Анель Судакевич
Карьера Анель Судакевич в кино была короткой, всего 6 лет, но популярность принесла ей просто бешеную. Ее сын, художник Борис Мессерер, вспоминал: через много лет к нему подходили люди и спрашивали: «Вот эта женщина, с которой ты сейчас шел, это Анель Судакевич?»
Зеленоглазая Анель хорошо осознавала свою удивительную красоту. Сначала она была очень красивой маленькой девочкой, потом красивой девушкой, потом прекрасной женщиной. Школьный учитель написал ей в альбом, что она похожа на редкий цветок папоротника, который цветет раз в 100 лет.
Она мечтала о театре, и соседка помогла ей попасть на драматические курсы Юрия Завадского. Главной звездой труппы была Вера Марецкая, Анель могла бы стать второй примой… Но у Завадского было правило: студийцы должны были не только играть, но делать что-то еще полезное.
Анель продавала билеты на спектакль, с ней заговорили два приятных парня, и оказалось, что это Борис Барнет и Федор Оцеп, режиссеры кино. Анель ушла к новым знакомым на студию «Межрабпом-Русь», которую называли «советским Голливудом» (после войны «Межрабпом-Русь» стала Киностудией имени Горького).
В немом кино красота была важнее актерского таланта, Анель снялась в паре эпизодов и получила главную роль в фильме «Победа женщины», потом другие главные роли. И быстро стала звездой.
Софья, младшая сестра Анель, очень нравилась Маяковскому. «У вас, Анеля, глаза в мировом масштабе, а у Сони — в советском. Но я предпочитаю все советское!» — говорил он. Анель это не задевало, у нее начался роман с Асафом Мессерером, знаменитым танцором.
Только что вышел балет «Красный мак», имя Асафа гремело… Семья Мессереров была тогда в центре культурной жизни Москвы — все там были знаменитости, таланты, яркие личности. Сестра Асафа Суламифь — известнейшая балерина, Рахиль — киноактриса, Элишева играла в театре, Азарий стал директором Театра Ермоловой.
Когда короткая эпоха немого кино подошла к концу, Анель спокойно простилась с актерской карьерой. Время грациозных брюнеток с русалочьими глазами прошло — новому времени стали нужны новые героини, румяные комсомолки-спортсменки со светлыми кудрями и простыми, открытыми лицами.
Почти все кинозвезды 20-х эмигрировали. Анель была счастлива в СССР и в браке с Асафом, но, когда любовь кончилась, спокойно рассталась и с ним. Независимость была ее главным качеством. Анель была одной из самых элегантных москвичек. Она прекрасно шила, а главное, талантливо сочиняла наряды. Это и оказалось ее призванием, она стала главным художником советского цирка. И это Анель придумала кепку Олега Попова.
Она прожила 95 лет, до последнего дня уважала свою красоту и делала все, чтобы ее сохранить. Спала только на спине, следила за весом, прекрасно одевалась. Как-то Мария Миронова встретила ее на улице — в узкой юбке, короткой шубке, веселой шляпке с козырьком — и воскликнула: «Не женщина — молния!»
Биография[править | править код]
Родилась в семье кинорежиссёра Бориса Васильевича Барнета и актрисы Аллы Александровны Казанской.
Окончила Высшее Театральное училище имени Б. В. Щукина в 1972 году (курс А. И. Борисова) и была принята в труппу Московского художественного театра, перейдя после раскола в МХТ имени А. П. Чехова. На протяжении полувека была одной из ведущих актрис, сыграла десятки ролей. Исполняла роли в спектаклях «Три сестры» Олега Ефремова, «Господа Головлевы» Льва Додина, «Тамада» Камы Гинкаса, «Копенгаген» Миндаугаса Карбаускиса.
Кроме МХТ им. А.П. Чехова, играла в Театре Олега Табакова.
В ноябре 2017 года перевезла прах отца из Риги в Москву и похоронила на Новодевичьем кладбище, рядом с мамой Аллой Казанской.
Скончалась после продолжительной болезни. Прах захоронен в могиле родителей в Москве на Новодевичьем кладбище.
Бывший муж — Вале́рий Влади́мирович Фо́кин (род. 1946), советский и российский режиссёр, актёр и педагог. Художественный руководитель Национального драматического театра России (Александринского театра) с 2003 года. Вместе учились в Щукинском училище. Студенческий брак, который продлился недолго.
Детей нет.
Ольга Михайлова-Буденная
Она родилась в семье железнодорожного служащего, но держалась как принцесса. Этим, как вспоминают современники, Ольга и покорила «главного конника»: «Непрерывно развиваясь культурно и политически, Буденный уже не мог удовлетвориться жизнью с простой малограмотной казачкой» («простой малограмотной казачкой» была первая жена маршала).
Ольга прекрасно говорила по-французски, безупречно одевалась и замысловато причесывалась; серебряная брошь от треста «Русские самоцветы» выглядела на ней интереснее, чем бриллианты на других «кремлевских женах».
Замуж за легендарного маршала она вышла совсем юной девушкой, выпускницей Рахманиновского музыкального техникума по классу фортепиано, окончила консерваторию, стала примой Большого театра. И жила как прима — играла на скачках, танцевала на вечеринках, тратила маршальские деньги и даже не притворялась строительницей коммунизма. Красота и редкий голос как будто бы давали ей право не замечать, какая жизнь идет вокруг.
Кончилось это предсказуемо плохо. «Плохая у тебя жена», — строго сказал Буденному Сталин, а Буденный якобы ответил, что «уж это дело не политическое, а семейное». Тогда в дело пошла толстая папка с «оперативным материалом»: гражданка Михайлова О. С. играет на скачках, вступила в интимную связь с артистом театра Алексеевым, посещает иностранные посольства и подозревается в шпионской деятельности.
Арестовали ее на концерте, прямо в нарядном платье, лаковых туфлях и газовой косынке отправили в тюрьму. После 3 лет в одиночной тюремной камере и 8 лет лагерей Ольгу сослали в сибирский город Енисейск. Она пыталась устроиться в школу учительницей французского — ссыльную, конечно, не взяли.
Больная, прошедшая через немыслимые издевательства жена Буденного работала уборщицей, жила в холодной подвальной комнате, но помощи ни от кого не принимала, держалась отстраненно и холодно. Любила ходить в театр — вся публика в ватниках, а она наряжалась.
Местные потом вспоминали о ней как о «женщине в шикарном костюме», «в красивом платье, туфлях, шляпе и перчатках до локтей». «Убирала она чисто, <…> выглядела всегда моложе, чем есть на самом деле, так как делала различные маски, какие маски — держала в секрете».
Любовь Белозерская
Любовь стала второй женой Михаила Булгакова, и это она подсказала ему ввести в роман, который в черновом варианте назывался «Консультант с копытом», женщину, Маргариту. Булгаков называл ее Любанга, Банга — в романе он дал это имя верной собаке Понтия Пилата, понимавшей его без слов.
Они познакомились на каком-то писательском приеме, Любовь только вернулась из-за границы со своим мужем, известным журналистом Ильей Василевским. Ей было 26, и портрет Маргариты списан с нее: кожа, которая как будто светилась изнутри, зеленые глаза с легкой косинкой, черные дуги бровей. Булгаков был тогда женат на Тасе, Татьяне, которая считала свою жизнь топливом для писательского костра, занималась хозяйством, обустраивала быт.
Любовь была другой: остроумной, светской, увлекалась верховой ездой, водила автомобиль, заводила интересные знакомства. В эмиграции она выступала в балетных труппах в парижских театрах, привезла оттуда легкую балетную выправку и чемоданы парижских платьев. «Блестящая женщина, но Мака с ней несчастлив», — говорила сестра Булгакова.
Она не одобряла эту новую женитьбу, никто не одобрял. Кажется, даже Булгаков думал, что Банга не для него: «Ужасное состояние: все больше влюбляюсь в свою жену. Так обидно — 10 лет открещивался от своего… Бабы как бабы. А теперь унижаюсь даже до легкой ревности. Чем-то мила и сладка».
Любовь Евгеньевна помогала мужу, была его секретарем, брала на себя издательские дела, но всем казалось, что этого мало, — от своей личности и свой жизни она не отказывалась.
Должности музы и «бабы как бабы» ей было мало.
После развода с Булгаковым Любовь Белозерская работала в разных редакциях, сотрудничала с писателями и учеными, и она была просто классной редакторкой: эрудированной, внимательной к фактам и въедливой.
Друзья называли ее «Люба — золотое сердце», она постоянно пристраивала собак и кошек, втягивала в свою орбиту разных людей, не жалея доброты и милосердия ни для кого. Ее жизнь была как бесконечный карнавал, к счастью, долгий — длиной в 91 год.
Творчество
Роли в театре
МХТ имени Чехова
- «Дульсинея Тобосская» — Маска
- «Синяя птица» Мориса Метерлинка — Фея
- «Валентин и Валентина» — Дина, Женя
- «Иванов» А. П. Чехова — Авдотья Назаровна
- «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина — Любинька
- «Медная бабушка» — Карамзина
- «Кабала святош» М. А. Булгакова — Риваль
- «Яма» А. И. Куприна — Ровинская
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Графиня-внучка
- «Московский хор» — Люба
- «Три сестры» А. П. Чехова — Ольга
- «Мишин юбилей» — Мери
- «И свет во тьме светит» Л. Н. Толстого — Каховская
- «Ю» — Елизавета Сергеевна
- «Копенгаген» — Маргарет Бор
- «Последняя жертва» А. Н. Островского — Глафира Фирсовна
- «Священный огонь» — Миссис Тэбрет
- «Учитель словесности» — Варвара
- «Женитьба» Н. В. Гоголя — Арина Пантелеймоновна
- «Последняя ошибка Моцарта» — жена композитора Сальери
- «Так победим» (1987) — Гляссер М. И., личный секретарь Ленина по политбюро
Московский театр-студия п/р Олега Табакова
- «Дядя Ваня» (Войницкая Мария Васильевна, вдова тайного советника, мать первой жены профессора)
- «Похождение» (Дама)
- «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Марселина, ключница)
- — Солярис — мать Криса
- — Перевод с английского — Инга
- — Время-не-ждёт — Дид Мэссон
- — Бегство мистера Мак-Кинли — Кэтти Бенсон
- — Взлёт — жена попечителя
- — Шляпа — сестра Денисова
- — Рождённые бурей — Ядвига
- — Чёрный треугольник — Кэт
- — Сказки старого Арбата
- — Зима в раю — мать Кати
- — Три августовских дня — няня
- — Гладиатор по найму — Клавдиевна
- — Неудача Пуаро (телесериал) — миссиc Феррар