потом хоронил его.

Гитана тоже дождалась своего единственного мужчину. В 1963 году Алексей Баталов сделал ей предложение. Это случилось через 10 лет после первой встречи. Они поженились, сняли небольшую квартирку в Москве и начали строить крепкую семью, помогать друг другу в творческой карьере.

Интересный факт! Гитана Аркадьевна помогала Баталову готовиться к съемкам в фильме «Три толстяка». По решению режиссера, Алексею Владимировичу досталась роль канатоходца. Он потратил год на подготовку ради одной минуты в кадре.

Алексей Баталов с дочерями Надеждой и Марией

Примечания

  1. Баталов, Николай Петрович  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  2. Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X
  3. Халиф, В. А. Николай Петрович Баталов. Статьи, воспоминания, письма. — М.: Искусство, 1971. — 208 с.
  4. Садко, «Анта… одЭЛИ… уТа». — «Новый зритель», 1924, № 39
  5. Херсонский, Х. «Аэлита». — «Известия, 1924, 2 октября»
  6. Пудовкин, Вс. Стенограмма выступления на вечере памяти Н. П. Баталова в ВТО, январь 1948 г. — Цит. по статье: Н. Громов, Баталовы. — «Театральная жизнь», 1959, № 20
  7. Театральная энциклопедия. Гл. ред. С. С. Мокульский. Т. 1 — М.: Советская энциклопедия, А — «Глобус», 1961, 1214 стб. с илл., 12 л. илл. (стб. 707)

Смелые эксперименты

Что еще может поведать биография? Баталов Алексей Владимирович, фото которого вы можете увидеть в статье, в начале 70-х годов всерьез увлекся радиопостановками. Именно благодаря его терпению и упорству и сегодня можно найти в сети записи постановок «Герой нашего времени», «Ромео и Джульетта» и «Казаки». Вскоре к ним добавилось успешное озвучивание мультфильмов. Голосом Алексея Владимировича говорят герои «Лягушки-путешественницы», «Ежика в тумане» и «Ключей от времени».

Всех своих персонажей уникальный артист наделял присущими себе интеллигентностью, благородством и обостренным чувством справедливости. Поэтому они пользовались успехом в одинаковой мере как у взрослых зрителей, так и младшего поколения.

Последние статьи

  • +2   Топил котиков, булил девочек: Стыдные факты про 10 русских писателей-классиков, чьи портреты висят в школах сегодня, 00:40
  • +2   Топор под подушкой, порошок из гениталий и ещё 5 древних способов повлиять на пол будущего ребёнка 26.12.2023, 20:41
  • +1   Крышевали похоронщиков, устраивали погромы, сидели в тюрьме: Как сложились судьбы реальных прототипов героев сериала «Слово пацана» 26.12.2023, 19:49
  •   Как Каролина Бонапарт предала своего брата императора и погубила собственного мужа 26.12.2023, 17:36
  •   Как известная куртизанка тайно вышла замуж за ловеласа-министра и спасла его от бедности 26.12.2023, 15:15
  •   Как «Мохито» спасал от цинги, а Как «Джин-тоник» — от малярии: История появления коктейлей, покоривших мир 26.12.2023, 13:10
  •   Начала петь в 2 года, дважды попала в Книгу рекордов Гиннесса: Секрет успеха Билли Айлиш, которую называют голосом поколения Z 26.12.2023, 12:23
  •   Кто из знаменитостей сдал родных детей в интернаты и детдома, и Как сложилась их взрослая жизнь 26.12.2023, 10:48
  •   Как живет в эмиграции и о чем молчит журналист, который заставляет знаменитостей откровенничать: Юрий Дудь 26.12.2023, 09:36
  • +1   Как бывший телохранитель Николая II сбежал с Соловков из самого охраняемого лагеря и выжил: Юрий Безсонов 25.12.2023, 20:24

Все статьи

Выйти из амплуа

«АиФ»: – Вас называют «мастером комедии», хотя вы предельно органичны и в серьезных, трагедийных ролях. А что вам ближе?

С.Б.: – Во мне, наверное, есть комедийная природа, и она никуда не денется. Я сыграл много комедийных ролей, но потом встретился с замечательным театральным режиссером Сергеем Васильевичем Женовачем, который вдруг стал мне давать серьезные роли. Например, граф Кент в «Короле Лире» – какая уж там комедия? А мне, естественно, как любому комедийному актеру, очень хотелось сыграть что-то серьезное. Все острохарактерные артисты хотят сыграть серьезную роль, а все артисты, играющие героев, мечтают об острохарактерной комедийной роли! В этом отношении мне нравится режиссер Алексей Герман-старший. Столько было у него экспериментов, которые заканчивались очень удачно! Никулин в «20 дней без войны», Миронов в «Мой друг Иван Лапшин» и вот сейчас Ярмольник в «Трудно быть богом». Все они – характерные, комедийные актеры.

А почему им удаются трагедийные роли? Потому что, к примеру, лучше всего артист в театре играет, когда он больной, с высокой температурой. Из-за этого он перестает думать о каких-то актерских «завитушках», которые иногда бывают лишними, работает, ничего не приукрашивая, и это всегда бывает здорово! Так и с комедийным артистом: если он играет серьезно, то совершенно неожиданные краски вдруг появляются! Такая там драма, такая трагедия! А юмор все равно остается. Но сейчас, если честно, хороший комедийный сценарий очень трудно найти, к сожалению.

«АиФ»: – Многие зрители с восторгом вспоминают ваш «милицейский» дуэт с Угольниковым в «Ширли-мырли»…

С.Б.: – Я считаю, что Игорь очень хороший острохарактерный комедийный артист, плюс еще шоумен. А это разные профессии. Я понял это, когда служил в армии, в ансамбле песни и пляски, где мне пришлось осваивать конферанс.

Далеко не каждый драматический, даже очень хороший актер может быть шоуменом. Вот Угольников как раз может! А тут я увидел его в «Звездах на льду». И, вы знаете, он не изменился, молодец! Хотя он давно не выходил на съемочную площадку и на театральную, но, как я вижу, он в хорошей форме!

«АиФ»: – А как вы вообще к таким проектам относитесь?

С.Б.: – Меня звали в «Танцы со звездами» и в «Звезды на льду», но я отказался. Я сразу сказал: «Ребята, я ни разу в жизни не стоял на коньках!» А они вдруг обрадовались: «Да вы что?! Это же хорошо! Вы будете учиться по ходу, зрителям понравится! Это же шоу!» То есть, зрители должны увидеть, как я буду падать! Но это же больно! И потом, я говорю: «Ребята! А если я сломаю ногу? Я же подведу группу, в которой снимаюсь! Это непрофессионально!»

Картина, отмеченная критиками

Начнем мы, конечно же, с фильма «Облако-рай», вышедшего в 1990 году и признанного лучшей картиной года по мнению критиков.

В этой удивительной трагикомедии, рассказывающей невероятную историю однообразной и затхлой, как старая паутина, жизни маленького захолустного поселения городского типа, в один прекрасный пасмурный день внезапно растревоженного поступком простого и скромного паренька Николая, решившего как-то нарушить промозглую обыденность и сделать вид, что уезжает из этих Богом позабытых мест навсегда. Новость тотчас же разнеслась по сонному городку, подобно взрывной волне, разбудив всех его жителей и сплотив их единственной целью — как следует проводить своего героя.

В фильме «Облако-рай» Сергей Баталов блестяще исполнил заглавную роль Федора, главного организатора и идейного вдохновителя проводов Николая. Несмотря на то что с момента выхода картины на экран прошло уже почти тридцать лет, она совершенно не растеряла ни своей актуальности, ни той особенной пронзительности, заставляющей раз за разом пересматривать эту смешную и одновременно очень грустную картину, являющуюся ярчайшим событием отечественного кинематографа последних десятилетий.

НИКОЛАЙ БАТАЛОВ

Родоначальником династии Баталовых считается старший брат Николай Петрович. Он готовился стать священником. С детства они с братом занимались самодеятельностью, а потому рано или поздно это увлечение одержало над ним верх.

После школы родители определили его в театральную студию, откуда он прямиком попал в МХТ к Станиславскому. Николай был очень харизматичным актером, переиграл на сцене много самых сложных образов. В кино впервые появился в 1918 году, а заметили его шестью годами позже после выхода фильма «Аэлита» (кстати, это первый советский фильм о космосе).

Николай Баталов в фильме «Мать» (1926) и Алексей Баталов в фильме «Мать» (1955)

Слава пришла после фильма «Мать» по роману Горького. Там Николай сыграл Павла Власова. Что интересно, через 30 лет эту же роль получил его племянник Алексей Баталов в экранизации 1955 года.

В 30-х годах Николай Баталов был очень востребованным актером, к нему благосклонно относилась и партийная элита. К сожалению, всю сознательную жизнь он страдал туберкулезом. Алексей лечился в разных странах, но в 1937 году актера не стало. Последним его фильмом оказался «Три товарища» (1935).

Роли в театре

  • З. Гиппиус «Зелёное кольцо» (1916) — Петя-переплётчик
  • И. С. Тургенев «Нахлебник» (1916) — Васька-казачок
  • М. Горький «На дне» (1916) — Алёшка
  • А. С. Пушкин «Пир во время чумы» (1917) — Пирующий
  • И. С. Тургенев «История лейтенанта Ергунова» (1918) — Доктор
  • И. Д. Сургучёв «Осенние скрипки» (1918)
  • А. П. Чехов «Иванов» (1918)
  • Ф. М. Достоевский «Село Степанчиково» (1918) — Мужик
  • Л.Андреев «Младость» (1918—1919) — Пётр, дворник
  • Л.Андреев «Младость» (1919) — Нечаев
  • И. С. Тургенев «История лейтенанта Ергунова» (1919) — Ергунов
  • А. Франс «Комедия о человеке, который женился на немой женщине» (1919—1920) — Мэтр Симон Коллик
  • Ф. К. Сологуб «Узор из роз» (1920)
  • Н. В. Гоголь «Ревизор» (1921) — Коробкин
  • М. Метерлинк «Синяя птица» (1921) — Хлеб
  • Л. Н. Толстой «Сказка об Иване-дураке и его братьях» (1922) — Тарас-брюхан
  • М. Метерлинк «Синяя птица» (1921) — Пёс
  • Ф.Шиллер «Разбойники» (1923) — Франц
  • А. К. Толстой «Царь Фёдор Иоаннович» (1924) — Луп-Клешнин
  • К.Тренев «Пугачёвщина» (1925) — Онуфрий
  • К.Тренев «Пугачёвщина» (1926) — Чика Зарубин
  • А. Р. Кугель «Николай I и декабристы» (1926) — Каховский
  • П.Бомарше «Женитьба Фигаро» (1927) — Фигаро
  • М. Горький «На дне» (1927) — Медведев
  •  — «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова. Художественный руководитель постановки К. С. Станиславский, режиссёры Илья Судаков и Нина Литовцева — Васька ОкорокТеатральная энциклопедия. Гл. ред. С. С. Мокульский. Т. 1 — М.: Советская энциклопедия, А — «Глобус», 1961, 1214 стб. с илл., 12 л. илл. (стб. 707)
  • В.Катаев «Растратчики» (1928) — Никита
  • Вс. Иванов «Блокада» (1929) — Рубцов
  • А. П. Чехов «Вишнёвый сад» (1930) — Лопахин
  • Н. В. Гоголь «Мёртвые души» (1933) — Собакевич

Личная жизнь

Личная жизнь Баталова похожа на личную жизнь многих его современников. Актер всю жизнь прожил с одной женщиной. Николай Баталов женился в 1921 году в возрасте 22 лет на актрисе МХТ Ольге Шульц (Андровской). Жена родила Баталову дочь в 1923 году, дeвoчку назвали Светланой, она была единственным ребенком в семье.

  Никита ефремов биография личная жизнь дети фото биография

Николай Баталов с семьей | Энциклопедия театра

У Николая Петровича был брат Владимир, который тоже стал известным театральным актером. Вместе они работали в Московском Художественном театре. Сын Владимира Баталова стал известным артистом. Зрители помнят его по ролям в картинах «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Москва слезам не верит».

Алексей Баталов – племянник Николая Петровича | Кино-Театр

Алексей Баталов, племянник Николая Петровича, в интервью поделился воспоминаниями о том, какую роль дядя сыграл в его судьбе. В 1916 году Константин Сергеевич Станиславский пригласил Николая Баталова в Московский Художественный театр. Именно благодаря обаянию артиста в театр со временем попал и его младший брат Владимир. Родители Алексея Баталова познакомились в театре, и хотя семья распалась очень быстро, в ней успел появиться ребенок. Не без протекции дяди юный Алексей попал в кино, а позднее – в театр.

Фильмы

Дебют Николая Баталова в кино состоялся в 1918 году. У него была эпизодическая роль в черно-белой ленте «Девьи горы», которая также известна под названием «Легенда об антихристе». Фильм демонстрировался только один раз в 1921 году в Санкт-Петербурге.

Николай Баталов в фильме «Аэлита» | Кино-Театр

Первой заметной работой Николая Баталова в кино стала роль красноармейца Гусева в ленте «Аэлита», вышедшей в 1924 году. В то время актер уже был болен туберкулезом и около 6 месяцев не играл в театре. Синематограф стал для него возможностью вернуться к любимой профессии, несмотря на состояние здоровья. Картина «Аэлита» была снята по мотивам одноименного романа Алексея Толстого. По сюжету герой Баталова отправляется на Марс, где помогает инопланетному пролетариату в борьбе с узурпаторами. 

Фильм имел недолгий успех в столице, его даже вывезли за границу, но иностранцы советскую ленту проигнорировали. Стоит отметить, что в картине превосходной игрой отличился также Игорь Ильинский, известный российскому зрителю по роли директора Дома культуры Серафима Огурцова в новогодней комедии «Карнавальная ночь».

Николай Баталов в фильме «Мать» | Кино-Театр

В 1926 году на экраны вышла картина «Мать», в которой Баталов играл сына главной героини Павла Власова. Сюжет фильма выстроен вокруг семейной драмы в условиях предреволюционной лихорадки в России. Лента в 1958 году была признана шестой в списке лучших картин всех времен и народов, по итогам открытого голосования съезда молодых режиссеров в Брюсселе. Данная лента стала первой из революционной трилогии режиссера Всеволода Пудовкина. В конце фильма герой Баталова погибает. Успех фильма превзошел ожидания сценаристов, и они жалели, что не сохранили образ Павла Власова и не провели его через все три фильма к победе Революции.

Николай Баталов в фильме «Путёвка в жизнь» | Кино-Театр

После успеха фильма «Мать» Николай Степанович снимался много. В 1927 году с его участием вышло сразу три картины. Баталов появился в роли товарища Антона в социальной драме «Жена», в качества земляка Марии в ленте «Земля в плену», в образе Коли в фильме «Третья Мещанская».

В 1931 году вышла самая известная картина в фильмографии Николая Баталова. «Путевка в жизнь» – первый звуковой советский фильм. Баталов исполнил в нем главную роль. Актер сыграл Николая Ивановича Сергеева, организовавшего коммуну в которой трудились беспризорные дети. Картина рассказывает о первых годах советской власти и имеет заметный агитационный флёр.

Николай Баталов в фильме «Третья Мещанская» | Кино-Театр

Через год после показа первого звукового фильма с Николаем Баталовым вышла лента «Горизонт», в которой актер снова предстал в качестве главного героя. Сюжет данной картины был выстроен вокруг судьбы еврейского эмигранта, вернувшегося в советскую Россию из Америки. Роль еврея Лёвы Горизонта раскрыла в Баталове способность не только к внешним, но и к внутренним перевоплощениям.

В 1934 году появилась короткометражка «Пастух и царь», рассказывающая о биографии простого пастуха, ставшего красным командиром. И снова главная роль досталась Николаю.

Николай Баталов в фильме «Три товарища» | Кино-Театр

Последние работы Баталова в кино датируются 1935 годом. В ленте «Сокровища погибшего корабля» Николай сыграл водолаза Алексея Панова. Герой Баталова оказался перед искушением, но справился с ним. Подводные кадры в этом фильмы были сняты на дне Черного моря в Крыму. К съемкам под водой были привлечены специалисты Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Также в 1935 году вышел фильм «Три товарища», ставший последним в фильмографии актера.

Возвращение на стезю преподавателя

После официального ухода из кинематографа Баталов постарался сосредоточиться на деятельности профессора ВГиКа. Он не ушел из профессии, открыв для себя ее новы грани и возможности. Больше Алексею Владимировичу не хотелось доказывать миру свою состоятельность. Он решил заняться некоторым подведением итогов, поэтому начал трудиться над созданием мемуаров. В 1984 в свет вышла книга «Судьба и ремесло», затем родились «Диалоги в антракте».

В то же время мастер получил предложение стать секретарем кинематографистов и председателем комиссии в области литературы, театрального искусства и журналистики. Он никогда не отказывался от работы, отдавая много сил терпения деятельности в Фонде мира и Комитете по защите мира.

В период с 2007 по 2013 году Баталов являлся президентом киноакадемии «Ника», совмещая с должностью в академии науки и кинематографа России.

Актер Алексей Баталов (биография, фото, личная жизнь — все это представлено вашему вниманию в статье) никогда не боялся порицания или ответственности за свои действия, поэтому всегда открыто заявлял о гражданской позиции. Он поддержал действия президента Путина относительно присоединения Крыма к России в 2014 году, за что получил запрет на въезд на Украину. При этом Баталов никогда не оправдывался за свои действия, и не пытался найти им логические обоснования. Он всю шел за своими чувствами и мыслями.

Биография Алексея Баталова, дети, фото, личная жизнь — все это всегда было под пристальным вниманием поклонников. Пришло время обсудить и семейные отношения актера

«От любви до кохання»

Мелодраматический сериал «От любви до кохання», рассказывающий романтическую историю, произошедшую на границе между российской деревней Чубово и украинским селом Оселедцы, вышел на экраны в 2008 году, задолго до известных событий, случившихся через шесть лет. В Оселедцах живет невеста Настя, а в Чубово, соответственно, ее жених Андрей.

Однако их отцы, эдакие главы современных вариантов семейств Монтекки и Капулетти, один из которых является главой администрации Чубово, а другой — капитаном милиции, следящим за порядком с украинской стороны, имеют на счет их свадьбы собственное мнение, вполне достойное пера великого Шекспира.

В этой удивительно смешной, душевной и доброй картине Сергей Баталов исполнил роль отца Андрея, сошедшегося в совершенно равном поединке со своим будущим сватом.

«Старушки в бегах»

Одной из последних заметных актерских работ Баталова в кино стала роль Игната Прокопова, которую он сыграл в лирическом комедийном сериале «Старушки в бегах», вышедшем в июле 2018 года.

Картина рассказывает о трех энергичных подругах, только что вступивших в пенсионный возраст, но совершенно не желающих с этим мириться. Они отправляются в увлекательное путешествие, чтобы доказать самим себе и окружающим, что жизнь ближе к шестидесяти может начаться заново.

«Старушки в бегах» очень комфортны для просмотра. Они могут исправить любое плохое настроение, а наблюдение за смешными, необыкновенными, а порой и сказочными приключениями Зинаиды, Лидии, Екатерины и их товарища Игната, является настоящим бальзамом для душевного умиротворения…

Биография[править]

Родился 6 сентября 1953 года. Образование — высшее (окончил Ульяновское танковое училище). Прошёл срочную службу, командовал танковым взводом (лейтенант), ротой (капитан), батальоном (подполковник) и полком (полковник).

В годы Первой чеченской войны Николай Михайлович был назначен командиром 74-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады после ранения её предыдущего командира, полковника Аркадия Бахина (приказ подписан генералом Л. Я. Рохлиным по группе «Север»). В декабре 1994 года — помощник начальника штаба медико-санитарного батальона 8-го армейского корпуса ВС РФ. В звании командира 74-й омсбр — участник «новогоднего» штурма Грозного. Позже был заместителем командира 8-го армейского корпуса (г. Волгоград). Давал интервью Александру Невзорову в документальном фильме «Ад», в котором критически отзывался о командовании, которое не укомплектовывало подразделения для боя в городских условиях, но при этом отмечал решающую роль действий Льва Рохлина в штурме Грозного. Цитаты Баталова позже стали крылатыми благодаря тому, что их повторяли некоторые герои художественного фильма «Чистилище».

В дальнейшем Баталов сожалел о своём интервью и называл его «позорным», в то время как Невзоров считал, что это интервью как раз прославило полковника. После подписания Хасавюртовских соглашений Баталов присоединился к Движению в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки, руководил его Волгоградским региональным отделением.

Во время кризисных событий 1998 года, по собственным словам, Баталов получил от Рохлина распоряжение быть готовым к активным боевым действиям: в начале лета 1998 года Рохлин запланирован военный переворот, целью которого ставилось свержение президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина. Первая попытка состоялась в июне 1998 года, однако попытку пресекла бригада внутренних войск. Повторные действия запланировали на 20 июля, но 3 июля Рохлин был убит на своей даче, вследствие чего подготовка к вооружённому выступлению немедленно прекратилась, несмотря на тщательную организацию действий и привлечение милиции. После убийства Рохлина 8-й корпус был расформирован, а недовольные политикой Ельцина и поддерживавшие Рохлина солдаты и офицеры были отправлены в запас или уволены. По воспоминаниям Баталова, около половины личного состава Кремлёвского полка готовы были поддержать возможные выступления Рохлина против Ельцина, в то время как вторая часть полка поддерживала Ельцина.

В настоящее время — пенсионер, проживает в Волгограде, работает директором по общим вопросам одного из химических заводов г. Волгоград. Единственная государственная награда — орден «За военные заслуги», формально получен за учения после возвращения с бригадой в Юрге; по мнению современников, фактически — за успешные действия при штурме Грозного и боях против чеченских боевиков. Председатель совета ветеранов при АО «Каустик» с марта 2014 года. Критически высказывался о пребывании ряда военнослужащих ВС РФ на самообеспечении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: