Влияние на социальную жизнь
Интернет переместил наши социальные отношения в онлайн. Хотя Интернет делает общение более простым и глобальным, он не значительно увеличивает размер нашей социальной сети.
Это связано с тем, что социальные отношения в Интернете, как и в реальном мире, ограничены наличием одинакового количества ресурсов мозга. Другими словами, вы не можете волшебным образом “вырастить” больше друзей в сети, чем в оффлайне!
Интернет, благодаря своей сверхнормальной природе, изменил наш мозг и поведение несколькими способами
Он снизил нашу способность удерживать внимание и не отвлекаться во время выполнения задачи. Хотя технически он уменьшил “нагрузку” на нашу память, снизив вероятность запоминания фактов, это также освободило мозг для более полезной деятельности
Социальная жизнь в Интернете, хотя и является более глобальной, чем наша реальная социальная сеть, остается практически неизменной и подчиняется тем же ограничениям, что и наша социальная жизнь вне Интернета.
Интернет, несомненно, изменил человеческий мозг и поведение, но трудно сказать, что все эти изменения “плохие”
Тем не менее полезно помнить об этих эффектах и соблюдать осторожность при использовании Интернета
Способствует ли цифровизация старению мозга?
Вот и мы подошли к самому интересному – вопросу о том, способствуют ли современные технологии ускоренному старению мозга. Как пишет Wired, со ссылкой на исследование, мозг людей, живущих вдали от мегаполисов и современных технологий, стареет медленнее, чем у большинства живущих на планете людей. «Что-то в образе жизни влияет на старение мозга», – пишут исследователи.
Дело, вероятно, в том, что отдаленные и изолированные общества (например, племена Амазонки) относительно недавно вступили в контакт с «развитым обществом». Так, в 1987 году у жителей одного из племен в Перу не наблюдалось проблем со здоровьем сердечено-сосудистой системы, включая уровень кровяного давления (даже в пожилом возрасте).
Стремительные изменения в укладе общества неизбежно отражаются на работе мозга и когнитивных способностях.
Тогда исследователи пришли к выводу о том, что жители обособленных обществ, вероятно, избавлены от многих хронических заболеваний. Интересно, что существующие у таких людей заболевания не были связаны со старением. Секрет, судя по всему, заключается в их образе жизни. При этом жители так называемых развитых стран умирают от болезней, связанных со старением. Так, в одних только США 56% смертей приходится на болезни сердца, рак, гипертонию, диабет и болезнь Альцгеймера (по данным за 2019 год).
В своей последней статье по теме исследователи наблюдали за группой коренных жителей сельской местности, преимущественно занятой сельским хозяйством и более вовлеченной в современные рынки. По этой причине они в меньшей степени зависят от охоты и меньше тратят меньше времени на поиски продуктов питания. Всем участникам, которых изучала команда, было за 40, потому что именно в это время ученые ожидают, что мозг стареет более заметно.
Технологии, судя по всему, способствуют ускоренному старению мозга. И в этом нет ничего хорошего.
После ежедневного завтрака и сеансов сбора данных испытуемые отправлялись в ближайшую больницу, где специалисты делали снимки их мозга и грудной клетки с помощью компьютерных томографов. Команда также собрала данные о росте, индексе массы тела и уровне холестерина испытуемых. Согласно полученным результатам, мозг жителей отдаленных регионов теряет около 2,3% своего объема за десятилетие, в отличие от примерно 3,5% среди населения развитых стран.
Подобное расхождение, по мнению авторов научной работы, обоснованно эволюционным прошлым нашего вида: если приходится много работать, чтобы добыть себе еду, то нужно больше энергии и физической активности. А жители современных мегаполисов, как известно, двигаются все реже, предпочитая прогулкам просмотр телевизора и чтение новостной ленты. Так стоит ли удивляться, что мозг (и весь организм) стареет быстрее?
1 281
Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/JAuqk
Корпоративный фашизм
Нормированный график работы.
8 часов на работе плюс обеденный перерыв в режиме пять через 2 — это уже что-то из области фантастики, мало кому доступной. Конечно, утверждать, что размеренность трудовой деятельности пала жертвой интернета, было бы не совсем правильно — у этого явления, очевидно, другие причины. Но доступ к Интернету с домашнего компьютера и мобильного телефона способствовал тому, что решать рабочие вопросы приходится рано утром, поздно вечером, а то и вовсе в выходные. Призыв «оставить работу в офисе» в эпоху Интернета становится очевидным анахронизмом.
Впрочем, у постоянного виртуального присутствия на работе есть и свои плюсы. Компания Cisco летом этого года представила результаты опроса, посвященного удаленной работе. Оказалось, что трое из каждых пяти работников во всем мире больше не считают пребывание в офисе непременным условием продуктивной работы. Более того, в некоторых странах, в том числе в России, возможность удаленной работы респонденты считают правом, а не привилегией.
В России к услугам фрилансеров для удаленной работы прибегает каждая третья компания. Наиболее популярными видами работ для фрилансеров являются «дизайн, графика», «маркетинг, реклама, PR», «IT», «копирайт, контент, переводы, редактирование», «разработка, продвижение и поддержка веб-сайтов», «программирование».
Отпуск
в его традиционном понимании, как определенное время в отрыве от рабочих проблем. Если у человека, находящегося за тысячи километров от офиса, есть возможность, следить за рабочей перепиской коллег и деятельностью компании, то можно ли это назвать полноценным отпуском? Очевидно, что, когда не было Интернета, можно было, лежа на пляже, с чистой совестью читать хорошую книгу, а не сообщения от коллег и партнеров на экране ноутбука.
Для людей, которые проверяют почту и выходят в Интернет с мобильного телефона, полноценный отпуск — довольно большая проблема. К сожалению, в цивилизованных странах таких мест, где нет интернета и нельзя проверить почту, остается все меньше. В ближайшее время будет очень много разговоров о том, что в отпуске нужно отключаться от интернета. Иначе это не отпуск, а временная пауза, фактически та же самая работа, но в другом месте.
Сеть виртуальная, проблемы — реальные
Архангельские учёные решили выяснить, как привычка коротать время в сети отражается на школьниках старших классов, живущих в трёх регионах России, как зависимость сказывается на центральной нервной и сердечно-сосудистой системах подростков. Это было фактически первое научное исследование, в котором интернет-зависимость рассматривалась с учётом климатических и географических факторов.
Наблюдения проводились в Архангельске, Надыме (Ямало-Ненецкий автономный округ) и Симферополе (Республика Крым) — два города, расположенных в Арктической зоне РФ и один южный. Учёные обследовали примерно 300 школьников 16-17 лет. Работу провели сотрудники лаборатории биоритмологии Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова УрО РАН в сотрудничестве со школьными педагогами, врачами, аспирантами, учеными из других учреждений.
Здесь стоит пояснить, что речь идёт именно о времяпрепровождении в интернете, а не игромании. Но проблемы в обоих случаях могут быть схожими. И связаны они с ощущением телесности путешествующего по Сети, поскольку, как и игроман, интернет-сёрфер начинает проецировать свою личность в виртуальное пространство. Так вот вопрос в том, насколько в этот момент биоритмы соответствуют норме, эффективно ли организм может «саморегулироваться», стабильно ли работает мозг, сердце и другие органы и системы.
Как пояснила руководитель исследования, заведующая лабораторией биоритмологии Лавёровского центра, доктор биологических наук Лилия Поскотинова, игромания признана болезнью, а вот интернет-аддикция («зависимость» на языке науки) пока ещё не включили в международную классификацию болезней. Поэтому учёные ищут ответ на вопросы: влияет ли интернет-зависимость на здоровье, формирование патологий, или просто у нового поколения постепенно вырабатываются новые нейронные связи, что, разумеется, является нормальным процессом.
Эффекты интернет-зависимости на психическое здоровье
Зависимость от интернета может иметь серьезные последствия для психического здоровья человека. Постоянное пребывание в виртуальном мире может привести к различным психическим проблемам.
Другой эффект интернет-зависимости — снижение уровня самооценки. Многие люди используют интернет как средство для создания идеального образа себя. Они могут использовать социальные сети и форумы, чтобы показать себя в лучшем свете и получить признание от окружающих. Однако, такое поведение может привести к постоянному сравнению себя с другими и неудовлетворенности своей реальной жизнью, что может негативно сказаться на самооценке и вызвать депрессию.
Также, интернет-зависимость может вызывать проблемы с концентрацией и памятью. Постоянное пребывание в интернете и доступность большого количества информации может привести к перегрузке мозга и затруднению усвоения и запоминания информации. Это может оказаться особенно проблематичным для школьников и учащихся, которые тратят большую часть времени в интернете вместо того, чтобы учиться.
Наконец, интернет-зависимость может иметь отрицательное влияние на эмоциональное состояние человека. Частое использование социальных сетей и мессенджеров может привести к постоянному ожиданию ответа на сообщения и зависимости от положительной реакции окружающих. Отсутствие этой реакции или негативные комментарии могут вызывать чувство тревоги, стресса и даже агрессии.
В целом, интернет-зависимость имеет множество негативных эффектов на психическое здоровье
Поэтому, важно находить баланс между использованием интернета и реальной жизнью, чтобы избежать этих проблем
Подростки, мозг и Интернет
На протяжении жизни одного поколения социальные сети предоставили беспрецедентные возможности для круглосуточного общения. Так, мозг современных подростков крайне чувствителен к постоянному потоку информации и находится в перманентом ожидании уведомлений, «лайков» и сообщений. По этой причине молодые люди практически не выпускают из рук смартфоны, что способствует ухудшению памяти и внимания.
В работе, опубликованной в журнале Jama Pediatrics, говорится, что 78% подростков в возрасте от 13 до 17 лет проверяют социальные сети по крайней мере раз в час, а 46% проверяют «почти постоянно». В то же самое время мозг в подростковом возрасте претерпевает значительную структурную и функциональную реорганизацию.
Интернет меняет то, как работает мозг у детей, подростков, взрослых и пожилых людей (то есть у всех нас)
Изменения, обнаруженные в ходе исследования, также связаны с чувствительностью к социальным условиям: испытуемые, которые проверяли социальные сети более 15 раз в день, со временем все больше реагировали на лайки и дизлайки. Раз в год исследователи проводили сканирование мозга испытуемых пока те играли в видеоигру, направленную на проверку реакции и идентификации отрицательных и положительных социальных сигналов (в виде счастливых или сердитых лиц).
Полученные результаты показали, что подростки, которые проверяли уведомления в Instagram, Facebook или Snapchat более 15 раз в день, проявляли меньшую чувствительность к социальным вознаграждениям, включая лайки, слова похвалы и приобретение хорошей репутации. И наоборот – постоянная проверка уведомлений сделала подростков менее чувствительными к негативным сообщениям.
97% подростков выходят в Интернет каждый день. 46% из них сидят в соцсетях “почти постоянно», в ожидании реакции своих сверстников
В то же самое время, подростки, проверяющие уведомления раз в день или реже изначально обладали высокой чувствительностью к «вознаграждению и наказанию» (лайк/дизлайк). Это означает, что молодые люди сильнее переживали о том, нравятся они сверстникам или нет.
Авторы исследования в интервью New York Times подчеркнули, что проделали беспрецедентную работу, однако полученные ими выводы не окончательны, а значит относиться к ним следует с осторожностью. «На данный момент мы не можем с уверенностью заявить о том, что социальные сети меняют мозг», – заявили авторы исследования
Суть проблемы
Современная нейробиология рассматривает человека как открытую, социально интегрированную, саморегулирующуюся информационную биосистему. Как показали последние исследования, мозг интернет-пользователя не позволяет усваивать и перерабатывать интенсивные потоки информации, получаемые из сети. Это объясняется тем, что мозг человека имеет свои параметры на вход и выход получаемой и передаваемой информации. Когда мозг не справляется с обработкой получаемой информации, то возникает информационный затор, который требует серьезной перестройки аппарата восприятия потребителя интернет-информации.
Сразу следует оговориться, что проблема сама по себе не нова. Начиная с 2008 года, американские ученые в University of California Los Angeles (UCLA), провели ряд фундаментальных исследований в этой области, выводы которых настораживают и заставляют задуматься. Проведенные американцами исследования показали, что у взрослых и детей в голове находится мозг, такой же, как у нашего далекого предка периода каменного века, человека homo sapiens, который как биологический вид состоялся всего лишь 40 тыс. лет назад. С точки зрения эволюции — это ничтожный срок. Единственное, что изменилось за это время — структура работы правого и левого полушария и содержание этого мозга.
Согласно их заключению, в странах, где интернет является нормой жизни, будут появляться новые поколения «оцифрованных» с рождения людей. Такое поколение уже получило название Google generation – поколение Гугл. Мозг ребенка обладает качеством пластичности. Это качество умело используется создателями всемирной паутины. Образно говоря можно сказать, что современные дети уже рождаются с Wi-Fi модулем в голове и интернет начинает коннектиться с ребенком уже в роддоме. Не сложно догадаться, что такой малыш своего папу увидит впервые по Скайпу. Вторая часть интернет-пользователей — это те, кто познакомился с интернетом в зрелом возрасте, таких пользователей называют цифровыми иммигрантами. Для этого поколения характерна сформировавшаяся картина мира по работе с информацией, но современный интернет вносит в неё травматические коррективы.
Пользователи интернета не умеют читать
Чтение в том значении, которое вкладывалось в это понятие веками — как вдумчивое изучение и анализ текста с целью получения информации. И хотя по сравнению с 1970-1980, когда главным каналом информирования было телевидение, человек эпохи Интернета, как кажется, читает больше, качество чтения изменилось — оно стало более поверхностным, «рваным» и заточенным на результат, а не на процесс. У специалистов есть даже специальный термин для обозначения этого действия — «просмотровое чтение». Кое-кто предлагает использовать словосочетание «скроллинговое чтение», имея в виду колесико прокрутки на компьютерной мышке. Психологи и нейробиологи только начинают заниматься тем, как Интернет влияет за сознание и процесс чтения. Исследования в этом направлении пока крайне немногочисленны.
Одно из самых убедительных исследований на протяжении пяти лет проводили ученые из Университетского колледжа в Лондоне. Они анализировали поведение посетителей двух научных сайтов. Типичный визитер перепрыгивал с одного документа на другой, редко прочитывая больше двух первых страниц
Практически никто не возвращался к уже прочитанному тексту — и это были люди с научным образованием, понимающие важность качественной работы с первоисточниками. Вывод, к которому пришли специалисты Университетского колледжа, таков: чтение в Интернете отличается от чтения оффлайн
Судя по всему, речь может идти даже о новой форме чтения — «по горизонтали».
Как интернет влияет на концентрацию?
Влияет ли интернет на нашу способность сосредотачиваться, или круглосуточный доступ к большим объемам информации слишком отвлекает?
Система внимания человека сложна, и у ученых пока нет единого представления о ее работе
Наша двухуровневая система внимания (сознательный уровень позволяет направлять внимание, бессознательный отвечает за важную информацию, поступающую от органов чувств) делает абсолютную концентрацию на чем-либо довольно сложной задачей. Именно по этой причине некоторые любят слушать музыку во время работы: она загружает часть системы внимания
В ином случае она отвлекалась бы на малозначимые вещи, мешая сконцентрироваться на важном. Интернет, однако, отлично умеет отвлекать
Всего за несколько секунд можно получить доступ к чему-то приятному и любопытному. Это большая проблема, учитывая, что в современном мире обычно одно и то же устройство — компьютер — используется для работы и выхода в интернет. Тем не менее она довольно просто решается при помощи специальных приложений
Интернет, однако, отлично умеет отвлекать. Всего за несколько секунд можно получить доступ к чему-то приятному и любопытному. Это большая проблема, учитывая, что в современном мире обычно одно и то же устройство — компьютер — используется для работы и выхода в интернет. Тем не менее она довольно просто решается при помощи специальных приложений.
Но было бы несправедливо утверждать, что интернет отвлекает нас от работы. Система внимания и стремление к новому опыту существовали задолго до появления Сети — она просто сделала эти аспекты функционирования нашего ума особенно надоедливыми.
Как интернет меняет мозг: научное объяснение
Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни и оказывает значительное влияние на наш мозг. Научные исследования показывают, что постоянное использование интернета может изменять структуру и функции мозга.
Влияние интернета на мозг также проявляется в изменении способа мышления. Большое количество информации, с которой мы сталкиваемся в интернете, приводит к повышенной склонности к поверхностному и поверхностно-ориентированному мышлению
Мы часто привыкаем к быстрому получению информации и склонны к пропуску важных деталей, что может сокращать наше внимание и способность к глубокому анализу
Постоянное использование интернета также может негативно сказываться на нашей памяти. Исследования показывают, что частое переключение между задачами и быстрое получение информации в интернете может уменьшить нашу способность к запоминанию и концентрации. Это объясняется тем, что постоянный доступ к информации в интернете уменьшает потребность нашего мозга в сохранении информации в памяти.
Кроме того, интернет может оказывать влияние на наше эмоциональное состояние. Частое посещение социальных сетей и чтение новостей в интернете может приводить к появлению чувства неполноценности, зависти и стресса, что негативно влияет на наше настроение и эмоциональное благополучие.
В целом, интернет оказывает существенное влияние на наш мозг. Хотя он предоставляет нам много полезной информации и возможностей, его постоянное использование может изменить наш способ мышления, память и эмоциональное состояние
Поэтому важно осознавать и умело управлять своим временем, проводимым в интернете, чтобы избежать негативных последствий для нашего мозга и здоровья в целом
В чем проблема «гугления» и онлайн-образования?
Любое обучение стимулирует наш мозг. Даже идиотическое. Под словом «обучение» я не имею в виду сидение в классе и чтение учебников, я имею в виду, любая работа, которая делается мозгом и которая сложна ему, данному мозгу. Искусство передается от мастера к ученику, от личности к личности. Нельзя учиться кулинарии по книжке — ничего не выйдет. Для этого нужно стоять и смотреть, что и как делает другой.
У меня есть чудный опыт. Я была в гостях у приятеля, и его мать сделала пирожки, которые едят только на небесах. Я не понимаю, как это можно было испечь. Я ей говорю: «Продиктуйте мне, пожалуйста, рецепт», что не говорит о моем уме. Она мне продиктовала, я это все записала, исполнила точно… и выбросила на помойку все! Есть было невозможно.
Вкус к чтению сложной, интересной литературы невозможно привить дистанционно. Человек идет учиться искусству к конкретному мастеру для того, чтобы сесть на интеллектуальную иглу и драйв получить. Есть много факторов, которые электроны не передают. Даже если эти электроны передаются в формате видеолекции, все равно не то. Пожалуйста, пусть 500 миллиардов человек получит это дистанционное обучение.
Но я хочу, чтобы сотня из них получила обычное образование, традиционное. Мне сказали на днях: принято решение, что дети скоро вообще не будут писать рукой, а будут только на компьютере печатать. Письмо — мелкая моторика не просто для рук, это моторика правильного места, которое, в частности, связано с речью и с самоорганизацией.
Есть некоторые правила, которые касаются когнитивного и креативного мышления. Одно из них — нужно снять когнитивный контроль: перестать оглядываться и бояться ошибок, не смотреть, как что делают соседи, перестать себя корить: «Наверное, я этого не могу делать, в принципе не могу сделать, не стоит и начинать, я недостаточно подготовлен». Пусть мысли текут, как текут. Они сами притекут туда, куда надо. Мозг не должен быть занят вычислительной работой, как калькулятор.
В некоторых фирмах, которые могут себе это позволить (я знаю, что в Японии такие есть), на работу нанимают чумового человека, абсолютного хиппи по поведению. Он всем мешает, ненавидит всех, получает деньги ни за что, приходит не в костюме, как положено, а в каких-то драных джинсах. Он садится, где не надо, все опрокидывает, он курит, где никому не разрешено, а ему разрешено, вызывает мощнейшую негативную реакцию.
А потом внезапно говорит: «Знаете, это надо сюда, а это сюда, а это сюда».
Результат — прибыль 5 миллиардов. опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! econet
Изменения в концентрации внимания
Активное использование Интернета требует от вас постоянного контроля входящих потоков информации и переключения между несколькими потоками.
Представьте себе следующее: Пока вы смотрите видео на Youtube, вы получаете уведомление от Telegram. Пока вы проверяете, кому понравилась ваша картинка, вы получаете сообщение в чате и снова переключаетесь! Процесс переключения при работе в Интернете бесконечен.
Одно новаторское исследование показало, что такой тип постоянного мониторинга и переключения между входящими потоками информации влияет на наш “когнитивный контроль”, или то, как наш мозг распределяет внимание. Они обнаружили, что люди, которые много работают в режиме многозадачности, используя средства массовой информации, менее способны отсеивать отвлекающие стимулы или информацию при выполнении определенной задачи
Они обнаружили, что люди, которые много работают в режиме многозадачности, используя средства массовой информации, менее способны отсеивать отвлекающие стимулы или информацию при выполнении определенной задачи.
Более того, во время выполнения одной задачи (назовем ее “Задача 1”) их мозг постоянно находится в состоянии готовности “включить” участки мозга, необходимые для выполнения следующей задачи (Задача 2). В результате они легко отвлекаются на информацию, относящуюся к задаче 2, пока выполняют задачу 1.
Эти результаты показали, что постоянная многозадачность, связанная с использованием Интернета, приучает наш мозг к тому, что все, что “всплывает” во время выполнения задачи, на самом деле может быть не отвлекающим фактором, а полезной информацией.
В конечном итоге это приводит к тому, что пользователи Интернета не могут сосредоточиться на одной задаче, потому что они не в состоянии отфильтровать отвлекающую, не относящуюся к делу информацию.
Неврологи обнаружили, что подростки и молодые взрослые, которые считают себя активными пользователями СМИ, хуже справляются с простыми заданиями на восприятие речи и чтение и демонстрируют повышенную активность в правой префронтальной коре, которая отвечает за контроль внимания.
Эти пользователи требовали больше усилий, используя префронтальную кору, чтобы удерживать внимание на задаче и отсеивать “отвлекающие факторы”, причем значительно больше, чем любители светских СМИ. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Интернет действительно меняет наш мозг!
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Интернет действительно меняет наш мозг!
Что нужно знать о мозге в первую очередь?
Рецепт мозга выглядит так: 78% воды, 15% жира, а остальное — белки, гидрат калия и соль. Нет ничего более сложного во Вселенной из того, что мы знаем и что сопоставимо с мозгом вообще. Прежде чем перейти непосредственно к теме, как интернет изменил наш мозг, я расскажу, исходя из современных данных, про то, как мозг учится и как он меняется.
Можно сказать, что сейчас началась мода на исследования мозга и сознания. Особенно сознания, хотя это опасная территория, потому что никто не знает, что это такое. Худшее, а оно же и лучшее, что можно по этому поводу сказать, это что я знаю, что я есть. Это на английском называется first firsten experience, то есть впечатления от первого лица. Это то, мы надеемся, чего нет почти ни у каких животных и пока нет у искусственного интеллекта.
Однако я вечно пугаю всех тем, что недалеко то время, когда искусственный интеллект осознает себя как некую индивидуальность. В этот момент у него появятся свои планы, свои мотивы, свои цели, и, я вас уверяю, мы не будем входить в этот смысл. Об этом, конечно, понятно, снимаются фильмы и т.д. Помните «Превосходство» с Джонни Деппом, о том, как человек, умирая, подключил себя к сети? На премьере этого фильма в Петербурге я во время показа услышала за спиной, как один человек другому говорит: «Сценарий писала Черниговская».
То есть он оказался у нас в черепной коробке, в этом смысле мы можем называть его «мой». Но он несопоставимо более мощный, чем вы. «Вы хотите сказать, что мозг и я — это разное?» — спросите вы. Отвечаю: да. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал — ты, мол, не волнуйся, это все ты сделал, это твое решение было.
Как вы думаете, какое количество энергии потребляет мозг? 10 Ватт. Я даже не знаю, есть ли такие лампочки. Вероятно, в холодильнике. Лучшие из мозгов в лучшие из своих креативных мгновений потребляют, скажем, 30 Ватт. Суперкомпьютеру нужны мегаватты, настоящие мощные суперкомпьютеры потребляют энергию, которая нужна для электрификации небольшого города. Из этого следует, что мозг работает каким-то совершенно другим способом, нежели компьютер.
Это наталкивает нас на мысли о том, что, если бы мы узнали все-таки, как он действует, это бы повлияло на все сферы нашей жизни, включая даже энергетическую — можно было бы пользоваться меньшим количеством энергии.
В прошлом году все компьютеры мира сравнялись по производительности с одним человеческим мозгом. Вы понимаете, какую длинную дорогу проделала эволюция мозга? Неандертальцы по прошествии некоторого времени превратились в Канта, Эйнштейна, Гете и дальше по списку. За существование гениев мы платим огромную цену. Нервные и психические расстройства выходят на первое место в мире среди болезней, они начинают опережать по количеству онкологию и сердечно-сосудистые заболевания, что являет собой не только вообще ужас и кошмар, но, кроме всего прочего, очень большое динамическое бремя для всех развитых стран.
Мы хотим, чтобы все были нормальными. Но норма — это не только то, что упирается в патологию, но и то, что упирается в другую патологию с противоположной стороны — гениальность. Потому что гениальность — не норма. И, как правило, эти люди дорогой ценой свою гениальность оплачивают. Из них огромный процент людей, которые либо спиваются, либо с собой кончают, или шизофрения, или что-нибудь у них непременно есть. И это огромная статистика. Это не бабушкины разговоры, на самом деле так.
Интернет меняет сознание
Результаты британского исследования процитировал в своей статье в журнале The Atlantic известный американский писатель Николас Карр. Статья о том, как интернет меняет наше сознание, вызвала бурный отклик в англоязычной блогосфере. Карр пишет: он и сам чувствует, что в его мозге под воздействием интернета происходят определенные метаморфозы. «Больше всего они заметны в случае с чтением
Мое внимание становится рассеянным после пары-тройки страниц, мне хочется бросить читать и заняться чем-то еще. Вдумчивое чтение, когда-то такое естественное для меня, становится настоящим вызовом
И если раньше в море слов я был неторопливым дайвером, то сейчас же проношусь по его поверхности на водных лыжах».
Выводы
Проанализированные выше возможные проявления влияния интернета на мозг пользователя возможны при интенсивном и длительном воздействии киберкультуры на человека, и могут свидетельствовать об интернет-зависимости. Интернет-стаж у такого пользователя может исчисляться от 8 до 10 лет, при ежедневном пребывании в сети до 12 часов. Деградацию мозга можно профилактировать. Наш мозг обладает удивительным качеством нейропластичности, он способен менять свою структуру и включать новые функции в зависимости от полученного позитивного или негативного опыта. Для этого нужно совсем немного: ограничить свое время пребывания в сети интернет, прекратить загружать свой бортовой компьютер, он же головной мозг, разного рода информационным мусором, поступающим из сети, использовать интернет для получения и отправки деловой и профессиональной информации, общения с друзьями и семьёй и, самое главное, надо начинать читать настоящие бумажные книги.
Как бы это фантастически не звучало, но все мы являемся объектом информационного нападения и нам нужно уметь защищаться, чтобы не стать бездумной частью киберпространства, безликой единицей современной массовой культуры.