Биография и возраст георгия тараторкина, личная жизнь и трагическая смерть

Георгий тараторкин

«Тяжелая потеря»

Коллеги по первому ленинградскому театру, где служил народный артист РСФСР Георгий Тараторкин, выражают соболезнования в связи с его кончиной. «Это очень тяжелая потеря» — сказала актриса ТЮЗа, народная артиста России Ирина Соколова. В беседе с корреспондентом ТАСС она назвала Тараторкина «мозговым центром нашего тюзовского содружества».

«Ушли Саша Хочинский, Юра Каморный, Тоня Шуранова, а теперь вот и Юра (тюзовцы называли Тараторкина Юрием — прим. ТАСС) — это был наш клуб единомышленников. Мы тогда жили одними чувствами и думали, может быть, по-разному, но об одном и том же. И Юра Тараторкин был эпицентром, мозговым центром нашего содружества, всех тех, кто был вокруг котла, в котором закипала новая жизнь, новое отношение к детям», — вспоминает Соколова.

Со своей первой центральной роли в спектакле «Тебе посвящается» он, по словам Соколовой, «выскочил, можно сказать, прямо на гребень волны своего будущего пути — прекрасного, неоднозначного. Такой вожак стаи». Одним из главных его спектаклей ленинградского периода (актер перебрался в столицу в 1974 году — ТАСС) она считает «После казни прошу. «, где Тараторкин создал образ лейтенанта Петра Шмидта. Спектакль сочинялся «внутри театра», и Тараторкин внес в его создание большой личный вклад. У них было много совместных спектаклей. «Мы, — вспоминает Соколова, — потрясающе репетировали «Свои люди — сочтемся», и репетиции иногда были сладостнее, чем даже игра в спектакле».

Георгий Тараторкин скончался 4 февраля на 73-м году жизни после тяжелой болезни. «Прощание с Георгием Георгиевичем пройдет в понедельник, 6 февраля, в Театре Моссовета, оно начнется в 11:00 мск, — сообщили ранее ТАСС в пресс-службе театра. — Похороны состоятся в этот же день на Троекуровском кладбище».

Умер народный артист Георгий Тараторкин

Телеигра «Маркиза». Георгий Тараторкин.

Георгий Тараторкин. Мой герой

Тараторкин-Раскольников

В 1968 году актер тяжело заболел, врачи подозревали у него гангрену. Лежа в больнице, Тараторкин ждал приговора лечащего доктора, но тут случилось неожиданное – в больницу пришли ассистенты режиссера Льва Кулиджанова. Тот искал актера на главную роль в фильме «Преступление и наказание». Измождённый, усталый вид Георгия оказался именно тем, что искал режиссер.

Роль Раскольникова Тараторкин получил весьма необычным образом

Так необычно актер получил значимую в своей карьере роль. Георгию удалось удивительно точно передать мучения совести Раскольникова, невыносимую боль от наблюдаемых страданий, гордость и честолюбие главного героя, и потому неудивительно, что эта роль сделала Тараторкина известным на всю страну. Оценило его талант и правительство – он стал лауреатом Государственной премии РСФСР.

Участие актера в экранизации романа привлекло внимание художественного руководителя Московского академического театра им. Моссовета Ю.А

Завадского, который пригласил Тараторкина в свой театр. В 1974 году актер оставил ТЮЗ и начал работу в Москве.

Георгий Тараторкин связал свою жизнь с Театром Моссовета («Не будите мадам»)

Как Георгий Тараторкин стал актером

Театральный путь известного актера начался в шестидесятые, когда он еще учился. Его пригласили участвовать в постановке «Тебе посвящается». Молодой исполнитель справился с ролью блестяще, потому, когда он в 1966 году получил диплом, без проблем устроился актером в Ленинградский ТЮЗ. Так началась театральная карьера Георгия, продлившаяся ровно 8 лет.

За это время Тараторкин эффектно сыграл несколько достаточно тяжелых ролей, воплотив Бориса Годунова и Гамлета, П.Шмидта и Подхалюзина. О таком мечтали все его коллеги, но Георгий был настолько талантлив, что о замене его кем-то другим даже речи не шло.

В 1974 году молодой человек перебрался в столицу, где устроился на работу в театр имени Московского совета. Его дебют выпал на постановку «Преступление и наказание» — нелегкую и неоднозначную драматическую пьесу. Под руководством Завадского из актера получился превосходный Раскольников, которому зрители аплодировали стоя. Потом была роль Ставригина в спектакле «Бесы», поставленном по мотиву все того же Достоевского.

Начиная с 1996 года, Георгий Георгиевич начал преподавать во ВГИКе, причем, его курс был настолько интересно построен, что попасть на учебу к именитому мастеру считалось огромным везением. К этому стремились все, кто мечтал о сцене.

Заняв пост руководителя ассоциации «Золотая маска», актер не только не ушел со сцены, но даже не уменьшил количество выступлений. Он жить не мог без театра и гордился возможностью выступать там, где некогда творили такие известные люди, как Р. Плятт и Ф. Раневская. Он говорил своим студентам, что ему неимоверно повезло застать то время, когда у них можно было перенять мастерство. Несмотря на собственную известность и немалые достижения, Тараторкин никогда не считал себя великим и не гордился своей игрой.

Как театральный артист попал в кино

Георгий всегда предпочитал кинематографу театр, хотя ему довелось сыграть во многих фильмах. Первая роль знаменитого актера была эпизодической, он мелькнул в ленте «Софья Перовская», вышедшей на телеэкраны в 1968 году. Год спустя Лев Кулиджанов позвал Тараторкина сыграть главного персонажа в драме «Преступление и наказание». Именно это принесло артисту успех и стало началом его кинокарьеры.

Все герои, сыгранные знаменитостью, были интеллигентами, этому способствовала внешность Георгия. Он был высоким, стройным, с правильными, тонкими чертами лица и пышными, слегка вьющимися волосами. Его взгляд с особыми искорками буквально завораживал зрителей.

Тараторкин участвовал в «Переводе с английского», «Чисто английском убийстве», «Делах сердечных», «Маленьких трагедиях» и прочих кинопроектах. Стоило его фамилии появиться в титрах, как зрители знали, что ленту определенно стоит посмотреть. Режиссеры быстро поняли, что если позвать актера на съемочную площадку, это обеспечит проекту успех.

Георгий Георгиевич  даже пробовал сам снимать фильмы. Его «первой ласточкой» в 1992 году стала лента «Та, которой не стало». К слову, в это время у знаменитости уже было звание народного артиста.

Актер нередко снимался в сериалах мелодраматического жанра, его можно увидеть в таких многосерийниках, как «Хроника любви и смерти», «Спас под березами», «Нежное чудовище» и «Шахматист». Также Тараторкин снялся в нашумевшей киноленте о современной Золушке «Не родись красивой».

Одним из последних проектов кинозвезды стал вышедший на экраны в 2016 году сериал «Таинственная страсть».

Театр

Став старшеклассником, и выбирая профессию, Георгий всерьёз готовил себя к педагогическому поприщу. На актёрскую профессию он вначале смотрел, как на недостижимое для себя счастье. Но в итоге те сильные эмоции, которые он испытывал как театральный зритель, повлияли на его окончательный выбор.
Он решил не спешить с поступлением в высшее учебное заведение. Получив аттестат зрелости, он сразу устроился на работу в обожаемый ТЮЗ

Но не актёром, а осветителем.
Художественный руководитель этого театра Зиновий Корогодский заметил, с каким восторженным вниманием худой молодой человек высокого роста, работающий осветителем, наблюдает за игрой актёров на сцене. Пообщавшись с ним, опытный Корогодский сразу же сумел увидеть в этом юноше серьёзные актёрские задатки

Он морально поддержал его, помог преодолеть робость и нерешительность, посоветовал не страшиться вступительных испытаний.
Тараторкин, получив такую поддержку, решился подать документы на поступление в студию при ТЮЗе и с первой же попытки был зачислен туда студентом, выдержав конкурс в сотню абитуриентов на место.
Однако учиться там ему было очень трудно. Времена были строгие. Студентов, накопивших много не сданных вовремя зачётов и экзаменов, безжалостно отчисляли. Тараторкина спасало его трудолюбие, которое уже тогда оценили и сокурсники и преподаватели.
Он стал одним из лучших студентов студии ТЮЗа. И окружающим, и прежде всего самому себе, он сумел уже в студенческие годы доказать, что профессию выбрал правильно.
В середине 60-ых годов его дебют на сцене ТЮЗа, роль старшеклассника Виталия Ромадина в спектакле «Тебе посвящается», очень высоко оценили театроведы и наставники, единодушно подчеркнув наличие в нём яркой творческой индивидуальности и своеобразного «почерка» манеры игры.
Обучение в студии ТЮЗа Тараторкин завершил в 1966 году и сразу же был зачислен в труппу этого театра.
Тараторкин служил в ТЮЗе до 1974 года. Ему почти сразу же стали доверять серьёзные роли, о которых иные актёры мечтают всю жизнь, Гамлета, Бориса Годунова, лейтенанта Шмидта.
Никто не мог сказать, что такую быструю и раннюю актёрскую карьеру он сделал незаслуженно. Потому что зрительская публика регулярно благодарила артиста за его игру бурными овациями.
В 1974 году молодого популярного ленинградского актёра пригласили на работу в столичный театр имени Моссовета. И сразу же он получил на его сцене серьёзную роль Родиона Раскольникова в постановке Юрия Завадского по мотивам классического произведения Достоевского. Критики писали тогда, что Тараторкин лучше всех своих коллег сумел понять замысел великого писателя и воплотить на сцене образ этого персонажа, занимающего особое место в русской литературе.
Вскоре после постановки спектакля «Преступление и наказание» в театре с большим успехом прошла другая постановка по Достоевскому – «Бесы». В ней Тараторкин сыграл Ставрогина.
В последний день 1976 года Георгий Тараторкин получил великолепный новогодний подарок – звание заслуженного артиста РСФСР. В апреле 1984 года – звание Народного артиста РСФСР.
В 1996 году Георгий Тараторкин помимо актёрской работы, стал заниматься и преподаванием во ВГИКе. В этом же году его избрали первым секретарём союза театральных деятелей РФ.

Георгий Тараторкин в театре

Биография

Пресс-конференция премии «Золотая маска» 3 ноября 2015 года

Родился 11 января 1945 года в Ленинграде. В 1966 году окончил студию при Ленинградском ТЮЗе им. А. А. Брянцева, учился у Зиновия Корогодского и до 1974 года играл в ТЮЗе ведущие роли в большинстве спектаклей, поставленных Корогодским. С 1968 года актёр начал сниматься в кино (первый фильм — «Софья Перовская»).

К 1969 году на экраны вышел фильм «Преступление и наказание» по роману Ф. М. Достоевского. В нём он создал образ Родиона Раскольникова. В 1974 году был приглашен в Театр имени Моссовета. Первой ролью стал уже сыгранный в кино Раскольников в известном спектакле Юрия Завадского «Петербургские сновидения», поставленном в 1969 году (на сцене театра в этой роли блистал Геннадий Бортников).

Позже[когда?] актёр сыграл ряд других ролей, включая Стрельцова в спектакле «Они сражались за Родину», Ивана в «Братьях Карамазовых», Каренина в «Живом трупе».

В —-е годы, когда поэзия была особенно популярна на эстраде, радио и литературных вечерах, много выступал с поэтическими программами по произведениям Александра Блока и других поэтов «Серебряного века». Критики неоднократно отмечали мастерство артиста, его редкое умение донести не только содержание, но и красоту формы стиха.

С 1996 года преподавал во ВГИКе актёрское мастерство, вёл курс. В этом же году был избран первым секретарём Союза театральных деятелей России.

В 1997 году создал цирковой театр «Балаганчик», в котором поставил цирковой спектакль «Каштанка» по рассказу А. П. Чехова.

За последнее десятилетие[когда?] на сцене Театра им. Моссовета сыграл главные роли в спектаклях режиссёра Ю. Ерёмина:

  • «Не будите мадам» по Жану Аную и
  • «Серебряный век» по Михаилу Рощину.

С 4 ноября 2005 года был занят в главной роли (адмирала Колчака) в спектакле Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова «Колчак» («Звезда адмирала») по пьесе Сергея Остроумова, для участия в спектаклях он периодически летал в Иркутск. Во время гастролей театра в Москве в мае 2006 года спектакль был дважды показан на сцене театра им. Моссовета.

В 2013 году актёр снялся на киностудии «RWS» в 8-серийном шпионском сериале «С чего начинается Родина» у режиссёра Рауфа Кубаева в роли разведчика Дмитриева.

Последние годы жизни, болезнь и смерть

В последние годы жизни актёр боролся с тяжёлой онкологической болезнью. В конце января 2017 года он был госпитализирован в одну из московских больниц.

Скончался на 73-м году жизни 4 февраля 2017 года в Москве. Церемония прощания состоялась 6 февраля в театре имени Моссовета. Похоронен актёр на Троекуровском кладбище Москвы.

Семья

  • Вдова: Екатерина Георгиевна Маркова (род. 1946) — дочь советского писателя Г. М. Маркова, актриса, писатель.
    • Сын: Филипп Георгиевич Тараторкин (род. 1974) — кандидат исторических наук, доцент Учебно-научного центра «Новая Россия. История постсоветской России» и кафедры истории России средневековья и раннего нового времени РГГУ, автор книги о Василии Блаженном, вышедшей в Малой серии ЖЗЛ в 2016 году.
    • Дочь: Анна Георгиевна Тараторкина (род. 1982) — актриса.

Детство и юность

Нина Александровна при всех жизненных тяготах умудрялась приобщать детей к искусству: водила их на концерты и различные представления. Для Георгия эти походы превращались в настоящие праздники. И хотя парнишке нравилась атмосфера, царящая в зрительном зале, о карьере актёра он тогда даже и не помышлял. Со школьных лет он видел себя преподавателем. Уже будучи старшеклассником, подумывал поступать в педагогический институт. Однако после окончания школы Георгий осознал, что его призвание – это сцена, и что мечты о педагогике следует оставить. Поступать в какое-либо театральное училище после школы элементарно испугался. Чтобы быть ближе к искусству, получить практические навыки и не терять зря времени, он устроился на работу в ТЮЗ осветителем.

Высокого, худощавого, с интеллигентным лицом и горящими глазами юношу заприметил художественный руководитель театра Зиновий Корогодский. Как-то мужчина разговорился с Тараторкиным и выяснил, что тот мечтает стать актёром, но робеет сдавать вступительные экзамены. Корогодский подбодрил Георгия, сказав, что ничего страшного в экзаменационных испытаниях нет, и почему бы не попробовать поступить в театральную студию при ТЮЗе, в котором парень и работал. Тараторкин решился, и у него получилось обойти множество претендентов с первого раза. Заметьте, конкурс был очень суровый: примерно сто человек на одно место.

Георгий учился усердно, старался посещать все лекции и занятия. Его трудолюбие и увлечённость поражала как сокурсников, так и преподавателей, и все его старания не пропали даром.

Со временем талантливому студенту представилась возможность проявить себя на театральных подмостках, когда его пригласили сыграть роль школьника в спектакле по пьесе Макса Бременера «Тебе посвящается».

В 1966-м выпускнику вручили диплом об окончании студии и сразу приняли в труппу Ленинградского Театра юного зрителя.

Актерская карьера

До 1974 г. Георгий исполнил немало интересных и разноплановых ролей в театре, который посещал с раннего детства. Он воплотил образы Императора Николая I в спектакле «Глоток свободы», литератора Алексея Пешкова (в дальнейшем Максима Горького) в пьесе «Хозяин». Своим талантом, великолепной актерской игрой и передачей образа он неоднократно доказывал, что не ошибся с профессией.

В 1968 г. Тараторкин серьезно заболел, был госпитализирован с подозрением на гангрену. Пока артист лежал в больничной палате и ждал окончательного диагноза, туда наведались помощники Льва Кулиджанова. Он как раз находился в поисках актера, который бы сыграл центральный образ в картине «Преступление и наказание». Бледный и измученный болезнью Георгий настолько покорил режиссера, что мгновенно был утвержден на роль.

Тараторкин с удивительной точностью передал страдания и душевные терзания Раскольникова. После премьеры фильма актер прославился на всю страну.

Театр

Дебютным образом Георгия в московском театре снова стал Раскольников. Игра артиста в «Петербургских сновидениях» была положительно оценена зрителями и критиками за правдоподобность и целостность образа. О Тараторкине сказали, что он глубоко понимает творчество Достоевского. В «Петербургских сновидениях» актер выступал более 10 лет, не переставал вызывать восторг у публики.

Помимо Раскольникова, он воплощал образы других знаменитых героев классических произведений. Георгий не переставал благодарить судьбу за предоставленные случаи исполнить такие многогранные и тяжелые образы.

Нередко зрители приходили в театр только ради игры Тараторкина, у него не было ни одного отрицательного отзыва от критиков. Знаковым стал инцидент, когда после окончания постановки «Не будите мадам» ему стоя аплодировал весь зал.

Кино

Ролей в кино у Георгия меньше, чем в театре, однако все они стали яркими и культовыми. В большинстве проектов у персонажей Тараторкина были схожие черты характеры. Актер замечательно передавал муки совести, страдания человека с тонкой душевной организацией из-за плохих поступков и оплошностей.

В актерской карьере артиста был интересный случай. Его дебютной ролью в кино был персонаж революционера Игнатия Гриневицкого в «Софье Перовской», который организовывал покушение на Императора Александра II. В 2003 г. в картине «Любовь императора» Тараторкину довелось воплотить образ правителя, которого намереваются убить.

В 2010 г. Тараторкин снова вернулся к амплуа советского классического писателя Максима Горького в картине «Плен страсти», в 2011 г. активно участвовал в процессе съемок детективного сериала «С чего начинается Родина». В 2015 г. зрители увидели актера на подмостках театра Моссовета в новом спектакле «Римская комедия». Георгий создал образ поэта Диона, готового идти против системы. Персонаж поразил поклонников актера многогранностью своей натуры и философскими подтекстами.

Также он поучаствовал в съемочном процессе картин «Запрет» и «Таинственная страсть». В это время Тараторкин в компании с Евгенией Симоновой и Чулпан Хаматовой работал над спектаклем «Сильвия» Питера Штейна. Самыми успешными проектами на позднем этапе творчества артиста стали картины «Дюба-дюба» и «Умирать легко».

Осенью 2016 г. Георгия включили в состав секретариата Союза театральных деятелей России. Некоторое время спустя на экраны вышел сериал «Таинственная страсть», где артист воплотил образ Георгия Репина.

Фильмография

В 1992 г. Георгий Тараторкин, уже успевший получить звание Народного артиста РСФСР, зарекомендовал себя в качестве режиссера-постановщика картины «Та, которой не стало». Несколько лет спустя успешный артист набрал студентов, из которых намеревался сделать актеров, в 2002 г. им была отведена театральная мастерская. В том же году Георгия выдвинули на пост первого секретаря Союза театральных деятелей России.

Озвучивание мультфильмов

В 70-х и 80-х гг. Георгий нередко появлялся на радиопередачах и сцене с зачитываниями произведений поэтов «Серебряного века». Часто звучали стихотворения уважаемого им Александра Блока. Ораторские способности Тараторкина нередко применяли в озвучивании персонажей мультфильмов. Среди его работ можно выделить «Щелкунчика и мышиного короля» и «Чуридило».

Награды и звания

За образ Раскольникова юношу по достоинству оценили в правительстве – он стал лауреатом Государственной премии РСФСР. За годы карьеры Георгия удостоили звания народного артиста РСФСР, сделали лауреатом Государственной премии им. братьев Васильевых, членом Союза кинематографистов РФ. Артист получил орден «За заслуги перед Отечеством», «Знак Почета» и орден Петербургского фонда «Классик-Центр» «Созидатель Петербурга».

В возрасте 72 лет умер актер театра и кино Георгий Тараторкин

«Самой большой неожиданностью для меня по-прежнему является то, что я занимаюсь актерской профессией, — говорил Тараторкин в одном из своих интервью, данных накануне 65-летнего юбилея. — В детстве мечтал стать учителем». После школы он пошел работать в ленинградский ТЮЗ просто ради заработка. Причем шел устраиваться учеником художника, но пришлось занять место осветителя. «И если бы не встреча с главным режиссером театра Зиновием Корогодским, моя судьба, скорее всего, сложилась бы иначе», — говорил артист. Собственно, легкой жизни ему судьба не обещала: его семья рано осталась без кормильца, и о матери с сестрой пришлось заботиться именно ему. В ленинградском ТЮЗе он на долгие годы и остался, став для Корогодского не только учеником, но и артистом-талисманом.

В знаменитом питерском ТЮЗе он сыграл свои первые главные роли — в «Гамлете» и «Борисе Годунове».

В 1974 году перешел в столичный Театр имени Моссовета, артистом которого оставался до последнего времени, — и здесь сыграл во всех тех спектаклях, которые составили в 70–80-х славу и историю театра: Каренина в «Живом трупе», Ивана в «Братья Карамазовых», Орехова в «Максиме в конце тысячелетия», Жюльена Палюша в «Не будите мадам». Здесь он, уже в более возрастном амплуа, снова стал актером-талисманом — на этот раз для одного из ведущих российских комедиографов Юрия Еремина.

В кино талант Тараторкина раскрылся, возможно, не так сильно, как в театральных работах. Сниматься он начал в середине 60-х — вскоре после окончания студии при ленинградском ТЮЗе, появился в ролях второго плана в «революционных» картинах — «Софья Перовская», «Гроза над Белой».

В 1969-м молодому актеру досталась и главная роль — в поставленной Львом Кулиджановым экранизации романа Достоевского «Преступление и наказание» он сыграл Родиона Раскольникова,

и созданный актером образ, по отзывам, был лучшим киновоплощением этого литературного героя; создатели фильма (и Тараторкин в том числе) получили за этот фильм Государственную премию. Сам актер потом сыграл этого персонажа в Театре имени Моссовета — в спектакле Юрия Завадского «Петербургские сновидения». В фильмографии Георгия Тараторкина более 60 ролей, но сравнимой с ролью Раскольникова, пожалуй, не было — а сам этот персонаж стал прочно ассоциироваться именно с артистом. Который, в свою очередь, признавался, что ждет каждой возможной встречи с мятущимся убийцей из «Преступления и наказания». «В отличие от процентщицы Алены Ивановны встречу с Раскольниковым я воспринимаю как подарок судьбы», — пошутил он в одном из интервью.

Он играл в «Чисто английском убийстве», «Маленьких трагедиях», сериале «Богач, бедняк», «Лунной радуге», «Дюба-дюба»; в российском кино ему тоже доставались роли второго плана — в сериалах «Не родись красивой» или в недавней нашумевшей «Таинственной страсти».

Еще одна грань таланта Тараторкин раскрылась довольно поздно — в 1996-м он стал педагогом, набрал курс во ВГИКе.

К своим первым выпускникам до последних дней относился как к родным детям, признаваясь, что именно из-за этой ответственности не готов набирать новых. Его учениками стали Владимир Вдовиченков, Нелли Уварова, Александр Волков и другие актеры, за судьбами которых Георгий Георгиевич пристально следил и при каждой возможности старался помочь.

Тараторкин всегда обладал сокровищем, за которое любой ветеран сцены даст дорогую цену — сыновнюю любовь и признание молодых коллег.

С 1997 года и до самой кончины он оставался бессменным президентом премии и фестиваля «Золотая маска»,

ежегодно собирающего воедино всю театральную Россию и представляющую жителям Москвы, регионов и зарубежья все лучшее, что производит на своих сценах наша страна, до сих пор остающаяся одной из первых театральных держав мира. «Золотая маска» знала разные времена, но в любых трудных ситуациях Тараторкин, прошедший школу заботы о младших еще в юности, вставал на ее защиту. И использовал весь свой авторитет для помощи коллегам.

Когда уходят актеры старой школы, принято говорить «ушла эпоха» — эта формула всегда работает, она всегда справедлива.

Однако в случае с Тараторкиным она не совсем точна — другого такого актера на российских экране и сцене просто не было. В разгар советской эпохи он показал, что даже в условиях развитого соцреализма артист может быть красивым, умным и тонким одновременно, строить роль на полутонах и неизменно влюблять в себя новых и новых зрителей, в памяти которых Тараторкин останется навсегда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kinoteka
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: