Литературная классика, драматургия и балет (30-е годы)
Сочетание классики и новшеств стало основой для последующего развития балетного искусства: в 30-е годы история советского балета начинает новый этап. С одной стороны, господствовал социалистический реализм: власть ставила перед искусством идейные задачи, которое оно было обязано решить. Но именно тогда были созданы спектакли, получившие статус балетной классики.
Спектакль приобрел психологическую достоверность, полноценность драматургии, содержательность. Балет сблизился с драматическим театром и успешно использовал его достижения: исполнители повышали актерское мастерство, нормой стал танец в образе.
Главной победой балетов 30-х годов — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Лауренсия» А. Крейна — стала сюжетная линия, основанная на произведениях Пушкина, Шекспира, Лопе де Вега. Форма спектаклей, основанных на литературной классике, держалась на старых традициях. В основе балета лежал классический танец. Но усвоение традиций еще не отличалось глубиной: из ценного наследия отбиралось лишь то, что могло отразить поведение персонажей в реальной жизни, поэтому связь с прошлым была поверхностна.
Хореография спектакля обогатилась массовыми современными танцами, жизненными движениями, но балетное действие лишилось сюжетной целостности. Особенно это характерно для спектаклей Д. Шостаковича («Золотой век», «Болт», «Светлый ручей»).
Подобный половинчатый подход не способствовал решению многих задач, к примеру, раскрытию тематики произведения. Постановки лишились симфонического танца, развитых форм танца ансамблевого, многих вариаций. На смену им пришли натуралистические движения, которые не могли раскрыть всю плавность сюжетных спектаклей.
Балету 30-х годов удалось достичь уровня классической литературы, но до уровня классической хореографии он так и не поднялся.
Работа в театре
Получив диплом, юная актриса Нина Шацкая пожелала стать частью труппы Театра Моссовета. Именно здесь на то время работал супруг нашей героини – Валерий Золотухин. Однако нашу героиню не приняли.
По совету товарища Нина Шацкая отправилась на прослушивание в Театр на Таганке. Сыграв небольшой отрезок из пьесы, актриса была сразу же зачислена в творческую группу. Работе в этом театре актриса посвятила более 3 десятков лет своей жизни. За это время Нина Шацкая успела стать ведущей актрисой в таких знаменитых постановках, как «А зори здесь тихие», «Жизнь Галилея», «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита», «Пир во время чумы» и многих других.
https://youtube.com/watch?v=imAIz99twZY
Новый балет России — успехи и поражения
Первые успехи советский балет ощутил тогда, когда классику перестали отрицать, а попытались опереться на нее в создании новых спектаклей.
Р.Глиэр
Прорывом стал его балет «Красный мак».
Глиэр следовал традициям классического балета: музыка повторяла мотивы Чайковского и Глазунова, содержание отвечало классическим идеалам — борьбе добра и зла, противопоставлению фантастического и реального, драматургия отличалась системой лейтмотивов и стройным развитием. Это был сюжетный трехактный спектакль. Основой хореографии были классические и ансамблевые танцы в сочетании с пантомимой, дивертисментом, действенным танцем. Сохраняя традиции, Глиэр не забывал и о требованиях современности: герои отвечали идеалам революции, впервые на балетной сцене был показан образ труда, использовались элементы эстрадного и бытового танцев. Для характеристики персонажей композитор использовал самые популярные мелодии тех лет: народные песни — для китайских персонажей, бостон и чарльстон — для буржуазии, «Интернационал» и «Яблочко» — для советских моряков. И хотя подлинного слияния прошлого и настоящего Глиэру не удалось добиться, «Красный мак» стал первым советским балетным спектаклем, в котором проявилась ориентация на единство нововведений и старых традиций.
Балет Глиэра доказал, что классика, которую считали устаревшим музейным экземпляром и остатком аристократизма, может и должна служить новому искусству.
А.Я.Ваганова
Манера исполнителей того времени отличалась экспрессией и драматизмом: сложные акробатические поддержки сочетались с гибкостью спины и рук и быстрыми вращениями.Подобной технике исполнения история русского балета 20 в. обязана замечательному педагогу Ленинградского хореографического училища А. Я. Вагановой. Она считала, что ее ученицы должны уметь исполнять как классические танцы романтичных балетов прошлых эпох, так и советские экспрессивные пируэты. Ее система была столь успешной, что применялась не только в балетах Советского Союза, но и в странах Восточной Европы.
В 20-е гг. форма и содержание балетных спектаклей претерпевают значительные изменения. Новая власть определила новые ориентиры: в Петрограде и Москве просыпается интерес к постановкам пролеткульта. Это работы К. Голейзовского, Ф. В. Лопухова, среди которых наиболее знаменито «Величие мироздания», где роль фона выполняла музыка Четвертой симфонии Бетховена. Главной идеей балета стало отражение советской политической идеологии.
Нина Шацкая: биография
Нина Шацкая — талантливая певица, неповторимый вокал которой способен вызвать у слушателя целую гамму эмоций — от искренней печали до веселой улыбки. Репертуар исполнительницы построен в основном на композициях в стиле джаз и романсах.
Нина Шацкая в 2017 году
Будущая звезда родилась в городе Рыбинске 22 января 1966 года. Талант девочки стал заметен с раннего детства: Нина проявила вокальный талант. Отец Нины Шацкой, профессиональный музыкант, оценил данные дочери и отправил девочку заниматься музыкой с преподавателями. Сам Аркадий Шацкий, папа Нины, выбрал профессию дирижера, а также руководил джазовой группой.
В одном из интервью Нина Шацкая вспомнит о том, что в возрасте 15 лет педагог впервые предложил попробовать исполнить романс. Вокал девушки отлично подошел для столь особенного жанра, однако сама Нина не пришла в восторг от перспективы исполнять подобную музыку. В тот момент ей нравилась другая музыка. Но спустя годы Нина Шацкая, по собственному признанию, осознала правоту педагога.
Нина Шацкая в детстве
Окончив школу, девушка поступила в Ленинградский университет, выбрав профессию управленца. Доучившись до последнего курса, Нина Шацкая окончательно поняла, что хочет связать дальнейшую жизнь с музыкой и оставила университет. Сразу после этого певица поступила в музыкальную студию Ленинградского мюзик-холла, но по неизвестным причинам была отчислена оттуда после первого года учебы. Исполнительница не комментирует этот момент.
Параллельно с учебой Нина Шацкая работала в коллективе Ленконцерта, участвовала в многочисленных вокальных конкурсах и выступала на сцене. После инцидента с музыкальной студией певица перебралась в Москву, где устроилась исполнительницей в варьете, что на Тверской улице.
Певица Нина Шацкая
Затем девушка на несколько лет уехала в Италию. В Сети распространяется информация о том, что за границей Нина Шацкая пыталась сделать карьеру модели, однако певица развенчала этот миф.
По признанию Шацкой, в Италию ее привели другие причины, а источником слухов стали профессиональные фото, на которых девушка действительно даст фору любой супермодели. Но это только красивая фотосессия, сделанная другом исполнительницы. На родину Нина Шацкая вернулась уже в 30-летнем возрасте и сразу начала путь к исполнительской славе и популярности.
Творческий дуэт Нины Шацкой и Ольги Кабо
Первый совместный литературно-музыкальный спектакль певицы Нины Шацкой и актрисы Ольги Кабо, посвященный поэзии Анны Ахматовой, состоялся в 2020 году. Их второй проект под названием «Я искала тебя» выстроен на основе удивительной поэзии Марины Цветаевой. Несмотря на то, что дружеские взаимоотношения среди артистов — достаточно редкое явление, а само понятие «женская дружба» часто вызывает откровенный скепсис, прекрасный творческий дуэт состоялся.
На фото: Нина Щацкая и Ольга Кабо
По признанию Ольги Кабо, их отношения являются дружескими. Они частенько собираются, общаются, так как во время выступления умение слышать друг друга является просто необходимым. В процессе работы над спектаклем все проблемы остаются вне зала, а вся энергия направлена только на развитие проекта.
Нина Шацкая привыкла работать одна, поэтому выступать в паре ей достаточно сложно. Однако с Ольгой они сработались. Во-первых, потому что делают любимое дело; во-вторых, умеют слышать друг друга; и, в-третьих, артистки одинаково сильно дорожат совместными творческими проектами. Две прекрасные поэтессы Анна Ахматова и Марина Цветаева, творчество которых вдохновляет не одно поколение артистов, предоставили им настолько прекрасный материал для работы, что это неизменно цепляет за душу и самих артистов, и зрителей.
В обычной жизни актриса Ольга Кабо и певица Нина Шацкая совершенно непохожи друг на друга. Ольга — человек сугубо семейный, окруженный детьми, а жизнь Нины Шацкой заполнена только творчеством. Однако они обе влюблены в творчество великих поэтов, которое предоставляет материал для их лирико-музыкального творчества на сцене. И это прекраснейшим образом дополнило их творческую биографию.
Нина Шацкая и ее любимый кот Маркиз
Ольгу после работы ждут ее дети и любимый муж, а Нину с нетерпением ожидает только ее любимый кот. Если Нинэль — человек-сюрприз, то Ольга — стабильность и организованность. Их биографии никогда не пересекались. А началось все с того, что Международный дом музыки предложил Нине Шацкой и Ольге Кабо сделать совместный проект. И от этого предложения, как это принято говорить, они не смогли отказаться. Так родился их первый спектакль, навеянный творчеством великой поэтессы Анны Ахматовой. А за ним последовал и второй.
«Во время работы, — вспоминает Нина Шацкая, — я ощущала, что нас с Ольгой словно кто-то ведет. Мне известны разные истории о том, как порой постановки на стихи Цветаевой были приостановлены из-за травм актеров, которые просто уходили из проектов… В нашем же с Олей случае все складывалось благополучно. Например, нам было отказано в работе с некоторыми композиторами, однако совершенно неожиданно дал согласие человек, который сумел всего за 45 дней создать великолепную музыку».
Нина Шацкая и Ольга Кабо в спектакле «Память о солнце»
Говорят, что для артистов блеск софитов, всеобщее обожание, роскошные наряды превращают их жизнь в один нескончаемый праздник. Однако, по мнению Нины Шацкой, ей гораздо ближе необыкновенные путешествия. «Я порой оказываюсь в таких необычных местах, куда современные люди забираются крайне редко. Это — неисследованные просторы Африканского континента, прекрасные горы Южной Америки, места просветления в Индии…» — рассказывает о малоизвестной страничке своей личной жизни Нина Шацкая.
Нина Шацкая в Конго
Муж Нины Шацкой – фото
Несмотря на возраст, Нине Шацкой 55 лет, знаменитость выглядит намного моложе. Яркая женщина одевается со вкусом, на ней даже простая бижутерия создает неповторимый шарм. Настоящее имя Заслуженной артистки России Нинель, и она уроженка Рыбинска.
Первая любовь
Долгие годы личная жизнь Нины Шацкой скрывалась от посторонних глаз. С 90-х она жила в Италии, где встретила фотографа Франко Витале. Мужчина почти стал ее мужем, пара даже готовилась к свадьбе. Фотограф был страстно влюблен, ведь жгучая брюнетка внешне походила на итальянку и соответствовала его запросам. Но женщина не была готова к жизни под одной крышей с ее то плотным гастрольным графиком. После этого ей приписывали множество романов со звездами. В Сети фото мужа Нины Шацкой появилось намного позднее.
Первый муж Шацкой
Решив, что ее биография будет связана только с музыкой, артистка вернулась в Россию. Правда, нельзя назвать образ жизни Нины Шацкой сидячим. Она много путешествует. По словам Нины, с недавнего времени ее «укусила муха Африки», мотивируя проникнуться традициями удивительной страны. Путешествия стали «лекарством от возраста», и о любви не особо мечталось.
Судьба же решила преподнести женщине главную встречу – свидание с возлюбленным. Им оказался миллиардер, член Общественной палаты при президенте, руководитель «Московского комсомольца» Павел Гусев.
Познакомились Нина Шацкая и ее муж на юбилее передачи Алексея Пушкова. Павел Николаевич сидел напротив, а когда певица запела романсы, прослезился. Слезы приятного мужчины тронули артистку, и ей стал интересен этот человек.
Свадьбу пара сыграла в 2019г. Для Павла Гусева это четвертая женитьба, но для Нины Шацкой первый брак.
Справка! От первого брака у Гусева есть сын Алексей, от второго – дочь Екатерина, от третьего трое дочерей: Ксения (телеведущая), Александра и Ярослава. В 2018г. экс-супруга Евгения Ефимова подала иск о разделе имущества.
Нина Шацкая со своим мужем живет на Патриарших прудах в поместье. Дом обставлен со вкусом, с множеством антикварных вещей. Павел Николаевич купил особняк в страшном состоянии в 90-е и привел его в порядок. В браке оба супруга счастливы, подойдя к этому союзу ответственно, осознано. Так родилась крепкая семья с красивыми традициями, отношениями.
Нина Шацкая с мужем никогда не гнались за деньгами, усердно и много работая. «Я не миллиардер, – скромничает Павел Николаевич, – просто обеспеченный человек». Страстным увлечением мужа Шацкой является коллекционирование хороших книг, включая антикварные, потому в доме отведена для них библиотека. Певица признается, что их связывает любовь к путешествиям, рыбалке. Шутливо муж порой ворчит, что Нина привезла «много цыганских юбок» из экзотического турне. Пока счастливая жена мечтает уговорить мужа поехать в Африку. Но ему важен комфорт в поездке, а некоторые страны этого не предполагают, – резюмирует знаменитость.
Нина Чистова
Возраст: 92
Нина Васильевна Чистова. Родилась 11 мая 1931 года в Москве. Советская артистка балета, солистка Большого театра СССР, педагог.
Нина Чистова родилась 11 мая 1931 года в Москве.
В 1951 году окончила Московское хореографическое училище под руководством педагога Г. П. Петрова. Будучи ученицей МХУ, исполнила партию Маши-принцессы в спектакле МХУ «Щелкунчик» балетмейстера В. И. Вайнонен.
В 1951-1972 годах — артистка балета Большого театра СССР, где занималась с педагогами М. Т. Семёновой и Т. П. Никитиной. Чистова совершенствовала мастерство балерины в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова в классе у Н. М. Дудинской.
Лауреат 4-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве 1957 года — 1-я премия и золотая медаль.
Партии Нины Чистовой:
- «Спящая красавица» (балетм. М. Петипа, М. М. Габович, А. М. Мессерер) — Принцесса Флорина;
- «Медный всадник» (балетм. Р. В. Захаров) — Параша;
- «Бахчисарайский фонтан» (балетм. Р. В. Захаров) — Мария;
- «Лебединое озеро» (балетм. М. Петипа, Л. Иванов, А. Горский) — Одетта-Одиллия;
- «Вальпургиева ночь» (балетм. Л. М. Лавровский) — Вакханка;
- «Шурале» (балетм. Л. В. Якобсон) — Девушка-птица;
- «Шопениана» (балетм. М. М. Фокин) — Солистка (Прелюд, 7-й Вальс, Мазурка);
- «Жизель» (балетм. Ж.Коралли, Ж. Перро, М. Петипа, Л. Лавровский) — Мирта;
- «Каменный цветок» (балетм. Ю. Н. Григорович) — Катерина;
- «Дон Кихот» (балетм. А. А. Горский) — Повелительница дриад;
- «Гаянэ» (балетм. В. И. Вайнонен) — Мариам.
Награждена Орденом «Знак Почёта» (1959).
Знаменитый хореограф К. Я. Голейзовский высоко ценил дарование Нины Чистовой: «Она завоевала наше призвание, создав ряд великолепных поэтических образов в балетах. Её хореография так же призрачна, сказочна и хрупка, как её внешность. Техника, которой она владеет в совершенстве, не бросается в глаза, и в этом она тождественна с Улановой. Её танцы и её внешность не разъединимы. Когда она склоняет голову, она напоминает ландыш, когда поднимает вверх удивительно выразительные руки — перед глазами ветви плакучей ивы…».
В 1967 году снялась в мелодраме «Я Вас любил…», где ее героиня — Раиса Дмитриевна Красовская. Лента рассказывает о московских школьниках, духовном, эстетическом становлении и первой любви.
Нина Чистова в фильме «Я Вас любил…»
В 1984 окончила факультет журналистики Московского Государственного Университета.
В 1972-1988 — педагог классического танца в Московском государственном хореографическом училище.
В 1989-1991 — ассистент балетмейстера Ю. Григоровича в Софийской Народной опере (Болгария).
В 1992-1994 — педагог-репетитор в Московском детском музыкальном театре имени Н. И. Сац.
В 1992-1993 — педагог классического танца в балетной школе Нагои).
В 1997-1998 — педагог балетной школы Александрии (Египет).
В 1993-2003 — педагог классического танца в Академии хореографии при Новом гуманитарном университете Н. Нестеровой.
В 2003-2007 — педагог классического танца в Московском государственном университете культуры и искусств.
Личная жизнь Нины Чистовой:
Бывший муж — Борис Асафович Мессерер, советский и российский театральный художник, сценограф, педагог. Президент ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы. Академик РАХ (1997; член-корреспондент 1990). Народный художник РФ (1993). Лауреат двух Государственных премий РФ (1995, 2002). Член Союза художников СССР с 1960 года, Союза театральных деятелей РФ и Союза кинематографистов РФ.
В браке родился сын Александр Мессерер, художник.
Фильмография Нины Чистовой:
1959 — Балет Большого театра в Америке (документальный)
1967 — Я Вас любил… — Раиса Дмитриевна Красовская
последнее обновление информации: 08.05.2023
Театр и кино
Впервые на экране Нина появилась еще в студенческие годы, сыграв Инну в картине Алексея Сахарова «Коллеги». Партнерами Шацкой по фильму стали будущие звезды Василий Ливанов и Василий Лановой, Олег Анофриев и Тамара Семина.
Интересно! Глафира Тарханова — биография и личная жизнь
В 1964 году актриса предстала в образе медсестры в кинокомедии Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Ровно через 10 лет песни на стихи Владимира Высоцкого в исполнении легендарного барда и Нины прозвучали в картине Станислава Говорухина «Контрабанда», в котором Шацкой досталась роль безымянной певицы. Актриса и Высоцкий пересеклись также на съемках фильма «Саша-Сашенька».
Единственная главная роль в фильмографии жены Валерия Золотухина — исскуствовед Алла Арсеньева в музкомедии Мукадаса Махмудова «Белый рояль», снятой в 1968 году на «Таджикфильме» и украшенная музыкой Александра Зацепина. Зрители запомнили второстепенные образы, созданные актрисой в картинах «Преждевременный человек», «Инспектор Лосев» и «Визит к минотавру».
С 1964 по 1993 годы она служила в Театре на Таганке. Среди ее работ:
- «А зори здесь тихие» (Женя Комелькова);
- «Берегите ваши лица»;
- «Владимир Высоцкий»;
- «Десять дней, которые потрясли мир» (Шансонетка);
- «Добрый человек из Сезуана» (Племянница);
- «Жизнь Галилея» (дама);
- «Пир во время чумы» (Клотильда);
- «Послушайте!»;
- «Преступление и наказание» (Дуня);
- «Тартюф» (Мариана);
- «Товарищ, верь…»;
- «Час пик» (Зося);
- «Что делать?» (Невеста всех невест);
- «Мастер и Маргарита» (Маргарита).
В 1993-м ушла из Театра на Таганке из-за известного конфликта ряда актеров с Любимовым. Нина Шацкая поясняла: «Актеры обнаружили документ, из которого становилось понятно, что Юрий Петрович Любимов готовит бумаги для приватизации театра и получает тем самым право избавляться от актеров. Причем делалось это втайне от коллектива».
Какое-то время Шацкая работала в театре «Содружество актеров Таганки». Затем стала актрисой Московского театра «Школа современной пьесы», была задействована в постановках:
- Полина Андреевна — «Антон Чехов. Чайка»;
- Полина Андреевна — «Борис Акунин. Чайка»;
- Полина Андреевна — «Чайка. Настоящая оперетка»;
- Мария Яковлевна (Маканя) — «Русское варенье».
В кино дебютировала в 1962 году, еще будучи студенткой, сыграв роль Инны в картине «Коллеги» по одноимённой повести Василия Аксёнова.
Первую известность получила после роли пионервожатой в знаменитой комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен» режиссёра Элема Климова.
В 1968 году исполнила главную роль в музыкальной комедии «Белый рояль». Ее героиня — музыковед Алла Сергеевна Арсеньева, которая одержима идеей поиска музыкальных артефактов разных эпох. Её усилиями уже были найдены балалайка Петра I и барабан Чингиз-Хана. Её новым объектом для поиска стал уникальный Белый Рояль, некогда принадлежавший эмиру Бухары.
В картине «Контрабанда» она спела в дуэте с Владимиром Высоцким. «Мы записали замечательную песню о любви двух морских лайнеров в кинофильме «Контрабанда». Получилось очень неплохо, и Володя сказал: «Нин, давай с тобой запишем пластинку». Но закружили дела — не получилось. У нас с Володей сливались голоса», — вспоминала Нина Сергеевна.
Интересно! Елена Драпеко — биография и личная жизнь
Яркими получились роли Дины в фильме-спектакле «Ярость» и врача-нарколога в детективном сериале «Визит к Минотавру».
В 1990-м исполнила одну из главных ролей в драме «Сукины дети» Леонида Филатова. Ее героиня — театральная звезда, которой завидуют коллеги, но которая своим поведением в сложной ситуации завоевывает их признание.
В 1990-е и в начале 2000-х в кино не снималась.
В 2013-2017 годах сыграла в нескольких телесериалах. Как честно признавалась актриса, чтобы подзаработать.
«Вот это Чайковский!»
Про «балериной не станет» – фраза от врача. В годы войны, когда от недоедания, болей и слабости в коленях она падала прямо на улице, он посоветовал «отдать девочку в танцы». Смерть трёх детей в семье заставляла прислушаться хоть к какому доброму совету. И хотя для балета по возрасту она была «переростком», а потому никаких особых мечтаний не было – случай, получается, определил судьбу. Правда, отныне и навсегда пришлось жить на сопротивлении.
Каждый выход на сцену был – преодоление. «Всю жизнь помню трудный третий акт «Лебединого озера». Звучит музыка, через несколько тактов мне выбегать, а внутри – одно: боюсь! Но наступает черёд «моего» такта, вылетаю на сцену – и всё забыто…» Фото: из Личного архива Нины Меновщиковой
Почти 30 главных партий на сцене Свердловского театра оперы и балета. Маша в «Щелкунчике», Никия в «Баядерке», Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Китри в «Дон Кихоте», Медора в «Корсаре», Ширин в «Легенде о любви». А ещё Золушка, Жизель, Эсмеральда… Её Аврора в «Спящей красавице», подобно фарфоровой статуэтке, была классикой жанра. Её Сольвейг в «Пер Гюнте» сравнивали с игрой акварели. Её Золушка в балете Прокофьева была печальна, но не унижена. А Эгина Меновщиковой в «Спартаке» заставила изумиться самых искушённых балетоманов. Дело даже не в том, что лирическая балерина открыла вдруг в себе и предъявила публике новые качества – экспрессию, энергию, напор. Балерина открыла новые черты в самой Эгине. Её куртизанка-повелительница в свой предсмертный час познала силу подлинной любви. Такого акцента не было даже в знаменитой постановке Большого театра.
Не лучшего качества фото запечатлело, однако, одну из знаковых партий Меновщиковой. В «Спартаке» Меновщикова сыграла нюансы характера и судьбы Эгины, которых не было даже в знаменитой постановке Большого театра. Фото: из Личного архива Нины Меновщиковой
– А что было делать? – разводит руками Нина Ивановна. – Роль на сопротивление. Когда меня, небольшого росточка, субтильную, лирическую танцовщицу по природе своей, назначили на роль Эгины (в провинциальном театре нет жёсткого деления на амплуа), я поняла: традиционную обольстительницу, у ног которой всё и вся, с моими данными танцевать нелепо. И я придумала. Один-единственный акцент. В последней сцене со Спартаком Эгина протягивает к нему руки. А он отворачивается. Эгина уязвлена как женщина. Однако отсюда и возникает в ней новое чувство…
Кстати, её приглашали работать в Большой театр. Дважды. Сам Михаил Чулаки, известный композитор, директор главного театра страны. Но она мудро оценила: «Ну куда мне с росточком в 156 см тягаться с примами Большого». Для балерин скромные физические данные – преграда. Но… не препятствие. Для таланта. Даже в условиях «железного занавеса» балерину с далёкого Урала Москва включала в правительственные гастрольные труппы. Именно как явление таланта. Нина Ивановна вспоминает: когда-то в Ирландии ей («туземке из-под Урала с голубыми глазами» – анонсировали её местные газеты) довелось участвовать в необычном вечере. Российские и британские танцовщики в очередь, каждая страна – свой фрагмент, танцевали «Лебединое озеро». Дирижёр был один, и ему пришлось подстраивать оркестр под темпы танца русских и британцев. А они были разные. Посланцам Туманного Альбиона он попенял: «Ну что вы так растягиваете музыку?». Когда же станцевала Меновщикова, буквально вскричал: «Вот это Чайковский!».
Главной особенностью дарования Меновщиковой был глубочайший лиризм, который наиболее ярко воплотился, например, в её любимой партии Жизели (фото слева) Фото: из Личного архива Нины Меновщиковой
Сцена и… характер
Из воспоминаний Николая ОСТАПЕНКО, партнёра Нины Меновщиковой:
«В танце она была удивительной. У неё был редкий в балеринах скрытый темперамент. Иная на сцене гром и молнии мечет, эмоции изображает – а зритель в зале остаётся холодным. У Меновщиковой даже глаза были говорящие. В «Соборе Парижской Богоматери» она танцевала Эсмеральду, я – Квазимодо. Вот вроде всего-то стоит её Эсмеральда передо мной, никаких па, никаких движений рук, но в глазах – целая жизнь. Боль. Страдание. Недоумение… Мне оставалось только читать её глаза и реагировать. Тем удивительнее, что в самом расцвете карьеры Нина Ивановна стала отказываться от ролей. Многие балерины – особенно сегодня – хватаются за всё подряд. Твоё – не твоё. Сможешь – не сможешь. Лишь бы побольше урвать. А она, помню, отказалась от той же Эсмеральды. «Знаете, – говорит, – есть у нас молодая балерина Лиля Воробьёва. Это её партия…»