Маргарита назарова

Кто помнит -вспомнит этого тигруша!

Лев в комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973)

Лев по кличке Кинг родился в конце 60-х годов в Бакинском зоопарке. Болезненного зверя хотели усыпить, но его спасла семья Берберовых. Льва растили прямо в квартире – о ручном хищнике часто писали в прессе, а вскоре стали приглашать в кино.

Лев Кинг жил в квартире семьи Берберовых
Работать с ленивым зверем Эльдару Рязанову было тяжело: одну только сцену на складе с матрешками делали четыре дня. Добавляло проблем то, что актеры страшно боялись зверя – и только Андрей Миронов решался подойти к Кингу поближе. Судьба одомашненного льва печальна: во время съемок он разыгрался и повалил прохожего на землю, а ставший свидетелем это сцены милиционер застрелил зверя.

Миронов и Кинг

Позже семья взяла еще одного льва, Кинга Второго. Он тоже стал кинозвездой, снявшись в фильме Константина Бромберга «У меня есть лев». К сожалению, после смерти главы семьи от инфаркта Кинг II изменился, и однажды напал на свою хозяйку. Прибежавший 14-летний сын Рома попытался спасти ее и был убит. Льва застрелили, как и проживавшую в квартире пуму.

Кадр из фильма «У меня есть лев»

Личная жизнь Маргариты Назаровой

Голубоглазая белокурая Маргарита всегда очень нравилась мужчинам и была окружена множеством поклонников. Из-за этого в их с Константиновским семье часто происходили ссоры и скандалы, которые обычно заканчивались таким же бурным примирением.

Константин ревновал супругу, несколько раз уходил от нее, даже пытался работать отдельно. Но раз за разом не выдерживал и писал жене полные раскаяния любовные стихи, которые после смерти Назаровой обнаружились в ее личном архиве.

Маргарите приписывали романы с актерами Владимиром Кореневым и Игорем Дмитриевым, чего она, в принципе, никогда и не отрицала. До самой смерти артистка хранила любовные письма Виктора, сотрудника советского посольства, с которым она познакомилась в Тегеране. А во время гастролей в Италии она на три дня пропала с каким-то неизвестным иностранцем, после чего имела серьезный разговор с сотрудниками КГБ.

Рождение в 1960 года сына Алексея стало для Маргариты и Константина огромным событием. До этого они уже потеряли одного ребенка и боялись, что больше никогда не станут родителями.

Мальчик рос среди хищников и ни секунды не сомневался, что станет дрессировщиком. Так и случилось – отслужив в армии, Алексей начал работать сначала с родителями, а после смерти отца и ухода из цирка матери – как самостоятельная творческая единица. В 90-х он отправился на гастроли за рубеж и не смог вернуться обратно из-за неправильно оформленных документов на тигров.

Это было сделано намеренно, в расчете, что Алексей оставит своих питомцев и их распродадут по циркам и зоопаркам. Но сын Назаровой не бросил животных, в которых вложил столько сил и души и относился, как к своим детям. После долгих бюрократических баталий он принял решение остаться с семьей за границей – сначала во Франции, затем перебрался в Болгарию.

Дочь Алексея Маргарита тоже стала дрессировщицей – с мужем Стояном они работают в Болгарском национальном цирке. А вот сын Константин выбрал другой цирковой жанр – он выступает со сложными акробатическими номерами.

Почему фильм был снят на цветную пленку?

У некоторых зрителей вызывает недоумение то, что фильмы, выпущенные гораздо позже «Укротительницы тигров», черно-белые, а этот – цветной.

Ничего удивительного в этом нет. Ведь 1950-е годы — еще эпоха сталинского кино. Тогда снимали относительно мало фильмов и шли на серьезные затраты, чтобы получить идеологически качественный результат. Когда нужно было с размахом пустить пыль в глаза — не скупились.

Поэтому «Кубанские казаки» (1949), «Карнавальная ночь» (1956), «Двенадцатая ночь» (1955), «Садко» (1952), «Анна на шее» (1954), «Сорок первый» (1956), «Укротительница тигров» (1954), «Медовый месяц» (1956), «Сказание о земле Сибирской» (1948) — это все изначально цветные фильмы.

В 1960-е с «хрущевской оттепелью» ситуация резко поменялась. Фильмов стали снимать намного больше и пришлось экономить. Кроме того, в 1960-1961-м году в СССР начали разрабатывать технологию широкоформатного кино. Это было еще дороже и такой чести добивались относительно немногие картины ведущих режиссеров.

Дрессировщик

После демобилизации Константин Константиновский продолжил заниматься тем, что у него выходило лучше всего: дрессировкой. Но уже не собак, а крупных и опасных хищников.

С будущей женой Константин Александрович познакомился в цирке, где она работала. Маргарита Назарова была моложе Константина на 6 лет. Ей сразу же понравился красавец-фронтовик, мужественный и такой же отважный, как она. 

Дрессировщики Маргарита Назарова и Константин Константиновский

Девушка каждый день забегала на киностудию, где её возлюбленный дрессировал хищников. И хотя Константиновский запрещал хрупкой дeвyшке даже приближаться к клеткам, она подходила и подкармливала животных в его отсутствие. И мечтала тоже поработать с ними на сцене.

Через год Назарова и Константиновский поженились. А осенью 1953 года киностудия «Мосфильм» начала съёмки приключенческого фильма «Опасные тропы». Дрессировщиком назначили Константина Константиновского. Времени отпустили совсем немного – 6 месяцев. Это критически мало, чтобы приручить свирепых тигров. Но Константиновский справился. Назарову пригласили дублёршей артистки в картине. Потом был второй фильм под названием «Сегодня — новый аттpaкцион».

Маргарита Назарова в фильме «Полосатый рейс»

Известность и Золотая медаль пришли к супругам в 1957 году. В Москве на 4-ом Всемирном фестивале молодёжи дрессировщик и его жена представили свою уникальную программу «Водная феерия». Ничего подобного зрители ещё не видели.

Но настоящая всесоюзная слава обрушилась на Константина Константиновского и его супругу в 1961 году. Тогда на экраны вышла легендарная картина Владимира Фетина «Полосатый рейс». Главную роль в ленте сыграла Маргарита Назарова, а вот подготовкой животных занимался знаменитый дрессировщик. После выхода на экраны этой эксцентричной комедии актриса и дрессировщик проснулись знаменитыми.

«Совершенно другой Прилучный, а Андоленко переигрывает»

Зрителям есть что сказать и про игру актеров. Многим очень странно видеть Павла Прилучного в такой роли. Его герой, Сергей, удивительно легко соглашается на все, не проявляя своей воли. Таня соблазнила его моментально, а спустя несколько месяцев ее отец без труда заставил Сергея ухаживать за ней во время беременности. После такого яркого героя, как Игорь Соколовский — а «Желтый глаз тигра» начали показывать вслед за «Мажором» — контраст явно не в пользу нового сериала.

С другой стороны, у этого героя еще есть шанс раскрыться в следующих сериях, когда с него снимут парик и предложат расследовать дело о незаконном обороте янтаря в его родном городе. А отсутствие дерзости, к которой привыкли и за которую так любят поклонники Павла Прилучного, может как раз быть примером удачного перевоплощения актера.

Фото: кадр из сериала «Желтый глаз тигра»

После двух серий неоднозначное впечатление оставила героиня Карины Андоленко, Маша. Сцена ссоры Сергея и Маши в гимнастическом зале понравилась не всем. Многие зрители отметили, что они выясняют отношения не как вчерашние школьники, а как семейная пара, которая уже много лет вместе. Истерика героини Андоленко показалась зрителям неправдоподобной.

Фото: кадр из сериала «Желтый глаз тигра»

Её жизни главная роль

Снимать этот фильм взялся молодой, а впоследствии знаменитый режиссер Ярополк Лапшин. В начале 1958 года в Улан-Удэ приехала съемочная группа, которая стала искать кандидатов на роли. В фильме были задействованы лучшие силы Бурятского театра: Буда Вампилов, Мария Степанова, Найдан Гендунова, Цырен Шагжин, Петр Николаев, Владимир Халматов. Однако съемочной группе никак не удавалось найти артистку на главную роль, и они решили искать претенденток с помощью комитета комсомола. Так случилось, что главную роль сыграла Валентина Вань Хань Чин (правда, не могу ручаться за транскрипцию. – Прим. авт.), дочь русской комсомолки и китайского коммуниста.

— В то время я училась на 3-м курсе пединститута на филологическом факультете, — рассказывала Валентина Абрамова (Дагбаева), — в комитет комсомола института обратилась съемочная группа фильма, которая искала девушку с национальным колоритом

Я, наверное, была достаточно симпатичная, и на меня тоже обратили внимание. Из множества девушек только пятерых пригласили в Бурятский драматический театр на фотопробы в костюмах и гриме

Во времена ухудшения отношений между СССР и Китаем утвердиться на роль с такой фамилией было невозможно, к тому же общественность республики, естественно, хотела, чтобы главную роль в фильме играла бурятка. Дело было еще и в том, что в нашумевшем фильме «Песня табунщика» главную роль сыграла узбечка Дилором Джурабаева. И Валентина Вань Хань Чин, недолго думая, взяла фамилию своей подруги и скрыла от всех свою национальность.

— Вторым режиссером был известный в будущем режиссер Владимир Мотыль. Он приехал на пробы как раз тогда, когда фотографы работали со мной. У меня была короткая стрижка, и он спросил меня, давно ли постриглась. Я ответила, что совсем недавно. Мотыль стал давать мне первые элементарные уроки актерского мастерства. Потом приехал Ярополк Лапшин, и он остановил свой выбор на мне. Меня увезли в Свердловск на киностудию делать кинопробы. И только там я узнала, что они искали девушку на главную роль. Худсовет меня утвердил.

 Очень много лет, все были уверены, что Валентина Дагбаева – это настоящая бурятка. Правда открылась через много-много лет, когда «поезд уже давно ушел».

— Как сложилась ваша судьба после фильма? – спросил я Валентину Абрамову.

— Я вышла замуж за своего однокурсника Льва Абрамова. Вместе с ним мы поступили во ВГИК, я – на факультет киноведения, он – на операторский. После окончания ВГИКа мы остались в Москве. Меня оставили работать во ВГИКе, на кафедре кинорежиссуры художественного фильма и актерского мастерства. Заведовал кафедрой Сергей Герасимов. Это был золотой период советского кино. Во ВГИКе работали Герасимов, Ромм, Кармен, Ростоцкий, Бабочкин и другие известные режиссеры и артисты. Учились Тарковский, Шукшин, Михалков, Губенко, Абдрашидов и другие не менее известные режиссеры. Потом меня уговорили перейти в Госкино СССР, где я и проработала до пенсии в должности начальника управления кадров и учебных заведений кинематографа.

— Съемки в фильме «Пора таежного подснежника» сыграли большую роль в вашей судьбе?

 — Безусловно, ведь, как видите, вся моя дальнейшая жизнь была связана с кино. Я снялась еще в фильме о Туве «Люди голубых рек» киностудии Ленфильм и фильме-балете «Чолпон – утренняя звезда» также «Ленфильма».

 Сейчас Валентина Абрамова давно на пенсии. Живет в Москве.

Гылык (В.Манкетов) и его жена Дунсыма (В.Дагбаева) 

Дрессировщица поневоле

О том, что она может легко управляться с самыми опасными хищниками, Маргарита Назарова выяснила на съемках фильма «Случай в тайге» в 1952 году, где работал ее супруг, а она его сопровождала

Когда на Константиновского бросился медведь, Рита, спасая любимого, находчиво и смело переключила внимание зверя на себя при помощи… банки со сгущенкой. Медведь ушел вслед за молодой женщиной в клетку, забыв о своих кровожадных намерениях

Похожий эпизод произошел через год при работе над лентой «Опасные тропы»: на ее мужа прыгнул тигр, но Рита среагировала еще быстрее – и хищника в полете остановила мощная струя холодной воды. Девушке сразу же предложили работу в качестве дублерши главной героини в этой картине (после происшествия с тигром, актриса Макагонова наотрез отказалась рисковать своей жизнью), и Назарова блестяще исполнила опасный трюк, спасаясь от тигра на дереве, как и было положено по сценарию.

После съемок Константиновский предлагает ей стать его ассистенткой и начинает полноценное обучение азам дрессуры. Но впечатлила Маргарита не только мужа, но и главного консультанта картины — старейшего укротителя хищников Бориса Эдера, который сразу вспомнит про Назарову, когда встанет вопрос о дублерше в «Укротительнице тигров».

Фильмы

Первым опытом на съемочной площадке для Маргариты Назаровой стал приключенческий кинофильм «Случай в тайге» 1953 года, в котором она исполняла эпизодическую роль и участвовала в массовке. В 1954-м на экраны кинотеатров выходит приключенческий шпионский фильм «Опасные тропы», в котором, помимо «обычных» актеров, участвуют и уссурийские и бенгальские тигры. В одном из эпизодов актриса Лилия Юдина должна была войти в клетку к животным, но категорически отказалась. И режиссер позвал профессиональную дрессировщицу Назарову в качестве дублерши.

Маргарита Назарова (кадр из фильма «Укротительница тигров»)

Сразу после этого ее пригласили в яркую кинокомедию «Укротительница тигров» в качестве дублерши знаменитой актрисы Людмилы Касаткиной, исполнявшей главную роль. В этом фильме Маргарита играет все эпизоды, снятые на арене цирка и с участием полосатых хищников.

Настоящую популярность Маргарите Назаровой принесла комедия «Полосатый рейс», которая вышла в 1961 году. Здесь дрессировщица сыграла главную женскую роль буфетчицы Марианны, сумевшей успокоить и укротить вырвавшихся из клеток животных. Фильм имел оглушительный успех у телезрителей и по праву входит в список золотой классики советского кино. О биографии молодой и яркой дрессировщицы заговорили поклонники циркового искусства.

Маргарита Назарова (кадр из фильма «Полосатый рейс»)

Еще во второй кинокартине, в которой снималась актриса, она познакомилась с тигром по кличке Пурш. Животное воспитывалось в домашних условиях, на руках у сотрудницы Рижского зоосада, поэтому характер у него оказался практически ручным. Тигр стал любимцем Маргариты Назаровой, с ним она готовила большинство сложных номеров. Смерть зверя, которая последовала в 1964 году из-за осложнений сахарного диабета, дрессировщица переживала тяжело.

Последним появлением на экране для актрисы-дрессировщицы стала короткометражная лента «Стюардесса» 1967 года, в которой она, как и в своем первом фильме, исполняла роль статистки и участвовала в массовке. В 1969 году ей присвоено звание «народная артистка РСФСР».

Вы, наверняка, не знали, что…

  • Назарова, по свидетельствам очевидцев, несколько раз брала с собой тигра… в ресторан. Хищник смирно сидел возле стола и внимательно наблюдал за окружающими, не проявляя никакой агрессии.
  • Звезда кино и цирка 1960-х родилась года в Царском Селе. Перед войной ее семья переехала в латвийский город Даугавпилс, оттуда фашисты и угнали девушку на принудительные работы в Германию.
  • Как-то раз во время репетиции, когда одна из тигриц прыгала через голову Маргариты, хищница задела женщину лапой. Дрессировщица чуть не лишилась скальпа и почти месяц была на грани жизни и смерти.
  • Еще одну травму нанес любимец Назаровой Пурш. Он пытался сдернуть с волос дрессировщицы бант, которым она закрывала шрамы. Заигравшись, задел когтями артерию. После этого Маргарита Назарова мучилась сильнейшими головными болями.

Безумие на арене

Первым ушел Пурш. Любимец Маргариты заболел сахарным диабетом вскоре после съемок знаменитой картины и буквально сгорел за несколько месяцев. Назарова очень тяжело переживала смерть любимца, но продолжала работать. Но вскоре судьба нанесла ей самый страшный удар: она овдовела. По одной из версий, дрессировщик Константин Константиновский скончался после того, как тигрица нанесла ему удар лапой по голове: началось воспаление, и врачи не смогли остановить этот процесс. По другой версии, жизнь артиста унесла опухоль мозга. Так или иначе, но Маргарита Назарова осталась совсем одна. И не смогла это пережить.

Психическое здоровье — крайне хрупкая вещь. Работа дрессировщицы отнюдь не способствует его укреплению: это стресс и постоянные травмы. Не избежала этого и Маргарита Назарова. Однажды тигр прыгал над головой артистки, и в этот момент пошатнулась тумба. Когти хищника практически сняли с Маргариты скальп. Чтобы скрыть шрамы, артистке пришлось сменить прическу и надевать на выступления бант. И этот бант однажды не понравился тигру. Один взмах лапой — разрыв височной артерии. После этой травмы Маргарита долго лечилась и всю жизнь страдала головными болями. Стрессовые ситуации на арене тоже случались регулярно: однажды кто-то забыл закрыть вольер, и тигры вырвались на свободу. Они успели серьезно покалечить нескольких сотрудников цирка, и едва не ворвались в зрительный зал. И после этого Маргарита Назарова вышла на арену: успокоительный укол — и за работу. Дрессировщики — особенные люди, но все-таки люди: Маргарита Назарова была совершенно бесстрашной и отчаянной, но череда трагедий, вкупе с прошлыми травмами, повредили ее рассудок.

После смерти мужа Маргарита Назарова лечилась в психиатрической клинике и смогла вернуться к работе лишь полтора года спустя. При этом возле арены всегда дежурил врач-психиатр: звезда советского цирка могла в любой момент сорваться. Выступала она словно на автопилоте, а вне арены, по воспоминаниям коллег, вела себя очень странно.

Точку в карьере знаменитой дрессировщицы поставила еще одна смерть. Во время репетиции номера, в котором тигр и артистка раскачивались на качелях под куполом цирка, что-то сломалось в механизме качелей. Тигр запаниковал, спрыгнул с высоты и разбился. После этого случая Маргарита Назарова не входила в клетку с хищниками. «Полосатый рейс» прибыл на конечную станцию.

«У меня даже чайника нет»

После завершения карьеры Маргарита Назарова уехала в Нижний Новгород, где у нее была квартира, выданная ей цирком. Сын вырос, тоже стал дрессировщиком и уехал работать в Европу. Маргарита Петровна жила на нищенскую пенсию и буквально голодала. Специальным указом президента Ельцина ей была назначена повышенная пенсия, но гордая артистка отказалась от этой «подачки». Почти 20 лет Маргарита Назарова провела в стенах своей квартиры, практически никуда не выходя и никого к себе не пуская. Ее психическое здоровье расстроилось окончательно, и она могла не впустить в дом даже сына, который пытался построить свой гастрольный график так, чтобы навестить мать. Периодически к Назаровой приезжали журналисты, но и с ними Назарова общаться отказывалась. Лишь однажды сказала: «Я вас и чаем не смогу напоить, у меня даже чайника нет».

Маргарита Назарова скончалась 25 октября 2005 года, в возрасте 79 лет

О том, что королева тигров умерла, узнали только через 3 дня: соседи вызвали полицию, обратив внимание на подозрительную тишину в квартире. Легенда советского цирка умерла в одиночестве и нищете

Ее внучка, Маргарита Назарова, тоже выступает на арене, правда, не с тиграми, а с кошками. Говорят, она невероятно похожа на свою знаменитую бабушку.

Людмила Касаткина умерла, не вынеся смерти мужа

Сегодня на 87-м году жизни скончалась народная артистка СССР Людмила Касаткина, сообщает радиостанция «Эхо Москвы». Ранее, на прошлой неделе на Новодевичьем кладбище в Москве похоронили мужа Касаткиной — известного режиссера Сергея Колосова. Ему было 90 лет. Колосов являлся ветераном двух войн — Финской и Великой Отечественной, а еще он снял ряд известных фильмов: «Укрощение строптивой», «Вызываем огонь на себя», «Душечка», «Помни имя свое». Во многих его кинолентах главные роли сыграла супруга и муза всей жизни — актриса Людмила Касаткина. Тогда 86-летняя вдова не смогла даже присутствовать на гражданской панихиде, так как самочувствие не позволяло ей это сделать. Актриса попрощалась с любимым мужем без посторонних глаз и сразу же слегла с тяжелым заболеванием. Касаткина и Колосов были примерной семьей. Вместе они прожили более 60 лет. Сообщалось, что ее сын Алексей очень переживал за эмоциональное состояние матери и старался находится с ней постоянно. Актриса театра и кино, Народная артистка СССР Людмила Ивановна Касаткина родилась 15 мая 1925 года в селе Володарском под Вязьмой Смоленской области в рабочей семье. В 1928 году родители вместе с дочерью переехали в Москву. С детства Людмила мечтала стать балериной. Она училась в Московской оперной студии имени Шацкого на хореографическом отделении и подавала большие надежды. Уже в 11 лет она дебютировала в детских танцевальных партиях. В 15 лет врачи запретили девочке заниматься балетом, и Людмила решила пойти в студию художественного слова при московском Дворце пионеров. В 1943 году, после окончания средней школы, Касаткина поступила в Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС, ныне РАТИ) на курс Иосифа Раевского и Григория Конского. По окончании института (амплуа «лирическая инженю») в 1947 году Людмила Касаткина была принята в труппу Театра Советской (Российской) Армии, где в первое время в основном исполняла роли молодых героинь или подростков: регулировщица на дорогах в спектакле «Южный узел», почтальонша Зоя в «Последних рубежах», беженка-подросток Валя в «Метелице» Веры Пановой, Галя Друнина в «Летчиках» Леонида Аграновича и Семена Листова. Роль в спектакле «Первый гром» по пьесе Маргариты Алигер в постановке Марии Кнебель и Алексея Попова вывела дебютантку в ведущие актрисы театра. Также в театральном творчестве актрисы особое место занимают спектакли «Укрощение строптивой» (роль Катарины; одна из лучших постановок А. Д. Попова), «Душечка», где в роли Ольги Семеновны в полной мере проявилось присущее Касаткиной сочетание лирического и гротескового таланта, а также «Барабонщица». В театре актриса сыграла около 60 ролей. В 1950-х годах приобрела всесоюзную популярность благодаря своим ролям в кино — Лены Воронцовой в «Укротительнице тигров» (1955) и Люды Одинцовой в «Медовом месяце» (1956). Особое место в творческой жизни актрисы заняли роли в фильмах ее мужа, кинорежиссера С. Н. Колосова: «Вызываем огонь на себя» (1964), «Операция «Трест» (1967), «Помни имя свое» (1974), «Свеаборг», «Мать Мария» (1982). В 1990-х годах Касаткина снялась в фильмах «Маклер» (1992), «Раскол» (1993), «Судья в ловушке» (1998), «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001). Кроме того, Людмила Касаткина принимала участие по озвучиванию мультфильмов (Маугли 1967—1971). Все, кто знает Людмилу Касаткину, были очарованы ее удивительным, праздничным обаянием. Она всегда энергетический центр сцены, семьи, любой компании (ее коллекции анекдотов и умению их «сыграть» завидовал даже Юрий Никулин), общаться с ней можно было бесконечно. Людмила Касаткина была награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, орденами «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени. Заслуженная артистка РСФСР, народная артистка СССР. У.

Личная жизнь

Отношения Константиновского и его прекрасной музы Маргариты Назаровой обросли множеством слухов и сплетен. Недоброжелатели и завистники рассказывали разные истории о неверности красавицы-жены и её многочисленных романах. Говорили о съедающей дрессировщика ревности и частых скандалах, вспыхивавших между супругами, о дальнейших бурных примирениях. Но личная жизнь Константина Константиновского, тем не менее, была связана только с ней одной – Маргаритой Назаровой.

После его трагической cмepти артистка, долгие годы купавшаяся в лучах славы и зрительского обожания, очень быстро ушла в тень. Пережитое горе и многие травмы стали причиной психического заболевания Назаровой. Под конец жизни она полностью ушла в себя, превратилась в затворницу и перестала узнавать даже родного сына.

  Ирина володина дочь кочергина похороны биография личная жизнь

Маргарита Назарова и Константин Константиновский

Когда Назарова умерла, её нашли в запущенном жилище, где повсюду валялись фотографии и письма мужа. Можно сказать, Назарова умерла в тот момент, когда ушёл из жизни Константин Константиновский.

У супругов остался общий сын Алексей, который эмигрировал во Францию и пошёл стопами знаменитых родителей. У него есть двое детей. Внуки Константиновского и Назаровой носят имена Константин и Маргарита и тоже занимаются дрессурой.

Биография

Пурш родился 6 декабря 1952 года в Рижском зоосаде в семье бенгальской тигрицы Юны и тигра Бенго. Спустя неделю из-за болезни Юны, которая не могла его кормить, заместитель директора Рижского зоосада по научной части Арвид Яковлевич Виксне передал тигрёнка на воспитание работнице зоосада Буциниекс, которая взяла его к себе в дом. Она и её дочь Ольга заботились о тигрёнке, кормили его и лечили. Видя свою «воспитательницу», он издавал звук «пурш-пурш», что в итоге и стало его новым и окончательным именем. Пурш вырос, и держать его в жилой квартире стало трудно. Дирекция Ленинградского зоопарка попросила направить Пурша к ним, что и было сделано.

Впервые Пурш появился в кино, снявшись в фильме «Укротительница тигров». Именно там он познакомился с известной дрессировщицей Маргаритой Назаровой. После съёмок он перешёл под её опеку. Тигров и других животных через её руки прошло немало, но именно Пурш стал самым любимым животным Назаровой.

Укротительница всячески баловала тигра: выгуливала его на поводке, возила в легковой машине и даже брала с собой в рестораны. Пурш был довольно спокойным тигром и спокойно вёл себя на выгуле.

Дошло до того что новогоднюю ночь с 31 декабря 1962 года на 1 января 1963 года Назарова и её друзья провели вместе с Пуршем в ресторане гостиницы «Астория».

«У Марго появился любимец — бенгальский тигр Пурш. С ним она и снималась в кино. Пурш стал просто ручным — редчайший случай! Маргарита даже выводила его гулять во двор на поводке, как собачку… Костя всю жизнь готовил для Маргариты аттракционы, работал с животными, страховал жену. И хотя на манеж с хищниками выходила Маргарита, мы-то знали, что за этими прекрасными номерами стоит труд Кости. Именно его тигры воспринимали как хозяина».

Энгелина Рогальская, выдержка из интервью.

Пурш снимался в фильмах и ездил со своей хозяйкой на гастроли. Характер у Пурша был хоть и мягкий, но непростой. Во время гастролей в Киеве он сбежал от своих дрессировщиков в ближайший буфет, где съел 31 колбаску и сломал буфетную стойку. Кроме того, однажды он попытался сорвать бант с головы Назаровой, чем вызвал у неё разрыв височной артерии.

После съёмок в кино Пурш заболел сахарным диабетом и скончался на 13-м году жизни в 1964 году от его осложнений.

Личная жизнь и семья Маргариты Назаровой

С мужем Константином Константиновским Маргарита Назарова прожила 25 лет, начиная с 1945 года, когда она вошла в труппу Даугавпилсского театра, где он был директором, и заканчивая его смертью. Константин был старше её на шесть лет, но к моменту знакомства имел за плечами солидный жизненный опыт. Уроженец Полтавы, с восьмилетнего возраста он воспитывался в колонии для трудных подростков, а позднее был отобран в Трудкоммуну имени Ф. Э. Дзержинского.

Работать с животными муж Назаровой начал ещё подростком. Учился Константиновский в Харьковском животноводческом техникуме. Потом его направили на кинологические курсы ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление, созданное на базе НКВД). Войну он начал лейтенантом госбезопасности, дослужился до майора, но после победы стал артистом-дрессировщиком. Именно он всегда был рядом с Назаровой, готовый защитить её от внезапного нападения.

Сын Маргариты Назаровой и Константина Константиновского, Алексей, не был их первенцем. До этого она выносила ребёнка, тоже мальчика, но он умер во время родов из-за врачебной ошибки. Алексей появился на свет в апреле 1960 года. А в 1970 году артистка овдовела. Константиновский умер после тяжёлой травмы головы, нанесённой ему тигрицей Юлькой. Вскоре у него было диагностировано воспаление мозга. Врачи провели операцию, но результатов это не дало.

После похорон мужа Маргарита Назарова, которой тогда было 44 года, оказалась в психиатрической лечебнице. Её восстановление от перенесённого стресса продолжалось полтора года, после чего она всё же вернулась к цирковым представлениям. Затем актриса вышла замуж за дрессировщика Мераба Герсеванишвили, работавшего с лошадями, но этот брак сохранялся всего два года, потому что она поняла, что артист не будет для неё таким же надёжным партнёром.

Сын Маргариты Назаровой, Алексей Константиновский, тоже избрал профессию дрессировщика. Из-за переживаний Назарова не могла присутствовать на его номерах после случая, когда на него напала тигрица — его едва удалось спасти. Алексей перебрался в Европу. Поначалу он работал во Франции, затем обосновался с женой Ольгой Страховой в Болгарии. Детей они нарекли в честь родителей мужчины — Маргаритой и Константином. Внуки Назаровой стали воздушными гимнастами.

Маргарита Назарова и её муж Константин Константиновский

Роли и судьбы

Другую заметную роль — красноармейца Баира, сыграл Федор Сахиров. К этому времени Сахиров был довольно известным артистом – в 1955 году он снялся в одной из главных ролей в фильме «Опасные тропы», который шел на экранах всей страны. Федор Семенович Сахиров прожил долгую жизнь и умер на 87-м году жизни – 16 мая 2015 года.

Красавец, певец, ставший звездой экрана после выхода в 1958 году фильма «Песня табунщика» Владимир Манкетов сыграл на этот раз отрицательную роль белого офицера. После фильма Манкетов работал в Оперном театре, стал заслуженным артистом Бурятии и России. Умер в 1966 году от туберкулеза.

Роль мальчика-пастушка, младшего брата главной героини, активно помогавшего красноармейцам, сыграл Ларик Марактаев, которому тогда было около 14 лет.

Найти его следы оказалось не так-то легко. По словам людей, знавших Иллариона Марактаева, с ним случилась история, которая часто случается с детьми, которые рано вкусили славу – у него не сложились отношения со сверстниками и были большие проблемы с самоопределением. Учился он в школе № 2. Однажды в своем юношеском стремлении выделиться и с детской наивностью Ларик переписал рассказ из «Пионерской правды», выдал его за свой и отнес в «Молодежь Бурятии». Напомню, что тогда «Пионерская правда» была всесоюзной газетой, которую читали очень многие школьники. Понятно, что об этом поступке сразу же узнали. Мальчика распекли «по полной программе»: с педсоветами, разборами, коллективными порицаниями на собраниях, дело чуть не дошло до исключения из пионеров. Хорошо еще, что все это мальчик из неполной семьи (его и сестру воспитывала одна мать) как-то пережил. Повзрослев, Илларион Марактаев поступал во ВГИК, но артистом так и не стал. К сожалению, Илларион прожил очень недолгую жизнь.

Интересные факты

С фильмом «Укротительница тигров» связан ряд занимательных фактов, с некоторыми из которых будет любопытно ознакомиться.

Экономия на пленке

Часто зрители удивляются, что кинолента, вышедшая в 55-м, снята на цветной пленке, в то время как масса снятых позднее картин — черно-белые. Причина — в партийных лидерах. При Сталине снимали мало, но ради верного идеологического результата готовы были идти на серьезные траты. При Хрущеве снимать стали больше, а потому и на пленке экономили.

Метод конфликтов

Чтобы звери привыкли к Маргарите Назаровой, дублировавшей актрису Людмилу Касаткину в сценах с тиграми, дрессировщик Борис Эдер прибег к «методу конфликтов», знакомому современным зрителям по голливудским боевикам. Роли «плохих полицейских» играли дрессировщики-мужчины, всячески третировавшие больших кошек. А Назарова гладила животных и угощала лакомствами. Методика сработала — тигры доверились девушке.

Опыт

После того как съемки «Укротительницы тигров» подошли к концу, Маргарита Назарова выступала в цирке с программой «Дрессированные тигры», состоявшей из подготовленных во время съемок номеров.

Смелость города берет

Павел Кадочников трюки на мотоцикле исполнял без дублеров и в сценах с тиграми снимался без страха. Да и Касаткина, сначала отказавшаяся работать с животными, потом нашла с ними общий язык — кормила, поила и гладила. Хотела даже сыграть в кадре с хищными красавцами, но поздно — животные привыкли к Назаровой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: