Тайна голоса
29 лет назад в районном отделе культуры освободилась ставка руководителя детской вокальной студии. Меня попросили набрать детей и работать на эту ставку. Я сказала: «Никогда в жизни!»
Я не умею и не понимаю, как работать с детьми, говорила я.
Детские голосовые связки — это очень хрупкий инструмент, который можно в один момент разрушить. Я просто боялась.
Меня заставляли идти на эту работу, я упиралась и грозилась уволиться. Меня взяли «бартером»: я беру учить вокалу одну девочку, а моего сына за это будут учить английскому языку.
Вот так у меня появилась Оксана Стародубцева, моя первая ученица. Она сейчас мама четверых детей, живет в Москве, преуспевающая женщина. Мы с ней замечательно общаемся.
Потом появилась еще одна ученица, а потом — просто снежный ком из учеников. И мне сказали: «Придумывай название коллективу». Так появилась детская образцовая вокальная студия «Музей Пушкина».
Почему такое название? Потому что без Пушкина жить невозможно! А музей, по толкованию Владимира Даля — это собрание редких драгоценных предметов.
Говорю совершенно искренне: каждый ребенок драгоценен и уникален, только это надо разглядеть и беречь. Многих удивляет, что я учу детей вокалу, будучи сама не поющим человеком. Как можно не поющему человеку научит петь других? Я отвечу тривиально: «Должна быть лю-бо-вь!» Будет любовь, будет все.
«Я просила у Боженьки»
Дети могут быть безмерно благодарными. Один случай вам расскажу. Как-то вечером возвращаюсь домой, уставшая, со своими заботами в голове.
Иду по Красной Пресне (главная улица Тынды. — Прим. авт.), на улице темно, холодно. Навстречу мне идет моя ученица Настя Сердцева с мамой. Насте тогда было лет шесть. Она остановилась и шепотом мне говорит: «Августа Леонидовна, мы с мамой ходили в церковь. Я там у Боженьки для вас здоровья просила…»
У меня мороз по коже пошел после слов этой крохи. Недавно я получила от Насти приглашение на свадьбу в город Новосибирск. И, конечно, я полечу.
Трудно ли принимать возраст? Знаете, у Александра Розенбаума есть замечательные строки:
«Молодой рекой без устали плыви
И не бойся, простудившись, заболеть.
Возраст — это понимание любви
Как единственного чуда на земле.
Я живу, судьбу свою кляня,
Не желая для себя судьбы иной.
Возраст — это размышление о днях,
Проведённых за родительской спиной.
За столом моим разнузданный портвейн
Превратился в респектабельный кагор.
Возраст — это радость за друзей,
Не сумевших превратиться во врагов.
Верно ли сумели мы прочесть
Десять фраз, оставленных Христом?
Возраст — это стоимость свечей,
Превышающая стоимость тортов.
Кто ты есть? Чего в себе достиг?
Чей ты друг и кто твои друзья?
Возраст — это приближение мечты
В окончании земного бытия.
А смерть, конечно, человечество страшит,
Но какие там у нас года!
Возраст — это состояние души,
Конфликтующее с телом… иногда…»
Это Розенбаум. По мне так лучше про возраст и не скажешь. Я принимаю свой возраст. А для того, чтобы его еще лучше принимать, хожу на тренировки. Чтобы было легко снять и снова повесить шторы под высоким потолком.
Душ в кочегарке
Мой муж меня любил беспредельно, прощал мой взрывной характер. Чем он меня пленил? Трудно сказать. Разве можно ответить на вопрос, за что я люблю того или иного человека? Конечно, нет. Любишь — и все. Часто любишь, несмотря ни на что и вопреки всему.
Он был редкой души человек. Его рано не стало, и я осталась одна. Нет ему подобных. Мой сын первое слово сказал: «Папа». Папа увидел его первый шаг, и первый зуб у сына во рту обнаружил тоже папа. Лёня был невероятно добрым человеком.
Почему Тында случилась в моей жизни? У нас не было своей квартиры, мы жили с родителями, а очень хотелось жить отдельно, самостоятельно.
Мы решили поехать туда, где дают квартиру. И одна знакомая говорит моему мужу: «Леонид Михайлович, а в Нерюнгри очень нужен врач-нарколог, там дают квартиру».
Муж сразу рванул туда. А главный врач городской больницы говорит ему: «Она перепутала, мне нужен анестезиолог. Тот, который дает наркоз, а нарколог его забирает».
С юмором оказался доктор.
Так супруг добрался до Тынды, где его пригласили на работу врачом психиатром-наркологом. Мы приехали туда 24 августа 1982 года.
Удивительная штука жизнь. То, что меня потрясло в отрицании и в негативе, сейчас кажется совершенно нормальным.
Мы были молоды, и все тогда были живы. Это было настоящим счастьем.
Мы жили в двухэтажном общежитии, где была только холодная вода на первом этаже. Туалет на улице, а мыться мы ходили в котельную. Там был душ.
Но благодаря тому, что там не было благоустроенной жизни, я подсела на баню. Уже 40 лет как я заядлая банщица и парильщица. Это моя радость и мой отдых. Считаю, что баня — это самое настоящее чудо.
Какой якорь меня держит на БАМе? Конечно, это люди! Много моих хороших знакомых и друзей уехали из Тынды и обретают счастье на новых берегах.
Фильмография
1949 — Алитет уходит в горы — эпизод 1950 — Далеко от Москвы — комсомолка 1950 — Донецкие шахтёры — эпизод 1951 — Сельский врач — секретарь 1951 — Спортивная честь — девушка в ресторане 1954 — Верные друзья — эпизод 1954 — Школа мужества — эпизод 1956 — Они были первыми — эпизод 1957 — Они встретились в пути — эпизод 1957 — Поединок — эпизод 1957 — Саша вступает в жизнь — скотница 1957 — Хождение по мукам. Серия 1. Сёстры — Лиза 1957 — Случай на шахте 8 — секретарша 1958 — Человек с планеты Земля — эпизод 1959 — Баллада о солдате — эпизод 1959 — Ссора в Лукашах — жена Копыловa 1959 — Хождение по мукам. Серия 3
Хмурое утро — эпизод 1960—1961 — Воскресение — сторожиха 1960 — Месть (короткометражный) — эпизод 1960 — Чудотворная — Екатерина Мякишева 1961 — Дуэль — Ольга 1961 — Нахалёнок (ТВ) — мать 1962 — Вступление — кондуктор 1962 — Суд — секретарь суда 1963 — Без страха и упрёка — работница почты 1963 — Секретарь обкома — эпизод 1963 — Это случилось в милиции — мать пьющего парня 1964 — Большая руда — мать Наташи 1964 — Дайте жалобную книгу — мамаша с детьми в кафе 1964 — Зачарованная Десна — эпизод 1964 — Председатель — секретарша 1965 — Наш дом — пассажирка 1965 — Они не пройдут — эпизод 1965 — Совесть — женщина на собрании 1966 — Нет и да — эпизод 1966 — Скверный анекдот — эпизод 1967 — Анна Каренина — Аннушка 1967 — По Руси — деревенская баба 1967 — Путь в «Сатурн» — Вера 1968 — Зигзаг удачи — член тиражной комиссии 1968 — Первая девушка — мать Сани 1969 — Внимание, черепаха! — нянечка 1969 — Золото — жена лесника 1969 — Чайковский — дама 1970 — Поезд в завтрашний день — работница Совнаркома 1970 — Расплата — микробиолог 1972 — Бой после победы… — эпизод 1972 — Наковальня или молот — Магдалена 1972 — Человек на своём месте — мать Боброва 1973 — Дела сердечные — дорожная рабочая 1974 — Без права на ошибку — колхозница 1974 — Ищу свою судьбу — эпизод 1974 — Ливень — эпизод 1975 — На край света… — эпизод 1976 — Вы мне писали… — работница фабрики 1976 — Повесть о неизвестном актёре — актриса 1976 — Ты — мне, я — тебе — секретарша 1977 — Гонки без финиша — эпизод 1977 — Приезжая — жительница села 1977 — Служебный роман — член инвентаризационной комиссии 1977 — Трясина — эпизод 1978 — Пятое время года — Монахова 1979 — Маленькие трагедии (ТВ) — актриса 1980 — Киноальманах «Молодость». Новелла «Ангел мой» (короткометражный) — соседка 1980 — Отец и сын — Настя 1981 — От зимы до зимы — секретарь министра 1982 — Надежда и опора — Татьяна Сергеевна 1982 — Не было печали — лифтёрша 1982 — Покровские ворота (ТВ) — дежурная 1982 — Человек, который закрыл город — эпизод 1983 — Вечный зов (ТВ) — эпизод 1983 — Летаргия — пассажирка электрички 1983 — Прости меня, Алёша — бабушка 1984 — Успех — актриса 1985 — Дикий хмель — работница обувной фабрики 1985 — Из жизни Потапова — эпизод 1985 — Поездки на старом автомобиле — женщина, входящая в театр 1985 — Утро обречённого прииска — эпизод 1986 — Аэропорт со служебного входа — эпизод 1986 — От зарплаты до зарплаты — Мария Павловна, работница обувной фабрики 1986 — Очная ставка — тётя Катя 1987 — Крейцерова соната — няня 1989 — Авария — дочь мента — пассажирка автобуса 1989 — Закон — горничная
«Как она это делает?!»
Одной из последних крупных ролей для Савиновой стала работа в картине «Женитьба Бальзаминова». Здесь собрался цвет советского кино: Нонна Мордюкова, Георгий Вицин, Лидия Смирнова, Надежда Румянцева, Николай Крючков, Ролан Быков. Савинова играла служанку. Когда на площадке снимали эпизоды с Екатериной, там собирались другие актеры. Наблюдая за ее работой, они пытались понять: как настолько убедительно она перевоплощается в другого человека?
Однокурсники Савиновой по ВГИКу рассказывали, что на выпускном спектакле Катя играла 70-летнюю старуху. Перевоплощение было столь явственным, что будущий муж, а тогда жених Кати режиссер Евгений Ташков вспоминал: «После спектакля прошло уже несколько часов, а я не узнавал Катю, словно передо мной другой человек — изменились ее движения, манера говорить». После того спектакля Савинову единственную со всего курса пригласили в труппу МХАТа. А она отказалась. Была уверена, что ее призвание — кинематограф.
Дебют Кати в кино состоялся на четвертом курсе. Вместе с Кларой Лучко она снялась в фильме «Кубанские казаки» Пырьева. Вместе с Кларой они пели в фильме песню «Ой, цветет калина в поле у ручья», вмиг ставшую популярной. Катя на экране светилась от счастья. Актриса и сама тогда словно шла по облакам — вот оно счастье быть востребованной в любимой профессии.
Пощечина крестьянской девушки
Когда после выхода фильма Пырьев пригласил молодую актрису на встречу, Катя была уверена, что ей хотят предложить новую роль. Однако Пырьев сделал другое предложение — стал приставать к молодой актрисе. Она отвесила ему пощечину. Это была пощечина крепкой крестьянской девушки из сибирской глубинки, которая в 17 лет добиралась в Москву на крыше поезда. У нее не было денег на билет. Так что часть пути Катя проехала «зайцем».
Первые два года учебы она проходила в единственном платье. Блондинка с толстенной косой, тонкой талией и распахнутыми глазами, она не кинулась, как в омут с головой, в личную жизнь. Училась на отлично, а влюбленному в нее сокурснику Жене Ташкову объяснила, что прежде, чем становиться парой и жениться, надо закончить институт. Ее красота, талант притягивали мужчин, но Катя не позволяла им переходить запретную грань. А облеченный властью 48-летний режиссер, будущий директор Мосфильма эту границу взломать попытался. И получил отпор.
Привыкший всегда получать свое, Пырьев решил отомстить отвергнувшей его Савиновой. И поставил на едва начавшейся карьере актрисы жирный крест — она не должна была получить ни одной главной роли. Это продолжалось 13 лет — с момента окончания Савиновой ВГИКа. А окончила она институт с красным дипломом.
Статья по теме
Под крылом вождя. Почему Пырьева и Черкасова называли любимцами Сталина
Служебный роман. Наше время (2011)
Комедия, Мелодрама, Русский фильм
tagHD 1080, tagHD 720
Режиссеры: Сарик Андреасян, Эльдар Рязанов
В ролях: Светлана Ходченкова, Андрей Мягков, Владимир Зеленский
Ремейк известной комедии Э.А. Рязанова «Служебный роман» вполне обоснован. Ее любят представители всех поколений, но молодым людям многое в ней уже непонятно. Например, восхищение чудо-ручкой с набором разноцветных стержней или портретом Джоконды, выполненным на допотопной ЭВМ, недоумение вызывает огромное число сослуживцев вместо одного компьютера…В современной комедии «Служебный роман. Наше время» в реальных условиях современности, доступным для понимания всем поколениям, рассматривается все тот же животрепещущий вопрос: «Что главное в жизни делового человека? Приносит счастье карьера без любви, и можно ли совместить эти понятия?»Действие фильма развивается и в престижном московском офисе, и на курорте в Турции, а романтические сцены и курьезные моменты с персонажами происходят теперь не только в офисе и в гостях друг у друга, но и на презентациях, кофе-брейках и корпоративных вечеринках. Нельзя не отметить, что потрясающее преображение легкомысленной секретарши Верочки в целеустремленного и предприимчивого Вадика – это просто находка режиссера.
Блиц-вопросы
— Любимый цвет?
— Красный.
— Любимое время года?
— Такового нет, но я люблю нашу тындинскую зиму, невзирая на все эти -50 градусов.
— Платье или брюки?
— И то и другое.
— Во сколько лет вы первый раз поцеловались?
— В семнадцать.
— Милосердие или справедливость?
— Наверное, милосердие. Но думаю, что эти две вещи очень совместимы.
— Правда, или безопасность?
— Правда… Неискренность чувствую даже на запах.
— Чайковский или Рахманинов?
— Обоих выберу. Они разные, но для меня неразделимы.
— Алла Пугачева или Эдита Пьеха?
— Конечно, Пугачева. Что бы она ни сказала, куда бы она ни уехала, для меня она останется навсегда выше всех.
— Что вам хочется от жизни?
— Я отвечу словами величайшего актера Анатолия Дмитриевича Папанова, он их произнес в картине: «Холодное лето пятьдесят третьего года». Он там сказал: «Хочется еще пожить и поработать по-человечески…»
Не верила, что вернется из больницы
Ташков вспоминал, что каждый раз, уходя на лечение в больницу, Катя раздавала все свои немногочисленные вещи: пальто, сапоги. Она не верила, что вернется обратно.
Статья по теме
Озеленитель Крамаров. Знаменитые артисты без актёрского образования
Незадолго до смерти она отправилась гостить к сестре в Новосибирск. В один из дней покинула квартиру и ушла в неизвестном направлении. Потом пришла страшная весть — Савинову нашли на железнодорожном пути. Трагическим днем стало 25 апреля 1970 года. Когда-то, поступая во ВГИК, она читала отрывок из «Анны Карениной», читала так, как могла только она. Тогда ее приняли во все театральные вузы, где она показывалась.
«Высокий» запрет
Об этой чудовищной ситуации впервые рассказал Леонид Филатов в 1995 году в передаче из цикла «Чтобы помнили», посвященной Екатерине. Он не стал называть фамилию режиссера, но по косвенным данным было не сложно вычислить его имя. «И с той поры, в какой бы основательной, серьёзной картине она ни была утверждена… несмотря на охоту режиссёров её снимать, потому что все понимали масштаб её дарования — она не снималась, — рассказывал Филатов. — Постоянно поступал „высокий“ запрет, и Савинова снималась только в таких проходных, никчёмных, маленьких, неинтересных ролях».
Спустя время на Первом канале вышел документальный фильм о судьбе актрисы, где Пырьев был назван. И подтвердилось все, что прежде говорил Филатов. Несколько раз режиссеры действительно утверждали ее на главные роли в картинах, но спустя несколько дней звонили с извинениями: «Простите, не получается». С этой чудовищной несправедливостью Кате помогал справляться муж Евгений, пара расписалась после окончания ВГИКа.
Не пела в хоре
Если честно, я в детстве была неуправляемая. Я по гороскопу Овен —знак Огня, а родилась я в год Огненного Кабана. И весь этот огонь во мне горел. Он мне в чем-то помогал, а в чем-то и мешал. Самое главное — я никогда не пела хором. Никогда не была такой, как все. Меня напрягало ощущение несправедливости.
Помню, как в шестом классе я подговорила все парты в классе развернуть задом наперед. Когда учительница вошла в класс, все сидели к ней спиной.
А пошла я на этот поступок, потому что учительница была несправедлива к одному мальчишке, безотцовщине… Он был маленький, худенький, в очках. Она ему всегда ставила двойки, как бы он ни отвечал. А он старался.
Еще из детства памятно радио, которое висело в нашем доме. Я через него познавала мир.
Про любовь и буйство
Что мне мешало и мешает жить? В прежней жизни это буйство и взрывной характер. Я взрывалась за справедливость, а не за то, что мне порвали шубу или наступили на ногу.
Но всегда хватало воспитания и понимания попросить прощения у человека. И всегда извинялась при тех, при ком кричала.
Сегодня это буйство ушло. Что осталось? Мне свойственна определенная лень, хотя работаю на двух работах.
Я иногда могу себе сказать: «Сегодня у меня ленивый день» — отключить звук на телефоне и пролежать день на диване.
Может, я несколько самоуверенна, но меня сегодня все устраивает в моей жизни.
Могла бы я сегодня влюбиться? Думаю, да… Это было бы нормально, но правда несколько смешновато.
«Авария» — дочь мента (1989)
Драма, Советский фильм
tagHD 720, tagПодростковая жестокость
Режиссер: Михаил Туманишвили
В ролях: Оксана Арбузова, Владимир Ильин, Анастасия Вознесенская
"Авария"- школьница, "метталистка", а её отец — обычный советский простой мент. И в этом конфликт: ведь с одной стороны по долгу службы он обязан бороться с неформальными группировками, а с другой — вытаскивать свою дочь из СИЗО. "Авария" уходила из дому, резала вены, в конце концов это приводит к изнасилованию её группой молодых мажоров. Отец — не мог оставить это просто так… Честный, простой мент вынужден переступить закон. Он угоняет автомобиль и на большой скорости таранит машину насильников её дочери.Фильм снят в 1989 году и очень ярко передаёт дух перестроечного времени. Его актуальность не утрачивается и на сегодняшний день.
Нет смерти и предательства
Возраст не особо ощущаю, мне просто иногда страшит другое. Как я это все оставлю? Эту жизнь… Свою сестру, племянников, внуков. Своих учеников.
Смерти же — нет. Когда она наступит, ты об этом уже не узнаешь. Это день, безусловно, настанет. Но не завтра, правда!
Однажды уважаемый мной бывший мэр Тынды Марк Борисович Шульц спросил меня: «Августа, ты правда такая наивная или ей претворяешься?»
Наверное, моя наивность и вера в людей и жизнь и помогает мне жить. Я интуитивно чувствую человека и практически никогда не ошибалась.
Я не понимаю выражения: «Меня предали». Меня никто никогда не предал и не потому, что я такая хорошая. Когда человек делает свой выбор и уходит из моей жизни, он меня не предает. Это просто его выбор! Что значит предал? Родине изменил?
Он просто ушел из моей жизни. Но в это время пришел кто-то другой. Такому понимаю жизни я благодарна своей семье, благодарна книгам, которые в моей квартире всегда занимают место от пола до потолка.
Хотя в жизни все было…
Платье обменяла на последний мешок картошки
Ташков решает сам снять фильм с Савиновой в главной роли. Он пишет сценарий, где история главной героини во многом списана с биографии Кати. Актриса помогает мужу в работе над сценарием. Собственно, фамилия ее героини Бурлакова — это фамилия ее соседей по родному сибирскому селу Ельцовка, что в Алтайском крае.
Екатерина Савинова (слева) в роли Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра». Фото: Кадр из фильма
Актриса в детстве дружила с Евдокией Бурлаковой и та позже вспоминала: «Мама Кати, Мария Семёновна, обменяла последнюю картошку у эвакуированных литовцев (в то время их много жило в Ельцовке) на шерстяное платьице, голубенькое с белым воротничком, в котором Катя и приехала в Москву. И, наверное, не случайно в кинофильме «Приходите завтра…» есть фрагменты, где Катя говорит о мамином праздничном платье».
А Ташков вспоминал другой рассказ Кати: как по дороге в Москву она увидела женщину, которая ела какие-то черные ягодки. Оказалось, это виноград. Женщина отщипнула часть грозди угостить Катю, а та выхватила из сумки банку сибирского меда, чтобы отблагодарить. Когда к ней, наконец, пришла известность, Савинова оставалась скромной в своих желаниях.
Ташков вспоминал, что супруга никогда не пыталась выглядеть модной: «Вот нужны ей были туфли. Идем в магазин, а там очередь, потому что как раз дефицитные женские туфельки привезли. Катя кричит продавщице: “А есть что-нибудь без очереди?» — «Есть. Школьные ботинки». — «А есть 36 размер ботинок?» — «Нет». — «А 37 размер?» — «Нет». — «А 38 размер?» — «Есть». И она покупала ботинки, которые были ей велики, и носила их несколько лет».
Биография
В. Н. Бурлакова родилась1 мая 1924 года.
В 1949 году окончила ВГИК и сразу же вошла в штат киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактера, в котором состояла до 1990 года.
Сниматься начала в том же 1949 году. Обычно это были небольшие эпизодические роли в которых она появлялась в окружении главных героев фильма. Самая заметная из них — мать в фильме «Нахалёнок», который был снят в 1961 году режиссёром Евгением Кареловым по по рассказу Михаила Шолохова.
Была замужем за актером Александром Смирновым.
Более подробную биографию В. Н. Бурлаковой можно прочитать на Авторском сайте Алексея Тремасова.
Ее приглашали петь в Большой театр
В фильме «Приходите завтра» у Екатерины появилась возможность показать свои вокальные возможности, а они были уникальны — диапазон в три с половиной октавы. Самородок. Во время вынужденного простоя в кино она пошла учиться в знаменитую академию им. Гнесиных. Ей предлагали выступать в Большом театре! Но она видела себя только в кино.
Ташков многое сделал, чтобы ему разрешили снять фильм в главной роли с Савиновой. Для этого он выбрал удаленную от Москвы киностудию в Одессе, чтобы Пырьеву было сложнее вставлять палки в колеса. Однако и там пару настигли интриги. Требовали показать отснятый материал, хотя фильм не был готов даже на половину. Ангажированные критики высказались за запрет дальнейших съемок, мол, уже понятно, что картина не получится, поскольку Савинова — бездарная актриса.
Евгений скрывал от супруги эти проблемы. У них было 30 съемочных дней подряд. Днем снимали, ночью озвучивали. Екатерина так дорожила этой возможностью, так была сосредоточена на работе, что, когда у нее первый раз поднялась высокая температура, пересилила себя и вышла на площадку. Но с каждым днем становилось хуже — силы покидали ее. Ташков это заметил. Из разговора узнал, что у жены уже полгода температура выше 37 градусов. А сейчас стала подниматься до 39.
Муж вынудил Катю пройти обследования. Единственно, что могли сказать врачи — это инфекция, причем застарелая, которая дала сильное осложнение на мозг и нервную систему. Потом выяснилось, что речь о тяжелом заболевании — бруцеллёзе. Оказалось, что на предыдущих съемках, где ей доверили эпизод, Катя ходила по утрам на рынок за парным молоком. Видимо, тогда в организм и попала инфекция. А теперь на болезнь наложилось колоссальное нервное напряжение круглосуточных съемок.
Четыре Августы
Нравится ли мне мое имя? Это уже несколько поздноватый вопрос. В детстве очень страдала, мне оно казалось неудобным при знакомстве. Меня так назвал мой папа в память о своей маме. Он ее потерял, когда ему было пять лет. Папа очень любил это имя. Удивительно, все братья моей покойной бабушки называли своих дочерей Августами. У нас в родне было четыре Августы, теперь осталась я одна…
Сознаюсь, что в юности я хотела поменять свое имя. К этому меня подталкивала моя мамочка, она так и не согласилась с папой в этом вопросе.
Мама меня уговорила при получении паспорта поменять имя, и я его уже придумала — Анна.
Слава и болезнь пришли одновременно
Катю положили в больницу: антибиотики, капельницы, различные варианты лечения. К съемкам вернулись спустя год.
Когда картина вышла на экраны в 1963 году, многочисленные критики по-прежнему не сулили ей успеха. Банальная история деревенской простушки, которая приехала из деревни с мечтой о карьере актрисы, вряд ли покорит зрителей. А она покорила. Фильм был признан в 1963 году в СССР лучшей картиной года, а Савинова стала лучшей актрисой. Ей было 37 лет. Казалось, что сейчас можно наверстать упущенное. Но вмешалась болезнь.
Екатерина Савинова в роли кухарки Матрены в «Женитьбе Бальзаминова» Фото: Кадр из фильма
Савиновой приходилось по нескольку раз в год лежать в больнице. Болезнь нанесла точечный и глубокий удар по нервной системе, что привело к болезни, симптомы которой походили на шизофрению. Актрисе слышались голоса. Порой она пропадала на несколько дней. Ее находили где-нибудь в Подмосковье, а она не могла вспомнить, как там оказалась. Однажды в Москве на улице Катю встретила актриса Людмила Касаткина
Она обратила внимание, что Савинова какая-то растерянная. Оказалось, что она только выписалась из больницы
Денег у нее не было. Она хотела увидеть сына. Касаткина привела ее к себе домой, покормила. Дала денег и проводила на автобусную остановку. Ей давали небольшие роли. Единственное исключение — роль кухарки в «Свадьбе Бальзаминова». Это была ее последняя крупная работа на экране.
Про потери и рабство
Знаете, я пережила самое страшное на свете. Похоронила мужа и единственного сына. Нет ничего более страшного, чем хоронить детей. Смогла жить дальше только потому, что меня окружают дети, они мне дают свою любовь. Других лекарств в подобных ситуациях я не знаю.
Главное в моей профессии — научить ребенка все делать от себя. Ты в этих обстоятельствах только ты, а никто другой. Только потом я поняла, что на этом и держится знаменитая система Станиславского.
Всегда говорю своим ученикам: это не тетенька тебя попросила спеть про цветочки, это ты их видишь. Как видишь, как чувствуешь, так пой. Дети сразу преображаются, глаза начинают блестеть и уходит зажатость.
Педагог — это умение просто объяснить и понять душу ребенка.
Понимаете, большинство детей не родилось для пения, они все себя ищут. У меня подарков, которые родились с умением петь, с чистой интонацией и поставленной от природы подачей голоса, было всего два случая. За все десятилетия моей педагогической жизни.
Все остальные приходили фальшивыми в плане артистизма, зажатыми и испуганными.
Почему так? Много думала на эту тему. Видимо, виноват ген рабства, который сидит у нас со времен крепостного права или еще чего-то.
Приходит ребенок, начинаю с ним разговаривать, общаться, а он стоит, руки прячет за спину… Как в наручниках стоит. Это наша российская генетика, в которой, видимо, вся пережитая история. Это на бессознательном уровне.
Так себя ведут в начале практически все дети. Ко мне дети приходят в пять, шесть, семь лет. А вот в 12 лет уже поздно.
Что категорически нельзя по отношению к ребенку? Однозначно нельзя кричать. Я крайне редко могу повысить голос, только в самых экстремальных ситуациях.
На вокалистов вообще нельзя кричать, потому что пропадает голос. На хореографических можно, а вот на вокалистов нет. Это мое убеждение.
И еще ребенку не нужно читать нотации, они их терпеть не могут.