Демокрит

Демокрит

Введение

Термин «древность» происходит от латинского слова antiquus — древний. Их принято называть особым периодом в развитии Древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, но они во многом совпадают со временем существования самих древних государств: с XI-IX вв. До н.э., время формирования античного общества в Греции и до н.э. — гибель Римской империи от ударов варваров.

Общими для древних государств были способы общественного развития и особая форма собственности — древнее рабство, а также основанная на нем форма производства. Их цивилизация была общей с общим историко-культурным комплексом. Это, конечно, не отрицает наличия в жизни древних обществ неоспоримых черт и различий. Религия и мифология были главными, стержневыми в античной культуре. Для древних греков мифология была содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем — древнее рабство. Это была не только основа экономики и общественной жизни, но и основа мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить науку и художественную культуру как стержневые явления в античной культуре. Изучая культуру Древней Греции и Рима, необходимо, прежде всего, сосредоточиться на этих доминантах античной культуры. 

Древняя культура — уникальное явление, которое дало общекультурные ценности буквально во всех сферах духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры, жизнь которых практически вписывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образцы для подражания на тысячелетия. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное разнообразие, мобильность и свобода — позволили грекам достичь небывалых высот перед народами, подражать грекам, строить культуру по созданным ими моделям.  

Космология

Великая Пустота пространственно бесконечна. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию скапливаться вблизи центра вихря. Различие между легким и тяжелым не качественное, а количественное, и уже в этом заключается существенный прогресс. Сепарацию вещества внутри вихря Демокрит объясняет следующим образом: в своем стремлении к центру вихря более тяжелые тела вытесняют более легкие, и те остаются ближе к периферии вихря. В центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. На внешней поверхности мира образуется нечто вроде защитной пленки, отделяющей космос от окружающей Великой Пустоты. Поскольку структура мира обусловливается стремлением атомов к центру вихря, мир Демокрита имеет сферически-симметричную структуру.

Демокрит — сторонник концепции множественности миров. Как описывает взгляды атомистов Ипполит,

Миры бесконечны по числу и отличаются друг от друга по величине. В одних из них нет ни солнца, ни луны, в других — солнце и луна большие, чем у нас, в третьих — их не по одному, а несколько. Расстояние между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом — меньше. Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются. В одном месте миры возникают, в другом — идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом. Некоторые из миров лишены животных, растений и какой бы то ни было влаги.
Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Таким образом, если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, приведшее к формированию нашего мира, то схожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет никакого основания, чтобы не существовали миры вовсе без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).

Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в пространстве, и только впоследствии остановилась.

Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалось бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Конечно, этот довод несостоятелен с математической точки зрения: угловые диаметры Солнца и горизонта очень сильно различаются, а этот эффект можно было бы заметить только в том случае, если бы они были почти одинаковы (для этого, очевидно, пришлось бы удалиться на очень большое расстояние от Земли).

По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (по мере увеличения расстояния от Земли). При этом чем дальше от нас светило, тем медленнее (по отношению к звездам) оно движется. Следуя Эмпедоклу
и Анаксагору, Демокрит считал, что падению небесных тел на Землю препятствует центробежная сила. Демокриту принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является множеством звезд, расположенных на таком маленьком расстоянии друг от друга, что их изображения сливаются в единое слабое свечение.

Жизненный путь мудреца

Говоря о биографии античных философов, следует помнить, что достоверные факты об их жизни, дошедшие до нашего времени, практически сведены к нулю. Речь идет о тысячелетиях древней истории, когда не было ультрасовременных устройств, способных сохранить важную информацию (которая к тому же на тот момент, не была таковой). Делать выводы мы можем на основании баек, пересказов, легенд, которые в какой-то степени интерпретируют действительность. Биография Демокрита не исключение.

Античные рукописи утверждают, что родился древнегреческий философ в 460 году до н.э. на восточном побережье Греции (город Абдер). Его семья была богатой, так как большую часть жизни мыслитель был занят путешествиями и размышлениями, которые требовали немалых расходов. Он побывал во многих странах Азии, Африки, Европы. Повидал уклады разных народов. Сделал из тщательных наблюдений философские умозаключения. Демокрит мог просто так без видимой на то причины разразиться хохотом, за что его принимали за умалишенного. Однажды за такие проделки его даже отвели к знаменитому лекарю Гиппократу. Но врач подтвердил полное эмоциональное и физическое здоровье пациента, а также отметил исключительность его ума. Просто обыденная суета горожан казалась мудрецу смешной, поэтому его прозвали «смеющимся философом».

В конечном итоге состояние семьи было растрачено, за что в древней Греции полагалось судебное разбирательство. Мыслитель предстал пред судом, произнес оправдательную речь и был помилован, судья посчитал, что отцовские деньги были израсходованы не напрасно.

Демокрит прожил солидную жизнь, умер 104 летним старцем.

Мировоззрение

Демокрит, как ярый приверженец детерминизма, не верил в случайности. Единственное, что по его мнению, произошло случайно, это сам момент создания мира. Остальные же процессы происходят, повинуясь механическим законам.

Его философия полностью материалистична, душа, по его мнению, состоит из атомов, а мышление – физический процесс. Отвергая телеологический аргумент, который неизменно ведёт к утверждению о существовании некого первоначального Творца, он утверждал, что у вселенной нет никакой цели, там лишь движущиеся в пустоте атомы, управляемые механическими законами.

Он был абсолютным атеистом, отвергал общепринятую религию и считал, что богов создали люди, пытаясь объяснить существующий миропорядок. Также он выступал против Анаксагорова понятия «Нус», которое представляло собой некий вселенский разум, приводящий всё в движение.

Этика Демокрита

Так же, как и атом, человек — самодостаточное бытие. Люди являются тем более счастливыми, чем больше они замкнуты на себе. Демокрит придумал для выражения собственного понимания счастья сразу несколько терминов: «благосостояние», «благодушие», «невозмутимость», «бесстрашие», а также употреблял традиционные термины — «размеренность» и «гармония». Эвтюмия — центральное понятие этики этого мыслителя. Ей посвящена даже отдельная книга Демокрита. Учение об эвтюмии -благодушии — связано с критикой этим мыслителем верований в судьбу и традиционной религии. Значение данного термина связано прежде всего с понятием меры. То есть человек должен ограничивать себя в телесных удовольствиях. Демокрит считал, что эвтюмия возникает в результате размеренной жизни и умеренности в удовольствиях. Мудрец радуется тому, что у него есть, не завидуя славе и богатству других людей. Он стремится к законным и справедливым делам.

Отметим, что основная часть фрагментов Демокрита, дошедшая до наших дней, относится именно к этике. Однако сегодня сложно судить степень точности, с которой высказывания передают его слова.

Атомистическая космогония

(вклю­чая про­ис­хо­ж­де­ние жи­вых су­ществ и ран­ние ста­дии че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры) из­ла­га­лась в «Боль­шом Ми­ро­строе» и «Ма­лом Ми­ро­строе» (пер­вый из них толь­ко Ари­сто­тель и Тео­фраст при­пи­сы­ва­ли Лев­кип­пу). На пер­вой ста­дии про­ис­хо­дит обо­соб­ле­ние ско­п­ле­ния ато­мов в «ве­ли­кой пус­то­те» (т. е. про­стран­ст­ве од­но­го ми­ра, час­ти «бес­ко­неч­ной пус­то­ты»), на вто­рой ста­дии «в си­лу не­об­хо­ди­мо­сти» воз­ни­ка­ет вихрь, дей­ст­вую­щий как се­па­ра­тор: круп­ные ато­мы со­би­ра­ют­ся в цен­тре вих­ря (бу­ду­щая Зем­ля), мел­кие «вы­тал­ки­ва­ют­ся» на пе­ри­фе­рию (ог­нен­ное ве­ще­ст­во не­бес­ных све­тил), «по­доб­ное стре­мит­ся к по­доб­но­му», как при про­сеи­ва­нии се­мян че­рез си­то. Тра­диц. че­ты­ре эле­мен­та, т. о., сво­дят­ся к аг­ло­ме­ра­там ато­мов рав­но­го раз­ме­ра, но разл. фор­мы, и, как и у Анак­са­го­ра, пред­став­ля­ют со­бой «пан­спер­мии» (на­бо­ры все­воз­мож­ных се­мян-ве­ществ). Весь кос­мос (по ана­ло­гии с рос­том жи­вых су­ществ) за­клю­чён в «обо­лоч­ку», в цен­тре на­хо­дит­ся «ба­ра­ба­но­об­раз­ная» Зем­ля, на са­мой уда­лён­ной ор­би­те – Солн­це, на са­мой близ­кой – Лу­на, ме­ж­ду ни­ми – пла­не­ты. Пер­вые жи­вые ор­га­низ­мы за­ро­ди­лись из ила по ме­ре вы­сы­ха­ния влаж­ной зем­ли. По за­ко­ну исо­но­мии нет ос­но­ва­ний счи­тать, что наш мир – един­ст­вен­ный: в бес­ко­неч­ном про­стран­ст­ве их долж­но быть бес­ко­неч­но мно­го, при­чём од­ни их них по­доб­ны, дру­гие от­лич­ны от на­ше­го. В те­че­ние бес­ко­неч­но­го вре­ме­ни в раз­ных час­тях Все­лен­ной ми­ры воз­ни­ка­ют, рас­тут и по­ги­ба­ют, стал­ки­ва­ясь ме­ж­ду со­бой при рас­ши­ре­нии. В ча­ст­но­сти, вспыш­ки эпи­де­мий объ­яс­ня­ют­ся про­ник­но­ве­ни­ем в зем­ную ат­мо­сфе­ру атом­ных по­то­ков из по­гиб­ших ми­ров.

Про­ис­хо­ж­де­ние и раз­ви­тие че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры по Д. пред­по­ло­жи­тель­но ре­кон­ст­руи­ру­ют­ся на ос­но­ва­нии соч. Дио­до­ра Си­ци­лий­ско­го (I, 7) (со­глас­но ги­по­те­зе Рай­нхард­та, этот пас­саж че­рез Ге­ка­тея Аб­дер­ско­го вос­хо­дит к Д.). Изо­бре­те­ние жи­ли­ща, оде­ж­ды и т. д. вы­во­дит­ся из «ну­ж­ды» и «стрем­ле­ния к поль­зе», в ис­кус­ст­вах и ре­мёс­лах че­ло­век под­ра­жал при­ро­де и жи­вот­ным (пау­ку – в тка­че­ст­ве, лас­точ­ке – в до­мо­строи­тель­ст­ве и т. д.). В тео­рии про­ис­хо­ж­де­ния язы­ка Д. пред­по­ла­гал по­сте­пен­ное раз­ви­тие от ста­дии «нев­нят­но­сти» к чле­но­раз­дель­ной яс­но­сти и рас­смат­ри­вал язык как чис­то кон­вен­ци­ональ­ную сис­те­му зна­ков («по ус­та­нов­ле­нию»), ссы­ла­ясь на су­ще­ст­во­ва­ние омо­ни­мии, си­но­ни­мии, пе­ре­име­но­ва­ния и от­сут­ст­вие стро­го­го ана­ло­гиз­ма в сло­во­об­ра­зо­ва­нии.

Ранние годы

Демокрит – известный философ Античного периода, автор атомизма (вершины античного материализма), родился в Древней Греции (Элладе). Место рождения: город Абдера, называемый также Абдеры и расположенный во Фракии (историческая географическая область), которая сейчас поделена между Грецией, Турцией и Болгарией. Руины древнего города Абдера находятся на территории Греции.

Точный год рождения философа доподлинно не установлен. Аполлодор Афинский – древнегреческий писатель, живший после Демокрита, указывал год рождения 460/457 до н.э. Датировка 460 до н.э. считается наиболее предпочтительной. Трассил или Фрасилл (издатель сочинений философа) указывал 470 год до н.э., а Диодор Сицилийский (древнегреческий историк и мифограф) – 494 год до н.э.

Абдериты (жители Абдеры) в Древней Греции воспринимались простаками и глупцами, однако Демокриту Абдерскому было суждено опровергнуть этот «штамп». Мальчик родился в богатой семье праведников, у него было два брата: Геродот и Дамас. Мальчуган рос смышлёным, однако не оправдал ожидания своего отца Дамасиппа (уважаемого гражданина города). Он оставил большое наследство (внушительное количество скота, рабов и денег) своим детям и надеялся, что сыновья его приумножат.

Существует легенда, что еще в детстве Демокрит стал вникать в восточную философию и мудрость. Дамасипп принял у себя на постой Ксеркса (персидского царя), который отблагодарил гостеприимного хозяина, оставив для обучения его сыновей трех своих мудрецов. Еще юношей, будущий мудрец познакомился с Левкиппом (своим учителем и основоположником атомистики), благодаря которому изучал основные положения атомистики и материалистического мировоззрения.

Демокрит отказался от владения богатством. Оставив себе 100 талантов, будущий философ отправился путешествовать на 8 лет, посетив Вавилон, Египет, Индию, Персию. После официального появления в 449 году до н.э. договора «Мир Каллиаса», завершившего греко-персидские войны, путешественник получил возможность свободного передвижения по персидским землям.

После путешествия Демокрит полтора года находился в Афинах, слушая лекции Сократа и общаясь с философом Анаксогором, который также в свое время отказался от наследства. Промотав все деньги, Демокрит вернулся в Абдеры, где родной брат Дамас материально обеспечивал жизнь юноши. Именно в Абдерах он подвергся заключению за имущественные растраты, однако с этого момента начался период признания Демокрита как философа и мудреца.

Демокрит. Худ. Диего Веласкес, 1628 г.

Что такое душа согласно Демокриту?

Философ представлял себе душу в форме атома. Именно этим атомом, как полагал он, объясняются различные особенности душевной жизни. Основная из них — движение. Производящая движение душа сама должна быть подвижной. Следовательно, ее нужно представлять в виде огненных круглых атомов. Мышление — это также движение. А когда мы дышим, вместе с воздухом мы получаем новые огненные атомы, заменяющие потраченные атомы нашей души. Именно поэтому прекращение этого процесса приводит к смерти. Душа, считал Демокрит, — наиболее существенное в человеке. Он советовал заботиться прежде всего о ней, а не о теле. Философ считал, что все предметы являются одушевленными. Наполняющая весь мир душа и есть божество. Однако оно подчиняется механическим законам и не отличается качественно от материального бытия.

Восприятие

Демокрита в высшей степени интересовало, как происходит восприятие в таком мире с атомами в нем, и он пришел к выводу, что видимые изображения создаются путем отслаивания слоев от объекты. Человеческий глаз – это орган, который может воспринимать такие слои и передавать информацию человеку. Говорят, что для исследования своих представлений о восприятии Демокрит вскрыл животных и был обвинен (очевидно, ошибочно) в том, что он делал то же самое с людьми.

Он также считал, что различные вкусовые ощущения были результатом атомов разной формы: одни атомы разрывают язык, создавая горький вкус, а другие гладкие и создают сладость.

Однако, по его мнению, знание, полученное посредством восприятия, несовершенно, и чтобы получить истинное знание, нужно использовать интеллект, чтобы избежать ложных впечатлений от внешнего мира. и обнаружите причинно-следственную связь и значение. Процессы мышления, говорили Демокрит и Левкипп, также являются результатом этих атомистических воздействий.

Научные достижения Демокрита: забытый гений прошлого

В древности Демокрит был известен как философ и ученый, который предвосхищал многие открытия современной науки. Он был первым, кто предложил идею атомистической теории мира, свидетельствовавшей о том, что все вещи состоят из мельчайших частиц — атомов. Его труды о философии и науке были настолько влиятельными, что он считался одним из семи гениев, чье наследие определяло весь прогресс древнего мира.

Однако, непризнание со стороны современников привело к тому, что многие его творения сохранились только частично и странным образом. Тем не менее, он оставил свой след не только в науке, но и в культуре. Например, в древней Греции существовало понятие демокритической культуры, которое описывало подход к жизни на основе разумного принципа и здравого смысла, которые объективно были неразрывно связаны с Демокритом и его учением.

Более того, его личный жизненный путь также был запоминающимся. Его исследования в области астрономии, геометрии и механики привели к тому, что ему было предложено присоединиться к походу ученых на Северную Африку, где он смог продолжить свои научные исследования. Кроме того, он является автором большого количества философских трактатов и научных работ, которые до сих пор изучаются и используются в науке и культуре в настоящее время.

Таким образом, наследие Демокрита в науке и культуре продолжает оставаться актуальным в наши дни

Его вклад в историю науки нельзя переоценить, и важно помнить, что мы можем обучаться мудрости и исследованиям, которые он осуществлял на протяжении своей жизни

Слайд 5В античности Демокрит был известен не только глубиной своего учения, но

и красотой слога своих произведений — об этом говорили ЦицеронВ античности Демокрит был известен не только глубиной своего учения, но и красотой слога своих произведений — об этом говорили Цицерон («ясный» Демокрит, в отличие от «темного» Гераклита), Тимон из Флиунта (Демокрит — «пастырь словВ античности Демокрит был известен не только глубиной своего учения, но и красотой слога своих произведений — об этом говорили Цицерон («ясный» Демокрит, в отличие от «темного» Гераклита), Тимон из Флиунта (Демокрит — «пастырь слов»), а также Дионисий ГаликарнасскийВ античности Демокрит был известен не только глубиной своего учения, но и красотой слога своих произведений — об этом говорили Цицерон («ясный» Демокрит, в отличие от «темного» Гераклита), Тимон из Флиунта (Демокрит — «пастырь слов»), а также Дионисий Галикарнасский, из всех греческих философов отметивший Демокрита, Платона и Аристотеля как наиболее красноречивых.

Литература

Исследования

  • Асмус В. Ф. Демокрит. — М.: МГУ, 1960.
  • Абакумов Ю. Г. Демокрит. Попытка создания «альтернативной» геометрии // Вестник Забайкальского государственного университета.2011. № 8. С.22-25.
  • Верлинский А. Л. Дата рождения Демокрита у Аполлодора и Фрасилла (Заметки о методах античной хронографии) // MOUSEION: Профессору Александру Иосифовичу Зайцеву ко дню семидесятилетия. Сб. статей. — СПб., 1997. — С. 100—127.
  • Виц Б. Б. Демокрит. — М.: Мысль, 1979.
  • Верлинский А. Л. Необходимость, случайность, свобода: Демокрит и его наследники // Linguistica et philologica: Сб. статей к 75-летию Ю. В. Откупщикова. СПб., изд-во СПбГУ, 1999. — С. 211—238.
  • Зубов В. П. К вопросу о математическом атомизме Демокрита // Вестник древней истории. — 1951. — № 4. — С. 204—208.
  • Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. — М.: Наука, 1965.
  • Лурье С. Я. К хронологии софиста Антифонта и Демокрита // Известия Российской академии наук. — 1918. — С. 2285—2306.
  • Лурье С. Я. Механика Демокрита. Архив истории науки и техники, сер. 1, вып. 7. — 1935. — С. 129—180.
  • Лурье С. Я. Теория бесконечно-малых у древних атомистов. — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1935.
  • Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. — М.-Л., 1947.
  • Лурье С. Я. Демокрит и индуктивная логика // Вестник древней истории. — 1961. — № 4. — С. 58—67.
  • Лысенко В. Г. Атомизм вайшешиков и атомизм Демокрита (Опыт сравнительного анализа) // Древняя Индия. Историко-культурные связи. — М., 1982. — С. 187—201.
  • Майстров Л. Е. О принципе исономии у Демокрита // Историко-математические исследования, вып. 20. — 1975. — С. 299—302.
  • Тимошенко В.Е. Материализм Демокрита.М., 1959.-96 с.
  • Пикель Р.В.. Великий материалист древности (Демокрит). Под редакцией и с предисловием Л.И. Аксельрод (Ортодокс). Москва. `Новая Москва`. 1924. 113с.,
  • Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2011.
  • Щетников А. И. Вопрос о характере касания прямой и круга как проблемная точка развития древнегреческой геометрии в конце V — начале IV века до н. э // Историко-математические исследования. — 2006. — № 11 (46). — С. 174—196.
  • Bailey, C. The Greek Atomists and Epicurus. Oxford,1928.
  • Vlastos, Gregory. «Ethics and Physics in Democritus» // Philosophical Review. 1945/1946. 54/55: 578—592, 53-64.

Первые научные открытия

Одним из первых важных открытий Демокрита стала идея о неделимости материи. В своей теории атомов он утверждал, что все вещества состоят из мельчайших неподелимых частиц – атомов. Демокрит предполагал, что сочетаясь в разных комбинациях, атомы образуют различные материальные объекты и обладают различными свойствами.

Другим важным открытием Демокрита была его теория о пустоте. Он считал, что между атомами существует пустое пространство, которое позволяет атомам двигаться и сочетаться друг с другом. Эта идея оказала огромное влияние на развитие физики и понимание структуры вещества.

Демокрит также занимался астрономией, геометрией и медициной. Он сформулировал основные принципы оптики и стал одним из первых геометров, который рассматривал плоскость как бесконечную высоту. В области медицины Демокрит впервые описал симптомы и лечение различных болезней, а также предложил методологию для клеточного исследования.

Первые научные открытия Демокрита стали фундаментом для многих научных теорий и сформировали философскую основу для развития естественных наук. Его идеи и результаты исследований продолжают влиять на современные научные исследования и открывают новые горизонты для понимания природы и мира в целом.

Материализм Демокрита

Данный философ является наиболее ярким представителем атомистического материализма. Демокрит утверждал, что весь окружающий мир согласно чувственному восприятию, изменчив, многообразен. Все состоит из материи и пустоты. Именно тогда впервые вводится термин «атом» как малейшая неделимая составляющая часть всего сущего. Учение Демокрита говорит о том, что весь мир состоит из атомов, которые передвигаются в пустоте.

У этого философа была своя теория возникновения Земли в центре вихря, который образовался от столкновений атомов, различных по весу, величине и форме. Поскольку атом является материальной, неделимой и вечной величиной, существует большое количество атомов, разных по весу и форме. Сами по они себе лишены содержания, а совместно образуют переменчивые вещи ввиду постоянного движения в пустоте.

Постулаты применил и для учения о жизни и душе. Согласно его трудам, любое живое существо имеет душу, но каждое в разной степени. Жизнь и смерть — это результат соединения или разложения атомов. Демокрит говорил о том, что душа — это объединение особенных «пламенных» атомов, которое, по своей сути, также временно. Исходя из этих рассуждений теория о бессмертии души им отвергалась.

Краткое содержание его трудов не менее интересно. Если вы еще не познакомились с этим мыслителем, предлагаем вам это сделать. Демокрит — древнегреческий философ, годы жизни которого — примерно с 460 до 360 до н. э. Он известен тем, что является основоположником атомистического учения. Согласно Демокриту, в мире существуют лишь пустота и атомы.

Вклад в другие науки

Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей.

Основываясь на своей атомарной концепции, Демокрит определил длину отрезка как количество атомов в нём, площадь фигуры — как сумму длин всех содержащихся в ней отрезков (то есть, в конечном счёте, также как количество атомов), аналогично он рассматривал объём тела как сумму площадей его сечений. Это представление оказалось плодотворным — Демокрит первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра с той же высотой и с той же площадью основания. Подход Демокрита позднее лёг в основу средневекового «метода неделимых», который, в свою очередь, стал прообразом интегрального исчисления.

Эпикуриизм

Идеи атомистов наивны и объясняются неразвитостью их мнений. Однако это учение оказало сильное влияние на дальнейшее развитие естествознания и материалистической теории познания.

Другой основоположник античного атомизма — Эпикур (341–270 гг. До н.э.). Он основал школу под названием Сад Эпикура. Считается, что этим мыслителем было создано около 300 произведений. Сохранились также фрагменты, письма и сборник высказываний «Principali Pensieri».

Давая характеристику атомам, Эпикур вводит новое понятие: вес. Он говорит, что именно это свойство определяет их движение после первого импульса. Другими словами, атомы, находясь под действием своей гравитации, начинают падать вниз, пересекая бесконечное пространство. Если мы вернемся к теории Левкиппа и Демокрита, они определили движение атомов как однородное во всех направлениях.

ДЕМОКРИТ: открытия, жизненный путь и место в истории.

Демокрит, древнегреческий философ и ученый, является одним из основателей атомистической теории — теории строения и свойств атомов. Он утверждал, что все в мире состоит из неделимых и неизменных частиц — атомов.

Для исследования атомов Демокрит исходил из принципа опытного познания мира. Он выдвинул гипотезу о том, что все явления природы могут быть объяснены наблюдениями за движением мельчайших частиц. Он считал, что атомы сами по себе не обладают никакими свойствами, а их свойства определяются формой, размером, расположением и движением.

Результаты исследований Демокрита оказались настолько актуальными, что до сих пор используются в научных исследованиях. Атомистическая теория стала основой современной физики, химии и других областей естествознания. Демокрит считается одним из самых влиятельных мыслителей Древней Греции и знаменитостью в мировой науке.

  • Демокрит и его атомистическая теория стали предметом исследований многих ученых и философов.
  • В 20 веке атомистическая теория была проверена и подтверждена научными экспериментами.
  • Сейчас атомистическая теория используется для объяснения многих явлений в различных областях знания.

Демокрит и его работы оставили огромный след в истории науки и философии. Он стал первым человеком, который выдвинул идею о неделимости мельчайших частиц. Своей теорией он показал, что мир не бесконечен и не беспредельно разнообразен, а имеет строение и порядок, который можно изучать и понимать. Кроме того, он доказал, что наука и философия не противопоставлены друг другу, а составляют единое целое — путь к познанию мира.

Обучение и путешествия

Множество темных пятен оставляет биография Демокрита, краткое содержание трудов которого представляет интерес и сегодня (как жаль, что оригиналы не сохранились!) Этот философ был выходцем из богатой семьи. По легенде, переданной Диогеном Лаэртием, он учился у халдеев и магов, подаренных его отцу. Такой подарок Ксеркс якобы сделал ему за то, что тот угостил обедом персидское войско, проходившее через Фракию. Демокрит истратил богатое наследство, оставленное после смерти отца, на путешествия. Он побывал в Вавилоне и Персии, Египте и Индии. Некоторое время философ жил также в Афинах, где слушал инкогнито Сократа. Не исключено, что и с Анаксагором встречался Демокрит. Биография его наполнена множеством предположений, но не забывайте о том, как давно жил Воссоздать жизненный путь многих его современников весьма непросто.

Геометрия

Хотя Демокрит наиболее известен благодаря своей теории атомизма и философским исследованиям, он также был известным геометристом.

Фактически, эта наука была одной из тех, которым он больше всего обучал своих последователей, и многие из его публикаций, которые, к сожалению, не сохранились в наше время, были связаны с областью геометрии и астрономии.

Его интерес к геометрии можно понять, взглянув на контекст того времени, поскольку многие философы считали, что подавляющее большинство событий и ситуаций, происходящих в мире, можно объяснить с помощью геометрии и арифметики.

Об этом свидетельствует тот факт, что Демокрит даже придавал характеристики геометрических фигур абстрактным элементам, таким как запах или вкус. В этом смысле он ассоциировал некоторые формы с определенными элементами, что означало, что они имели тот или иной вкус.

Например, для Демокрита округлые и гладкие элементы характеризовались горьким вкусом; Точно так же вещества, которые были довольно круглыми, имели более сладкий вкус, а все эти кислые и кислые элементы имели острую и угловатую структуру.

Эти интерпретации, которые также применялись в других областях, таких как осязание, свидетельствуют об элементарной природе, которую этот философ считал геометрическими формами.

Социальная философия

Учение Демокрита было естественным результатом всего предшествующего развития философской мысли. Согласно учению Демокрита, Вселенная, состоящая из атомов вещества и пустоты, является движущейся материей. Это так же реально, как и есть. Атомы, находящиеся в постоянном движении, объединяются, чтобы образовать все. Когда атомы разделяются, вещи умирают. Атомы — носители множественности, а пустота — воплощение единства. Пустота безгранична, но атом имеет определенную форму и размер. Атом не воспринимается чувственно и выглядит как пылинка, плавающая в воздухе, только гораздо меньше. Число атомов и их конфигураций бесконечно. Атомы находятся в постоянном движении, что является основой формирования мира. Вечное движение состоит в постоянном столкновении, отталкивании, сцеплении, расщеплении, падении атомов. Это движение вызвано вихрем. Это движение вызвано начальным вихрем. Теория атомного строения мира Демокрита оказалась наиболее убедительной по своим принципам из созданных ранее. Идея бесконечного количества миров во Вселенной неразрывно связана с именем Джордано Бруно. Однако это было лишь возрождение идей Левкиппа и Демокрита. Они утверждали, что во Вселенной одновременно существует множество разных и одинаковых миров. Они расположены на разном расстоянии друг от друга, находятся на разных стадиях развития. По Демокриту, все во Вселенной происходит по закону необходимости. Под этой концепцией он понимал бесконечную цепочку причинно-следственных связей. А найти причины различных явлений, по мнению Демокрита, и есть главная задача мудреца.                     

Образование в нашем мире было обусловлено необходимостью. Его разнообразие объяснялось разнообразием атомов и их комбинаций. Они образовали 0 первичных веществ: огонь, воду, землю, воздух. Вода и земля — ​​это смесь элементов, из которой можно получить любой другой элемент, в том числе и живой. Атомы огня напрямую связаны с движением. При быстром движении атомы нагреваются, то есть забирают атомы огня. И наоборот, быстро движущиеся атомы огня сообщают движение другим атомам. Движение атомов огня у Демокрита — это сущность жизни, разума и психики человека. Атомы огня составляют разум и, следовательно, душу человека.        

Вся жизнь на Земле возникла из неодушевленной материи. Согласно Демокриту, поверхность еще полужидкой Земли вздулась от солнечных лучей. «Некоторые влажные вещества опухли во многих местах; В этих местах появились гнилостные пузыри, покрытые тонкой кожицей». В этих пузырьках из-за нагрева возникли живые организмы. Когда пузыри выросли до нужного размера, они лопнули и появились животные. Те животные, у которых преобладали атомы огня, стали птицами, те, у которых было больше земных веществ, стали земными, животные с преобладанием влажных веществ стали рыбами. Прямо из-под земли появились деревья и травы. Когда земля высохла, она перестала рожать крупных животных, которые уже «родились от взаимного смешения».        

Слайд 7Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако

понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (не-бытием). Атом мыслится в ряду: бытие, нечто (неологизм Демокрита), тело, полнота. Экспликация семантического ряда «атом», таким образом, такова: быть — значит быть чем-то, быть чем-то — значит быть телом, быть телом — значит быть полным (плотным). Пустота соотнесена с понятиями: небытие, ничто («нуль»), бесконечность. Атомы и пустота существуют на равном основании, «не более «нечто», чем «ничто»», — этот принцип «исономии» (равноправия) является универсальным в системе Демокрита.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: