Sergey Yutkevich’s family
Sergei Iosifovich Yutkevich was married to his peer, ballet dancer Elena Ilyushchenko. This marriage was his only one. The couple loved each other very much and were able to keep their feelings until old age.
If we talk about what Sergei Yutkevich was proud of in this life, his daughter Marianna must be remembered. After all, she followed in the footsteps of her father and achieved considerable heights in her field. Marianna Yutkevich (Shaternikova) became a film critic, taught, studied the history of cinema.
In 1990, Yutkevich’s daughter left the USSR and emigrated to the USA. At that time, her parents were no longer alive.
People’s Artist of the USSR Yutkevich died on April 23, 1985. His ashes rest at the Novodevichy Cemetery in Moscow. Elena Mikhailovna outlived her husband by two years, having died in 1987.
Lenin
As noted above, one of the main themes in the work of Sergei Yutkevich was Vladimir Ilyich Lenin. It was difficult to imagine that the director would turn to this person again after the film Light Over Russia, which brought him so many troubles. Nevertheless, Yutkevich is making the film Stories about Lenin. In it, he actually raises Ilyich to the pedestal of a saint, or at least the most honest, kind and decent person on Earth.
The next work, dedicated to the leader of the proletariat, was the painting «Lenin in Poland», a film adaptation of 1965. It brought great success to Yutkevich and is objectively one of the best in his collection. Here the master finally manages to fully satisfy his long-standing craving for experimentation. The film received an award at the Cannes Film Festival, as well as the State Prize of the USSR.
And one more picture was taken by Yutkevich about Ilyich. It is called «Lenin in Paris», the release date is 1981. It can be called the last significant work of Sergei Iosifovich. The film also received the USSR State Prize, but critics call it,to put it mildly, unsuccessful and obscure in terms of artistic value.
yutkevich director
На все руки мастер
Юткевич Сергей отметился в мире искусства не только в качестве режиссера. Он проявил себя также успешным администратором, возглавляя студию «Союздетфильм», авторитетным преподавателем, увлеченным искусствоведом, талантливым теоретиком и т. д., зачастую выступая во всех этих ипостасях одновременно. Ему даже довелось поработать режиссером в Ансамбле песни и пляски народного комитета внутренних дел с 1939-го по 1946 год.
Вообще, предвоенные и военные годы были отмечены для Юткевича всплеском творческой активности. Он даже успел снять несколько «выходящих за рамки» фильмов, среди которых, например, комедия «Новые похождения Швейка». В этот период маэстро был просто нарасхват. Студенты, которым посчастливилось учиться в режиссерской мастерской Сергея Иосифовича во ВГИКе, вспоминали, что их преподаватель вечно где-то пропадал: то на съемках во Франции, то на каком-то фестивале, то на «Мосфильме». А когда появлялся: элегантный, благоухающий — ученики не могли отвести от него глаз. Сергей Юткевич, фото которого представлено в этой статье, всегда отличался яркой, запоминающейся внешностью. Современники характеризовали его как человека элегантного, веселого и интересного.
Фильмография
Режиссёрские работы
- 1925 — Даёшь радио! (короткометражный, совместно с С. Грюнбергом)
- 1928 — Кружева
- 1929 — Чёрный парус
- 1931 — Златые горы
- 1932 — Встречный — совместно с Ф. Эрмлером
- 1937 — Шахтёры
- 1937 — Как будет голосовать избиратель (короткометражный)
- 1938 — Человек с ружьём
- 1940 — Яков Свердлов
- 1941 — Новые рассказы бравого солдата Швейка (короткометражный, в Боевом киносборнике № 7)
- 1941 — Эликсир бодрости (короткометражный, в Боевом киносборнике № 7)
- 1941 — Белая ворона (короткометражный, в Боевом киносборнике № 7)
- 1942 — Швейк готовится к бою
- 1943 — Новые похождения Швейка
- 1945 — Здравствуй, Москва!
- 1947 — Свет над Россией
- 1948 — Три встречи (совместно с В. Пудовкиным, А. Птушко)
- 1951 — Пржевальский
- 1953 — Великий воин Албании Скандербег (СССР/НРА)
- 1955 — Отелло
- 1957 — Рассказы о Ленине
- 1966 — Ленин в Польше (СССР/ПНР)
- 1968 — Бежин луг (фотофильм, среднеметражный, совместно с Н. Клейманом)
- 1969 — Сюжет для небольшого рассказа (СССР/Франция)
- 1981 — Ленин в Париже
- Документальные
- 1934 — Анкара — сердце Турции
- 1944 — Освобождённая Франция
- 1946 — Молодость нашей страны (совместно с И. Венжер)
- 1948 — Памяти С. Эйзенштейна (совместно с П. Аташевой)
- 1957 — Поёт Ив Монтан (совместно с М. Слуцким)
- 1960 — Встреча с Францией
- 1967 — О самом человечном (монтажный, СССР)
- Анимационно-игровые
- 1975 — Маяковский смеется или Клоп-75 (анимационно-игровой; — совместно с А. Карановичем, И. Гараниной, В. Тарасовым, А. Петровым)
- Анимационные
- 1962 — Баня (смешанная техника, совместно с А. Г. Карановичем)
- Телевизионные
- 1973 — Поэт на экране
- 1973 — Ильинский о Маяковском
Сценарии
- 1925 — Шпундик-кооператор — совместно с В. Ардовым
- 1925 — Даёшь радио! (короткометражный, — совместно с С. Грюнбергом)
- 1928 — Кружева (фильм) — совместно с Ю. Громовым, В. Легошиным
- 1931 — Златые горы — совместно с А. Михайловским, В. Недоброво, Л. Арнштамом
- 1932 — Встречный — совместно с Л. Арнштамом, Д. Дэлем, Ф. Эрмлером
- 1940 — Яков Свердлов
- 1955 — Отелло
- 1966 — Ленин в Польше — совместно с Е. Габриловичем
- 1975 — Маяковский смеётся (анимационно-игровой) — совместно с А. Карановичем
- 1981 — Ленин в Париже — совместно с Е. Габриловичем
- Документальный
- 1934 — Анкара — сердце Турции — совместно с Л. Арнштамом
- 1967 — О самом человечном (монтажный, СССР)
- Анимация
- 1962 — Баня — совместно с А. Карановичем
- 1975 — Маяковский смеётся (анимационно-игровой) — совместно с А. Карановичем
- Телевизионные
- 1973 — Ильинский о Маяковском
Художественный руководитель
- 1925 — Броненосец «Потемкин» — в редакции 1976 г.
- 1934 — Песня о счастье
- 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
- 1955 — За витриной универмага — совместно с М. Роммом
- 1959 — Снежная сказка
- 1960 — Месть (короткометражный)
- 1960 — Колыбельная
- Анимация
- 1962 — Мир дому твоему
Биография
С. И. Юткевич родился 15 (28) декабря 1904 года в Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога Иосифа Ивановича Юткевича (—) и выпускницы историко-филологического отделения Высших бестужевских курсов Наталии Михайловны Лавровой (—). Его творческая жизнь началась в 1917 году. В годы Гражданской войны работал актёром, художником, ассистентом режиссёра в театрах Киева и Севастополя. В 1921—1923 годах учился в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ) (руководитель В. Э. Мейерхольд) и ВХУТЕМАСе. Одновременно работал в театральной мастерской Н. Фореггера (Мастфор).
В 1922 году Юткевич вместе с Г. М. Козинцевым, Л. З. Траубергом и Г. К. Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС). С 1926 года он становится руководителем собственного Экспериментального киноколлектива (ЭККЮ), одновременно работая художником как в театре, так и в кино. В 1928 году С. Юткевич возглавил Первую киномастерскую на «Ленфильме» и руководил ею в течение десяти лет.
В 1938 году, поставив картину «Человек с ружьём», режиссёр обратился к теме «ленинианы», ставшей ведущей в его творчестве — впоследствии им были сняты «Рассказы о Ленине» (), «Ленин в Польше» (), «Ленин в Париже» (). Значительным событием в мировом кинематографе стала его экранизация трагедии Шекспир «Отелло» (), в которой заглавную роль ярко сыграл Сергей Бондарчук. Член ВКП(б) с 1939 года.
В 1938—1944 годах Юткевич был художественным руководителем студии «Союздетфильм», но помимо административной и режиссёрской деятельности занимался и преподаванием, и научно-искусствоведческой работой, подчас существуя в нескольких ипостасях. Преподавать Юткевич начал ещё в 1929 году, в 1939 году стал профессором; работал в Институте искусствознания, НИИ теории, истории кино (ВНИИК), писал теоретические труды. Преподавал во ВГИКе режиссёрское мастерство до конца 1960-х годов.
Могила Юткевича на Новодевичьем кладбище Москвы
В 1939—1946 годах занимал должность главного режиссёра Ансамбля песни и пляски НКВД.
Юткевич в эти и последующие годы как художник и режиссёр поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах. Наиболее заметные театральные работы Юткевича: «Баня» (1953, совместно с Н. В. Петровым и В. Н. Плучеком), «Клоп» (1955, совместно с В. Н. Плучеком), «Карьера Артуро Уи» (1965, совместно с М. А. Захаровым). В 1960—1965 годах он был главным режиссёром Студенческого театра МГУ.
Член Советского комитета защиты мира, Союза кинематографистов СССР, ВТО, ССП СССР (1964—1981).
С. И. Юткевич умер 23 апреля 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
Супруга — балерина Е. М. Ильющенко.
В угоду власти
Время от времени Сергей Юткевич делает попытки вырваться из клетки. Одной из таковых можно назвать документальный фильм «Анкара – сердце Турции», где достоверный фактический материал эффективно сочетается со своеобразным сюжетом. Этот эксперимент Юткевичу удался на славу.
Но к середине тридцатых с вольностями пришлось завязать – очень уж тревожное наступало время. Начиная примерно с тридцать четвертого года Сергей Иосифович снимает только то, что можно и нужно снимать. Он понимает, что на дворе стоит время, совсем неподходящее для творческих экспериментов.
Картины «Шахтеры», «Человек с ружьем», «Яков Свердлов» и т. д., созданные во второй половине тридцатых, расхваливались критиками и даже удостаивались государственных премий. Но художественной ценности собой практически не представляли. Главной в них была советская идеология.
Кстати, в ленте «Человек с ружьем» Юткевич впервые коснулся темы Ленина, которая впоследствии стала одной из самых главных в его будущем творчестве.
At the dawn of creativity
Yutkevich Sergei Iosifovich was born in St. Petersburg in 1904 (December 28). And already in the seventeenth year, his creative life began. Russia was tormented by the Civil War, but, obsessed with the dream of an acting career, the teenager paid little attention to what was happening in the country and stubbornly walked towards his goal.
A young actor, artist, assistant director named Sergei Yutkevich Sevastopol and Kyiv can rightfully be called their «chick» — after all, it was the theaters of these cities that «feathered» a potential star, it was here that the future People’s Artist of the Soviet Union received his first practical experience and honed his skills.
sergey yutkevich
Butpractice is practice, and without education you won’t get far, and the young nugget understood this very well. In 1921, seventeen-year-old Sergei Yutkevich entered the theater and art department of VKhUTEMAS, from which he graduated in 1923. The same period dates back to his studies at the State Higher Director’s Workshops, led by Vsevolod Meyerhold.
Return and triumph
In 1952, Yutkevich made an attempt to return to the world of cinema by shooting the film Przhevalsky, far from politics, which was a biography of the famous researcher. But the director manages to finally recover on Olympus only after the death of Stalin. And since the mid-fifties, his life is again full of creativity and popular recognition.
yutkevich sergey
The film «The Great Warrior of Albania Skanderberg» receives an award at Cannes. The maestro does not forget about the theater either. He returns to VGIK and tirelessly pleases the audience with his new productions. Literally in the next ten years «from under his pen»there are about thirty performances. The most striking of them, critics call the performances of «Banya», «Bedbug», «Arturo Ui’s Career», etc.
Yutkevich actively travels abroad, he is warmly received in France, introduced to the jury of the Cannes Film Festival and even given the post of vice-president of national cinematics.
Together with the French, Sergei Iosifovich is filming the film «A Plot for a Short Story» about Chekhov’s personal life. The picture is a great success among European viewers, it was not popular in the Soviet Union.
Признание и награды
Мемориальная табличка на доме в Москве, где жил Сергей Юткевич
- Премии и призы
- 1941 — Сталинская премия второй степени за Фильмы «Человек с ружьём» (1938) и «Яков Свердлов»
- 1946 — Международный каннский кинофестиваль. Участие в Программе короткометражных фильмов. Фильм «Молодость нашей страны».
- 1946 — Международный каннский кинофестиваль. Участие в Основной программе. Фильм «Здравствуй, Москва!»
- 1947 — Сталинская премия первой степени за Фильм «Молодость нашей страны»
- 1954 — Международный каннский кинофестиваль. Специальная премия Высшей технической комиссии, за режиссуру, фильм Великий воин Албании Скандербег.
- 1954 — Международный каннский кинофестиваль. Международная премия, фильм Великий воин Албании Скандербег.
- 1956 — Международный каннский кинофестиваль. Приз за Лучшую режиссуру, фильм Отелло.
- 1956 — Международный кинофестиваль в Дамаске. Золотая медаль, фильм Отелло.
- 1959 — Всесоюзный кинофестиваль. Диплом, фильм Рассказы о Ленине.
- 1966 — Международный кинофестиваль в Лондоне. Почетный диплом, фильм Ленин в Польше.
- 1966 — Международный каннский кинофестиваль. Премия французского национального центра кино, фильм «Ленин в Польше».
- 1966 — Международный каннский кинофестиваль. Приз за Лучшую режиссуру, фильм «Ленин в Польше».
- 1966 — Всесоюзный кинофестиваль. Первая премия по разделу историко-революционных фильмов, фильм «Ленин в Польше».
- 1967 — Государственная премия СССР за фильм «Ленин в Польше».
- 1967 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
- 1970 — премия «Юсси» (Финляндия) за лучший зарубежный фильм, фильм «Ленин в Польше».
- 1983 — Государственная премия СССР за фильм Ленин в Париже.
- Номинации
- 1954 — Международный каннский кинофестиваль. Гран-при, фильм «Великий воин Албании Скандербег».
- 1956 — Международный каннский кинофестиваль. Золотая ветвь, фильм «Отелло».
- 1966 — Международный каннский кинофестиваль. Золотая ветвь, фильм «Ленин в Польше».
- 1982 — Венецианский международный кинофестиваль. «Золотой лев» за общий вклад.
- Звания
- Народный артист СССР (1962).
- Герой Социалистического Труда (1974).
- Доктор искусствоведения (1941).
Литература
- Юткевич Сергей. 0130-6405.
- Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 90. — 640 с. — 100 000 экз.
- Летописцы нашего времени // Режиссеры документального кино / Сост. Г. Прожико, Д. Фирсова. — М.: Искусство, 1987. — 351 с.
- Режиссёры советского художественного кино // Биофильмографический справочник в 4-х томах / авт.-сост. Т. Сергеева и др.; руководитель авт. коллектива В. Антропов; ред.-сост. Н. Астахина и др. — М.: Госфильмофонд СССР, 1990. — Т. 4 (Часть 1: Т–Я). — 124 с. — 500 экз.
- Гайдин Б. Н. «Отелло» Сергея Юткевича в контексте мировой киношекспирианы // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2017. — № 6. — С. 88—100. — Архивировано 4 февраля 2018 года.
«Ленфильм»
В 1928 году Юткевич-режиссер начинает «обрастать» авторитетностью, и его назначают главой Первой киномастерской на «Ленфильме».
Получив такую важную должность, Сергей Иосифович пытается максимально реализовать свои творческие задумки, но не тут-то было. Советскому государству нужны были фильмы определенной тематики, и режиссеры не смели сворачивать с прямого социалистического пути и реализовывать некоторые свои замыслы.
Поначалу Юткевич еще пытался как-то сочетать свои эксперименты с социальным заказом («Черный парус», «Кружева»), но надолго его не хватило. Фильмы «Встречный», «Златые горы» и т. д., снятые под руководством молодого режиссера чуть позже выше указанных, уже пропитаны идеологией насквозь.
Lenfilm
In 1928, Yutkevich the director began to gain authority, and he was appointed head of the First Film Workshop at Lenfilm.
Having received such an important position, Sergei Iosifovich is trying to realize his creative ideas as much as possible, but that was not the case. The Soviet state needed films of a certain theme, and the directors did not dare to turn off the direct socialist path and realize some of their plans.
At first, Yutkevich still tried to somehow combine his experiments with social order («Black sail», «Lace»), but he did not last long. The films «Oncoming», «Golden Mountains», etc., shot under the direction of a young director a little later than those mentioned above, are already saturated with ideology through and through.
Jack of all trades
Yutkevich Sergey was noted in the world of art not only as a director. He also proved to be a successful administrator, heading the Soyuzdetfilm studio, an authoritative teacher, an enthusiastic art critic, a talented theorist, etc., often acting in all these roles at the same time. He even had a chance to work as a director in the Song and Dance Ensemble of the People’s Committee of Internal Affairs from 1939 to 1946.
In general, the pre-war and war years were marked for Yutkevich by a burst of creative activity. He even managed to shoot several «out of the box» films, among which, for example, the comedy «Schweik’s New Adventures». During this period, the maestro was just like hot cakes. Students who were lucky enough to study in the directing workshop of Sergei Iosifovich at VGIK recalled that their teacher always disappeared somewhere: either on the set in France, or at some festival, or at Mosfilm. And when he appeared: elegant, fragrant — the students could not take their eyes off him. Sergei Yutkevich, whose photo is presented in this article, has always been distinguished by a bright, memorable appearance. Contemporaries characterized him as an elegant, cheerful andinteresting.
sergey yutkevich sevastopol
Фильмография
Режиссёр
- — Даёшь радио! (короткометражный, совместно с С. Грюнбергом)
- — Кружева
- — Чёрный парус
- — Златые горы
- — Встречный (совместно с Ф. Эрмлером и Л. Арнштамом)
- — Анкара — сердце Турции (документальный; совместно с Л. Арнштамом)
- — Как будет голосовать избиратель (короткометражный)
- 1937 — Шахтёры
- — Человек с ружьём (совместно П. Армандом и М. Итиной)
- — Яков Свердлов
- 1941 — Боевой киносборник № 7 (новеллы «Белая ворона» и «Эликсир бодрости»)
- — Швейк готовится к бою (киносборник; совместно с М. Итиной и К. Минцем)
- — Новые похождения Швейка
- — Освобождённая Франция (документальный)
- — Здравствуй, Москва!
- — Молодость нашей страны (документальный; совместно с И. Венжер)
- — Свет над Россией
- — Памяти С. М. Эйзенштейна (документальный; совместно с П. Аташевой; нет в титрах)
- 1948 — Три встречи (совместно с В. Пудовкиным и А. Птушко)
- — Пржевальский
- — Великий воин Албании Скандербег (СССР — НРА)
- — Отелло
- — Рассказы о Ленине
- — Встреча с Францией (документальный)
- — Баня (мультипликационный; совместно с А. Карановичем)
- — Ленин в Польше (СССР — ПНР)
- — О самом человечном (документальный)
- — Сюжет для небольшого рассказа (СССР — Франция)
- — Ильинский о Маяковском (телевизионный; совместно с А. Карановичем)
- 1973 — Поэт на экране (документальный)
- — Маяковский смеётся (мультипликационно-игровой; совместно с А. Карановичем, И. Гараниной, В. Тарасовым, А. Петровым)
- — Ленин в Париже (совместно с Л. Эйдлиным)
Сценарист
- 1925 — Шпундик-кооператор (совместно с В. Ардовым)
- 1925 — Даёшь радио! (короткометражный, совместно с С. Грюнбергом)
- 1928 — Кружева (совместно с Ю. Громовым, В. Легошиным)
- 1931 — Златые горы (совместно с А. Михайловским, В. Недоброво, А. Чапыгиным)
- 1932 — Встречный (совместно с Ф. Эрмлером, Л. Арнштамом, Л. Любашевским, А. Пантелеевым, Л. Чуковской)
- 1934 — Анкара — сердце Турции (документальный) (совместно с Л. Арнштамом)
- 1944 — Освобождённая Франция
- 1955 — Отелло
- 1957 — Поёт Ив Монтан (совместно с М. Слуцким)
- 1962 — Баня (мультипликационный) (совместно с А. Карановичем)
- 1966 — Ленин в Польше (совместно с Е. Габриловичем)
- 1967 — О самом человечном (монтажный, СССР)
- 1973 — Ильинский о Маяковском (телевизионный; совместно с А. Карановичем)
- 1975 — Маяковский смеётся (мультипликационно-игровой) (совместно с А. Карановичем)
- 1981 — Ленин в Париже (совместно с Е. Габриловичем)
Художник-постановщик
- 1925 — Даёшь радио! (короткометражный)
- 1926 — Предатель (совместно с В. Рахальсом)
- 1927 — Третья Мещанская (совместно с В. Рахальсом)
Участие в документальных фильмах
- 1955 — 60-летний юбилей А. Довженко
- 1955 — 30-летие фильма «Броненосец „Потёмкин“»
- 1959 — Звёзды встречаются в Москве
- 1965 — С. Юткевич и М. Штраух в Варшаве
- 1970 — Один час с Козинцевым, или Семь мнений
Биография
С. И. Юткевич родился 15 (28) декабря 1904 года в Санкт-Петербурге. Его творческая жизнь началась в 1917 году. В годы Штатской войны работал актёром, художником, помощником режиссёра в театрах Киева и Севастополя. В 1921—1923 годах обучался в Муниципальных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ) (управляющий В. Э. Мейерхольд) и ВХУТЕМАСе. Сразу работал в театральной мастерской Н. Фореггера (Мастфор).
В 1922 году Юткевич вкупе с Г. М. Козинцевым, Л. З. Траубергом и Г. К. Крыжицкий выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС). С 1926 года он становится управляющим собственного Экспериментального киноколлектива (ЭККЮ), сразу работая художником как в театре, так и в кино. В 1928 году С. Юткевич возглавил Первую киномастерскую на «Ленфильме» и управлял ею в течение 10 лет.
В 1938 году, поставив картину «Человек с ружьём», режиссёр обратился к теме «ленинианы», ставшей ведущей в его творчестве — потом им были сняты «Рассказы о Ленине» (1958), «Ленин в Польше» (1966), «Ленин в Париже» (1981). Значимым событием в мировом синематографе стала его экранизация катастрофы Шекспир «Отелло» (1955), в какой большую роль ярко сыграл Сергей Бондарчук. Член ВКП(б) с 1939 года.
В 1938—1944 годах Юткевич был художественным управляющим студии «Союздетфильм», но кроме административной и режиссёрской деятельности занимался и преподаванием, и научно-искусствоведческой работой, тотчас существуя в нескольких ипостасях. Преподавать Юткевич начал ещё в 1929 году, в 1939 году стал доктором; работал в Институте искусствознания, НИИ теории, истории кино (ВНИИК), писал теоретические труды. Преподавал во ВГИКе режиссёрское мастерство до конца 1960-х годов.
Юткевич в эти и следующие годы как живописец и режиссёр поставил около 30 спектаклей на столичных и ленинградских сценах. Более приметные театральные работы Юткевича: «Баня» (1953, вместе с Н. В. Петровым и В. Н. Плучеком), «Клоп» (1955, вместе с В. Н. Плучеком), «Карьера Артуро Уи» (1965, вместе с М. А. Захаровым). В 1960—1965 годах он был основным режиссёром Студенческого театра МГУ.
Член Русского комитета защиты мира, Союза кинематографистов СССР, ВТО, ССП СССР (1964—1981).
С. И. Юткевич погиб 23 апреля 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
Жена — танцовщица Е. М. Ильющенко.
Revolutionary Art
The period during which Sergei Yutkevich’s first steps in art fell was characterized by rapid changes in the life of the country. Russia said goodbye to everything old and inspired to build a new one. Naturally, the revolutionary mood also affected the acting environment.
In 1922, Yutkevich S. and G. Kozintsev, with the assistance of L. Trauberg and G. Kryzhitsky, issued a manifesto under the loud title «Eccentrism», which became the theoretical foundation of FEKS (Factory of the eccentric actor). The goal of the authors of the manifesto was to create a completely new, revolutionary art, which they were going to give to the world, combining different genres: variety art, circus, propaganda work and theater. This was the innovation that the young Soviet state needed.
Two years after the loud statement, Sergei Yutkevich moved from words to deeds and released the film «Give me the radio!», which told about the life of homeless children in the capital. In this eccentric comedy, the director tried to embody the idea of mixing genres. The electorate received the picture with enthusiasm.
And two years later, Yutkevich created the Experimental Film Group and became its leader. The search for new forms in artcontinue.
Yutkevich Sergey Iosifovich
Возвращение и триумф
В 1952 году Юткевич делает попытку вернуться в мир кино, сняв далекий от политики фильм «Пржевальский», являвший собой биографию знаменитого исследователя. Но окончательно восстановиться на «Олимпе» режиссеру удается только после смерти Сталина. И с середины пятидесятых его жизнь снова полна творчества и народного признания.
Кинолента «Великий воин Албании Скандерберг» получает премию в Каннах. Не забывает маэстро и о театре. Он возвращается во ВГИК и неустанно радует зрителя своими новыми постановками. Буквально за десять следующих лет «из-под его пера» выходит около тридцати спектаклей. Самыми яркими из них критики называют постановки «Баня», «Клоп», «Карьера Артуро Уи» и т. д.
Юткевич активно ездит за границу, его тепло принимают во Франции, вводят в состав жюри Каннского фестиваля и даже дают пост вице-президента национальной синематики.
Совместно с французами Сергей Иосифович снимает фильм «Сюжет для небольшого рассказа» о личной жизни Чехова. Картина пользуется большим успехом у европейских зрителей, в Советском Союзе она не была популярной.
Семья Сергея Юткевича
Сергей Иосифович Юткевич был женат на своей ровеснице – артистке балета Елене Ильющенко. Этот брак был у него единственным. Супруги очень любили друг друга и смогли сохранить свои чувства до глубокой старости.
Если говорить о том, чем гордился в этой жизни Сергей Юткевич, дочь Марианну нужно вспомнить обязательно. Ведь она пошла по стопам отца и добилась в своей сфере немалых высот. Марианна Юткевич (Шатерникова) стала кинокритиком, занималась преподавательской работой, изучала историю киноискусства.
В девяностом году дочь Юткевича покинула СССР, эмигрировав в США. На тот момент ее родителей уже не было в живых.
Народный артист СССР Юткевич скончался двадцать третьего апреля 1985 года. Его прах покоится на Новодевичьем кладбище в Москве. Елена Михайловна пережила своего супруга на два года, скончавшись в 1987-м.