Самоирония и буквализм
В «Марионетках» ярко проявилась еще одна важная черта творческого почерка Якова Александровича, а именно – ироничность, граничащая с самоиронией. Скажем, многолетним обвинениям в театральности мастер ответил включением в ткань фильма пролога и эпилога, действие которых происходит в кукольном театре. Кроме того, в картине содержатся сценические музыкальные номера, да и вся она выдержана в эстетике буффонады.
Кадр из фильма «Марионетки» (1933)
Кадр из фильма «Марионетки» (1933)
Кадр из фильма «Марионетки» (1933)
Кадр из фильма «Марионетки» (1933)
Кадр из фильма «Марионетки» (1933)
Претензиям о пренебрежении новаторскими открытиями в области киноязыка Протазанов ответил ироничным использованием интеллектуального монтажа. Монтажные сопоставления кадров государственного собрания и репетиции артистов на сцене, как и полеты футбольного мяча, смонтированные встык с эпизодами в кабинете героя Михаила Жарова, не несут никакой дополнительной смысловой нагрузки. Они нужны, чтобы выразить творческую позицию мэтра, отрицавшего столь любимые экспериментаторами «приемы ради приемов» (именно поэтому технические находки ранней «Пиковой дамы» лишь усиливают ироничное общее звучание «мистической драмы»).
Протазанову всегда был чужд режиссерский пафос, стремление к символизму и загадочности. Ему свойственны лобовые метафоры, смысл которых без труда считает даже самый неискушенный зритель, для которого, в общем-то, Протазанов и снимал. Иллюстрацией намеренного авторского буквализма могут служить и некоторые сцены из «Бесприданницы» (1936). Так, когда Лариса (Нина Алисова) заносит руку над горящей свечой, мы понимаем, что влюбленная героиня «играет с огнем». Когда же она картинно погибает на цепях ограды набережной, мы вспоминаем, что за несколько минут до трагедии Паратов объяснял Ларисе, что их связь невозможна из-за сковавших его цепей законного брака.
Кадр из фильма «Бесприданница» (1937)
Кадр из фильма «Бесприданница» (1937)
Кадр из фильма «Бесприданница» (1937)
Кадр из фильма «Бесприданница» (1937)
Биография
Родился в семье Винокуровых в семье образованных русских родителей, оба из которых принадлежали к социальный класс купечества. Его отец Александр Саввич Протазанов происходил из долгого поколения купцов и был выдающимся потомственным гражданином Киева (унаследованная привилегия, впервые предоставленная прадеду Якова, купцу также по имени Яков Протазанов. переехавший с семьей в Киев из Бронниц ). Александр работал с братьями Шибаевыми из семьи старообрядцев, отец которых был одним из пионеров нефтяной индустрии.
Мать Якова Елизавета Михайловна Протазанова (урожденная Винокурова) был коренным москвичом. Закончила Елизаветинский Институт благородных девиц. Ее брат Михаил Винокуров был близким другом театральной семьи Садовских и оказал большое влияние на молодого Протазанова.
В 1900 году Яков окончил институт и начал работать купцом, хотя и не был. Я доволен своим выбором профессии. В 1904 году он уехал из России и провел несколько лет во Франции и Италии, занимаясь самообразованием. После возвращения в 1906 году Протазанов поступил на работу в московскую кинокомпанию «Глория» сценаристом и помощником режиссера. Там же он познакомился со своей будущей женой — Фридой Васильевной Кеннике, которая оказалась сестрой одного из соучредителей Gloria.
В 1910 году «Глория» вошла в состав кинофабрики, возглавляемой Полем Тиманом и Фридрихом Рейнхардтом. В итоге Протазанову дали режиссерское кресло, хотя, по его воспоминаниям, он принимал участие практически во всех съемках, включая кинематографию, сценическое имущество и бухгалтерию. Наиболее заметными его произведениями этого периода являются «Песнь пророка Олега» по поэме Александра Пушкина и «Отъезд великого старика» о последних днях Льва Толстого.. В 1914 году он присоединился к киностудии Иосифа Н. Ермольева, где проработал до эмиграции в 1920 году.
В период с 1911 по 1920 годы Протазанов написал и поставил около 80 фильмов, в том числе Пиковая дама (1916) и Отец Сергий (1918), которые были признаны его шедеврами. Иван Можухин снялся во многих своих ранних фильмах.
Он эмигрировал в Европу в 1920 году после Гражданской войны в России вместе с группой Ермольева, где он работал на различных французских — и Немецкие киностудии. Он вернулся в Россию в 1923 году. В следующем году он поставил Аэлиту по роману Алексея Толстого . Это был один из первых научно-фантастических фильмов, изображающих космический полет и инопланетное общество.
Его следующий фильм Портной из Торжка вышел на экраны с большим успехом и сделал его одним из ведущих режиссеров комедий. Он открыл много талантов, таких как Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Анатолий Кторов, Вера Марецкая, Юлия Солнцева, Георгий Милляр, Серафима Бирман, Николай Баталов и Михаил Климов. Один из самых популярных русских сказочных режиссеров Александр Роу тоже начинал ассистентом Протазанова.
В 1928 году поставил Белого орла, в главных ролях которого были Всеволод Мейерхольд и Василий Качалов — одна из их главных ролей. редкие выступления на большом экране. Последней его звездой стала экранизация пьесы Александра Островского Без приданого в 1937 году. В актерском составе приняли участие многие известные актеры из Малого театра.
. 26>Великая Отечественная война был эвакуирован в Ташкент вместе с некоторыми другими участниками Мосфильма и Ленфильма. Примерно в то же время его здоровье начало ухудшаться; По пути в Ташкент у него случился сердечный приступ. Ему удалось спродюсировать только еще один фильм — Насреддин в Бухаре (1943), действие которого происходит в Узбекистане.
Его единственный сын Георгий погиб в одном из финальных сражений, в котором также пострадал Протазанов. Последние дни он провел, работая над экранизацией комедии Александра Островского Волки и овцы. Среди других его планов — экранизации фильмов Война и мир и Оливер Твист.
Протазанов умер 8 августа 1945 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. У него остались жена Фрида и старшие сестры — Лидия Аристова, Валентина Протазанова и Нина Анджапаридзе.
Марионетки (1933)
Драма, Комедия, Советский фильм
Режиссеры: Яков Протазанов, Порфирий Подобед
В ролях: Андрей Мартынов, Петр Галаджев, Михаил Климов
Герои фильма носят имена семи нот — До, Ре, Ми и т. д. Дело происходит в некоем европейском королевстве Буфферия, где заправляют фашисты и капиталисты. Умирает король, не оставив наследника, и наиболее подходящей кандидатурой на престол кажется принц До, погрязший в долгах. Но по дороге в столицу До выпадает из аэроплана в реку, а когда, чудом оставшись в живых, он добирается — оказывается, что принятый за него парикмахер Соль сам объявлен королём.
Поначалу Соль теряется, но его ответы невпопад быстро истолковываются «как надо», в духе политической ситуации. Так, на вопрос о мерах по урегулированию государственного кризиса Соль вспоминает «горячие припарки, свинцовые примочки», что приводит в восторг лидера фашистов Фа. Постепенно Соль входит в роль и делает всё более резкие заявления.
биография
Протазанов закончил в 1900 году среднюю коммерческую школу и работал продавцом, затем бухгалтером в московском магазине Schrader and Company, затем между 1904 и 1906 годами он отправился со своими сбережениями во Францию , чтобы продолжить свое личное обучение. По возвращении стал переводчиком в кинопрокатной и продюсерской компании « Глория» в Москве .
С 1910 года его нанял Пол Тиман, который затем основал новую компанию и снял несколько немых фильмов с Владимиром Гардином . Его первый фильм о Тимане в 1911 году «Плач заключенного» , основанный на популярном романе, имел успех. Из сорока фильмов , которые он выстрелил в этот период, выделяются Amphise , Le Départ Du Grand шалфей , в 1912 году, или Драма а.е. телефон в 1914 году Ле Départ дю Гранд шалфей фильм о смерти писателя Толстого. , Чередуя постановочные сцены и документальные изображения, объективные и субъективные точки зрения (сны и видения). Фильм, мало заботящийся об исторической правде, хоть и примечательный, но не получил одобрения в семье писателя. Телефонная драма по тому же сценарию, что и Пасьянс на вилле» Гриффита (1909) , в частности, использует многоэкранную технику .
У него уже была солидная репутация, когда в 1914 году, когда компания Тильмана развалилась из-за войны, его нанял Йозеф Ермольев одновременно с актером Иваном Мосжукиным . Здесь он снимал с этим актером свои дореволюционные шедевры, такие как « Пиковая дама» или «Пер Серж» . Николаи Ставрогин , в 1915 году, уже с Mosjoukine, заимствован из пьесы в исполнении Московского Художественного театра , сам вдохновило на Достоевского Бесы . Он также дает в этот период в фильме «Еда» с полицейскими драмами или мелодрамами.
Революция Февраль 1917 г.Это повод для Протазанова снять несколько революционных тематических фильмов, таких как « Достаточно крови» или « Андрей Кожухов» . Последний показывают после Октября без перерыва до съемок первых великих революционных эпосов, таких как «Мать» или «Броненосец Потемкин» . В том же году он снимает фильм « Сатана торжествующий» и особенно « Отец Серж» , один из шедевров немого кино.
Он снимается в Крыму , где компания бежала от бед Октябрьской революции , но после национализации киноиндустрии в Ялте все переехали во Францию .
Он работал во Франции, где снял пять фильмов для Пате и Гомона , затем в Германии . Этот период плодотворен, прежде всего , это Суд , Тень греха , Паломничество любви , Ужасающее приключение и т. Д.
Однако в году он решил вернуться в Россию, которая должна была стать СССР . Затем он снимает приключенческие фильмы или комедии, такие как « Аэлита» , «Испытание трех миллионов» , «Белый орел» , «Пир Святого Йоргена» …
Протазанов открыл для себя многих актеров, в том числе Ивана Мосжукина , Игоря Ильинского , Михаила Жарова .
Он получил золотую медаль в Париже в 1937 году за фильм La Fille sans dot и прекратил съемки в 1943 году .
Традиционализм и новаторство
Кадр из фильма «Пиковая дама» (1916)
Кадр из фильма «Уход великого старца» (1912)
Кадр из фильма «Пиковая дама» (1916)
Кадр из фильма «Уход великого старца» (1912)
Кадр из фильма «Аэлита» (1924)
Кадр из фильма «Аэлита» (1924)
Кадр из фильма «Аэлита» (1924)
Кадр из фильма «Аэлита» (1924)
Кадр из фильма «Аэлита» (1924)
Кадр из фильма «Аэлита» (1924)
За «Аэлитой» последовал «Его призыв» (1925), в котором режиссер умудрился совместить приключенческий жанр с ленинской темой. Еще одним новаторским ходом стало приглашение на роль типичного злодея (циничного эмигранта) обаятельного актера Анатолия Кторова. Привычное для нас явление в кинематографе тогда воспринималось как провокационное режиссерское решение. Ведь в 1925 году киноискусство еще жило по законам плакатной контрастности, согласно которым каждый персонаж должен был однозначно выражать определенное качество. Так или иначе, главным достоинством, которое критика приписывала фильму, была «эмоциональная достоверность», а сам Пудовкин окрестил «традиционалиста» Протазанова едва ли ни родоначальником соцреализма. «В его призыве, – писал соратник Льва Кулешова, – появляется та, еще скрытая, кажущаяся непрочной тенденция, которая впоследствии, проходя много стадий развития, превратилась в полноценную школу, называемую нами социалистическим реализмом».
Плакат фильма «Его призыв» (1925)
Развитие данного направления Протазанов продолжил лентой «Сорок первый» (1926), которую рецензенты единодушно провозглашали «одним из лучших образцов реалистической кинофильмы» и ставили в один ряд с «Матерью» того же Пудовкина. К слову, таких высоких оценок картина удостоилась благодаря следованию Якова Александровича традициям актерского, психологического кино, рьяно отвергавшегося режиссерами-экспериментаторами.
Плакат «Сорок Первый» (1926)
Фильмография
Директор
- : Бахчисарайский фонтан
- : Смерть Ивана Грозного
- : Ночь в мае
- : The Lament каторжника ( Piesnia katorjnika )
- : Le Départ du grand sage ( Oukhod velikovo startza ), совместно с Полом Тиманом
- : Амфиза ( Анфиса )
- : Отъезд великого старика ( Уход великого начала )
- : Разбитая ваза
- : Ноктюрн Шопена
- : Как хорочи, как свежие были розы
- : В честь Российского флага
- : Ключ к счастью
- : Рождественская елка
- : Лицо войны
- : Танец вампира
- 1914: Драма о телефоне ( Drama u telephona )
- : петербургские штаны
- : Война и мир
- : Плебей
- : Николай Ставрогин
- 1915: Сачка-семинарист ( Sacha Seminarist ), совместно с Т. Сабински
- 1915: Не задавайте ему никаких вопросов ( Не подходите к ней с вопросами )
- : Дом смерти
- : Грех
- : Пиковая дама ( Pikovaïa dama )
- : Женщина с кинжалом ( кинжалом Дженччины )
- 1916: Суд Божий ( Суд Боджи )
- 1916: Не желай жены соседа ( Ne pojelaï jeny blijnevo tvoevo )
- 1916: Дай это во имя любви Христа ( Podaïte Khrista radi ieï )
- : Хватит крови ( Не надо сериал )
- : Отец Сергий ( Отец Сергий )
- : Прокурор
- : Андрей Кожухов
- : Проклятые миллионы
- 1917: Победоносный сатана ( Satana likouyouchtchy )
- 1917: Бушующее море унесло его
- : Паразиты жизни
- 1918: Слуга Дженни ( Горничная Дженни )
- 1918: Маленькая Элли ( Малютка Элли )
- 1918: Человек в тюрьме
- : Черная Орда
- : Тайна королевы ( Тайна горолевы )
- : член парламента
- 1919: Женская Голгофа
- 1919: Черный отряд
- : Злое приключение
- : Правосудие первое , римейк Прокурора
- 1921: Ночь любви
- : Значение смерти
- 1922: Тень греха
- : Der Liebe Pilgerfahrt
- : Аэлита
- : Закройщик из Торжка
- : Его призыв ( Yego Призыв )
- : Суд над тремя миллионами ( Процесс о трех миллионах )
- : Сорок первый — Сорок первый.
- : Официант ресторана ( Человек из ресторана )
- : Дон Диего и Пелажи
- : Белый орел ( Белый орел )
- : Ряды и люди ( Tchiny i lioudi )
- : Праздник святого Йоргена ( Праздник святого Йоргена )
- : Томми
- : Марионетки
- : О странностях любви ( О странностях любви )
- : Бесприданница Девушка ( Бесприданница — Bespredannitsa )
- : Салават Юлаев
- : Насреддин в Бухаре
- Дата выхода неизвестна: Тайна Нижегородской ярмарки ( Тайна Нижегородской Ямарки )
Сценарист
- : Песнь катянина
- : Разбитая ваза
- : Как хорочи, как свежие были розы
- : Пиковая дама ( Pikovaïa dama )
- : Андрей Кожухов
- : Не надо сериал
- : Маленькая Элли
- : Секрет королевы
- : Злое приключение
- : Значение смерти
- : Процесс о трех миллионах
- : Официант ресторана ( Человек из ресторана )
- : Белый орел ( Белый орел )
- : Tchiny i lioudi
- : Праздник святого Йоргуэна
- : Томми
- : Две встречи
- : Марионетки
- : Бесприданница
- : Насреддин в Бухаре
Актер
- : Смерть Ивана Грозного : Гарабурда
- : Шахматная лихорадка ( Chakhmatnaïa goriachka ): фармацевт
- : Официант ресторана ( Человек из ресторана )
Последние новости
21 декабря 2023
Сегодня День рождения отмечает Нина Николаевна Никитина
Нина Николаевна — заведующая библиотекой СПбГИКиТ.
18 декабря 2023
Информационные ресурсы библиотеки
Вот и подошло время сессии!
Библиотека всеми силами старается помочь ребятам успешно освоить дисциплины и сдать все студенческие работы и экзамены.
Мы готовы рассказать про ресурсы, которыми располагает библиотека, и о том, как искать в них нужную информацию. Научим, как получить доступ к полным текстам документов. Подскажем, где и какие данные можно найти. Дадим советы, как это можно сделать наиболее простым способом.
15 декабря 2023
Новые поступления в фонд библиотеки
Хотим выразить огромную благодарность Виктору Михайловичу Будилову!
Мы стали счастливыми обладателями роскошных книг и редких журналов, которые Виктор Михайлович подарил библиотеке, а значит, и ее читателям. Дары настолько чудесные, что мы решили сделать их видеопрезентацию, чтобы вам захотелось прийти в библиотеку.
8 декабря 2023
Международный день художника. Виртуальная выставка книг
8 декабря празднуется Международный день художника, который был учрежден в 2007 году Международной Ассоциацией «Искусство народов мира». День художника – это праздник не только профессионалов и любителей живописи. Творчество сохраняет в человеке возможность радоваться миру и любить его. Поэтому сегодняшний праздник – для всех любителей прекрасного.
Предлагаем познакомиться с книгами, доступными нашим читателям и предназначенных для профессионалов и любителей.
7 декабря 2023
Государственный Эрмитаж. Книжная выставка
День рождения Эрмитажа — 7 декабря (День святой Екатерины). Считается, что именно в этот день в 1764 году императрице Екатерине II было передано из Берлина несколько сотен ценных картин фламандских, голландских и итальянских художников из частной коллекции прусского купца Иоганна Эрнста Гоцковского. Среди них были работы Рембрандта, Рубенса, ван Дейка и других известных мастеров.
С книгами о Эрмитаже из фонда библиотеки вы можете познакомиться на виртуальной выставке.
3 декабря 2023
Всемирный день компьютерной графики. Виртуальная выставка книг
Ежегодно 3 декабря дизайнеры и аниматоры во всём мире отмечают свой профессиональный праздник — Всемирный день компьютерной графики. Поздравляем всех причастных!
И приглашаем ознакомиться с виртуальной выставкой книг, посвященных означенной теме.
Все новости