Сила камня Алатырь
Всадники приехали в избушку Бабы Яги, где Иван (актер Максим Локтионов, фильмы с участием которого пока ограничены этой сказкой) познакомился с Катей — дочкой Каменной Княжны. Ее много лет назад заколдовали и заточили в высокую башню. Княжне нужен Ваня, потому что только он может помочь ей оживить старинный камень Алатырь, поддающийся исключительно самому умелому камнерезу. А Иван именно такой. Волшебница с помощью этого камня хочет получить власть над всем миром. Тогда простому народу придется нелегко.
И только Иванушке под силу противостоять этой Княжне. Тем более он очень хочет спасти Катю, которую искренне полюбил.
Личная жизнь
Дмитрий Анатольевич женат, имеет сына. Супруга Инна по образованию социальный психолог, но в последнее время оказывает большую помощь мужу в его режиссерской деятельности. В 2007 году Крымов был удостоен премии «Хрустальная Турандот», а два года спустя получил звание «Человек года» по версии российской Федерации еврейских общин.
Он уже давно не празднует день рождения и спокойно относится к круглым датам. Вместо пышных торжеств Дмитрий Анатольевич каждый год посещает могилы родителей, которые подарили ему жизнь и так много дали для реализации своего таланта.
Лаборатория Дмитрия Крымова – одного из важнейших эстетических революционеров современного русского театра существует с октября 2004 года. За это время было создано более десяти спектаклей, каждый из которых открывал новую тему в исследовании «театра художника». Уровни восприятия пространства, природа возникновения образа, визуальная выразительность и точность вместе с парадоксальностью, неожиданные ассоциативные ряды и пронзительная искренность, природа существования актера в условиях необычной художественной структуры — все это лишь небольшой и довольно условный перечень тем, на которые очень любят рассуждать театральные критики в связи с творчеством участников Лаборатории. В августе 2012 года спектакль Дмитрия Крымова «Сон в летнюю ночь» (совместная постановка Международного театрального фестиваля имени Чехова и театра «Школа драматического искусства») получил награду 66-м международном Эдинбургском фестивале искусств.
Дмитрий Крымов родился в 1954 года в семье Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой – наверное, самых известных режиссера и театрального критика советской эпохи. В 1976 году окончил Школу-студию МХАТ как театральный художник, сценограф. В 1976 году начал работать в Театре на Малой Бронной. Среди оформленных им спектаклей в постановке Анатолия Эфроса «Отелло» У. Шекспира (1976), «Месяц в деревне» И. Тургенева (1977), «Лето и дым» Т. Уильямса (1980), «Воспоминание» А. Арбузова (1981), «Наполеон Первый» Ф. Брукнера, «Директор театра» И. Дворецкого (1983) и др.. В МХАТ им. А. Чехова оформил спектакли «Тартюф» Ж. Б. Мольера, «Живой труп» Л. Толстого, «Попытка полета» Й. Радичкова (1984). В Театре драмы и комедии на Таганке работал над спектаклями: «У войны не женское лицо» по С. Алексиевич (1985), «Полтора квадратных метра» по повести Б. Можаева и «Мизантроп» Ж. -Б. Мольера (1986). Оформлял спектакли в других театрах Москвы, России и мира. В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией. Участвовал во многих групповых и персональных выставках, как в России, так и за рубежом. С 2004 руководит творческой Лабораторией в театре «Школа драматического искусства» в Москве и ставит спектакли с участием своих студентов–художников и молодых актеров, недавних выпускников РУТИ-ГИТИС и Щукинского училища. В Лаборатории Дмитрием Крымовым были поставлены следующие спектакли: «Недосказки», «Три сестры», «Сэр Вантес. Донкий хот», «Торги», «Демон. Вид сверху», «Корова», «Opus № 7», «Сны Катерины», «Смерть Жирафа», «Тарарабумбия», «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня», In Paris, «Х. М. Смешанная техника».
Дмитрий Крымов — режиссер, художник, педагог, театральный сценограф и просто невероятно талантливый человек. Он — член Союза художников и Союза театральных деятелей России, его спектакли всегда вызывают резонанс, заставляют зрителя думать. За спиной Крымова великое множество призов Международных театральных фестивалей. Его полотна выставлены в лучших картинных галереях мира. Кто он, чем живет и о чем рассуждает на досуге? Обо всем этом в материалах нашего обзора.
О современном зрителе
Крымов — невероятно интересный собеседник. С ним можно обсуждать разные вопросы, у него на все есть собственное суждение. Современный театр — одна из таких острых тем. Сегодня в мире искусства четко прослеживается противостояние классической школы театра и новаторских подходов в создании спектаклей. По мнению режиссера, эти споры вторичны. Крымов уверенно заявляет, что сегодня главное — это интерес потребителя.
Приходя на спектакль, зритель должен быть ужасно любопытным. Его, с одной стороны, должно интересовать все, что происходит на сцене, с другой — он не должен до конца понимать смысл всего происходящего. Понимание должно постоянно догонять интерес, а в итоге им необходимо сойтись. Конечно, современный зритель — гурман искушенный. Прошли те времена, когда люди смотрели все, что дают. Сегодня все иначе. Поэтому все, что требуется от режиссера — вызвать у зрителя подобное любопытство и заинтересованность, а задача зрителя — отгонять от себя скепсис и стараться «подкармливать» в себе любопытство.
По мнению Дмитрия Анатольевича, чтобы «правильно» смотреть спектакли Лаборатории, необходимо выполнить всего несколько простых вещей: прийти на спектакль, сесть, сложить руки на коленях и смотреть. Причем Крымов Дмитрий не рекомендует надевать пиджаки, короткие платья и туфли на высокой платформе — по его мнению, зрителю будет ужасно некомфортно сидеть на маленьких стульях. Конечно, это юмор, но в нем есть и рациональное зерно.
Биография
Дмитрий Анатольевич Крымов родился в октябре 1954 года в Москве. Его отец — известный режиссер-постановщик мама — театральный критик и искусствовед Наталья Крымова. Дмитрию еще в детстве досталась фамилия матери, потому что отец его принадлежал к еврейскому роду, а в советское время это было определенным ярлыком. Анатолию Эфросу приходилось преодолевать многочисленные препятствия в карьере, возникающие на почве его происхождения, и родители решили оградить будущее своего сына от ненужных проблем.
Дмитрий Анатольевич пошел по стопам своих талантливых родителей. Как только он получил аттестат зрелости, тут же поступил на постановочный факультет Школы-студии МХАТ. В 1976 году после окончания учебы отправился получать первый профессиональный опыт в Свои первые сценографические работы Дмитрий создал к постановкам отца. Среди спектаклей тех лет можно выделить «Живой труп» Толстого, «Месяц в деревне» Тургенева, «Лето и дым» Уильямса, «Воспоминание» Арбузова и др.
Личная жизнь
Юрий Грымов не любит обсуждать свою семью. Родители, супруга и дочь для него главное в жизни, поэтому режиссер охраняет подробности личной жизни от камер папарацци. Жену Юрия зовут Ольга. Супруги познакомились случайно, режиссер подвозил девушку на машине, а уже через 3 дня повел в загс. Любопытно, что Ольга на тот момент собиралась замуж за другого мужчину.
Юрий Грымов, его жена Ольга и дочь Антонина
В союзе Грымовых родилась дочь Антонина. Она получила хорошее образование. Родители руководствовались принципами демократичности в отношении воспитания детей, и это наложило отпечаток на мировоззрение девушки. Сейчас она живет во Франции и периодически снимается в проектах отца.
Личная жизнь
В личной жизни Дмитрий Анатольевич – однолюб: как выбрал в себе в спутницы единственную женщину, так и остается ей верен до сих пор. Его жена Инна родилась 29 июня в Магадане, является автором проектов, продюсером документальных фильмов, а также организатором художественных выставок, ярмарок, аукционов. О себе говорит сдержанно:
В семье родился единственный ребенок Михаил, освоивший профессию архитектора и ныне проживающий в США. Других детей у творческой пары нет.
На вопросы журналистов, на что Дмитрию ежедневно не хватает время, ответил, что на признание супруге в любви. И помывку автомобиля. Кстати, интервью с талантливым режиссером – отдельный вид интеллектуального удовольствия. Его глубокие и искрометные ответы корреспондентам поражают масштабом размышлений и мудрости.
Дмитрий Крымов сейчас
В 2018 году впервые на сцене Театра наций Дмитрий Крымов представил на суд зрителя далекую от школьного классического произведения комедию масок «Му-Му», где главная героиня – не жалеемая всеми утопленная собачонка, а девочка Маша.
В том же году в чеховском МХТ родился «Сережа» – сын погибшей от любви . Спектакль только отчасти напоминает знаменитый роман . Здесь же нашлось место и гроссмановской «Жизни и судьбе».
В последний летний день 31 августа 2018 года на официальном сайте Лаборатории появилась трогательная и емкая запись режиссера об уходе из «Школы драматического искусства». Если верить комментариям директора театра, то разногласий «на работе» не было.
Кстати, отдельного внимания заслуживает уже упомянутый сайт. Здесь удивительно стильно и оригинально преподнесены, казалось бы, привычные (фото, видео, аудио) и непривычные (лица, учителя) разделы.
Художник, сценограф, режиссёр и театральный педагог,
Дмитрий Анатольевич Крымов родился в семье Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой.
В 1976 Дмитрий Крымовон окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ. С 1976 он начал работать в Театре на Малой Бронной. Создал сценографию к постановкам Эфроса «Отелло» Шекспира (дипломная работа), «Месяц в деревне» Тургенева, «Лето и дым» Уильямса, «Воспоминание» Арбузова, «Наполеон Первый» Брукнера, «Директор театра» Дворецкого. Оформил также спектакли Эфроса «Тартюф» Мольера и «Живой труп» Толстого на сцене МХТ.
С 1985 Крымов — художник-постановщик Театра на Таганке, где выпустил спектакли «У войны не женское лицо» Алексиевич, «Полтора квадратных метра» по повести Можаева и «Мизантроп» Мольера.
В начале
90-х
Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией.
С 2002 Дмитрий Крымов преподает в Российской академии театрального искусства, где ведет курс театральных художников и руководит творческой Лабораторией в театре
Школа драматического искусства».
Самые громкие постановки Крымова: «Недосказки» по сказкам Афанасьева, «Три сестры» по мотивам трагедии «Король Лир» Шекспира, «Сэр Вантес. Донкий Хот» по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса, «Торги» пьеса Дмитрия Крымова по мотивам драматических произведений Чехова, «Демон. Вид сверху» по мотивам поэмы Михаила Лермонтова, «Корова» по рассказу Платонова, «Opus № 7» (идея, композиция и постановка — Дмитрий Крымов), «Тарарабумбия» — спектакль к
150-летнему
юбилею Чехова.
«Режиссура же очень трудная профессия, потому что она не в руках. Художник пишет красками, плохо или хорошо, но это стоит и можно показать. А тут… Она не в руках, в чем-то другом. Азарт состоит в том, чтобы понять. Своеобразный, но целенаправленный азарт. Хотя бывают разные режиссеры. Ну конечно, мы же люди. Я пишу коллективное сочинение, мы вместе его придумываем. Но мнение мнению рознь. Бывают такие, что мешают работе и портят настроение в процессе. Стараюсь с т
акими людьми меньше работать»
.
«Спектакль делает один человек, главный, и это — режиссер. Вокруг должны собраться люди, которые это понимают. Меня интересуют мнения, и я готов разговаривать. Но только нужно вовремя остановиться. Ведь часто у актеров это способ не работать, а потрепаться или потрепать нервы».
Дмитрий Крымов
«Режиссер отвечает за спектакль. Ну какой я тиран, я просто несу ответственность за происходящее на сцене. Если не будет так, как мне кажется, тогда спектакль будет не мой. Зачем я тогда провожу время, а не пишу картины или занимаюсь чем-то по дому? У меня ручка на двери отваливается уже год, и я ее не прикручиваю, мне же нужно чем-то компенсировать. А компенсируется максимально хорошим спектаклем».
Дмитрий Анатольевич Крымов — знаменитый сценограф, художник и педагог театрального искусства. Видный представитель Союза художников и Союза театральных деятелей России. Жизнь Дмитрия — это творческий путь настоящего художника, наполненный значимыми достижениями в области живописи и театрального искусства.
Актуальное искусство и работа со студентами
Дмитрий Анатольевич говорит, что неприятно сегодня наблюдать за многими вещами, которые творятся в России. Происходит подмена понятий, невыполнение обязательств, отсутствие реформ. Например, режиссер очень не любит такое популярное сегодня выражение, как «актуальное искусство». Ему непонятно, какой смысл несет в себе эта фраза. Актуальное искусство — это более дешевая разновидность искусства? Как тогда на счет религии? Она тоже может быть низкосортной?
Есть у Крымова и соображения насчет реформ в театральном образовании. Режиссер твердо уверен в том, что оно не может быть нищим. Зарплаты преподавателей вузов — это позор всей системе образования. Чиновникам необходимо усвоить, что преподавание не может базироваться на голом энтузиазме людей, которые просто так будут проводить время со студентами. А для того, чтобы театральная среда давала плоды в качестве талантливых актеров и интересных зрителю постановок, необходимы условия — сегодня их нет, физически.
Своих студентов Дмитрий Крымов обучает по личной методике. Режиссер заявляет, что молодежь возможно научить лишь воспринимать опыт других, но нельзя пройти за них их путь. Ребята должны сами услышать свой внутренний голос, довериться ему и выбрать дорогу. Опыт других лишь свидетельствует о том, что все возможно. Если что-то получилось у другого, получится и у тебя. Необходимо лишь усердно работать.
Биография[править | править код]
Родился в семье режиссёра Анатолия Эфроса и театрального критика Натальи Крымовой. Внук театроведа и поэтессы Зинаиды Акимовны Чалой. В 1976 году окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ (курс Олега Ефремова).
С 1976 года начал работать в Театре на Малой Бронной. Создал сценографию к постановкам своего отца Анатолия Эфроса: «Отелло» У. Шекспира (дипломная работа), «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Лето и дым» Т. Уильямса, «Воспоминание» А. Арбузова, «Наполеон Первый» Ф. Брукнера, «Директор театра» И. Дворецкого. На сцене МХАТ оформил спектакли Эфроса «Тартюф» (Мольера) и «Живой труп» Л. Толстого.
В 1985 году Крымов перешёл в Театр на Таганке, где оформил спектакли «У войны не женское лицо» С. Алексиевич, «Полтора квадратных метра» по повести Б. Можаева и «Мизантроп» Мольера. Всего в портфолио Крымова свыше 100 оформленных спектаклей для театров России, Японии, Болгарии, Франции, США и др.
В начале 1990-х, когда ушел из жизни Анатолий Эфрос, Дмитрий оставил театр и занялся изобразительным искусством: живописью, книжной графикой, инсталляцией, участвовал в групповых и персональных выставках за рубежом и в России. Работы Крымова хранятся в коллекциях музеев Ватикана, Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Пушкинского и других. В тот период Крымов написал портрет папы Иоанна Павла II. Картина была сделана с фотографии и предназначалась как подарок на день рождения понтифику. Она была выдержана в «хулиганской» стилистике, технику сравнивали с манерой Модильяни или Сутина. Очевидцы вспоминали, что когда понтифику привезли полотно и сняли вуаль с подрамника, «кардиналы просто остолбенели. Зависла пауза. Нашёлся один Иоанн Павел II, сказавший: „Noli timere, quia ego sum“ („Не бойтесь, это я“)».
В 2002 году Дмитрий Крымов стал преподавать в Российской академии театрального искусства на курсе театральных художников. В том же году он выпустил свой первый спектакль — «Гамлет», поставленный для Валерия Гаркалина. Премьера состоялась в дни захвата заложников на Дубровке. Спектакль получил массу критических отзывов: в прессе высказывались мнения, что Крымову не стоило браться за режиссуру и выходить из рамок сценографии, в рецензиях отзывались о постановке как о «обычном драматическом театре». В 2004 году Крымов выпустил «Недосказки» — оригинальный пластический перформанс. В последовавших за ним спектаклях «Сер Вантес. Донкий Хот» и «Демон. Вид сверху» роли исполняли студенты-сценографы и молодые актёры, эти спектакли уже были совершенно не похожи на классический театр и в прессе описывались как «художественные акции» и «сюрреалистические иллюзионы». В них повествование идёт через ряд метафор, образных представлений, вербальных и визуальных перформансов.
В 2004 году Крымов начал работать в театре «Школа драматического искусства», где возглавил свою Лабораторию. В 2007 году Крымов и его студенты получили Гран-при Пражской квадриеннале — «Золотую тригу», главную сценографическую награду мира. Ученицы Крымова Вера Мартынова и Мария Трегубова работали над сценографией поставленного в 2010-м спектакля «Opus № 7».
В 2010—2011 годах спектакль Крымова «В Париже» с Михаилом Барышниковым в главной роли шёл в театре Шайо.
В марте 2014 года вместе с рядом других деятелей науки и культуры выразил своё несогласие с политикой российской власти в Крыму и на востоке Украины.
В 2016 году Крымова пригласили вести курс в Йельском университете. Со студентами драматического отделения он поставил «Три сестры». Премьера состоялась в рамках 21 Международного фестиваля Искусства и Идей.
В 2018 году Крымов уволился из «Школы Драматического искусства», на тот момент в репертуаре ШДИ было 15 постановок режиссёра. В обращении к зрителям Крымов процитировал фразу Андрея Синявского: «У меня с советской властью разногласия чисто стилистические», подразумевая разногласия с руководством ШДИ.
В феврале 2022 года Крымов прилетел в Филадельфию ставить «Вишнёвый сад» в Wilma Theater, премьера которого была запланирована на 12 апреля. В связи с началом военных действий на Украине режиссёр заявил, что не видит для себя возможности вернуться в Россию. 20 апреля Крымов в пятый раз стал лауреатом премии «Золотая маска», получив награду в номинации «Лучшая работа режиссера в драмтеатре» за спектакль «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция» в «Мастерской Петра Фоменко». Крымов попросил передать его премию главреду «Новой газеты» Дмитрию Муратову.
В сентябре 2022 года по приказу городского Департамента культуры все постановки Крымова были сняты из репертуаров московских театров.
В октябре 2022 года Крымов открыл в Нью-Йорке театральную лабораторию Krymov Lab NYC.
Дмитрий Анатольевич Крымов: кто он?
Прежде всего он — сын своей Родины, преданный и любящий. На вопросы об эмиграции Крымов решительно заявляет, что не собирается покидать Россию. Причин этому множество: у него студенты, актеры, большое хозяйство. Здесь похоронены его родители, на могилу которых он уже много лет приходит в свой день рождения. Крымов признается, что сегодня территорий, на которых спокойно себя чувствуешь, становится все меньше, но пока можно жить и творить, нет смысла уезжать.
Он не празднует свой день рождения, его постоянно занимает работа. Помимо самого талантливого режиссера, в лаборатории Дмитрия Крымова трудится костяк актеров, из них и состоит «Школа драматического искусства». Среди приглашенных людей, которые формально не входят в лабораторию, но с которыми театр постоянно сотрудничает, такие звезды, как Лия Ахеджакова, Валерий Гаркалин.
Дмитрий Крымов — режисер, который признается, что ему интересно общаться с молодыми и наблюдать, как они добиваются результатов. Он очень требовательный и щепетильный во всем. Дмитрий Анатольевич убежден, что театральный спектакль делает единственный человек — режиссер, а его, в свою очередь, должны окружать нужные люди — те, которые его понимают. Крымов утверждает, что его интересует мнение окружающих, и он открыт к диалогу. Однако разговор должен быть конструктивным, по существу.
Режиссеру важно, чтобы на выходе его работы было три составляющих: собственное удовольствие от процесса, удовлетворение актеров труппы и интерес зрителя. Если эти компоненты сходятся, режиссер получает мощный стимул двигаться вперед
Крымов утверждает, что может быть жестоким, если что-то мешает осуществлению планов. В такой ситуации он всегда выбирает борьбу и проявляет упрямство. В остальных случаях Крымов — мягкий человек, который уважает и любит людей, с которыми работает.
Собственная творческая лаборатория
В 2004 г. постановка на основе русских народных сказок покорила режиссера А. Васильева. Он включил ее в репертуар «Театра Европы» и предложил Крымову создать творческую лабораторию. Она стала отдельным подразделением с неповторимой художественной эстетикой.
В 2006 г. Васильев ушел из театра, и это стало переломным моментом в жизни Дмитрия Анатольевича. Сначала он хотел последовать за режиссером, но после раздумий все же остался работать на прежнем месте. Творческая лаборатория Дмитрия Крымова продолжила свою работу.
Все постановки были награждены театральными критиками яркими эпитетами. Отмечалась выразительность постановок, их уникальная художественная структура и ассоциативные ряды. Спектакли в лаборатории создаются в два этапа: активное обсуждение пьес, а уже потом отработка образов. Немаловажную роль в постановках имеет музыка. Для спектакля редко берутся готовые произведения, в большинстве случаев пишутся новые, оригинальные. Дмитрий Крымов уже долгое время сотрудничает с композитором Бодровым, который пишет музыку для постановок.
Для Дмитрия Анатольевича не существует первооснов, он может «кроить» музыку в соответствии со своими представлениями, убирая ненужные фрагменты либо добавляя новые. Поэтому лаборатория приобрела статус авторской. За время ее существования уже поставлены десятки спектаклей. Постановка «Сон в летнюю ночь» стала лауреатом Эдинбургского фестиваля.
Все спектакли в исполнении Крымова являются настоящими шедеврами искусства. Произведения заставляют задуматься о насущных проблемах, меняя восприятие и сложившиеся мнения. Дмитрий Анатольевич опытный специалист и в оперном жанре. Он поставил несколько одноактовых произведений.
В 2007 г. Дмитрий Анатольевич получил знаменитую премию «Хрустальная Турандот». В 2010 г. сценаристом создан незабываемый спектакль «В Париже». Это была совместная работа Крымова с Барышниковым. Многим запомнился спектакль «Смешанная техника», поставленный в 2011 г.
Дмитрий Крымов – режиссер от бога. Он очень ответственно относится к своей работе и считает, что несет ответственность за происходящее на сцене. Поэтому бывает удовлетворен своей работой только тогда, когда поставленный им спектакль полностью отвечает его требованиям.
Впереди в планах Крымова – новые творческие работы. В 2016 г. Дмитрий Анатольевич задумался о снятии художественного фильма. Сюжет пока обрисовывается в общих чертах. Режиссер объявил, что в съемках будут принимать участие студенты и ученики Крымова. Образная канва картины идентична одному из фильмов Анатолия Эфроса, который был отснят в 1961 г.
Сын Отечества
Д.А. Крымов — настоящий сын своего Отечества, внёсший огромный вклад в его культурное наследие.
Деяния великого мастера по достоинству оценены правительством. Он имеет многочисленные награды и звания. Является лауреатом самых престижных театральных премий. Но самое высокое воздаяние для деятеля искусства — это благодарность зрителей, почитателей его таланта.
Даже в самые тяжёлые времена российский художник никогда не помышлял о том, чтобы оставить страну и уехать на чужбину. На родине у него есть всё, для чего следует жить и творить.
Безусловно, выдающийся человек, обладающий уникальным даром, и сегодня полон грандиозных планов. Впереди у него новые работы. Возможно, он напишет новые картины или снимется в кино… А, может, просто посвятит остаток жизни любимым людям. Ведь признания и славы заработано сполна.
Значимые жизненные этапы
- В 1976 году, после окончания учёбы, молодой специалист служит в Театре на Малой Бронной. Работает сценографом. Карьера начинающего художника складывалась успешно. Спектакли, оформленные Дмитрием, отличались индивидуальностью, удивительным вхождением в замысел режиссёра, выразительностью. Среди работ тех лет можно выделить:
- «Отелло» У.Шекспира (1976 г.)
- «Месяц в деревне» И.С.Тургенева (1977 г.)
- «Продолжение Дон Жуана» Э.Радзинского (1979 г.)
- «Лето и дым» Т.Уильямса (1980 г.)
- «Воспоминание» А.Арбузова (1981 г.)
- «Директор театра» И.Дворецкого (1983 г.) и другие.
- С 1985 года Крымов работает в Театре на Таганке. Наиболее удачными в этот период времени являются художественные постановки автора: «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра», «Мизантроп».
- Смерть родителей внесла свои коррективы в театральное ремесло Дмитрия Анатольевича. Он уходит из театра и решает сменить род деятельности.
- В 90-х годах, изучив станковое искусство, Крымов всецело посвятил себя живописи и графике. Оказалось, что и в этой области талантливый человек нашёл себе применение.
- Этот вид изобразительного искусства привлёк начинающего живописца богатством жанра и стиля, самостоятельностью, идейно-художественным значением произведений.
- Руками художника создавались удивительные полотна. Их приобретали частные коллекционеры. Работы выставлялись в различных музеях, в том числе и на заграничных площадках.
- В 2000 году потребность в театральном искусстве заставила Дмитрия Крымова вернуться к истокам творческой деятельности. Он работает в театре Станиславского. Для многих стала неожиданностью его постановка «Гамлета».
- Немного позднее Дмитрий Анатольевич переходит на службу в ГИТИС.
- Одновременно сотрудничает с Театром им. Н.В.Гоголя, Театром им. М.Н.Ермоловой, Театром им. Моссовета, Театром им. В.Маяковского и другими. В творческой копилке Крымова-художника-сценографа около ста спектаклей.
- С 2002 года местом работы живописца становится Российская академия театрального искусства.
- Там он читает лекции, проводит занятия со студентами-художниками.
- Дмитрий Анатольевич делился своим богатым опытом с начинающими дарованиями.
- За два года работы он воспитал не один десяток талантливых молодых людей.
- С 2004 года начинает свою деятельность творческая Лаборатория «Школа драматического искусства», художественным руководителем и основателем которой является Дмитрий Крымов.
- Как педагог-новатор Дмитрий Анатольевич многое делал для того, чтобы его воспитанники были разноплановыми, индивидуальными актёрами, отличными в своём профессиональном мастерстве от предыдущих поколений. Для этого он обучал их по собственной разработанной методике.
- Свои оригинальные идеи и замыслы художник-постановщик воплощал совместно с молодыми коллегами на сцене.
- За время существования Лаборатории в театре были поставлены десятки спектаклей. Среди них наиболее значимые:
- «Три сестры» (2005 г.)
- «Корова» (2007 г.)
- «Смерть жирафа» (2009 г.)
- «Русский блюз. Поход за грибами» (2015 г.)
- «Последнее свидание в Венеции» (2016 г.)
- «Бесприданница» (2017 г.)
- «Ромео и Джульетта» (2018 г.) и другие.
- Все работы, созданные Крымовым в это время, являются новаторскими и носят сугубо индивидуальный характер. Они меняют устаревшие сложившиеся стереотипы и мнения об отечественных постановках, вызывая у зрителей любопытство и заинтересованность.
- Успех современного театрального искусства, по мысли режиссёра, состоит в том, чтобы сидящий в зале человек, не просто следил за игрой актёров, а включался в процесс, происходящий на сцене. А, посмотрев спектакль, смог сам трактовать задумку автора.
- Особенную роль в постановках играет музыка. Она является полноправным участником событий, происходящих на сцене. Поэтому Крымов редко брал готовые произведения для спектаклей. Чаще всего к представлению писалась своя, оригинальная мелодия.
- 31 августа 2018 года Дмитрий Крымов прекращает работу в организованном им детище.
Личная жизнь Дмитрия Крымова
Успешный режиссер и художник живет не только профессиональной деятельностью. Он — глава счастливой семьи.
Жена Инна по образованию является экономистом и социальным психологом. Сейчас она помогает мужу в его творчестве. У супругов есть сын.
Дмитрий уже несколько лет не отмечает свои дни рождения. Вместо этого он посещает могилы родителей, чтобы поблагодарить их за все, что они ему дали.
Карьера
Режиссер, Режиссер-постановщик, Автор
Всего фильмов
23
Жанры
антреприза, драма, опера
Жанры
антреприза драма опера
Российский художник, сценограф, режиссёр и театральный педагог.
Дмитрий Крымов родился в семье Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой. В 1976 году он окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ. С 1976 года он начал работать в . Создал сценографию к постановкам Эфроса «Отелло» Шекспира (дипломная работа), «Месяц в деревне» Тургенева, «Лето и дым» Уильямса, «Воспоминание» Арбузова, «Наполеон Первый» Брукнера, «Директор театра» Дворецкого. Оформил также спектакли Эфроса «Тартюф» Мольера и «Живой труп» Толстого на сцене .
С 1985 Крымов — художник-постановщик , где выпустил спектакли «У войны не женское лицо» Алексиевич, «Полтора квадратных метра» по повести Можаева и «Мизантроп» Мольера.
В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией.
С 2002 года он преподает в Российской академии театрального искусства, где ведет курс театральных художников и руководит творческой Лабораторией в театре « ».
Самые громкие постановки Крымова: «Недосказки» по сказкам Афанасьева, «Три сестры» по мотивам трагедии «Король Лир» Шекспира, « » по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса, « » пьеса Дмитрия Крымова по мотивам драматических произведений Чехова, « » по мотивам поэмы Михаила Лермонтова, « » по рассказу Платонова, « » (идея, композиция и постановка — Дмитрий Крымов), « » — спектакль к 150-летнему юбилею Чехова.
Дмитрий Крымов: «Режиссура же очень трудная профессия, потому что она не в руках. Художник пишет красками, плохо или хорошо, но это стоит и можно показать. А тут… Она не в руках, в чем-то другом. Азарт состоит в том, чтобы понять. Своеобразный, но целенаправленный азарт. Хотя бывают разные режиссеры. Ну конечно, мы же люди. Я пишу коллективное сочинение, мы вместе его придумываем. Но мнение мнению рознь. Бывают такие, что мешают работе и портят настроение в процессе. Стараюсь с такими людьми меньше работать».
«Спектакль делает один человек, главный, и это — режиссер. Вокруг должны собраться люди, которые это понимают. Меня интересуют мнения, и я готов разговаривать. Но только нужно вовремя остановиться. Ведь часто у актеров это способ не работать, а потрепаться или потрепать нервы».
«Режиссер отвечает за спектакль. Ну какой я тиран, я просто несу ответственность за происходящее на сцене. Если не будет так, как мне кажется, тогда спектакль будет не мой. Зачем я тогда провожу время, а не пишу картины или занимаюсь чем-то по дому? У меня ручка на двери отваливается уже год, и я ее не прикручиваю, мне же нужно чем-то компенсировать. А компенсируется максимально хорошим спектаклем».
Дмитрий Крымов — режиссер, художник, педагог, театральный сценограф и просто невероятно талантливый человек. Он — член Союза художников и Союза театральных деятелей России, его спектакли всегда вызывают резонанс, заставляют зрителя думать. За спиной Крымова великое множество призов Международных театральных фестивалей. Его полотна выставлены в лучших картинных галереях мира. Кто он, чем живет и о чем рассуждает на досуге? Обо всем этом в материалах нашего обзора.