Василий тредиаковский: стихи

Тредиаковский василий кириллович: биография, достижения и роль в истории

Тредиаковский Василий Кириллович: биография, достижения и вклад в историю России

Тредиаковский Василий Кириллович – выдающийся русский лингвист, литературовед, историк и общественный деятель. Родился он в 1703 году и с раннего возраста проявлял необычайную склонность к учению и науке. В 1727 году он закончил Славяно-греко-латинскую академию и начал преподавательскую деятельность, которая послужила отправной точкой для его научной карьеры.

Одним из наиболее значимых достижений Тредиаковского было создание правил русского языка, которые стали важнейшей составляющей развития лингвистики в России. Но его знания и интересы не ограничивались только языкознанием – Тредиаковский увлекался искусством и литературой, и его работы по этим направлениям были не менее блистательными и оставили заметный след в культурной и литературной истории России.

Но главным вкладом, который Тредиаковский внес в историю России, было его участие в масонских обществах. Он был одним из основателей и лидеров масонской ложи «Три Светила», которая считалась одной из самых влиятельных организаций того времени. Благодаря этой организации, Тредиаковский смог противостоять реакционному правительству того времени и продвинуть идеи просвещения, свободы и равенства в обществе.

Таким образом, Тредиаковский Василий Кириллович является не только знаменитым ученым и литератором, но и выдающейся фигурой в истории России, которая оказала огромное влияние на развитие науки, культуры и социальной сферы в стране.

Тредиаковский Василий Кириллович: жизнь и творчество

Тредиаковский Василий Кириллович – выдающийся филолог, педагог и просветитель XVIII века, является одним из основателей современного русского литературного языка. В своих трудах он стремился устранить беспорядочность и произвольность в употреблении слов, создавая определенные правила правописания, грамматики и пунктуации.

Большую часть жизни Тредиаковский посвятил просвещению народа. Он основал первое в России учебное заведение для женщин, где преподавал язык и литературу, а также открыл школу для детей местных жителей. Благодаря его стараниям, в России появилась первая библиотека с национальным фондом, были изданы первые литературные произведения на новом литературном языке.

Достижения и вклад Тредиаковского в развитие русского языка и культуры трудно переоценить. Он сделал огромное количество работ по грамматике, лексике и орфографии русского языка, став одним из первых изучать словосочетание и синтаксис, а также занимался изучением иностранных языков. Благодаря его работам, русский язык стал более точным и удобным для использования, а сам Тредиаковский стал символом национального просвещения и развития.

Тредиаковский признавался важностью образования для развития личности и государства.
Труды Тредиаковского являются наследием России, значимым для ее культуры и науки.
Он также делал акцент на необходимости развития национальной литературы, как важнейшей составляющей культуры народа и государства.

Таким образом, Тредиаковский Василий Кириллович является знаменитым представителем науки и культуры, оставившим незабываемый след в истории России. Его жизнь и творчество многое сделали для развития образования и культуры в нашей стране, внесли огромный вклад в формирование русской литературной и языковой традиции.

Василий Тредиаковский – 330 лет со дня рождения первого русского поэта

Александр Балтин (03/03/2023)

 1

      Вектор энергии Тредьяковского требовал обновления поэзии, всего её состава, самой сути: но ориентация на классицизм – с его незыблемыми принципами – не позволяла отступать в мирскую стихия языка.

       Всё должно быть возвышено.

       По крайней мере – высоко.

       Стихи должны звенеть, ложиться на медные доски вечности, избегая тления, и даже: Здравствуйте, женившись, дурак и дура, -писанные с забористым перцем, дьявольщинкой, собачьим сердцем хранят в себе начинку высокого стиля.

<— Тредиаковский. Гравюра А. Я. Колпашникова, 1775
 

        Он не соответствовал живому языку, оттого и гудит непроворотно, будто даже скрипит.

        Ничего не поделать – язык развивается вовсе не при дворце, и то, что высокими его плодами могли пользоваться тогда лишь немногие, не помогало пииту.

        Живые ручьи иногда блистали внутри тяжёлых построений Тредьяковского:

       Виват, Россия! виват драгая!
       Виват надежда! виват благая!
 

       Но играл Тредьяковский значительную роль – играл всерьёз, смертельно: мостил дорогу будущему обмирщению языка, в пределах которого будут созданы незыблемые шедевры.

2

Виват Россия! виват драгая!
Виват надежда! виват благая.

       Звучит и сегодня: звонко, ярко, возвышает дух, наполняет хорошей гордостью, и – точно открывает ретроспекцию, уходящую очень далеко: туда, где жизнь Василья Кирилловича Тредиаковского бушевала и разливалась, казнила его и возносила, миловала и лупила – через судьбу – палками по голове.

       Но ничто и никогда не лишило его дара: растущего и мужающего, подкреплённого неустанными занятиями, изучением языков, умноженного на странствия, раскрывавшие миры других пространств.

        Басни расцветут: тяжеловесные, приподнятые, важные, точно в напудренных париках, и вместе: сверкающие гирляндами смехами.

 «Ворон и Лисица», «Леший и мужик»…

Вечность Эзопа дохнёт в лицо.

  Взыграют оды:

       О! не ярости во время,
       Господи, мя обличи:;
       Зол же всех за тяжко бремя
       И за многое тех племя
       В казнь не в гневе повлачи.

       Загудят – и вместе струнные переборы дадут; хотя, вероятно, орган пришёлся бы в пору Василью Кириллычу: он мечтал о мощном звуке, о полифонии звуко-смысла, о величие подлинном: возвышающем величие стихов.

       …а как разойдётся – уже совсем другим языком «Приветствие, сказанное на шутовской свадьбе»!

       Полыхнёт оскал шутовства, запляшут, заболбочат несчастные карлы, и выдохнет… не более счастливый Тредиаковский:

       Здравствуйте, женившись, дурак и дура,
       Еще <и блядочка> дочка, тота и фигура!
       Теперь-то прямо время вам повеселиться,
       Теперь-то всячески поезжанам должно беситься:
       Кваснин дурак и Буженинова <блядка>
       Сошлись любовно, но любовь их гадка.

       Эх, с перцем, с собачьим сердцем, с адскою силой – а: на века…

       Века вобрали опыт Тредиаковского.

       Вряд ли сейчас можно испытывать сильное эстетической удовольствие от его стихов, но высятся они причудливыми колоннами, прорывом в небо, и никто, желающий знать тайны русской поэзии, не обойдёт их…

______________

Прим. ред. – За то, что первый и за «Виват Россию! Виват благую!» могилу первого русского поэта Василия Тредиаковского и сравняли с землёй.

116

Последние публикации: 

К 120-летию смерти Н. Фёдорова –
(14/12/2023)

К 210-летию Гектора Берлиоза –
(08/12/2023)

К 2060-летию Цицерона –
(30/11/2023)

К 115-летию Николая Носова –
(27/11/2023)

Чёрт в русской литературе –
(25/11/2023)

На cмерть Нины Садур –
(14/11/2023)

Звёзды звуков Арно Бабаджаняна –
(07/11/2023)

К 120-летию Ивлина Во –
(17/10/2023)

Так и теперь –
(09/10/2023)

О Савве Ямщикове –
(04/10/2023)

Все публикации автора: Александр Балтин

Конфликт с Ломоносовым и Сумароковым

В 1743 году началась «литературная война» Третьяковского с М.В. Ломоносовым и А.П. Сумароковым. По правде говоря, у трех служителей слова Его Величества всегда были непростые отношения друг с другом: сначала они работали вместе, потом обрушили друг на друга град едких ироний и язвительных эпиграмм. Василий Кириллович, молчавший и отстаивавший свое мнение в повседневной жизни, стал таким беспощадным бойцом, что даже грузный Ломоносов порой сторонился его.

Бесконечные споры о семантике стихотворного метра принесли свои плоды: в ходе поэтической борьбы возникли новые литературные жанры и направления. Главными аргументами Трендяковского в его конфликте с Сумароковым были знания и эрудиция (в 1745 году Трендяковский стал первым в России профессором «как славянских, так и российских выборов…», а в 1746 году начал читать лекции по истории, поэтике и теории риторики). Его оппонент, любитель поэзии, афишировал свою принадлежность к аристократической элите.

Ломоносов же считает Василия Кириловича своим главным противником. В сентябре 1750 года императрица Елизавета приказывает двум поэтам «сочинить трагедию». Отбросив все проблемы, Трендяковский начал сочинять «Дейдамию», но поскольку первые два акта уже были получены академическими типографиями, печатать трагедию неожиданно запретили. С другой стороны, произведения Ломоносова свободно публиковались и исполнялись.

Так Тредиаковский проиграл литературную войну, но его ждал еще один тяжелый удар: в марте 1751 года Ломоносов стал учебным советником с годовым жалованьем в 1200 рублей. В ответ на свою просьбу о повышении зарплаты избитый поэт получил отказ.

Первый успех

В 1730 году Василий Третьяковский вернулся на родину и поселился в Санкт-Петербурге. Самым важным событием для него стало известие о том, что его приняли в число студентов Академии наук. Это открывало перед молодым поэтом блестящие перспективы, в частности, высокое покровительство и полезные знакомства при дворе.

В том же году Василий Кириллович опубликовал свой перевод французского романа «Прогулка по острову любви», привлекший внимание всей культурной общественности северной столицы. В те годы это произведение было единственным светским романом в русской литературе

По сути, перевод Третьяковского заложил основу для развития беллетристического повествования в России.

На пике своей популярности Василий Кириллович опубликовал сборник стихов «Стихи на разные случаи жизни», который стал своеобразным дополнением к роману.

Через тернии к звёздам

Весной 1722 года лучший выпускник Астраханской латинской школы, свободно владевший несколькими языками, был принят в промежуточный класс Славяно-греко-римской академии в Москве. Но осенью 1726 года студент, жаждущий знаний, снова бежал, на этот раз в Голландию. Овладев французским языком и за короткое время приобщившись к европейской культуре, Василий отправился пешком из Антверпена в Париж.

Во Франции Трендяковский в течение трех лет изучал математику, теологию и философию, писал стихи и активно участвовал в общественных дебатах. Не дожидаясь, пока Святейший Синод назначит ему стипендию, обедневший и довольно слабый юноша обратился за покровительством к князю Куракину. Возможно, Россия так и не увидела бы великого деятеля, если бы великодушный посол отказался ему покровительствовать. В доме своего покровителя Третьяковский встречался с российскими дипломатами: А.Г. Головкин, С.К. Нарышкин, А.Д. Кантемир, И.А. Щербатов, А.И. Непалев. Они относятся к бедному студенту довольно тепло, читают его стихи и переводы, наблюдают за его развитием, но не принимают его как равного.

Здесь, на чужбине, Василий Кириллович получает печальную весть с родины: в Астрахани от чумы умерли его родители, жена и почти все родственники, а их имущество «…разворовано».

Весной 1730 года Трендяковский вернулся истощенным из своего долгого путешествия по России. Его ждал долгий, тернистый путь к славе…..

Реформа стихосложения

В отличие от своих современников, Василий Третьяковский никогда не пытался создать в своих произведениях простой литературный язык. Он был сторонником сложного стиха, который вдохновлялся и подражал лучшим образцам античности.

Однако попытки Третьяковского адаптировать русскую поэзию к латинской встретили неприятие: поэта нещадно критиковали за сложную структуру предложений, использование инверсий и интерполяций и неясность смысла текстов.

Важнейшим результатом литературной деятельности Трендяковского стало теоретическое разделение поэзии и прозы и введение этих понятий в русскую культуру. В своем трактате 1735 года Трендяковский дал девять определений важнейшим понятиям стиха: стих, слог, стопа, полуслог, метафора (так он называл цезуру), рифма, транспозиция и т.д.

Василий Кириллович Тредиаковский, биография которого неотделима от русской литературы XVII века, до последних дней своей жизни экспериментировал со словом и рифмой. Поэт умер 6 (17) августа 1769 года.

Ершов биография биография биография вкратце для детей — самое важное из творчества Петра Павловича и интересные факты из жизни писателя для 4 класса

Василий Тредиаковский: биография

Среди писателей XVIII века трудно найти более яркую и противоречивую фигуру, чем Василий Кириллович Третьяковский. Поэт, филолог, переводчик, теоретик, один из основоположников слогового стихосложения, при жизни его даже называли безумцем и отчаянным сомнологом, а после смерти его имя стало использоваться как общее обозначение неумелых стихотворцев. Вклад Третьяковского в развитие русской литературы был оценен лишь много лет спустя.

  • 1 Детство и юность
  • 2 Через тернии к звёздам
  • 3 Наутро он проснулся знаменитым
  • 4 Реформа Тредиаковского
  • 5 Ледяной дом
  • 6 Личная жизнь
  • 7 Конфликт с Ломоносовым и Сумароковым
  • 8 Последние годы жизни

Ледяной дом

В 1740 году в жизни Третьяковского произошла настоящая трагедия. Речь идет об участии Василия Кирилловича в женитьбе придворного шута княжеского рода Голицыных на калмыцкой карлице.

4 февраля кадет Криницын, посетивший Тредиаковского, передал поэта министру В. Волынскому. Его жестоко избивают, а затем велят написать фальшивое поздравление к этому событию и произнести его на свадьбе. После сочинения стихов, полных непристойных слов, Тредьяковского задерживают на два дня, затем переодевают в клоуна и заставляют принять участие в непристойном акте. Доклад поэта Анне Иоанновне «…. о его (Волинского) насильственном и потому для государственной нравственности весьма безобразном нападении на меня…» остается поначалу без ответа.

После событий «Замерзшего дома» место Тредиаковского при дворе было окончательно потеряно, хотя технически все сложилось для поэта удачно: Из конфискованных средств опального министра Василию Кирилловичу было выплачено вознаграждение, равное его годовому окладу (360 рублей), за «позор и увечье».

ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович

(1703–1769) – рус. ученый, поэт, переводчик. Один из первых рус. академиков (с 1745). Преемник Татищева и А. Кантемира в борьбе против ср.-век. мировоззрения; предшественник Ломоносова. Помимо собственно лит. деятельности, разрабатывал проблемы эстетики, философии, социологии, этики. В ранний период творчества склонялся к атеизму, позднее искал примирения науки с религией; в своей филос. поэме «Феоптия» (1754), написанной в духе «Опыта о человеке» A. Попа, Т. доказывал, что «мир благолепно устроен» и что «человек миру как бы царь». Идеология Т. близка к системам ранних немецких (Лейбниц, X. Вольф) и французских (Монтескьё, Вольтер) просветителей. Анализ творчества Т. обнаруживает его знакомство с философией англ. эмпириков и склонность к рационализму. Причины социального зла Т. усматривал в невежестве и «развращении нравов», к-рые являются следствием «душевной лени». Не соглашаясь с библейской идеей об изначальной порочности «человеческого естества», Т. доказывал, что в человеке заложены задатки к моральному совершенствованию; однако, по Т., «благоразумие не природно», но образуется «трудом и рачением» (см. Соч., т. 1, СПБ, 1849, с. 526). Решающую роль в достижении всеобщего блага Т. отводил распространению науч. знаний, особенно «философии нравственной» и «философии гражданской», определяющих политику. Наилучшей формой правления считал монархию в рамках общественного договора. В понимании «истинно-гражданского общества» Т. более близок идеям Монтескьё, нежели «просвещенному абсолютизму» Татищева.

Т. различал два вида познания: непосредств. ощущение «пятирицей» чувств и «умствовательное», осмысляющее вещи «по второму образу» (см. тамже, с. 484). Отсюда разделение Т. жанров поэзии на «высшие» и «низшие», причем к первым он относил эпос, требующий знаний и филос. осмысления событий, а ко вторым – лирику, ограниченную чувств. восприятием (см. тамже, с. 207–08). Значит. роль в художеств. творчестве Т. отводил фантазии. Разграничивая понятия стихотворства и поэзии, стихотворством Т. называл форму, поэзией – душу художеств. творчества. Т. перевел в стихах «Поэтическое искусство» Буало и в прозе – «Послание к Пизонам» Горация. Эстетич. кредо Т.: сущность иск-ва – «подражание естеству» – остается неизменным во все времена, но «способ речи» исторически изменяется и может быть «…многоразличен в различных народах» (см. тамже, с. 756).

Соч.: Избр. произв., М.–Л., 1963.

Лит.: Орлов А. С., «Тилемахида» В. К. Тредиаковского, в сб.: XVIII век, М.–Л., 1935; Берков П., В. Тредиаковский, в кн.: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков. Стихотворения, , 1935; Πумпянский Л. В., Т. и немецкая школа разума, в кн.: Западный сборник, т. 1, М.–Л., 1937; Серман И., Неизданная филос. поэма B. Тредиаковского, «Рус. лит-ра», 1961, No 1; его же, Т. и просветительство (1730-е годы), в сб.: XVIII век, сб. 5, М.–Л., 1962; Гуковский Г. Α., Т. как теоретик лит-ры, в кн.: Рус. лит-ра 18 века. Эпоха классицизма, М.–Л., 1964.

А. Штамбок.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Детство и юность

Родился Василий Кириллович Тредиаковский в семье священника. Его родители мечтали, чтобы сын пошел по их стопам и стал духовным лицом, но юноша был увлечен литературой и поэзией. Рано начал писать стихи и прозу, которые поражали своей глубиной и мудростью.

В 1718 году Василий поступил в Московский университет, где изучал гуманитарные науки, в том числе литературу. Здесь он завел множество друзей и приятелей, с ними он общался на разные темы и выяснял истину в области науки и искусства. В то же время он продолжал писать, улучшая свой стиль и выражение мыслей.

  • Для него были важными:
  • Classicism;
  • Probability theory;
  • Egoism;
  • Philosophy.

После окончания университета Тредиаковский занялся преподаванием литературы во многих учебных заведениях России, начал переводить классические произведения на русский язык и создавать свои работы, которые становились известными и популярными. Он был очень уважаемым и авторитетным ученым своего времени и считается одним из основателей русской классики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: